Амузия

Амузия

Амузия

Амузия – это патология, проявляющаяся в нарушениях музыкального слуха в частности неумение, как исполнять, так и воспринимать музыку, писать и понимать нотные записи.

В жизненных ситуациях распознать данное нарушение можно по сниженной способности узнавать известные музыкальные произведения, а также невозможности точного или примерно повторяющегося сочетания ритмов (постукивания, посвистывания и пр.).

Амузия возникает при травматическом или врождённом органическом поражении височных отделов коры (у правшей – правого полушария).

Следует различать амузию и поражения непосредственно слухового анализатора, а также другие психические расстройства, влияющие на некорректное восприятие реальности. Нередко нарушение сочетается со слуховой агнозией, когда человек перестаёт различать не только мелодику музыкальных произведений, но также обыденные звуки окружающего пространства и сопровождающие жизнь шумы.

Что это такое

Амузия связана с нарушением способности адекватно воспринимать звуки в частности мелодику.

Обычно такое нарушение диагностируется у людей по своим профессиональным обязанностям связанными с музыкой (певцы, исполнители, композиторы и прочие), но также может появляться и у людей, не имеющих отношения к звуковой сфере.

Процент выявления амузии среди исполнителей выше по той простой причине, что обычному человеку редко нужна способность правильного понимания или воспроизведения мелодии, а соответственно и при её потере реже обращаются за консультацией.

Наличие данного отклонения никак не сказывается на уроне жизни и её качестве, а многие могут не узнать о наличии деформации, пока не столкнутся с необходимостью прочесть нотную грамоту.

Единственное неудобство, которое можно считать за должное при амузии – психологический дискомфорт при посещении мест с музыкальной направленностью (оперы, концерты, пр.

), а также в одном проценте случаев человек может быть полностью лишён способности слышать музыку.

Амузия не является понятием, заменяющим отсутствие музыкального слуха, хотя его нарушение лежит в основе возможного развития нарушения восприятия музыки на органическом уровне.

При этом нарушение часто сопровождается трудностями восприятия не только мелодии, но и человеческой речи, различных звуков и шумов, воспринимаемых ранее.

Стоит отметить, что амузия проявляется не только неспособностью воспринимать ритмические произведения и узнавать их, но также самостоятельно воспроизводить известные мелодии или же играть на музыкальных инструментах, поскольку нарушено восприятие нот и возможности воспроизводить заданный ритм.

Несмотря на то, что возникает амузия вследствие поражения отделов коры головного мозга, восстановить функции восприятия, а также воспроизводства мелодии возможно возобновить. Существует комплекс определённых занятий, развивающих музыкальный слух, а также физиопроцедур, улучшающих проводимость нервных путей в области полушария, отвечающей за распознавание мелодий.

Причины патологии

Причины амузии заключаются в поражении отделов коры головного мозга. Эти поражения чаще всего носят локальный характер, т.к.

в противном случае развиваются более серьёзные патологии, затрагивающие не только способность к восприятию мелодий.

Искажение музыкального слуха наступает вследствие поражения височных отделов именно правого полушария, которое отвечает за адекватное или искажённое восприятие музыки.

На основании характера возникновения поражения существует первое разделение амузии по типам на врождённую и приобретённую.

Когда дефект височной доли полушария возникает вследствие неправильного развития мозга (внутриутробного или раннего постнатального периода), то имеет смысл говорить о врождённой амузии.

Такая патология является более тяжёлой с коррекционной, а также диагностической позиции.

Приобретённая амузия диагностируется обычно сразу после начала дефекта, а также имеет более высокие шансы для восстановления прежнего уровня восприятия музыкальных произведений.

Шансы на возникновение приобретённой амузии появляются при повреждении различных участков мозга вследствие черепно-мозговых травм (сюда включают не только сотрясения, но также ушибы, ранения, осколочные попадания и оперативные вмешательства).

Кроме этого локальные повреждения мозга могут быть вызваны различными соматическими заболеваниями, при которых идёт пагубное воздействие на кору (менингиты, энцефалиты, вирусные аутоиммунные заболевания и пр.).

Амузия не затрагивает в своих нарушениях речь, поэтому диагностировать её на ранних этапах бывает сложно, исключение составляют травматические случаи, когда данный параметр проверяется отдельно.

Первоначальные проявления может заметить сам человек, когда изменяется восприятие бытовых шумов, но тут главное отличить неадекватность восприятия звуков вследствие нарушения слуховой области от общих нарушений психики патологического спектра (психозов, галлюцинаций и пр.).

Часто амузия является первым признаком серьёзных заболеваний мозга, таких как опухоль или кисты. Тут причиной возникновения является не травма, а комплексное первичное заболевание, диагностику которого необходимо пройти при сопровождающихся симптомах потери памяти, нарушении слуха или зрительного восприятия.

Виды амузии

Причина сенсорной амузии идентична моторной, разница заключается исключительно в проявлениях.

При сенсорной амузии присутствуют нарушения восприятия музыки, при этом наблюдается частичная сохранность способности к воспроизведению мелодий и ритмов.

У людей, чья профессия непосредственно связана с музыкой может замечаться потеря способности установления паузы между двумя нотами, а также других временных интервалов мелодии.

Моторная амузия (двигательная), ещё её называют вокальной, она наоборот позволяет в полном объёме и достаточно адекватно воспринимать музыкальные произведения, но при этом нарушена способность самостоятельного воспроизведения известных мелодий, последовательности нот или повторения заданного ритма. В контексте профессиональной деятельности первыми признаками могут быть сложности у исполнителя в запоминании новой мелодии.

Таким образом, при сенсорной амузии проблему вызывает восприятие музыки, а при моторной амузии воспроизведение. Ни один из видов не является критичным для жизни и здоровья человека и чаще всего обнаруживается только при попытке профессионального овладения музыкальным инструментом или вокалом за исключением травм мозга.

Единственное гарантированное лечение на данный момент не разработано, однако существуют рекомендации относительно развития других каналов восприятия и ограничения посещения мест с громкими звуками с целью предотвращения неприятных и болезненных ощущений. При приобретённой амузии необходимо устранять первопричину, после чего возможно восстановление музыкальных способностей.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии амузии обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Слуховое восприятие

Амузия

Слуховая кора занимает внешние (конвекситальные) отделы височной области мозга и так же, как и зрительная (затылочная) область коры, распадается на первичные (проекционные) и вторичные зоны. Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего а.

Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания, и нервные волокна, предающие эти колебания, сохраняют соматотопическую организацию.

Они идут по слуховому пути, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных (проекционных) отделах слуховой зоны коры, расположенной в поперечной извилине Гешля.

Большую роль в слуховом восприятии человека играют горичные отделы височной коры, имеющие большое значение в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических звуковых структур. Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора (куда кроме 41 поля входят 42 и 22 поля).

В клинической и нейропсихологической литературе многократно описаны нарушения слуховых функций, возникающие при поражении ядерной зоны слуховой системы правого и левого полушарий.

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов.

Это поражение носит название слуховая агнозия.

Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — знание) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

§   собственно слуховую агнозию;

§   аритмию;

§   амузию;

§   нарушение интонационной стороны речи (просодики);

§   речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения.

Подобные звуки перестают для больных быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру.

Таким образом, наблюдается принципиально то же самое нарушение, которое возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптомами выраженной слуховой агнозии.

Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти, которые обычно проявляются в специальных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е.

запомнить два (или больше) звуковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы хорошо изучены А. Р.

Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их.

К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).

В качестве эталонов детям предъявляются ритмические рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма, а затем воспроизвести его.

Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей.

Больные, как правило, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

Амузия

Амузия — это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим расстройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С.

Цветковой, показавшими, что у больных, страдающих амузией, может быть значительное расхождение музыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

Больные рассказывают, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способностью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте.

Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Нарушение интонационной стороны речи

Симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечается и тогда, когда угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может на слух даже определить принадлежность голоса мужчине или женщине.

Если при затормаживании левого полушария человек становится как будто нечувствительным, невнимательным к; речевым звукам, как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует, то при затормаживании правого полушария человек слышит речь, но не знает, кто это говорит, и не понимает интонации высказывания.

У таких детей нарушается способность к различению звуковых компонентов разной сложности, особенно состоящих из серии разных звуков.

При грубых нарушениях они не могут четко различить и повторить даже одиночные звуки речи (например, [у] вместо [о]), В менее выраженных случаях ребенок ошибается в воспроизведении отличающихся только одним признаком звуков и легко воспроизводит пары сильно различающихся звуков (например, [р] и [м]).

Речевая акустическая агнозия

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным.

Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы.

В случаях ограниченных поражений дефект менее выражен — ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся только одним признаком (например, звонкостью), «оппозиционные» или «коррелирующие» фонемы, хотя хорошо улавливает как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи — сенсорной афазии.

Диагностика слуховых агнозий

Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, — возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов.

Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственно слухового анализатора (преимущественно изучают! я данные аудиометрии), после чего проводится нейрепсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга.

При обследовании диагносту необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций.

Диагностика собственно слуховой агнозии

Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и назвать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков.

С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются.

Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Диагностика амузии

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной стороны речи

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов.

Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку мужчины и женщины.

Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

При исследовании данного вида слуховой агнозии ребенку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фонем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их.

По данным методики выясняется, что дети, страдающие речевой акустической гнози-ей, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»).

При этом они ощущают какое-то отличие, которое не в состоянии уяснить.

Задание

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

Тест 5

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слуховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интонационной стороны речи.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:

а) амузия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:

а) аритмия;

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифферен-цировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

а) собственно слуховая агнозия;

б) аритмия;

в) речевая акустическая агнозия.

Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: