Амбивалентность

Содержание
  1. Амбивалентность: что это значит?
  2. Психологическая реакция
  3. Понятие
  4. Субъективная амбивалентность – что это значит?
  5. Объективная амбивалентность
  6. Осознание двойственности
  7. Одновременная доступность и согласованность
  8. Теории, связанные с амбивалентностью чувств
  9. Теория баланса
  10. Теория оценочной когнитивной согласованности
  11. Индивидуальные различия
  12. Сила и слабость
  13. Проблема согласованности
  14. Страх болезни и возможная ложь
  15. Амбивалентность: Что Это Такое, Чем Опасна?
  16. Определение амбивалентности
  17. Что такое амбивалентность в психологии?
  18. Амбивалентность
  19. Амбивалентность чувств
  20. Амбивалентность в отношениях
  21. Амбивалентность – что это такое в психологии и психиатрии
  22. Что такое амбивалентность
  23. Основные виды двойственности
  24. Причины возникновения амбивалентности у человека
  25. Как проявляются амбивалентные чувства
  26. Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение
  27. Смотреть видео

Амбивалентность: что это значит?

Амбивалентность

  • 10 Сентября, 2018
  • Психологические термины
  • Ольгерд Семенов

Что это – амбивалентность? Следует начать издалека.

Хотя отношения, как правило, ориентируют поведение, люди, которые придерживается амбивалентности, как правило, зависят от этого в меньшей степени.

Чем менее определенный индивид находится в своем отношении, тем более впечатлительным он становится, следовательно, делает будущие действия менее предсказуемыми и менее решительными. Амбивалентные люди также более восприимчивы к временной информации (например, настроению).

Психологическая реакция

Явная амбивалентность может быть воспринята как психологически неприятная (или наоборот), когда положительные и отрицательные стороны субъекта одновременно присутствуют в сознании человека.

Психологически неудобная амбивалентность, также известная как когнитивный диссонанс, может привести к избеганию, промедлению или преднамеренным попыткам устранения амбивалентности. Люди испытывают наибольший дискомфорт от своей амбивалентности в то время, когда ситуация требует решения. Люди осознают ее в разной степени.

Поэтому последствия амбивалентного состояния различаются между людьми и ситуациями. По этой причине исследователи рассмотрели две формы амбивалентности. Только одна из них субъективно переживается как конфликтное состояние.

Понятие

Психологическая литература различает несколько форм амбивалентности.

Одна из них, часто называемая субъективной, или чувственной, представляет собой психологический опыт конфликта (эмоциональное проявление), смешанные чувства, смешанные реакции (когнитивное проявление) и нерешительность (поведенческое проявление) при оценке какого-либо объекта.

Человек не всегда признает и не всегда осознает, что это амбивалентность. Хотя когда индивидуум осознает это, то ощущает дискомфорт, который вызван противоречивыми отношениями к конкретному стимулу. Проще говоря, амбивалентность в психологии – это двойное, часто парадоксальное отношение к одной и той же ситуации.

Субъективная амбивалентность – что это значит?

Эта форма обычно оценивается с использованием прямых мер самоотчета в отношении опыта. Поскольку субъективная амбивалентность является второстепенным суждением первичной оценки (т. е.

подразумевает двойное эмоциональное отношение), она считается метакогнитивной. Суть профилактических мер состоит в том, чтобы выяснить, насколько человек испытывает двойственность в конкретной оценке.

Отчет об этом может предоставляться несколькими способами.

Например, Пристер и Петти использовали рейтинговую систему, в которой у них были субъекты, оценивающие уровень испытываемого конфликта по шкале от 0 (как и у испытуемого, не имеющего никакого конфликта вообще) до 10 (как у испытуемого, испытывающего максимальный конфликт).

Тем не менее люди не любят испытывать негативные эмоции, связанные с амбивалентностью. Поэтому они могут умолчать о своем уровне внутреннего конфликта. Это делает измерение чувственной амбивалентности менее надежным, чем может пожелать исследователь.

Определение амбивалентности в психологии – это быстрый процесс, подразумевающий прохождение различных тестов.

Объективная амбивалентность

Еще один вид этого внутреннего конфликта называется объективной, или потенциальной, амбивалентностью и представляет собой одновременное признание как положительных, так и отрицательных оценок относительно конкретного стимула.

Объективная амбивалентность позволяет людям отвечать на вопросы на основе более доступных аспектов их отношения. Поэтому измерить ее гораздо проще.

Этот вид не предполагает, что у индивида есть полное осознание его конфликтного отношения к ситуации.

Объективная амбивалентность, определение которой часто осуществляется психологами и психиатрами, обычно оценивается с использованием метода, впервые разработанного Капланом, в котором стандартная биполярная шкала отношения (например, от крайне отрицательного до чрезвычайно положительного) разделяется на две отдельные шкалы. Каждая из них независимо оценивает величину одной валентности (например, от крайне положительного до крайне отрицательного). Если человек поддерживает как положительные, так и отрицательные реакции на один и тот же объект, тогда присутствует хотя бы какая-то объективная амбивалентность.

Первоначально Каплан вводил понятие амбивалентности в качестве меньшей из двух реакций (т. е. положительных или отрицательных оценок), также называемых противоречивыми реакциями. Он противопоставил их доминирующим реакциям.

Например, если объективная амбивалентность в отношении упражнений была оценена с использованием двух отдельных 6-точечных шкал, а лицо указало, что его или ее оценка была слегка отрицательной (например, 2 по 6-балльной шкале) и при этом чрезвычайно положительной (например, 6 по 6-балльной шкале), амбивалентность этого человека будет определяться количественно меньшим баллом из этих двух оценок (т. е. 2 ​​в этом случае). Чтобы понять, что означает амбивалентность, желательно пройти один из подобных тестов.

Осознание двойственности

Исследования показали лишь умеренную корреляцию между чувством и потенциальной амбивалентностью. Хотя обе меры полезны в зависимости от задачи исследователя.

Потенциальная амбивалентность часто используется исследователями для сбора дополнительной информации о разнообразии человеческих отношений в разных контекстах.

Каждый человек испытывает последствия неприятных чувств по-своему, независимо от того, осознает ли он двойственность своего отношения.

Одновременная доступность и согласованность

Для того чтобы в полной мере понять, что такое амбивалентность, нужно ознакомиться с двумя понятиями, тесно с ней связанными.

Одновременная доступность – это когда потенциальная амбивалентность зависит от того, насколько быстро и единообразно конфликтуют полярные оценки, которые человек дает какой-то определенной ситуации.

Положительные и отрицательные знания относительно убеждений об объекте отношения одновременно известны, но не всегда доступны.

Только когда связь оценок применима и совпадает с осознанностью, потенциальная амбивалентность приводит к чувственной амбивалентности.

Предпочтение согласованности использует стимулы для объединения входящих стимулов с текущими переменными, чтобы реагировать на приближающиеся импульсы.

Другими словами, люди часто рассматривают свое прошлое поведение при принятии новых решений.

Если предпочтение согласованности велико, они с большей вероятностью игнорируют новую информацию и, следовательно, склонны к повторению тех реакций на амбивалентность, которые у них уже были в прошлом.

Теории, связанные с амбивалентностью чувств

Теории когнитивной последовательности были разработаны исходя из убеждения в том, что люди предпочитают четкое и последовательное познание окружающей реальности. Несоответствие в своих мыслях, чувствах, эмоциях, ценностях, убеждениях, отношениях или поведении вызывает естественную напряженность.

В прошлом теоретики согласованности в основном фокусировались на инстинктивном стремлении уменьшить этот психологический дискомфорт и вернуться в простое, сбалансированное состояние.

Однако, в отличие от классических подходов, теории относительной амбивалентности больше связаны с самим воспринимаемым парадоксальным состоянием.

Теория баланса

Эта теория была выведена для изучения мыслей людей относительно их личных отношений с другими людьми и с окружающей средой. Триадические отношения используются для оценки структуры и качества отношений в рамках какой-либо организации.

Общее предположение о теории баланса уходит корнями в философию, согласно которой неуравновешенные состояния имеют тенденцию к хаосу. Удовлетворительные отношения требуют баланса, в противном случае нередко можно испытать такие симптомы, как стресс, напряжение или амбивалентность.

Теория оценочной когнитивной согласованности

Теория оценочной когнитивной согласованности описывает ситуацию, когда люди придерживаются противоположного отношения к объекту, который не имеет одинаковой величины. Основное внимание уделяется общей разнице в оценках без учета величины.

С точки зрения теории оценочной когнитивной согласованности амбивалентность в психологии – это функция количества конфликтов внутри отношения, тогда как оценочно-познавательная согласованность зависит от величины разницы между оценками.

Если человек дал как положительную, так и отрицательную оценку 5 баллов из 6, то его ответы имеют одинаковую степень согласованности. Однако степень амбивалентности в каждой оценке значительно отличается. Это различие важно при изучении последствий амбивалентности.

Двумерная перспектива оценки отношения может различать амбивалентность и оценочно-познавательную последовательность. По мере увеличения рейтингов как амбивалентность, так и оценочно-познавательная последовательность имеют тенденцию быть менее стабильными, а значит, сама система их отслеживания и оценки становится менее эффективной при прогнозировании поведения человека.

Прошлые исследования связывают амбивалентные психические состояния с более медленным временем отклика (из-за рассеянного внимания) и слабо выраженным отношением к проблеме, хотя теории оценочно-познавательной последовательности еще не сообщают о таких выводах.

Индивидуальные различия

Индивидуальные характеристики необходимы для решения наиболее выгодных стратегий преодоления амбивалентных состояний. Исследования показали, что некоторые личностные особенности могут влиять на людей, испытывающих амбивалентность.

Существуют определенные черты характера, которые делают человека менее склонным к амбивалентности. Различные факторы могут изменять эти черты, способствуя таким образом возникновению амбивалентности, например, врожденная (или приобретенная) терпимость человека к любой двусмысленности.

В частности те, у кого есть потребность в познании или склонность оценивать расхождения между положительными и отрицательными эмоциями, с меньшей вероятностью испытывают чувство двойственности.

Другими словами, желание решать проблемы, требующие значительных познавательных ресурсов, способствует когнитивной силе и, следовательно, способности преодолевать амбивалентность.

Сила и слабость

Амбивалентные отношения, связанные с чувством слабости, медленнее получают доступ к сознанию человека, чем те, что связаны с сильными и интенсивными ощущениями. Это приводит к конфликту, называемому реакцией на ответ, – процессу замедления ответов из-за трудности выбора между положительными и отрицательными убеждениями и чувствами.

Клинические исследования показывают, как большие познавательные усилия, объединенные с убеждениями, приводят к нарушению получения информации. Когда люди сталкиваются с несколькими вариантами отношения к одной и той же ситуации, в тестах они могут указать неопределенные результаты.

Таким образом, психологи и сделали вывод о том, что более медленное время отклика может быть вызвано систематической обработкой информации психикой.

Проблема согласованности

Люди с большей заботой о действительности/недействительности чего-либо, как стало известно, испытывают повышенную амбивалентность, по-видимому, потому, что они озабочены совершением противоправных суждений, и в результате этого любые усилия по регулированию отношения становятся заблокированными. Следовательно, ответ на амбивалентность зависит от необходимости индивидуума в согласованности. Чем выше потребность в согласованности, тем более неблагоприятной будет реакция на одновременное поддержание двух противоречивых отношений, тогда как кто-то, у кого сниженная потребность в последовательности, будет испытывать меньше психических расстройств, связанных с амбивалентностью. Те же, кто стремится исправить несоответствия и разрешить внутренний конфликт, могут избегать амбивалентных состояний куда лучше, чем большинство.

Страх болезни и возможная ложь

Кроме того, некоторые люди имеют более выраженный страх перед болезнями и инвалидностью, чем другие.

Когда этот страх переживается в очень сильной степени, эти люди попросту отказываются признавать наличие амбивалентности в своих оценках и суждениях, поскольку для них это особенно неудобно.

Некоторым ипохондрикам, в свою очередь, очень трудно понять, что это амбивалентность, которая редко является признаком серьезного психического расстройства.

Амбивалентность: Что Это Такое, Чем Опасна?

Амбивалентность

Мы можем испытывать противоречивые чувства, но не догадываться, что этому есть название – амбивалентность, что это такое, тема, которой посвящена эта статья. Одновременное ощущение ненависти и любви, горя и радости, и других противоположных эмоций могли испытывать многие из вас за свою жизнь, не догадываясь о причинах этого состояния.

Определение амбивалентности

Ну что же, давайте разбираться с термином амбивалентность, что это такое простыми словами. Своим появлением это слово обязано психиатру Э. Блейеру (Швейцария) в начале прошедшего века.

Он полагал, что таким образом проявляется не что иное, как шизофрения. Зигмунд Фрейд имел своё мнение насчёт того, что значит амбивалентность.

Согласно его теории, это нормальное существование разных побуждений в одной человеческой душе.

Они рождаются в двух противоположных сферах нашего существования – жизни и смерти и являются основой любой личности. Просто в некоторых людях они выражаются ярче, чем в остальных.

При этом позитивные мысли и эмоции расположены в сознании, а их противоположности (негативные) – в подсознании. В условиях стресса они могут «всплывать на поверхность» и побуждать человека к неадекватному, непредсказуемому поведению.

Иными словами, провоцировать потерю самоконтроля.

Ещё один мыслитель пытался понять, что значит амбивалентный, значение слова в его философском толковании имеет другой смысл. Карл Юнг также полагал, что это две половинки нашей психики, которые гармонично уживаются вместе (бессознательное и сознательное). Иными словами, это одновременное присутствие двух непримиримых чувств, желаний, эмоций по отношению к кому-то или к чему-то.

Что такое амбивалентность в психологии?

Понятие амбивалентность — это в психологии двойственное отношение к чему-то или к кому-то, два противоположных чувства. Человек или вещь становится причиной противоположных намерений, мыслей и эмоций у одной личности.

Амбивалентные чувства, овладевшие человеком, проявляются странным образом для окружающих. Его настроение резко меняется, спокойствие превращается в истерику и агрессию, осторожность сменяется безрассудной храбростью и наоборот. Такое двойственное поведение приводит к состоянию стресса, дискомфорта, служит причиной панических атак и неврозов.

Примеров такого поведения довольно много. Чаще всего это проявляется при увлечении человеком противоположного пола, влюблённостью или ревностью.

В такой ипостаси амбивалентный человек — это тот, кто любит и через минуту ненавидит, злится и испытывает чувство вины, ощущает притяжение и отторжение, сменяющие друг друга в короткий промежуток времени.

Смена этих эмоций становится причиной скандалов, бытовых ссор, истерик и нервных срывов. Амбивалентный характер часто становится предметом описания в литературе или основой для кино.

Амбивалентность эмоций может быть национальной чертой, присущей менталитету. Например, Турция – страна, где это явление имеет широкое распространение.

Она находится между «азиатской» и «европейской» самоидентичностью. Местные жители почитают Коран, но боятся показать себя религиозными фанатиками.

Например, женщины оправдывают ношение платка тем, что это красиво, а не тем, что так предписано Шариатом.

Мужчины отказываются от свинины из-за «вкусовых пристрастий», а не потому, что так завещал пророк Мухаммед. Впрочем, именно в Турции, как и в некоторых других мусульманских странах (например, в Казахстане), свинина уже вошла в меню жителей, как и виноградное вино.

Амбивалентность

Амбивалентность

Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом.

Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э.

Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три её формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.

Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях индивида.

Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.

Амбивалентность чувств

Нередко можно встретить пары, в которых превалирует ревность, где сумасшедшая любовь переплетается с ненавистью. Это является проявлением амбивалентности чувств.

Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.

Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих.

Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке.

Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.

В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.

Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим.

Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.

Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности.

А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания.

Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.

Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».

Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.

Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу.

Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту.

В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.

В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.

Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.

Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос.

Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью.

Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.

Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.

Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания.

Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности).

Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.

Амбивалентность в отношениях

Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.

Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.

Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.

Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов раздражительности, стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.

Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью.

Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума.

На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.

К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:

– соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);

– интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);

– самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;

– отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;

– универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.

Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.

Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных мотиваций попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.

Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.

Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.

Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.

Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.

Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.

Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Амбивалентность – что это такое в психологии и психиатрии

Амбивалентность

Считается, что у нормальных, здоровых людей сознание одно. И мышление и настроение, скажем так, однонаправленны; настроение при этом относительно устойчиво в течение длительного отрезка времени. Однако существует явление, которое именуется понятием «амбивалентность».

Что такое амбивалентность

Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. Сосуществование полярных явлений и состояний. В психологии и психиатрии амбивалентность – это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.

Амбивалентность – это двойственность отношения к какому-то явлению или предмету. Она может быть как нормальным состоянием личности, так и патологией, характерной для психологических расстройств и некоторых психических заболеваний.

Термин «амбивалентность» ввёл в психиатрию швейцарский учёный Эйген Блейлер. Это именно тот учёный, который является автором терминов «шизофрения» и аутизм.

Несложно представить, какое отношение имел этот исследователь к амбивалентности. Действительно, он считал её главным признаком шизофрении или по крайней мере шизоидности.

Сам термин «шизофрения» означает «расщепление ума», что близко по значению слову «амбивалентность» и применительно к мышлению и психике.

Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.

В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность.

А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями.

Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.

В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.

Основные виды двойственности

Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:

  • Эмоциональная – одновременно негативное и позитивное отношение к предметам и событиям (например – отношение детей к родителям);
  • Волевая – колебания между противоположными решениями, которые нередко заканчиваются отказом принимать решение вообще;
  • Интеллектуальная – чередование противоположных суждений, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.

К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».

Другой психотерапевт, Зигмунд Фрейд, понимал понятие «амбивалентность» несколько по-иному. В нём он видел одновременное существование в человеке двух противоположных изначальных влечений, при этом главными из них являются два побуждения – влечение к жизни и влечение к смерти.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.

Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.

Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека.

К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.

Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:

  • При шизофрении и шизоидных состояниях.
  • При затяжной клинической депрессии.
  • Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
  • В случае биполярного аффективного расстройства.
  • При различных неврозах.

Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.

Как проявляются амбивалентные чувства

Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.

При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.

Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.

Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.

Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.

Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.

Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами.

И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус.

Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм.

Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.

Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний.

В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны.

К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы.

Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.

При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно.

Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.

Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение

Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.

Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.

Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:

  • Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
  • Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
  • Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
  • Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
  • Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
  • Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?

Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.

Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.

Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.

Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.

Смотреть видео

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: