Формирование самооценки

Содержание
  1. Формирование самооценки – личностной, адекватной, самоконтроль
  2. Создание личностной самооценки
  3. Создание адекватной самооценки
  4. Формирование самоконтроля и самооценки
  5. Образование самооценки школьника младших классов
  6. Формирование самооценки
  7. Самооценка: её виды, формирование и влияние на человека
  8. Разновидности самооценки
  9. Виды самооценки
  10. Заниженный уровень
  11. Адекватное восприятие себя
  12. Завышенная самооценка
  13. Функции самооценки
  14. Формирование самовосприятия
  15. Этапы развития
  16. Раннее детство
  17. Средний дошкольный возраст
  18. Ребёнок 5−6 лет
  19. Начинающие школьники
  20. Подростковый период
  21. Как изменить свою самооценку
  22. Как развить здоровую самооценку – практические советы психологов
  23. Что такое самооценка?
  24. Почему мы недооцениваем себя?
  25. Советы психологов
  26. Составьте список своих сильных и слабых сторон
  27. Перестаньте себя критиковать
  28. Не оправдывайтесь
  29. Избавьтесь от нереалистичных ожиданий
  30. Относитесь к ошибкам как к урокам
  31. Ведите дневника успехов и достижений
  32. Учитесь говорить “Нет”
  33. Не стройте из себя
  34. Стабильная самооценка: как ее сформировать?
  35. Что такое самооценка и как она формируется?
  36. Отношения в семье
  37. Внешние оценки
  38. Результаты деятельности
  39. Нестабильная самооценка и ее разновидности
  40. Я+, если я лучший
  41. Я+, если я радую других
  42. Я+, если я сильный
  43. Как стабилизировать самооценку самостоятельно?
  44. Осознайте наличие проблемы и ее причины
  45. Определение своей формулы «Я, если…»
  46. Примите свою индивидуальность
  47. Снижайте значимость условий «если…»
  48. Воспользуйтесь свободой выбора
  49. Книги, позволяющие стабилизировать самооценку
  50. Брене Браун «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть»
  51. Роберт Энтони «Главные секреты абсолютной уверенности в себе»
  52. Н. Нараин и К. Нараин Филлипс «Полюбить себя. Секреты заботы о душе и теле»
  53. Джеймс Рапсон, Крейг Инглиш «Похвалите меня. Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе»
  54. Кэролайн Форен — «Уверенность. Внятное руководство по избавлению от страхов, комплексов и тревог»

Формирование самооценки – личностной, адекватной, самоконтроль

Формирование самооценки

Формирование самооценки любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых.

Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности.

Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности.

На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний.

Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно.

В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах.

Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения.

Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития.  К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль.

Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам.

Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки.

Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении.

В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны.

Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия.

Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни.

Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида.

От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р.

Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм.

Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому.

Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является адекватное воспитание малыша, его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта.

Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний.

Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка.

Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида.

Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом.

Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий.

Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное прогрессивное общество предъявляет определенный ряд требований каждому подрастающему индивиду.

Оно нуждается в активных людях, которые проявляют инициативу, как в роботе, так и в социальных вопросах в целом, способны выражаться творчески.

Вот почему действительно важно уметь раскрывать весь свой потенциал и развивать имеющиеся задатки. Развитие и становление себя как успешной личности обеспечивает формирование самоконтроля и самооценки.

Человек обладает уникальным психологическим механизмом, который позволяет ему сознательно контролировать свою деятельность в зависимости от внешних условий или собственных желаний. Это то, что мы называем «самоконтролем». Как и любая другая способность, он формируется по мере приобретения индивидом личного опыта, общения с окружающими и приспосабливаемости к деятельности в коллективе.

Вместе с самооценкой, самоконтроль закладывается уже в детском возрасте, так что на его формирование также активно влияет адекватный подход в воспитании. Залогом развития самоконтроля является осознание ребенком потребности оценивать свою деятельность и регулировать ее, в зависимости от личных потребностей, условий окружения, соответствия логике и правилам.

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину.

В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки.

В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала.

Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности.

Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения.

От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний.

Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку.

На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

Самооценка: её виды, формирование и влияние на человека

Формирование самооценки

Психологи утверждают, что уровень самооценки откладывает свой отпечаток не только на жизнь человека, но и на его эмоциональное и психологическое здоровье. Она напрямую ассоциируется с амбициозностью человека. Если между амбициями и настоящими возможностями излишнее расхождение, то уровень самооценки нельзя считать нормальной.

Разновидности самооценки

Самооценка — это определение возможности человека правильно воспринимать себя, свое отношение и поступки относительно окружающих. Среди составляющих самооценки можно выделить такие элементы: самокритика, требования к себе, отношение к личным достижениям и неудачам.

Виды самооценки

Говоря о видах самоанализа, психологи не ограничиваются простыми понятиями «хороший» или «плохой». Они дают более развернутое определение, опираясь на такие критерии:

  • актуальность — определяет уровень самоанализа по результатам, которых человек уже достиг;
  • парциальность — это достижения в каком-то определенном виде деятельности;
  • потенциал — определяется по врожденным задаткам, талантам или способностям человека.

А также среди распространенных определений самооценки по ее видам бывают такие:

  • заниженная;
  • правильная;
  • завышенная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеристики.

Заниженный уровень

Низкая самооценка формируется на основании различных факторов. Это может быть оценка умений и успехов человека близкими родственниками, уровень психологического здоровья, статус человека в социальной сфере, различные генетические недостатки и прочее.

Параметрами самооценки являются следующие характеристики:

  • человек становится слишком самокритичным и выражает частое неудовлетворение;
  • критика со стороны окружающих вызывает у человека негативные эмоции (обида, раздражение, злость), ему кажется, что к нему излишне придираются;
  • человек становится очень нерешительным, из-за того, что он боится допустить ошибку и быть высмеянным;
  • постоянное стремление угодить, даже если это происходит в ущерб самому себе;
  • стремление излишне идеализировать, при этом страдать, не достигая идеала;
  • неправильное восприятие вины и допущенных ошибок;
  • личность постоянно враждебно настроена, без каких-либо аргументированных причин;
  • пессимизм со всеми его негативными аспектами;
  • человек, имеющий низкую самооценку, воспринимает свои временные неудачи и поражения как постоянные.

Эти люди очень восприимчивы и зависимы от общественного мнения. Для них очень необходимо получать признание от окружающих, они считают, что положительное мнение окружающих напрямую зависит от достигнутых успехов. То есть, они искренне верят, что хорошие отметки в школе, повышение по службе, успехи в отношениях незамедлительно приведут к признанию в обществе.

Излишне сниженный уровень самоанализа может привести к различным комплексам и нереализованному потенциалу личности.

Адекватное восприятие себя

Такой вид самовосприятия выражается в способности личности указать на объективную и правильную оценку своих возможностей и потенциала. Она дает возможность относиться к своим действиям с оптимальной критичностью, что не мешает нормальной реализации личностного потенциала и позволяет окружающим правильно оценивать личность.

Человек, обладающий адекватной самооценкой, достигает хороших высот в карьере и успехов во всех жизненных аспектах. Такой человек является довольно уверенным в себе и своих амбициях, и способен справиться с любыми жизненными неудачами.

Психологи выделяют два фактора мотиваций для людей с правильным уровнем самоанализа:

  1. Желание достичь успеха. Личности, имеющие такую мотивацию, более оптимистичны. Они не зацикливаются на различных препятствиях и неудачах. Мнение окружающих для них не очень значимо.
  2. Избегание трудностей всеми возможными способами. Люди этого типа избегают риска, являются более осторожными. Путь к достижению целей, для таких личностей тернист и сложен, с большим количеством различных препятствий.

Завышенная самооценка

Такой уровень самовосприятия говорит о том, что личность неспособна правильно оценить уровень своих возможностей и себя в частности. Такие люди имеют много претензий к окружающим людям и возникающим ситуациям. Им сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, что часто способствует потере нормального личностного контакта.

Этот вид самооценки свойственен высокомерным и гордым людям, имеющим на все собственное мнение, которое значительно отличается от мнения окружающих.

Снизить завышенную самооценку очень легко. Если у человека с высокой самооценкой что-либо не выходит, или выходит не так как нужно, он начинает угнетать себя и его самооценка падает до заниженной. При этом это может сопровождаться глубокой депрессией или приобретением вредных зависимостей (алкоголь, сигареты, наркотики).

Одной из причин завышенной самооценки является перфекционизм — это стремление достичь максимального уровня совершенства в различных областях деятельности человека. Проблема этого личностного качества заключается в том, что везде достичь идеала очень сложно, если не сказать невозможно. Поэтому перфекционизм может оказать негативное влияние на становление правильного самовосприятия.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Формирование самовосприятия

Самооценка — это в психологии определение отношения человека к себе, своим поступкам и личностным достоинствам и недостаткам. Формирование самооценки главным образом происходит еще в детском возрасте, в период познания окружающего мира и всех его аспектов.

Практика показывает, что самооценка — это непостоянное явление, которое может изменяться в зависимости от различных обстоятельств. Новые критерии оценивания могут повлиять на уже усвоенные.

Различают три основных фактора, которые принимают важное участие в формировании самооценки:

  1. Сопоставление личностью своих достижений в реальности, с достижениями «идеала». Если личные качества и поступки такие, как должны быть у идеальной, по мнению человека, личности, то это положительно скажется на самоанализе. Если же личности далеко до своего идеала, то уровень самооценки будет заниженным.
  2. Еще одним фактором является то, что человек дает себе такую оценку, какую, по его мнению, дают ему окружающие.
  3. Последний фактор раскрывает то, какую оценку дает человек своим действиям и поступкам. Другими словами, он испытывает особое удовольствие оттого, что выбрал конкретный вид деятельности и хорошо с ним справляется.

Стоит отметить, что самоанализ, вне зависимости от всех этих факторов, всегда является исключительно субъективной оценкой.

Этапы развития

Самооценка развивается у человека с раннего детства и до конца его жизни.

Раннее детство

В развитии самоанализа большую роль играют ближайшие родственники. Даже в самые ранние годы ребенок, совершая какие-либо действия, уже самостоятельно реагирует на личные неудачи и достижения, таким образом, понемногу формируя свою самооценку.

Но излишняя критичность и восторженность родителей может подтолкнуть ее в ту или иную сторону. К примеру, малыш хорошо рисует, и восторженные родители без устали повторяют какой он молодец и что никто, кроме него. так не сможет.

В дальнейшем это может послужить причиной неадекватно высокой самооценки.

Или, наоборот, ребенок, придя в детский сад, столкнется с тем, что его будут оценивать как всех остальных, без каких-то возвышений. Это неизбежно повлечет за собой угнетение и в дальнейшем низкую самооценку. И также и слишком критичные родители, постоянно повторяющие ребенку, что он ничего не может либо у него ничего не получается, заведомо занижают его самоанализ.

Средний дошкольный возраст

К этому возрасту ребенок уже может объективно оценивать свои действия, личные победы и неудачи, а также свою личность в общем. В этот возрастной промежуток родители имеют особое воздействие на психологическое развитие ребенка.

При этом те из них, которые имеют доверительные отношения с ребенком, оказывают на его психологический рост более активное влияние. Поэтому основной задачей родителей является помочь ребенку правильно сформировать свою самооценку.

Ребёнок 5−6 лет

Для детей этой возрастной группы довольно большую роль играет оценка взрослых, окружающих его людей. Он непросто ждет ее, а всеми возможными способами добивается.

Таким детям просто необходимо одобрение и похвала.

Это означает, что ребенок уже находится в том возрасте, когда начинают формироваться различные жизненно важные свойства, которые во взрослой жизни повлияют на успешность всех видов выбранной деятельности.

Начинающие школьники

Основной проблемой этого возраста, является сильное доверие ко всем взрослым, особенно учителям. Они берут с них пример, стараются подражать, полностью принимают их оценки. Даже в том случае, когда такой ребенок дает себе самооценку, он просто пересказывает по-своему слова своего учителя.

Это означает, что именно учителя в период младшей школы помогают ребенку правильно поставить уровень своего самоанализа. В этом возрасте детям важно, чтобы положительные характеристики его личности были общепризнанными.

Подростковый период

Среди главных отличий этого возраста можно смело отметить высокий уровень самоанализа. Наряду с этим, у подростка возникает потребность давать оценку своим возможностям и правильно ими пользоваться. А также есть необходимость развивать и формировать способности своей личности до уровня, который свойственен взрослому человеку.

Для подростков ключевым фактором в развитии правильного уровня самоанализа является мнение сверстников и друзей. В возрасте до 11 лет многим подросткам свойственно давать негативную оценку себе и своим действиям. Такое восприятие остается и дальше, к 13 годам, правда, оно сопровождается хорошими изменениями в виде роста самоуважения.

По мере того как подросток взрослеет, он начинает более трезво оценивать себя как личность. При этом в начале этого периода, подростку свойственно осознавать только определенные поступки в конкретных ситуациях, далее познаются черты характера, а уже в самом конце — особенности собственной личности.

Как изменить свою самооценку

Существует несколько способов в любом возрасте повлиять на свою самооценку. Способ следует выбирать исходя из личностных качеств и потребностей. Ниже описаны самые распространенные методы поднятия самооценки.

  • На листе бумаги или в ежедневнике на первой странице, необходимо записать все позитивные и негативные свои качества. В момент, когда произошла какая-либо неудача и самооценка пошатнулась, необходимо просто достать этот список и перечитать его. Этот способ помогает всегда оставаться уверенным в себе и своих силах.
  • Еще один популярный метод заключается в ведении ежедневника, в который записываются только успешные моменты дня. Это поможет не только поддерживать свою самооценку, но и обеспечит положительный настрой и желание совершенствоваться на следующий день.
  • Для достижения каких-то новых целей необходимо составить четкий план действий и неуклонно ему следовать. Это даст возможность не обращать внимания на преграды и незначительные неудачи.

Стоит отметить, что женщины чаще поддаются влиянию от общественного мнения. Поэтому им рекомендуется больше слушать свой внутренний голос, родных и близких. Это не позволит впадать в отчаянье при каждом замечании.

Как развить здоровую самооценку – практические советы психологов

Формирование самооценки

Как повысить самооценку – проблема детской и взрослой психологии. Неумение оценить себя по достоинству мешает жить и развиваться человеку любого возраста. Неудачи заставляют сомневаться в своих способностях. Чтобы поднять самооценку и приобрести уверенность в себе, нужно признать проблему и разобраться в ней.

Что такое самооценка?

Самооценка – это способность личности оценивать себя (внешние данные, качества характера, возможности, роль в обществе), отношения и восприятие окружающими. Это представление индивида о важности своей личности и деятельности, оценка положительных и отрицательных личных качеств и чувств.

Уровень самооценки оказывает прямое влияние на поведение и поступки человека, его взаимоотношения с окружающими людьми. Формируют ее такие качества характера, как самокритичность, требовательность к себе, отношение к собственным победам и поражениям.

Самооценка может быть адекватной и искаженной. Адекватность определяется объективностью оценки себя и своих действий, соотношением личных притязаний и возможностей. Чем больше расхождение этих характеристик, тем выше степень искажения самовосприятия.

Люди с адекватной самооценкой трезво и объективно оценивают свои способности и возможности, признают недостатки и борются с ними, знают и развивают сильные стороны.

Искаженная самооценка проявляется либо в самоуничижении, либо в завышенном самомнении.

Завышенная самооценка скрывает неуверенность в себе и попытку казаться лучше в чужих глазах, а заниженная – открытая демонстрация комплексов, что проявляется скованностью и трудностями в общении.

Почему мы недооцениваем себя?

На формирование самооценки влияют личные качества, опыт, приобретенный как в детские, так и во взрослые годы жизни, взаимоотношения в социуме. Частые причины негативного самовосприятия:

  • насилие физического, эмоционального или сексуального характера;
  • любые формы дискриминации;
  • буллинг;
  • смерть близкого человека;
  • социальная изоляция;
  • потеря работы или высокий риск увольнения.

На самооценке отражается не только приобретенный опыт, но и его интерпретация в собственных глазах.

Советы психологов

Психологи разработали специальные техники для работы с самооценкой. Некоторые из них требуют помощи специалиста, а другие можно применять самостоятельно.

Составьте список своих сильных и слабых сторон

Все люди разные. У каждого есть достоинства и недостатки. Сравнивать себя с другими не имеет смысла: в любом аспекте всегда кто-то будет лучше или хуже. Такие сравнения только приведут к усугублению ситуации с самооценкой.

Психологи рекомендуют поступать иначе. Чтобы понять и принять свою уникальность, надо использовать списки собственных сильных и слабых сторон, положительных и отрицательных качеств. Главное – правильно использовать свои особенности в зависимости от обстоятельств.

Если возникли затруднения, можно воспользоваться помощью кого-то из близких, не страдающего излишней склонностью к критике.

Перестаньте себя критиковать

Даже конструктивная критика не всегда уместна. Порицание собственных недостатков не должно отражаться на общем психологическом состоянии. Неуверенные в себе люди нередко злоупотребляют критикой и транслируют неудачи так: «У меня неудача, значит я – неудачник», «У меня не получается, поэтому я ни на что не способен» и т.д.

Это в корне неправильно. Такие посылы ведут только к отчаянию и депрессии. Важно понять, что учиться на своих ошибках, – нормально. Они нужны для того, чтобы выбрать более успешную стратегию, а не опустить руки и отступить. Самокритику нужно заменить словами поддержки: «Я попробовал и понял свои ошибки. В следующий раз я не допущу их и у меня все получится».

Не оправдывайтесь

Неуверенный в себе человек часто на подсознательном уровне ищет оправдания своим решениям и поступкам не только у самого себя, но и у других и озвучивает их. Такие действия принижают его в глазах окружающих, ставят в заведомо более низкое положение. Для каждого человека важно чувство собственной значимости, а оправдания полностью стирают ее.

Нельзя позволять другим ставить себя в положение оправдывающегося. Потому что взрослый человек вправе сам принимать решения и нести ответственность за поступки. Он не обязан отчитываться или оправдываться за них.

Избавьтесь от нереалистичных ожиданий

Не связанные с реальностью ожидания никогда не оправдываются и усугубляют негативное отношение к себе. Установки «Я должен быть лучшим», «Я не ошибаюсь», «Я все делаю быстро и хорошо» и т.д. невыполнимы, потому что никому не удается избежать ошибок и неудач.

Не оправдывая собственных ожиданий, неуверенный в себе человек подтверждает в собственных глазах свою несостоятельность.

Относитесь к ошибкам как к урокам

Ошибки – не повод опускать руки. Их не совершают только те, кто ничего не делает. Ошибки не являются подтверждением слабости, несостоятельности или отсутствия способностей. Это жизненный урок, из которого нужно извлечь максимальную пользу.

Нужно быть терпимее к себе, учиться прощать себе несовершенство, как это делают любящие родители по отношению к детям. Не нужно ругать себя за ошибку, усугубляя состояние тревожности. Это только увеличивает риск совершения новых промахов. Стоит осознать, что появилась необходимость изменить план действий, оптимизировать его.

Ведите дневника успехов и достижений

Для того чтобы поднять самооценку, нужно научиться замечать каждое свое достижение, каждый успех и поощрять себя за них.

Это поможет в борьбе со своим внутренним критиком. Чтобы не забывать о своих победах, их можно записывать в специальный дневник и использовать в качестве мотиватора.

Учитесь говорить “Нет”

Низкая самооценка нередко осложняется неумением отказывать.

Нельзя действовать в ущерб собственным интересам. Это не сделает человека лучше в глазах окружающих, а, наоборот, только хуже отразится на самоуважении.

Еще больше о саморазвитии на delodnya24.ru

Не стройте из себя

Стесняясь себя, люди нередко надевают маски, представляясь не теми, кем являются. Наиболее популярные из них: «я счастливый семьянин», «я хороший родитель», «я отличный работник» и т.д. Формируя у других ложные представления о себе, люди стараются убедить себя в реальности придуманной роли.

Для того чтобы поднять самооценку, нужно принять себя таким, каков есть, открыто и честно говорить о своих достоинствах и недостатках, победах и поражениях.

Стабильная самооценка: как ее сформировать?

Формирование самооценки

Мы столько слышим о самооценке, о том, как важно удержать ее в рамках нормы, не делая перегибы. Опасно как преуменьшать, так и преувеличивать свои личные ресурсы.

Однако рассуждать о самооценке в контексте «завышенная» или «заниженная» недостаточно, поскольку это понятие сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Самооценка – понятие многогранное, так как в границах одной личности колеблется при воздействии внешних факторов и обстоятельств. И в этом контексте важно, чтобы она, независимо от раздражителей, оставалась стабильной.

Что такое самооценка и как она формируется?

Самооценка – это базовая система личности и составляющая Я-концепции. Она являет собой представление человека о собственной важности, чертах характера, преимуществах, недостатках, индивидуального места в социуме. Это степень ценности, которую для себя определяет сам индивид.

Исходя из этого критерия формируется его внутреннее состояние (гармония/дисгармония), потенциал, конкурентоспособность, реакции на различные ситуации, отношение с другими и самим собой. Будучи социальным существом, каждый из нас создает мнение о себе, опираясь на примеры других.

Получая отклик о себе со стороны окружения, человек корректирует поведение и действия в сторону соответствия установленным правилам.

Самооценка определяет место человека в жизни. Имеющий адекватную степень самоценности человек стремится к реализации себя в социуме, достижении определенного статуса, получению материальных благ и признания. Иными словами, стремление поддерживать самооценку на достаточном уровне мотивирует его двигаться вперед, получать опыт, раскрывать свой жизненный потенциал.

Формирование самооценки начинается в возрасте 1-1,5 года. В это время малыш уже идентифицирует себя как отдельная личность на примере поведения взрослых. На этом этапе он воспринимает окружающий мир сквозь призму реакций близких людей. Далее, когда человек интегрируется в общество, источниками формирования самооценки выступают и другие факторы.

Отношения в семье

Первые значимые взрослые для ребенка – это родители. Главную роль в заложении самооценки ребенка исполняют близкие и среда, в которой он растет. Глубинные прошивки самовосприятия имеют прямое отношение к эмоциям, которые транслируются в адрес малыша.

Любовь, уважение, забота со стороны родителей укрепляют его убеждение в том, что он благополучен безоговорочно.

Отсутствие этих составляющих плюс неблагоприятный психологический климат в семье культивируют в ребенке беспомощность, тревогу, неверие в себя и страх жизни в целом.

Внешние оценки

Самооценка основана на сравнении своих качеств и способностей с аналогичными показателями окружающих. Их мнение при этом тоже значительно, особенно в раннем возрасте, когда входящая информация не поддается объективному суждению.

Вера в собственные способности или ее отсутствие формируется воспитателями, а затем учителями и сверстниками. Непосредственное влияние оказывает как отношение окружающих, так и оценка интеллектуальных способностей ребенка.

К сожалению, оценки за знания иногда становятся критерием оценки личности в целом, что искажает самооценку, как отличника, так и двоечника.

Результаты деятельности

Реальные достижения и их сопоставление с результатами окружающих формируют самооценку во взрослом возрасте. Ее составляющие:

  • карьера;
  • способности;
  • образ жизни;
  • уровень комфорта;
  • материальное положение;
  • внешность;
  • поведение;
  • статус в обществе;
  • личная жизнь;
  • место в социуме.

Сравнение себя с более или менее успешными людьми дает два противоположных результата: мотивация и демотивация. Мотивация подталкивает человека к достижениям дабы не отставать от других, вдохновляющих его на победы людей. Демотивация работает в противоположную сторону. Глядя на счастливых и успешных, человек представляет себя никчемным неудачником и опускает руки.

Нестабильная самооценка и ее разновидности

Самооценка есть фундамент личности. Мы привыкли к терминам «высокая» и «низкая» самооценка. Психолог Борис Литвак предложил заменить их на более объективные «стабильная» и «нестабильная». В своей книге «7 шагов к стабильной самооценке» автор говорит следующее:

«Я» человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое «Я». Это позволяет ему быть более спокойным и практичным.

Нестабильная самооценка предполагает, что представление человека о самом себе, своей жизни, своем окружении, своих достижениях постоянно изменяется в зависимости от внешних событий, которые происходят в его жизни».

Стабильная самооценка согласно теории Б. Литвака имеет формулу «Я+». В этом состоянии человек понимает, что с ним все хорошо независимо от того, что о нем думают окружающие.

Если самооценка шаткая и сильно зависит от внешних факторов, ее формула обратна – «Я-». Человек, угнетенный своей заниженной самоценностью на фоне других значимых людей, эмоционально зависим от оценок.

Поэтому, его психологическое состояние напрямую связано с одобрением или порицанием со стороны.

В той или иной степени тенденция реагировать на посыл окружения присуща каждому, поскольку человек неразрывно связан с социумом. Однако личность с нестабильной самооценкой смещает центр значимости с себя на других.

Вместо того, чтобы быть Солнцем в собственной галактике, такой человек становится маленькой планетой, нарезающей круги вокруг общественного мнения. Постоянная потребность доказывать значимость формирует стратегию социальной адаптации. Человек с базой «Я-» бессознательно трансформирует ее в формулу «Я+, если…».

Это своеобразная подмена концепции «Я+», при которой он чувствует себя хорошо только при соблюдении определенных условий.

Я+, если я лучший

Такие люди стремятся быть первыми во всем. Они могут быть успешными в карьере, вести насыщенную жизнь, всегда оставаться в потоке и даже вызывать зависть. Однако в стремлении завоевать все возможные награды, они остаются несчастными. Причина в том, что источником мотивации выступает не вдохновение, а невротическое опасение за свою несостоятельность.

Как быть?

  • осознать свои истинные цели без оглядки на их престиж с точки зрения социума;
  • позволить себе ошибаться и быть неидеальным;
  • трансформировать источник мотивации из страха во вдохновение;
  • перестать разделять людей на тех, кто лучше или хуже вас.

Я+, если я радую других

Этот тип нестабильной самооценки характерен для общества с советским прошлым. Несколько поколений подряд людям внушали, что их основная задача – осчастливить других. Собственное счастье и благополучие стояли на последнем месте.

Кроме того, влияние общественного мнения (Что скажут люди?) оказывало сильное влияние на жизнь каждого индивида. В связи с этим концепция «Я+, если радую других» встречается в наших реалиях часто. Такие люди несамостоятельны, нервозны, для них характерно плыть по течению и оставаться ведомыми.

Им сложно говорить «нет» и отстаивать свои личностные границы.

Как быть:

  • учиться планированию и постановке целей;
  • учиться отказывать;
  • баловать себя и поощрять за любые (по личному критерию, а не внешнему) достижения;
  • выстраивать личностные границы;
  • не бояться просить о помощи;
  • рассуждать о проблеме с позиции здорового эгоизма.

Я+, если я сильный

Это самостоятельные люди, прочно стоящие на ногах. Они транслируют обществу свою уверенность, иногда сами провоцируют конфликты, и тщательно скрывают слабости. Но их недостаток в том, что образ непобедимого человека диктуем страхом быть осмеянным. Запрет на чувства и состояние вечной борьбы очень изматывают и лишают возможности радоваться жизни.

Как быть?

  • принять себя с недостатками и слабостями;
  • принимать и проживать любые свои эмоции;
  • учиться компромиссам;
  • избегать крайностей в суждениях о людях и себе;
  • найти безопасный выход агрессии.

Как стабилизировать самооценку самостоятельно?

Если у человека нет возможности сотрудничества с психотерапевтом, вернуть самооценку в рамки стабильности он может и сам. Для этого необходимо руководствоваться советами психологов.

Осознайте наличие проблемы и ее причины

Этот этап сложен тем, что не каждый готов признаться себе, что не в порядке именно он, а не окружающий мир. Особенно, если речь идет о завышенной самооценке.

Зато осознанность дает возможность двигаться вперед и продуктивно работать с проблемой. Важно понять, что этот шаг является мощным толчком на пути к улучшению качества жизни.

Отслеживая свои реакции на внешние раздражители, будет проще контролировать текущее состояние и менять поведение в соответствии с ситуацией.

Определение своей формулы «Я, если…»

Этот этап является логическим продолжением предыдущего. Если вы включили осознанность, то сможете объективно определить, к какому типу относится ваша самооценка. В соответствии с описанием, следуйте советам по стабилизации, приведенным выше.

Примите свою индивидуальность

Вы никогда не будете нравиться всем и это нормально. Невозможно бесконечно радовать других, быть сильнее и лучше всех. Достаточно оставаться в гармонии с собой без оглядки на то, что скажут люди.

Принятие себя – долгий путь, в процессе которого не исключены падения. И здесь важно чувствовать собственные потребности, задавать себе вопросы и не прятать истинное отношение к тому, что с вами происходит.

Снижайте значимость условий «если…»

Самовосприятие  напрямую зависит от списка требований к себе, которые когда-то обосновались в глубинах подсознания и блокируют его адекватность. Снижение и устранение условий «если…» на первых порах требует больших усилий, поскольку связано с выходом из зоны комфорта.

На этом этапе от человека потребуется отстаивать свои границы, говорить «нет» или наоборот становиться мягче по отношению к себе и другим. Не исключено, что в последствии ваше окружение поменяется, но эти изменения будут в лучшую сторону. От вас отлипнут манипуляторы, появится уважение и доброжелательность со стороны.

В свою очередь вы обретете безусловную уверенность в себе, спокойствие без борьбы и стремления что-то доказывать.

Воспользуйтесь свободой выбора

Несмотря на то, что каждому она дана при рождении, не все имеют смелость воспользоваться этим мощным ресурсом. Свобода выбора – это еще и ответственность за собственные поступки, поэтому она пугает.

Но взамен дает возможность самостоятельно без оглядки на условия «если…» жить той жизнью, которая приносит удовлетворение и счастье.

Если человек отчетливо видит свои истинные (не навязанные) цели, чужие программы и ожидания никак не повлияют на его действия.

Стабильная самооценка разрывает порочный круг, по которому человек курсирует, каждый раз ставя галочку напротив списка «если…». Пройдя путь становления нерушимой самоценности, он приходит к выводу, что мог потратить всю жизнь на исполнение этих нескончаемых требований. 

Тут будет размещена реклама

Книги, позволяющие стабилизировать самооценку

Существует масса литературы, посвященной тому, как нормализовать самооценку. Опыт авторов основан на различных методиках и подходах. Читателю останется лишь выбрать книгу по душе. Вот некоторые из них.

Брене Браун «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть»

По мнению исследовательницы, человеческая жизнь наполнена проблемами и препятствиями, не справляясь с которыми мы часто испытываем стыд. Именно эта эмоция превращает нашу жизнь в бесконечную борьбу с собой. Книга направлена на то, чтобы научить читателя выработать иммунитет к стыду. Полученный опыт можно применять как по отношению к себе, так и в воспитании детей.

Роберт Энтони «Главные секреты абсолютной уверенности в себе»

Автор книги – профессор, член Гарвардской бизнес-школы и доктор психологических наук. Работа носит мотивационный посыл, призывает к активным действиям, формирует уверенность в своих силах. Книгу рекомендуется время от времени перечитывать, дабы стабильно поддерживать моральный дух на высоком уровне.

Н. Нараин и К. Нараин Филлипс «Полюбить себя. Секреты заботы о душе и теле»

Этих сестер называют британскими королевами ЗОЖ. Их работа представляет собой практическое руководство по тому, как полюбить и принять себя. Книга содержит фотографии, лайфхаки, тренинг-практики и практические советы на каждый день. К прочтению этого легкого мотивирующего издания рекомендует The Sanday Times.

Джеймс Рапсон, Крейг Инглиш «Похвалите меня. Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе»

Название полностью отражает посыл книги. Она посвящена тому, как побороть комплекс «славного человека», который ищет похвалы и видит смысл только в ней. 7 практик трансформации помогут людям, которые стремятся угождать другим в ущерб себе, тем, кто боится осуждения и сильно зависит от мнения окружающих.

Кэролайн Форен — «Уверенность. Внятное руководство по избавлению от страхов, комплексов и тревог»

Книга посвящена техникам избавления от «синдрома самозванца». В свое время автор сама пережила этот опыт и успешно справилась со своей психологической проблемой. К. Форен дает рекомендации, как снизить тревожность, избежать тревожных расстройств и выровнять самооценку до стабильного уровня.

Стабильная самооценка – основа психологического и физического здоровья. Настоящая уверенность в себе опирается на личность, а не на заслуги перед обществом. И то, что самооценку можно формировать самостоятельно, является прекрасной возможностью жить полной и счастливой жизнью.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: