Аграфия

Аграфия

Аграфия

Аграфия — это нарушение или потеря прежней способности писать.

Расстройство может возникать изолированно, хотя она часто возникает одновременно с другими неврологическими нарушениями, такими как алексия, афазия, дизартрия, агнозия и апраксия.

Клинически аграфию можно разделить на «центральную» (также называемую «лингвистической» или «афазической» аграфией) и «периферическую» аграфию (также называемую «нелингвистической» или «неафазной» аграфией).

Чтобы выполнить акт письма, человек создает серию «графем» для передачи значимой информации. Чтобы правильно писать, нужно сначала знать сами буквы, а затем нужно уметь организовывать буквы, чтобы образовывать правильные слова и грамматически правильные предложения. Поражения, нарушающие эти процессы, приводят к центральной аграфии.

Затем человек должен знать набор скоординированных движений, чтобы правильно рисовать буквы (праксис), способность «мысленно выстраивать очередь» из последовательности букв, чтобы составить целое слово (моторное программирование), зрительно-пространственную способность, чтобы направлять пишущий инструмент на пишущей поверхности и, наконец, иметь способную двигательную систему для выполнения этих задач. Нарушение этих последних шагов, вовлеченных в двигательное планирование или двигательную активность письма, приводит к периферической аграфии. Обратите внимание, что «периферическая» аграфия может локализоваться в центральной нервной системе, когда она напрямую не затрагивает лингвистические центры, например, в случае моторной аграфии из-за поражения моторной коры головного мозга, ведущего к парезу пишущей конечности.

Классификация

Аграфия или нарушения в производстве письменной речи может происходить различными способами и во многих формах, поскольку письмо включает в себя множество когнитивных процессов (языковая обработка, орфография, зрительное восприятие, визуопространственная ориентация графических символов, двигательное планирование, управление моторикой).

Аграфия имеет две основные подгруппы: центральную («афазическую») и периферическую («неафазную») аграфию. Центральные аграфии включают лексические, фонологические, глобальные и семантические аграфии. Периферические аграфии включают аллографическую, апрактическую, моторную, гемианоптическую и афферентную аграфию.

— Центральный.

Центральная аграфия возникает, когда есть как нарушения разговорной речи, так и нарушения различных моторных навыков и навыков визуализации, связанных с письмом. Люди, у которых аграфия и беглая афазия, пишут нормальное количество правильно составленных букв, но не могут писать значимые слова. Рецептивная афазия — это пример беглой афазии.

Те, у кого аграфия с нелегкой афазией, могут писать короткие предложения, но их трудно читать. Их написание требует больших физических усилий, но не имеет надлежащего синтаксиса и часто имеет плохую орфографию. Выразительная афазия — это пример нелегкой афазии. Люди, у которых есть алексия с аграфией, испытывают трудности как с производством, так и с пониманием письменной речи.

Эта форма аграфии не нарушает разговорный язык.

  • Глубокая аграфия влияет на фонологические способности и орфографическую память человека. Глубокая аграфия часто является результатом поражения левой теменной области (надмаргинальной извилины или островка). Люди не могут ни вспомнить, как выглядят слова при правильном написании, ни озвучить их, чтобы определить написание. Люди обычно полагаются на свою поврежденную орфографическую память для написания; это приводит к частым ошибкам, обычно семантического характера. Люди испытывают большие трудности с абстрактными понятиями и необычными словами. Чтение и разговорная речь также часто нарушаются.
  • Аграфия с синдромом Герстмана — это нарушение письменной речи, связанное со следующими структурными симптомами: затруднение различения собственных пальцев, затруднение различения левого от правого и трудности при выполнении вычислений. Все четыре симптома являются результатом поражения проводящих путей. Синдром Герстмана может дополнительно проявляться алексией и легкой афазией.
  • Глобальная аграфия также ухудшает орфографическую память человека, хотя и в большей степени, чем глубокая аграфия. При глобальной апраксии знание правописания утрачивается до такой степени, что человек может написать лишь очень мало значимых слов или не может написать никаких слов вообще. Чтение и разговорная речь также заметно ухудшаются.
  • Лексическая и структурная аграфия вызывается повреждением орфографической памяти; эти люди не могут визуализировать написание слова, хотя сохраняют способность произносить их вслух. Это нарушение орфографической памяти может означать потерю или ухудшение знаний или просто неспособность эффективно получить к ним доступ. Существует эффект регулярности, связанный с лексической аграфией, заключающийся в том, что люди с меньшей вероятностью будут правильно писать слова без регулярного, предсказуемого написания. Кроме того, орфографические способности обычно менее нарушены. Люди также испытывают трудности с омофонами. Языковая компетентность с точки зрения грамматики и написания предложений, как правило, сохраняется.
  • Фонологическая аграфия противоположна лексической аграфии в том, что нарушается способность произносить слова, но орфографическая память слов может быть нетронутой. Людям часто бывает труднее получить доступ к более абстрактным словам без сильных семантических представлений (т.е. им труднее произносить предлоги, чем конкретные существительные).
  • Чистая аграфия — это нарушение письменной речи без каких-либо других языковых или когнитивных расстройств.

Аграфия может возникать отдельно или одновременно и может быть вызвана повреждением угловой извилины.

— Периферийное.

Периферические аграфии возникают при повреждении различных моторных навыков и навыков визуализации, задействованных при письме.

  • Апрактическая аграфия — это нарушение письменной речи, связанное с нарушением двигательной системы. Она приводит к искаженному, медленному, трудоемкому, неполному и/или неточному формированию букв. Хотя написанные буквы часто имеют настолько плохой формат, что они почти неразборчивы, способность произносить их вслух часто сохраняется. Эта форма аграфии вызвана именно потерей специализированных моторных планов формирования букв, а не какой-либо дисфункцией, влияющей на пишущую конечность. Апраксическая аграфия может проявляться с идеомоторной апраксией или без нее. Паралич, хорея, болезнь Паркинсона (микрография) и дистония (судорога писателя) — двигательные расстройства, обычно связанные с аграфией.
  • Истерическая аграфия — нарушение письменной речи, вызванное конверсионным расстройством.
  • Повторяющаяся аграфия встречается у людей, которые повторяют буквы, слова или фразы в письменной речи ненормальное количество раз. Персеверация, параграфия и эхография являются примерами повторяющейся аграфии.
  • Оптикопространственная аграфия — нарушение письменной речи, определяемое тенденцией пренебрегать одной частью (часто всей стороной) письменной страницы, наклонными линиями вверх или вниз и ненормальным интервалом между буквами, слогами и словами. Ориентация и правильная последовательность написания также будут нарушены. Оптико-пространственная аграфия часто ассоциируется с пренебрежением левой полушарии, трудностями в построении или или сборки объектов, а также другими пространственными трудностями.

Причины

Центральная или лингвистическая аграфия может быть вызвана любым поражением корковых языковых центров мозга или любой из связанных с ними подкорковых структур.

Классически она встречается при инсульте, который остается наиболее частой причиной нарушения речи в целом.

Практически любое поражение, поражающее эти области, включая травмы, опухоли и инфекции, может привести к центральной аграфии.

Нейродегенеративные состояния, такие как болезнь Альцгеймера или лобно-височная деменция, также могут привести к центральной аграфии, и в этом случае начало постепенное с прогрессирующим ухудшением.

Первичная прогрессирующая афазия и ее подтипы представляют собой клинические нейродегенеративные синдромы, которые характеризуются преимущественно медленно ухудшающимися языковыми нарушениями; в частности, болезнь Альцгеймера и лобно-височная дегенерация вовлечены в большинство этих случаев.

Аграфия также часто наблюдается при делирии. Однако делирий неспецифичен, и этиология делирия чрезвычайно разнообразна.

Как и в случае с центральной аграфией, периферическая может быть вызвана множеством поражений в любом месте от коры головного мозга до периферических нервов и мышц. Однако при периферической аграфии эти поражения нарушают двигательное планирование или двигательный результат письма.

Эпидемиология

Данные о частоте приобретенных неврологических нарушений речи, включая аграфию, в целом ограничены. Инсульт считается наиболее частой причиной приобретенных языковых нарушений.

Одно исследование, проведенное в Швейцарии, показало, что ежегодная частота нарушения речи из-за первого в истории ишемического инсульта составляет 47 случаев на 100 000 жителей; из них у 30% пациентов с инсультом развилась афазия.

В это исследование были включены пациенты с аграфией, хотя частота аграфии не указана.

Патофизиология

Патофизиология неврологических нарушений речи, включая афазию и аграфию, остается не полностью изученной. В целом афазия лучше изучена, чем аграфия, и служит наиболее распространенной моделью для изучения неврологической обработки речи.

Тем не менее, в нескольких отчетах наблюдалась диссоциация между письменной и устной речью, что указывает на места в мозге, предназначенные для письма.

С учетом сказанного было идентифицировано несколько участков мозга, участвующих в обработке речи.

Причины аграфии

Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и восприятию, а помимо этого, задействует двигательную сферу.

Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии.

Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла.

Фонема слова с речевым смыслом у них не соотносится, поэтому, установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.

Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.

Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, алалии сопутствует отклонение в письме.

Аграфия у взрослых лиц сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать собственные мысли посредством устной речевой функции. При этом более часто описываемый недуг является симптомом иной патологии, а не протекает как отдельное заболевание.

Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.

Виды аграфий

Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.

Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.

Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.

При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое написание и самостоятельное написание, меньше отклонений наблюдается при списывании. Больной либо списывает побуквенно, либо копирует написанное.

Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции.

По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису.

Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.

Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.

Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог.

Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов.

Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.

Оптическая форма недуга возникает вследствие повреждения нижних сегментов теменных и затылочных зон коры, которые интегрируют зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Проявляется рассматриваемая форма недуга, прежде всего, буквенно-пространственными параграфиями.

Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:

– афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой памяти и аномалиями в фонематическом слухе;

– чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;

– конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;

– апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.

Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.

Диагностика и лечение аграфии

Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто.

Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага.

После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.

Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного.

Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.

Лечение аграфии характеризуется длительностью. Основой коррекционного воздействия считается этиологическая терапия, обусловленная генезом недуга.

Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия.

Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.

Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.

Профилактика аграфии на этапе дошкольного возраста включает разнообразные речевые упражнения, используемые с максимальной частотой.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии аграфии обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Аграфия

Аграфией называется ограничение или утрата способности писать. Появляется она при дисфункциях речи. Выражаться это нарушение может в следующих проявлениях:

  • утрата навыков письменности;
  • наличии большого количества грубых ошибок;
  • нарушенном слиянии и написании букв, слов, слогов.

Зарождается она по причине получения повреждений задних отделов лобной извилины головного мозга. В детском возрасте нарушение письма проявляется как следствие алалии, которая возникает при поражении речевого центра в мозге ребенка. У взрослых людей аграфия является следствием и осложнением при афазии.

Сенсорная

Сенсорная аграфия состоит в нарушенном письме, диктуемого другим человеком. Если человек пишет сам или списывает с другого источника, письмо имеет правильную грамотность и структуру. Причиной является нарушения фонетического слуха и как правило сопровождается плохим пониманием речи, недостаточным распознаванием звуков.

Афферентная моторная аграфия

Эта форма является следствием патологий в нижней части постцентральной извилины головного мозга. При ней страдают все виды письменности, но не списывание с другого источника. Пациент пропускает буквы в слове, обычно в середине. Может быть пропущена одна буквы или целый слог. Пациент может изменять буквы и писать совершенно другие.

Эфферентная моторная форма

Пациент не может написать слово или производит замены в нем букв, слогов. Клиническая картина эфферентной аграфии заключается в нарушенной письменности или полной ее утрате. Эти формы аграфии в разной степени поддаются лечению, эффективность которого зависит от тяжести времени начала коррекционной работы.

Симптомы

Наиболее ярким симптомом аграфии является полная потеря письменности, разрушенная структура написания слов и текста, пропуски слов, слогов, букв. Ребенок может испытывать трудности в соединении частей слов из слогов. Однако при этом типе заболевания не происходит повреждений интеллектуальных способностей, умственные способности не страдают.

Аграфия у детей является следствием речевого нарушения – алалия. Аграфия обычно выявляется у детей, имеющих определенные речевые нарушения.

Диагностика заболевания

С аграфией редко возникают проблемы с точным диагностированием. Врач должен провести неврологический осмотр пациента и после этого вынести свой вердикт. Необходимо установить точную причину образования, понять, что ее спровоцировало.

Для этого требуется проведение разговора с пациентом, либо его родителями, если говорить о ребенке. Может потребоваться проведение МРТ головы, рентгенография, реовазография, ЭЭГ и другие методы исследования. В качестве профилактики аграфии необходимо заниматься с ребенком специальными речевыми занятиями. Проводить их следует часто и правильно.

Материал к теме  Логоневроз (заикание) у детей и взрослых

Лечение

Коррекция аграфии у детей – долгий и трудный процесс для обоих сторон (пациента и врача). Нужно понимать, что лечение не дает гарантии на полное избавление от нарушения, но способно помочь и идти вместе в развитии со своими сверстниками.

Ребенок должен состоять на учете у невролога и регулярно посещать его. Частоту определяет сам врач, который ведет пациента. Он же определяет индивидуальный курс лечения. Занятия по коррекции могут быть групповыми или индивидуальными.

Это условие также определяется логопедом или неврологом.

Перед началом коррекционной работы способности писать, специалист должен уделить внимание речи. Во многих случаях назначается специальная гимнастика, физические нагрузки. Такие занятия способствуют закреплению навыков и повышению эффективности коррекционной работы. Пациенту может быть назначено пение песен, декламированные стихов, выразительное чтение вслух.

Профилактика

Профилактикой появления и развития аграфии являются:

Проводить такие упражнения необходимо постоянно, как можно чаще. Результат коррекционной работы зависит от тяжести поражения и других физиологических особенностей пациента.

Стоит знать, что избавиться от аграфии самостоятельно, в домашних условиях невозможно. Необходимо обращаться за профессиональной помощью логопеда, психолога, невролога. Положительный результат возможен при проведении комплексной коррекции и терапии.

Также обязательно пациент должен иметь поддержку от своих родных и близких.

Особенности типов аграфий

Амнестическая аграфия часто сопровождается рядом неврологических расстройств, обусловленные поражениями коры головного мозга. Одним из таки является синдром Герстмана. Апраксическая разновидность возникает вследствие идеаторного типа апраксии. В этом случае пациент не понимает в как должна находится рука при письме, он не понимает, как правильно проводить движения кистью и пальцами.

Также такой ребенок не способен понять последовательность движений, что объясняет неправильность расположения букв, иногда это явления может иметь зеркальное написание слов.

При тяжелой степени структура слов может полностью распадаться, ребенок изображает только отдельные фрагменты. Апраксическая аграфия наблюдается во всех видах письма – под диктовку, самостоятельном, списывании.

В данном случае нарушается порядок движений, организация, структурирование написания слова или фразы.

Такой тип является следствием поражений угловой и надкраевой извилин, расположенных в левом полушарии. В случае афазии развивается афатическая аграфия. При ней происходит повреждения в височном отделе коры головного мозга в левом полушарии. Наблюдается потеря или ухудшение в фонетическом слухе и слухоречевой памяти. Конструктивная афазии характерная для конструктивной афазии.

Прогнозы

При аграфии невозможно дать точных гарантированных прогнозов на результат коррекции. Причина этого заболевания – повреждения речевых центров мозга. Если эта проблема может быть устранима на физическом уровне, значит аграфия полностью устранима. Если повреждения обширны и стойки, можно говорить о компенсации некоторых проявления, но не о полном выздоравливании ребенка или взрослого.

С пациентом необходимо работать и заниматься, уделять ему много внимания. Нельзя игнорировать проблему и пускать ее на самотек. Сама собой эта проблема не пройдет, а пациент получит плохие коммуникативные навыки общения с окружающими.  В легкой степени тяжести, дети могут наладить контакт со своими сверстниками, но при тяжелой форме это сделать трудно.

Признаки аграфии у детей

В последние годы количество детей, имеющих такое нарушение, увеличилось. Родитель должны знать первые признаки этого заболевания, чтобы вовремя приступить к ее компенсации и коррекции.

Главной причиной является наличие у ребенка нарушений в речи, чтении, письме. Для подтверждения диагноза должно провестись энцефалограмма, дополнительные логопедические и неврологические исследования.

Только после этого можно говорить о наличии или отсутствии аграфии.

Факторы риска

Патоморфологическим субстратом расстройств письменной речи выступает повреждение определенных областей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. Факторами, провоцирующими такие нарушения, могут служить:

В отличие от устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. Операция письма состоит из ряда последовательных действий: звукового анализа слова, соотнесения фонем со зрительным образом буквы, начертания графем. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы.

Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение любой из этих областей приводит к выпадению определенного звена письменной операции, и полноценное письмо становится невозможным.

Так, при верхневисочной аграфии письмо распадается в результате потери способности к звуко-буквенному анализу слова, которое теряет константность звучания. Если очаг располагается в средних и задних отделах височной зоны, снижается объем слухового восприятия и слухо-речевая память, вследствие чего становится невозможным письмо на слух.

Заинтересованность нижнетеменных отделов приводит к нарушению речевых кинестезий, невозможности проговаривания звуков и их перевода в соответствующую букву.

Возникает афферентная моторная аграфия, при которой утрачивается способность писать под диктовку и самостоятельно. При поражении премоторной речевой зоны нарушается динамическая схема слова.

В этом случае больной способен написать отдельные буквы, но объединить их в слог или слово не может.

При патологии префронтальной и верхневисочной коры письмо нарушается на уровне программирования, семантической и грамматической стороны. Вовлеченность затылочных и теменно-затылочных структур левого полушария вызывает распад оптической схемы букв, нарушение расположения графических элементов в пространстве.

Аграфии классифицируются на основании механизма нарушений письма. Учитывая область локального поражения мозга, нейропсихолог Л.С. Цветкова выделяет следующие формы аграфии:

1. Речевые (соответствующие определенной форме афазии):

  • кинетическая моторная;
  • кинестетическая моторная;
  • сенсорные (акустико-гностическая и акустико-мнестическая);
  • динамическая;

2. Неречевые (гностические):

  • оптическая;
  • оптико-пространственная;
  • оптико-мнестическая;
  • апракто-агностическая.

В зарубежной нейропсихологии принято делить аграфии на первичные (при несформированности предпосылок письма) и вторичные (возникшие в результате афазий). Некоторые специалисты подразделяют аграфии на следующие виды:

  • афатическая (развивается в структуре акустико-гностической и акустико-мнестической афазий);
  • апрактическая (связана с конструктивной или идеаторной апраксией);
  • чистая, или изолированная (обусловлена поражением задних отделов 2-ой лобной извилины, связана с нарушением организации и контроля целенаправленного поведения).

Функция письма грубо нарушается при тяжелой и средней степени афферентной моторной афазии из-за распада связи «фонема-артикулема-графема». Самостоятельно больные могут лишь написать собственную фамилию (идеограммное письмо).

В некоторых случаях доступно списывание. С письмом под диктовку пациенты не справляются. Звуко-буквенный анализ либо недоступен, либо выполняется с ошибками.

В более легких случаях на письме встречается большое количество пропусков букв и слогов, литеральных параграфий.

Кинетическая аграфия

Развивается в клинике эфферентной моторной афазии. Качественные дефекты письма такие же, как и при кинестетической аграфии. Также типичны персеверации, пропуски согласных и гласных, перестановки букв, недописывание слов. Возможны изменения почерка по типу микро- или макрографии.

Височные аграфии

При грубой степени акустико-гностической аграфии сохранно только написание высоко упроченных слов, своего имени и фамилии. При списывании с образца больные допускают множественные ошибки. В письме на слух присутствуют вербальные и литеральные параграфии. Отсутствуют самоконтроль и самокоррекция. Анализ звуко-буквенного состава слова производится с грубейшими ошибками.

При акустико-мнестической аграфии страдает, главным образом, письмо под диктовку. Допускаемые ошибки (вербальные парафазии, пропуски слов) связаны с дефектами слухового внимания и памяти.

Динамическая аграфия

Доступно самостоятельное написание и списывание букв и простых слов. В письме под диктовку наблюдаются пропуски и персеверации. Самостоятельное письмо и построение фраз недоступно при грубой форме или ограничено стереотипными фразами в средне-тяжелых случаях (речевая аспонтанность). Встречаются аграмматизмы при согласовании слов.

Неречевые аграфии

При оптической аграфии письмо сопровождается заменой оптически схожих букв (о-а-е, и-ш-т). Оптико-пространственная форма сопровождается неправильным расположением элементов букв в пространстве, зеркальным письмом. Оптико-мнестические нарушения проявляются обозначением правильно выделенных фонем несоответствующими им буквами. Данный вид аграфии характерен для амнестической афазии.

Постановка диагноза базируется на данных неврологического обследования, логопедического и нейропсихологического тестирования. В первую очередь необходимо установить этиологию аграфии и ведущий синдром, в рамках которого она развилась. С этой целью проводятся:

  1. Инструментальные исследования. МРТ головного мозга помогает обнаружить ишемические и геморрагические очаги, признаки нейродегенерации, церебральные опухоли. Для диагностики цереброваскулярной патологии используется МР-ангиография. ЭЭГ информативна при подозрении на нейрометаболические и нейродегенеративные патологии ЦНС. Для исключения снижения слуха регистрируется аудиограмма.
  2. Нейропсихологическая диагностика. Исследуется сформированность или сохранность предпосылок для письменной речи: слухового, зрительного, сомато-пространственного гнозиса, кистевого праксиса и других операций. Важным является анализ произвольности поведения, саморегуляции, сформированности мотивов деятельности. Комплексное нейропсихологическое тестирование позволяет выявить нарушенные звенья и правильно выбрать методы коррекции аграфии.
  3. Диагностика устной и письменной речи. Обследование логопеда-дефектолога начинается с анализа устной речи (рецептивной, экспрессивной), способности пациента к аналитико-синтетической деятельности. Затем определяется доступность больному различных видов письма: идеограмного, самостоятельного, на слух, списывания. При этом выявляются сохранные и нарушенные операции, анализируются различные виды ошибок.

Восстановительное обучение при аграфии основано на замещении пострадавшего анализатора наиболее сохранным, создании новой функциональной системы взамен нарушенной. Основные направления коррекционной работы при различных формах аграфии:

  • При височных. Используется опора на зрительный, речедвигательный, кинестетический анализаторы. Сначала больного учат слушать речь, вычленять из потока предложения и слова. Затем приступают к восстановлению звукоразличения и буквенного обозначения фонем, проведению звукобуквенного анализа. По мере упрочения этих навыков сокращают число внешних опор, включая в работу слуховой контроль. Пациенту предлагают письменно отвечать на вопросы, составлять предложения по картинкам или словам, писать и под диктовку с проговариванием.
  • При кинестетической. Ведущую роль в восстановительном обучении играют зрительный и слуховой анализаторы. Ведется работа над письмом целых слов, имеющихся в активном словаре, и их звукобуквенным анализом (стратегия «от целого – к частному»). Написанные слова соотносят с картинкой, предметом. Затем переходят к проговариванию, восстановлению артикулем и письму букв. Параллельно ведется работа по устранению аграмматизмов на письме, удержанию в памяти лексической структуры фразы.
  • При кинестетической. Проводится работа над восстановлением аналитического письма, в основе которого лежит анализ состава слова. Для этого используются схемы слов, буквы разрезной азбуки, вербальные игры. Сначала вводятся упражнения на списывание, затем на письмо по памяти и на слух с проговариванием. Отдельной задачей является восстановление грамматической конструкции фразы.
  • При оптической. Стоит задача восстановить зрительный образ буквы и правильное пространственное расположение ее элементов. Применяется опора на кинестезии (ощупывание макетов букв, конструирование), двигательные ощущения (письмо в воздухе), вербальный анализ, слуховое восприятие. Проводятся многочисленные диктанты хорошо упроченных слов. Такой подход способствует улучшению дифференциации оптически близких букв.
  • При динамической. Больные учатся составлять план изложения, сочинения. Проводят анализ состава фразы. Конструируют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Коррекционное обучение приводит к постепенному восстановлению письма. Однако результаты значительно отличаются в зависимости от причины и вида аграфии, возраста пациента.

Более благоприятный прогноз имеют аграфии, вызванные очаговыми поражениями мозга, худший ‒ обусловленные нейродегенеративными патологиями.

Однако даже при удовлетворительном результате автоматизм функции письма не удается довести до преморбидного уровня.

Профилактика аграфии заключается в предупреждении родовых травм, мозговых катастроф, церебральных инфекций. Лучший ответ на коррекционное обучение достигается при комплексном подходе: проведении фармакотерапии, физической реабилитации и логотерапии.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: