Акалькулия

Акалькулия

Акалькулия

Узнать больше о заболеваниях на букву «А»: Абдоминальная мигрень, Абсанс, Абсцесс головного мозга, Абузусная головная боль, Агнозия, Аденома гипофиза, Адренолейкодистрофия, Акалькулия, Акатизия, Альтернирующие синдромы, Амавротическая идиотия, Амиотрофия Верднига-Гоффмана, Амиотрофия Кугельберга-Веландера, Амнезия, Ангионеврозы, Аневризмы головного мозга, Аномалии развития головного мозга, Аномалия Киари, Аномалия Кимерли, Апаллический синдром.

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, который включает в себя большое количество нарушений понимания чисел и совершения арифметических операций. Возникает акалькулия на фоне поражения различных участков в коре головного мозга, вызванных разными заболеваниями и патологическими состояниями.

Заболевание у людей может выражаться в разных проявлениях: одни не могут распознавать цифры зрительно или на слух, другие не способны понимать значения цифр, третьи – не могут выполнять вычисления согласно последовательности.

Данный нейропсихологический синдром выявляется на основании клинических особенностей после проведенных осмотров у специалистов, прохождения ряда диагностических мероприятий, а также простого арифметического тестирования. Лечебные мероприятия направлены, прежде всего, на устранение основного заболевания. Реабилитационные мероприятия включают в себя комплекс занятий по восстановлению умения проводить счетные операции.

Причины возникновения болезни

Вне зависимости от формы акалькулии, данная патология имеет непосредственную связь с поражением различных областей коры головного мозга. Причинами возникновения данного симптома могут выступать:

  • Цереброваскулярная патология. Болезнь может появиться как последствия инсульта, а также при хронической ишемии, которая приводит к деменции сосудов. И в том, и в другом случае, происходит поражение отдельных зон мозга, вследствие чего и возникает данный нейропсихологический синдром.
  • Черепно-мозговые травмы. Потеря способности совершать арифметические операции может быть связана с полученной травмой, в результате чего были образованы гематомы. Вид акалькулии будет зависеть от тяжести полученной травмы, а также от зоны поражения.
  • Нейроинфекции. Акалькулия может возникнуть, как осложнение перенесенного заболевания мозга.
  • Интоксикации. Нередко кора головного мозга поражается вследствие отравлений токсическими веществами.
  • Новообразования. К подобным нарушениям могут приводить любые новообразования, которые оказывают давление на кору головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС. Существует огромное количество патологических состояний, вследствие которых в коре головного мозга происходят необратимые изменения. К сожалению, многие из них неизлечимы.

В некоторых случаях такая патология встречается даже у маленьких детей. У малышей данный недуг имеет непосредственную связь с внутриутробными патологиями развития головного мозга.

Патогенез

Счет – это сложнейшая функция ВНД человека. Центр счета имеет очень тесную связь со многими другими зонами коры. Только совместное участие этих зон позволяет совершать арифметические операции. При нарушения функционировании одной из зон и возникают проблемы со счетом.

Вследствие заболевания, травм или врожденных пороков, нейроны претерпевают дистрофические изменения, а иногда и вовсе погибают. Акалькулия развивается тогда, когда в патологический процесс вовлекаются участки мозга, ответственные за функции счета. Чаще всего, акалькулия является не единственным нарушением у больного, так как первопричины ее появления затрагивают и другие участки мозга.

Классификация

Принято различать два вида акалькулии согласно механизму возникновения: первичную и вторичную. Первичная появляется в результате появления определенных нарушений в зоне, ответственной за счет.

Вторичная форма патологии появляется вследствие поражения других зон, принимающих участие в арифметических операциях. Такой вид подразделяется на 4 подвида:

  • оптическая – люди имеют нарушения в распознавании чисел;
  • слуховая – имеются нарушения со звуковым восприятием цифр;
  • амнестическая – нарушения затрагивают слухоречевую память;
  • лобная – человек не может производить никакие арифметические операции.

Симптомы и признаки болезни

Патология может иметь те или иные проявления в зависимости от того, какая форму она принимает. Люди с первичной формой не способны понимать значения числа и не могут выполнять даже легкие арифметические операции.

Вторичная акалькулия всегда протекает вместе с другими расстройствами когнитивной сферы. Больные не способны назвать число, которое видят, путают похожие по написанию цифры.

У таких пациентов возникает трудность с запоминанием. Они не могут даже в процессе многочисленных занятий выучить цифры от 0 до 10.

При этом они понимают значение числа, способны воспринимать их на слух, могут выполнять несложные операции в уме.

Сенсорная форма патологии проявляется в значительных нарушениях узнавания названия цифр на слух. Люди не способны понимать услышанную речь, при этом очень много говорят сами – путают слова местами, разговаривают неразборчиво, поэтому их очень сложно, а иногда и совсем невозможно понять. При этом пациенты могут читать числа и понимать их значение.

Акустико-мнестическая проявляется в нарушении объема восприятия чисел, проблемах с их запоминанием. Такие люди допускают множество ошибок во время написания цифр, испытывают трудности как в счете, так и в самом понимании числа.

Люди с лобной формой заболевания не могут в правильном порядке проводить арифметические действия, даже если они совсем простые и были показаны неоднократно. При этом человек может считать в пределах 10, но не может складывать, вычитать, умножать, делить.

Диагностические методы

Диагностика акалькулии имеет определенные трудности ввиду того, что она всегда появляется на фоне основного заболевания, поэтому важно выявить первопричину возникновения данного нейропсихологического синдрома и устранить ее. Для выявления акалькулии могут быть использованы следующие методы:

  • Сбор всего анамнеза. На этом этапе специалисты могут выяснить, вследствие чего возникла акалькулия и уже назначать необходимое лечение исходя из этого.
  • Первичный осмотр невролога. Специалист на приеме выявит характерную симптоматику, на основании которой определит возможный очаг поражения в мозге.
  • Осмотр психиатра. В обязательном порядке следует посетить психиатра больным с патологиями в психической сфере.
  • Арифметическое тестирование. Проводится с целью выявления формы патологии.
  • Магнитно-резонансная томография, МСКТ. Предоставляют возможность безошибочно визуализировать нарушения в коре мозга.

Терапия

Все лечебные мероприятия направлены, прежде всего, на терапию основной патологии, которая была толчком для развития данного заболевания. Так, лечение состоит из нескольких этапов:

  • коррекция церебральной гемодинамики;
  • нейрометаболическая терапия;
  • мероприятия, направленные на предупреждение развития отека мозга;
  • прием психотропных препаратов.

Целью всех последующих мероприятий является устранение появившихся неврологических нарушений, в том числе способности производить арифметические операции. Сюда входят:

  • Проведение арифметических занятий. Существуют различные методики, направленные на коррекцию того или иного вида акалькулии, успешно применяемые на протяжении десятилетий. При систематических занятиях у большинства пациентов наблюдается положительная динамика.
  • Психотерапевтические занятия. Они проводятся с той целью, чтобы изменить отношение больного к появившимся проблемам, а также для того, чтобы позитивно настроить пациента на дальнейшее лечение. В силу того, что курс лечения довольно длительный, а иногда требуется проведение нескольких курсов, у многих больных возникают депрессивные состояния, чего ни в коем случае нельзя допускать.
  • Занятия с логопедом. Они показаны не всем пациентам, а только тем, у кого была диагностирована слуховая форма акалькулии.

Если болезнь возникла на фоне инсульта или травмы, прежде всего, проводятся все необходимые лечебные мероприятия в условиях стационара. Только после оказания пациенту в тяжелом состоянии всей необходимой медицинской помощи, после того как он пойдет на поправку, можно начинать реабилитационные мероприятия.

Иногда акалькулия протекает совместно с одним из хронических заболеваний, в таком случае больным показана медикаментозная терапия одновременно вместе с реабилитационной.

Прогноз и профилактика

Важно понимать, что акалькулия всегда появляется, как сопутствующее осложнение основной патологии головного мозга, поэтому прогноз может зависеть исключительно от тяжести имеющегося заболевания. Если патология появилась из-за небольшой травмы, энцефалита или лакунарного инсульта у молодых людей, прогноз при своевременно начатом и правильном лечении вполне благоприятный.

Однако, если вышеуказанные первопричины возникновения акалькулии возникли в старческом возрасте, шансы на полное выздоровление значительно снижаются, в некоторых случаях пациентам так и не удается восстановиться до конца. Неблагоприятным будет также прогноз для тех больных, у которых болезнь вызвана опухолями в головном мозге. Исход зависит напрямую от проведенной операции по удалению новообразования.

Профилактические мероприятия включают в себя предупреждение токсических поражений головного мозга, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

Литература

1. Методы нейропсихологической диагностики/ Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. – 1997.

2. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Цветкова Л.С. – 1997.

3. Нейропсихология/ Хомская Е. Д. – 2005.

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции.

Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры.

Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию.

Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым.

Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь.

Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности.

Результатом становится умственная отсталость, поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут.

Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков.

Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию.

При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию.

При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей.

Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия.

Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Лечение акалькулии

Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции.

Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой.

Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании.

Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию.

Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения.

К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.

Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного.

При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции.

Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.

Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий.

Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе.

При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.

Профилактическое воздействие, прежде всего, подразумевает предупреждение получения различных мозговых травм, предотвращение нарушения кровоснабжения мозговых структур. Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановое обследование, дабы исключить наличие опухолевых процессов либо патологий иного характера.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии акалькулии обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Акалькулия – что это за болезнь?

Акалькулия

Рассматривается такое заболевание, как Акалькулия. Что это за болезнь, каковы симптомы акалькулии и как с ней бороться.

Акалькулия является обобщающим понятием, включающим в себя нарушения, из-за которых человек испытывает сложности в понимании чисел и совершении различных математических действий.При данной патологии нет зрительного и слухового узнавания чисел, а также отсутствуют понимание математических операций, восприятие числового ряда и возможность последовательно выполнять математические действия.

Диагноз ставится по результатам обследования, которое включает неврологический и психиатрический осмотры, а также консультации ЛОР-врача и окулиста. Для больного обязательно проводится арифметический тест.

Акалькулия – что это за болезнь?

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Заболевание разделяется на несколько видов, что упрощает выбор метода терапии. Акалькулия и дискалькулия – это два различных состояния, хотя внешне они достаточно схожи. В первом случае речь идет о симптоме основной болезни, а во втором присутствует самостоятельное заболевание.Акалькулия впервые описана патологом из Швеции Ф. Хеншен. Она развивается, если поражается отдел головного мозга, в котором находится центр, отвечающий за математические функции. Часто наблюдается сочетание данного состояния и сенсорной афазии.

Существует и противоположное состояние – синдром Саванта, при котором человек, наоборот, имеет уникальные чрезмерно высокие способности к математике.

Эти два нарушения, являющиеся одно симптомом, а другое самостоятельной патологией, по внешним проявлениям очень схожи. Поэтому без сбора анамнеза и общего обследования не всегда возможно сразу понять, какое из них имеет место.В случае акалькулии лечение будет направлено на устранение заболевания или повреждения головного мозга, проявлением которых является данное состояние. Терапия при этом проводится не только логопедом при помощи упражнений, как в случае дискалькулии, но и врачами с использованием лекарственных препаратов. Состояние классифицируется по причине появления и того, какие изменения при нем возникают. Так, акалькулия бывает первичной или вторичной.При первичном наращении затрагивается непосредственно центр, отвечающий за возможность счета, а при вторичном патологические изменения происходят в различных участках коры больших полушарий, которые в той или иной степени участвуют в процессе восприятия цифр и счёта.В зависимости от того какие нарушения отмечаются при данном состоянии, выделяется четыре его разновидности.

  1. Оптическая. У больного отмечается исключительно зрительное нарушение в восприятии цифр. Такое состояние характерно, когда затронута затылочная область церебральной коры. Обычно явление сочетается со зрительной агозией.
  2. Сенсорная или слуховая. Состояние характеризуется тем, что происходит нарушение в распознавании речи и звуков. Сложности обычно возникают не только с математикой, а и с общим пониманием. Развивается это патологическое состояние при повреждении верхней височной извилины. Сочетается оно с сенсорной афазией.
  3. Амнестическая. Эта разновидность характеризуется нарушением слухоречевой памяти. Возникает оно, когда основная патология затрагивает височные отделы коры больших полушарий. Также присутствуют и прочие нарушения памяти.
  4. Лобная. Какие-либо арифметические операции оказывается невозможны по причине расстройства в организации деятельности целенаправленного характера. Также отмечаются и прочие проявления основной болезни апраксии.

После выявления причины нарушения назначается лечение, для устранения основной патологии. Появляется данный симптом из-за поражения коры мозга в различных его долях.Наиболее распространенными причинами для появления акалькулии являются:

  • цереброваскулярное нарушение – к таким причинам относятся геморрагический и ишемический инсульты, а также ишемия мозга в хронической форме, которая вызывает постепенное развитие сосудистой деменции;
  • открытые и закрытые черепно-мозговые травмы – если при повреждении образуется гематома в головном мозге, то риск развития нарушения счета достаточно высокий. Также может происходить размозжение вещества головного мозга в определенных участках травмы; и тогда, если в это вовлечена та зона коры, которая отвечает за арифметические действия, развиваются акалькулия. В зависимости от полученной травмы состояние может быть обратимым и необратимым;
  • нейроинфекции – помимо прочих симптомов поражения мозга, эти заболевания часто сопровождаются изменениями способности к счету. Наиболее распространенными инфекциями являются энцефалит, энцефаломиелит и менингоэнцефалит;
  • интоксикация – тяжелые отравления в острой или хронической форме, вызванные химическими веществами или нарушениями в работе организма, такими как гипергликемия или уремия, приводят к поражению различных отделов мозга, в том числе тех, которые используются при вычислении. В результате развивается акалькулия различной степени выраженности;
  • новообразования в мозге – при их наличии происходит сдавливание тканей мозга, из-за чего он перестает полноценно выполнять свои функции. В момент, когда повреждается кора больших полушарий в области, отвечающей за арифметические способности, развивается патологическое состояние;
  • заболевание центральной нервной системы дегенеративного характера – в этом случае нарушение счета происходит по причине общей дегенерации нервной системы и сочетается с такими симптомами, как ухудшение памяти, деградация мышления, не адекватное восприятие происходящего вокруг и утрата способности самостоятельно обслуживать себя.

Акалькулия у ребенка обычно оказывается связанной с тем, что имеют место аномалии в развитии мозга, которые вызываются гипоксией, перенесенной в процессе внутриутробного развития или при родах, а также инфицированием плода или родовой травмой.

Важно! Редко наследственные патологии приводят к акалькулии.

Больным акалькулией нужна помощь специалистов

Нарушение проявляется не совсем одинаково у больных разного возраста. Также есть и общие признаки акалькулии. В зависимости от формы нарушения несколько меняется и общая симптоматика. Однако все равно для всех больных она близка по своим проявлениям и может оцениваться в диагностических целях.

  • При первичном поражении происходит утрата понимания чисел и числовых разрядов. В результате для больного исчезает разница между цифрами, которые близки внешне по написанию или по звучанию при произношении. Достаточно часто состояние сочетается с невозможностью ориентирования, так как утрачиваются правильные понятия право и лево, верх и низ.
  • Вторичная форма характеризуется зрительными нарушениями, при которых больной не может узнавать изображения чисел. В результате он не способен правильно назвать цифры, которые видит, а также путается при их написании. Слуховое восприятие и счет в уме сохраняются. Достаточно часто состояния сочетаются с неспособностью узнавать буквы, предметы на изображениях и лица людей.
  • При сенсорных нарушениях отмечается отсутствие восприятия звуков, из-за чего счет на слух оказывается невозможен. При лобной форме заболевания утрачивается способность к последовательности математических действий, что также приводит к невозможности счёта. Решение даже эллементарных задач оказывается крайне затрудненным.

У детей по причине врожденных нарушений в строении мозга проблема возникает рано. Заметить ее не сложно, так как математическое развитие больного отстает. Ребенок не способен к освоению цифр на уровне со сверстниками.У младших школьников нарушение становится особенно заметно. Диагностика проводится при помощи комплексного обследования.

Наиболее распространенным явлением в детском возрасте является невозможность запомнить цифры и научиться соотносить их с письменным обозначением. По этой причине может создаваться впечатление тяжелой умственной отсталости.Такие дети также не могут правильно определять время в зависимости от формы патологии на слух или зрительно. У взрослых состояние развивается после повреждений мозга.

В результате этого способности к счету, которые имелись ранее, утрачиваются.Когда нарушения в строении мозга врожденные, то они переходят во взрослую жизнь из детства, если терапия не приносит результатов.

Лечение возможно

Дискалькулия глазами нейропсихолога. Коррекция дискалькулии

Акалькулия

Дискалькулия – это неспособность к освоению счетных операций (соотношению абстрактных величин как в уме, так на бумаге с использованием символов) при сохранном интеллекте. Данное нарушение относится у группе расстройств обучения, встречается также часто, как СДВГ, дислексия и дисграфия.

В отличие от упомянутых расстройств, дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек (СДВГ и нарушения письма и чтения больше характерны для мальчиков). Гиперактивность с дефицитом внимания, нарушения чтения, письма и счета очень часто коморбидны, то есть сочетаются между собой.

Так же, как и дислексия, дискалькулия может быть обусловлена как генетическими причинами, так и повреждениями мозга в раннем возрасте.

Отдельно выделяют распад счетных навыков у взрослых, например, после инсульта и черепно-мозговой травмы – акалькулию. И хотя оба этих нарушения связаны с нарушением счета, они имеют разные механизмы.

Развитие математических представлений у детей недостаточно изучено. В норме ребенок после года быстро начинает понимать разницу между маленьким и большим количеством (например, что 3 конфеты больше, чем 2). В возрасте 4 лет ребенок может посчитать до 4-10, а в 5 лет уже имеет представление о числе.

Примерно в этом же возрасте начинает формироваться навык написания цифр и их прочтения в пределах десятка. Вслед за этим в течение пары лет формируется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц. В арифметическом плане первыми появляются операции сложения и вычитания (они интуитивно понятны даже детям 4 лет без использования символов).

Умножение и деление являются более сложными, появляются позже, уже в школьном возрасте.

Исследования показывают, что первичные нарушения именно счетных операций (так называемая чистая операциональная дискалькулия) встречаются крайне редко. Намного чаще встречаются дефекты смежных функций, которые не позволяют освоить математические представления в полной мере и дают внешнюю картину дискалькулии. Для успешного освоения счетных операций необходимы:

  • Внимание, кратковременная и хорошая рабочая память, а также для автоматизированных счетных операций необходима хорошая вербальная память. То есть задействованы нейродинамические свойства мозга (первый функциональный блок), третий функциональный блок мозга (премоторная и префронтальная кора) и левая височная область.
  • При выполнении неавтоматизированных математических действий необходима способность к визуализации, то есть хорошие пространственные представления. У детей за это отвечает преимущественно правое полушарие – его теменно-затылочная область.
  • При решении сложных задач в несколько действий необходимы операции планирования, временнОй организации действий (последовательность – что сначала, а что потом). Здесь также необходимы пространственные представления и развитие лобной доли.
  • При написании двух-, трёхзначных чисел (особенно в некоторых языках, таких как голландский и немецкий, где в устном варианте числа перечисляются входящие в его обозначение цифры, причем в обратном порядке) необходимо правильно соблюсти порядок написания элементов: 46/64, 91/19. В случае реверсии (зеркального написания) получится совсем другое число! Здесь также необходимы пространственные представления (правое полушарие), произвольное внимание, удержание программы (лобная доля), хороший слухоречевой гнозис и слуховое внимание (если число пишется на слух), а также межполушарное взаимодействие.

Механизмы формирования математических представлений:

  1. Первичное понимание о количестве, а также о множестве связано с теменными зонами коры обоих полушарий и с оценкой внешнего пространства. Немецкий нейропсихолог M.G. von Aster обращает внимание на дискалькулию при синдроме Герстмана у детей, при котором присутствует так называемая пальцевая агнозия (то есть нарушено восприятие, запоминание пальцев рук, понимание левого и правого; выделяют синдром Герстмана с дислексией и синдром Герстмана с дискалькулией). Однако связь счетных операций с пальцевым гнозисом подвергается сомнению и окончательно не доказана.
  2. Символическое обозначение чисел и математических действий формируется в задней ассоциативной коре левого полушария.
  3. По мере автоматизации счетные операции как устоявшиеся паттерны, не требующие больших энергозатрат, «переходят» в левое полушарие, в том числе в базальные ганглии. Именно поэтому у взрослых акалькулия наступает преимущественно при поражении левого полушария. В случае же новых сложных операций требуется правильная работа теменной коры правого полушария и межполушарное взаимодействие.
  4. При восприятии задач, чисел на слух необходимо подключение слухоречевого анализатора и модально-специфических внимания и памяти.
  5. Для последовательного решения сложных задач, определения последовательности действий, удержания всех условий в уме необходимо участие лобное доли.
  6. Для поддержания оптимального тонуса коры нужна правильная работа субкортикальных отделов – первого функционального блока мозга.
  7. Для адекватного обмена информацией должны хорошо работать межполушарные связи.

Таким образом, дискалькулия может возникать при дисфункциях как в левом, так и в правом полушарии, а также при нарушениях их взаимодействия.

Виды дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия. Это чистое нарушение счетных операций, когда ребенок остается на стадии дооперациональных представлений по Пиаже. Не формируются элементарные предпосылки для овладения счетом. Ребенок не осваивает понятие числа, «больше-меньше», множества.

    При этом может присутствовать нарушение гнозиса и праксиса пальцев рук.

  2. Вербальная дискалькулия. Тесно связана и сочетается с дисфазией. Это неспособность к освоению вербальных обозначений количества, числа, цифр и математических символов. Это не истинная дискалькулия, а скорее, вторичное явление.

    При вербальной дискалькулии может быть хороший невербальный интеллект.

  3. Идеогностическая дискалькулия. В таком случае ребенок может совершать только предметные математические операции (пальцы, конфеты), но не может перейти в абстрактный план. Исследователи связывают это с дисфункцией теменных отделов коры.
  4. Числовая диссимболия.

    Сочетается с оптической дислексией. Выражается в нарушении чтения математических символов и обусловлена дисфункцией задней ассоциативной коры левого полушария. В таких случаях ребенок не может запомнить, распознать символы и цифры, а также зеркалит как сами обозначения, так и целые числа. Здесь дискалькулия носит вторичный характер.

На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.

Диагностика и коррекция дискалькулии

Для диагностики необходимо стандартное нейропсихологическое обследование, которое желательно дополнить исследованием элементарных математических представлений. Также важно провести анализ школьных тетрадей.

Коррекция дискалькулии проводится преимущественно нейропсихологом, в некоторых случаях – логопедом, который владеет соответствующими методами работы.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Акалькулия: причины и коррекция нарушения счета

Акалькулия

Акалькулия – это синдром, который проявляется нарушением функции счета и вычислительных операций.

Нейропсихологическое расстройство коррелирует с неспособностью понимать значение и строение чисел, запоминать и распознавать их форму, воспринимать название на слух.

Нарушение вычислительных операций часто связано с невозможностью наметить программу последовательных действий для решения арифметической задачи.

Характеристика

Акалькулия – это такое расстройство функций мозга, которое проявляется нарушением способности считать и производить арифметические действия, что затрудняет процесс обучения математике в детском возрасте и социальную адаптацию у взрослых пациентов. Первичная форма развивается как следствие повреждения мозга левого полушария (у правшей) в височно-затылочной зоне, характеризуется нарушением понимания строения чисел и их разрядов.

Пациент не распознает деление цифр на однозначные, двузначные, трехзначные и т.д., испытывает трудности при выполнении арифметических действий, не может различить знаки, использующиеся в арифметике.

Акалькулия первичной формы часто сочетается с нарушением пространственного восприятия – способности воспринимать объект в трехмерной проекции с пониманием формы, размеров, взаимного расположения отдельных предметов.

Вторичная форма развивается на фоне повреждения вещества головного мозга на разных участках коры вследствие перенесенного инсульта, возникновения очага кровоизлияния, опухолевого или нейродегенеративного процесса, нейроинфекции. Вторичная форма часто выявляется в структуре общего расстройства высших функций психики.

Вторичная форма зачастую сочетается с другими нейропсихологическими симптомами, например, с агнозией (нарушение зрительного, слухового, тактильного восприятия), амнезией (неспособность вспомнить прошлый опыт), общим расстройством мнестической и интеллектуальной деятельности. Различают виды акалькулии неспецифического (вторичного) типа:

  1. Оптическая. Развивается на фоне повреждения коры в затылочной области. При этой форме грубое непонимание чисел не выявляется. Основные дефекты связаны с нарушением зрительного восприятия цифр.
  2. Лобная. Развивается в результате повреждения лобных участков коры.
  3. Сенсорная, акустико-мнестическая. Развивается как следствие повреждения височно-теменной области коры. Обычно эти формы акалькулии выявляются в сочетании с речевыми расстройствами (афазия) и слуховой дисфункцией.

Лобная кора занимает большую площадь и отличается многообразными связями с разными участками мозга. Лобная кора регулирует и контролирует психическую деятельность индивида. Повреждение коркового слоя в зоне лба сопровождается нарушением интеллектуальной деятельности.

При акустико-мнестической форме пациент затрудняется выполнять арифметические задачи на слух. Сенсорная акалькулия – это нарушение способности считать, часто спровоцированное недоразвитием височной извилины, что приводит к возникновению сенсорной афазии, обусловленной дисфункцией фонематического слуха. Пациенты испытывают трудности при узнавании и назывании арифметических знаков и цифр.

Акалькулия и дискалькулия представляют собой аналогичные синдромы. Разница заключается в частичной невозможности выполнять арифметические операции при дискалькулии, тогда как при акалькулии данная функция нарушается на уровне исходных, основополагающих механизмов. Механизм развития дискалькулии связан с нарушением согласованной работы мозговых анализаторов, обрабатывающих числовые данные.

Причины возникновения

Синдром развивается как следствие повреждения разных участков коркового слоя мозга. Локальное повреждение участка мозгового вещества практически всегда сопровождается ухудшением или утратой способности к арифметическим вычислениям. Частичная акалькулия часто встречается в сочетании с амнезией, распространяющейся на числа, или зрительной агнозией.

Синдром встречается в структуре расстройств мнестической, речевой, акустической сферы, возникает как следствие невозможности словесного воспроизведения чисел. В этом случае при нарушении вычислительных функций ядро понимания чисел и выполнения счетных операций не затрагивается. Основные факторы, участвующие в патогенезе дискалькулии:

  • Отягощенный анамнез, наличие таких диагнозов, как алкоголизм, психопатии, депрессия.
  • Повреждение вещества головного мозга на начальных этапах онтогенеза (индивидуальное развитие организма).
  • Недоразвитие структур мозга в постнатальный (от момента рождения) период.
  • Заболевания ЦНС (гидроцефалия, инфекции – полиомиелит, энцефалит, менингит, ДЦП, гемиплегия, параплегия – паралич ноги и руки в одной половине тела, паралич только верхних или нижних конечностей с полной утратой возможности совершать произвольные движения).
  • Перинатальные патологии (родовые травмы, асфиксия плода, недоношенность, замедление психомоторного развития).
  • Заболевания, перенесенные матерью в период гестации (грипп, вирусные инфекции, токсикоз в I, II триместре).
  • Психотравмирующие воздействия в раннем детстве (жестокое обращение, неполная семья, равнодушие к ребенку или чрезмерная опека).

Причины первичной акалькулии связаны с повреждением вещества мозга коркового слоя в теменной или затылочно-теменной области, в том числе в зоне надкраевой извилины, пролегающей в доминантном полушарии. В основе патогенеза лежат дефекты пространственного гнозиса (процесс перцептивной категоризации – способность различать объекты посредством зрительного, слухового, тактильного восприятия).

Первичная акалькулия – результат разлаженности работы анализаторных систем, в частности нарушения пространственного восприятия. При вторичной форме расстройство устного счета коррелирует с локальным или диффузным повреждением коркового слоя в зоне висков, затылка, лба, темени вследствие перенесенного нарушения мозгового кровотока, кровоизлияния, очага абсцесса, черепно-мозговой травмы.

Клинические проявления

Нарушение счета и арифметических операций – основные симптомы любой формы акалькулии. При первичной форме нарушаются все виды вычислений – деление, умножение, сложение, вычитание. Распространенные клинические формы акалькулии, обусловленной повреждением коры в височной, затылочной, теменной зонах:

  1. Невозможность устного счета при сохранении способности выполнения арифметических действий в письменном виде. Вероятные сочетанные симптомы: алексия (неспособность овладеть навыком чтения), идеаторная апраксия (невозможность составить план последовательных шагов для выполнения сложной задачи), оптическая афазия (утрата способности вспоминать названия визуально представленных объектов).
  2. Неспособность выполнять арифметические операции по написанному заданию при сохранении способности к устному счету. Вероятные сочетанные симптомы: алексия, конструктивная апраксия (невозможность создавать цельный предмет из его разрозненных частей). Патологический очаг обычно находится несколько каудально (ближе к затылочной части) в сравнении с предыдущим вариантом.
  3. Невозможность устного и письменного счета. Эта клиническая форма развивается при повреждении участка коры, ответственной за выполнение арифметических действий в отличие от предыдущих случаев, когда повреждению подверглись проводящие нервные волокна, поддерживающие ассоциативные связи, объединяющие отдельные анализаторные зоны мозга.

При повреждении коры, пролегающей в затылочной области, пациент не распознает похожие цифры, например, не может отличить ноль и десять, три и восемь, один и семь. Другие варианты неадекватной замены обусловлены невозможностью понимать пространственное расположение элементов в пределах цифры, например, не различаются 6 и 9, 69 и 66.

Аналогичные дефекты встречаются при распознавании римских цифр, например, IX и XI. Повреждение участков лобной и префронтальной коры сопровождается неспособностью к целенаправленной деятельности. Например, больной не может планировать ход арифметических операций и контролировать их выполнение. Признаки специфической акалькулии:

  • Непонимание роли ноля в цифре.
  • Непонимание разрядного строения цифры.
  • Непонимание взаимоотношения и взаимосвязи чисел между собой, например, число 25 – это 20 и 5, в другом варианте – 15 и 10, в другом варианте – 5, 5, 5, 5 и 5.

В числе других симптомов первичной акалькулии – неспособность различать арифметические знаки, невозможность понимать зависимость количественного значения числа от его разрядного строения. Например, вследствие непонимания разрядного строения пациент не может указать, какая цифра больше – 17 или 107, 14 или 140.

Лечение

Лечение акалькулии проводится с учетом формы и причин. Терапию первичной формы начинают с отработки навыков понимания количественной сущности числа.

Например, пациенту предлагают разделить стопку из 6 палочек на 2 равные части (по 3 в каждой части). Рядом лежат карточки с обозначенными цифрами от 0 до 10.

Пациенту предлагают найти карточки, которые соответствуют стопке из 6 палочек и 3 палочек.

Метод направлен на лучшее понимание количественной сущности написанного числа. Больному предлагают записать в тетрадь число «6» в виде 2 частей – «3+3». В следующем задании эту же стопку палочек делят на неравные части, например, 1 и 5, 2 и 4, повторяя последовательность обучающих действий.

Впоследствии задача усложняется при помощи использования чисел 2-го и 3-го десятка. При коррекции вторичных форм акалькулии учитывают дефект, вызывающий сложности при выполнении вычислительных операций. Основное направление терапии – восстановление дифференцированного восприятия формы цифры. Используют принцип предметного счета.

Например, предлагают пациенту пересчитать все предметы, которые находятся на столе, после чего он находит карточку с соответствующей записанной цифрой. Для отработки зрительного восприятия цифры в рамках лечения вторичной акалькулии делают упражнение: произносят цифру вслух с последующим выполнением действий:

  1. Пишут цифру в воздухе, водя рукой, выполняя задание с открытыми, затем с закрытыми глазами.
  2. Находят объемную цифру с закрытыми глазами на ощупь среди 3-х вариантов на столе.
  3. Записывают цифру в тетрадь.

Метод конструирования цифр предполагает использование отдельных элементов (половинки кругов, скобки, длинные и короткие палочки), из которых пациент складывает цифры – сначала произвольно, потом в соответствии с заданием. В программе терапии применяют метод заучивания стихотворений, в которых присутствуют цифры. При повторении стихотворения ребенок показывает карточку с соответствующей цифрой, когда произносит ее вслух.

Акалькулия – неспособность выполнять арифметические действия как следствие невозможности различать математические знаки, цифры и их разряды.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: