Агрессивное поведение подростков

Содержание
  1. Подростковая агрессия. Причины, особенности, диагностика, профилактика и советы
  2. 1. Ребенок не родился подростком!
  3. 2. Хуже подросткового кризиса его отсутствие
  4. 3. Агрессию нужно принять, но не игнорировать
  5. Как распознать подростковую агрессию?
  6. Особенности подростковой агрессии: спусковые крючки
  7. Как бороться с подростковой агрессией: советы родителям
  8. Профилактика подростковой агрессии
  9. Книги о подростковой агрессии
  10. Подростковая агрессия – влияние, причины, профилактика
  11. Причины
  12. Неблагополучная ситуация в семье
  13. Конфликты в школе
  14. Особенности характера
  15. Нервные нарушения
  16. Проявления
  17. Нежелание слушать взрослых
  18. Выраженный негативизм
  19. Обрывание контактов
  20. Виды
  21. Профилактика
  22. Влияние родителей
  23. Выстраивание доверительных отношений
  24. Поиск увлечений
  25. Благополучная среда
  26. Помощь психолога
  27. Агрессия в подростковом возрасте
  28. Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости.
  29. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. 
  30. Актуальными в наши дни остаются поиски причин агрессивного поведения:
  31. Причины агрессии у подростков
  32.  Коррекция агрессии у подростков
  33. Приглашаем Вас посетить ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»:
  34. Агрессия или переговоры? 5 советов родителям агрессивного подростка
  35. Откуда берется агрессия?
  36. Виды агрессии
  37. «А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?
  38. Полезно ли умение договариваться подростку?
  39. Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?
  40. Способ 1. Дать выход агрессии

Подростковая агрессия. Причины, особенности, диагностика, профилактика и советы

Агрессивное поведение подростков
Однажды это происходит: милого малыша подменили, был ласковым котенком, превратился в колючего дикобраза. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть: с одной стороны подросток, с другой – родители. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть глубже.

У одних детей период подростковой агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, у третьих затягивается до 17. Но он наступает неизбежно в подростковом возрасте. И лучше быть к нему готовым.

В детской психологии описаны разные проявления агрессии. Это не только драки и стычки со сверстниками.

Грубость, хамство, жестокость, причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить шрамы, татуировки), демонстративное поведение. Даже участие в неформальных подростковых группах – это одна из форм агрессии. Принято говорить о трудных подростках.

Страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебной деятельности.

1. Ребенок не родился подростком!

Человек переживает кризис, скачок роста, этап взросления, когда он начинает искать и осознавать свою роль в социуме. Возраст, когда жизненно необходимы авторитеты. В семье и за её пределами.

Семья и воспитание – мост, по которому ребенок переходит из одного возраста в другой. Этот мост родители начинают строить с раннего детства. Чем он прочнее, тем быстрее и легче ребенок «перемахнет» через трудности в подростковом возрасте.

В детской психологии известен «эксперимент Джонса», проведенный группой исследователей в 1979 году. Психологи в лабораторных условиях оценивали поведение детей в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Ученым было важно понять, как общаются эти дети со своими мамами и с другими детьми. Отмечали время реакции матерей на плач или просьбы о помощи своих детей, как быстро брали их на руки или иначе проявляли внимание и заинтересованность. Фиксировали и уровень агрессивности малышей: как часто они кого-то ударяли, кусали, толкали, отбирали чужие игрушки. Дети, чьи мамы не спешили приходить на помощь, вели себя более агрессивно, чем тем, чьи мамы были чуткими и внимательными.

Не забывайте и про физиологию: подросток переживает гормональную перестройку, взрыв, который неизбежно сказывается на его поведении. Мамы, представьте, если бы вас ругали за ПМС. Глупо, правда?

2. Хуже подросткового кризиса его отсутствие

Мы договорились, что подростковая агрессия как форма подросткового кризиса – этап взросления.

Этап освоения и узнавания себя: Кто я? Где мое место? Какую роль я играю? Насколько я могу справляться с кризисами? Как я выхожу из конфликтов? И проявления подростковой агрессии встречаются и в семье, в школе при общении со взрослыми, и в кругу сверстников, в подростковой среде.

Но агрессия для ребенка как способ справиться со страхами, защитить свое мнение, адаптироваться в новой социальной среде. То есть агрессия может быть естественной, необходимой и «вредной». Задача – направить изменения в мирное русло.

3. Агрессию нужно принять, но не игнорировать

Две крайности. В первом случае взрослые болезненно реагируют на проявления подростковой агрессии. Всплывают шаблоны, которые усугубляют конфликт.

«Мал на мать кричать!» «Посмотрите, умный нашелся!» «Уматывай! Потом на коленях обратно приползешь!» «Ты меня в могилу загонишь, неблагодарный!» Протест ведет к протесту – и так по кругу. Во втором случае родители начинают игнорировать проявления подростковой агрессии. Из лучших, конечно, побуждений.

«Все мы такими были!» «Он это перерастет, с возрастом пройдет» «Перебесится»

Поведение подростка – это просьба о помощи, которую он не может выразить иначе.

Если полностью игнорировать его поведение, рискуете сломать хрупкую самооценку ребенка: «я никчемный, меня здесь никто не понимает».

Если он не научится преодолевать конфликты сейчас, в подростковом возрасте, дальше это сделать сложнее. Родителям нужно найти золотую середину: не игнорировать, но и не реагировать слишком бурно на деструктивное поведение ребенка. На агрессию не стоит отвечать агрессией. Когда ваш ребенок был маленьким, вам говорили, как важно быть для него другом, наставником, опорой. Сейчас ничего не изменилось.

С возрастом агрессивное поведение не пройдет само собой. Оно трансформируется во что-то другое. Подросток может выращивать в себе агрессию или, наоборот, уйдет в себя, закроется, превратится в социофоба.

Как распознать подростковую агрессию?

Обычно под агрессией мы понимаем любое деструктивное поведение. Но ошибочно полагать, что это только физические проявления. Понаблюдайте за своим ребенком, есть ли в поведении что-то из нижеперечисленного.

Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это как раз драки и физические столкновения с кем-либо.

Раздражение: грубость и вспыльчивость.

Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева и раздражительности. Ребенок при любой острой ситуации (или даже, казалось бы, на ровном месте) кричит, угрожает, прибегает к шантажу («уйду из дома», «выпрыгну из окна»).

Косвенная агрессия, направленная на объект, жертву: злобные шутки, троллинг, сплетни.

Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.

Особенности подростковой агрессии: спусковые крючки

Психологи выделяют ряд факторов, они, как питательная среда для микробов. Ищите их в семье, личной жизни (а у подростка она уже есть!), в душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стресс, переутомление, болезнь, неправильное питание и режим дня).

Ребенок проявляет агрессию, когда страшно: что его не любят, не понимают, что он один в этом мире.

Когда не видит другого способа самоутвердиться, привлечь внимание.

В противоположность предыдущему пункту: гиперопека и повышенный контроль.

Подросток агрессивен, если в доме неблагоприятная эмоциональная среда, если агрессивное поведение – норма для членов семьи.

Агрессивная медиа-среда: чрезмерное увлечение компьютерными играми, в том числе.

Высокий уровень агрессии в подростковых социальных группах наблюдается у лидеров и отверженных. Для первых это способ отстоять интересы, для вторых – защитить границы. То есть природа возникновения агрессии в этих случаях схожа – защитить себя.

Как бороться с подростковой агрессией: советы родителям

Бороться – не совсем верное в данном случае слово, но родители употребляют именно его. Бороться надо не с ребенком. Это не война. Подростковый период – сложное время для всей семьи.

Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик подростка, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми.

Так вам удастся корректировать и поведение ребенка.

Профилактика подростковой агрессии

Позвольте подростку решать быть самостоятельным, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.

Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.

Хорошо, если у подростка будет увлечение, хобби. Например, спорт или занятия танцами, которые направляют энергию подростка в мирное русло. Хвалите его за достижения и старание, поддерживайте. Даже если вам занятие кажется пустяковым.

Поговорите с подростком о его жизненных целях. Только не через нотации, пусть это будет доверительная беседа. Расскажите, каким подростком были вы: отличная терапия – признать «ты и я: мы с тобой одной крови».

Выстраивайте доверительные отношения.

В семьях, где вопрос доверия не стоит, уровень агрессии будет ниже. Ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.

Часто агрессивным поведением подросток мстит родителям. Не спешите говорить: «Мы идеальные родители, плохого ему не сделали!». Так вы отрицаете право ребенка на его внутренний мир. Попробуйте ответить: за что? Если ответите честно, поймете, как помочь ребенку справиться.

Если вы чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, не бойтесь прийти за помощью к психологу. Но не преподносите это ребенку так, будто он болен и его надо лечить. Попытайтесь объяснить, что поход к психологу нужен, чтобы попытаться услышать друг друга и наладить отношения. Психолог поможет диагностировать причины подростковой агрессии и наметит маршрут коррекции.

Это как подъем в гору: подготовленному человеку, со всем необходимым снаряжением проще забраться на вершину и преодолеть препятствия, чем тому, кто привык сидеть на диване, вдруг встал и в домашних тапочках собрался покорить гору. Выстраивайте с детьми крепкие и добрый отношения с детства, чтобы подростковый трудный возраст преодолеть с наименьшими потерями.

Книги о подростковой агрессии

• «Агрессия» — Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон
• «Подростковая агрессия»— Альберт Бандура, Ричард Уолтерс Подробнее о причинах возникновения подростковой агрессии и о том, как с ней справиться, смотрите в интервью с педагогом, детским психологом Светланой Тращенковой на нашем -канале

Детский психолог в Москве

Виктория Айзикович
Редактор: Любомудрова Юлия

Подростковая агрессия – влияние, причины, профилактика

Агрессивное поведение подростков

Подростковая агрессия

22.06.2020

Пожариский И.

Подростковая жестокость и агрессия, к сожалению, не являются редкостью. Происходящее удивляет и шокирует взрослых, особенно в том случае, если ранее […]

Подростковая жестокость и агрессия, к сожалению, не являются редкостью. Происходящее удивляет и шокирует взрослых, особенно в том случае, если ранее они не сталкивались ни с чем подобным.

Некоторые родители буквально хватаются за голову, не понимая, как справиться с подступившим отчаянием. Испытывая чувство безысходности, они не находят сил совладать с образовавшейся пустотой на сердце.

Иногда отец и мать в порыве гнева отдаляются от собственных детей и даже не пытаются их понять.

Причины

Подростковая агрессия имеет свои основания. Она не возникает просто так, без причины.  Иногда определенные нарушения являются едва заметными, в ином случае – бросаются в глаза и видны при непосредственном общении. Рассмотрим подробнее причины.

Неблагополучная ситуация в семье

Не обязательно, что родители страдают алкогольной зависимостью или ведут асоциальный образ жизни. Сформировавшегося непонимания достаточно, чтобы возросло отчуждение и негодование. Ребенок 14-15 лет попытается вырваться из-под опеки родителей, проявить себя в определенных занятиях. Плохо, когда родители мало интересуются увлечениями своего чада, не желают до конца понять его.

Если отец отсутствует, то матери становится трудно справляться с подрастающим ребенком. Если это мальчик, то ему особенно необходимо влияние сильного пола. Ребенок-подросток очень остро реагирует на любые изменения в семье и в ближайшем окружении: ему не хватает мудрости и соответствующего опыта, чтобы понять, как действовать самому, на что опираться при выборе стратегии поведения.

Конфликты в школе

Однозначно подобные проблемы выбивают из колеи, мешают строить отношения с окружающими, осознавать реальность в полной мере. Проявление агрессии в подростковом возрасте связано с нарастанием внутреннего напряжения.

Школа – это не только источник знаний, но и проводник стресса, который постоянно сопровождает чадо на протяжении всего дня. У ребенка возникает ответная реакция, предполагающая, что необходимо всеми силами стремиться отстоять собственные интересы, защититься от нападок окружающих.

Если приходится сталкиваться с подобными проявлениями в столь юном возрасте, то невольно начнут вырабатываться механизмы, которые диктуют совершенно другое поведение.

Особенности характера

Есть дети мнительно-тревожные, есть и такие, которые с помощью агрессии пытаются выразить свой протест. Это всего лишь способы ослабления внутреннего конфликта.

Проблема заключается в том, что со временем эти методы показывают, что не работают, а человек уже привык действовать определенным образом и не готов меняться в угоду обществу. Некоторые особенности характера могут значительно осложнять жизнь другим людям. Например, нетерпимость нередко становится причиной появления агрессивности.

Юному подростку кажется, что его никто не любит и не понимает. Вследствие чего нарастает напряжение, приходится искать деструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Нервные нарушения

Еще одна причина, которую нельзя не принимать во внимание. Если подросток страдает приступами эпилепсии, не умеет общаться со сверстниками, то он не сможет чувствовать себя комфортно. Ощущение безопасности происходящего сугубо субъективно, но столь необходимо для комфортной жизни.

Нередко у таких детей встречаются проявления панических атак, неуверенность в себе, скованность и мнимое безразличие ко всему окружающему. Любые нервные нарушения, будь то страхи или агрессивные выпады могут привести к неконтролируемому поведению.

Подростки, совершающие противоправные действия, опасны еще и потому, что не вполне осознают мотивы и последствия своих поступков.

Проявления

Агрессия в подростковом возрасте выглядит однозначно и ужасно. Симптомы этого явления распознать нетрудно. Порой приходится только удивляться терпению и великодушию некоторых родителей и их желанию повлиять на подросшего ребенка конструктивными методами.

Нежелание слушать взрослых

Наиболее яркое проявление, которое нельзя не принимать во внимание. Ребенок настолько настроен против, что мнения отца и матери перестают иметь для него большое значение.

Он начинает опираться на мнение сверстников, их оценка имеет для него большое значение. Нежелание слушать взрослых распространяется на родителей и учителей. Кажется, что его во всем ограничивают, не дают и шагу ступить самостоятельно.

Это вызывает бурный протест и переходит в агрессию.

Выраженный негативизм

Отрицательная реакция обусловлена потребностью защищать собственные интересы. Иногда негативные проявления встречаются буквально каждый день.

Родители приходят в шок: ребенок не хочет учиться, постоянно прогуливает, подвергает критике существующие ценности.

Это происходит потому, что у подросшего чада имеется неосознаваемая потребность выработать свое личное мнение по каждому вопросу, который представляет интерес в жизни.

Обрывание контактов

Как правило, это происходит внезапно.  Если подростка что-то не устраивает, он перестает общаться. Нежелание вступать в контакт продиктовано неумением идти на компромиссы и потребностью научиться отстаивать свою точку зрения. При выраженном конфликте подросток просто замыкается в себе. Донести до него какую-то информацию (порой нужную и необходимую) не представляется возможным.

Виды

Формы проявления неблагополучия отличаются разнообразием. По ним можно понять характер, предположить объективные причины происходящего. Рассмотрим подробнее виды подростковой агрессии.

  1. Открытая агрессия. Характеризуется прямотой проявления конфликта. Часто подросток действует, находясь в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и не умеет этого контролировать. Открытая форма не опасна, потому что сразу видны намерения человека. Его можно остановить, попробовать с ним поговорить или оказать иное воздействие.
  2. Скрытая форма. Опасна тем, что плохо поддается влиянию со стороны. Подросток замышляет противоправные действия, но об этом никто не знает. Он может долго вынашивать коварные планы, ждать нужного момента. Но взрослые вряд ли способны оценить, что с ним происходит на самом деле и предотвратить процесс разрушения.
  3. Целенаправленная агрессия. Это самая жестокая форма, которая практически не поддается никакой коррекции. Она говорит о том, что подросток сознательно желает причинить кому-то боль, хочет спровоцировать открытый конфликт, ведущий к сильному противостоянию. Чем все закончится заранее предугадать невозможно.

Профилактика

Борьба с агрессией в подростковом возрасте – заведомо сложное действие. Даже если такое решение принято, не факт, что оно достигнет реализации.

Здесь необходимо действовать с твердым намерением, имея определенную уверенность в том, что все получится. Вот почему гораздо проще заниматься своевременной профилактикой, чем потом думать, как бороться с последствиями.

Ждать нарастание конфликта бессмысленно – это заведомо проигрышный вариант, не приведет ни к чему хорошему.

Влияние родителей

Как бы то ни было, отец и мать – это самые близкие люди и их мнение бессознательно всегда будет учитываться. Необходимо помнить о том, что подросток рьяно отвергает родительское участие, но, в то же время, сильно в нем нуждается. Ему необходимо отстоять свою точку зрения, чтобы почувствовать себя взрослым. Нельзя винить его за новые чувства и состояния.

Влияние родителей огромно. Они должны показать на собственном примере, как поступать в тех или иных ситуациях, на что опираться в моменты принятия сложных решений. Подростка нужно учить доверительным взаимоотношениям, но не на словах, а на деле.

Ведь если он заметит какое-либо расхождение между родительскими словами и поступками, то перестанет уважать близких людей за малодушие.

Выстраивание доверительных отношений

Они играют важную роль в жизни семьи. Думая над тем, как справиться с агрессией у ребенка, необходимо наладить домашний микроклимат. Начинать нужно с малого: полезный совет, участливая поддержка, своевременная подсказка.

Даже если чадо приносит из школы одни двойки, это не повод для скандала. Необходимо тщательно проанализировать ситуацию, посмотреть на нее со стороны и вместе принять решение.

Если семейная обстановка будет радовать, то со временем ситуация выровняется и ребенок поймет, как ему нужно поступать в дальнейшем, чтобы исключить нарастание конфликта.

Поиск увлечений

Известно, что любое хобби делает жизнь увлекательнее и интереснее. Необходимо помочь ребенку отыскать собственный уникальный путь, определиться в жизни. Понять, к чему лежит душа – большое достижение. На этой основе человек в дальнейшем может строить карьеру, развиваться и получать удовольствие от процесса работы.

Выбранная деятельность должна нравиться, помогать чувствовать себя состоявшимся, на высоте положения. Например, если подростку нравится рисовать, не надо заставлять его заниматься музыкой. Все равно от подобных действий не выйдет ничего хорошего. Поиск увлечений поможет открыть мир заново, познать его радости во всех красках.

Неконтролируемые приступы агрессии снизятся или вовсе прекратятся, поскольку отпадет надобность в психологической защите.

Благополучная среда

Чтобы оградить чадо от пагубного влияния, нужно поместить его в соответствующую среду. Смена коллектива пойдет на пользу тогда, когда ребенок не может утвердиться в классе или невольно оказался втянутым в чужие конфликты.

Если ему постоянно приходится находиться в стрессе, необходимо помочь выйти из этого состояния. Если ребенок в школе попал под дурное влияние, но вы подозреваете у него наличие способности к углубленному изучению определенных предметов, стоит перевести его в лицей или гимназию.

В любом случае надо постараться всячески оградить от той среды, где он находится. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как чадо день ото дня превращается в неведомое существо, которому чужды человеческие понятия и идеалы. Высокие стремления надо прививать посредством правильного отношения к происходящему.

Показывайте на собственном примере, как стоит поступать в конкретных ситуациях. Это позволит ребенку выработать у себя различные стратегии поведения.

Помощь психолога

Она может оказаться незаменимой, особенно тогда, когда ситуация зашла слишком далеко и дело приняло совершенно неожиданный оборот. Ребенок часто не может справиться с конфликтом самостоятельно, поэтому агрессия в нем только нарастает.

Необходимо помнить о том, что выраженный гнев в отношении родных и близких – это своеобразная форма защиты, которую не так просто преодолеть. Не нужно бояться посещать психолога. Даже если раньше никогда не приходилось обращаться за консультацией, стоит пересмотреть свои убеждения.

Нет ничего постыдного в том, чтобы пытаться решать семейные и другие проблемы с помощью специалиста.

Таким образом, подростковая агрессия – явление, которое, безусловно, заслуживает пристального внимания взрослых. Родители, учителя и другие люди, которые принимают участие в жизни подрастающего поколения, должны обращать внимание на происходящие изменения.

Нужно находить время, чтобы говорить с ребенком по душам, контролировать его действия. Если вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, можно обратиться в содружество психологов и реабилитологов Ираклия Пожариского.

Работа с профессионалом высокого уровня позволит решить проблему, своевременно пресечь развитие неблагоприятной ситуации.

Агрессия в подростковом возрасте

Агрессивное поведение подростков

Прежде всего, хотелось бы обозначить границы возраста, который мы называем подростковым.

Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-ти летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет.

Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется.

Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в отчет на давление со стороны  взрослых.

Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия) а так же в пассивной форме (апатия, лень, игнорирование требований).

Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая прямая, совестное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка и т.д.) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.

Одним из видов проявления деструктивного (негативного) поведения является агрессивность. В современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Агрессивность — это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации.

Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессия  — это поведение человека в конфликтных ситуациях.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия») .

Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости.

Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой.

Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью — наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда.

Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию (направленность на других – крайнее проявление «самоубийство») и аутоагрессию (направленность на себя — психосоматические заболевания, болезни адаптации, и т.д.). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы.

Прямая гетероагрессия — это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.

Косвенная гетероагрессия — угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. 

Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.  Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.

 Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты — прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Актуальными в наши дни остаются поиски причин агрессивного поведения:

  • внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии;
  • выявление внутренних факторов, способствующих агрессии.

Сторонники первого подхода стремятся раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности.

Согласно итогам многочисленных экспериментов современные исследователи отводят большую роль в возникновении агрессивного поведения различного рода сигналам среды, с которыми так или иначе вынуждены взаимодействовать субъекты.

Непосредственное социальное окружение, в котором они находятся, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к агрессивным действиям.

Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности и особенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленность индивида.

Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии.

В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации.

Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания:

1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное влияние сибсов (братья и сестры) (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны).

4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивности ребенка.

Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных.

По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

На становление агрессивного поведения подростка во многом влияет стиль семейного воспитания, степень сплочённости семьи, близости с ребёнком, характер взаимоотношений братьев и сестёр, фильмы, игры, телепередачи, которые смотрит ребёнок. Ведь  многие из них помимо образцов агрессивного поведения являют собой ещё и образцы циничного отношения к человеку. Взять хотя бы то множество «юмористических» передач, которыми сегодня переполнено центральное телевидение.

Причины агрессии у подростков

(рекомендации психолога для родителей)

Подростковый возраст не зря принято называть переходным. Это период преодоления детства и взросления человека как личности. И далеко не у всех эти метаморфозы проходят гладко. В зависимости от характера, воспитания и семейных отношений агрессия у детей и подростков может иметь разные формы:

  • обида: любое слово, сказанное невпопад, может стать причиной затаенной обиды. Причем не только на взрослых, но и на собственных ровесников;
  • раздражительность: один из наиболее ярких показателей переходного возраста. Выражается в грубости и вспыльчивости по любому поводу;
  • подозрительность: на определенном этапе переходного возраста любой подросток перестает доверять окружающему миру, считая, что «все настроены против него»;
  • скрытая агрессия: все просьбы, звучащие в адрес ребенка либо им игнорируются, либо он совершает действия, противоположные тем, которые прозвучали;
  • косвенная агрессия: подросток направляет свое раздражение на определенного человека, выражая его в виде травли, оскорблений, злых шуток;
  • физическая агрессия: использование против людей физической силы;
  • вербальная агрессия: у подростков она проявляется в виде негативного словесного потока — криков, угроз и слов. Является самым распространенным фактором переходного возраста.

 Агрессия среди подростков — явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при достижении 12-13 лет. Поэтому профилактика агрессии у подростков должна проводиться в каждой семье.

 Коррекция агрессии у подростков

К сожалению, диагностика состояния агрессии у подростков не всегда возможна в семейном кругу. Но и отвести к психологу резко изменившегося ребенка тоже будет проблематично. Поэтому заметив начальные проявления агрессии, стоит прибегнуть к некоторым правилам ее подавления:

  1. Не отвечайте агрессией на агрессию. Этот совет также актуален для родителей дошкольников. Даже если поведение ребенка заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем выйдет из-под контроля. Также родителям не стоит ругаться при ребенке, так как он может копировать их поведение.
  2. задача родителей — постараться найти общий язык с ребенком, исключая навязчивость и контроль. Важно показать ребенку лучшие качества его личности — лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего, и мотивировать ребенка на развитие этих качеств.
  3. Многие родители стараются направить энергию подростка в мирное русло. Для этих целей прекрасно подойдут различные секции: конструирования, танцев, занятия спортом и т.п.
  4. Всем своим поведением родители должны дать ребенку ощутить себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются и которого уважают. Ребенок должен чувствовать себя нужным и понятым.
  5. Уважайте взгляды ребенка на жизнь, не старайтесь навязать ему свое мнение. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая.

Приглашаем Вас посетить ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»:

  • Тренинг «Арт-терапия»;
  • Индивидуальное консультирование  психолога.

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а также записаться,  можно по телефону: 46-85-00.

Источники:

  • http://womanadvice.ru
  • http://www.pguides.ru
  • http://best-belgorod.ru

Статью подготовила педагог-психолог  Марина Ларионова.

Агрессия или переговоры? 5 советов родителям агрессивного подростка

Агрессивное поведение подростков

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство — т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха.

Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте.

Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Молчаливая забастовка – важный сигнал Тревога приводит к нарушению адаптации в коллективе. В результате подростки, которые не могут или не умеют эффективно и успешно общаться со сверстниками, попадают в категорию изгоев. Такие дети одиноки, у них нет друзей, зато есть проблемы с окружением. Подобные подростки выделяются своим поведением, манерой общения, даже внешним видом.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения — образом, который он проецирует на себя.

Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни.

Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.

Пар из ушей валит часто даже у взрослых

Вы слышали о школах риторики для детей? Нет. А о секциях борьбы?

Возможно, мое мнение будет наивным, но данный факт свидетельствует о том, что умение красиво и правильно говорить, вести аргументированный спор, выражать свое мнение и отстаивать его — не очень-то востребованный навык.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы.

Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно.

Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку.

Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании.

Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением.

Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!».

Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия — это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять.

Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства — дзю-до, самбо, карате.

Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Вдруг у него не кулаки чешутся, а в душе неладно? Человек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно.

Если ваш ребенок уверен, что в чем-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. 

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой.

Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», — справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в  было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)
Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем — они его нашли. О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время — выгодное преимущество.

Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно.  Да, ваш 13-летний Костя ведет себя как независимый мальчишка, плюющий на ваше несомненно авторитетное мнение. Несмотря на это поведение, его показательная независимость скорее защитная реакция или провокация, вызванная недостатком внимания. Подростки очень уязвимы, вспомните себя в этом возрасте. Так что почаще говорите ему о своей любви.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель — в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?

Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится — «Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку!», то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции. Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия, цветотерапия, поездки на природу и даже йога. Главное — пусть подросток знает, что он не один, семья готова его поддержать, а не отругать.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: