Атараксия

Содержание
  1. Атараксия
  2. Что это такое
  3. Атараксия в философии
  4. Атараксия в психологии
  5. Атараксия, или о западном варианте «просветления»
  6. Под деревом Бодхи
  7. В саду эпикура
  8. Необуддизм и неоэпикуреизм
  9. Атараксия – это… Атараксия в философии
  10. Краткое определение
  11. Зарождение слова
  12. Атараксия в античных учениях
  13. С точки зрения медицины
  14. Чем чревата такая болезнь
  15. Достигаем заветной цели
  16. Практики античных мудрецов
  17. Атараксия: что это простыми словами, примеры, причины
  18. Что такое атараксия?
  19. Как проявляется атараксия, примеры
  20. Причины атараксии
  21. История появления и развития термина
  22. Опасна ли атараксия и нужно ли её лечить?
  23. Заключение
  24. Атараксия — что это в философии: значение термина в разных филосовских учениях
  25. Примечания[ | ]
  26. Понятие “атараксия” в античной философии
  27. Школа стоицизма
  28. Качества Адепта: Апатия. Атараксия
  29. Атараксия в психологии и медицине
  30. Причины возникновения

Атараксия

Атараксия

Атараксия – это полное душевное спокойствие и невозмутимость, некоторая хладнокровность, безмятежность, являющаяся не частью личности или особенностью темперамента, а состояние достигаемое мудрецом в течение своей жизни.

Понятие атараксия было введено древнегреческими философами, потом с развитием других направлений понятие всё больше углублялось, получало оттенки и свои отдельные специфические толкования при этом, не отходя от главной линии.

Атараксия это понятие не только философии, оно перешло во все науки, касающиеся человеческой психики, как учения о душе. Данный термин не как жизненную концепцию, а как личностное качество рассматривает психология, а как набор симптоматики медицина.

Что это такое

Дословное значение слова атараксия – невозмутимость, что является прямой трактовкой и переводом с греческого. Изначально понятие было существительным, обозначающим процесс, позже благодаря Аристотелю, оно получило значение прилагательного.

Обычно атараксию рассматривают как качество личности, причисляемое к добродетелям и характеризующим не столько равнодушную апатичность, сколько мужественную сдержанность человека, способность его сдерживать собственные эмоциональные реакции и объективно, немного отдалённо оценивать происходящее.

Если брать психологическую составляющую атараксии, то она подразумевает отсутствие страха, связанное с тяжёлым пережитым стрессом. Т.е.

это не отсутствие чувствительности, внимательности и инстинкта самосохранения, а знания и реакции, построенные на событиях прошлого опыта.

Тут могут срабатывать психологические защиты, как способ уберечь психику от ещё больших переживаний после страшных событий, а вот при большой степени осознанности это про сделанные выводы и приобретённые адаптивные стратегии поведения.

Любая трактовка атараксии должна происходить отдельно от схожих понятий равнодушия или апатия, проявляющихся подобным образом для внешнего наблюдателя, не углубившегося толком в различия.

В ней нет полного отчуждения ко всему, человеку важно происходящее вокруг, но в силу пережитых событий он получил огромное спокойствие перед меняющимися событиями.

Это сравнимо с людьми, прошедшими войну и выжившими там – им не всё равно болеют ли их близкие и разрушаются ли города, но они не впадают в панику, а спокойно принимают хладнокровные решения для другого развития событий.

Атараксия в философии

Признаки атараксии отличаются в зависимости от философской школы, трактующей понятие. Скептицизм берёт за основу намеренное воздержание от суждений, что может проявляться как невозмутимость и чёткое следование своему пути, без вмешательства в жизнь других или же, как предоставление истинной личностной свободы.

В данном направлении говорится про состояние ума и его контроль, а не чувственную сферу, т.е. человеку может быть страшно, непонятно или неприятно, но при этом собственное мнение, как и догадки, он будет держать при себе, не навязывая другим.

Позиция близкая к некоторым психологическим концепциям, где не даются оценочные суждения, и если человек от чего-то испытывает удовольствие, то нет трактовки этого в ключе хорошего или плохого.

У Эпикура атараксия является сосредоточением на самом главном, своеобразное сознательное убирание тревожных мыслей, различных бесплодных рассуждений. По данной концепции, чем больше личность сможет воздержаться от суждений, тем больше удовольствия будет в её жизни, меньше ложных тревог построенных на переживаниях о дальнейшем будущем, включая религиозные парадигмы и собственной смертности.

Концентрированность смыслообразовании своей жизни и определении её проживания является одной из категорий, определяющих личностную зрелость, так атараксия, призывающая оставить в покое других, стремится именно к этому.

Чем меньше замечаний, поучений и оценок человек выдаёт в сторону окружения, тем больше он способен к анализу и высшему духовному существованию.

Это не чувства и не самостоятельно развивающееся качество, а только результат рассудочной деятельности, собственного стремления человека.

Философы в подобных тренировках ума видели способ достижения счастья и полного удовлетворения, блаженства, поскольку атараксия свидетельствует об избавлении от лишних тревог.

Множество крылатых фраз, помогающих преодолеть тяжёлые состояния только силой переключения мысли родились из этой философской концепции, отсекающей душевные страдания, придуманные, спровоцированные и раздутые самим человеком постоянным прокручиваем мыслей и попыткой разделить мир на дихотомию добра и зла.

Атараксия в психологии

Философы трактуют атараксию, как идеальное состояние. В психологии есть более практичные моменты в понимании атараксии, например, чётко очерчивается необходимость переориентации внимания человека на текущий момент, необходимость ощущения полноты и счастья в текущую секунду.

Таким образом переключенное сознание перестаёт тревожиться о негативных событиях будущего, не прокручивает травматические ситуации прошлого, а способно полноценно присутствовать в собственной жизни. Психология также стремится к подобному мировосприятию.

Поскольку ничего кроме настоящего момента у нас нет и его можно либо полноценно прожить и прочувствовать, либо пропустить, благодаря собственным мыслям и тревогам о процессах, не соотносящихся с происходящим в данном месте.

Если брать психопатологическое направление, то атараксия трактуется как медицинский термин, характеризующий состояние психики. Это всё также снятие напряжения, тревоги и страха, а также любого психологического дискомфорта, однако достигаемое не развитием личности, а приёмом транквилизаторов и нейролептиков.

С точки зрения симптоматики бывает патологическая атараксия с абсолютным безразличием и отрешённостью, когда под воздействием многих факторов у человека притупляются эмоции. Это может быть кратковременное естественное состояние психики после сильного стресса, когда эмоциональная глухота является способом выживания, но довольно часто сопровождается различными психическими нарушениями.

Психиатрия выделяет причины атараксии в ходе регулярных стрессов, сильных эмоциональных потрясений или же при полном отсутствии эмоциональных событий, приёма транквилизаторов, нейролептиков, патологий цнс, длительной угнетающей профессиональной деятельности.

Также сюда может относиться особенность биографии, когда на глубокие детские психологические травмы накладываются негативные события взрослой жизни, ещё больше травмируя и заставляя эмоциональную жизнь оскудевать.

Сам человек может повысить вероятность подобной патологии, выбрав деятельность с высоким эмоциональным выгоранием, не проводя профилактики, достаточного отдыха и восполнения ресурсов и не покидая рабочего места.

Если органические поражения мозга прогнозировать или предотвратить тяжело, то организация собственной жизни и выбор её направления зависит только от личности.

Она отличается от апатии, поскольку у человека сохраняется способность выполнять деятельность по поддержанию себя, только похоже это на функционирование робота.

Не смотря на поэтическое описание такого состояния у философов, практика медицины рассматривает атараксию только как патологический процесс, являющийся предвестником или симптом более серьёзных психических нарушений.

В нормоцентрированном подходе психологии атараксия идёт как защита от стрессов, позволяющая пережить тяжелые времена, психические травмы и катастрофы с достаточным мужеством и хладнокровием. После этого закапсулированные эмоции никуда не деваются и постепенно, когда защитные механизмы ослабевают, требуют выхода и проработки со специалистом, если психика готова и не фрустрируется ещё больше.

Если личность продолжает дальше проживать эмоциональные потрясения без чувства страха, постепенно атрофируется вся чувственная сфера. Позитивные стороны в отсутствии паники, тревоги и скачков давления при угрозе, а вот негативные в том, что человек не может искренне радоваться, удивляться.

Эти люди как бы немного заморожены, потому что невозможно отключить только плохие эмоции, можно только выключить все.

В итоге получается, что философская категория, призывающая проживать каждый момент полноценно, в условиях работы реальных психических защит может привести как раз к отсутствию человека в собственной жизни.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Атараксия, или о западном варианте «просветления»

Атараксия

500 лет до н.э. в Индии Будда учил достижению особого состояния сознания. В это же время в Древней Греции мудрецы говорили о том же самом.

Под деревом Бодхи

«Бодхи» — дословно «пробуждение». В буддизме им пользуются для обозначения того состояния сознания, которого достиг Будда, медитируя 49 дней под деревом в попытке постичь смысл бытия.

«Пробуждение» подразумевает под собой избавление от тех, как сказал бы психолог, когнитивных искажений, которые заставляют человека вновь и вновь испытывать разочарования и в духовном аспекте блуждать по кругу нелепых поступков и бессмысленных суждений, замыкая кольцо сансары.

Будда, конечно, был не первым, кто понял, что стремление к счастью не может быть удовлетворено материальными благами. Кому, как не бывшему принцу, знать об этом? Он обратил свой взор в мир внутренний и осознал, что счастье — это состояние психики, достигаемое через преодоление внутренних противоречий и способности осознанно управлять эмоциональной реакцией на внешние возмущения.

Позднее в разных буддистских течениях стал вкладываться несколько разный смысл в понятие «бодхи», но, в целом, общая суть может быть выражена идеей осознанного бытия, при котором слепое и неадекватное реагирование на динамику внешнего мира преодолено, негативные эмоции угасли, а заблуждения несовершенного ума отринуты отказом от попыток давать оценки происходящему.

Удивительно, но именно в эпоху Будды в другой части света другие мудрецы стали проповедовать ту же идею.

В саду эпикура

Считается, что именно в философии Эпикура, жившего в третьем столетии до нашей эры, идея атараксии получила наибольшее развитие.

Так это или нет, но само представление об этом состоянии сознания («атараксия» дословно «спокойствие, невозмутимость») появилось ещё у Демокрита, более чем за столетие до возникновение эпикуреизма.

Идею атараксии развивали многие школы древнегреческой философии и, подобно тому, как разные течения буддизма наполняли несколько иным смыслом термин «бодхи», разные философы античности под атараксией подразумевали немного иные психические состояния, хотя общий смысл оставался одним.

Знакомясь с идеей «просветления», мы видим, что состояние «бодхи» очень близко по своему смыслу с нирваной. Так и атараксия древних греков близко подходит к особому состоянию ума, именуемым ими «эпохе». «Эпохе» — это и есть тот самый отказ от суждений, суть которого я выразил в философии практического естествознания выражением: «Глупцы дают оценки, мудрецы ищут ответы«.

В «Саду Эпикура» (так называлась школа эпикуреизма) так же проповедовалась идея достижения состояния счастья через духовный рост. При этом атараксия, которая есть безмятежное состояние духа, считалась обязательной и неотъемлемой составляющей счастья.

Близость этого философского взгляда с буддистской традицией заключается ещё и в том, что Эпикур, подобно своему восточному коллеге, был убеждён: жизнь полна страданий, а достижение счастья заключается в освобождении от страдания через культивирование особого состояния духа.

При этом «срединный путь» Будды удивительно точно соответствует этике умеренности, свойственной философии одного из первых греческих атеистов.

Необуддизм и неоэпикуреизм

Философия древности находит своих последователей спустя тысячи лет, принимая новые формы, формулируя новые термины, но сохраняя прежнюю суть, в которой — объективный и бесспристрастный взгляд на природу человека, его стремления и будущее. Является таковой и философия практического естествознания, появившаяся несколько лет назад в Перуновой Слободе, благодаря моим духовным изысканиям.

Часто люди обращаются к философским учениям в попытке найти ответ на вопрос: «Как правильно поступить в той или иной ситуации?». Подчас именно ситуация тяжёлого и неоднозначного выбора тяготит нас, а потом обременяет чувстовом вины: «Надо было поступить иначе!».

Философия практического естествознания открывает для человека простую истину: нет ни верных, ни неверных решений. «Правильно», «неправильно» — всего лишь наши оценки.

Вместо попытки дать оценку тому или иному решению, целесообразнее сосредоточить внимание на состоянии психики, в котором это решение принято.

В конечно итоге, нет смысла стремиться к неким «правильным решениям», ибо само понятие «правильное решение» является умозрительным, а любое действие, так или иначе, приносит ценный опыт. Куда надёжнее трудиться над состоянием своего сознания, научаясь стабилизировать его колебания и управлять ими.

И «бодхи», и «атараксия» есть изменённые состояния сознания, которые можно описать через некие смысловые конструкты, служащие ориентирами для тех, кто идёт путём мудрости.

В философии практического естествознания формулу, заключающую в себе совокупность этих ориентиров, я назвал психотипом Охотника.

Расшифровка этой формулы производится не только с помощью трудов древних философов, но и с использованием достижений современной психологии. И в этом нет ничего странного.

Ведь и сегодня, как и тысячи лет назад, люди понимают, что главной мотивирующей силой человеческой деятельности является стремление к счастью, а феномен счастья может быть изучен с применением научной методологии.

Собственно, именно поэтому и существует позитивная психология, которая не только может обосновать правомерность того или иного традиционного подхода к проблеме духовного роста, но и дополнить, развить его.

И всё ради того, чтобы сегодня мы могли не только повторить путь предков, но и шагнуть ещё дальше в познании собственной природы.

Рудияр

Мой блог ВК

Кольцо сансары: почему всё теряет смысл?В поисках смысла жизни: от научных фактов к практической философииКарма с точки зрения материалиста

Атараксия – это… Атараксия в философии

Атараксия

Ни для кого не секрет, что многие психологические понятия, которые используются специалистами в наши дни, своими корнями достигают античных времен.

Среди таковых можно выделить особое качество человеческой психики, которое именуется как атараксия. Это слово, в сравнении с другими более популярными терминами, встречается в нашей жизни редко.

Потому сейчас мы рассмотрим, что же это такое, чем характеризуется и как проявляется атараксия.

Краткое определение

Итак, атараксия – это определение поведенческих качеств личности, которое характеризуется полным отсутствием страха, беспокойства и тревоги. Иными словами, человек, который находится в данном психическом состоянии, ведет себя крайне спокойно, бесчувственно, беспристрастно.

Ему чужды как негативные эмоции, так и позитивные, потому любую работу, любое начатое дело он проделывает словно на одном дыхании, без смены настроения, технично и беспристрастно. Тут стоит отметить, что лишь ныне данным термином пользуются исключительно психологи, характеризуя душевное состояние своих клиентов.

Ранее он имел отношение исключительно к философским учениям, и потому его история крайне интересна.

Зарождение слова

Атараксия в философии – это, прежде всего, душевное спокойствие, безмятежность, хладнокровие и невозмутимость. Состояния, которых могли добиться лишь в зрелые, а то и в старые свои годы мудрейшие философы и лекари античного мира.

Само слово зародилось приблизительно в пятом веке до нашей эры, и его «отцом» считают Демокрита Абдерского. Однако в его трудах конкретное описание данного душевного состояния встречается лишь изредка. В дальнейшие годы эту тему начал развивать Аристотель. В его же понятии атараксия – это как особое определение добродетели.

Данным термином он обозначает такие качества, как мужество, сдержанность и бесстрастие.

Атараксия в античных учениях

В период процветания античной философии данный термин получил весьма широкое распространение в таких течениях, как скептицизм и эпикуреизм.

Некоторые исследователи также полагают, что атараксия в философии – это именно та начальная точка, которая дала возможность данным учениям развиваться, ведь они на ней, по сути, основаны. Скептицизм учит нас тому, что обращать внимание, прежде всего, стоит на факты.

Не нужно распыляться на различные гипотезы, размышления и прочие вздоры. Лишь с помощью доказанного материала, предметов, которые можно увидеть и ощупать строится реальность. В эпикуреизме атараксия – это основа для получения удовольствия.

В философскую школу, которая была основана Эпикуром, приходили рабы и женщины. Основой учения для данной прослойки населения были следующие догмы:

  • Отсутствие страха перед богами.
  • Отсутствие страха перед смертью.
  • Благо можно легко достичь.
  • Зло можно легко пережить.

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием “стоицизм”, которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами.

Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым.

Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

С точки зрения медицины

В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин “атараксия”. Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека.

С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений.

Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.

Чем чревата такая болезнь

Многих современных исследователей часто интересует вопрос о том, что такое атараксия и афасия в совокупности и чем эти понятия связаны между собой.

Итак, такое психическое отклонение, как атараксия, если оно приобретено естественным путем (последствие стресса), может повлечь за собой более серьезные разлады в работе головного мозга. Самым знаменитым случаем считается афазия – нарушение речи из-за повреждения работы нейронов левого полушария головного мозга.

Стоит отметить, что при этом работа речевого аппарата сохраняется в здравом состоянии. Искаженными могут быть синтаксические нормы речи, морфологические или фонематические.

Достигаем заветной цели

Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия.

Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса.

В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.

Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте.

При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам. Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится.

Практики античных мудрецов

Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего.

Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств.

В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д.

Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.

Атараксия: что это простыми словами, примеры, причины

Атараксия

Приветствую Вас, друзья!

Слово «атараксия» редко используется в разговорной речи и встречается в основном в учебниках и научных работах по психологии.

Им обозначают особое состояние психики, в котором человек буквально теряет способность испытывать страх из-за пережитого стресса или другого потрясения.

Сегодня мы подробно рассмотрим, что представляет собой атараксия, почему она возникает и является ли это состояние опасным.

Что такое атараксия?

В современной психологии атараксия – это состояние психики, характеризующееся полным отсутствием страха, спокойствием и эмоциональным равновесием. Как правило, данное состояние развивается в результате сильного эмоционального потрясения.

Атараксия позволяет человеку невозмутимо работать над решением возникшей проблемы, однако в психологии она рассматривается как патологическое состояние.

Термин «атараксия» (ударение на третьем слоге) образован от древнегреческого слова ἀταραξία (хладнокровие, невозмутимость, безмятежность).

В античной философии атараксией называлось состояние, в котором человек ведёт себя очень спокойно и беспристрастно, не проявляя вообще никаких эмоций, как позитивных, так и негативных. Философы рассматривали атараксию как полное торжество разума над эмоциями – состояние, к которому стремится любой мудрец.

Современная психология рассматривает атараксию как патологическое состояние, в котором некоторые эмоции сильно притуплены.

Считается, что она является защитной реакцией психики, возникающей при сильных стрессовых нагрузках.

При этом психологи не связывают атараксию напрямую с какими-то психическими расстройствами, а считают её вполне естественным состоянием, при помощи которого человеческая психика защищает себя от разрушительного воздействия стресса.

Как проявляется атараксия, примеры

Основное проявление атараксии, с точки зрения современной психологи, заключается в полнейшем бесстрашии и невозмутимости. В таком состоянии человек способен хладнокровно и уравновешенно вести себя в любой напряженной обстановке.

Обычно это рассматривается как признак сильного характера и хорошего самоконтроля, однако на практике данное состояние может иметь негативные последствия.

В частности, близкие люди могут рассматривать его как черствость и эмоциональную безучастность.

По своим внешним проявлениям атараксия часто напоминает апатию, однако между этими состояниями нет ничего общего. Основное различие заключается в том, что при атараксии человек сохраняет способность работать и проявляет социальную активность.

Сам человек, пребывающий в состоянии атараксии, может при этом ощущать эмоциональную пустоту, поскольку у него блокируется или значительно ослабляется способность испытывать эмоции.

Многие люди переживали похожие состояния, оказавшись в стрессовой ситуации.

И если человек при этом не знает, что такое атараксия, он вполне может считать, что мужественно справился с трудностями исключительно благодаря силе своего характера.

Причины атараксии

С точки зрения современной психологии, атараксия – это защитная реакция психики на травмирующую ситуацию. Если человек сталкивается с сильным переживанием, с которым ему сложно справиться, его эмоции могут отключиться. При этом он начинает вести себя спокойно и невозмутимо, что со стороны выглядит как проявление силы характера.

Атараксия может носить как временный, так и постоянный характер. В первом случае её можно рассматривать как эпизодическую защитную реакцию организма на сильный стресс, а во втором – как патологическое состояние, требующее лечения.

Основные причины атараксии:

  • регулярный стресс, депрессии и другие сильные переживания;
  • психические травмы;
  • постоянные стрессовые ситуации в профессиональной деятельности (например, у пожарных или у медиков, работающих в реанимации);
  • эмоциональное выгорание;
  • попытки сдерживать негативные эмоции и сохранять внешнее спокойствие;
  • органические повреждения головного мозга;
  • приём транквилизаторов и психотропных веществ.

Важно учитывать, что атараксия может быть следствием некоторых прогрессирующих патологических состояний. И потеря или ослабление эмоциональных реакций может оказаться лишь тревожным «звоночком». Поэтому человеку, обнаружившему у себя признаки атараксии, желательно обратиться к психотерапевту, чтобы определить причины её развития.

История появления и развития термина

Автором данного термина считается Демокрит – древнегреческий философ, живший в 460-370 годах до нашей эры. Именно он ввёл в греческий язык термин ἀταραξία (читается как «атараксиа»), образовав его от сочетания ἀ τάραχος («а тарахос»), что в переводе означает «невозмутимый». При этом Демокрит не дал точного определения введенному понятию и использовал его в своих трудах довольно редко.

Дальнейшее развитие данное понятие получило в трудах Аристотеля, который по-своему понимал, что такое атараксия. Он считал её добродетелью мудрецов и людей с сильным характером.

В его понимании это ступень развития характера, дойдя до которой человек становится невосприимчивым к различным аффектам и воздействию внешних обстоятельств. Его разум становится выше чувств, и каждый его поступок взвешен и обдуман.

По мнению Аристотеля, такого состояния способны достичь лишь мудрейшие философы.

Атараксия рассматривалась как важное понятие в таких философских течениях как скептицизм и эпикуреизм.

В частности, для скептицизма смысл данного понятия заключался в том, что разум всегда должен торжествовать над человеческими эмоциями, желаниями и слабостями.

А в эпикуреизме атараксия рассматривалась как верх развития мудреца, достигнув которого, можно насладиться своей мудростью.

В основанной Эпикуром философской школе большое значение придавалось следующим принципам:

  • человек не должен испытывать страх перед богами, природными стихиями и мистическими явлениями;
  • человек не должен бояться смерти;
  • состояние блаженства доступно каждому, и его можно достичь, прикладывая целенаправленные усилия;
  • любые страдания и напасти можно легко пережить, если подойти к этому с умом (именно это имеют в виду, когда говорят: «Относись к этому по-философски»).

Также атараксия имела большое значение для стоицизма – философского учения, возникшего в эпоху эллинизма и просуществовавшему до конца античной эпохи. Стоики рассматривали её как способность вести себя рассудительно и хладнокровно, руководствуясь при принятии решений здравым смыслом, а не эмоциональными порывами, страхами и желаниями.

Интересно, что первым философом, чья формулировка была близка к современной, стал Марк Аврелий – римский император, правивший со 161 до 180 год. Он считал, что атараксия – это способность человека справляться с трудностями, достигнутая за счёт пережитых событий, которые сделали его более чёрствым и рассудительным.

Опасна ли атараксия и нужно ли её лечить?

Если считать атараксией душевное спокойствие, которое многим людям удаётся выработать целенаправленно, то такое состояние в большинстве случаев скорее полезно, чем опасно.

Оно помогает человеку хорошо справляться со стрессом и избегать нервного перенапряжения, кроме того, оно способствует принятию правильных и хорошо продуманных решений.

В целом, умение контролировать эмоции, если оно не является следствием какой-то патологии, логично считать полезной способностью, а не опасным состоянием.

Однако если человек неожиданно замечает у себя отсутствие страха, которое однозначно противоречит здравому смыслу, это повод задуматься.

Вполне вероятно, что атараксия в его случае свидетельствует о наличии прогрессирующего психического расстройства или органического поражения головного мозга.

В таком случае необходимо записаться на консультацию к психотерапевту, который сможет определить причину перемен в эмоциональной восприимчивости человека и своевременно назначить лечение, если таковое требуется.

Заключение

Далеко не каждый человек способен сохранять спокойствие в критических ситуациях. У многих эта способность развивается в результате целенаправленных тренировок или по мере накопления профессионального опыта.

Однако в некоторых случаях отсутствие страха и иных эмоций может свидетельствовать о расстройстве психики или патологических процессах, происходящих в ЦНС.

Поэтому, обнаружив у себя признаки атараксии, желательно обратиться к психотерапевту, который сможет найти причину и назначить лечение.

Атараксия — что это в философии: значение термина в разных филосовских учениях

Атараксия

Итак, атараксия – это определение поведенческих качеств личности, которое характеризуется полным отсутствием страха, беспокойства и тревоги. Иными словами, человек, который находится в данном психическом состоянии, ведет себя крайне спокойно, бесчувственно, беспристрастно.

Ему чужды как негативные эмоции, так и позитивные, потому любую работу, любое начатое дело он проделывает словно на одном дыхании, без смены настроения, технично и беспристрастно. Тут стоит отметить, что лишь ныне данным термином пользуются исключительно психологи, характеризуя душевное состояние своих клиентов.

Ранее он имел отношение исключительно к философским учениям, и потому его история крайне интересна.

Примечания[ | ]

  1. Вавилов С. И. Большая советская энциклопедия. Том 03 // Большая Советская Энциклопедия / Издание второе. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1950. — 720 с.

    (неопр.)

    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2014. Архивировано 30 марта 2014 года.

  2. 1234Солопова М. А.
    Атараксия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Понятие “атараксия” в античной философии

От Аристотеля понятие «атараксия» перекочевала к Пиррону и скептикам, другой философской школе античности, являвшейся продолжением развития Академии Платона. Для этих направлений мысли для «атараксии» была характерна смысловая и содержательная близость с термином «эпохе», которое проще всего определить пословицей: «Не судите, да не судимы будете».

С другой стороны, эти понятия иногда расходились в своих значениях, как например у Секста Эмпирика и Аркесилая, для первого из которых состояние наивысшей зрелости ассоциировалось с «атараксией», в то время как для второго с «эпохе».

Для скептиков, атараксия описывает определенное состояние рассудка человека, при котором субъект как бы максимально независим от другого.

Их позиция постулировала радикальный примат мысли над чувствами – скептик чувствовал боль и наслаждение, но это стало для него настолько незначительным, что он даже не говорил об этом, является для него благом, или вредом.

В античности период своего «расцвета» — это понятие пережило в работах авторов так называемой «поздней стои» и у эпикурейцев.

Для сторонников учения школы «Сада», атараксия выражала особое состояние блаженства, которого достиг человек, оказавшийся способным избежать тревог, душевных страданий и потрясений, а также избавиться или преодолеть способность своего тела чувствовать боль.

Причиной большинства человеческих страданий Эпикур называл различные стереотипы и предубеждения о высших силах и конца человеческой жизни, которые издревле вселяли в род людской неистовый страх. От всех суеверий и предубеждений спасает способность человека думать, прежде всего, порождать осмысленные суждения о окружающем мире.

С точки зрения эпикурейцев атараксия – это направление нашей души на самое важное в этом мире – поиск счастливой жизни. У стоиков это понятие приобрело почти современный нам сегодня смысл и содержание.

В стоической философии оно сближалось с понятием «апатия», которое обозначало состояние бесстрастия и непоколебимости с одной стороны, и с другой – активного творческого начала, бурной деятельности, лишенной своей аффективной составляющей.

У поздней Стои атараксия описывалось как некоторое идеальное состояние человека, практикующего философию, но являющееся абсолютно недостижимым идеалом, что признают все дошедшие до наших дней авторы этого учения.

Школа стоицизма

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами.

Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым.

Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

Качества Адепта: Апатия. Атараксия

Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.

В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.

В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.

Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти. Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой.

Атараксия — невозмутимость, внутреннее спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.

В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана, которое достигается через совмещение интроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».

Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума).

По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии.

Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.

Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.

Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.

Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.

Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:

  1. Яма — изначальное состояние, соприсутствующая осознанность в мысли, слове и действии.
  2. Нияма — контроль поведения, реакции, усердие.
  3. Асана — управление телом и его состоянием.
  4. Пранаяма — управление дыханием, и связанной с нис циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
  5. Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей.

Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.

  • Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству.
  • Дхарана — концентрация, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения.
  • Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.
  • Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого.

Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.

Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления).

Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.

Атараксия в психологии и медицине

В современной психологии, атараксия воспринимается чаще как психическая патология или даже болезнь, проявляющаяся в калейдоскопе защитных реакций человека.

Желая избежать стрессовых или травмирующих для человека ситуаций, он внезапно находит в себе силы проявить недюжинную стойкость и невозмутимость, чем обходит большинство эмоциональных потрясений и сохраняет внутреннее спокойствие.

Причиной тому бывает какая-либо психологическая травма, после которой человек утрачивает способность испытывать чувство страха даже в смертельно опасных ситуациях, когда это необходимо. С другой стороны, оборотной стороной медали является потеря способности чувствовать и переживать положительные эмоции, особенно любви, эмпатии.

Причины возникновения

Причинами возникновения такого состояния многие специалисты называют самые разные факторы:

  • Частые стрессы;
  • Детские психологические травмы, усугубленные сильным травмирующим событием во взрослой жизни;
  • Специфический вид деятельности, приводящий к эмоциональному оскудению и выгоранию;
  • Длительный прием препаратов, влияющих на функционирование нервной системы;
  • Поражения различных участков мозга.

Главным отличием атараксии от апатии в психологии является способность человека заниматься какой-либо активной деятельностью, продолжать сохранять хотя бы минимум социальной активности, необходимый для поддержания адекватной жизнедеятельности.

Тем не менее, атараксия является благоприятной средой для формирования более серьезных психических расстройств, одним из самых серьезных по праву считается афазия – функциональное расстройство речи, вызванное поражением клеток левого полушария мозга.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: