Формы мышления

Содержание
  1. Формы мышления
  2. Основные формы мышления
  3. Формы мышления и их характеристика
  4. Что относится к формам мышления: примеры понятия, суждения и умозаключения
  5. Что такое мышление
  6. Основные виды мышления
  7. Рациональное мышление
  8. Логическое мышление
  9. Абстрактное мышление и другие
  10. Формы реализации мыслительных процессов
  11. Понятийная форма
  12. Форма суждений
  13. Форма умозаключений
  14. Виды и формы мышления
  15. Дадим краткую характеристику каждому виду мышления
  16. Качества мышления. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:
  17. Формы мышления. К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение
  18. Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение
  19. Что такое формы мышления?
  20. Итог
  21. Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие
  22. Понятие
  23. Суждение
  24. Умозаключение

Формы мышления

Формы мышления

Формы мышления человека – это проявление интеллектуальной деятельности, последствие мыслительного процесса и результат операций мышления.

Выделяют три ключевых формы мыслительной деятельности, а именно понятия, умозаключения и суждения. Многие авторы относят к формам мыслительной деятельности теории, гипотезы, концепции, законы, аргументы, доказательства.

Однако они относятся, скорее, к производным категориям, хотя и обладают определенной спецификой.

Понятием называют воспроизведенную в мыслительных операциях целостность значимых качеств, связей, свойств и взаимоотношений объектов или явлений. Также еще понятием именуют размышление или систему размышлений, акцентирующую и обобщающую объекты определенного класса по конкретным общим и в совокупности для них специфическим признакам.

Суждением называется форма мыслительного функционирования, в котором нечто об объекте утверждается либо отрицается, например, его конфигурации, качества или взаимоотношения между объектами.

Умозаключение является подведением итогов или выводом.

Основные формы мышления

Итак, как уже писалось выше, различают три основополагающие логические формы мышления, а именно понятие, суждение и умозаключение. Любой мыслительный процесс завязывается с постановки вопроса, ставящего перед собой индивидом, которые не имеет на него готового ответа.

Формы мышления в психологии являются ничем иным как формальными структурами мысли.

Формы мышления в философии неизменно вызывают споры относительно их сути и смысла. Так, к примеру, с философской позиции «понятие» довольно не однозначно, оно не позволяет выстраивать формально-логические схемы или выводить умозаключения.

Понятие отображает общие и значимые свойства объектов или явлений. Множеством различных качеств, признаков и свойств обладает каждый объект или явление. Подобные качества и приметы подразделяются на две существенные категории: значимые и незначимые.

К примеру, каждый треугольник характеризуется наличием трех углов, конкретными размерами: определенной величиной углов, длиной отрезков и площадью, формой. Однако лишь первый признак из геометрической фигуры делает треугольник, что дает возможность отличить его от иных фигур, таких как прямоугольник, круг и др.

Прочие признаки призваны дифференцировать одну геометрическую фигуру от прочих аналогичных по форме. При изменении этих признаков треугольник все равно останется треугольником.

Понятие как форма мышления в себе содержит общие приметы и существенные признаки для огромного ряда предметов, характеризующихся однородностью. Понятие существует в качестве смысла слова и обозначается словом.

А функцией каждого слова является обобщение (кроме слов, представляющих имена собственные). Знания об объектах и явлениях реальности оформляются в категории «понятие» в обобщенном и абстрактном виде.

Именно этим категория «понятие» принципиально отличается от представления и восприятия, так как они характеризуются конкретностью, образностью и наглядностью.

Понятие как форма мышления обладает отвлеченной, обобщенной, и не наглядной направленностью.

Представление является образом конкретного объекта, а понятие – абстрактной мыслью о классе объектов.

Представления и восприятие всегда представляют отражение конкретного и единичного. Невозможно представить объект, лишенный абсолютно любых индивидуальных признаков. К примеру, нельзя представить книги вообще, а мыслить о них можно.

Поэтому понятие – это всесторонне развитая форма познания. Категория «понятие» значительно глубже и совершеннее воспроизводит реальность, чем представление.

Суждение как форма мышления отражает взаимосвязи и отношения, соединяющие объекты или явления окружающей среды и их свойства, признаки.

Суждением называется форма мыслительных процессов, охватывающая отрицание либо утверждение какой-нибудь позиции, относящейся к объектам, событиям или их качествам.
Примерами отрицательного суждения являются соображения, в которых у объекта отображается отсутствие некоторых свойств.

Например, этот предмет квадратный, а не круглый. Фраза «школьник знает урок» служит примером утвердительного суждения. Выделяют суждения единичного, общего и частного характера.

Общее суждение как форма мышления может отрицать либо утверждать что-то относящееся ко всем предметам и событиям, объединенным понятием. Так, например, «все металлические предметы проводят электричество».

В суждении частного характера описывается часть объектов и факторов, объединенных понятием (некоторые дети умеют играть в шашки). Единичное суждение представляет собой мысль, в которой обнаруживается какое-нибудь индивидуальное понятие (Париж – столица Франции).

Суждения призваны раскрыть сущность понятий. Поэтому для высказывания того или другого суждения, индивиду необходимо иметь сведения о содержании понятий, вмещающихся в структуру суждения.

К примеру, когда субъект изрекает суждение, что «мышление является познавательным процессом психики», ему необходимо иметь соответственные понимания о мышлении и психике.

Правдивость суждений можно проверить через общественную практику субъекта.

Умозаключение как форма мышления являет собой сопоставление и разбор различных суждений, итогом чего будет новое суждение. Характерным примером умозаключения служит доказательство теорем в геометрии. Индивид, преимущественно, использует, две категории умозаключений, а именно индуктивные и дедуктивные.

Стратегия рассуждений, представляющий переход от частных предложений к общим, определение общих норм и правил, базирующихся на изучении отдельных условий и событий, называется индукцией. Метод обдумывания, состоящий в переходе от общего рассуждения к частному предположению, постижение отдельных фактов и событий, основывающихся на знаниях общих норм и правил, называется дедукцией.

Индуктивные умозаключения берут начало с накапливания знаний о максимальном числе предметов и феноменов в чем-либо подобные, что предоставляет возможность отыскать схожесть и отличие в них и исключить второстепенное и незначащее. Обобщая подобные приметы этих объектов и явлений, выводится общий итог или умозаключение и устанавливается общая норма или правило.

Дедуктивное умозаключение как форма мышления предоставляет индивиду знания об определенных свойствах и признаках отдельного объекта на основе обладания запасом знаний об общих законах и правилах.

Для мыслительной деятельности человеческого индивида довольно существенна связь вначале с деятельностью, а затем речью и языковой системы.

Так как, выделяя классы объектов или событий, их приметы и особенности, субъект их именует, тем самым обобщая и систематизируя, что в конечном результате предоставляет возможность «подвести» общие правила под них.

Поэтому обобщение является основополагающим признаком мыслительного процесса. Связь мыслительной деятельности и речи наиболее проявлена в понятиях или определениях.

Наивысшей формой мышления является словесно-логические мыслительное оперирование, посредством которого индивиды способны отображать сложнейшие взаимосвязи и отношения, выводить понятия, производить выводы, решать теоретические задания.

Формы мышления и их характеристика

Мыслительные операции являются психолого-познавательным процессом отображения в сознании субъектов сложнейших взаимосвязей и взаимодействий между объектами и событиями окружающего мира.

Задачи мыслительного процесса состоят в раскрытии взаимоотношений между объектами, обнаружение связей и отграничение их от непредвиденных совпадений.

Мыслительное оперирование – это высший познавательный процесс, в котором прослеживается совокупность всех остальных познавательных процессов.

Формы абстрактного мышления функционируют посредством понятияй и выполняют функции планирования и обобщения.

Мыслительную функцию отличает от других процессов, проистекающих в психике, его связь с активными модификациями обстоятельств, в которых индивид пребывает. Мыслительные операции постоянно направлены на поиск решения различных задач.

Формой мышления является категория «понятие». Оно подразделяется на простое и составное. Простыми называются понятия, которые характеризуются только одним объединяющим свойством, а составными или сложными – несколькими свойствами. В свой черед, сложные понятия бывают: конъюнктивными, дизъюнктивными и соотносительными.

Понятия, определяемые как минимум двумя признаками, именуются конъюнктивными. Понятия, определяемые одним или иным свойством, либо двумя одновременно, называются дизъюнктивными. Соотносительными называются понятия, охватывающие абсолютно все связи или взаимоотноше­ния, существующие между некоторыми структурами отдельной совокупности.

В повседневном существовании человеческие индивиды пользуются реже всего дизъюнктивными понятиями.

Необходимо отметить, что все обобщенные понятия зарождаются только на фундаменте еди­ничных объектов и явлений.

Отсюда формирование любого понятия совершается не исключительно через осмысление каких-то обобщенных признаков и специфических особенностей класса объектов, а в первую черед посредством приобретения сведений о признаках и свойствах единичных объектов. Закономерное направление вырабатывания понятий представляет собой движение через обобщение от частных признаков к общим.

Понятие усваивается двумя путями. Первый путь заключается в обучении индивида чему-либо, на базисе чего вырабатывается понятие. Второй путь состоит в самостоятельном формировании понятия индивидом в процессе деятельности, основываясь на собственном опыте.

Понятие отображает единичное и специфическое, являющееся и всеобщим. Категория «понятие» выступает в качестве формы абстрактного мышления и одновременно функционирует как специфическое мыслительное действие.

Так как за всяким понятием сокрыто особое объектное действие.

Суждение в качестве формы мышления в психологии базируется на понимании индивидами многообразия взаимосвязей определенного предмета или конкретного явления с иными предметами либо явлениями.

Разнообразие связей объектов не всегда отображается в человеческих суждениях, поэтому глубина осмысления всевозможных объектов и событий может варьировать.

На первичной фазе постижения индивиды могут лишь определить предмет или события, путем причисления их к установленному самому общему классу.

Следующая, более сложная ступень постижения достигается при условии, что общий класс предметов и событий, к которому можно причислить то, что необходимо постигнуть, хорошо известен индивидам. Более совершенным является постижение тогда, когда индивиды постигают не исключительно обобщенные, но и субъективные особенности объекта, которые разнят его с подобным ему.

Значительно позволяет углубить понимание движение от недифференцированного и обобщенного восприятия объекта к осознанию каждого его элемента и пониманию взаимосвязей таких частей. Также, углублению постижения способствуют понимание признаков предметов и свойств явлений, их взаимодействий между собой, причин их происхождения.

Суждения делятся на правдивые (истинные) и ложные. Объективно верные суждения называются истинными, а размышления, несоответствующие объективной действительности именуются ложными.

Кроме этого, суждения могут быть общей направленности, частными и единичными. Общие суждения предназначены для утверждения чего-либо или отрицания и применяются ко всем предметам определенного класса или группы.

В суждениях частного характера утверждения либо отрицания применимы к отдельным объектам.

В суждениях единичного характера утвердительные либо отрицательные описания употребляются лишь к единственному объекту или событию.

Умозаключение в качестве формы мышления в философии представляет собой, зачастую, довольно сложную операцию мыслительной деятельности, которая включает ряд действий, подвластных требованиям общей цели.

В умозаключениях особая роль принадлежит опосредованию в мыслительном функционировании. В выводах, базирующихся на имеющихся знаниях, приходят к приобретению новых знаний.

Таким образом, знания приобретаются опосредованно через другое знание.

Умозаключение становится возможным исключительно благодаря существованию объективных взаимосвязей и взаимодействий элементов, которые в нем обнаруживаются.

Ключевым аспектом для умозаключения в качестве мыслительной функции является следующее: взаимоотношения, которые усматриваются в выводе, обнаруживаются в объективной сути объекта. Именно в этом состоит основное отличие выводов от ассоциативного акта.

Таким образом, умозаключением называется выявление взаимосвязи между понятиями и суждениями, следствием которой является приобретение нового суждения из одного либо из нескольких рассуждений. Новое суждение извлекается из сути исходных соображений.

Исходные суждения или соображения, из которых извлекается другое предложение, именуют посылками умозаключения. Связь, объединяющая объекты либо их признаки, может выражаться лишь посредством утверждения либо отрицания. В однотипных умозаключениях вывод формулируется аналогичным способом.

Таким образом, логические формы мышления являются способом взаимосвязи конструктивных элементов мыслей, их структуры, благодаря которой суть объектов существует и отображает действительность. Они составляют устройство мыслительной деятельности и разнят ее с прочими психическими процессами, которые проистекают ежесекундно в человеческом мозге.

Таким образом, мыслительное оперирование индивидов, представленное в форме понятий, суждений, умозаключений предоставляет возможность более совершенно и полно изведать объективную реальность, выявить наиболее существенные аспекты, взаимосвязи, взаимодействия и закономерности действительности.

Становление мыслительного процесса возможно исключительно через коммуникативное взаимодействие субъектов друг с другом. Вырабатывание специфически людской мыслительной функции в онтогенетическом развитии возможно исключительно в процессах совместно направленной деятельности взрослого окружения и детей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что относится к формам мышления: примеры понятия, суждения и умозаключения

Формы мышления

Формы мыслительного процесса – это ряд правил, условий, схем, которыми руководствуется человек, получая новые знания или обдумывая старые. В целом одна форма является продолжением или дополнением другой. Каждая подразделяется на отдельные виды, среди которых можно выделить наиболее удобные для индивида.

Люди думают по-разному

Мышлением называют познавательную деятельность, с помощью которой человек составляет свое видение мира. Формы мышления – это некоторый состав мыслей, на которые индивид опирается. Среди основных мыслительных форм выделяют понятия, суждения и их конечную деятельность в виде умозаключения. Каждый элемент имеет свои характеристики, особенности и определения.

Обратите внимание! Мышление не является отдельной функцией, способностью человека. Это способ ориентирования индивида в условиях окружающего мира, учитывая его особенности и качества.

Что такое мышление

Понятия мышления имеют схожее значение среди разных источников:

  • В первую очередь, это познавательная деятельность людей, в ходе которой составляется некоторое отражение действительности;
  • Мышление – умственная и практическая деятельность индивида, имеющая ориентировочно-исследовательский характер, т. е. изучение мира с помощью познавания и практических действий;
  • Мышлению также придают значение универсального свойства индивида, способствующего его существованию в условиях окружающей действительности.

Основные виды мышления

Виды мышления в психологии, их характеристика и примеры

Обычно человек имеет смешанное мышление. Однако один из видов зачастую доминирует. Чтобы выбрать, к какому способу мышления относится индивид, нужно иметь краткие представления о видах данного процесса в целом. Характеристика схем мыслительных процессов человека имеет следующее построение.

Рациональное мышление

Формой рационального мышления является та, которая основана на фактах. Люди, у которых преобладает данный вид мыслительных процессов, выражаются: «поверю, когда увижу». Суть данного мышления в том, что оно полагается на доказанный материал, в этом случае реальностью является то, что можно услышать, увидеть и осязать.

Обратите внимание! Рационалисты конкретны, устремлены к исправлению того, что оказалось неправильным.

Рациональный человек благоразумен, он предпочитает осмысливать полученные знания. У него четкая логика мышления, при которой, обнаружив ошибки в восприятии некого элемента, он способен на них указать и изменить мнение об этом без лишних колебаний.

Рациональные люди полагаются на доказанные факты

Логическое мышление

Логическую форму принято относить к философии, наряду с диалектикой и гносеологией. Как способ мышления, логическая форма представляет собой такой мыслительный процесс, при котором индивид опирается на доказательность мысли. Цель логического мышления – обосновать, доказать правильность некого суждения без сомнений и предположений.

Обратите внимание! Логика не изучает конкретную действительность. Она основывается на мыслях индивида об окружающем мире. Логика требует обобщения и умения оперировать установками, формулами, схемами и фактами.

Логика стала неотъемлемой частью информационных технологий, где человек занимается изучением информатики. С помощью логической цепочки переменных, тщательного тестирования программ, проверок баз данных он задает команды на такие операции программирования, которые могут гарантировать правильную эффективную работу, ее безошибочность.

Абстрактное мышление и другие

К абстрактному способу мышления относятся люди, которым присуще познание мира посредством воображения. Абстракционист мыслит намного шире, например, рационалиста. Он на время отвлекается от действительности и направляет силы на то, чтобы чувственно познать предметы или явления, опираясь на свое отношение к ним.

Существует также прагматическая форма, в ходе которой индивид предпочитает пользоваться личным опытом, а также искать легкие пути получения знаний и сведений, причем в быстром темпе. Общение с такими людьми оставляет ощущение, будто прагматики поверхностны и лишены логики. Однако вся хитрость в том, что именно так они видят окружающий их мир.

Идеалистическое мышление проявляется среди тех, у кого повышен интерес ко всему вокруг. Они полагаются на интуитивную или глобальную оценку предметов. Идеалисты стараются сгладить острые углы в полученных понятиях о предметах и явлениях, пренебрегают противоречиями, отдают предпочтение схожести. Они полагаются на чувства, эмоциональность.

Идеалистов можно назвать романтиками

Синтетическое мышление заключается в том, чтобы создавать оригинальные умозаключения, сочетая в них несхожие понятия, идеи. Люди, предрасположенные к данному мышлению, нацелены на то, чтобы создать новую концепцию, которая бы снимала противоречия, приводя мысли к компромиссу, единому целому между отличающимися позициями предметов и явлений.

Творческое мышление – важное направление в научной деятельности. Творческие люди – необязательно художники и музыканты. В сфере науки индивид с преобладанием данного вида мыслительных процессов быстрее других делает открытия, поскольку смелее и с большим энтузиазмом подходит к поиску новых теорий.

Обладая практическим мышлением, индивид сочетает в себе повышенную внимательность, наблюдательность, а также умение концентрироваться на отдельных деталях, абстрагируясь от общей картины предмета или явления.

Формы реализации мыслительных процессов

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Основными формами мышления называют следующие три.

Понятийная форма

Понятие – такая форма познания, которая шире представляет действительность, без ограничений. Оно отражает общие свойства объектов, явлений и ситуаций, которые, в свою очередь, имеют определенные характеристики:

  • Существенные, т. е. имеющие неизменные свойства, не способные видоизменяться;
  • Несущественные, т. е. меняющиеся под влиянием дополнительных признаков.

В случае с понятийной формой стоит отметить, что само «понятие» имеет определение как отдельное слово, не включенное в мыслительные процессы.

Оно является содержательной частью отдельных объектов, описывающей свойство предмета, которое может быть абстрактным, не конкретным.

В пример приводится высказывание о том, что невозможно наглядно вообразить скорость света, но мыслить о такой динамике можно.

Форма суждений

Выражение мыслей в форме суждений характеризуется в виде процесса или уже результата формирования мнения после получения обобщенной информации.

Оно отражается в такой реакции индивида, как предположение, утверждение, заявление, критика и т. п. Суждение можно определить и как навык понимания, осознания связей.

Определенное содержание суждения образуется по большей части на личном опыте или отношении человека к предмету или явлению. Форма суждений имеет два типа:

  • Формальная форма суждений описывается как факт наличия взаимосвязи без сомнений в их истинности или ложности (трава зеленая, небо голубое).
  • Эмпирическое суждение характеризуется как наблюдение за объектами или явлениями с возможностью проверить их истинность (в чужом огороде трава зеленее).

В процессе суждения человек анализирует полученные знания

Данная форма мышления также классифицируется по следующим видам:

  • Общее суждение (обобщенные положения о предметах и явлениях);
  • Частное суждение (понятие о группе объектов и явлений);
  • Единичное суждение (как личное мнение).

Форма умозаключений

Умозаключение описывают как высший уровень умственной работы. В процессе данной формы мышления индивид анализирует полученные суждения, выводя другие, новые. Делается это посредством следующего мыслительного инструментария:

  • Индукция – имея множество частных суждений, индивид составляет одно общее, иногда ставя некоторые условия на основе изучения предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, пользуясь накопленными знаниями, можно составить общую картину о некотором объекте или событии;
  • Дедукция – обратный индукции процесс. Имея общее представление о чем-то, можно вывести ряд детальных суждений, зная законы, правила и условия. Говоря проще, признак, характеризующий группу предметов, характеризует и каждый элемент в отдельности;
  • Аналогия (традукция) – в данном случае происходит процесс сравнения, перенесение некоторого свойства с одного предмета на другой, при условии, что имеются сходства существенных признаков;
  • Предположение – бывает, что индивид обладает неполной информацией, поэтому он предполагает возможные факты, впоследствии подтверждающиеся или опровергающиеся.

Формами мышления в психологии называют структуру мыслей. Получая некоторый объем знаний, человек анализирует их. Обзаведясь своим мнением об изучаемом объекте или явлении, он переходит к процессу умозаключения. В зависимости от количества имеющихся данных, индивид строит новые суждения, пользуясь мыслительным инструментарием, чтобы окончательно оформить представление о полученных знаниях.

Воображение — что это в психологии, определение

Виды и формы мышления

Формы мышления

Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления.

В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям:

1. по форме;

2. по характеру решаемых задач;

3. по степени развернутости;

4. по степени новизны и оригинальности.

Дадим краткую характеристику каждому виду мышления

1) По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощь реального, физического преобразования проблемной ситуации.

Другими словами, осуществляемые операции происходят во внешней, практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами. Данный вид мышления, соответственно, наблюдается и у высших животных.

Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы.

Имея возможность активно изменять представления о предметах, полученные благодаря органам чувств, человек может формировать разностороннее видение проблемы, что позволяет найти наиболее оптимальное решение.

Наглядно-образное мышление особенно характерно для дошкольников и младших школьников. Поэтому не случайно, что ученики начальных классов стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами.

Абстрактно-логическое (или словесно-логическое) мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач. Т.е.

в основе функционирования данного вида мышления лежит использование слов, которые отражают различные отвлеченные понятия Поэтому именно благодаря ему, человек способен обобщенно отражать окружающую действительность.

Абстрактно-логическое мышление в онтогенезе возникает на более поздних этапах развития.

У зрелого человека все рассмотренные виды мышления тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В то же время часто можно говорить о преобладании того или иного вида мышления.

2) По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений.

Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач.

Поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию, ведущую к изменению действительности.

Чаще всего наиболее оптимальным является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления. В ином случае мы вправе говорить об определенной ограниченности познавательной сферы человека.

3) Постепени развернутоститакже выделяют 2 вида мышления: дискурсивное и интуитивное.

Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном (развернутом) мышлении.

Когда же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, данное мышление обозначают как интуитивное.

4) Результат мыслительное деятельности может быть рассмотрен и с точки зрения новизны (оригинальности). Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи. Продуктивное (творческое мышление) связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.

Качества мышления. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:

Глубина мышления – способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.

Широта мышления – охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.

Гибкость мышления – умение адекватно и своевременно изменять решения в связи с учетом новых факторов, изменения ситуации. Противоположное качество – стереотипность мышления.

Оригинальность мышления – способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.

Критичность мышления – склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.

Быстрота мышления – скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.

Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразием мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).

Формы мышления. К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение

Понятие – форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.

Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий.

Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога».

Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут гуманизм, сила, чистота, надежность, синева, воля.

По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак.

Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).

Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями.

Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения.

При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).

В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют – общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»).

Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.

о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей.

Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.

Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения:

– индуктивные умозаключения – выведение общего привила из частных фактов;

– дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай;

– умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным.

Таким образом, умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).

Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение

Формы мышления

Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы мышления, которыми являются понятие, умозаключение и суждение. Именно о них пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи.

В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами.

Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.

Что такое формы мышления?

Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:

  1. Понятие.
  2. Умозаключение.
  3. Суждения.

Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.

Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение  и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.

Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.

Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие

Формы мышления

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний.

Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного.

Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться.

Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое.

Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»).

Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М.

Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

  • дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
  • индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
  • построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии. 

Оцените эту статью:

Всего : 273

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: