Чёрствость

Чёрствость души – что это такое, причины, примеры – Автор Своей Жизни

Чёрствость

— Такое горе, просто не верится. Прими мои соболезнования, – сказал, а на душе никак, — ровно, спокойно. Да, конечно, я тоже, как и другие, — изображу, как мне жаль, — но на самом деле этого не испытываю. Я эмоционально черств. Просто иду дальше. Долгожданные встречи, длительные расставания, встречи с друзьями. Смеюсь, сожалею, а внутри ничего.

Все эмоции ушли. Раньше были когда-то, переживал, удивлялся, радовался. А потом оборвалось. Ровное состояние, ни за кого не переживаю. Эмоции остались только внутри меня. Порадоваться – за себя. И страх тоже только за себя.

Кому-то плохо, личное горе, нанесли физическую или душевную травму, – я не чувствую, не принимаю близко к сердцу. Мне страшно только за себя, я боюсь, что такое могло бы случиться со мной.

При этом боль другого человека – вот он совсем рядом – не чувствую, его боль на себя не перенимаю. Мне ровно, спокойно, мне никак.

Хотя желание жить ярче, насыщенней, эмоциональнее, — раскрыться, чтобы все внутри наполнилось эмоциями, — остается, живет где-то, спрятанное внутри.

Смотришь на мир с таким множеством возможностей и боишься вылезти наружу, подавляешь чувства. А когда случайно вырвется «лишняя» эмоция – настороженно осматриваешься вокруг с надеждой, что никто не заметил.

Не вызвало ли осуждения других людей вокруг — очень зависим от оценки окружающих, т.к. уверенности в проявлениях себя нет.

Почему я такой?

С одной стороны – спокойное ровное состояние, а с другой – желание чувствовать. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди не рождаются одинаковыми – люди рождаются разными, и каждому свое удовольствие. Одни стремятся к новизне, другие к постоянству.

Есть люди, для которых эмоции, красота и любовь – главные ценности в жизни. Системно-векторная психология объясняет это наличием в них зрительного вектора – одного из восьми векторов, представляющих из себя особенный набор свойств и желаний.

Желания людей со зрительным вектором от рождения – это быть эмоциональными, открытыми, широко распахнутыми глазами смотреть на мир. Они добрые, отзывчивые, яркие и чувственные люди.

И это заданные качества, которые проявляются у взрослого человека, если было правильное развитие в детстве.

Однако часто бывает иначе. Когда они чересчур (для других людей) чувственные – это вызывает непонимание, осуждение других людей: «Слезами горю не поможешь!» Это очень эмоциональные люди от рождения. И слезы у них «стоят» очень близко.

Слезами они выплескивают свои чувства наружу. Потом и словами зрительные люди научаются выражать свои эмоции.

Театральное искусство – вот пример, где проявляется их талант, умение выразить любое чувство, сыграть, прожить его с огромной эмоциональной амплитудой.

В детстве такие дети часто плачут. Все дети часто, но эти особенно. Что мы привыкли слышать, когда плачет мальчик: «А ну, перестань реветь, не плачь, хватит ныть, мужчины не плачут, сопли подбери!» Во дворе дети с таким «багажом» – объект насмешек.

Таких ситуаций ребенок начинает избегать, пытаясь не давать своим чувствам вырываться наружу. Ком подходит к горлу – приходится сдерживаться. Старается скрыть свою плаксивость. Когда слезы предательски наворачиваются, трет глаза, как будто что-то попало.

В любой ситуации эмоции оставляет при себе, чтобы не показывать их.

Повзрослев, привыкает себя сдерживать настолько, что, когда необходима чувственность, сопереживание, умение почувствовать другого, – он оказывается неспособным это дать. Т.к.

нет навыка выносить свою эмоциональность наружу, создавать сердечную связь с другими людьми. В результате формируется закрытость, т.е. замкнутость внутри себя.

 Но слезы — это нормально, они целительны и освободительны, помогают пережить тяжелую эмоцию и ощутить облегчение.

Причины черствости

Почему же я, будучи взрослым, не способен почувствовать внутри себя боль другого человека или радость? Этому могут быть две основные причины. Одна, как писалось выше, – когда с детства чувственность осмеивалась в обществе, не принималась ни родителями (чаще отцом), ни во дворе, ни в школе.

Тогда эмоции прячутся глубоко внутри, свойства зрительного вектора не развиваются. Человек остается полон тревог, формируется мистически-суеверное мировоззрение, ведь желания вектора никуда не исчезают, а приобретают другую форму. В этом случае, человек испытывает страх от чужого горя: «Какой ужас, как я боюсь, что это случится со мной».

И вторая – это следствие сверхстресса при потере сильной эмоциональной связи.

В этом случае душа человека становится, — словно выжженная пустыня, — он просто не способен что-либо чувствовать; подсознательно, в целях защиты от нового удара, отталкивает от себя желания сопереживания, сочувствия.

В таких случаях он ощущает равнодушие, — как от чужого, так и от своего собственного горя. Внешне при этом человек может быть вполне общителен, на словах – сопереживать, но внутри пустота.

Есть еще одна причина неумения сопереживать, – она касается всех людей, — это ощущение, что жизнь другого не относится к нему лично.

Он успокаивает себя так: «Как хорошо, что это случилось не со мной», — словно количество ударов определено, и кому-то повезло меньше оттого, что горе «досталось» ему.

Это случается, когда человек делит на мое и чужое, по аналогии с материнским инстинктом – за своего ребенка сердце болит, а другой не волнует.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, — как мы связаны между собой, — раскрывает возможность чувствовать другого, тем самым ощущать жизнь в новых гранях, полнее и сильнее наслаждаться ею.

Вылезти из привычных рамок страхов, растопить свое равнодушие и сделать шаг на сцену собственной жизни непросто, но реально, — благодаря пониманию своей природы.

Не чувствовать, не переживать, не жить, оставаться сухим к чужим переживаниям – это делает жизнь пресной и пустой.

Но есть и другой способ – научиться правильно это делать, научиться сопереживать, сострадать, позволить себе целый мир, скрытый за болью другого.

Подробнее о человеческой природе можно узнать на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Очерствение души

Черствость иными словами определяется как бездушность, бесчувствие, холодность, жесткость, неотзывчивость, неспособность к сочувствию и т.д.

Очерствение (омертвение) души происходит, когда она наполняется нечистым духом: им пропитываются и расстраиваются её силы – ум, воля и чувства.

Человек становится невнимательным и нечувствительным к Богу, к себе и к людям. Это состояние опасно тем, что человек его не осознаёт и не чувствует, потому что его силы души растлены.

Для понимания черствости души определим, что такое дух, а также чистый и нечистый дух.

Дух, являясь содержанием мыслей, воли и чувств, с одной стороны, производится совместной работой сил души, а с другой стороны, он созидает, наполняет и настраивает ум, волю и чувства. Дух человека определяется качеством и количеством мыслей, желаний, чувств, действий.

Они пропитывают душу и задают порядок работы ума, воли и чувств. Если человек разумный, добрый и смиренный, его дух относительно чист и близок духу Божьему.

Когда человек эгоистичен, горделив, обидчив и злопамятен, его дух становится нечистым, и его душа закрыта от духа Божьего, который по своей природе и сущности есть животворная и животворящая сила (это чистый – Святой дух).

Душа, в достаточной мере не получающая эту жизненную силу и производящая нечистый дух, им же загрязняется. Он изгоняет из души благодатный дух и заграждает его вхождение, поэтому её силы неправильно работают.

Ум, изначально призванный различать свет и тьму, добро и зло, наполнен высокомерными заблуждениями и подменяет понятия. Воля должна обеспечивать воплощение в жизнь законов и правильных мыслей, но всё чаще идёт на поводу у чувств и необдуманных желаний. Чувства, которые должны служить средством восприятия и связи души с Богом и миром, искажены и заблокированы эгоизмом и обидами.

В отсутствие благодатного духа и собранности сил души человек почти не видит, не слышит, не чувствует жизнь, не желает и не может дружить с Богом и людьми.

Его ум закрыт от откровений – человек впал в неверие. Воля разрушена гордыней и капризами – человек своеволен и / или слабоволен.

Чувства направлены в основном на себя и расстроены нечистым духом – человек страдает от повышенной ранимости и / или замкнутости.

Исцелиться душа может духовным деланием и Божьей помощью – благодаря Святому Духу и откровениям Отца Небесного. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа…» (Евр. 4;12).

Без Божьего духа, который облачается в Божье Слово, мы не можем отделить нечистый дух от сил души, даже если и будем осознавать его в себе. Но чаще бывает, что мы его не видим в себе – ум, воля, чувства поражены нечистым духом, и мы далеки от истины.

Поэтому Божий дух называют духом истины: когда он хоть чуть-чуть проникает в душу, мы начинаем видеть, чувствовать, осознавать своё реальное положение. У нас появляется сила противостоять страстям и заблуждениям.

Чёрствость Чёрствый

       Черствость как качество личности – склонность проявлять отстранённость от бед и переживаний других людей, неспособность открыто проявлять чувства и эмоции.

       Даже самый черствый мужчина однажды готов отдать всё, что у него есть, в том числе и свою душу, если в его жизни появляется женщина, способная открыть ему светлый мир любви и нежности, которого он прежде не знал.  В этих словах ответы на все вопросы относительно черствости.

      Как воспитывают мальчиков? В основном посредством внушения недопустимости слишком открыто проявлять чувства и эмоции.

В подсознание мальчика внедряются психологические установки: «Только девчонкам уместно демонстрировать свою нежность, слабость, беспомощность, эмоциональность и чувственность.

Это женские штучки быть пассивными и желанными, ты обязан этого избегать, иначе тебя будут считать слабым, немужественным.  Мужчина должен быть сдержанным, решительным, мужественным и агрессивным.  Мужчины не плачут».

Когда он станет старше, могут добавить: «Будешь проявлять нежность, сочтут «голубым»». Поэтому, став взрослыми, мужчины, даже испытывая истинный прилив нежных чувств по отношению к своим близким людям, не в состоянии перешагнуть через свою натуру. Их не научили быть ласковыми, и они не умеют проявлять нежность ни словесно, ни тактильно.

       Родители, стремясь воспитать в мальчике самостоятельность, внушают ему: «В этом мире помощи ждать неоткуда. Ты должен сам о себе позаботиться. Мужчина – это дело, женщина – это любовь.

 Надо заниматься делом, а не тонуть в море любви». И далее: «Мир полон страданий и несчастий. За всех не напереживаешься. Переживает всех тот, кто ни за кого не переживает».

Вот так воспитывается не самостоятельность, а черствость.

       Между тем, за ширмой бесчувственности может скрываться романтическая одухотворенная личность. Гениальными поэтами, композиторами, художниками становятся в подавляющем большинстве так называемые, черствые мужчины.

Женщины производят много шума из ничего, на деле оказываясь прагматичными и расчетливыми, что позволяет им дать сто очков форы многим мужчинам в преодолении жизненных трудностей.

Черствые люди мало коммуникабельны и замкнуты, некоторые из них способны быть жестокими.

       Распространенным явлением стала внешняя показная черствость, служащая защитой от бед и страданий внешнего мира. За внешней черствостью может скрываться добрый человек, всегда готовый предложить руку помощи в трудных жизненных ситуациях.

В то же время, бывают люди внешне открытые, мягкие, дружелюбные и сердечные, а на деле черствость, равнодушие и махровый эгоизм. Человек раскрывается в поступках. Поэтому нельзя делать поспешных выводов о черствости человека.

Это качество личности не увидишь с первого взгляда.

      В фильме Люка Бессона «Леон» раскрыт образ наемного убийцы Леона. По-соседству с Леоном живет 12-летняя Матильда.

Ее отец задолжал наркотики коррумпированным полицейским, за что вся семья Матильды была жестоко убита. Случайно не попав под огонь, Матильда стучится в дверь соседа с просьбой помочь, и Леон впускает малышку.

 Бессон мастерски показал показную черствость в жестоком убийце, предоставив ему испытание в виде ребенка.

       Черствость противостоит открытости. Это дуальная пара. В чистом вакуумном виде черствость присуща разве что трупу. Если это качество сильно проявлено в человеке, он с удивлением взирает на беспечную, по его мнению, открытость.  Открытость, в свою очередь, с непониманием воспринимает свою противоположность.

     Женщина может внушить себе негативное отношение к черствости и  уверить себя, что только мужчина с тонко организованной душой способен сделать ее счастливой.  Если он – олицетворение черствости, значит, ей надлежит быть открытостью. Скрытность женщины порождает бестактность мужчины.

Чёрствость

Чёрствость

Чёрствость – это психологическая особенность личности, складывающаяся из множества факторов и проявляющаяся как ограниченная способность или полное отсутствие эмоционального отклика на беды и переживания социального характера. Душевная чёрствость подразумевает не только снижение реакции на события жизни окружающих, но также и неспособность проявлять собственные переживания достаточно открыто и в корректной форме.

Чёрствость души во многом определяется стилем воспитания и перенесёнными травмами и другими жизненными событиями. Так, мальчикам намеренно прививают низкую эмоциональную откликаемость, объясняя это мужественностью и стереотипными взглядами на понятие настоящего мужчины.

Пережитые душевные потрясения, связанные с взаимоотношениями могут снизить чувствительность человека благодаря защитным механизмам психики.

Тем, кто часто попадал в ситуации предательства, а отношения складывались с точки зрения корысти, бывает сложно открыто проявлять нежные аспекты только из-за существующей памяти того, что в прошлых похожих условиях это привело к серьезным душевным травмам, возможно не проходящим до настоящего момента.

Чёрствость в отношениях все больше объясняется именно повышенной ранимостью внутреннего мира, уберечь который можно только полностью исключив взаимодействие на глубоких уровнях.

Чем больше человек показывает, что неуязвим и достаточно безразличен, тем выше шансы, что к нему не захотят подходить близко в эмоциональном плане, и он сам никому не даст возможности приблизиться так, чтобы вновь нанести травму.

Во многих ситуациях, когда проходит большое количество времени чёрствость может смениться ненормальным уровнем эмоционального реагирования, а сверхчувствительностью.

Что это такое

Пытаясь разобраться в том, что такое черствость многие начинают путать данное понятие с жестокостью, надменностью, безразличием и ещё множеством других проявлений человеческой личности.

Проблема в том, что многие негативные качества, основанные на проявлении равнодушия и отсутствии включённости в проблемы окружающих, остаются не понятными для тех, кто обладает нормальной чувствительностью.

Важно понимать, что чёрствость это противоположность душевной открытости, хоть и не является её синонимом. Если в состоянии злости человек видит только свои потребности, то он всё равно продолжает контактировать и ярко реагировать на другого, при социальной изоляции присутствует яркое желание избегать других, в чёрствости нет ни того ни другого.

Когда чёрствость людей становится тотальной, обществу грозит вымирание, поскольку никто не способен заботиться о других.

Вопрос душевной открытости остается там же, ведь такому чёрствому не то что недоступно понимание, как можно в себя впустить другого или делиться с ним сокровенным, но и в проявлении других людей это вызывает удивление на грани непонимания.

Зависимость степени развития такого отношения к миру имеет несколько тенденций, например у мужчин больше чёрствости, чем у женщин.

Это заложено природой и необходимо для выживания вида – чрезмерная чувствительность на поле боя или в момент охоты может стоить жизни самцу и его семье, а вот если чёрствость будет ведущей чертой женщины, то потомство рискует не дожить до самостоятельного возраста.

Чем суровее условия проживания, тем выше вероятность превращения человека в чёрствого и практически не чувствительного индивида, причём тут неважно, в чём заключается суровость условий – в социальном взаимодействии, напряжённой деятельности или реальной угрозе жизни.

Но современное общество пропагандирует открытость, толерантность и оценивает подобные душевные проявления как негативные, забывая, что любые изменения психики необходимы для приспособления и реализации задачи не только выживания как физического тела, но и как духовного существа.

Проблема чёрствости

Основная проблематика чёрствости заключается в том, что человечество оценивает её по двойным стандартам.

Вспомните, когда к вам врываются в неудобное время и требуют помощи, то кажется, что далёк от чувствительности и понимания именно тот, кто требует участия, это он воспринимается, как нарушающий границы, не уважающий время другого и ведущий себя неподобающим бесчувственным образом. При этом когда сам человек попадает в такую ситуацию, то чёрствым ему покажется друг, отказавший в поддержке и выбравший собственные дела.

В вопросах взаимодействия мужчин и женщин чёрствость становится камнем преткновения, причём основные претензии звучат именно со стороны дам.

Это довольно нечестное требование, поскольку открытость и чувствительность им необходимо исключительно в личном взаимодействии, причём в конкретных ситуациях понятных только ей.

Никто не учитывает, что если человек открыт, то он будет таким ко всему, а если не может проявить строгость или равнодушие, некоторое спокойствие и устойчивость к происходящему, то так будет не только, когда проблемы касаются душевного самочувствия девушки, но и в любых критических ситуациях.

Равнодушие в своей высокой степени и есть чёрствость, именно поэтому это воспринимается, как социальная проблема, требующая решения. Жить в социуме, где врачи не реагируют на жалобы пациентов, водители не следят за безопасностью, проходящие мимо люди могут толкнуть или не оказать первую медицинскую помощь при инфаркте становится небезопасно.

Это не преступления, продуманные с целью выгоды, совершаемые осознанно, это не действия антисоциальных элементов – это черта личности, пробиться за которую невозможно. Там нет раскаяния, а соответственно и попыток изменить ситуацию, там нет даже попыток понять другого, а значит диалог и конструктивное общение невозможны.

Сейчас это становится настолько распространённым явлением, что требует изучения и разработки методов профилактики. Пока известно только, что любая жестокость, чёрствость и равнодушие возникают на месте высокой чувствительности, когда стало больно. Недообнятые люди с тактильным голодом закрываются от мира от огромной потребности в тепле и невозможности его получить.

Натолкнувшиеся на предательство перестают открывать объятия и все больше убеждаются в несправедливости мира.

Те кто не находился в близости и воспитывался эмоционально холодными родителями не представляет как жить иначе, и не ищет других путей.

Решать проблему окаменения собственной души каждый может индивидуально при помощи психотерапии или, пытаясь доверять людям, смотреть на их проблемы через собственную призму или прямо спрашивать тех, кто живет иначе, как прийти к такому же.

Примеры чёрствости

Жизненные ситуации, где можно увидеть проявления чёрствости, окружают каждого. Тем, кому повезло больше – это доступно только на улице, рабочем месте, за пределами дома, но есть те, кто сталкивается и с чёрствостью близких, ранящей значительно сильнее, чем холодность и равнодушие простых прохожих.

Так, когда ребёнок жалуется родителю на неприятности в школе, детально описывая, что его пересадили за другую парту, и подруга не дала любимый именно фиолетовый карандаш, то отмахнуться и не дослушать, спросив про выполнение домашних заданий – это чёрствость.

Девушка, продолжающая заботиться о своих стареющих родителях не из любви и благодарности, а из чувства долга или вины будет непроизвольно чёрствой.

Она не придет по первому зову, посчитает просьбы не существенными, останется глуха к замечаниям о том, чтобы не говорить злым тоном.

В межличностных отношениях чёрствость может проявляться, когда парень продолжает играть в компьютерную игру, когда девушка плачет или расстроена происходящим.

Когда вас оставляют с вашими проблемами и уходят спать, не обговорив ситуацию, когда прерывают на середине фразы, обесценивая монолог о чувствах – это про холодность.

Не забрать вечером с работы или не приготовить ужин, отстраниться от объятий или не подать руки – мелочи, обращать внимание, на которые кажется глупым, делать замечания бесполезным, однако это и есть проявления душевной нечувствительности.

Во внешнем мире примерами чёрствости может быть обращение с животными – пнуть бездомного кота, переехать собаку, когда можно было свернуть, пройти мимо раненого животного. Отношение к незнакомым также является показателем душевной чувствительности.

Если кто-то упал на улице, то подадут ли ему руку, если человек плачет на лавочке, то спросят ли что случилось, предложат ли помощь.

Крайние случаи чёрствости могут стоить человеческой жизни в ситуациях, когда кто-то падает с сердечным приступом, находясь в людном месте, поблизости аптек и больниц, но умирает, потому что все спешат по своим делам.

Чёрствость дает способность сохранить свою психику при просмотре ленты новостей и понимании, что это касается других – тут не будет ночных кошмаров из сотен погибших, переживаний как можно поменять ситуацию и чем помочь.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Черствость души

Чёрствость

Черствость как качество личности – склонность проявлять отстранённость от бед и переживаний других людей, неспособность открыто проявлять чувства и эмоции.

Даже самый черствый мужчина однажды готов отдать всё, что у него есть, в том числе и свою душу, если в его жизни появляется женщина, способная открыть ему светлый мир любви и нежности, которого он прежде не знал. В этих словах ответы на все вопросы относительно черствости.

Как воспитывают мальчиков? В основном посредством внушения недопустимости слишком открыто проявлять чувства и эмоции.

В подсознание мальчика внедряются психологические установки: «Только девчонкам уместно демонстрировать свою нежность, слабость, беспомощность, эмоциональность и чувственность.

Это женские штучки быть пассивными и желанными, ты обязан этого избегать, иначе тебя будут считать слабым, немужественным. Мужчина должен быть сдержанным, решительным, мужественным и агрессивным. Мужчины не плачут».

Когда он станет старше, могут добавить: «Будешь проявлять нежность, сочтут «голубым»». Поэтому, став взрослыми, мужчины, даже испытывая истинный прилив нежных чувств по отношению к своим близким людям, не в состоянии перешагнуть через свою натуру. Их не научили быть ласковыми, и они не умеют проявлять нежность ни словесно, ни тактильно.

Родители, стремясь воспитать в мальчике самостоятельность, внушают ему: «В этом мире помощи ждать неоткуда. Ты должен сам о себе позаботиться. Мужчина – это дело, женщина – это любовь.

Надо заниматься делом, а не тонуть в море любви». И далее: «Мир полон страданий и несчастий. За всех не напереживаешься. Переживает всех тот, кто ни за кого не переживает».

Вот так воспитывается не самостоятельность, а черствость.

Между тем, за ширмой бесчувственности может скрываться романтическая одухотворенная личность. Гениальными поэтами, композиторами, художниками становятся в подавляющем большинстве так называемые, черствые мужчины.

Женщины производят много шума из ничего, на деле оказываясь прагматичными и расчетливыми, что позволяет им дать сто очков форы многим мужчинам в преодолении жизненных трудностей.

Черствые люди мало коммуникабельны и замкнуты, некоторые из них способны быть жестокими.

Распространенным явлением стала внешняя показная черствость, служащая защитой от бед и страданий внешнего мира. За внешней черствостью может скрываться добрый человек, всегда готовый предложить руку помощи в трудных жизненных ситуациях.

В то же время, бывают люди внешне открытые, мягкие, дружелюбные и сердечные, а на деле черствость, равнодушие и махровый эгоизм. Человек раскрывается в поступках. Поэтому нельзя делать поспешных выводов о черствости человека.

Это качество личности не увидишь с первого взгляда.

В фильме Люка Бессона «Леон» раскрыт образ наемного убийцы Леона. По-соседству с Леоном живет 12-летняя Матильда.

Ее отец задолжал наркотики коррумпированным полицейским, за что вся семья Матильды была жестоко убита. Случайно не попав под огонь, Матильда стучится в дверь соседа с просьбой помочь, и Леон впускает малышку.

Бессон мастерски показал показную черствость в жестоком убийце, предоставив ему испытание в виде ребенка.

Черствость противостоит открытости. Это дуальная пара. В чистом вакуумном виде черствость присуща разве что трупу. Если это качество сильно проявлено в человеке, он с удивлением взирает на беспечную, по его мнению, открытость. Открытость, в свою очередь, с непониманием воспринимает свою противоположность.

Женщина может внушить себе негативное отношение к черствости и уверить себя, что только мужчина с тонко организованной душой способен сделать ее счастливой. Если он – олицетворение черствости, значит, ей надлежит быть открытостью. Скрытность женщины порождает бестактность мужчины.

Черствость не может догадываться, когда ей надлежит сделать что-то нежное и ласковое. Её этому нужно терпеливо и незаметно учить. Следовательно, женщина должна открыться, а не возмущаться: «Бесчувственный чурбан. Все время молчит, как сыч. Ничего мне не рассказывает. Эмоций – ноль.

И так всю жизнь».

Но когда ей встречается чуткий все понимающий романтик, она понимает, в какой кошмар попала. Теперь каждое слово надо взвешивать, ведь он все тонко чувствует, мгновенно обижается, как маленький ребенок. А может и вспылить, поэтому приходится с ним общаться на «вы» и шепотом, ходить вокруг него на цыпочках, не то будет потом переживать, что недооценила его высокую духовную организацию.

На самом деле, жалуясь на непонимание эмоций со стороны мужчины, она сама не проявляет должной открытости. Когда человек не может открыть душу, ему нужен «сосед в купе поезда», который бы продемонстрировал безопасность открытости.

Глупо требовать от другого полюса противоположных ему качеств. Женщина должна стать открытостью. Не раскрыв свои эмоции, она будет испытывать недовольство, не зная, что ей действительно нужно.

Требовать от черствости, чтобы она догадалась о ее нуждах, бесперспективно.

Вообще мужчина по своей сути – слушатель. Сдерживая свои эмоции, он в процессе слушания ощущает прирост силы, своего мужского статуса, он тот, в ком нуждаются, ищут защиты и покровительства. Женщина, открываясь, ищет защиту, мужчина, слушая, — дает защиту.

Представим, она приходит с работы, а муж ей говорит с загадочным видом: «Нам нужно поговорить. Я так встревожен, ты не ценишь мои чувства. Я к тебе так трепетно и нежно отношусь, а ты проявляешь ко мне надменность и строптивость. Ты так мало уделяешь мне внимания и всегда в плохом настроении».

– «Так», — думает она, — «Кажется, приплыли, пора расставаться».

Вот наглядный пример, что случается, когда женщина, закрыв свои эмоции, ищет тонко чувствующего мужчину. Разговор: «Я вернулся, любовь моя. Я хотел сделать для тебя гирлянду из водорослей и цветов. Но, потом, я посмотрел на этот закат. Я не знаю, но это всегда внутри переворачивает мое сердце, и мне хочется плакать, когда я вижу закат.

Он такой трогательный». Она: «Может быть салфетку?» — «Нет, я не вытираю слезы. Я никогда не прячу своих слез. Слезы – это маленькие соленые значки истинных чувств». Она: «Знаешь, есть одна вещь, о которой я хотела с тобой поговорить. Мы с тобой где-то уже три недели знакомы». Он: «Три чудесных недели, дорогая. Три чудесных недели».

– «Я всегда мечтала встретить мужчину, который был бы тесно связан со своими эмоциями». Он: «Я люблю тебя так сильно». – «И я тебя тоже люблю».

Он: «С тобой все в порядке? Тебе нужно какое-то сочувствие, может быть, или ты хочешь чем-нибудь поделиться, в связи с тем, что произошло? Я должен тебе задать какие-то вопросы, чтобы ты почувствовала себя уверенно? Ну, тогда давай поедим, я для тебя приготовил экологически чистого тунца, который…(заплакал — закат увидел).

Она: «Что случилось?» — «Этот опять закат солнечный. Я подумал о дельфинах. Я вижу все красоту мира, который светит на меня, проливает свет из твоих глаз. Можно я тебя нарисую?» Она: «Я от тебя ухожу».

– «Почему? Не уходи (плачет) Почему ты не остаешься со мной?» Она: «Ты хочешь знать, почему я не остаюсь с тобой? Потому, что ты просто слишком чувствительный, я схожу с ума от твоей чувствительности. Я люблю тебя, но, это невыносимо. Я хочу быть с мужчиной, который бы игнорировал меня, которому на мои чувства было бы просто наплевать, который бы просто притворялся, что ему интересно, что со мной происходит».

>чёрствость

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им.чёрствостьчёрствости
Р.чёрствостичёрствостей
Д.чёрствостичёрствостям
В.чёрствостьчёрствости
Тв.чёрствостьючёрствостями
Пр.чёрствостичёрствостях

чёрствость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

Значение

  1. свойство или состояние по значению прилагательного чёрствый ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. бездушность, суровость по отношению к кому-либо или склонность к такому отношению ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. зачерствелость, частичн.: заскорузлость, сухость
  2. бездушность, жестокость

Антонимы

  1. мягкость, свежесть
  2. душевность, жалостливость

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: зачерствелость
  • прилагательные: чёрствый
  • глаголы: черстветь

Этимология

Происходит от прил. чёрствый, из праслав. *čьrstvъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. чьрствъ «твердый; сухой, черствый; безупречный; ясный; значительный», укр. черстви́й «черствый, сильный, свежий», болг. чевръ́ст, чвръст «жесткий, крепкий, ловкий, бодрый», сербохорв. чвр̑ст, чвр́ста «крепкий, жесткий, полный, мясистый», словенск.

čŕstǝv, čvrst «крепкий, ядреный, бодрый, свежий», чешск., словацк. čerstvý «свежий, бодрый», польск. czerstwy «свежий, бодрый, крепкий, черствый» (из *czarstwy, вероятно, под влиянием czerstwieć), в.-луж. čerstwy «бодрый». Праслав. *čьrstvъ неоднократно сравнивали с др.-инд. kr̥tsnás «полный, окончательный» и лат. crassus «толстый, грубый».

Это сближение весьма недостоверно ввиду того факта, что лат. crassus расценивается как экспрессивное образование, связь которого с лат. crātis «плетение», готск. haúrds «дверь» и т. д. весьма сомнительна. Более удачно сравнение с готск. hardus «жесткий, твердый», греч. κρατύς «сильный», κρατερός «более сильный», κράτος «сила». Сравнивают čьrstvъ и с др.-исл. herstr «резкий», лит.

ker̃štas «гнев». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Добавить в избранное

    Черствость — это неспособность личности открыто проявлять чувства и эмоции. Отстраняться от беды и переживаний других людей. Это отсутствие открытости и невозможность проявлять любовь к другим

    Черствость — это противоположность открытости. Если это качество сильно проявлено в человеке, он не понимает открытость. Открытость, в свою очередь, с непониманием воспринимает свою противоположность.

    Черствый мужчина однажды готов отдать все, что у него есть, в том числе и себя, если в его жизни появляется настоящая Любовь к женщине.

    Женщина является смыслом его жизни и способна открыть ему светлый мир страсти, любви, доверия и нежности.

    Став взрослыми, мужчины, даже испытывая истинный прилив нежных чувств по отношению к своим близким людям, не в состоянии перешагнуть через свою Черствость, установившуюся из-за особенностей воспитания или генной наследственности. Их не научили быть ласковыми, и они не умеют проявлять нежность ни словесно, ни тактильно. За ширмой бесчувственности может скрываться романтическая личность.

    Гениальными поэтами, композиторами, художниками становятся в подавляющем большинстве, черствые мужчины, которые прячут свои эмоции. Женщины, на самом деле оказываются черствыми, прагматичными и расчетливыми. Это способствует им в преодолении жизненных трудностей, однако не вызывают доверия и чаще всего отталкивают мужчин этими качествами.

    Черствые люди мало коммуникабельны и замкнуты, некоторые из них способны быть жестокими, не могут проявлять и отдавать Любовь. Оттолкнув мужчину, считая его полностью неспособным поддерживать семью и детей, женщина вынуждена из за своего невежества,сама поднимать детей, при этом кричать во все стороны об отсутствии настоящих мужчин.

    Это невежество и неправильное понимания женщиной, своей роли в семье, очень распространено в настоящее время.

    Распространенным явлением стала внешняя показная черствость, служащая защитой от бед и страданий внешнего мира. За внешней черствостью может скрываться добрый человек, всегда готовый предложить руку помощи в трудных жизненных ситуациях.

    В то же время, бывают люди внешне открытые, мягкие, дружелюбные и сердечные, а на деле черствость, равнодушие и махровый эгоизм. Человек всегда раскрывается в поступках. Поэтому нельзя делать поспешных выводов о черствости человека. Это качество личности не увидишь с первого взгляда.

    Жалуясь на непонимание эмоций со стороны мужчины, женщина сама не проявляет должной открытости. Когда человек не может открыть душу, ему нейтральный человек, который бы продемонстрировал безопасность для открытости.

    Глупо требовать от другого полюса противоположных ему качеств. Женщина должна стать открытостью. Не раскрыв свои эмоции, она будет испытывать недовольство, не зная, что ей действительно нужно.

    Требовать от черствости, чтобы она догадалась о ее нуждах, бесперспективно. Мужчина, сдерживая свои эмоции, ощущает прирост силы, своего мужского статуса, он тот, в ком нуждаются, ищут защиты и покровительства.

    Женщина, открываясь, ищет защиту. Мужчина, слушая — дает защиту.

Анатомия равнодушия и чёрствости

Чёрствость

Эти строки — пример того, что равнодушие — грех, присущий человечеству на протяжении всей истории его существования. О том же писал Лермонтов в стихотворении «Дума»:

К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Бездушность лежит в основании всех больших бед и несчастий. Нам нельзя быть такими. Святые попали в Царствие Небесное потому, что не были равнодушными — к тому злу, что видели вокруг, к нравственным порокам. Таким был, к примеру, Иоанн Креститель: рядом с ним было много достойных людей, но никто не сказал Ироду правду, не посмел обличить его.

В чём и где проявляется равнодушие?

Равнодушие может быть направлено на себя, когда человеку всё равно, какой у него образ жизни, как он выглядит, ведёт себя и что говорит. Его не заботит вопрос спасения, смысла жизни.

Равнодушие может ярко проявляться в семье, когда людям совершенно не интересно, чем живут их близкие. Потом эти люди выходят в общество и заражают его своим отношением ко всему.

В результате формируется социум, где не уступают место беременной женщине или старику.

Мне порой кажется, что даже если кого-то начнут убивать, эти люди будут так же равнодушно смотреть в сторону, разве что сделают погромче звук на своих телефонах.

Равнодушие наполняет наши храмы. Может быть, я жёстко отношусь к тому, что вижу… Люди спрашивают: «Батюшка, когда можно покидать храм?» Отвечаю, что после отпуста священника, когда закрываются царские врата. И вот эти благочестивые люди чуть ли не соревнование устраивают, кто первый из храма убежит.

Им не важно, что в храме грязно, что подсвечники в воске, что скоро будет богослужение, к которому надо всё подготовить. Меня это пугает. Неравнодушный поинтересуется, откуда берутся в храме тепло, просфоры, свет, чистота внутри и снаружи.

Большинству это не нужно, потому что у нас потребительское отношение к Церкви и Богу.

Хуже ненависти

Господь тысячи лет назад обличал такое отношение: «Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25-29). Законник начинает мерить людей категориями, а ведь любовь не знает категорий, она любит всех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит нас: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Господь рассказывает законнику притчу о добром самарянине. Какой вывод можно сделать из неё? Равнодушие — это противоположная сторона любви. Это хуже, чем ненависть. Ненависть — это открытое противостояние любви, а равнодушие — скрытое противление ей. Человек не хочет любить никого, ни ближнего, ни Бога, ни даже себя, потому что тогда он бы занимался собой, своей душой.

Святые отцы о равнодушии:

Как приблизить приход антихриста?

В Священном Писании говорится, что главной причиной прихода в мир антихриста будет человеческое равнодушие, потому что от множества беззаконий охладеет любовь. Беззакония творятся именно потому, что люди равнодушны. Каждый человек, проходящий мимо чужого горя, каждый, кто не мыслит о том, чтобы принести миру что-то доброе, способствует приходу антихриста.

Помните, барона Мюнхаузена считали безумным, потому что у него в ежедневном расписании значилось «совершить подвиг»? Человек хотел каждый день проявлять неравнодушие, а окружающие считали это ненормальностью.

Если бы мы, православные, каждый день вставали и себе говорили: «Сегодня я совершу подвиг», — как было бы хорошо! Пусть таким подвигом будет молитва, например. Я вырву себя из объятий сна на пятнадцать минут раньше и уделю их Господу Богу. Пусть моя молитва будет основой этому дню.

Потом я поеду на работу и уступлю место старику, женщине, ребёнку или попрошу об этом тех, кто сидит, и так далее. А когда закончу день, подойду к иконе и расскажу Господу о том, что сделал. Ведь Он сотворил меня для того, чтобы мир благодаря мне становился лучше.

Если я ничего не сделал, проявил равнодушие, то зачем я нужен? Очень важно пересмотреть свою жизнь и начать бороться с равнодушием.

Чёрствость: равнодушие или черта характера?

Чёрствость — это синоним равнодушия. В Ветхом Завете сказано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Если ты понимаешь, что у тебя каменное сердце, то попроси Господа изменить его, если же коснеешь в этом грехе, то ты равнодушен к себе и спасению своей души.

Почему ты не просишь Господа о помощи? Апостол говорит: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).

Почему мы не просим, если можем просить? Если осознаём склонность к какому-то греху, просить необходимо! «Господи, убереги меня от этого, я не могу сам справиться! Сделай что-нибудь, помоги мне!» Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне. Закрыться от всего мира и говорить, что у вас такой характер — это какое-то отчаянное состояние.

Новые названия старых болезней

Сейчас придумали много слов, которые как будто оправдывают чёрствость и равнодушие. «Я индифферентен», «я нейтрален» — предполагается, что это не равнодушие, а что-то другое.

В этой связи мне вспоминается Мартин Нимёллер, протестанстский богослов и пастор. Сначала он поддерживал нацистов, антикоммунистическое движение, приход к власти Гитлера.

Потом разочаровался в фашистской идеологии, стал лидером Исповедующей церкви. Ещё позже его арестовали и отправили в концлагерь.

После окончания войны он написал слова, облетевшие весь мир: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня».

Он понял, что нельзя быть равнодушным. Политика «моя хата с краю», «я нейтрален» — губительна. Что значит нейтрален? Для тебя добро и зло равнозначны? А если взять религиозные аспекты, получается, что человек нейтрален и к Богу, и к Его противнику? Тогда куда ты попадёшь — в рай или ад? Думаю, в ад нейтральному человеку попасть совсем не хочется.

Почва многих грехов

Равнодушие рождает самые страшные преступления. Вспомним деяния апостолов. Когда Ирод погубил первого патриарха Иерусалимского, апостола Иакова, его подданные ничего не сделали. Ироду это понравилось, и начались первые гонения на христиан.

Если провести параллель с тем, что сейчас происходит в нашей Церкви, то можно заметить, что всё происходит с молчаливого согласия множества наших сограждан. Они закрывают глаза на то, что делают с верующими людьми, их это не касается. Для кого-то это далеко: «Вот придёт ко мне — тогда буду думать, как быть».

Для другого это не важно, потому что его проблемы христиан не волнуют, он не христианин.

Всем людям, независимо от их вероисповедания, надо понимать, где добро и где зло. Как учит апостол: чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Надо руководствоваться не своими сиюминутными принципами, а категориями вечности.

Тот, кто так живёт, не может быть равнодушен. Даже маленькие, локальные проявления горя, несправедливости для нас важны и серьёзны. Иначе получается так: все мы хотим, чтобы наши друзья и знакомые были добрыми людьми, а сами не хотим такими быть.

Мы ищем грех вокруг, а он лежит в другой плоскости: в нас.

Грех равнодушия — очень тяжёлый. Он лежит в основе очень многих грехов. Например, казалось бы: какое отношение он имеет к чревоугодию, но оказывается, что чревоугодник сначала стал равнодушен к себе, а потом уже начал есть что попало или без ограничений.

Так же и убийца: он сначала стал равнодушен к ценности жизни другого человека, его страданиям. С другой стороны, если мы посмотрим на жизнь этого убийцы, наверняка окажется, что его окружали равнодушные люди.

Он холоден к страданию других, потому что к нему был безразличны в детстве, юности.

Сковородка против цветов

Одно из проявлений равнодушия — отсутствие внимания друг к другу. Мы можем жить в одной семье, но не замечать нужд друг друга, а ведь то, чего мы не замечаем, может быть очень важно для нашего близкого человека.

Например, жена хочет, чтобы я подарил ей цветы, а я говорю: ну зачем они тебе, давай я лучше подарю тебе сковородку! Она полезнее. Я покупаю сковородку, она улыбается, принимает мой подарок, но ей хочется цветы. Это тоже равнодушие, потому что ты не проявляешь внимания к нуждам человека, его желаниям. Ты меряешь его по себе.

Мне цветы не нужны, я за сковородку. Это кажется мелочью, но ни к чему хорошему не приводит. А потом в такой семье рождаются дети.

Недавно я присутствовал на заседании комиссии по предотвращению насилия в семье и обществе. Обсуждали проблему: один мальчик в детском саду ведёт себя очень агрессивно, а ещё выяснилось, что он постоянно хочет спать. Стали расспрашивать родителей. Они говорят: «А что вы хотите, мы приходим с работы уставшие, в восемь часов ложимся спать, а он до трёх ночи смотрит кино в интернете».

Мальчику пять-шесть лет. Родители считают, что в этой ситуации нет ничего плохого: они ведь работают для того, чтобы его обеспечить, чтобы у него всё было. То, что он до трёх ночи смотрит неконтролируемую информацию, для них нормально.

Кто знает, что видел этот ребёнок? Можно ли удивляться, если со временем из него вырастет асоциальный человек? Чего хотеть от молодых, если они растут в равнодушных семьях?

Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.

Равнодушный не может быть счастливым

Мне, прежде всего, хотелось бы, чтобы человек не отмахивался от этой проблемы, покопался в себе, заглянул в душу поглубже. Мы все заражены равнодушием, и я в том числе. Оно касается каждого из нас, мы встречаемся с ним ежедневно.

Надо для начала в своей семье определить: что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь близких? Например, это могут быть хорошие добрые слова, с которых начнётся их день. Это очень простые вещи, но как же они важны! Не надо ждать, когда к нам будут проявлять внимание, будем сами стараться дарить его.

Пусть вам несколько лет не будут отвечать на наши «доброе утро» и «как дела», но оттого, что вы это делаете, вам же будет лучше. Постепенно и люди вокруг вас изменятся.

Надо подумать, что можно сделать для своего прихода. Мы пришли на всё готовое в храме, ушли, не думая, кто создал всё, что нас окружает. Правильно ли это? Сейчас есть угроза того, что мы можем лишиться наших храмов. Думаю, это не случайно: большинству людей храмы, к сожалению, не нужны — за исключением небольшой группы людей, которые в них трудятся.

Не хотите равнодушия вокруг — сами не будьте равнодушными! Тогда обретёте земное счастье и спасёте свою душу. Если ты несчастлив, значит, равнодушен. Равнодушный не может быть счастливым. Счастлив тот, кто видит чужую боль и помогает, кто прощает обиды, сеет добро. Желаю всем понять это — и не оставить равнодушию ни единого шанса.

Записала Екатерина Щербакова

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: