Абсурд

Абсурдизм и его идеи

Абсурд

Людям, привыкшим обращать своё внимание на окружающий мир и его детали, уже совсем не в диковинку замечать вокруг абсурдные вещи. Абсурд – что это? Что-то, что противоречит здравому смыслу, выходит за привычные рамки, является глупым или нелепым…

Наша жизнь полна абсурда. И так было, наверное, с того самого момента, когда человек начал осознавать себя и окружающих вокруг, как личностей. Но если сначала получила развитие философия существования, называемая экзистенциализмом, акцентировавшая внимание на уникальности человеческого бытия, то позже, причём, именно из неё, развилось уже другое учение – абсурдизм.

Сегодня мы поговорим именно об абсурдизме, основных вехах на пути его развития и самых выдающихся его представителях.

Что такое абсурдизм и как он появился?

Абсурдизм представляет собой систему философских взглядов, согласно которой утверждается, что человеческое бытие не имеет смысла.

В качестве теории мировоззрения абсурдизм рассматривают как часть философии экзистенциализма, а его корнями считаются идеи Сёрена Кьеркегора – философа датского происхождения XIX века.

Однако уже оформившейся философской концепцией абсурдизм предстаёт в работе французского писателя и философа Альбера Камю «Миф о Сизифе».

В своём творчестве Камю как раз основывался на идеях Кьеркегора, а также таких людей как Фридрих Ницше, Фёдор Достоевский, Эдмунд Гуссерль, Николай Бердяев и других.

Отправной точкой в возникновении абсурдизма как философии абсурда стали мировые войны, произошедшие в первой половине XX века. Эти войны породили массу человеческих смертей и страданий, социальную неустроенность и т.д., ставших почвой для появления и развития идей экзистенциализма как движения гуманизма.

Так, в первой половине минувшего века люди стали интересоваться творчеством Альбера Камю и Жан-Поля Сартра, а идеи абсурдизма начали набирать всё большую популярность. Итогом же стало то, что абсурдизм прочного вошёл историю философии, а также многих направлений искусства, таких как писательство, поэзия, театр и т.д.

Но чем же так «зацепил» массовое сознание этот самый абсурдизм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к воззрениям его самых ярых приверженцев – Сёрена Кьеркегора, Льва Шестова и уже не раз упомянутого нами Альбера Камю.

Сёрен Кьеркегор

Сёреном Кьеркегором идеи абсурдизма поднимаются в нескольких его творениях, наиболее важным среди которых является «Страх и трепет». Критикуя в этой работе христианскую религию, автор ставит в пример сюжет из Библии, где Авраам приносит своего сына в жертву Господу.

Именно этим Кьеркегор показывает то, что человек не является свободным, а его бытие абсурдно. Вера Авраама является для Кьеркегора абсолютным парадоксом, который может легко и просто сделать из убийства сакральное и священное деяние, угодное Богу.

И парадокс этот не вписывается ни в какие рамки.

Несмотря на своё критическое отношение к религии, Сёрен Кьеркегор не принижал значения веры в жизни человека. Наоборот, он говорил о том, что вера выходит за рамки понимания, являясь трансцендентной, а значит, и абсурдной. Она не может быть обоснована логически, хотя предельно эффективна. И это было главной идеей Кьеркегора.

Лев Шестов

В работах русского философа-экзистенциалиста Льва Шестова активно критиковались устоявшиеся социальные нормы нравственности и морали, а также совокупность предпосылок бытия человека.

Говоря более конкретно, можно отметить, что в своём труде «Шекспир и его критик Брандес» Лев Шестов, приводя в пример героев трагедий Уильяма Шекспира «Отелло» и «Макбет», стремится доказать, что нравственные законы и универсальные нормы нравственности несостоятельны.

Здесь же автор делает акцент и на образе человека-бунтаря, который не имеет ничего, кроме своей жизни, что он мог бы потерять, что и является причиной к его дальнейшей борьбе. Именно этот бунтарский дух впоследствии отразился в творчестве Альбера Камю.

Альбер Камю

Несмотря на то, что понятие «абсурд» тонкой красной линией пронизывает все работы Камю, главным его творением в этом направлении считается «Миф о Сизифе».

Здесь абсурд рассматривается в качестве противостояния, конфронтации и конфликта между двумя идеалами. Существование человека является абсурдом, т.к.

представляет собой конфликт человеческого желания быть значимым и осмыслять с холодной, равнодушной и ничего не говорящей Вселенной или Богом.

Также Альбер Камю указывает на существование особых человеческих переживаний, пробуждающих само понятие абсурдности бытия. Осознание этого, т.е. прямой контакт с абсурдом заставляет человека совершить выбор между самоубийством, «прыжком веры» и принятием.

Согласно Камю, суицид является как бы признанием того, что жить просто не стоит – сама жизнь не стоит этого. Такой выбор негласно постулирует, что жизнь – это уже «слишком много». Суицид кроет в себе прямой «выход» из абсурдной ситуации посредством мгновенного «завершения» себя и своего места в мире.

Столкнувшись с абсурдом, человек может также выбрать «прыжок веры» (данное понятие, кстати, использовалось и Кьеркегором), представляющий собой путь примирения с личным существованием, пропитанным абсурдом. «Прыжок веры» рассматривается автором как отступление от свободы и правды, приют в обмане, лень интеллекта. Отсюда вытекает и третье – принятие человеком скорбного факта абсурдности своей жизни.

Свобода человека, в воззрениях Камю, как и возможность обрести смысл существования, кроется в подтверждении абсурдности и его принятии.

В том случае, если абсурдный опыт является истинным осознанием свободы Вселенной от чего-либо абсолютного, то и человек является свободным.

Камю называет это «жить, не уповая», и, согласно этому утверждению, любые универсализмы и абсолютизмы должны определяться субъективно.

Отсюда вывод, что свобода заключается в том, что человек способен находить свой индивидуальный смысл и жизненное предназначение, может сам делать свой выбор. И личность трансформируется в более ценный элемент существования, представляя собой комплекс свойственных только ей идеалов. Личность уже саму по себе можно охарактеризовать, как целую Вселенную.

И в заключение стоит затронуть одну из самых главных тем в абсурдизме и в философии вообще – тему смысла жизни.

Смысл жизни в абсурдизме

Абсурдизм говорит нам о том, что на протяжении всей истории человек тем или иным образом пытался постичь смысл бытия.

Одни люди приходили к выводу, что жизнь не имеет смысла, и всё, что есть у человека, это текущий момент, или же начинали ощущать пустоту, убеждаясь в том, что всё предопределено Провидением.

К таким ощущениям относится вера в Бога и приверженность какой-либо из религий вообще.

Другие находили ответы на все свои вопросы в самоубийстве. Для людей, которые по тем или иным причинам пришли к убеждению, что жизнь лишена смысла, суицид становится способом, посредством которого можно быстро достичь финальной точки своей судьбы.

Но люди способны и самостоятельно создавать для себя смысл бытия, который, вполне вероятно, не будет объективным, однако будет что-то в жизнь привносить и давать то, ради чего стоит продолжать свой путь.

Об этом, кстати, и говорил Альбер Камю.

Но одной из основополагающих идей здесь является то, что человек должен сохранять дистанцию между абсурдностью бытия и искусственно выдуманным смыслом, а относиться к этой дистанции он должен с иронией.

Но хотелось бы сказать, что жизнь, в которой нет смысла, для многих людей стала причиной отсутствия счастья, причиной апатии и безразличия, нежелания что-либо делать и чего-либо достигать. Мы, конечно, никому не судьи, но, как взрослые люди, можем утверждать, что такой жизнью жить нельзя или, по крайней мере, не стоит.

Абсурдизм, пусть и нашёл отклик в сердцах многих людей, всё же является довольно-таки утопичным мировоззрением. Проникнувшись его идеями, не остаётся ничего, кроме того как повесить голову или примерить на себя образ этакого борца непонятно за что.

А не лучше ли будет широко раскрыть свои глаза, глубоко вдохнуть и осознать, что смысл жизни есть, и заключается он в самой жизни, в том, как мы её проживаем и какими людьми мы становимся?

Точек зрения на смысл бытия очень и очень много, и все они могут быть подкреплены вескими аргументами. Но не важно, какой из них мы будем придерживаться, главное – оставаться жизнерадостными и жизнелюбивыми людьми.

Абсурд и абсурдные ситуации – что это такое и примеры из жизни

Абсурд

Абсурд – в переводе с латинского означает «нестройный, нелепый». Так говорили о том, что говорит глухой человек. То есть что-то несуразное, недоступное пониманию. Древние философы сделали из абсурда особую тактику ведения споров. И в современном мире абсурд встречается часто.

В этой статье:

Абсурд в повседневной жизниСила абсурдаЧеловек и абсурд

Абсурд в повседневной жизни

Фото автора Francesco Ungaro: Pexels

Абсурд – это суждение, состоящее из противоречий. Например, выражение, прозвучавшее от главной героини в фильме «Улыбка Моны Лизы»: «Корсет, несущий вам свободу». Героиня говорит его с возмущением, усиливая абсурдность его содержания. Кажется ли оно абсурдным тебе?

Логика здесь нарушается – корсет сам по себе не может быть удобной вещью, это то, что сковывает свободу движений, создаёт ограничения. А преподносится как что-то, дающее свободу и комфорт. И, наверняка, многие женщины могут попасться на подобную ловушку абсурда.

В повседневной жизни ты тоже можешь столкнуться с абсурдностью чего-то. Например, когда ты видишь, как человек загоняет себя в жёсткие рамки каких-то правил. Если расспрашивать его, зачем он это делает, то окажется, что так он пытается сделать свою жизнь лучше.

Желание человека быть счастливым, быть в безопасности и комфорте часто вступают в конфликт с его страхами, или даже травматичным опытом. Именно так создаётся порочный круг изматывающих действий. Выйти оттуда человек сможет лишь увидев абсурдность ситуации. Простой вопрос, сталкивающий главные человеческие противоречия расширяет границы восприятия. И это даёт шанс изменить жизнь и сценарий.

Сила абсурда

Древние философы не зря превратили абсурд в технику беседы, спора. Чтобы доказать свою правоту и разгромить логику собеседника, они доводили его идею до абсурда. Усиливали детали, развивали мысль и доводили до логического конца, всё ярче сталкивая противоречия, пока абсурдность идеи не становилась очевидной.

Что такое абсурд?

В современной психологической науке тоже есть техника доведения до абсурда. Эта техника отлично работает со страхами, тревогой, негативными установками и сценариями. Даже с депрессией помогает бороться!

Например, страх публичный выступлений. Наверняка, он тебе знаком ещё со школьной скамьи. Это знакомое каждому волнение и страх оценки, тревога от того, что на тебя смотрят столько глаз и внимательный взор учителя. А уж если всё закончилось не очень позитивно, страх укореняется внутри и подаёт голос при каждой, хоть немного похожей ситуации.

И вот, ты уже большая и взрослая, и тебе предстоит важное совещание на работе. Ты должна будешь выступать с важным сообщением. Руководитель очень рассчитывает на тебя. А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!

Техника доведения до абсурда сработает лучше! Чтобы победить своё волнение, представь ситуацию выступления в самом негативном варианте. Напиши рассказ. Описывай всё в мельчайших подробностях: утром ты проснулась, собралась и села завтракать. От волнения трясутся руки и ничего не хочется. Пьёшь наспех кофе и отправляешься на работу.

Там твоё волнение усиливается. Потихоньку все собираются в кабинете, где будет проходить совещание. От страха у тебя кружится голова и путаются мысли. Представь, что совещание началось, и подошла твоя очередь говорить.

Но слова не формируются в предложение, а буквы путаются в словах. Ты волнуешься ещё больше, проливаешь воду на рядом сидящего руководителя. Он злится и отчитывает тебя. Пофантазируй, какие ещё оплошности можешь допустить, доведи ситуацию до самого-самого ужасного итога.

Чем кончится твой рассказ? Тебя уволят? Выгонят с позором и без выходного пособия? Посмотри, к чему приведут тебя страхи. А потом спроси себя – это действительно может случиться именно так? Правда, из-за волнения ты не сможешь говорить? Правда, что за это тебя уволят?

Или самое страшное — ты навсегда останешься без работы? Ты увидишь, что голос страха ведёт тебя в абсурд, он рисует комичные сценарии, далёкие от реальности. Теперь ты можешь вздохнуть, спокойно подготовиться к совещанию и лечь спать.

Техника абсурда поможет в борьбе и с депрессией. Всё тем же путём. Если ты погрузилась в апатию и мрачные мысли, попробуй не разгонять их сразу. Начни «сгущать краски». Усиливай переживание того, что всё плохо и жизнь тяжела.

И никто-то не любит, и все-то обидели. Если развивать мысли депрессии, то это обычно желание лечь и ничего не делать, не есть, не говорить ни с кем. А потом торжественно умереть, чтобы обидчики твои видели, что они с тобой сделали!

А ты, как ангел, с небес будешь смотреть на их горе и упиваться победой – поняли, что потеряли! Вот какие вы жестокие! Вот как я вас наказала! Распиши в ярких красках эту фантазию.

А потом резко вернись в реальность – ты действительно веришь в месть на облаках? Даже если ты веришь в загробную жизнь, неужели там тебе будет актуально злорадство? И правда, твои мелкие обиды и неприятности заслуживают такой театральной трагичности?

После таких сценариев, в стиле индийского кино, тебе захочется встряхнуться и вернуться в настоящий момент. Доведение до абсурда помогает уйти от негативных мыслей и чувств и вернуться к жизни. Этот гениальный метод и практиковали филососфы древности софисты и Сократ.

Человек и абсурд

Абсурд часто спасает людей от сложных ситуаций. Когда справиться можно только лишь юмором. Из разных повседневных историй рождаются анекдоты. Где максимально умело сталкиваются противоречия. Это помогает людям пережить что-то сложное, что не поддаётся логике, но существует в реальности. Остаётся лишь посмеяться и передать по свету народную мудрость в таком виде.

Фото автора Melvin Buezo: Pexels

Человеческие отношения пестрят абсурдными ситуациями. Если ты научишься видеть их, тебе станет значительно проще жить самой и ловко выводить на чистую воду пустые обиды и манипуляции других людей.

Например, твой мужчина строит планы на вашу совместную жизнь и мечтает о том, какая она будет. Он представляет, что ты будешь делать, и чего не будешь.

Например, он мечтает, что ты будешь готовить для него каждый день изысканные блюда, всё только необычайно вкусное и свежее. Но тебе о своих планах не рассказывает.

И вдруг, в один прекрасный вечер, придя с работы, ты встречаешь обиженного мужа.

При попытке выяснить причину, получаешь ворох претензий и обид, ведь он-то думал, а ты! Можно понять его чувства, конечно. Когда развеиваются мифы и сказки, это не очень приятно. Но требования его в этом случае абсурдны потому, что таких договорённостей между вами не было. Предмета конфликта не существует. Есть только чувства.

Так же работает и в обратную сторону. Там, где твои слова, поступки или ожидания встречают противоречия – будет абсурд. А, значит, тупиковая ситуация. Выход из неё – устранение противоречий. Диалог, сотрудничество и закономерные договорённости сделают жизненный путь более гладким.

С абсурдом можно бороться, умело распознавая его через противоречия, применяя логику. А можно использовать его, чтобы справиться с негативом. Вот такая волшебная палочка с двумя разными концами!

Абсурд

Абсурд

Абсурд – это понятие, используемое для обозначения странных и нелепых событий или вещей, противоречащих общепринятой логике или законам здравого смысла.

Происхождение слова абсурд обязано латинскому языку, где оно дословно означало информацию, исходящую от глухого, т.е.

настолько нелепую, что попытки её хоть как объяснить самому себе либо окружающим являются столь же бесполезными, сколь и понять (представить) изложенное.

Более глубоко абсурд означает не только очевидную бессмысленность какого-либо положения или концепции, но и результат логического разбора выбранного механизма, когда люди приходят к наличию внутренних противоречий в самой концепции. Многие философские школы использовали приём доведения ситуации до состояния абсурда в спорах для того, чтобы показать слабые места выдвигаемой собеседником теории, а также содержащиеся в ней противоречащие друг другу части.

Помимо того, что абсурд является понятием, отражающим концепции и действия, его можно использовать в качестве техники преобразования реальности или ситуационного воздействия на людей. Менее действенным является показывать человеку абсурдность его рассуждений – это занимает много времени и энергетических ресурсов.

А вот намеренное доведение ситуации с легкой степенью нестыковки до полнейшей абсурдности может спровоцировать не только изменение конкретной ситуации, но также понять общее мировоззрение человека, а иногда и его смысловую сферу.

В психотерапевтических кругах, когда клиент начинает терять цель собственной жизни, часто используют категорию абсурда, чтобы отделить значимое от того, что просто подбирает жизненное пространство.

Что такое абсурд

Значение слова абсурд подразумевает одновременное отрицание и утверждение, оно всегда нарушает логику существования в данном мире, но при этом не является синонимом бессмыслицы или примером разорванности мыслительных процессов.

Таким образом, абсурдность утверждений имеет логику, которую можно соотносить с окружающей действительностью, это не простой набор несвязных слов, превращающийся в нелепицу, абсурд – это всегда утверждение логичное и связное, но не истинное.

Примером бессмыслицы может служить утверждение о том, что «солнце встаёт, потому что груша», а пример абсурда всегда содержит логическое противоречие «солнце, как обычно встало на западе».

Оба высказывания вызывают протест у логической части сознания, и пока первая ввергает в ощущение ступора и невозможности разобраться, то в ситуации с абсурдным утверждением возможны выяснения ошибки (ведь солнце встает на востоке) или преднамеренного искажения фактов для того, чтобы передать метафорически бессмысленность какой-то ситуации.

Чаще всего данный термин употребляется относительно различных жизненных и гуманитарных категорий, но есть не только философия абсурда, но также и математическая сторона.

В математике об абсурде можно говорить, когда используется элемент, не имеющий отношения ни к системе вычислений, ни к полю выбранного числового ряда, но при этом относящийся к математике в целом.

Например, находясь в системе действительных чисел, не используются корни из отрицательных чисел, а в рамках целых чисел не используются дробные доли.

Абсурдность, как психологическая категория активно начала использоваться в экзистенциальном течении, и основные утверждения сводились к ощущению бессмысленности человеческого существования и безнадёжности попыток что-либо изменить. Тесно данная категория контактирует с поиском смысла жизни и переживания конечности собственного существования.

Именно абсурдность восприятия жизни создаёт у человека ощущение пустоты жизни и невозможность заполнить её какими-либо значимыми и вескими категориями, что в итоге приводит к потере веры и смысла.

Можно сказать, что вся психология экзистенциализма направлена на поиск смысла своего существования вопреки абсурдности окружающего мира и возможности найти в нём место для наполненного и осознанного существования.

В абсурде смысл всегда предстаёт перед человеком своей изнанкой, поэтому существует столько трудностей в самих попытках дать логическое определение тому понятию, где логика нарушена.

Это парадоксальный феномен, объяснить который можно только попытками, но никогда нельзя седлать это полностью и досконально точно, но при этом всем именно абсурдные утверждения или мысли, события или гипотезы помогают выйти за пределы привычного мировосприятия.

Столкновение парадигм расширяют возможности творчества и границы смысловых сфер человеческого бытия, поэтому на определенном этапе и при соответствующих изменениях в деятельностной сфере возможна трансформация абсурдности происходящего или утверждаемого в логически обоснованное.

Внутренний разрыв тезисов, отрицание смысла, инверсия взаимодополняющих понятий – те моменты, благодаря которым могут появляться абсурдные утверждения. С другой стороны термин абсурд может употребляться некорректно общемировому устройству из-за ограниченности самого человека.

Например, когда широта знаний или эрудированность одного индивидуума заставляет его считать абсурдным утверждения и идеи того, кто знает больше.

Такое было при утверждении, что планета имеет форму шара, и такое же будет происходить, когда учёные из самых передовых лабораторий попробуют объяснить свои достижения человеку без среднего образования, проживающего в глубинке.

Довольно часто абсурд лежит в основе анекдотичных случаев или юмористических ситуаций, а утрирование позволяет довести ситуацию до полного абсурда, окончательно оголив нелогичность или противоречивость действий человека.

Весёлые ситуации заставляют нас реагировать положительным образом, поскольку мы находимся вне их непосредственного воздействия и можем выбрать на какой стороне оставаться, понимаем нелогичность и противоречивость действий.

Смех заканчивается тогда, когда сам человек становится участником такого процесса и неконтролируемые проявления аффективной части заставляют действовать вопреки логике. Это мощный инструмент для осознания жизни и её основных или главных моментов.

При постоянных жалобах, доведение ситуации до абсурдной может помочь прекратить жалобы, стоит всего лишь усилить самобичевания, сознавшись, что во всех бедах виноваты только вы и в первой мировой войне тоже.

Это помогает регулировать ситуацию, когда по своему социальному положению или рангу вы не можете напрямую противостоять человеку, а он в силу самодурства, требует от вас нелогичных вещей – доводите ситуацию до максимального абсурда.

Когда жена начинает слушаться мужа во всём, то оказывается, что перестаёт хватать денег или были приняты неверные решения, но ответственность за всё теперь лежит только на мужчине.

Когда сотрудник на замечания о его невоспитанности начинает через слово говорить благодарственные речи на полчаса, чем тормозит рабочий процесс, то уже скоро сами преследователи морали будут просить выражаться проще и по делу.

Примеры из жизни

Представляя собой сложную философскую, математическую, психологическую и жизненную категорию, понятие абсурда не всегда доступно пониманию после прочтения определения. Для глубокого понимания и правильного употребления слова бывает полезно узнать примеры его применения, причём это может касаться как высказываний, так и конкретных действенных ситуаций.

Существуют классические примеры абсурдных утверждений, используемые на протяжении многих столетий для объяснения сути противоречия.

Так, когда человек говорит о бесцветной зелени или квадратном круге его высказывания являются абсурдными, но не бессмысленными.

Данные категории относятся к тем, которые тяжело представить не в силу глупости или бессвязности понятий, а потому что они, исключая друг друга, продолжают употребляться вместе.

В ситуационном поле абсурдные поступки иногда схожи с безрезультатными, однако более эмоционально насыщенны и вызывающее огромное недоумение. Сюда можно отнести попытки тушить пожар вином или выходить с военным ножом против колонны бронированной техники – в этих ситуаций есть причина этих действий и даже некая логика, но при этом они абсурдны по своей сути.

Абсурдно ждать кипятка льющегося из крана с обозначением горячей воды, даже если вам это очень нужно – ни сегодня, ни завтра этого не произойдет, если не переподключить подачу.

Все ситуации с абсурдностью действий построены на несоответствии ожиданий природному течению жизни, что может происходить в силу различных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за аффективного состояния и выходят в одиночку на десяток профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и считают, что если пройти весь путь до дома, не наступив на трещину, то там появится электричество.

Более тонкая иллюстрация абсурдности – это практически все случаи обиды и выяснения отношений, основанные на невысказанных ожиданиях и договоренностях.

Когда молодой человек сам решил, что девушка этот вечер проведёт с ним, а потом, придя домой не застанет её, то скандал или обида в её адрес будут довольно абсурдными, ведь предварительной договорённости не было.

В любом взаимодействии между людьми может присутствовать абсурд, когда от другого требуют тех действий или слов, которые не могут дать сами. Например, чтобы партнёр во всех ссорах винил только себя – это невозможно, ведь каждый пытается доказать свою точку зрения и в любом конфликте виноваты оба.

В смысловом пространстве каждой личности есть глубокое место экзистенциального вакуума, где царит бессмысленность и понимание абсурдности существования. Примерами такого переживания могут быть мысли о том, что человеческая жизнь конечна и полна проблем, поэтому любые попытки её улучшить или как-то реабилитировать, абсурдны по своей природе.

Такие кризисы редки и регулируются самосохранением, но при этом бывают моменты, когда человек ощущает абсурдность идти на работу ради денег, чтобы прокормить себя, ведь все равно придётся умирать.

Но, как и с другими ситуациями, экзистенциальный уровень абсурдности, доходя до своего предела (а есть специальные техники усугубления бессмысленности) превращается в противоположное понятие – собственный смысл жизни вопреки общей его абсурдности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Абсурд – что это. абсурд в религии, психологии и философии – журнал амром

Абсурд

Абсурд. Лишь при поверхностном рассмотрении можно назвать наш мир гармоничным и упорядоченным. На самом деле в нем в больших количествах встречается абсурд и хаос. Философы разных времен размышляли об этом и приходили к интересным и необычным выводам.

Что значит абсурд?

Слово абсурд происходит от лат. absurdus, «нестройный, нелепый». Его употребляют в ситуации, когда хотят показать противоречивость утверждения или происходящего.

Давая трактовки того, что значит абсурдный и абсурд, некоторые философы склоняются в сторону такого значения, как бессмыслица. Такой подход неверен, ведь под бессмыслицей правильнее понимать утверждения, которые не несут в себе семантической нагрузки: «Окна, стояли дни».

Абсурд — это утверждения, которые несут в себе мысль, но она является неверной, противоречивой: «У отца никогда не было детей».

Абсурд

Метод абсурда эффективно применяется в культуре, где он может приобретать дополнительные значения. С помощью абсурда писатель может заставить читателя мыслить иначе, а музыкант привести к новому пониманию музыки. В обиходе слово абсурд может иметь значение нелепости, бессмыслицы, крайности, предела, уникальности, запредельности мышления, лжи, обмана.

Философия абсурда

Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.

Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:

  • на этой планете невозможно отыскать смысл существования, так как все вещи приходящи;
  • жизнь каждого человека определена высшими силами, человек является лишь марионеткой и может лишь с помощью веры заполнить душевную пустоту и постараться смириться с тем, что ему предначертано свыше.

Психология абсурда

С точки зрения психологии, полный абсурд – это те предметы, события, мысли, которые являются для нас непривычными, не вписываются в наше стереотипное понимание. Абсурд применяется психологическими школами для таких целей:

  • «абсурдно – не означает неправильно» — эта установка используется психологами с целью расширить границы сознания людей, находящихся в затруднительных или критических ситуациях;
  • техники абсурда применяются для улучшения умственных способностей детей;
  • доведение ситуации или состояния до абсурда помогает человеку справиться с тревожным состоянием или депрессией.

Абсурды христианства

Говорить об абсурдах в христианстве можно лишь при условии поверхностного изучения этого вопроса. С первого взгляда можно найти не один абсурд в Библии, а целые комплексы странных и противоречащих друг с другом фактов. Однако Библия никогда не была книгой простой и доступной. К библейским абсурдам относят такие моменты:

  1. В Ветхом Завете говорится о том, что «око за око и зуб за зуб», а в Новом – Христос утверждает, что надо любить своих врагов и подставлять вторую щеку.
  2. История об Ионе, которого съел кит. Пророк пробыл в теле кита трое суток, после чего кит выплюнул его на волю.
  3. Бог дает заповедь «не убий», но при этом дает приказ евреям истреблять соседние языческие племена и народы.

Абсурдные религии

Хотя религия касается личностных глубинных переживаний и связана с верой в Бога, даже в эту сферу проник абсурд. Самые абсурдные религии являются странной смесью верований, культов и фантазий:

  1. Церковь СубГениев объединила в себе веру в НЛО, поп-культуру и ряд религий.
  2. Движение принца Филиппа. Сторонники этой религии считают герцога Эдинбургского божественной личностью.
  3. Церковь эвтаназии. Последователи этого американского движения проповедуют самоубийство, аборты, каннибализм и содомию.

Самые абсурдные законы в мире

В мире существует немало законов, адекватность которых можно поставить под вопрос. Некоторые из них абсурдны лишь на первый взгляд, но для их написания существовали реальные причины. Другие же устарели, но не были исключены из списка законов. В третью группу попадают законы, логическое объяснение которым найти сложно. Самые абсурдные законы можно найти в таких странах:

  1. В Канаде в провинции Новая Скотия нельзя после дождя поливать лужайки, а в провинции Квебек под запрет попала реализация маргарина желтого цвета.
  2. Полицейских Южной Кореи обязали отчитываться, сколько взяток они получили за смену.
  3. В Дании разрешен побег из тюрьмы.
  4. В городе Балтимор штата Мэриленд противозаконно ходить в театр в компании львов.
  5. В городе Сент-Луис штата Миссури лучше не сидеть на мостовой с ведром пива. Там же спасатели не смогут помочь женщине, если она обнажена.
  6. В штате Небраска запрещено ловить китов. Интересно, что штат не имеет выходов к морю или океану. В этом же штате запрещено продавать дырки от бублика.
  7. В Андорре под запрет попала профессия адвоката.
  8. В Сингапуре нельзя ходить без одежды даже в собственном доме.
  9. В Алабаме накажут за вождение машины с завязанными глазами.

Абсурд

Рекомендуемые статьи:

По материалам — womanadvice.ru

В словаре Ожегова

АБСУРД, -а, м. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда. * Театр (драма) абсурда — течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные.

В словаре Д.Н. Ушакова

АБСУ́РД, абсурда, ·муж. (·лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.

В словаре Синонимов

абсурдность, бессмыслица, абракадабра, бред, нонсенс, нелепость, тарабарщина, вздор, ерунда, чепуха, чепуховина, чушь, околесина, околесица, дребедень, ахинея, галиматья, несуразность, несуразица, дичь, фигня, абсурдизм, абракадабра, нескладица, заумь, нелепица, ерундистика, мура, (благо)глупость, белиберда, театр абсурда, несообразность, сюр, мужики лобзиками лес валят, ересь. Ant. реальность

В словаре Энциклопедии

(от лат. absurdus — нелепый), бессмыслица, нелепость.

В словаре Синонимов 2

сущбессмыслица, абракадабра, заумь, бред, нонсенс, тарабарщина, набор слов, бред сивой кобылы, чушь, бредятина, лажа, чепуха, ерунда

В словаре Синонимы 4

абракадабра, ахинея, белиберда, бессмыслица, благоглупость, бред, вздор, галиматья, глупость, дичь, дребедень, ересь, ерунда, ерундистика, заумь, мура, нелепица, нелепость, нескладица, несообразность, несуразица, несуразность, нонсенс, околесина, околесица, пустяк, тарабарщина, фигня, чепуха, чепуховина, чушь

Абсурдным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие.

Абсурдное как внутренне противоречивое не относится, конечно, к бессмысленному. «Разбойник был четвертован на три неравные половины» — это, разумеется, абсурдно, однако не бессмысленно, а ложно, поскольку внутренне противоречиво.

Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременного утверждения и отрицания. Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона.

Понимание абсурда как отрицания или нарушения какого-то установленного закона широко распространено в естественных науках.

Согласно физике к абсурдным относятся, например, такие, не согласующиеся с ее принципами утверждения, как «Космонавты долетели с Юпитера до Земли за три минуты» и «Искренняя молитва преодолевает земное притяжение и возносит человека к Богу». Абсурдны с точки зрения биологии высказывания: «Микробы зарождаются из грязи» и «Человек появился на Земле сразу в таком виде, в каком он существует сейчас».

Никакой особой определенности в употреблении слова «абсурд», разумеется, нет. Даже в логике понятия «бессмысленное» и «абсурдное» употребляются как взаимозаменяемые. В обычном языке абсурдным называется и внутреннее противоречивое, и бессмысленное, и вообще все нелепо преувеличенное, окарикатуренное и т.п.

В логике рассматриваются доказательства путем приведения к абсурду: если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.

Есть также художественный прием — доведение до абсурда, имеющий, впрочем, с данным доказательством только внешнее сходство.

О носе американской актрисы Барбары Стрейзанд один рецензент сказал: «Ее длинный нос начинается от корней волос и кончается у тромбона в оркестре». Это — абсурдное преувеличение, претендующее на комический эффект.

И еще пример — из армейской жизни, интересный не столько сам по себе, сколько комментарием к нему.

Новобранец-артиллерист неглуп, но мало интересуется службой. Офицер отводит его в сторону и говорит: «Ты для нас не годишься. Я дам тебе добрый совет: купи себе пушку и работай самостоятельно».

Что такое театр абсурда и есть ли в нем смысл? | Янгспейс

Абсурд

Театр абсурда для многих людей – это всего лишь хаотичный набор сменяющих друг друга сцен, которые кажутся нелепой бессмыслицей. Но если попробовать копнуть чуть глубже, то поведение актеров уже не кажется таким странным. Подробнее в нашем материале.

У каждого действия, каждого слова и каждого предмета на сцене в театре абсурда есть своё место. Этот театр – вполне логичное развитие не только самого театра как вида искусства, но и логичное течение вообще.

Внутри каждой пьесы мы можем проследить идею,которую пытался вложить туда автор. Идея абсурдистских пьес – это отражениеконцепции мира, ценностей драматурга. Весь свой опыт, отношение к окружающейдействительности, собственные установки и наблюдения – всё это можно проследитьвнутри сценического действа.

Драматурги, которых критики приписывали к абсурдистскому направлению, никогда не собирались в группы и объединения. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что каждая пьеса уникальна, у каждого автора свой почерк, свои метафоры и своя система мировоззрений, что может увлечь любого, кто попытается хоть немного углубиться в эту тему.

Живые картины Босха на сцене. Если вы никогда не знакомились с творчеством Иеронима Босха, вы и не поймете суть происходящего.

Театр абсурда – это тип современной драмы, в основе которого лежит идея тотального отчуждения человека в мире и социуме. Первые подобные пьесы появились в начале 1950-х годов во Франции. Позже направление охватило всю Западную Европу и США. Критика того времени как только не называла этот новый виток драматургии – «антитеатр», «театр парадокса», «абсурдный театр».

Философия театра абсурда

Своё начало театр абсурда берет из концепций философских движений дадаизма и сюрреализма, так же не прошёл мимо комедий Ч.Чаплина, с их элементами клоунады.

Философской базой театра абсурда стала развивающаяся в 20-30-е годы ХХ века философия экзистенциализма. В её основе лежал тезис об абсурдности существования мира в целом. На первое место выдвигается внутренний мир человека со всеми его переживаниями, эмоциями, тревогами и надеждами, но он резко противопоставляется окружающей действительности.

Мир, что окружает человека хаотичен, в нем нет определенной системы координат, где человек бы мог чувствовать себя комфортно. Смысл существования так же ставится под вопрос, происходит постоянный поиск себя и места в мире.

Если философские корни театра абсурда – современные философские течения, то эстетические – основы театрального искусства. «Театр абсурда – это обращение, к старой, архаической традиции», — писал в своей монографии «Театр абсурда» Мартин Эсслин.

Дадаизм

Более непосредственные эстетические корни театра абсурда восходят к движению дада, которое возникло в Цюрихе в 1916г., куда пришлось уехать многим немецким и французским художникам и поэтам, дабы скрыться от ужасов Первой мировой войны.

В это время появляются произведения без вмешательства военной цензуры того времени, целью которых было разрушение искусства века, «породившего кошмары войны». Именно в такой форме дадаисты хотели выразить протест против реальности, так как рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников мировых войн и конфликтов.

Вместо традиционных психологических образов выступали комичные персонажи (марионетки, клоуны).

Абсурдисты превратили своего героя в марионетку, которая двигалась по воле режиссера, ибо абсурдный герой – это всегда объект, не имеющий никакой воли. Хочется добавить, что театр абсурда – это всегда народный театр, т.е.

балаганный, а для него всегда была характерна простота сюжета и наравне с этим едкая сатира, ведь, ярмарочному шуту позволялось говорить абсолютно всё.

Сюрреализм

  • Рене Магритт «Влюбленные»
  • Сальвадор Дали
    «Лицо войны»
  • Рене Магритт
    «Сын человеческий»

Многие теоретики театра абсурда говорят о том, что именно сюрреализм был первым этапом к появлению подобного театра, ибо сюрреалисты старались познать «абсурдное» в своём творчестве. Сопоставление несопоставимых вещей и понятий, разрыв всех логических связей, нарочитая фрагментарность стали основными приемами в живописи, литературе и кинематографе эпохи сюрреализма.

Художественная работа для них стала результатом деятельности бессознательного, освобожденного от ограничений логики и рассудка. Театр для сюрреалистов – лишь возможность испробовать различные приемы. И сюрреализм, и дадаизм так же имели предшественников, которые повлияли и на театр абсурда. Здесь необходимо назвать два имени – Альфред Жарри (1813–1907) и Гийом Аполлинер (1880–1918).

Европа

В Европе театр абсурда появился только в послевоенное время. Пессимизм и нигилизм этого театра объясняются как раз-таки самим временем. Полнейшая разочарованность во всех идеологиях, и даже в возможности чисто языкового взаимопонимания, убежденность в том, что человек не способен справиться со злом, и что он обречен на вечное одиночество – это основные постулаты театра абсурда.

«Я чувствую, что жизнь кошмарна, что она тяжела и невыносима, как дурной сон. Посмотрите вокруг: войны, катастрофы и бедствия, ненависть и смятение, гонения и смерть, предостерегающие нас, люди говорят и не понимают друг друга», — писал Эжен Ионеско.

Антитеатр

Отвергая какие бы то ни было каноны и клише и высмеивая их, абсурдистские драматурги выработали тем не менее довольно четкие формальные правила своего театра, такие как отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция, абсурдный диалог, стоящий на невозможности воздействия партнеров друг на друга. Все эти черты позволяют говорить о единой поэтике антитеатра.

Вот, пожалуй характерные черты драм абсурда, проявившиеся в произведениях Беккета, Ионеско и других абсурдистов:

  • Алогичность поведения героев, двойственность их внутреннего «я»; бессмысленность ситуаций;
  • Игра со словом, обостренное внимание к нему, муссирование проблемы бессодержательности, пустоты языка и поднятие этой проблематики до философского уровня;
  • Крушение и высмеивание творческих стереотипов и клише, как языковых, так и социально-политических;
  • Превращение разговора, диалога в фабулу;
  • Разрушение сценического действия и многих других театральных средств выразительности (так, в пьесе Беккета «Последняя пленка Крэпа» монолог одинокого персонажа заменяет все действие, а в «Поношение публики» Петера Хандке исчезает сама сцена)

Все драматурги-абсурдисты, так или иначе, каждый в своей индивидуальной манере, обращаются к проблематике, характеризующей абсурдистский театр: потеря личностью индивидуальности в современном мире, сомнение в возможностях коммуникации, страх перед окружающей действительностью, онтологическое одиночество человека, его опустошенность и отчуждение от себе подобных. В формальном плане их театральное творчество объединяет смешение трагедии с фарсом, гротесковость, абсурдный диалог.

Думается, что среди главных причин возникновения столь родственных по своей поэтике театров в странах Западной Европы была назревшая необходимость создания новой концепции театра, одной из которых и стал театр абcурда.

Сэмюэль Беккет «В ожидании Годо»

Семюэл Беккет является, по общему признанию, второй одиозной фигурой театра абсурда. Он является нобелевским лауреатом 1969 года. В творчестве Беккета явственно прослеживаются черты экзистенциализма.

Сам драматург был крайне одиноким: у него была жизненная философия – философия одиночества, не смотря на то, что он был женат.

Беккет ушел из дома, от жены и семьи, в дом пристарелых со словами «Я не хочу быть вам в тягость».

Сэмюэль Беккет

Он стоит особняком, среди абсурдистов, потому что в его пьесах нет явственно прочитываемого социального конфликта, нет примет и духа времени.

Исследователи и критики говорят, что в творчестве Сэмюэла Беккета присутствуют отголоски техники потока сознания (можем наблюдать в его, наверное, главном произведении «В ожидании Годо»).

Сюжетную канву этой самой статичной пьесы представляет собой диалог двух, весьма комичных, персонажей: они выглядят так, словно они сбежавшие с цирка клоуны. Само действие разворачивается на дороге, она представляется неким архетипом.

Как и в большинстве других произведений Беккета, дорога – аллегория, метафора человеческой жизни вообще.

Мы привыкли, что драматургическое действо заполнено какими-то событиями. Здесь же мы видим совершенную странность со стороны персонаже, как например: Владимир снимает ботинки, снимает, нюхает, рассматривает их. В первой сцене он снимает ботинок, во второй надевает и он уже оказывается ему велик. Из таких нелепых, бессмысленных диалоговых моментов соткана вся канва пьесы.

Главные герои пьесы «В ожидании Годо» — Владимир (Диди) и Эстрагон (Гого)

Эти два человека, ждут некого Годо, никто не знает кто это, никто не знает когда он придет, но при этом все его ждут. Лейтмотивом выступает слово «завтра», на любой вопрос «когда же?».

И здесь мы можем видеть этот постоянный ответ, смысл которого «не сейчас».

И вот это бесконечное, каждодневное ожидание некого Годо, который наконец-то ответит им на их вопросы: «зачем?», «отчего?», «для чего?».

Так кто же этот Годо? Автор нам не дает ответа. Есть предположение, что этот Годо это Бог, так как мы можем проследить некоторое созвучие между словом «Godot» и словом «бог» в английском языке — «God». Но этот кто-то так и не приходит.

Кроме того, неким атрибутом, некой емкой метафорой является дерево, оно тоже такой глубинный-глубинный архетип. Это дерево стоит уже много лет без листьев и, вероятнее всего, оно олицетворяет бессмысленность и тщетность человеческой жизни, как полое, не дающее ростков, новых листьев, надежды на какое-то продолжение, на какую-то осмысленность.

Во второй части появляются такие персонажи – Поццо и Лаки. Их появление как раз позволяет развеять эту трагическую абсурдность. Эти два героя – это метафора, яркая деталь в «мире» Беккета, так как они представляют собой слугу и хозяина, сцепленных одной веревкой.

Они идут, спотыкаясь, наступая друг на друга, хозяин иногда поругивается на подданного. Лаки увешан чемоданами и сумками внутри которых песок (в этом моменте критики усмотрели оценку буржуазного мира, где человек погряз в вещизме, желании обладать чем-то.

Вещизм давит на человека, лишает его свободы, это порабощает его).

Эта комическая пара позволяет показать их зависимость.

Можно расценивать их обоих как жертв, потому что Поццо, хозяин, всячески унижает слугу, поколачивает, обзывает бесконечными ругательствами тем самым упивается своей властью над ним.

Но при этом, когда он дает указания, сам движется в том же направлении, так как они связаны одной цепью. При своем кажущемся, маркированном господстве он такой же слуга, такой же раб окружающих социальных, буржуазных связей.

При всем этом, Поццо наделен автором самыми длинными монологами, которые воспринимаются читателем и зрителем как некая замедленная съемка. Возникает ощущение отражения происходящего во многих кривых зеркалах, нереальности происходящего.

Мифологемадороги, путники, идущие по жизни и ищущие ответы на свои вопросы, при этом неполучая ни одного, воспринимаются как некая метафора человека 21 века.

Человекотчаянно пытается найти смысл, оправдание существования, постоянно ждет приходанекого Годо, который сможет помочь.

Но в пьесе оба наших героя Владимир и Эстрагоностаются стоять под этим одиноким деревом, в надежде открыть и найти для себясмысл, смысл своего существования.

Беккет создал новый, параболический философский театр, отразивший надломленное сознание современного интеллектуала, если не человека вообще. Драматическое творчество Беккета стоит под знаком апокалипсиса. Констатация полной дегуманизации современной цивилизации и полной человеческой отчужденности – лейтмотивы как прозаического, так и драматического творчества Беккета.

Ниже представлен фильм ирландского режиссера Майкла Линдсей-Хогга по одноименной пьесе известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1969 г.), основоположника Театра Абсурда 20 века, Самюэля Баркли Беккета.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: