Фантазия

Содержание
  1. Значение слова «Фантазия»
  2. В словаре ожегова
  3. В словаре фасмера макса
  4. В словаре д.н. ушакова
  5. В словаре синонимов
  6. В словаре энциклопедии
  7. В словаре синонимов 2
  8. В словаре синонимов 3
  9. В словаре синонимы 4
  10. В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня
  11. Фантазия: ее функции и самостоятельное развитие
  12. Что такое фантазия?
  13. Механизм работы: что, как, почему и зачем?
  14. Режим мыслей
  15. Как пробудить фантазию?
  16. Фантазия
  17. Чем фан­та­зия отли­ча­ется ото лжи?
  18. Что пло­хого и что хоро­шего в фан­та­зии?
  19. Что можно про­ти­во­по­ста­вить фан­та­зии, когда она при­ни­мает болез­нен­ные формы?
  20. Можно ли читать детям сказки? Ведь в них содер­жатся подчас очень стран­ные фан­та­зии
  21. Хорошо ли, когда фан­та­зи­руют дети?
  22. Как отно­ситься к науч­ной фан­та­стике, фэнт­эзи и т. п.? 
  23. Что такое фантазия
  24. Как развить фантазию?
  25. Как развить фантазию и воображение?
  26. Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей
  27. Зачем людям нужны воображение и фантазия
  28. Чем воображение отличается от фантазии
  29. Как развить воображение и фантазию у взрослых
  30. 1. Выключите телевизор и найдите хобби
  31. 2. Обращайте внимание на забавные мелочи
  32. 3. Попробуйте ничего не делать
  33. 4. Слушайте музыку без слов
  34. 5. Читайте разные книги
  35. 6. Смотрите фильмы с закрученным сюжетом
  36. 7. Пишите в свое удовольствие
  37. 8. Научитесь что-то делать сами
  38. 9. Разговаривайте с друзьями
  39. 10. Придумайте десятый пункт о том, как развить воображение и фантазию
  40. Итог

Значение слова «Фантазия»

Фантазия

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

ж. немецк. франц.

воображенье, изобретательная сила ума;творческая сила художника, самобытная сила созиданья. | Пустая мечта,выдумка воображенья, затейливость, причуда; несбыточный бред, разгулнеобузданной думки. | Муз. свободное сочиненье, по своей причуде, безправил. Фантастический, несбыточный, мечтательный; или | затейливый ипричудливый, особенный и отличный, по своей выдумке.

Фантазировать,мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно,умственно; играть мечтою, разукрашая ее по произволу; | в муз. игратьнаобум, по вдохновенью, сочиняя во время самой игры. Фантасмагория ж.искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредствомзеркальных отражений. Фантасмагорическое представленье. Фантом м.

картины, явления фантасмагории или что-либо подобное. | Кукла, на коейизучают повивальное искусство.

В словаре ожегова

ФАНТАЗИЯ -и, ж. 1. Способность к творческому воображению; само такое воображение. Богатая ф. 2. Мечта, продукт воображения. Предаваться фантазиям. Полет фантазии. 3.

Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. Не верить глупым фантазиям. 4. Прихоть, причуда (разг.). Пришла ф. прокатиться. 5. Музыкальное произведение в свободной форме. Ф. на темы русских народных песен.

|| прил. фантазияиый, -ая, -ое (ко 2 знач.).

В словаре фасмера макса

фанта́зия
уже у Петра I; см. Смирнов 304. Через польск. fantazja или непосредственно из ит. fantasia от лат. phantasia, греч. φαντασία (ср. Дорнзейф 78, 79).

В словаре д.н. ушакова

ФАНТА́ЗИЯ, фантазии, ·жен. (·греч. phantasia – воображение).
1. только ед. Творческое воображение. Художественная фантазия. У этого живописца богатая фантазия.
| Способность воображения, выдумки, догадки. Напрягать свою фантазию. У этого лжеца слишком богатая фантазия.
2.

Мечта, продукт воображения. Предаваться фантазиям.
3. Выдумка, ложь, нечто невероятное, неправдоподобное. Я не верю этим фантазиям.
4. Прихоть, причуда (·разг. ). «У всякого барона своя фантазия.» (посл.) «Какому-нибудь скоту придет фантазия за вас свататься, а вы должны итти за него!» А.Островский.

«Что за фантазия пришла вам вдруг в голову?» А.Тургенев.
5. Название некоторых литературных произведений фантастического, причудливого содержания (лит.).
6. Название некоторых музыкальных пьес, не имеющих определенной формы (муз.). “Фантазия” Шумана.

| Название, даваемое иногда музыкальным попурри (муз.).

В словаре синонимов

воображение, выдумка, мечта, мысль; штуки, фантасмагория, вымысел, блажь, парафраза, фантазийка, выкрутасы, привереды, фокусы, призрак, прихоть, сказка, дурь, измышления, творческая фантазия, причуда, каприз, химера, фантастика, утопия, каденция, фантом, обман чувств, вычуры, частушки

В словаре энциклопедии

(от греч. phantasia – воображение), музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера.—одна из форм воображения.

В словаре синонимов 2

сущ1. выдумка, вымысел, измышлението, что создано с помощью воображения2. каприз, прихоть, причуда, вычуры, фокусы, дурь, блажь, выкрутасы

В словаре синонимов 3

См.

воображение” title='воображение, воображение синонимы, синонимы к воображение, словарь русских синонимов'>воображение, выдумка” title='выдумка, выдумка синонимы, синонимы к выдумка, словарь русских синонимов'>выдумка, мечта” title='мечта, мечта синонимы, синонимы к мечта, словарь русских синонимов'>мечта, мысль” title='мысль, мысль синонимы, синонимы к мысль, словарь русских синонимов'>мысль…

В словаре синонимы 4

воображение, выдумка, вымысел, вычура, измышление, каденция, каприз, парафраза, прихоть, причуда, сказка, утопия, фантазийка, фантасмагория, фантастика, фокус, химера

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

фанта́зия,фанта́зии,фанта́зии,фанта́зий,фанта́зии,фанта́зиям,фанта́зию,фанта́зии,фанта́зией,фанта́зиею,фанта́зиями,фанта́зии,фанта́зиях

Фантазия: ее функции и самостоятельное развитие

Фантазия

Человек XXI века взял новый курс на развитие фантазии. Ученые со всего света изучают этот феномен людской психики, множатся теории, продвигаются в народ «супер-эффективные» программы обучения.

А ведь не так давно фантазиями упивались лишь мечтательные романтики, и наивные влюбленные, все остальные строили бетонные стены социализма. Время идет. Растет спрос на креативность. Лучшими учеными становятся безумцы с яркой фантазией. Культура потребления требует изощренных идей для привлечения покупателя.

Чтобы быть успешным, нужно стать креативным. Фантазия спасает в бытовых мелочах и крупномасштабных проектах. Но как же ее развивать?

Что такое фантазия?

Слово «фантазия» уходит корнями в древнегреческую мифологию и приводит нас к мистическому богу Фантазу, сыну Гипноса и брату Морфея. Он относится к божествам сна, является мастером иллюзий и кажущихся образов.

Его имя и легло в основу названия загадочного психологического процесса. Фантазия – это способность к созданию новых, несуществующих образов.

Ее наличие — обязательное условие в любом творчестве, включая научное, техническое и философское.

https://www.youtube.com/watch?v=uCy6B3v5WfU

Фантазия бывает двух видов:

  • творческая – направлена на создание новых образов.
  • репродуктивная – направлена на переработку старых образов для их совмещения или усовершенствования.

Деление это условное. В продукте творческой фантазии есть детали уже придуманные кем-то, а в репродуктивной деятельности сознания проскальзывают элементы новые, ранее не встречавшиеся.

В фантазии человека рождаются новые миры, вещи и даже физические законы! Это сегодня Земля вращается вокруг солнце, а когда-то идея о шарообразной форме нашей планеты казалась людям немыслимой глупостью и нереальной гипотезой.

Механизм работы: что, как, почему и зачем?

Чтобы понять, как устроена фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте головной мозг человека, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняющаяся в течение жизни.

Тут хранится множество мелочей. Это склад всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в нейронном хранилище.

Одни залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрываются на время, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условностей.

Ежесекундно сознание обращается в это хранилище информации.

Получая запрос, мозг, используя резервы оперативной памяти, направляет мыслительный процесс по проторенной дорожке к группе нейронов, в которой записана нужная информация.

К примеру, если вы хотите решить уравнение, то мозг приведет вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и обыденнее задача, тем быстрее приходит решение.

Но что происходит, если человек отправляет своему подсознанию нестандартный запрос? Привыкшая к рутинному однообразию, оперативная память направляет мысль по проторенным дорожкам. Полученный ответ оказывается либо очень обыденным, либо и вовсе неподходящим. Ситуация знакомая каждому.

Пример: 23 февраля и выбор подарка любимому. Какая первая мысль созревает в голове? Носки! Как вариант – пена для бритья, складной нож, трусы, дезодорант. По этому списку проходят 90% девушек. В этот момент и приходит осознание необходимости креативного мышления.

Казалось бы, бытовая мелочь, а сколько проблем и мук душевных?

Что же происходит в голове человека, наделенного волшебным даром фантазии?

Если идеи не устроили, запрос снова меняется и так до получения нужного результата. Через какие закоулки подсознания пройдет мысль неизвестно. Все зависит от количества задействованных связей.

В поисках идеи для подарка девушка переберет увлечения любимого, вспомнит о восхитившем кавалера штопоре или коллекционной бутылке вина.

Она подумает о его нежной любви к машине и странным освежителям воздуха, о мечте сыграть в гольф или прыгнуть с парашютом… На этом моменте лучше переключится и подумать о чем-нибудь другом.

Режим мыслей

Мыслительная активность человека протекает в двух режимах:

  • Собранный – умственные усилия направлены на решение конкретной задачи, и все ресурсы кратковременной памяти задействованы в процессе.
  • Рассеянный – внимание и усилия ни на чем конкретном не сфокусированы. Человек при этом занимается обыденными делами, отработанными до режима автоматизма: уборка, бег, готовка под просмотр телевизора.

Чудеса фантазии рождаются в рассеянном режиме. Мозг в собранном режиме потрудился. Он собрал и запаковал информацию, полученную с сайтов о подарках, разворошил потайные архивы воспоминаний. После этого лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха обрабатываются новые сведения, создаются новые нейронные связи. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.

Как пробудить фантазию?

Некоторые люди запускают процесс фантазирования неосознанно. Они погружают в подсознание идею и ждут, пока мозг сам подключит все возможные резервы. Так родилась и таблица Менделеева, которая по рассказам пришла к ученому во сне.

Дмитрий Иванович потратил на изучение химических элементов практически всю жизнь, превратив свое дело в одну большую идею. И она дала плоды. К этому же состоянию стремился Эдисон. Похожим образом действовал Дали.

Только он не ждал готовое решение, а ловил момент, когда мозг обрабатывает полученную за день информацию.

Как же найти в себе способность создавать что-то новое?

Человеческое подсознание реагирует на чувства гораздо охотнее, чем на набор конкретных фактов.

Если фантазия спит, и креативные решения в голову не приходят, добавьте стимул! Вам нужно придумать оригинальное коммерческое предложение, сделать дизайн-макет для сайта или решить нестандартную задачу по гидродинамике? А может у вас возникли сложности с подарком для любимого, пригласительными для свадьбы или сценарием для дня рождения? Фантазируйте. Представьте восхищенные вашей идеей лица коллег, удивленных гостей, радостное лицо мужа. Ощутите маленький триумф. И после этого начинайте думать. Идеи появятся быстрее, а качество их возрастет.

«Эврика!» — воскликнул Архимед погружаясь в ванную. В этот момент он открыл гидростатический закон физики, который по сей день чтут физики со всего мира. Эвридическое мышление направлено на открытие.

Как думает современный человек? Когда появляется вопрос, он забивает его в поисковую систему и заходит на первый сайт с идентичным заголовком. Чтобы получить информацию, человеческий мозг не прибегает к усиленным поискам. Он не решает задачу, а лишь обрабатывает ответ.

Откуда тут взяться фантазии? Чем дальше уходит в развитии информационное общество, тем труднее пробудить в себе первооткрывателя.

Чтобы начать генерировать идеи, откажитесь от готовых решений. Вам нужно оформить ванную? Подключить фантазию. Предложенные в магазинах сочетания подготовлены дизайнерами. Их просто купить.

Но что будет, если вы напряжетесь и придумаете свое сочетание? Купите 2-3 вида плитки и выложите ее по своему макету? Вы совершите небольшой акт творчества. Хотите поздравить близкого человека? Напишите поздравление самостоятельно, не прибегая к помощи интернета.

Чем больше задач вы решаете, тем легче вам с ними справляться. Со временем метод открытия станет привычкой и облегчит решение жизненных задач.

Чтобы перестать ходить по одним и тем же нейронным связям и заглянуть глубже в себя, займитесь упражнениями. Вспомните ребенка, который рисует разные небылицы на листе бумаги. Взрослые называют это фантазией. На самом деле ответ кроется в незнании окружающего мира.

Совмещая несочетаемое, детский мозг восполняет пробелы. Взрослый человек выбирает дорогу разумности. Он берет только сочетаемые вещи и получает то, что сделал до него другой представитель человечества. Новое кроется в неизвестных комбинациях.

Но как побороть внутреннюю установку? Вам помогут упражнения.

  • Представьте себе стул, кирпич, карандаш или любой другой предмет и придумайте ему 20-30 нестандартных, но полезных применений.
  • Напишите в две группы слоги. А теперь складывайте их в новые слова. Чтобы занятие не выглядело бессмысленным, придумайте применение полученным комбинациям: название мебельного магазина, кличка собаки, характеристика коллеги.

Фантазия есть у каждого человека. Стоит немного отойти от привычного, и вы сразу наткнетесь на неведомые ранее резервы творческого начала. Пробуйте, экспериментируйте и вы получите массу удовольствия.

Фантазия

Фантазия

***

Фанта́зия (греч. phantasia — вооб­ра­же­ние) — спо­соб­ность и про­дукт вооб­ра­же­ния.

***

Чем фан­та­зия отли­ча­ется ото лжи?

Ложь явля­ется пред­на­ме­рен­ным иска­же­нием истины. Очень часто она исполь­зу­ется для при­об­ре­те­ния личной выгоды. Между  тем фан­та­зия – сво­бод­ный полет вооб­ра­же­ния. Причем, если ложь – это грех и вред для души, то фан­та­зия может быть как вред­ной, так и полез­ной.

Что пло­хого и что хоро­шего в фан­та­зии?

«В ней [фан­та­зии] должно раз­ли­чать дея­тель­ность хоро­шую – дель­ную – и дви­же­ния бес­по­ря­доч­ные – само­воль­ные…», – пишет свт. Феофан Затвор­ник.

С одной сто­роны, при пра­виль­ном к ним отно­ше­нии, фан­та­зии могут пере­ра­сти в полез­ный проект, про­из­ве­де­ние искус­ства, даже могут быть исполь­зо­ваны в науке.

С другой сто­роны, фан­та­зии опасны тем, что чело­век может «уйти» в них, может дать вооб­ра­же­нию управ­лять собой, поте­ряет реаль­ность, погру­зится в без­де­я­тель­ную меч­та­тель­ность, воз­гор­дится (начнет вооб­ра­жать о себе) и т. д.

Что можно про­ти­во­по­ста­вить фан­та­зии, когда она при­ни­мает болез­нен­ные формы?

Чрез­мер­ной дея­тель­но­сти вооб­ра­же­ния, гипер­тро­фи­ро­ван­ным фан­та­зиям в Пра­во­сла­вии про­ти­во­по­став­ля­ется трез­ве­ние. «Один образ трез­ве­ния есть непре­рывно смот­реть за вооб­ра­же­нием, или иначе, за при­ло­гами: ибо без вооб­ра­же­ния сатана не может сози­дать помыс­лов и пред­став­лять их для лука­вого пре­льще­ния», – пишет прп. Исихий Иеру­са­лим­ский.

Можно ли читать детям сказки? Ведь в них содер­жатся подчас очень стран­ные фан­та­зии

«Сказка – ложь, да в ней намек…» Нужно пони­мать, что сказки – это не бого­слов­ские труды, но жанр уст­ного народ­ного твор­че­ства.

Если с точки зрения пра­во­слав­ного веро­уче­ния про­ана­ли­зи­ро­вать, напри­мер, сказку «Царевна-лягушка», то на первый взгляд может пока­заться, что в ней ничего душе­по­лез­ного, поскольку вир­ту­аль­ный пер­со­наж этой сказки – кра­са­вица-обо­ро­тень, обла­да­ю­щая позна­ни­ями в кол­дов­стве, при­нуж­ден­ная жить в облике лягушки. Однако эта сказка учит бороться за свое сча­стье, не сда­ваться и не отча­и­ваться. Другой пример. Малень­кая, кра­си­вая, добрая девочка Дюй­мо­вочка из одно­имен­ной сказки Г. Х. Андер­сена каким-либо «рев­ни­те­лям бла­го­че­стия» (не по разуму) может пока­заться блуд­ни­цей, сбе­жав­шей от своего закон­ного мужа-крота, пусть и ску­пого. Про­блемы семей­ной жизни она решает, не при­бе­гая за помо­щью к Богу. Ее избран­ни­ком ста­но­вится сла­сто­лю­бец-эльф – поскольку он король, можно пред­по­ло­жить, что и для него этот брак уже не первый. Однако, следуя такой логике, можно отка­заться вообще от всякой куль­туры, кроме цер­ков­ной. Пси­хике чело­века, не достиг­шего свя­то­сти, послед­ствия такого само­огра­ни­че­ния нане­сут куда боль­ший урон, чем та же сказка «Дюй­мо­вочка», кото­рая в дей­стви­тель­но­сти учит добру (Дюй­мо­вочка уха­жи­вала за ласточ­кой). Поэтому не стоит предъ­яв­лять излиш­них тре­бо­ва­ний к сло­жив­шимся в сказки фан­та­зиям тех или иных авто­ров или наро­дов. В край­нем случае, всегда можно найти такие сказки, кото­рые, по нашему мнению, ока­жутся для ребенка более душе­по­лез­ными. 

Хорошо ли, когда фан­та­зи­руют дети?

Ответ на этот вопрос зави­сит от того, в чём выра­жа­ются их фан­та­зии. Фан­та­зи­руют все дети, но нужно смот­реть, чтобы выдумка, фан­та­зии ребенка не пере­рас­тали в ложь, дет­ские страхи, агрес­сию, сопер­ни­че­ство и т. д.

Вооб­ра­же­ние лежит в основе любой куль­тур­ной дея­тель­но­сти чело­века, в основе худо­же­ствен­ного, науч­ного, тех­ни­че­ского твор­че­ства. Любое нов­ше­ство, изоб­ре­те­ние, книга рож­да­лись сна­чала в вооб­ра­же­нии. Вооб­ра­жать чело­век начи­нает с дет­ства, а значит – начи­нает тво­рить.

Твор­че­ские же спо­соб­но­сти зало­жены в чело­века Богом.

Как отно­ситься к науч­ной фан­та­стике, фэнт­эзи и т. п.? 

В самом деле, если вни­ма­тельно рас­смот­реть идеи, лежа­щие в основе боль­шин­ства фан­та­сти­че­ских книг и филь­мов, можно уви­деть то, что они, в боль­шей или мень­шей сте­пени, не соот­вет­ствуют пра­во­слав­ному веро­уче­нию.

Однако эти про­из­ве­де­ния, как пра­вило, не пре­тен­дуют на то, чтобы объ­яс­нять нам, в чем смысл жизни. И этим они отли­ча­ются от эзо­те­ри­че­ской лите­ра­туры.

Напро­тив, если мы знаем свое веро­уче­ние и в состо­я­нии дать ответ вся­кому тре­бу­ю­щему у нас отчета в нашем упо­ва­нии (1Пет.3:15), то вряд ли нашу веру смутят фан­та­сти­че­ские про­из­ве­де­ния.

Наобо­рот, они могут послу­жить нам пищей для ума, для духов­ного ана­лиза, раз­мыш­ле­ний. При этом, конечно, же стоит избе­гать явного сата­низма, если он все-таки имеет место в «нашем» фан­та­сти­че­ском про­из­ве­де­нии.

***

свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:
«Фан­та­зия творит совер­шенно новые образы, хотя из преж­него мате­ри­ала и боль­шею частию по гото­вым или извест­ным уже образ­цам. В ней должно раз­ли­чать дея­тель­ность хоро­шую – дель­ную – и дви­же­ния бес­по­ря­доч­ные – само­воль­ные…».

***

См. также: МЕЧ­ТА­ТЕЛЬ­НОСТЬ.

Что такое фантазия

Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.

Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.

Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.

Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.

Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество.

Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении.

Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.

Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают.

А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой.

Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.

Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас.

Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь.

Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.

Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.

У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности.

Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального сознания. Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее.

Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.

Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности.

К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета.

В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.

Как развить фантазию?

Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?

Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение.

К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину.

Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.

На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.

Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом.

Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части.

Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.

Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».

Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.

Как развить фантазию и воображение?

Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами.

Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости.

Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.

Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.

Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию.

Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.

Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет.

Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю.

Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей

Фантазия

Приветствую, друзья. Представьте себе собаку. Представили? Отлично, значит все у вас с воображением в порядке! Вот только некоторые из вас представили собаку в общих чертах, а другие — какую-то особенную, с кличкой и характером.

Дело в том, что у всех воображение развито по разному. Его недостаток может стать камнем преткновения на пути личного развития или карьерного роста.

В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение и фантазию, чтобы научиться мыслить креативно и генерировать новые идеи.

Зачем людям нужны воображение и фантазия

«Воображение важнее, чем знание.» Альберт Эйнштейн.

Некоторые люди ошибочно считают, что фантазирование и сочинительство — это пустые занятия, не имеющие никакой прикладной пользы. Но хорошо развитая фантазия является фундаментом для креативного мышления, которое так ценится в современном обществе.

Только вдумайтесь: мы не повинуемся одним только инстинктам. Вместо этого мы мечтаем и имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Невозможно мечтать, если не можешь вообразить себе объект мечтаний. Поэтому наличие воображения — это то, что отличает людей от животных.

Вот несколько доводов в пользу того, что развитое воображение — это полезная штука:

  1. Воображение дает вам развиваться. Если вы будете строить планы, опираясь только на приобретенный опыт, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет границы и позволяет поставить перед собой те цели, которых вы ранее не достигали.
  2. Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того, чтобы пытаться сделать «как всегда», люди с развитым воображением придумывают новые стратегии и решают проблемы быстрее. Это называется креативным мышлением.
  3. Воображение приводит к открытиям. Например, Альберт Эйнштейн воображал о таком месте, где люди могли бы остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни навечно. В итоге, такие размышления привели его к созданию Общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. А без воображения люди по сей день считали бы время постоянной величиной.
  4. Воображение дает миру новые изобретения. Воздушные перелеты, разговоры по телефону, горячая вода в ванной — все это начиналось с воображения. Люди хотели летать, как птицы, говорить с теми, кто далеко, не мерзнуть в ванной. Список можно продолжать долго. Все те классные вещи, которые нас окружают, существуют благодаря воображению.
  5. Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни киновселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с «Жили-были». Увидели необычное красивое здание? Так вот, сперва его в своем воображении увидел архитектор. Воображение и творчество — понятия неразделимые.
  6. Воображение дает возможность видеть красоту. Слышали фразу «Это поражает воображение»? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью… Мы все это воспринимаем через наше воображение, потому и видим красоту. Скажем так, человек без воображения не сможет долго наблюдать за тем, как горит огонь или течет вода. Хотя есть коты, которые могут долго смотреть в одну точку. Но мне кажется, тут дело в чем-то другом.

Отличный пример человека с развитым воображением — это Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во множестве уголков Вселенной, изучая и поражаясь ее величию.

Открытия Хокинга о космологии и квантовой гравитации сделаны прямиком из инвалидного кресла, к которому он был прикован почти всю свою жизнь. Человеку без фантазии и воображения такое не под силу.

Кстати, я наконец-то решил ознакомиться с книгами Стивена Хокинга, сейчас читаю «Краткую историю времени». Написано о сложном простым языком.

Чем воображение отличается от фантазии

Завтра строится в воображении людей сегодня, сегодняшняя наука — это фантазия из прошлого.

Воображение — это средство, которое делает идею реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические обоснования. Фантазия — это размышления на свободную тематику, она может быть ничем не обоснована и перечит здравому смыслу. Тем не менее, фантазия и воображение тесно связаны, а любое созидание без них попросту невозможно.

Это легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, воображая о технологиях, которых еще не видел мир. Например, в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» описан подводный корабль еще до того, как появились настоящие подводные лодки. Но это не фантазия. Автор именно вообразил существование такого корабля в реальном мире.

Сегодня это фантастика о космических кораблях и покорении Вселенной. Космический туризм еще находится в стадии зарождения, а полеты на Марс нам только обещаются Илоном Маском.

Но авторы книг типа «Марсианин» уже воображают, как бы это могло быть с научной точки зрения. Такая фантастика опирается на логику и здравый смысл.

Потому фантастика называется научной, а знакомые с физикой люди разносят в пух и прах те произведения, в которых авторы напридумывали околесицу.

Фантазия, в свою очередь, не ограничена законами и правилами. Это все, что может прийти в вашу голову.  Она далека от науки, но может привести к действительно толковым идеям.

Фантазию используют все творческие люди. Художникам и музыкантам вместо логики нужны буйство красок и неожиданные повороты мелодий. Взрослея, многие люди прекращают фантазировать.

Поэтому говорят, что творческие люди — это большие дети.

Можно подытожить: наши идеи появляются из фантазии, крепнут в воображении и затем уже воплощаются в реальность. Теперь давайте наконец перейдем к тому, как развить воображение и фантазию.

Как развить воображение и фантазию у взрослых

«Воображение — это все. Это предварительный просмотр предстоящих достопримечательностей жизни.» Альберт Эйнштейн.

Воображение — это способность, которая присуща каждому человеку. Поэтому ему не нужно учиться, его нужно просто расшевелить.

Для развития воображения достаточно совершать действия, которые его стимулируют. Ниже представлен список рекомендаций, которые я нашел самыми простыми и действенными.

1. Выключите телевизор и найдите хобби

Просмотр телепередач — это распространенный способ снять напряжение после тяжелого рабочего дня. Я сам тоже люблю посмотреть пару серий сериала в свой выходной или перед сном. Но это способ пассивного отдыха, при котором мозг бездействует.

Вместо того, чтобы постоянно наблюдать за жизнью других людей, найдите себе хобби, которое позволит вам создать собственную историю.

2. Обращайте внимание на забавные мелочи

Постарайтесь находить странные и забавные вещи там, где их нет. Нелепое сочетание надписей на рядом стоящих билбордах, причудливая форма облаков, смешная походка голубя. Все это требует работы воображения и может сделать вашу жизнь чуточку веселее (приятный бонус).

Например, кошка моей сестры Алиска застыла в позе отстреливающегося от индейцев ковбоя. И да, я знаю, что ковбои — это просто пастухи.

3. Попробуйте ничего не делать

Наш разум постоянно находится в шумной обстановке из-за внешних импульсов. Это может быть тот же самый телевизор, музыка, постоянное общение в социальных сетях и конвейер уведомлений. Попробуйте посидеть в тишине и послушать свои собственные мысли. Иногда можно поразиться от того, какие идеи и умозаключения приходят в голову, когда ничто не отвлекает.

4. Слушайте музыку без слов

Доказано, что прослушивание музыки повышает производительность во время работы. Но если это песни с текстом, мы на подсознательном уровне прислушиваемся к их идеям, оставляя свои за бортом. По себе замечаю, что даже песни на незнакомом мне языке могут сбить с мысли. С другой стороны, музыка без текста стимулирует ваше воображение и дает зеленый свет новым идеям.

Я за работой над статьями слушаю музыку в стиле Trance, Deep или Ambient. Люблю Drum’n’Bass, но под него можно разве что траншеи копать. Ученые рекомендуют прослушивание джаза, блюза и классики, но каждому свое.

5. Читайте разные книги

Даже если вы постоянно читаете художественную литературу, это тоже может стать своего рода зоной комфорта. Мозгу требуется разный контент. Если вы обычно читаете научную фантастику — прочтите детектив, это даст вам новый опыт и расширит области воображения.

6. Смотрите фильмы с закрученным сюжетом

Теперь что касается фильмов. Я говорил, что просмотр ТВ лучше ограничить. Но есть киноленты, которые бросают вызов обычному методу повествования. Подойдут фильмы с нелинейным сюжетом, в которых очень сложно предугадать события или концовку. Например, фильм «Остров проклятых» с Ди Каприо. Так вы не дадите воображению отдыхать.

7. Пишите в свое удовольствие

Во-первых, возьмите за правило записывать интересные мысли. Так вы сможете к ним вернуться, просмотрев свои записи, и дать развитие новым идеям.

Во-вторых, написание текста на свободную тему рекомендуется как терапевтическое средство для отдыха и может здорово подстегнуть ваше воображение. Попробуйте просто описать свой обычный день, даже если он был самым скучным.

Напишите, как бы могли развиваться события, если бы вы сделали другой выбор в разных ситуациях. Если вы умеете рифмовать, напишите короткое стихотворение о чем-то обыденном, показав привычные вещи с другой, красивой или смешной стороны.

Например:

Я сижу за столом, и он старше меня.
Кто-то раньше сидел за тобой, но не я.
Может, кто-то обедал и в карты играл,
А теперь на тебе создается статья.

Стихотворение вышло так себе, но вот я уже воображаю, как за моим старым столом сидит шумная компания и режется в покер. Может быть, кто-то этот стол даже выиграл. Не важно, главное — подстегнуть воображение.

8. Научитесь что-то делать сами

Вам не нужно менять работу, чтобы начать заниматься чем-то творческим. Можно просто записаться на курсы, обучающие создавать.

Подойдет что угодно, чем вы раньше не занимались: вышивание крестиком, выжигание по дереву, создание дизайна открыток, кулинария. В крайнем случае, есть много обучающих видео в интернете.

Мне попадались интересные каналы на , где авторы показывают как сделать те или иные вещи. Например, как сделать перстень из монеты.

Для работы своими руками требуется творческое воображение. Потому что вам нужно сперва придумать, что вы будете делать, а затем вообразить конечный результат.

9. Разговаривайте с друзьями

Вы можете собраться с друзьями для просмотра нового фильма или футбольного матча, но такое времяпровождение не научит вас ничему новому. Попробуйте поговорить на абстрактные темы, это включит ваше воображение и заставит мозг работать.

Если вас интересует политика, можете пофантазировать о том, как изменится ситуация в стране при тех или иных изменениях законов. Или обсудите научные открытия и вообразите, к чему они могут привести человечество.

Живое общение — это то, чего сегодня многим не хватает.

У меня есть друг, с которым мы могли часами говорить на разные темы, фантазируя и воображая. Сейчас я переехал, и мне очень не хватает нашего общения. Поэтому я советую ценить людей, с которыми вы можете долго говорить, даже если ваши взгляды во многом не совпадают.

10. Придумайте десятый пункт о том, как развить воображение и фантазию

Пунктов получилось 9, но число 10 внушает более серьезное впечатление. Поэтому у вас есть уникальная возможность включить воображение и представить заключительный пункт о том, как развить воображение и фантазию.

Видите, креативный подход помог мне быстрее закончить список из 10 пунктов, что еще раз доказывает силу воображения.

Итог

Если ввести в поисковой системе «Как развить воображение и фантазию», можно найти всякие игры, развивающие фантазию, и разные упражнения. Но я считаю, что воображение должно работать постоянно, а не по 5 минут в день. Поэтому выбранные мной советы подходят для повседневного использования и позволят вам задействовать воображение как можно чаще.

Есть еще интересная тема — как развить фантазию и воображение у ребенка. Об этом я напишу в другой статье статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить публикацию.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: