Адекватная самооценка

Содержание
  1. Что Такое Самооценка в Психологии?
  2. Что такое самооценка?
  3. Виды самооценки в психологии
  4. 1. Неадекватная самооценка
  5. 2. Адекватная самооценка
  6. 3. Смешанная самооценка
  7. Уровни самооценки
  8. 1. Низкая самооценка
  9. 2. Заниженная самооценка
  10. 3. Нормальная самооценка
  11. 4. Высокая самооценка
  12. Как поднять самооценку и уверенность в себе?
  13. Адекватная самооценка – характеристика, признаки, как ее достичь
  14. Социальные факторы
  15. Личностные факторы
  16. Уровень притязаний
  17. Адекватная самооценка
  18. Характеристика адекватной самооценки
  19. Для чего она нужна
  20. Как достичь адекватной самооценки
  21. Факторы, которые формируют и влияют на самооценку
  22. Диапазоны самооценки
  23. Преимущества адекватной самооценки
  24. Самооценка – её уровни, формирование и способы корректировки
  25. Что такое самооценка
  26. Адекватная самооценка
  27. Неадекватная самооценка
  28. Смешанная самооценка
  29. Уровень самооценки
  30. Заниженная
  31. Низкая
  32. Нормальная
  33. Высокая, завышенная
  34. Что влияет на формирование самооценки
  35. Способы коррекции самооценки
  36. Смотреть видео

Что Такое Самооценка в Психологии?

Адекватная самооценка

Что такое самооценка, знают многие, но существуют виды самооценки в психологии и их описание будет приведено ниже. Это набор представлений человека о своей личности, который формируется в течение жизни и имеет большое значение для самореализации. Формирование самооценки происходит с того возраста, когда человек начинает себя осознавать, то есть с детства.

Совокупность представлений о своей индивидуальности не может сформироваться в изоляции, для этого необходим социум, общество себе подобных. Сравнение себя с окружающими происходит на сознательном и подсознательном уровнях. В большей степени на этот процесс влияют родители и другие взрослые люди из окружения ребёнка.

Частое сравнение поступков их последствий, внешних данных, черт характера, приводит к заниженной либо завышенной самооценке, в зависимости от того, какую окраску имеет это сравнение.

Если ребёнку с детства внушают, что он хуже других, то представление о себе имеет отрицательный характер. Если же, наоборот, ему часто говорят, что все окружающие хуже него, то формируется заниженная самооценка.

Оба варианта считают неадекватными.

Комфортнее всего в жизни ощущает себя человек с адекватной, средней самооценкой. Она может формироваться с детства либо корректироваться уже в более сознательном возрасте с помощью психологов. В течение жизни самооценка может изменяться, подниматься и опускаться, особенно в подростковом возрасте или в связи с сильными потрясениями (например, разводом или потерей работы).

Что такое самооценка?

Самооценка — это в психологии определение скорее субъективной точки зрения на себя, нежели объективной.

«Взгляд изнутри» на собственную личность, который образуется из переживаний, оценок своих способностей, наблюдений над собой.

Бывает, что человек осознаёт неадекватность самооценки, но не в силах справиться с проблемой самостоятельно. Помехой тому, может быть, чрезмерная эмоциональность, влияние окружения, темперамент.

Понятие самооценки используется для обозначения социально полезных навыков. К примеру, в крестьянской среде позапрошлого века ценилось умение вести хозяйство, а дворяне обязаны были музицировать и танцевать на балах. В каждом из социумов наличие этих навыков повышало самооценку, а их отсутствие понижало.

Лев Толстой неплохо показал это на примере Пьера Безухова – незаконнорождённого неловкого и неуклюжего человека. Весь его образ демонстрирует заниженную самооценку, хотя он имеет замечательные черты характера и описывается как прекрасный, добрый человек.

В современном обществе мерилом ценности человека стала карьера, успешность, наличие денег. Впрочем, материальная сторона всегда влияла на социум – обеспеченные наследники ежедневно получали подтверждение своей значимости до тех пор, пока владели своим богатством. Но как только они лишались своих весомых достоинств, как оказывались в самом низу общественного мнения.

Виды самооценки в психологии

Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная.

Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной.

К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:

✔️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей.

✔️ Способен ставить пред собой реализуемые цели.

✔️ Обладает критическим взглядом на свою личность.

✔️ Стремится предугадать последствия от своих действий.

✔️ Для него важны окружающие.

✔️ Человек оценивает мнение других адекватно.

✔️ Совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.

Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.

Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:

☑️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы.

Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние.

И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.

☑️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными.

Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни.

В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.

1. Неадекватная самооценка

Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность.

Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению.

Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.

Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти.

В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди.

Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.

2. Адекватная самооценка

Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.

Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:

✔️ Способен адекватно воспринимать критику.

✔️ Стремится к саморазвитию.

✔️ Реально оценивается свои возможности.

✔️ Ставит достижимые, с его точки зрения цели.

✔️ Стремится к увеличению своих возможностей.

✔️ Экономит силы и энергию.

✔️ Не подвержен влиянию со стороны.

✔️ Им трудно манипулировать.

✔️ Уважает мнение других.

✔️ Понимает природу своих поступков и мотивов.

✔️ Эмоционально устойчив.

3. Смешанная самооценка

Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.

Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни.

Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие.

Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.

Уровни самооценки

Уровни самооценки в психологии: некоторые психологи склонны делить неадекватную самооценку не на две категории, а на четыре.

1. Заниженная.

2. Неустойчивая заниженная.

3. Завышенная.

4. Завышенная неустойчивая.

Структура самооценки в психологии состоит из двух частей – внешней и внутренней. Человек строит восприятие себя, опираясь на мнение окружающих, отражение в социуме и восприятие себя как личности изнутри. На стыке этих направлений и находится самооценка.

1. Низкая самооценка

Низкая самооценка — это совокупность таких качеств как:

✔️ Нерешительность, пугливость, чрезмерная осторожность.

✔️ Зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны.

✔️ Стремление снять вину с себя, переложив ответственность на кого-то другого.

✔️ Инфантильность.

✔️ «Детское» стремление оправдываться (я не знал, я не думал, что так получится).

✔️ Комплекс неполноценности.

✔️ Болезненное самолюбие, ранимость.

✔️ Мстительность, мелочность, перфекционизм.

✔️ Обидчивость, неуживчивость.

✔️ Комплекс неполноценности.

Причины низкой самооценки кроются в неправильном воспитании и психологическом давлении со стороны более сильных личностей, а также в жизненных обстоятельствах. Люди со слабой стрессоустойчивостью «ломаются» под грузом проблем. Формируется как в детском, так и во взрослом возрасте. Человек с низкой самооценкой страдает от комплекса неполноценности и неудовлетворённости собой.

Что делать с низкой самооценкой? Повышать по мере возможности. Однако проблема многих людей в том, что им на самом деле комфортно находиться в скорлупе неадекватной оценки себя и подсознательно они не стремятся что-то изменить, довольствуясь ролью жертвы.

2. Заниженная самооценка

Что такое заниженная самооценка в обычной жизни: страдания по пустякам, придумывание несуществующих проблем и повышенное внимание к собственным недостаткам. Заниженная самооценка — это добровольный уход в тень других людей, постоянные сомнения и беспокойство. Чревато возникновением неврозов.

Причины заниженной самооценки – искажённое восприятие себя, принижение своей значимости, обесценивание способностей и талантов, неуверенность в силах, ощущение страха и беспокойства.

3. Нормальная самооценка

Нормальная самооценка — это адекватное восприятие своих возможностей на всех уровнях, включая внешность и профессиональные качества. Адекватное восприятие наделяет человека уверенностью в своих силах. Личность, обладающая нормальной самооценкой, способна брать ответственность за поступки, и предвидеть результаты своих действий.

Нормальная самооценка, характеристика человека:

✔️ Адекватен.

✔️ Разумен.

✔️ Самокритичен.

✔️ Самодостаточен.

4. Высокая самооценка

Что значит высокая самооценка? Ответ зависит от её степени. Если она немного превышает адекватный уровень, то для человека это скорее плюс, а та, что вышла за границы адекватности – уже минус. Высокая самооценка — это совокупность представлений о себе в превосходной степени, несоответствующая реальности.

Очень высокая самооценка сопровождается:

✔️ Заносчивостью.

✔️ Переоценённой собственной значимостью.

✔️ Приписыванием себе несуществующих достоинств и умений.

✔️ Неприятием чужого мнения, раздражительностью.

✔️ Ощущением превосходства.

✔️ Комплексом бога.

✔️ Желанием поучать.

✔️ Подчёркнутой независимостью.

✔️ Перекладыванием вины на других.

✔️ Подменой понятий (упрямство-упорство, наглость-решительность, беспардонность-прямота).

✔️ Демонстративным поведением.

✔️ Эгоизмом и эгоцентризмом.

✔️ Пренебрежением окружающими.

Показатели высокой самооценки по шкале от одного до девяти начинаются с шести. Более высокий показатель говорит об искажённом восприятии себя. В этом случае понятие «высокая самооценка» приобретает отрицательную окраску и переходит в степень неадекватной.

Как поднять самооценку и уверенность в себе?

Современное общество озабочено тем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Подробнее, как бороться с заниженной самооценкой читайте по ссылке.

Адекватная самооценка – характеристика, признаки, как ее достичь

Адекватная самооценка

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми.

Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В.

Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека.

Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний.

А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки.

Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха.

Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка – это соответствие собственного мнения о себе, реалистичной оценки возможностей и умений в контексте требований ситуации, реальной картины происходящего и ожиданий других людей.

Случается два варианта перекоса: когда личность думает, что легко справится с планами и результат не соответствует, и когда прогнозирует провал, хотя легко может совершить необходимое.

Уровень оценивания себя и его адекватность выявляется по исполнимости планов, как одному из главных критериев.

Адекватная самооценка личности является не только набором внутренних убеждений, но имеет подтверждения от специалистов в выбранной области. Т.е. человек может складывать, какой угодно образ себя и оценивать себя в соответствии с внутренними процессами, детскими установками, если это совпадает с мнением большинства авторитетов ситуации, то самооценку можно считать адекватной.

Характеристика адекватной самооценки

Признаки адекватной самооценки человека выражаются в критичном и объективном понимании своих возможностей, ограничений, социального и интеллектуального статуса. Адекватная самооценка всегда привязана к социуму, поскольку первоначальное формирование образа себя происходит через других и в дальнейшем проверяется на истинность также через контакт.

Инфантильная личность, не зрелая и не самостоятельная в своих суждениях будет опираться в самооценке на мнение референтной группы, поэтому и данные показатели не стабильны, зависят от того, кто выдаёт своё мнение. Чем более развитой и самостоятельной становится личность, чем больше зрелости в её структуре, тем больше самостоятельности и адекватности.

Адекватный уровень самооценки является психотерапевтической задачей, если говорить о глубокой личностной оценке себя, некотором постоянном фоне восприятия, не соответствующем действительности.

Это важно, поскольку самооценка бывает ещё и ситуативной, например, при необходимости совершить новую неизвестную деятельность, человек может естественно чувствовать неуверенность, тогда как в родных стенах становится более уверенным и понимает возможность совершить больше, чем в чужом помещении.

С такими ситуативными проявлениями психотерапевтическая работа не нужна, поскольку они автоматически регулируются изменением ситуации.

Люди с адекватной самооценкой находятся в реальном времени, имеют сбалансированное представление о себе – тут не будет перекоса в ощущение бога или ничтожества. Такой человек умеет точно приспосабливаться, зная, какую деятельность выполняет хорошо, а там, где делает пробелы – пользуется услугами профессионалов.

Как правило, адекватная самооценка дарит чувство удовлетворения и внутреннего покоя, потому что из расстраивающих ситуаций остаются только объективные, а сам человек не накручивает себя и не рвёт жилы в попытках что-то доказать окружающим.

Это залог принятия себя и мира с недостатками и проблемами, но без чрезмерного стремления изменить и подстроить под себя мир.

Сходно с философией буддизма и тем состоянием, куда стремится большинство психотерапевтических школ – оставить то, на что не можешь повлиять и обрести покой, занимаясь своим.

Развитие адекватной самооценки даёт возможность легко и быстро принимать решения, т.к. есть чёткая картинка мира.

Такие люди не боятся перемен, потому что имеют прозрачную систему координат, а любые совершённые ошибки воспринимают не как крах всей своей личности и вселенной, а исключительно как ценный опыт развития или познания собственных пределов. Т.е.

не справившись с чем-то, они могут попытаться улучшить свои навыки и запомнить, что эта сфера пока не их прерогатива, а возможно никогда ею не станет, и жить дальше, изучая или не изучая пробелы в зависимости от необходимости.

Для сравнения, неадекваты претендуют на должности, которые не тянут или вкладывать чрезмерное количество усилий в деятельность, где просто нет врождённых наклонностей, вместо того, чтобы сконцентрироваться на успешной деятельности.

Для чего она нужна

Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.

Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной.

Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев.

Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.

Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал.

Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы.

Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.

Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь.

А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным.

Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.

Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком.

Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия.

Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.

Как достичь адекватной самооценки

Многие ищут способы, как достичь адекватной самооценки во взрослом возрасте, понимая, что с восприятием что-то не так.

К счастью, это не статичная конструкция и не имеет генетической привязки, попадая в разные ситуации, человек получает различные отклики, испытывает разные эмоции, а также выполняет непохожую деятельность, что постепенно расширяет представление о себе и меняет самооценку. Не всегда это адекватно и объективно, но если изменения возможны внешними факторами, то их можно направлять в необходимом русле.

Развитие адекватной самооценки ребёнка зависит от близких взрослых и их поведения. Поддержка должна чувствоваться в важных моментах, но при этом нельзя перехваливать ребёнка. Можно обнимать, просить о помощи, напоминать, что у него получится. Вместе с этим всем, когда малыш берётся за какое-то сложное действие, важно находиться рядом и объяснять моменты ему непонятные.

Нельзя кричать, что это слишком сложно или он ещё не дорос, необходимо отвечать на каждую задачу, встающую на пути решения проблем. Если просто запрещать, заранее оценивая, что он не справится, то так формируется низкая самооценка, а если без устали хвалить – завышенная. Предоставляйте заботу и поддержку.

Некоторые основы самооценки зависят от того, насколько желаемым был ребёнок, как его ждали и относились.

Во взрослом возрасте самооценка перестаёт складываться только из мнений взрослых, тут важную роль начинает играть собственное мнение человека о себе и мнение значимых персон (хоть красивая сотрудница офиса, имя которой не известно).

Тут на первый план начинают выходить ценности и смыслы самого человека, поскольку оценивание своего образа строится не из пустого пространства, а относительно ориентаций – важные вещи. Значимые качества, стремления, экзистенциальная сфера.

Внутри есть некий сформированный идеальный образ, подсказывающий, что ещё ему необходимо откорректировать в своей личности. Поэтому для формирования соответствия нужно перестать сравнивать себя с другими, а только с собственными стремлениями.

Хорошо помогает упражнение сравнения своих успехов не с коллегами, а со своим же уровнем год назад.

Негативные высказывания о себе необходимо исключить. У вас есть тело только такой формы, в настоящем моменте вы обладаете только этими знаниями.

Изменить такое положение дел можно не всегда, а если и можно, то не сейчас. Кроме того важным первым шагом в любых изменениях – это признание истинного положения дел, т.е.

не «я уродина», а «мой гардероб не сформирован», тогда можно выстроить концепцию дальнейших действий.

Определите сферы деятельности, где вы чувствуете интерес, где азарт захватывает и хочется развиваться – именно там вы сможете наиболее полно проявить себя. Также составьте список того, что вам точно не под силу и разработайте систему решения таких проблем.

Нравится смешивать краски и понятия не имеете, что делать с протекающим краном – идите в художники, маляры, дизайнеры и запаситесь телефонами сантехников.

Честное признание своих возможностей и недостатков даёт возможность реорганизации жизни по индивидуальному проекту, а не так как привыкли жить все поколения вашей семьи.

Как можно больше действует и пробуйте, только так можно узнать, на что вы действительно способны, как реагируете на этот мир и какую концепцию лучше выстроить. Адекватная самооценка рождается из практики, а не из отзывов друзей или вашей фантазии.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Факторы, которые формируют и влияют на самооценку

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве. Факторы, которые влияют на формирование вашей самооценки, включают в себя:

  • Собственные мысли и схемы восприятия;
  • Реакцию других людей;
  • Опыт общения в школе, во дворе, в компании сверстников;
  • Болезни, инвалидность или травмы;
  • Культуру;
  • Религию;
  • Роль и статус в обществе.

Отношения с близкими вам людьми — родителями, братьями и сестрами, сверстниками, учителями и другие важные контакты — особенно важны для формирования самооценки. Многие ваши сегодняшние убеждения и стереотипы отражают тот опыт, который вы получили от взаимодействия с другими людьми в течение длительного времени.

Если ваши отношения с близкими доброжелательны, крепки и основаны на взаимопонимании, у вас есть все шансы сформировать адекватную и здоровую самооценку.

Если на протяжении длительного времени вы получали от близких вам людей только критику, унижения и оскорбления, то очень велика вероятность того, что у вас сформируется низкая самооценка.

Тем не менее, ваши собственные мысли, пожалуй, оказывают наибольшее влияние на чувство собственного достоинства, — и эти мысли абсолютно в ваших силах изменить и сформировать. Если вы склонны сосредотачиваться на собственных слабостях или недостатках, вам нужно научиться по-новому формулировать мысли и сосредоточиться на собственных положительных качествах.

Диапазоны самооценки

Типы или диапазоны самооценки имеет тенденцию к колебаниям с течением времени, в зависимости от обстоятельств.

Это абсолютно нормально, когда вы время от времени то чувствуете себя «на подъеме», а то наоборот – не очень хорошо.

В целом, однако, чувство собственного достоинства остается в диапазоне, который отражает то, как вы реально к себе относитесь. Давайте рассмотрим, как распознать крайности:

  • Завышенная самооценка. Если вы оцениваете себя намного выше, чем подавляющее большинство окружающих вас людей, вы чувствуете себя лучше, умнее, честнее и добрее других – есть повод для беспокойства. У вас завышенная самооценка, что может привести к высокомерию, потворству собственным слабостям и святой веры в то, что вы заслуживаете особые привилегии уже самим фактом своего существования.
  • Заниженная самооценка. Вам кажется, что вы всегда говорите невпопад. Большинство окружающих вас людей умнее, успешней и лучше вас по многим параметрам. Вы боитесь высказывать собственные мысли и идеи, считая их глупыми и не достойными внимания. Вы сосредоточены на собственных ошибках, а также на мнимых и реальных недостатках. Даже похвала и комплименты, высказанные в ваш адрес, вы склонны скорее расценить как издевательство, чем как честное признание ваших положительных качеств. Если что-то из перечисленного относится к вам – у вас заниженная самооценка, которая удерживает вас от успеха во многих сферах жизни.
  • Адекватная самооценка. Происходит от лат. adaequatus (адэкватус) «уравненный, приравненный». Этот тип самооценки находится между двумя вышеперечисленными крайностями. Характерные признаки адекватной самооценки – сбалансированное и точное представление о себе. С одной стороны, вы отлично знаете  собственные достоинства, с другой – правильно оцениваете свои недостатки. Вы прекрасно понимаете, когда совершаете хороший, а когда плохой поступок, когда ваше поведение достойно уважения, а когда нет.

Преимущества адекватной самооценки

Когда вы оцениваете себя адекватно, это дает вам ощущение внутренней стабильности. Вы чувствуете себя уверенно и благодаря этому способны в большинстве случаев строить позитивные взаимоотношения с другими людьми.

Адекватная самооценка позволяет вам выгодно подчеркивать и проявлять собственные достоинства, но одновременно скрывать или как-то компенсировать недостатки. В целом это способствует достижению успеха на работе и в обществе.

Также вы открыты для восприятия и обратной связи, что позволяет вам приобретать положительный жизненный опыт и навыки. Имея адекватную самооценку, вы:

  • Последовательны в выражении собственных потребностей и мнений;
  • Уверенны в своей способности принимать решения;
  • Способны формировать безопасные и честные отношения с другими людьми;
  • Более здоровы, чем люди с крайними самооценками, а вероятность заболеть в будущем у вас значительно ниже;
  • Реалистичная в своих ожиданиях и имеете меньше шансов чрезмерно критично оценивать себя и других
  • Более гибкая в восприятии действительности и лучше переносите стресс и неудачи;
  • Маловероятно, что будете испытывать такие чувства как безнадежность, бесполезность, страшную вину или стыд;
  • Менее склонны к развитию психических заболеваний, таких как расстройство пищевого поведения (с последствиями – ожирение или анорексия), наркомании или депрессии.

Самооценка затрагивает практически все аспекты вашей жизни. Формирование и поддержание здорового реалистичного взгляда на себя — первый шаг на пути решения всех жизненных проблем.

2011-11-08

Самооценка – её уровни, формирование и способы корректировки

Адекватная самооценка

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха.

И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю.

Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так.

Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет – будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Смотреть видео

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: