Интеллигентность

Содержание
  1. Что такое интеллигентность: два определения
  2. Page 3
  3. Современная интеллигентность. Что такое интеллигентность и что она дает
  4. Что такое интеллигентность: определение и суть
  5. Составляющие интеллигентности
  6. Суть понятия через составляющие
  7. Для чего нужна интеллигентность современному человеку?
  8. Как стать интеллигентным человеком?
  9. Как распознать интеллигентного человека?
  10. Выводы
  11. Кого сегодня можно считать интеллигентом? – Пять углов
  12. Интеллигенты по происхождению
  13. Кто же такой интеллигентный человек?
  14. Самое простое определение интеллигентности
  15. Кого сегодня можно считать интеллигентом?
  16. Как расценивают уровень «интеллигентности» в жизни
  17. Проблема интеллигентности в современном обществе
  18. Интеллигенция как общественная группа
  19. Определение понятия
  20. Функциональное значение понятия «интеллигенция»[ | ]
  21. Примеры в современном мире
  22. Вступление
  23. Проблема
  24. Интеллигентность: определение, суть и примеры
  25. Характеристика интеллигента
  26. Как стать интеллигентом
  27. Интеллигентность
  28. Что такое интеллигентность
  29. Как стать интеллигентным человеком

Что такое интеллигентность: два определения

Интеллигентность

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ – сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры.

Это скорее совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, которые считаются носителями культуры.

Интеллигентность – свойство прежде всего высоконравственное. Интеллигентность в обыденней жизни используют как синоним порядочности, честности, правдивости, благородства, принципиальности, тактичности, совестливости.

Все эти признаки высоконравственного человека в варианте интеллигентности сочетаются ещё и с достаточно большими интеллектуальными возможностями. Говоря образно, интеллигентность – это умная совестливость (или совестливый ум).

Одна из самых существенных черт человека, отличающегося интеллигентностью, – преклонение перед красотой и истиной. Интеллигентность подразумевает ясное представление человека о личной моральной ответственности за всё, что происходит вокруг.

Люди, наделённые интеллигентностью, не спешат обвинять других, они ищут причины личных и общественных неполадок прежде всего в себе, думают о том, чего не смогли или не захотели сделать сами, кому не помогли, чему не способствовали. Конъюнктурность, приспособленчество, карьеризм, двурушничество чужды интеллигентности.

В период господства коммунистической диктатуры многие действительно интеллигентные люди терпели значительный ущерб, были не у дел из-за неспособности двоедушничать, выдавать чёрное за белое, быть в услужении у бюрократов и партократов.

Подлинно интеллигентные люди отличаются скромностью, неприхотливостью, бескорыстием, никогда не выпячивают своих заслуг, избегают разговоров о себе, борются с проявлениями у себя честолюбия, тщеславия и т. д. Интеллигентность – синоним прогрессивной общественно-политической направленности.

Пожалуй, нет ни одного положительного нравственного качества, которое было бы чуждо интеллигентности. А из этого следует, что интеллигентностью обладают все культурные, нравственные люди вне зависимости от классовой или профессиональной принадлежности. В произведениях А.П.

Чехова мы находим образы интеллигентов, чаще всего не вписывавшихся в тогдашнюю действительность: доктора Дымова из «Попрыгуньи», Гурова из «Дамы с собачкой» и др. В бывшей советской литературе И. отличаются герои произведений Б. Пастернака, В. Каверина, Д. Гранина, А. Битова и др.

Интеллигентности всегда чужды были кастовость, элитарность, групповщина. В жизни встречаются попытки возведения интеллигентности в знак избранности, «посвящённости». Подобные представления страдают односторонностью. Порою интеллигентность сочетается в человеке с излишним стремлением к самокопанию, неуверенностью в своих силах, отсутствием боевитости, настойчивости («наглости»).

В процессе воспитания у детей интеллигентности родители и педагоги должны позаботиться о своевременном развитии у них самостоятельности мышления, уважения к правде, любви к людям, стремления бескорыстно помогать им. Важно сделать интеллигентность постоянной «точкой отсчёта» в оценке окружающего ребёнка мира.

В подростковом возрасте уже можно объяснить суть этого личностного свойства, его значение для самого человека и всего общества. В этом возрасте особенно актуальны поиски конкретного идеала. Будет хорошо, если в ряду идеальных для подростка (а потом юноши, девушки) людей, образцов для подражания окажутся такие глубоко интеллигентные люди, как А.П. Чехов, А.А.

Блок, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, А.Д. Сахаров, Б.С. Лихачёв. На пользу ребёнку пойдут советы не следовать слепо интеллектуальной моде, проверять расхожие оценки собственной продуманной позицией.

Но самый эффективный способ положительного воздействия в этом направлении – совместный с ребёнком духовный рост, достижение в процессе общения, деятельности всё новых вершин в духовном развитии.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 282-283.

++++++++++++++++++++++++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры.

Первоначально И. представляла собой производное от понятия «интеллигенция», означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий — ученых, художников, писателей и др.

К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: 1) обостренное чувство социальной справедливости; 2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей; 3) следование велениям совести, а не внешним императивам; 4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; 5) способность к состраданию; 6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.

В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и И. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым — особое качество, духовность личности.

Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь к некоторым сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. И. обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность.

Но образованность не является ее необходимым, тем более достаточным атрибутом: И. может быть присуща любому члену общества.

Ныне закрепленность признаков И. за представителями каких- либо классов, «прослоек», профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов — не более чем стереотип обыденного сознания.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 171-172.

Оба определения – с сайта http://ponjatija.ru/node/7078 Оригинал взят у 17ur в Хула интеллигенции.Говорят, недавно на каком-то своём собрании по поводу раздачи наград киноработники фронднули и в чём-то упрекнули государство. Пафос, эпос и апофеоз.

Парфенон бросает вызов Олимпу. Дух против материи. И всё такое.Не устаю повторять, что я обыватель, и что высокое мне недоступно.

Все мои построения неизбежно ведут к требованиям массовых расстрелов творцов и провозвестников – даже там, где я сам не вижу этих требований и стараюсь их избегать, они всё равно есть, это аксиома.

И, конечно же, моё мерзкое блеяние из подвала истории никак не должно повлиять на траекторию одухотворённого полёта… ладно, дальше я всерьёз, со всей категоричностью дурака и мракобеса.

( категоричностьCollapse )

Page 3

Современная интеллигентность. Что такое интеллигентность и что она дает

Интеллигентность

Что мы знаем об интеллигентности? С интеллигентными людьми нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие человеческие качества, которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности – некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность – это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность.

Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие.

Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии).

Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям.

Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях – это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности – благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование – преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры – обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия “интеллигентность”. Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю – все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность.

Что такое она для вас лично – вы определите, когда осознаете, что вам нужно.

Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность – значит расти прежде всего над самим собой.

Кого сегодня можно считать интеллигентом? – Пять углов

Интеллигентность

Если попросить респондентов ответить на данный вопрос, то есть большая вероятность, что единого мнения не будет — мнения разойдутся.

Часть людей поставят во главу угла такие характеристики интеллигента как эрудиция и образованность в широком смысле слова.

А, вот, по мнению остальных, интеллигентным можно признать такого человека, который будет непременно сдержан и аккуратен в словах в присутствии женщин, т. е. будет всегда вежлив.

Ответ и тех и других будет верным в то же время неверным. Все дело в том, что в понятие «интеллигентного человека» входят вышеназванные определения. Детально, что такое «интеллигентный человек» разобрал в своей статье под названием «Человек должен быть интеллигентен» ученый Д. С. Лихачев.

С точки зрения Лихачева, любой человек независимо от происхождения, уровня образования может быть интеллигентным.

Это качество либо есть у человека, либо его нет, причем оно прививается с рождения родными и близкими,которые оказывают влияние на ребенка. Поэтому даже у простых рабочих может вырасти интеллигент.

Это свойство личности не равняется количеству приобретенных знаний, а связывается с жаждой их познания.

Интеллигентному человеку свойственны чуткость по отношению к другим, бесконечный такт и терпение при общении с другими в любой ситуации. Конечно, такой человек никогда не будет употреблять бранных слов, совершать действий, которые могут нарушить гармонию с окружающими. Фанатизм в любой форме противоречит интеллигентности.

Безусловно, можно не ломать голову, а просто обратиться к энциклопедическому словарю, который называет интеллигентным человека, который занимает свое время умственным трудом. Вывод, кто такой интеллигентный человек, вам придется делать самостоятельно.

Интеллигенты по происхождению

Раннее, если ты родился в дворянской семье, то твоя будущая семья уже заочно была «обречена» быть интеллигентной. Теперь же, если ты сам выходец из семьи, скажем, потомственных военных, но решил пойти работать на завод рабочим, то твоя семья уже не будет относиться к этой категории.

Теперь для того, чтобы твои дети воспитывались в интеллигентной семье, тебе придется жениться на девушке из вышеперечисленной когорты.

Но как быть, если твоя жена – коммерсант, у которой нет высшего, но в подчинении находится с десяток людей, а она ежемесячно платит им зарплату? Интеллигентная теперь у тебя семья или нет?

Как видно, научный метод для определения «интеллигентности» семьи не всегда подходит, а потому в жизни для этого приходится оперировать совершенно иными критериями.

Кто же такой интеллигентный человек?

“Культурный и не ругающийся матом”, – скажут многие. Некоторые добавят: “Умный”. А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Кого сегодня можно считать интеллигентом?

В современном обществе понятие интеллигентности довольно своеобразно и неоднозначно. Когда про человека говорят, что он интеллигентный, то мысленно перед нами предстает умная, знающая, мыслящая личность. Но давайте заглянем глубже. Вспомните таких выдающихся учёных, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, таких писателей, как М.Ю. Лермонтов, Л.Н.

Толстой, композиторов, как М.И Глинка, П.И Чайковский… Все эти люди оказали колоссальное влияние на развитие общества и внесли бесценный вклад в нашу культуру. Все они — цвет русской интеллигенции. Из этого можно сделать вывод — чтобы быть истинным интеллигентом, не достаточно быть образованным, начитанным и грамотным человеком.

Ведь интеллигентность — это прежде всего духовность личности, обладающей такими качествами как честь, достоинство, доброта, щедрость. Мне кажется, каждый интеллигент должен осознавать, какую роль он играет в обществе и насколько он для него важен. Приведу другой пример.

Представьте, молодой человек, на нём дорогой деловой костюм, он за рулём престижной иномарки мчится в офис на работу. Он — довольно известная личность, уважаемая в определённых кругах, знаток своего дела, известный как грамотный, образованный и умный человек.

Его считают настоящим интеллигентом, но так ли это на самом деле? Вдруг он понимает, что опаздывает на важное совещание, и, превысив немного скорость, пролетает на красный свет и сбивает женщину.

Он понимает, что она наверняка сильно пострадала, но тем не менее, не останавливаясь, мчится дальше: деловая встреча важна для него, и он делает выбор в пользу своих личных интересов. Можно ли мы такого человека назвать интеллигентом? Да, он умён, образован и начитан, но его внутренний мир пропитан самонадеянной жестокостью и цинизмом.

А это, на мой взгляд, противоречит понятию интеллигентности. Интеллигентность — это прежде всего высокая культура человека, предусматривающая в первую очередь такие личностные качества, как честность, справедливость, благородство, совестливость и порядочность. Безусловно, многие эти черты есть в каждом из нас.

Но тем не менее, мы каждый день встречаемся с аморальностью, бескультурьем и невежеством. По моему мнению, современное общество «одичало», и настоящих интеллигентов осталось очень мало. Но пока они существуют, в мире остаются такие понятия как благонравие, цивилизованность, воспитанность. И я верю, что в будущем общество осознает истинные духовные качества человека и начнёт ценить и развивать задатки интеллигентности внутри себя. Дарья БУЛАЕВА

Как расценивают уровень «интеллигентности» в жизни

Люди привыкли судить о этом следующим образом. «История моей семьи» из уст говорящего обычно, какие бы в роду у него ни были интеллигенты, в расчет не берется. Все судят по стилистике нынешней жизни.

Если у человека есть высокооплачиваемая работа (пусть даже это работа сварщиком где-нибудь в локомотивном депо или бурильщика где-нибудь на севере), если дети у него, хотя бы со слов соседей и учителей, воспитанные, дом ухожен, опрятен и с виду выглядит презентабельно, значит человек – интеллигент.

Люди со стороны не смотрят на высшее образование. Они смотрят на манеру поведения человека в социуме, на то, как он изъясняется, держит себя на публике, допускает ли в своей речи бранные слова. На какой машине он ездит, как за ней ухаживает, как относится к своей второй половинке и к детям. Следит ли за детьми? Держит ли их в узде? Воспитывает ли он их, наконец, или их воспитывает улица?

Проблема интеллигентности в современном обществе

Интеллигентность

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей.

Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования.

Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений.

Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению.

Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов.

Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой.

Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать.

Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения.

Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать.

Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и таланты.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Интеллигенция как общественная группа

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (англ.

 intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов».

Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно.

Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе.

Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

  • передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
  • активная умственная работа и непрерывное самообразование;
  • патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
  • творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной её части, как многими принято считать), подвижничество;
  • независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
  • критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
  • верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
  • неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой и проявлению консерватизма;
  • обострённое чувство обиды в силу нереализованности (реальной или кажущейся), что иногда приводит к предельной замкнутости;
  • периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, что вызвано приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего это характерно для художественной интеллигенции).

А социолог Я. Щепаньский в 1950-е годы и А. Севастьянов в конце XX века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

По версии[источник не указан 878 дней] современного социолога Галины Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):

  • «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
  • «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
  • «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.

В результате возникает вопрос вообще о возможности признания интеллигентов группой социальной или же это индивиды различных социальных групп. Этот вопрос разбирает А. Грамши в своих записях «Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции»:

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями общества, социальной группы и культуры.

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Функциональное значение понятия «интеллигенция»[ | ]

Производится от латинского глагола intellego

, который имеет следующие значения: «ощущать, воспринимать, подмечать, замечать; познавать, узнавать; мыслить; знать толк, разбираться».

Непосредственно латинское слово intellegentia

включает в себя ряд психологических понятий: «понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия; понятие, представление, идея; восприятие, чувственное познание; умение, искусство».

Фома Аквинский использует слово «интеллигенция» (intelligentia

) в Сумме теологии (Ч1., в.79, р.10), однако он понимает под этим термином «познавательный акт ума». При этом Фома отвечает, что в переводах с арабского интеллигенциями нередко называют ангелов, поскольку «такие субстанции всегда актуально мыслят».

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия — функциональный. Речь идёт о деятельности сознания.

Употребляемое в таком значении, слово встречается уже в XIX веке, например, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году: «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»[источник не указан 658 дней

В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века:

Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)»:

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить.

Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам.

Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности, последствия средств массовой информации, социальных сетей.

Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным.

Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Интеллигентность: определение, суть и примеры

Интеллигентность

04.07.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

Как стать интеллигентом

Интеллигентность должна развиваться в человеке с детских лет

  1. Большое внимание необходимо уделять чтению книг. Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность.

    Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.

  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание.

    Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.

  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.

  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души.

Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.

Интеллигентность: определение, суть и примеры Ссылка на основную публикацию

Интеллигентность

Интеллигентность

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части.

Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления.

Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства.

Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и толерантности, благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация.

Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта.

Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность.

Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования.

Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять мотивацию человека в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический.

Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции.

Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы.

Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях.

При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками.

Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей.

Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека.

И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей.

Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования.

Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений.

Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению.

Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов.

Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой.

Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать.

Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения.

Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать.

Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и таланты.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: