Десоциализация

Десоциализация

Десоциализация

Десоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т.е.

процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации.

Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.

Десоциализация личности

Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный.

Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др.

Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида.

Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме.

Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности.

В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться.

Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

Десоциализация причины

Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).

Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру.

В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер.

В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.

Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.

В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т.д.  В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации.

Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.

Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.

Десоциализация у детей

Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье.

Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка.

Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

Уменьшение внимания со стороны социума и государства в целом к существующим проблемам в воспитании нового поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным общественным последствиям.

К таким последствиям можно отнести: увеличение подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, ранее материнство, ранее вступления в беспорядочные половые отношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье над детьми.

Все перечисленные последствия ведут к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Она может быть своеобразным протестом ребенка на условия его жизни в семье.

Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией.

Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств.

Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

М. Раттер выделил ряд обстоятельств, которые способствуют десоциализации детей: травмы в семье, недостаток любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или несогласованность родителей в воспитании, нахождение в приюте.

В процессе семейного воспитания дети усваивают, как положительные, так и негативные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сопоставляют поступки родителей с их словами. Ребенок будет не в состоянии пройти процесс социализации, если слова родителей будут не совпадать с их действиями.

Такой ребенок не сможет, например, не врать, если постоянно ловит родителей на лжи или будет агрессивным, если постоянно наблюдает агрессию в семье.

Десоциализация примеры

Десоциализация в более сложном своём определение может означать деградацию личности. Наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становится более фрагментарной и теряет всю многогранность и многосторонность социального процесса или приобретает асоциальную направленность.

Например, это происходит, когда человек чрезмерно склонен к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или наркотика, они готовы воровать, и даже убивать для того, чтобы получить желанное удовлетворение низменных потребностей. Т.е.

процесс десоциализации заключается в возвращении ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрачивании им общественно но одобряемые личностные качества.

Примером десоциализации может служить человек после длительного психиатрического лечения или нахождения в тюремном заключении. Более легким проявлением десоциализации может служить индивид, вернувшийся на работу после длительного отпуска дикарем на природе.

Ярчайшим примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, т.к. само преступление является нарушением существенных норм и посягательством на оберегаемые ценности. Совершая преступление, индивид демонстрирует отказ от фундаментальных основ и ценностей любого социума. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).

Десоциализация в глобальном своем проявлении может служить в качестве фактора, влияющего на снижения общего потенциала социума в целом, истребления национального самосознания. Заключается в навязывании специфических стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.

Однако не всегда десоциализация ведет к негативным последствиям, иногда она может являться итогом добровольного отказа от прежних значимостей и ценностей, например, уход в монастырь.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Десоциализация

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми.

Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему.

Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что такое десоциализация

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики.

Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается.

Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как вылечить болезненную тягу к накопительству

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин.

Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения.

Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое.

Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин.

Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Гипотимия: нарушения эмоциональной сферы

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию.

При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями.

При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Что такое десоциализация и ресоциализация личности

Десоциализация

Десоциализация и ресоциализация – взаимосвязанные понятия, которые определяют статус индивида в социуме.

Десоциализация рассматривается как утрата качеств, которые представляют общественную значимость, потеря позитивных социальных контактов.

Ресоциализация предполагает возобновление утраченной социализации, восстановление коммуникативных связей и свойств, которые обуславливают активное позитивное взаимодействие с другими членами социума.

Определение в психологии

Социализация – процесс овладения нормами поведения, усвоения культурных ценностей, социальных ролей, установок и стереотипов, которые приняты в обществе. В ходе социализации индивид адаптируется к условиям внешней среды, перенимает убеждения, умения, одобряемые в обществе. Человек усваивает коллективный опыт, накопленный обществом, и определяет свою жизненную позицию.

В этот период формируются взгляды, мировоззрение, избирательно выбираются стереотипные поведенческие модели и установки, которые соответствуют собственным ценностям и ориентирам личности. На становление личностных свойств человека влияют нормы морали и убеждения, принимаемые и культивируемые в социуме. Социализация протекает в несколько этапов:

  1. От рождения до подросткового возраста. Характеризуется отсутствием критического анализа, подражательными моделями поведения.
  2. Подростковый возраст. Желание выделяться трансформируется в индивидуальность личности. Критическое отношение к социальным нормам и правилам лежит в основе формирования комплекса собственных взглядов и убеждений.
  3. Период взрослой жизни. Характеризуется стремлением найти свое место в обществе, влиться в его иерархическую структуру.

Формирование личности сопровождается интеграцией индивида в социум или отторжением от общества в силу несогласия с социальными законами и стандартами. Асоциальность – это социальное безразличие, отсутствие мотивов к взаимодействию с другими людьми, что отражается на поведении индивида, которое не соответствует общепринятым стандартам.

В ходе социализации происходит формирование личности под влиянием условий социальной среды, десоциализация отражает утрату приобретенных ранее навыков, ресоциализация означает улучшение адаптивных способностей и восстановление социального статуса. Без предварительной социализации невозможно возникновение состояния десоциализации и ресоциализации.

Стадию социализации проходит любая неущербная личность в ходе взаимодействия с людьми – сначала родителями и родственниками, затем друзьями, одноклассниками, коллегами.

Ресоциализация личности в узком понимании предполагает социальную адаптацию лиц, утративших навыки социальной адаптации – правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, людей с делинквентным (антиобщественным, противоправным) поведением.

Ресоциализация в широком смысле слова– это такой процесс, который представляет собой форму социализации, что предполагает усвоение навыков, норм и ценностей, не перенятых ранее по тем или иным причинам.

Эта форма социализации затрагивает людей без выраженного уклона к криминальным и антиобщественным интересам.

В ряде случаев речь идет о приспособлении индивида к новым условиям жизни, об усвоении правил и убеждений, которые претерпели эволюционные изменения.

Ресоциализация – это в психологии осознанное изменение психологических установок и моделей поведения, обусловленное социальным неуспехом, например, неоправданными ожиданиями, невозможностью достичь поставленных целей. В современном мире ресоциализации не всегда предшествует этап десоциализации, примером может служить получение индивидом второго образования с целью овладения новой востребованной специальностью.

Молодые люди, оканчивая школу, нередко выбирают будущую сферу деятельности исходя из соображений престижа и популярности профессии среди сверстников.

Изменение конъюнктуры на рынке труда приводит к сокращению числа представителей определенной специальности.

Невостребованные молодые специалисты не могут найти работу и вынуждены менять профиль деятельности, чтобы получать доход, средства к существованию.

Умение найти мотивы для личностного роста, перестроить психологические установки, овладеть новой специальностью – это в социологии рассматривается как успешная ресоциализация личности. В ходе получения второго образования индивид приобретает новые знания, одновременно овладевает нормами, мотивами, ценностями, которые способствуют формированию обновленной жизненной стратегии.

Примеры

Примеры десоциализации личности – правонарушители, дезадаптанты (люди, утратившие способность приспосабливаться к условиям окружающей действительности). Ситуационный потенциал индивида непостоянен. В зависимости от психического, соматического состояния человека, внешних условий ситуационные возможности увеличиваются или уменьшаются.

Понижение адаптивных способностей приводит к социальной дезадаптации и десоциализации, такое явление в психологии рассматривается как несоответствие поставленных целей и достигнутых результатов, что провоцирует развитие состояния фрустрации (невозможность осуществления желаний и удовлетворения потребностей). Десоциализация личности – это в психологии несогласованность психологического и физиологического статуса индивида текущей ситуации жизнедеятельности.

Процесс десоциализации отражает нарушение взаимодействия индивида и окружающей среды. Десоциализация характеризуется антисоциальным поведением и асоциальным образом жизни, что проявляется в устойчивом нарушении правил пребывания в обществе, норм взаимоотношения с другими людьми.

Отражением социальной дезадаптации является нетипичное поведение, понижение результативности деятельности, изменение отношения к внешнему миру. Простыми словами, десоциализация показывает неблагополучие человека, неудовлетворенность своим положением, неспособность изменить психологические установки, чтобы наладить жизнь. Асоциальное поведение проявляется в разных вариантах:

  • Агрессия. Поведенческие модели имитируют атаку на возникшее препятствие. Накопившаяся агрессия направляется на окружающих людей, случайные объекты, которые не имеют никакого отношения к проблеме индивида. Злоба вымещается не на истинных препятствиях, а на заместителях. Для таких людей типичны беспочвенные вспышки гнева, грубые высказывания, недовольство требованиями, которые предъявляются к членам общества и, в частности, к ним.
  • Бегство от действительности. Под гнетом неприятностей происходит погружение индивида в свои переживания. Его энергия направляется на генерацию отрицательных эмоций, что приводит к «копанию» в себе, самобичеванию, развитию негативных состояний. На фоне постоянных эмоциональных волнений развиваются тревожные расстройства, депрессия. Человек винит себя в жизненных неудачах, что усугубляет неудовлетворительное психоэмоциональное состояние. Он теряет веру в себя, считает себя несостоятельным справиться с трудностями, ощущает чувство безысходности. Для таких людей характерна замкнутость, отстраненность, апатия, отсутствие желания налаживать и поддерживать общение.
  • Оппозиция. Сопротивление любым попыткам воздействия, негативизм – лишенный разумных оснований протест против условий и обстоятельств жизни. Деформация сознания проявляется в отчуждении от близких людей, отстранении от действительности. Для таких людей типично изменение общепринятых социальных установок, трансформация жизненных ценностей.

Увеличение количества дезадаптированных лиц ведет к социальному напряжению. Люди, которые не вписываются в стандартные модели жизнедеятельности социума, часто представляют опасность для окружающих. Они совершают противоправные действия, проявляют агрессию к другим людям. Дезадаптация означает разрушение некогда сформировавшихся норм поведения и ценностей.

Дезадаптация или асоциализация происходит на фоне негативного взаимодействия с членами социума под влиянием факторов, усугубляющих социальные риски, например, боевых действий, экономической и политической нестабильности, смерти близкого человека, потери работы. В период асоциализации индивид усваивает антисоциальные установки, отрицательные роли, сомнительные ценности и поведенческие модели.

Методы ресоциализации

Ресоциализация – это процесс повторной интеграции в общество, восстановления утраченных социальных связей и налаживания новых позитивных контактов. Ресоциализация представляет собой возобновление утраченного опыта, восстановление социально одобряемых ориентиров и установок. Методы повторной социализации:

  1. Создание условий для поддержания физического и психического здоровья индивида.
  2. Мотивация к саморазвитию личности, поддержка инициативы в этом направлении.
  3. Препятствование влиянию делинквентных (антиобщественных) факторов, например, мотивация индивида к отказу от общения с криминальными элементами, от использования атрибутов криминальной субкультуры.
  4. Мотивация индивида к освоению профессиональных навыков.

Методы ресоциализации направлены на создание среды, в которой возможно приобретение референтных (стандартных, образцовых) ориентаций, формирование понятий и убеждений, не противоречащих общепринятым нормам. В рамках ресоциализации появляется устойчивая жизненная позиция, возникает возможность для выполнения социальных ролей. Результаты повторной социализации:

  • Осознание своих потребностей и желаний.
  • Определение целей и путей их достижения.
  • Выявление значимых мотивов.
  • Повышение адаптивных способностей.
  • Практическое применение опыта в каждодневных условиях.
  • Определение степени свободы своей личности, уровня притязаний, гуманности и духовности.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Овладение новыми знаниями, навыками, опытом.

Возобновление социализации происходит при усвоении и добровольном следовании правилам, установленным в обществе, данный процесс носит характер личностного развития. В результате успешной повторной социализации индивид возвращается в привычную среду, налаживает жизнь, вовлекается в социальное функционирование, направляемое и корректируемое одобряемыми нормативами.

Десоциализация и ресоциализация – процессы, отражающие утрату и восстановление индивидом навыков социальной адаптации.

Психофизиология: Десоциализация и ресоциализация

Десоциализация

Ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.

Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения.

Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.«Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики.

Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, разными муниципальными институтами общественного контроля применяется ресоциализация.

Это понятие значит определенный вид конфигураций, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего.

В данном случае приставка «ре-» значит разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В процессе этого процесса происходит принятие человеком тех положительных понятий, которые одобряются обществом.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации.

В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы.

Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом.

В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

— исправительно-трудовые колонии;

— тюрьмы.

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

В чем эффективность ресоциализации?

Пребывание в реабилитационном Центре не может длиться вечно. Рано или поздно каждый его гость должен перейти к возвращению в реальную жизнь, где его ждут не только соблазны, сопряженные с возвращением к старым привычкам.

Социум часто попросту не готов «верить на слово» людям, на протяжении долгих лет доказывавшим приверженность аморальным жизненным принципам.

Более того, неприятие прежним кругом общения нового образа жизни пациента реабилитационного Центра может существенно осложнить процесс возвращения к рутинным, бытовым процессам.

Возникающие в ходе такого процесса как ресоциализация алкоголика проблемы требуют профессиональной проработки, причем не только сугубо медицинской или психологической. И здесь наша команда специалистов помогает преодолеть страшный недуг и вновь поверить в свои силы.

Элементарная необходимость погасить накопленные долги по квартплате или алиментам, попытки восстановления профессиональных навыков, утраченных в ходе деградации личности, являются в период реабилитации практически непреодолимым препятствием для одиночки.

Но комплексный подход и групповая амбулаторная терапия помогают сгладить первые «шероховатости» и делают ресоциализацию менее травматичной. Составленные специалистами Программы учитывают целый ряд факторов, влияющих на успешную обратную интеграцию людей в общество.

Среди наиболее значимых моментов отмечаются:

  • гендерные особенности, возрастная категория зависимого человека;
  • наличие личностных или психоэмоциональных факторов, способных усложнить процесс восстановления;
  • общее состояние здоровья пациентов, избавившихся от зависимости;
  • социальное положение лица, получающего наркологическую или психологическую помощь, обстановку в семье, материальные факторы;
  • наличие востребованной профессии, увлечений, хобби, круга общения по интересам;
  • национальность, вероисповедание, культурная или духовная принадлежность.

Именно совокупность всех этих факторов помогает составлять индивидуальные программы, при помощи которых даже человек с тяжелой формой зависимости способен вернуться к активной социальной жизни.

Неудивительно, что именно ресоциализация, дающая отличные результаты, является основой для успешного и эффективного завершения переходного периода, от жизни в условиях реабилитационного Центра к амбулаторному наблюдению.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус.

Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться.

Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение.

Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Десоциализация личности – что это такое, примеры и причины

Десоциализация

В любом обществе есть определенные социальные нормы и культурные ценности. Их освоение начинается человеком с рождения.

Однако в течение жизни адаптация к ним может претерпевать различные изменения. Люди женятся, переезжают жить в другие места, меняют работы, некоторые попадают в места заключения.

Часто получается, что при смене образа жизни необходима повторная социализация к новым условиям.

Существует комплексная помощь, которую оказывают осужденным, чтобы они быстрее смогли адаптироваться к новым условиям жизни. Помочь в этом может консультация опытного юриста.

Понятие ресоциализации

Под ресоциализацией понимают процесс, во время которого человек осваивает социальные нормы и культурные ценности, если ранее он почему-то не смог этого сделать.

Или же если в его жизни изменились обстоятельства, и он должен к ним адаптироваться. Ресоциализация может заключаться, например, в проведении профориентации для учащихся.

Или в перепрофилировании профессиональной переподготовке взрослых людей, потерявших работу.

Ресоциализация часто следует за десоциализацией. Последняя происходит, когда человек попадает под влияние антиобщественных норм и ценностей. В результате у него начинает проявляться антисоциальное поведение. Человек превращается в изгоя. Результатом могут стать правонарушения и преступления.

Также десоциализация может возникать из-за длительного отсутствия контактов с людьми. Например, человек несколько месяцев провел на больничном и вышел на работу в прежний коллектив. Ему может оказаться довольно сложно влиться в общение с коллегами. Поэтому первое время такой сотрудник может проводить в одиночестве.

Возникает десоциализация и как следствие привычки общаться с людьми только в интернете. Человеку со временем может стать сложно комфортно чувствовать себя в “реальном мире”.

Десоциализация может стать следствием неправильного воспитания в семье. Потворство родителей, желание оградить ребенка от трудностей — все это может привить ему неправильные ценности. Кроме того, десоциализация может стать последствием перенесенного стресса. Например, во время теракта, из-за потери близкого человека или работы. Развивается она также и под влиянием психических расстройств.

Во всех перечисленных выше случаях человеку требуется коррекция поведения. Это и будет ресоциализация. Если десоциализация заключается в отказе от общепринятых правил, то во время ресоциализации, напротив, происходит их возвращение.

Интересным примером одновременного сочетания этих двух процессов может стать уход человека в монастырь. При этом личность отказывается от общепринятых правил, т.е. налицо десоциализация.

Однако одновременно этот человек совершенствуется и обогащается духовно.

https://www.youtube.com/watch?v=kxT2nBg4Y3Yu0026list=OLAK5uy_lUU18tPF_frkvM9d9_ToZtzvMT6XRrR1c

Ресоциализацию осуществляют педагоги, психологи, социологи и юристы. Их основная задача — привить индивидууму новые жизненные ценности. У этого процесса есть разные формы, которые зависят от того, на кого он направлен.

Например, ресоциализация бездомных помогает обеспечить их жильем, адаптироваться в обществе, найти работу, защитить их права и свободы. Ресоциализация инвалидов помогает таким людям приспособиться к жизни в окружающем мире.

Ресоциализация осужденных

В юриспруденции под ресоциализацией понимается помощь осужденным с целью их исправления и устранения антиобщественной манеры поведения. Для этого вовсе не обязательно лишать человека свободы. Ресоциализацию могут осуществлять как правоохранительные органы, так и учебные заведения, трудовые коллективы, общественные организации. Большая роль в этом процессе уделяется семье.

Ресоциализация осужденного включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

С помощью профилактики меняют условия, из-за которых человек может встать на путь правонарушений. Ему внушают неотвратимость наказания за антиобщественные поступки. Коррекция помогает изменить человека. Его преступные привычки и действия заменяют на нормальные навыки.

Под восстановлением понимают поддержку осужденного после освобождения. Ему оказывается помощь в быту и трудоустройстве. Большую роль в этом играет общественное мнение. Окружающие должны проявлять к таким людям толерантность, понимать, что человек уже понес наказание за совершенный проступок. И не должен страдать из-за этого до конца жизни, если встал на путь исправления.

Во время ресоциализации бывшим осужденным часто необходима поддержка психолога. Такой специалист помогает им адаптироваться к новой жизни, перестроить себя, почувствовать раскаяние за совершенные ранее деяния.

Некоторым осужденным необходима и медицинская ресоциализация. Она включает в себя комплексную диагностику.

В результате могут быть выявлены психические расстройства, наркомания, алкоголизм и другие отклонения от норм.

Основные проблемы у осужденных возникают не только из-за принятия неправильных, преступных шаблонов поведения, но и из-за длительной изоляции от общества. Большинство из них стали преступниками в результате психологических травм, перенесенных в детстве или в течение жизни.

Именно поэтому в ресоциализации так важна профилактика, помощь людям, перенесшим стрессы, тяжелые заболевания. С ее помощью можно исправить человека, не дать ему вступить на путь правонарушений.

Процесс ресоциализации в течение жизни происходит с каждым человеком неоднократно. После свадьбы приходится менять устоявшиеся привычки, брать на себя ответственность за семью и детей.

При смене учебного заведения или трудового коллектива человек должен приспособиться к новым сокурсникам и коллегам и научиться с ними общаться. Во время каждой такой, казалось бы, обыденной ситуации личность проходит процессы десоциализации и ресоциализации.

Сначала происходит отмена привычных установок и модели поведения, потом вырабатываются новые, после чего человек приспосабливается к изменившимся обстоятельствам.

Ресоциализация

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: