Агрессия у детей

Содержание
  1. Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям
  2. Портрет агрессивного ребёнка
  3. Виды агрессии
  4. Вербальная агрессия
  5. Физическая агрессия
  6. Прямая агрессия
  7. Косвенная (непрямая) агрессия
  8. Аутоагрессия
  9. Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика
  10. Диагностика
  11. Проявление агрессии в разном возрасте
  12. Младенчество
  13. Раннее детство
  14. Дошкольный возраст
  15. Школьный возраст
  16. Подростковый возраст
  17. Агрессия у детей дошкольного и школьного возраста
  18. Что представляет собой детская агрессия
  19. Причины детской и подростковой агрессивности
  20. Как не допустить озлобленности ребенка и преодолеть детскую агрессии
  21. Агрессия у детей – признаки, причины, лечение
  22. Агрессия у детей
  23. Признаки агрессии у детей
  24. Причины агрессии
  25. Лечение агрессии у детей
  26. Детская агрессия: основные причины, что делать и как помочь ребенку
  27. С чем сталкиваются родители?
  28. Причин у детской агрессии много
  29. Пара примеров
  30. Благополучная семья?
  31. Что делать, если ваш дошколенок или младший школьник проявляет излишнюю агрессию?
  32. Детская агрессия: откуда она берётся и что с ней делать
  33. Возможные причины детской агрессии:
  34. Несколько способов преодоления детской агрессии

Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям

Агрессия у детей

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

  • Портрет агрессивного ребёнка
  • Виды агрессии
  • Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки
  • Проявление агрессии в разном возрасте
  • Причины детской агрессии
  • Как бороться с детской агрессией: советы психолога
  • Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

Портрет агрессивного ребёнка

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением.

Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;

а также:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

  • к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
  • к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
  • после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».

Дошкольный возраст

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Агрессия у детей дошкольного и школьного возраста

Агрессия у детей

Агрессивность у детей и подростков

14.01.2019

Пожариский И.

Типичное явление современности – ребенок регулярно или время от времени проявляет беспричинную агрессию и лютую жестокость. Агрессивность детей и подростков […]

Типичное явление современности – ребенок регулярно или время от времени проявляет беспричинную агрессию и лютую жестокость. Агрессивность детей и подростков может быть направлена на ровесников, родственников, питомцев и бездомных животных.

Агрессия у детей дошкольного возраста часто адресована на игрушки и предметы обихода.

Агрессивность детей старшего дошкольного возраста нередко обращена к младшим братьям и сестрам, меньшим по возрасту и более слабым ребятам, лицам преклонного возраста.

Большинство родителей не знает и не понимает, каковы причины жестокого и бесчеловечного поведения ребенка. Многие взрослые игнорируют существование проблемы вообще. Или же ведут себя с педагогической точки зрения неправильно и нетактично. При этом родители часто неадекватно и неверно оценивают собственные действия в неприятной ситуации.

Прежде чем дать рекомендации, как справиться с асоциальным поведением малыша или подростка, необходимо разобраться в сути этих аморальных феноменов и изучить особенности психоэмоционального мира ребенка.

Что представляет собой детская агрессия

Что кроется под определением «детская агрессия», каковы критерии агрессивности у детей? Приведем традиционное определение – это поведение, противоречащее нормам этики, морали, здравого смысла, которое причиняет вред конкретному живому существу, группе людей, самому себе.

Проявления агрессивности ощутимы на трех уровнях: физиологическом («Меня ударили, мне больно»), вербальном («Меня унижали и оскорбляли»), психоэмоциональном («Их действия причиняют мне страдания, мне страшно и обидно»).

Внутреннее переживание раздражения, злости, обиды, то есть составляющие агрессивности, у детей младшего школьного возраста находят внешнее отражение в форме битья, ломания, порчи игрушек, вещей, утвари – любых оказавшихся поблизости предметов.

Агрессия ребенка в 1 – 3 года чаще всего не что иное, как неумелое выражение испытываемых эмоций. Это внешнее отражение негативной реакции на слова, требования, действия окружающих, которые пришлись малышу не по нраву.

Поскольку карапуз не может выразить словами, что, например, он расстроен тем, что не удается построить красивый дом из конструктора, он выражает свою злость, ломая здание и раскидывая кубики.

Если родительница в этом возрасте не научит выражать свои эмоции иным путем, подкрепляя ошибочные действия крохи обидными словами, наказаниями, лишениями, ограничениями, такой вариант проявления чувств перерастет в агрессивность в 5 – 7 лет, становясь устойчивой чертой характера.

Уровень агрессивности ребенка в 4 – 6 лет чаще конструкт лабильный. Он изменяется довольно часто в зависимости от существующей ситуации.

Но иногда агрессия уже в этом возрасте может принять стабильную устойчивую форму.

Стойкая враждебность к внешней среде у детей старше 5 – 7 лет часто базируется на том, что они неверно интерпретируют поведение и отношения окружающих, расценивая их как враждебные действия.

Следует отметить, что стойкая агрессия больше присуща мальчикам. Это можно объяснить тем, что некоторые родители своим сыновьям уже с пеленок внушают, что они должны быть мужественными, храбрыми, отважными.

Нередко детская психика понимает такие требования с искажением. В понимании малышей, быть сильным равнозначно уметь дать сдачу, быть физически крепче, чем другие.

С помощью агрессивных действий будущие мужи попросту завоевывают свое место под солнцем.

Агрессивность по направленности можно условно разделить на две формы – целенаправленную и конкурентно-оборонительную. Целенаправленная жестокость подразумевает агрессивные действия, совершаемые предумышленно для достижения какой-то определенной цели. Это и есть патологический конструкт, над устранением которого необходимо работать.

Ведь повышенная агрессивность ребенка препятствует во всех жизненных сферах. Враждебно настроенная юная личность не имеет друзей и часто страдает от одиночества.

Такого ученика не любят воспитатели и учителя, поэтому не доверяют ему поручений, которые смогли бы повысить его самооценку. Он неудобный ученик, постоянно имеющий проблемы в дисциплине.

Такой прикрепившийся в детстве ярлык «нарушителя порядка» часто становится причиной противоправных действий в подростковом возрасте.

Конкурентная и оборонительная агрессия – полезный функциональный инструмент, зарожденный на основе инстинкта самосохранения. В первом случае, это здоровая злость, одаривающая человека приливом сил и всплеском энергии, нацеленная на достижении победы над противником. Такое ощущение знакомо многим спортсменам во время поединка с достойным соперником.

Во втором случае, это нужный защитный механизм, обеспечивающий повышение уверенности в собственных силах и дающий возможность отразить без ущерба для здоровья атаку противника.

Намеренное снижение агрессивности у детей в тех ситуациях, когда такое качество обеспечивает выживание (физическое или моральное) в коллективе, приводит к тому, что кроха становится объектом издевательств сверстников.

Причины детской и подростковой агрессивности

Проблема агрессивности детей – тема хорошо изученная. Психологи и педагоги едины во мнении: дети не рождаются бессердечными и жестокими, таковыми их делает социальная среда. Основная роль в формировании характера ребенка в первые годы жизни отведена обстановке в семье.

Неблагоприятная домашняя атмосфера – основной виновник жестокости ребенка.

Агрессивное поведение домочадцев в обыденных бытовых ситуациях: крики, скандалы, хамство, оскорбления, упреки, моральное унижение, рукоприкладство – страшные примеры.

Если ребенок наблюдает такую ситуацию постоянно, он воспринимает это как нормальный стиль поведения. Для него такие деяния становятся нормой жизни, поскольку незрелая личность не может правильно трактовать, что есть хорошо, а что плохо.

Еще одна причина детской агрессии – непоследовательность взрослых в своих требованиях, скачкообразное обучение нормам поведения. То, что сегодня для родителей хорошо, они завтра оценивают, как плохо.

Сегодня они требуют от малыша одних действий, завтра говорят, что эти поступки под запретом. Сегодня они наказывают кроху за поступок, завтра ласкают за идентичное действие.

Маятникообразное поведение не дает возможности верно сориентироваться в ситуации, не позволяя обрести прочный внутренний стержень.

Классический виновник агрессивности детей – реалии современности. Нынешняя действительность отличается жестокостью и беспринципностью. Характеристики успешного человека – напористость, наглость, неуступчивость, цинизм.

Жестокость нравов дает о себе знать в обыденной жизни, например, когда ребенок видит драки и скандалы в вагоне метрополитена. Агрессивность пестрит с голубых экранов, заполняя телепередачи и фильмы. Новостные сводки переполнены известиями о разбоях, убийствах, терактах.

Маленькая личность утверждается в убеждении: чтобы выжить, необходимо быть агрессивным и сильным.

Как не допустить озлобленности ребенка и преодолеть детскую агрессии

Коррекция агрессивности ребенка – сложный последовательный труд, который не терпит спешки и срывов.

Обнаружив признаки жестокости у малыша или подростка, целесообразно обратиться в психологический центр, где, используя современные разработки, проводится диагностика агрессивности у детей.

После того, как ребенок совместно с родителями выполнит тест на агрессивность, опытный специалист составит подходящую программу коррекции деструктивного поведения. Воспользоваться услугами опытного психолога можно, обратившись в психологический центр Ираклия Пожариского.

Однако родителям следует помнить, что психолог сможет устранить дефекты характера и вернуть маленького клиента к полноценному взаимодействию с социумом лишь при условии нормализации атмосферы в семье. Поэтому родителям необходимо провести кардинальную работу над собой и добиться улучшения взаимоотношений между домочадцами.

Необходимо знать, что в отсутствии или наличии агрессивности чаще всего «виноваты» два воспитательных фактора: родительское расположение и неприятие ребенка. Чтобы устранить озлобленность малыша, взрослые должны иметь в своем ежедневном арсенале:

  • желание выслушать кроху;
  • умение слушать и понимать потребности;
  • искренность и теплоту в общении;
  • дружелюбную интонацию;
  • корректные слова;
  • приветливый взгляд.

Чтобы не допустить и устранить детскую озлобленность, необходимо избавиться от:

  • безразличия к интересам малыша;
  • равнодушия к его проблемам;
  • избегания общения;
  • нетерпимости к особенностям маленькой личности;
  • властности;
  • ощущения, что кроха – лишний;
  • демонстрации, что он нежеланный ребенок.

Именно чувство одиночества и ненужности вызывает недовольство миром и озлобленность ребенка.

Еще один воспитательный функционал – поощрения и наказания. Родителям следует поощрять кроху за его малейшее достижение, проявленную самостоятельность, захватывающие идеи. Награждать нужно не только материальными вещами, но и хвалить словом, взглядом, жестом. В качестве вознаграждение может быть предложение занимательного совместного действия, например, посещение цирка.

Наказание – важное составляющее воспитания. Однако оно имеет смысл, если малышу понятно, за что его наказали. Наказание возымеет действие, если оно:

  • последует сразу за совершенным негативным поступком, а не будет проведено спустя некоторое время;
  • будет объяснено понятным для крохи языком;
  • будет строгим, но не жестоким;
  • предусматривает оценку конкретного поступка, а не затрагивает всю жизнь;
  • не задевает чувств человека;
  • не оценивает личные качества;
  • не навешивает обидные ярлыки.

Основная задача родителей – научить маленькую личность правильно и безопасно выражать свои переживания. Злость – не всегда признак испорченности и избалованности. Здоровая агрессия полезна, ведь это необходимое качество для самозащиты, отстаивания своих интересов.

Нельзя подавлять злость крохи, запрещать добиваться удовлетворения собственных потребностей, внушать, что это «неправильное чувство».

Придушив злость на корню, внутреннее пространство ребенка заполняется обидой, чувством вины, неуправляемым гневом, который может вырваться в наружу.

Родителям важно четко разделять чувство злости и агрессивные действия. Указать, что ощущения малыша понятны и нормальны. Объяснить, что на такие переживания имеются основания.

Однако подчеркнуть, что агрессивные действия неприемлемы, бесполезны, вредны. Вербально это может звучать так: «Ты имеешь право испытывать злость. Быть недовольным действиями других. Не соглашаться с требованиями окружающих.

Однако ты не должен причинять боль и доставлять страдания другим людям».

Таким образом, налагается запрет на агрессивные поступки, а не на переживаемые чувства. При это родителям следует предложить какое-то альтернативное действие, позволяющее избавиться от внутреннего напряжения.

Ребенок может поколотить боксерскую грушу или специально предусмотренные для этих целей игрушки. Устроить сражение на подушках. Порвать на мелкие части старые газеты. Организовать бой воздушными шариками.

Смять пластилин или тесто для лепки.

Необходимый навык, который должны заложить родители малышу – умение распознавать свою злость. Научиться определять причину своих переживаний. Анализировать неприятные события, вызвавшие гнев. Открыто заявлять о чувствах. Быть готовым пойти на компромисс и заключить взаимовыгодное соглашение.

Чтобы вырастить доброжелательную, позитивно настроенную личность, нельзя запрещать детям чувствовать негативные переживания. Взрослые должны принимать и любить кроху таким, какой он есть – с его достоинствами и недостатками. Предъявлять разумные требования и соблюдать логическую последовательность в действиях.

Агрессия у детей – признаки, причины, лечение

Агрессия у детей

→ Информация о заболеваниях → Агрессия у детей – признаки, причины, лечение.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Агрессия у детей

Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения – агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей.

Как происходит лечение агрессии у детей! Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам.

Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых. Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой.

Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция.

Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность – это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет.

Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.

Признаки агрессии у детей

Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило  родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Истерят, зачастую напоказ.
  • Не признают своих ошибок.
  • Щипаются.
  • Гневаются.
  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки. . 
  • Отказываются выполнять поручения.
  • Злятся (топая ногами и стуча руками).
  • Плюются
  • Используют оскорбительные слова.
  • Бьют сверстников
  • Замахиваются на других.
  • Мстят.

Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций».

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д.

Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей.

Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Причины агрессии

       У детей есть свои уникальные причины агрессии.

Если одного ребенка могут беспокоить «занятые родители», а именно конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время, а второго – банальная невозможность иметь дорогущие игрушки, которые приносят в школу и садик сверстники, то  причин для агрессии у ребенка с не выявленным нарушением предостаточно.
 

Причины агрессии у ребенка могут быть скрыты под:

  • Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  • Копирование поведения родителей, показывая пример агрессивности как дома, так и в социуме. Равнодушное отношение родителей к жизни.
  • Привязанность к одному родителю, где второй выступает объектом агрессии.
  • Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы, ссоры перед детьми.
  • Высокая возбудимость.
  • Недостаточная развитость интеллекта.
  • Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  • Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  • Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Лечение агрессии у детей

       Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной.

«Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке. Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции. Групповая терапия является перспективным методом лечения агрессии у детей с поведенческими проблемами.

У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом. Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения.

Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения.

       Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения.

В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ!

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный). Микротоковую рефлексотерапию для лечении агрессии и агрессивного поведения ребенка проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов,  Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань,  Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Воронеж, Краснодар, Челябинск, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент,Фергана.

Детская агрессия: основные причины, что делать и как помочь ребенку

Агрессия у детей

Недавно еще милый ребенок, которого носили на руках, катали в коляске, вдруг становится злым и агрессивным. Дерется, кусается, обижает других детей, отбирает и ломает чужие игрушки и вещи, замахивается руками на старших и кричит. Мамы бьют тревогу. Ему только пять лет, семь, восемь, девять. Соседи жалуются, дети не хотят с таким играть.

С чем сталкиваются родители?

Отчего ребенок становится злым, раздражительным, неуправляемым? Что на него влияет? Компьютерные игры? Переизбыток информации (интернет, телевизор, планшет и телефон)? Или не все в порядке в семье?

Причин у детской агрессии много

Проявление ее — это сигнал, что ребенок не чувствует себя в безопасности, пытается защититься и выжить как умеет, испытывает страх, стресс, отчаяние, сомнение, разочарование, ревность. Также причиной детской агрессии могут быть черепно-мозговые травмы, резидуально-органическое поражение головного мозга (дети с ЗПР, СДВГ).

Агрессия (не ее крайние проявления, не бездумная жестокость, а энергия, внутренний потенциал, напор) сама по себе не есть зло, она дана нам природой, а природа мудра и просто так ничего не рождает. Нужно лишь вовремя и правильно ребенку объяснить природу агрессии и направить ее в позитивное созидательное русло.

Агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Активность, лидерские задатки, умение постоять за себя, упорство в достижении поставленных целей имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. В жизни необходимо уметь бороться, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, поддерживать себя и друзей.

Если не научить ребенка этому, он может стать безвольным, слабым, инертным, ригидным, не упорным, а упрямым во вред себе. Присмотритесь к своему ребенку в дошкольном возрасте, возможно, он не просто задира и драчун, а будущий чемпион, руководитель, лидер, президент. Помогите ему развить в себе лучшие стороны личности и черты характера через спорт, творчество и гармоничные отношения в семье.

Пара примеров

Мальчик Саша живет с мамой, родители в разводе. Папа редко общается с сыном.
Проблемы проявились в первом классе, когда Саша стал щипать детей, царапать, толкаться. На Сашу стали жаловаться дети, родители, учитель. К сожалению, ребенок стал изгоем. Дети не хотели с ним играть.

Родители пришли на консультацию к психологу, согласились принять общие правила взаимодействия между собой на основе взаимоуважения и партнерской родительской ответственности за воспитание ребенка.

А с ребенком была проведена работа по принятию правил общения в коллективе и беседа о правилах и законах, для чего они нужны вообще.

Мальчику Давиду семь лет, на консультацию его привела мама. Ребенок при волнении заикается, мало и редко чем интересуется, не хочет ходить в школу и на дополнительные занятия, ему там скучно.

Единственное увлекательное занятие — планшет, игра в майнкрафт, тогда он счастлив. С детьми строит отношения с трудом, никому вреда не причиняет, у ребенка аутоагрессия.

Может сам себя побить, выставить себя в смешном, неприглядном виде, умышленно поплевать, играть соплями и слюнями, чтобы у других возникло к нему отвращение, презрение. Ругает себя, может назвать себя дураком, глупым.

Взрослые к нему также относятся с презрением.

Благополучная семья?

Причина нелюбви ребенка к себе кроется в отсутствии теплой обстановки в семье, формальном отношении друг к другу.

В такой семье мама занята на работе, папа, чтобы не обременять себя проблемами воспитания и общения с ребенком, приучил его к компьютерным играм и планшету, бабушка в семье выполняет функцию няни, домработницы, где приоритетом является то, что ребенок чистый и сытый. Внешне вполне благополучная семья.

Часто родители просят: «Сделайте что-нибудь с моим сыном, дочерью». К сожалению, многие родители не осознают, что проблемы не в их «неуправляемом» чаде. Чтобы помочь ребенку, нужно изменить ситуацию в семье. И именно родителям нужно быть готовыми к длительной и серьезной работе над собой и своими отношениями с окружающими.

Сложность в том, что обычно к психологу обращаются мамы, но даже мама не всегда готова работать над собой и менять свой ритм жизни. А остальные члены семьи и вовсе проблем не видят.

Идеальный вариант выхода из подобных ситуаций: научиться родителям брать ответственность на себя, заботиться друг о друге, проявлять любовь и терпение, всем вместе проводить досуг.

Помогут активные игры, прогулки всей семьей, поездки за город, пикники, совместное хобби, творчество, спорт. Семейные праздники укрепляют и сплачивают семью.

В семье необходимо заводить традиции: ребенку читать сказки, обсуждать увиденное, прочитанное, учить выражать эмоции социально приемлемым способом, учить говорить о своих переживаниях и о чувствах других людей.

Что делать, если ваш дошколенок или младший школьник проявляет излишнюю агрессию?

1. Обратить внимание на себя и свои взаимоотношения с близкими. Дети учатся не на словах, а на личном примере взрослых.

2. Психика развивается, как и все в этом мире, по своим законам, есть возрастные новообразования. Пласт за пластом происходит формирование психики.

До 10-12 лет дети полностью копируют поведение, образ мыслей, речь тех людей, которые с ними находятся в ближайшем окружении: это мама, папа, бабушка, дедушка или лица, их замещающие. И лишь в подростковом возрасте они осознанно начинают выбирать для подражания других людей.

В возрасте 3-5 лет ребенок научается принимать правила через сюжетно-ролевую игру. Играйте больше с детьми в этом возрасте.

3. К шести — семи годам ребенок формируется как личность. И такие понятия, как уважение, достоинство, самоуважение нужно обсуждать с ребенком уже в возрасте трех — пяти лет и старше.

Также можно рассказывать ребенку, какие бывают чувства и эмоции. Относиться к ребенку, проявляющему агрессию, нужно как к личности, с уважением.

Нельзя директивными, жесткими методами бороться с агрессией, наказывать, унижать, ущемлять за «плохое поведение».

Пускай в младшем возрасте ребенок из страха перед наказанием станет вести себя в соответствии с родительскими ожиданиями, но рано или поздно скрытая агрессия проявится вне дома – с младшими детьми, с чужими людьми, с животными и предметами.

4. Особую группу составляют дети с задержкой развития, с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, они, помимо всего перечисленного, нуждаются в сопровождении медиков, психологов и педагогов.

Детская агрессия: откуда она берётся и что с ней делать

Агрессия у детей

Заметили, что иногда ваш ребёнок злится, кричит на других и даже ударил мальчика в песочнице? Злость — это нормальное чувство. Наш блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает о причинах детской агрессии и способах борьбы с агрессивным поведением.

Нередко обеспокоенные поведением ребёнка родители обращаются к специалистам: «Мой ребёнок кусается»; «Бьёт других детей/меня»; «Ломает игрушки»; «Говорит нелицеприятные слова» и так далее. Предлагаю разобраться, что может быть причиной такого рода поведения и как поступать родителям.

Вся ли агрессия несёт негативный характер? Думаю, что нет, не вся. Существует агрессия в конкуренции (здоровая агрессия, которая мотивирует), агрессия в мире животных, которая помогает им выживать. Агрессия как действие, которое направлено на причинение вреда другому, — негативная. С ней как раз мы и будем сегодня разбираться.

Для начала важно запомнить, что злиться — это нормально. Все мы живые люди и испытываем каждый день огромный спектр эмоций, среди которых могут быть и радость, и испуг, и воодушевление, и злость.

Важно не то, что эта эмоция появилась внутри нас, а как мы её проживаем и выражаем. Когда мы радуемся, мы улыбаемся, смеёмся, обнимаем близкого, но не запрыгиваем на стол посреди рабочего дня и не кричим во всеуслышание.

Точно так же мы выражаем и злость: стискиваем зубы, повышаем голос, может, даже бьём кулаком по столу, но не по лицу собеседника.

Испытывать разные эмоции значит жить и быть настоящим. Дети живее нас в эмоциональном плане

У них ещё нет навязанных барьеров или установок. Они проживают эмоцию очень сильно. Наша задача — научить их распознавать свои эмоции и правильно их выражать.

Возможные причины детской агрессии:

Агрессия из-за незрелости речи. Ребёнок уже в первые годы жизни начинает сталкиваться с какими-либо ограничениями, а объяснить своё недовольство не может, да и родители особо не спрашивают. У него остаётся единственный инструмент для донесения недовольства — ударить, укусить, разораться.

Чтобы избежать подобного рода поведения, вы можете предугадывать мысли и желания ребёнка, а ещё лучше — озвучивайте ему их: «Ты хочешь залезть в шкаф? Но туда, к сожалению, нельзя, давай мы с тобой на ковре поиграем»; «Я понимаю, ты расстроилась и разозлилась, что я не дала тебе свою косметику. Я тебя понимаю, давай я поищу мелки и мы с тобой порисуем, как будто это тени». Замените «Что ты наделал! Непослушный мальчишка!» на «Ах, какой плохой поступок. Мне очень грустно!». Ругайте не ребёнка, а его поведение.

Агрессия как средство самозащиты. Что такое личные границы, думаю, объяснять не стоит. Даже мы, взрослые, иногда используем агрессию как способ защиты своих интересов и личных границ.

Чем чаще человек использует именно этот способ, тем меньше его внутреннее доверие к миру, то есть базовое доверие к миру.

Оно формируется в первые годы жизни ребёнка и влияет на всю последующую жизнь, а точнее, отношение к ней.

На формирование отношения к миру влияет много причин. Самая главная — это чувства и эмоции мамы в период беременности и после родов, её реакция на ребёнка, удовлетворение или неудовлетворение его потребностей, атмосфера в семье. Получается, что благодаря взаимодействую с мамой ребёнок делает бессознательный вывод о мире в целом.

Этот мир может быть дружелюбным, интересным, добрым и безопасным (когда мама ждала малыша, реагировала на его плач и другие сигналы, общалась с ним, находилась в положительном эмоциональном состоянии и так далее), а может быть злым, страшным, тревожным и небезопасным.

Во втором случае ребёнок будет чаще проявлять свою агрессию, ведь внутри у него ощущение, что что-то плохое ждёт его от этого мира, людей и жизни.

В этом случае важно понять причину и постараться компенсировать упущенные моменты: проводить вместе время, не реагировать агрессией на агрессию, стараться поддерживать благоприятный климат в семье, играть в игры, читать терапевтические сказки и рассказывать, какой мир добрый, интересный.

Стиль воспитания. Чрезмерно строгий, авторитарный, запугивающий или, наоборот, вседозволяющий стиль воспитания может провоцировать детскую агрессию. Подумайте, как вы общаетесь с ребёнком, хотели бы вы, чтобы с вами общались так родители или ваши друзья.

Не противоречите ли вы с супругой/супругом друг другу, воспитывая и поучая ребёнка. Не должно быть такого, что мама чрезмерно опекает, в то время как папа требует самостоятельности.

Разные стили воспитания плохо сказываются как на поведении, так и на его психике в целом.

Отношения взрослых между собой. Агрессия порождает агрессию, по-другому никак. Если мама с папой ругаются, кричат, проявляют неуважение друг к другу, у ребёнка теряется чувство безопасности и он живёт с ощущением приближающейся тревоги.

Вы — самое ценное, что есть у ребёнка. Частые ссоры даже за «закрытой дверью» всё равно влияют на детей, ведь меняется атмосфера в доме, и именно поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребёнком как угроза для него самого.

Что мы делаем, когда нам угрожает опасность? Нападаем, то есть проявляем агрессию.

Дети просто не умеют выражать агрессию. Даже когда ребёнок научился говорить, он может не уметь выражать свои чувства. Этому нужно учиться, а учителями служат родители.

Кто, если не родитель, расскажет, как можно поступать, а как нельзя? Кто, если не родитель, поможет пережить негативные чувства и разрядить их? В своей практике для выражения агрессии у детей я использую игровые методы.

Агрессия из-за родительского игнора. Самое страшное для ребёнка — это потеря родительской любви и игнорирование. Часто дети ломают что-то, кричат, не слушаются не потому, что они такие злые и противные, а потому что им жизненно необходимо ваше внимание.

Уж лучше мама с папой отругают меня, чем вовсе не будут замечать, — вот какая мысль провоцирует их. Ваша любовь и внимание — огромный ресурс и ценность для детей.

Обращайте на них внимание, реагируйте на их просьбы, высказывания, старайтесь удовлетворять их потребности (потребность не равно желание).

Несколько способов преодоления детской агрессии

Безусловно любите ребёнка. Уверена, что вы и так это знаете. Ваш ребёнок — самый классный, самый лучший и любимый на всём белом свете. Всегда оценивайте его поведение, а не личность. Самый лучший и эффективный способ общения с ребёнком — общение с помощью «я-высказываний»: «Мне грустно, когда дети так поступают»; «Я устала, и шум, который издаёт игрушка, меня раздражает».

Учите обращать внимание на эмоции. Умение чувствовать свои эмоции — это огромный шаг в сторону управления ими. Помогите ребёнку распознать эмоцию, которая сейчас зародилась внутри, назовите её, а лучше и её, и причину её возникновения: «Ты злишься, потому что…»; «Ты расстроен, потому что…»

Поддержите ребёнка. Скажите, что вам жаль, что ребёнок не может чего-то получить и злится: «Конечно, тебе обидно…»; «Наверное, тебе сейчас кажется, что…» Говоря о чувствах ребёнка и поддерживая его, вы устанавливаете с ним добрые, спокойные детско-родительские отношения.

Контролируйте свои негативные эмоции. Не ждите от ребёнка послушания и добра, если сами показываете ему противоположное. Вы — главный пример для ребёнка. То, как вы проживаете злость или реагируете на агрессию, сказывается на поведении ребёнка.

Учите выражать эмоции, особенно негативные.

Существует множество психологических игр, которые направлены на профилактику агрессивного поведения и его конструктивное выражение: «Листки гнева», «Нарисуй свой гнев», «Драка на подушках», «Кидать тяжёлые мячики в стенку», «Обзываться фруктами или овощами», «Мешочек криков», «Нарисуй обидчика и посмейся над ним», «Выбиваем пыль» и так далее.

Общайтесь с ребёнком. Качественное общение, общение по душам, чтение книг — любое совместное времяпрепровождение положительно скажется на его состоянии.

Помощь специалиста. Если вы чувствуете, что сложно, что не знаете, как реагировать, или применяете все рекомендации, а ребёнок всё равно по- прежнему ругается или дерётся, то обратитесь за консультацией к детскому психологу, который даст развёрнутые рекомендации для вас, поработает с ребёнком и объяснит, почему ребёнок так реагирует и поступает.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: