Апраксия

Содержание
  1. Апраксия и агнозия – потеря двигательной памяти и способности узнавать предметы | Университетская клиника
  2. Что такое агнозия?
  3. Другие формы агнозии
  4. Что делать в случае апраксии или агнозии?
  5. Как врач диагностирует апраксию и агнозию?
  6. Апраксия в практической логопедии
  7. Этиология, факторы риска
  8. Клиническая картина
  9. Различия течения патологии у взрослых и детей
  10. Диагностика патологического состояния
  11. Принципы лечения
  12. Как предотвратить инсульт?
  13. Что такое инсульт?
  14. Паралич
  15. Кома
  16. Отек мозга
  17. Афазия
  18. Нарушение координации
  19. Апраксия ходьбы
  20. Рецидив заболевания, почему он бывает?
  21. У кого может произойти инсульт? Предрасполагающие факторы
  22. Главные отличительные черты женских приступов:
  23. У мужчин
  24. Главное – вовремя обратиться к врачу
  25. Препараты при инсульте
  26. Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации
  27. Термины и определения
  28. 1.1 Определение
  29. 1.2 Этиология и патогенез
  30. 1.3 Эпидемиология
  31. 1.4 Кодирование по МКБ-10
  32. 1.5 Классификация
  33. 2.1 Жалобы и анамнез

Апраксия и агнозия – потеря двигательной памяти и способности узнавать предметы | Университетская клиника

Апраксия

Апраксия – это неспособность пациента выполнять более сложные двигательные действия, требующие запоминания некоторых базовых навыков и порядка, в котором они выполняются. Как правило, это относится к приобретенным действиям, которые пациент изучил ранее.

Пример апраксии – неспособность свистеть, использовать инструменты (ножницы, отвертку), водить автомобиль и т. д.

Важный для понимания смысла апраксии признак – симптомы патологии не связаны с парезом, параличом, синдромом Паркинсона, поврежденями мозжечка или скелетных мышц, отвечающих за движения.

Суть апраксии всегда заключается в прямом повреждении участков коры головного мозга, отвечающих за выполнение действий.

Что такое агнозия?

Агнозия – это потеря, часто внезапная, способности распознавать объекты или события. Чаще всего наблюдается визуальная агнозия, при которой пациент перестает распознавать более сложные явления – картины, предметы, рисунки. 

Как и в случае с апраксией, проблема состоит не в повреждении глаз или в невозможности назвать видимое (афазия). Пациент хорошо видит, но не понимает, что видит.

При этом он распознает и называет объекты, идентифицируя их с помощью других чувств – на ощупь, на основе слуховых раздражителей.

  Частый случай зрительной агнозии – так называемая прозопагнозия, то есть неспособность распознавать лица людей, с которыми пациент ранее встречался.

Другие формы агнозии

Другие формы агнозии:

  • Астереогнозия, когда пациент не распознает ручные предметы;
  • Самодиагностика, когда пациент не может правильно распознать и назвать части собственного тела или тела других людей. Обычно последний симптом является частью более широкого синдрома, известного как расстройство схемы тела;
  • Анозогнозия заключается в том, что пациент не осознает, что у него есть неврологический симптом, например, гемипарез, амблиопия.

Все вышеупомянутые симптомы могут появляться как элементы паралича, гемипареза, гематомы или повреждения головного мозга. Как правило, точно определить, какие участки мозга подвержены, можно рассмотрев снимки головного мозга. Например, при анозогнозии имеется повреждение (ишемия, разрушение) коры правого полушария головного мозга.

Что делать в случае апраксии или агнозии?

Важно быстро обратить внимание на патологию. Чаще всего апраксия или агнозия являются элементами тяжелого заболевания.

В этом случае на первый план выходят другие симптомы, например, гемиплегия или потеря сознания, они затеняют другие, более тонкие и в настоящее время менее опасные сопутствующие расстройства, включая апраксию или агнозию.

Когда апраксия или агнозия является единственным симптомом, пациент сам может обратиться к врачу.

В любом случае апраксии или агнозии, независимо от того, является ли эти симптомы частью другого заболевания или это самостоятельное заболевание, возникает опасная клиническая ситуация. Вышеупомянутые симптомы указывают на серьезное состояние пациента, а иногда и на угрозу жизни. За пациентом, в случае пареза или гемиплегии,  нужно срочное наблюдение в клинике. 

Как врач диагностирует апраксию и агнозию?

Если апраксия или агнозия сопровождаются другими симптомами, например, гемипарезом или другим заболеванием, врач сначала проверит отсутствие непосредственной угрозы жизни для пациента, включая оценку состояния. 

Часто апраксия или, например, зрительная агнозия отмечаются не сразу, а позже, при более подробном рассмотрении. Так у некоторых пациентов астереогноз или аутодиагностика диагностируются только через несколько дней после поступления в больницу, когда основные опасные для жизни нарушения начинают стихать, например, регрессирует гемипарез, или когда симптом был отмечен только частично.

Изолированный дискретный симптом, например, визуальная агнозия низкой степени или прозопагнозия, позволяют приблизительно определить местоположение поражения – расположение небольшой гематомы, повреждения или развивающейся опухоли. Но для определения места и степени повреждения необходима госпитализация и более точные визуальные обследования. Обычно назначается магнитно-резонансная томография головы, реже – компьютерная томография. 

Врач будет анализировать полученные снимки, изучая симптомы патологии наряду с другими неврологическими изменениями, информацией, полученной от близких. Особенно важны качественные результаты визуализации черепа пациента. 

В некоторых случаях может потребоваться операция – срочная, при  подозрении на рост внутричерепной гематомы, или плановая, после надлежащей подготовки пациента, в случае подозрения на наличие опухоли.

Апраксия в практической логопедии

Апраксия

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.

Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Этиология, факторы риска

Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

  • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона.

При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение.

В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты.

Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи.

Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко.

В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз.

Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс.

Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий.

Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва.

Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки.

Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе.

Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития.

Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом.

Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Как предотвратить инсульт?

Апраксия

Что такое инсульт?

Осложнения после инсульта

У кого может произойти инсульт? Предрасполагающие факторы

  • Главные отличительные черты женских приступов
  • У мужчин

Предвестники инсульта

Главное – вовремя обратиться к врачу

Препараты при инсульте

Что такое инсульт?

Заболевание представляет собой острое нарушение кровообращения в головном мозге человека. Приступ развивается стремительно.

Чтобы человек серьезно пострадал – порой необратимо – требуется от нескольких минут до нескольких часов. Медики называют пределом оказания эффективной помощи временной промежуток в 6 часов.

После этого восстановиться пациент уже не сможет, если выживет. Последствия инсульта – это гибель клеток мозга в связи с кислородным голоданием.

Наиболее распространены два вида инсульта:

  • По ишемическому типу (ишемический) – занимает долю 75%. Особенность этой патологии – закупорка сосудов либо их сдавливание. Повреждение случается в результате наличия эмболии, тромбоза и некоторых других патологий крови, сосудов, сердца. Смертность – до 15%.
  • По геморрагическому типу (геморрагический) – происходит в 20-25% случаев. При этом типе инсульта сосуды разрываются, происходит кровоизлияние в мозг. Смертность – до 35%.

Очень редко (до 7% случаев) происходит субарахноидальное кровоизлияние. Его причины – черепно-мозговые травмы либо разрыв артериальной аневризмы (тоже по причине травмирования пациента). В этом случае кровоизлияние направлено в пространство между мягкой и паутинной оболочками головного мозга. В результате такого «удара» умирает более половины пострадавших.

Пройти обследование вы можете в нашей клинике по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Паралич

Такое осложнение возникает при вовлечении в патологический процесс двигательного центра. Наиболее часто происходит кровоизлияние в левое полушарие мозга, в связи с чем «отнимается» правая часть тела. Также паралич может быть левосторонним.

Пациент в результате не может сокращать мышцы и делать какие-либо движения. При этом поведение и восприятие окружающего мира различаются у больных с право- либо левосторонним параличом.

Часто происходит нарушение психики (чрезмерная агрессия, например) или мышления.

Кома

Такое состояние может сохраняться от нескольких часов до нескольких лет. Кома случается по причине повреждений коры и подкоркового вещества головного мозга, в результате чего тормозятся все сигналы.

В коме у пациента угнетено дыхание и сердечная функция, он находится в бессознательном состоянии, нарушены рефлексы. Некоторые впадают в кому стремительно, а кто-то – постепенно.

Во втором случае в течение нескольких часов:

  • пациент часто зевает;
  • чувствуется общая усталость и недомогание;
  • изменяется пульс;
  • тело немеет;
  • координация движений нарушается;
  • конечности утрачивают чувствительность и подвижность;
  • наблюдается нарушение сознания;
  • дыхательная деятельность становится поверхностной.

Отек мозга

Одно из самых опасных проявлений инсульта. Симптоматика включает: судороги вкупе с психомоторной возбудимостью, головную боль, тошноту и рвоту на фоне повышенного внутричерепного давления.

Отек разделяют на два вида:

  • Цитотоксический. Клетки головного мозга отекают в связи с дефицитом кислорода и аденозинтрифосфата. В результате неправильно работают мембранные насосы, в клетки проникают ионы натрия, накапливается вода.
  • Связанный с нарушением оттока межклеточных и межтканевых жидкостей, а также крови. Происходит при повреждении капилляров.

Афазия

Нарушение речи и способности писать. Может выражаться в невозможности понять, что говорят другие, замедленной речи, трудностях с запоминанием и письмом.

Нарушение координации

При инсульте нарушается тонус мышц, а также координация движений. В результате человек не может передвигаться без посторонней помощи. Мышцы также спазмируются, в результате чего действия больного еще более затруднены, так как он вынужден преодолевать сопротивление собственного тела.

Апраксия ходьбы

Человек может делать шаги, но в целом процесс хождения контролировать не может.

Рецидив заболевания, почему он бывает?

Провоцирующими факторами второго и последующих приступов выступают атеросклероз, гипертония, тромбозы, неправильное строение сосудов, диабет. Кроме того, часто пациенты вредят сами себе. Поборов первые трудности, они пренебрегают посещением врача и выполнением его рекомендаций. Многие снова возвращаются к вредным привычкам, не лечат сопутствующие патологии.

У кого может произойти инсульт? Предрасполагающие факторы

Принято считать, что инсульт происходит только у пожилых людей. Однако в последние десятилетия болезнь стремительно «молодеет». Приступ может случиться уже в 40 лет и даже раньше.

Основные факторы риска:

  • нарушение режима сна и питания при входе в «опасный» возраст – свыше 50-ти лет;
  • гипертония;
  • хронические болезни сердца;
  • высокие стрессовые нагрузки на работе;
  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • временные, быстро проходящие ишемические атаки;
  • высокий уровень холестерина в крови;
  • ожирение;
  • сахарный диабет (при нем повышается вероятность не только первого, но и повторного инсульта);
  • наследственный фактор;
  • отсутствие своевременной госпитализации при приступе и квалифицированной врачебной помощи в муниципальных больницах;
  • травмы (самая редкая причина инсульта)

При этом симптомы и причины различаются у женщин и мужчин.

Главные отличительные черты женских приступов:

  • преобладание заболевания по геморрагическому типу;
  • очень длительное и тяжелое восстановление функций;
  • высокая смертность;
  • высокие нагрузки на сосуды во время вынашивания ребенка;
  • среди основных причин выделяют мигрени, головные боли, большие стрессы;
  • проще увидеть первые симптомы приближающегося «удара»;
  • один из провоцирующих факторов – прием оральных контрацептивов.

Самые ярко выраженные симптомы у женщин включают: слабость, замедленность движений, одышку, хрипы, повышенное сердцебиение, «размытое» зрительное восприятие, двоение в глазах, обморок, нарушение слуховой функции, боль с одной стороны лица и тела, нестерпимую головную боль.

У мужчин

Основные факторы риска – это нарушенное кровообращение, закупорка сосудов, разрыв артерий с последующим кровоизлиянием, сгущение крови вследствие различных заболеваний, ожирение, сахарный диабет, дефицит двигательной активности, неправильный рацион и нарушение режима питания, вредные привычки, сильные физические нагрузки, вегетососудистая дистония, гипертония.

Основные признаки инсульта у мужчин могут проявляться периодически, но через время проходить. В этой ситуации самое опасное – решить, что беда миновала. Ведь, скорее всего, это просто преходящие ишемические атаки, сигнализирующие о приближении инсульта.

При ишемическом типе мужчина может ощущать головокружение, сильную головную боль (ее не купируют обезболивающие), слабость, снижение чувствительности в конечностях и их онемение, присутствуют непродолжительные обмороки, рвота.

Геморрагический приступ выражается потерей сознания, резким повышением давления, лицо сильно краснеет, при дыхании слышны шумы, заметна асимметричность лица, бывает рвота.

Симптомы перед приступом проявляются уже за несколько дней. Однако многие не обращают на них внимания, потому что признаки надвигающегося инсульта исчезают сами собой.

Как распознать близость «удара»? Самые главные предвестники:

  • головные боли, которые появляются внезапно и быстро проходят;
  • неожиданная для человека слабость;
  • беспричинная тошнота;
  • недлительные головокружения;
  • частые смены настроения.

Также нужно обязательно обратить внимание на такую симптоматику, как:

  • нарушения зрения и слуха;
  • замедленный пульс;
  • онемение конечности;
  • приливы крови к лицу;
  • нарушение речевой функции или координации движений;
  • резкая потливость.

При наличии этих симптомов нужно срочно обратиться к врачу, так как предупредить инсульт еще возможно.

В течение 3-х часов с момента образования очага поражения головного мозга возникают острые проявления близкого «удара»:

  • трудности при глотании;
  • нестерпимая головная боль, которая приводит к обморокам;
  • сильное головокружение;
  • рвота;
  • судороги;
  • сбои в дыхании;
  • тахикардия.

На этом этапе пострадавшему требуется срочная госпитализация. При своевременном оказании первой помощи снизится вероятность тяжелых осложнений.

Главное – вовремя обратиться к врачу

Врач, лечащий инсульты, – это невролог. Он принимает участие в восстановлении утраченных психических и физических функций. Основные задачи специалиста при работе с больными, которые уже выписаны из стационара – это вторичная профилактика, которая направлена на предотвращение повторного приступа, а также медикаментозное лечение последствий «удара».

Современным методом диагностики патологии является УЗ дуплексное сканирование сосудов шеи. Формируется изображение сосуда, отображается его проходимость и строение. Диагностика позволяет вовремя выявить и предотвратить сосудистые заболевания, включая инсульт.

Пройти исследование нужно при:

  • частых обмороках, головных болях, головокружении;
  • гипертонии;
  • аритмии;
  • повышенном уровне холестерина;
  • черепно-мозговых травмах;
  • нарушениях сна, зрения и слуха;
  • ослабленном внимании, снижении памяти.

Необходимые исследования назначает врач-невролог. На основе данных диагностики прописывается лечение, которое различается, в зависимости от типа инсульта.

Адрес нашей клиники: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Препараты при инсульте

После приступа больной должен принимать препараты, которые помогут ему быстрее восстановиться.

Обязательно нужно принимать следующие лекарства:

  • гипотензивные таблетки;
  • противоотечные;
  • вазотонические;
  • кардиотоничесикие;
  • спазмолитические.

После стабилизации пациента ему могут прописать антидепрессанты, чтобы снять стрессовый фактор, объясняющийся боязнью нового приступа.

После ишемического инсульта в первые часы назначают:

  • тромболитики для растворения тромбов;
  • антикоагулянты.

При геморрагическом инсульте прописывают:

  • гемостатики;
  • ангиопротекторы;
  • препараты для нормализации артериального давления;
  • при неэффективности последних – ганглиоблокаторы.

Средства профилактики ишемического инсульта:

  • гипотензивные средства;
  • гиполипидемическое лечение;
  • антигипертензивная терапия.

Адрес нашей клиники: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Информация проверена экспертом:

Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

Апраксия

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия – отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия – общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 – Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 – Расстройство экспрессивной речи

F80.2 – Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

– связанное с развитием физиологическое расстройство;

– расстройство развития артикуляции;

– функциональное расстройство артикуляции;

– лепет (детская форма речи);

– дислалия;

– расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

– афазия БДУ (R47.0);

– дизартрия (R47.1);

– апраксия (R48.2).

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

– расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

– расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

– расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

– моторная алалия;

– задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

– связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

– связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

– первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

– общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

– приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

– дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– не восприятие слов;

– словесная глухота;

– сенсорная агнозия;

– сенсорная алалия;

– врожденная слуховая невосприимчивость;

– афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

– аутизм (F84.0x, F84.1x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

– дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: