Интроекция

Содержание
  1. «Мне мама всегда говорила»: что такое интроекции и чем вредны чужие убеждения
  2. Как интроекции проявляются в жизни
  3. Негативный эффект интроекций
  4. Как найти интроекции и побороть их
  5. Интроекция – это в психологии..
  6. О чем идет речь?
  7. Исследования в этой области
  8. Давайте разберемся подробнее
  9. Защитная роль
  10. Деструктивное влияние
  11. Интроекция: примеры
  12. Жертвы
  13. В обществе
  14. Интроекция: что это простыми словами, примеры, причины
  15. Что такое интроекция?
  16. Примеры интроекции
  17. Механизм действия интроекции
  18. Негативное влияние интроекции на личность
  19. Методы борьбы с негативными интроектами
  20. Заключение
  21. Интроекция. Механизм прерывания контакта
  22. Интроекция – это «беззубый» процесс
  23. Интроекция в кино
  24. Примеры интроективных  отношений в семье
  25. Работа с интроекцией. Вопросы и задания клиентам
  26. Терапия при интроекции
  27. Гештальт-техники в работе с интроектами
  28. Резюме по интроекции:
  29. Интроекция
  30. Что такое интроекция
  31. Интроекция в психологии
  32. Жертвы интроекции – кто они?

«Мне мама всегда говорила»: что такое интроекции и чем вредны чужие убеждения

Интроекция

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

© kinopoisk.ru

Автор Лидия Жерелина

25 мая 2020

Нами часто руководят интроекции — заимствованные взгляды, которые мы однажды признали собственными. Психолог Лидия Жерелина объясняет, почему такие установки вредят нашему благополучию и как научиться ими управлять.

Как правило, убеждения человека формируются на основе личного опыта, но так бывает не всегда. Мы можем бессознательно использовать чужие правила и ценности, не подвергая их критике. Это и есть интроекция — защитный психологический механизм, наделяющий нас уверенностью в вопросах, с которыми никогда не доводилось сталкиваться в реальности.

Интроекты (заимствованные правила, трафареты, схемы) формируются в раннем детстве, когда значимые взрослые объясняют ребенку, каким он должен быть.

«Мальчики не плачут», «Хорошие девочки не дерутся», «Ты добрый, поэтому никогда не должен злиться» — все это примеры установок, которые малыш принимает на веру.

А потом всячески старается им соответствовать, чтобы не разочаровать главных людей в своей жизни.

Повзрослев, мы можем задать себе вполне логичный вопрос, почему хороший человек не имеет права испытывать злость. Ведь это естественная реакция на нарушение наших личных границ. Значит ли это, что добрые не могут отстаивать свои интересы и должны соглашаться с притязаниями других даже во вред себе? Однако ребенок никогда не сомневается в том, что это правильно.

Полностью избежать эффекта интроекции невозможно — этот механизм лежит в основе нашей социализации, без него было бы невозможно перенимать опыт и обучаться.

Присваивать мысли, ценности, мотивы из внешнего мира — естественный защитный процесс, который происходит независимо от желания самого человека.

Он позволяет устанавливать контакты в раннем детстве, ведь вместе с пищей и заботой ребенок перенимает от матери значимые отношения. Интроекция лежит в основе воспитания, цель которого — сделать человека социально удобным.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

Как интроекции проявляются в жизни

Проще всего распознать заимствованные мысли и убеждения по категорическим выражениям, в которых есть слова «все», «всегда», «никогда», «должен», «обязан».

Яркие примеры этому — народная мудрость пословиц и песен, обобщающие утверждения: «Женщина не должна перечить», «Все мужчины изменяют» и так далее. В большинстве случаев люди не осознают свои интроекты.

Они приняли эти законы еще в глубоком детстве и теперь следуют им, даже если их личный опыт говорит об обратном.

О наличии интроекций можно легко узнать по поведению человека. Например, когда он постоянно просит советов и не в силах принять сложное решение без посторонней помощи. Ему трудно взять ответственность за свою жизнь. Поэтому он ищет мнения других, чтобы понять, как ему поступить, что выбрать и чем заниматься.

Много интроектов и у тех, кто глубоко погружается в учения, концепции, теории. Жизнь таких людей полностью подчинена наставлениям их гуру. Они живут и строят свое поведение согласно правилам, но отсутствие собственных жизненных ценностей и целей вводит их в стресс.

Негативный эффект интроекций

Человек, который воспитывается в обществе, не может избежать заимствования ценностей. И в этом не было бы ничего плохого, если бы вместе с полезными навыками мы не вбирали и чужие убеждения, не проверив их на личном опыте.

А это рано или поздно скажется на качестве жизни. Например, девочка, воспитанная на утверждении «Все мужчины — подлецы», будет смотреть на противоположный пол как на источник проблем и, скорее всего, не найдет счастья в отношениях.

Главный отрицательный эффект интроекций в том, что они лишают человека возможности сомневаться, опираться на свой жизненный опыт, выбирать. Они подменяют собственные потребности на постулаты. И от этого возникает внутриличностный конфликт.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

Как найти интроекции и побороть их

Нельзя просто сказать себе: «С завтрашнего дня я начинаю думать по-новому». Установки, которые внедрялись с детства, преодолеть сложно. Чтобы этого добиться, следует действовать последовательно.

Этапы работы с интроекциями:

  1. Определить интроект, проработав собственные желания, убеждения и принципы.
  2. Вспомнить утверждения, которые вы приняли без критики и проверки.
  3. Отделить ваши желания и взгляды от убеждений тех людей, чье мнение вы уважаете.
  4. Проанализировать, полезен ли вам каждый конкретный интроект или нет. Если он совпадает с вашими взглядами, то в будущем его можно использовать, чтобы опираться на него, как на собственный опыт.
  5. Интроекты, которые кардинально расходятся с вашими убеждениями, можно либо заменить, либо смягчить с помощью психопрактик.

Возьмем для примера ситуацию, когда женщине не везет с выбором партнера. Она несколько раз ошибалась и сделала вывод, что все мужчины обманщики и не достойны ее внимания. Однако она не учитывает, что подобную мысль ей внушил тот, кто сам имел негативный опыт отношений с противоположным полом. Она настойчиво продолжает верить, что никогда не встретит достойного мужчину и что этот вывод сделала на основании своего личного опыта. А между тем у нее очень давно появилось «чужое» убеждение, и эти интроекции она бессознательно использует при выборе спутника жизни.

В подобном случае женщине нужно опираться на собственные запросы, учитывать свои желания, которые свободны от навязанных мнений, норм и правил. Ей нужно спросить себя: «Кого я хочу видеть рядом?», «Чего я жду от этих отношений?»

Интроекции так плотно сплетены с нашими собственными взглядами, что отделить их может быть непросто. Однако результат будет стоить любых затраченных усилий. Ведь только избавившись от негативных навязанных установок, вы сможете самостоятельно руководить своей жизнью и реализовывать собственные желания и стремления.

Интроекция – это в психологии..

Интроекция

В статье расскажем об интроекции как защитном механизме психики человека. Мы познакомимся с этим психологическим термином, а также постараемся разобраться в его основополагающих базисах и влиянии на жизнь каждого индивидуума. Это явление встречается довольно часто, и последствия его могут быть не такими уж радужными.

О чем идет речь?

Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу».

Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция – это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное. Он впитывает различные паттерны, суждения, оценки и т. д.

, которые полностью лишены какой-то объективности, ведь принадлежат тем или иным людям.

Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци – психоаналитик венгерского происхождения.

Исследования в этой области

Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.

Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция – это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека.

В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента – отца.

Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.

Давайте разберемся подробнее

Итак, интроекция в психологии – это сценарий поведенческой защиты. Это явление очень тесно переплетается со взаимоотношениями между индивидуумами. Как мы знаем, для роста личности необходимо воздвигнуть границы между собой и другими в разумных пределах.

Все, принимаемое личностью из внешней среды, будет эффективно для нее только в том случае, если она это переживет, как-то проработает и обдумает. Если же внешний мир принимать без разбора, то он останется незамеченным сознанием, тем не менее будет психологическим паразитом.

На сегодняшний момент считается, что интроекция — это самая простая форма идентификации, но, в отличие от последнего процесса, она человеком не сознается. А если говорить более кратко и понятно, то на сегодняшний день считается, что этот процесс заключается в том, что человек какие-то внешние явления и события воспринимает как свои внутренние.

Процесс, о котором идет речь, оказывает большое влияние на формирование личности человека, его понятий морали, привязанности и т. д. Особенно ярко зависимость прослеживается в детстве.

В этом возрасте дети напоминают губки, потому что они впитывают в себя какие-то нормы, предрассудки, сценарии поведения, реакции и т. д. Перенимают их от людей, которые для них важны и значимы.

Самое интересное, что такая реакция происходит еще до того, когда человек решает сознательно быть похожим или не быть похожим на своих близких.

Защитная роль

Психологическая защита человека и механизмы психологической защиты представить без интроекции невозможно. Дело том, что именно благодаря интроекции совершенно маленький ребенок может считать себя сильным и могущественным, несмотря на то, что по факту он является слабым физически.

Это становится возможным в результате того, что он переносит на себя какие-то качества черты характера важных для него взрослых.

Иногда такой способ защиты человека может сохраняться, даже когда он вырастает.

В таком случае в сложных ситуациях или ситуациях зависимостей и конфликтов такой человек чувствует, что у него есть защитник. Однако у большинства людей интроекция превращается в идентификацию.

Деструктивное влияние

Дело в том, что интроекция в психологии – это не только позитивный опыт, но и негативный. Любая психологическая защита несколько коверкает восприятие реальности. Дело в том, что человек начинает внешнее чувствовать как что-то внутреннее.

Опасно это тем, что когда изменяется что-то во внешней среде, то человек может это воспринимать как потерю чего-то внутреннего, каких-то качеств, ценностей, точек опоры. В результате именно это может приводить к депрессии.

Человек пытается остаться целостным внутри, при этом он считает, что действительно что-то потерял, пытается либо винить себя в этом, либо искать причины.

В любом случае это очень усложняет ему жизнь и иногда вынуждает обращаться к профессионалам.

Интроекция: примеры

Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.

Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым.

Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе.

Если же копнуть еще глубже, то окажется, что у него есть какие-то убеждения, исходя из которых он действует, даже не осознавая этого.

Интроекция – это понятие, которое лучше всего рассматривать на примерах, что мы сделали выше. Теперь, когда мы понимаем природу этого процесса, необходимо рассказать о том, насколько он опасен.

Дело в том, что этот процесс – пример того, как какая-то информация входит в нас совершенно бессознательно и бесконтрольно.

А после этого мы действуем согласно полученным данным и только после этого пытаемся найти логику в своих решениях.

Интересно, что интроекция одинаково присуща невротикам и здоровым людям, поэтому абсолютно каждый сталкивается с таким явлением от рождения. Создатель термина “интроекция” считал, что этот механизм вызывает невротические конфликты и другие психологические процессы.

В результате это может привести к неврозу, который довольно часто случается в обычной жизни человека. Дело в том, что для невротиков как раз характерны такие смытые границы между собственным «я» и окружающим миром. Они очень часто ищут какой-то внешний объект для того, чтобы поглотить его своим внутренним миром и таким образом расширить границы, приравнять себя к этому объекту.

В гештальте такие реакции подразумевают процесс, когда какие-то результаты мышления или оценки принимаются человеком как бы без цензуры. Ученые выделили три фазы интроекции:

  • Полную.
  • Частичную.
  • Ассимиляционную.

Полная интроекция у младенца. Частичная формируется у ребенка, который уже наблюдает и частично понимает внешней мир. Ассимиляционная фаза может начинаться как в детском возрасте, так и во взрослом. Она характеризуется тем, что у человека размываются границы между ним и чужим.

Жертвы

Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.

Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру.

Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.

Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить.

Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны.

Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.

В обществе

Люди, склонные к интроекции, выделяются тем, что они сразу хотят вступить во взаимодействие, открыть душу, всем поделиться. На самом же деле все их контакты довольно поверхностны, потому что истинная близость им непонятна и неведома. Они редко доходят до этого этапа, если не разберутся со своими внутренними проблемами.

Также бывает, что люди, не умеющие ставить границы между собой и другими, страдают от половой неразборчивости. У них слишком много партнеров, они не могут остановиться. Они стараются быстро взаимодействовать с человеком и после слияния сразу начинают искать другой образ, дабы не узнавать человека и не разочаровываться.

Некоторые люди привыкли к такой особенности своей психики и даже не хотят разбираться, ведь она помогает избегать ответственности. Другими словами, можно во всем винить какие-то внешние обстоятельства, других людей.

Такой человек постоянно утверждает, что во всем виноваты традиции, страна, другие люди, его друзья, родители и т. д. Самое плохое – он даже не осознает, что такое его поведение – это просто работа определенного механизма, а не его личности. А механизм при желании можно настроить.

Для этого достаточно просто слушать свое сердце, каким бы удивительно простым ни казался этот совет.

Интроекция: что это простыми словами, примеры, причины

Интроекция

Приветствую Вас, друзья!

Обычно человек формирует свои убеждения, основываясь на собственном опыте, но на практике подобное происходит далеко не всегда.

Часто люди бессознательно перенимают чужие ценности и чужой жизненный опыт, даже не пробуя подвергнуть данные установки критике.

Этот феномен называют интроекцией — защитным психологическим механизмом, часто действующим незаметно, но способным вызывать негативные последствия. В этой статье мы разберемся: что такое интроекция, как она влияет на человека и как с ней справиться.

Что такое интроекция?

Интроекция — это один из защитных психологических механизмов, посредством которого люди переносят в свое сознание то, что воспринимается ими от окружающих.

Термин «интроекция» образован от латинских слов «intro» — внутрь и «jacio» — бросать. Объектами интроекции являются взгляды, ценности и установки, называемые интроектами.

Интроект — это информация, слепо воспринятая человеком и принятая им на веру, т. е. без размышлений, сомнений и внутренней переработки полученных извне сведений и ценностей. В процессе интроекции личность наполняется новыми взглядами, установками и суждениями, при этом, одна их часть спокойно усваивается, а другая может приводить к дисбалансу и разрушению личности.

Первым описываемое явление начал исследовать еще Зигмунд Фрейд, однако в отдельную разновидность психологической защиты интроекцию в 1909 г.

выделил уже его ученик — венгерский психоаналитик Шандор Ференци, который и является автором этого термина.

В своих исследованиях Ференци сделал вывод о том, что подверженный интроекции человек уподобляет себя другому человеку либо группе лиц, а нередко объектом уподобления становятся даже вымышленные личности.

Примеры интроекции

Каждый человек в определенной мере вынужден перенимать те правила общения и взаимоотношений, которые приняты в среде его роста и развития.

Первые интроекты дети получают в ранние годы от родителей, и в силу возраста не пытаются ни осмысливать, ни критиковать данные постулаты, даже если они им не по нраву. Возможность критики в этом случае сопряжена с риском потери своей среды общения.

Слова родителей о том, что поступать тем или иным образом не принято, воспринимаются безропотно и бесповоротно, а все условия и требования отца и матери немедленно принимаются. Вспомните, как вам в детстве говорили, что в вашей семье так не поступают.

Но нередко такое принятие отодвигает собственные желания ребенка на второй план, что может привести к печальным последствиям уже во взрослой жизни. Рассмотрим простой пример подобной ситуации.

Родители могут с ранних лет говорить ребенку о том, что он непременно должен стать врачом, поскольку это является старой традицией в их семье. Ребенок усваивает сказанное ими и идет учиться в медицинский ВУЗ сам того не желая.

Выходом из такой ситуации станет лишь осознание интроекта и принятием дальнейшего самостоятельного решения, вариантов которого два — одобрение либо отказ.

Первый вариант возможен в случае, когда человек действительно искренне желает стать врачом, второй — когда ему категорически не хочется связывать свою жизнь с медициной. Но в любом случае, окончательное решение необходимо принимать самому.

Распознать интроекты несложно, большинство из них начинаются со слов «все», «обязан», «должен» и т.п., а яркими примерами этих заимствований являются известные всем обобщающие утверждения.

Большая часть людей не осознает наличия в их сознании интроектов, поскольку принимает их как обязательные правила еще в раннем детстве и продолжает следовать им даже в случае, когда их жизненный опыт говорит об обратном.

Механизм действия интроекции

Самым известным ученым, работавшим над описанием механизма действия интроекции, считается видный немецкий психиатр 20 века Ф. С. Перлз. По мнению Перлза, личностный рост человека обеспечивается его способностью различать границу между собственным «я» и окружающим миром.

Человек всегда берет что-то из окружающего мира, и что-то ему возвращает. Люди могут принимать либо отвергать предложенное им средой, но их личностный рост обеспечивает не просто воспринятая, но еще и ассимилированная, т.е.

полностью осмысленная и переработанная ими информация, которая затем и становится собственными установками и ценностями человека, часто в новом, отличном от первоначального виде.

Если же информация воспринимается человеком механически, без усвоения и различения, она превращается в паразитирующее инородное тело, так и не влившееся в собственное «я» индивидуума и оставшееся частью среды.

Процессы психологического и физиологического усвоения очень похожи, поскольку любые поведенческие нормы, взгляды на мир, факты, этические и моральные ценности мы получаем извне. Таким образом, в человеческом мозге нет ничего, что не пришло бы в него из окружающей среды, но все полученные ценности, нормы и установки должны быть тщательно осмыслены и усвоены.

В случае, когда человек воспринимает что-либо на веру, в силу моды, традиций, по причине поклонения чужому авторитету или же из-за особенностей характера, воспринятое откладывается у него внутри, но так и не становится его частью. Эти непереваренные суждения и установки называются интроектами, а под интроекцией понимается механизм их попадания в личность и воздействия на нее.

Негативное влияние интроекции на личность

Уйти от воздействия интроекции не удастся никому, поскольку она является основой социализации человека в обществе, без нее невозможно ни обучение, ни передача практического опыта.

Присвоение мыслей, норм и ценностей из окружающего мира является естественным защитным процессом, происходящим независимо от желания и воли человека.

Благодаря ему люди устанавливают контакты с окружающими и внешним миром, он же является базисом для воспитания, призванного сделать человека более удобным в социальном плане.

Воспитанная в человеческом обществе личность не может не заимствовать чужие ценности и взгляды, и нет ничего плохого в заимствовании, к примеру, полезных практических навыков.

Однако, слепое восприятие на веру непроверенных лично убеждений окружающих, которые часто основаны на стереотипах и негативном личном опыте может в итоге привести к появлению у индивидуума ряда психологических проблем, попутно снизив его качество жизни.

Основными минусами интроекции являются лишение человека возможности сомневаться и способности отталкиваться от собственного жизненного опыта, а также лишение его право выбора. В результате потребности личности сменяются чуждыми ей постулатами, нередко приводящими к серьезному внутриличностному конфликту.

Методы борьбы с негативными интроектами

Просто начать думать по-новому с понедельника, первого числа или Нового Года невозможно, так как внедренные с ранних лет установки не могут исчезнуть в одночасье. Положительный результат принесет лишь последовательная работа над собой, которую нужно проводить поэтапно. Выделяют следующие этапы борьбы с негативной интроекцией:

  • Определение интроекта с последующей проработкой собственных убеждений, желаний и норм;
  • Проработка утверждений, ранее принятых человеком без попыток их проверки, критики и усвоения;
  • Отделение собственных убеждений и желаний от убеждений и желаний уважаемых индивидуумом личностей;
  • Анализ каждого интроекта по отдельности, выяснение их пользы для себя и возможности применения в будущем;
  • Замена либо смягчение тех интроектов, которые решительно расходятся с убеждениями и нормами человека.

Как правило, интроекты тесно вплетены в человеческое сознание, а потому их отделение представляет собой непростой и трудоемкий процесс, но полученные результаты оправдают потраченные усилия. Только избавление от навязанных личности извне негативных жизненных установок позволит ей самостоятельно выстраивать свою жизнь, реализуя собственные пожелания и устремления.

Заключение

Таким образом, интроекция является невротическим механизмом, посредством которого люди принимают в себя убеждения, правила и установки, на деле не являющиеся их собственными. Интроекция сдвигает границы между собственным человеческим «я» и внешним миром так глубоко внутрь личности, что от нее не остается практически ничего своего.

Интроекция. Механизм прерывания контакта

Интроекция

Интроекция — мысли, представления, принципы, высказывания других «заглатываются» человеком без самостоятельной переработки и «примеривания» на себя (подходит мне это или нет), т.е. принимаются «на веру».

Отсюда возникают верования и убеждения. Интроекты звучат как приказ:

«Я должен», «нужно», » так полагается», «нельзя»…»Я не должен злиться» «Мужчины не плачут» «Я должен все знать, если я учитель».

Интроекция несѐт в себе и здоровое зерно: именно механизм интроекции позволяет человеку усвоить правила общества, в котором он живѐт.

Без интроекции не существовало бы и системы образования: как и психотерапевты, преподаватели предлагают ученикам набор стратегий, в основе которых лежит опыт предыдущих поколений, и мы пользуемся этими стратегиями, пока не научились вырабатывать собственные.

Интроекция лежит в основе большинства привычных человеку способов прерывания контакта. Первые послания-интроекты ребѐнок получает от родителей: «Не играй возле водоѐма!» или «Возвращайся домой до того, как стемнеет!», «Нельзя висеть на шее у других!» или «Тебе никогда не добиться успеха!»

Как возникает интроекция? Процесс принятия или отвержения того, что может нам предложить среда — затруднен, предложенное «не переварилось» и не ассимилировалось. И эта часть среды становится нашей, являясь по сути чужеродным. Интроектор не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе.

При интроекции граница между собой и остальным миром сдвигается внутрь себя, от человека почти ничего не остается. В речи это звучит как «я думаю», а подразумевается «они думают». (Перлз. Ф. 1996)

Из книги «Психология в кино«:

Интроекция – это «беззубый» процесс

Человек не задействует свою агрессию, чтобы пережевывать (критически оценивать, анализировать, переосмыслять, выбирать) элементы окружающей среды, а проглатывает их целиком.

В итоге непереработанные элементы, внешние правила и убеждения, чужие голоса настолько захламляют его изнутри, что во всем этом он все меньше распознает собственное «Я», вообще теряет вкус к жизни и уж подавно – вкус собственных желаний.

Вот что сам Перлз писал об интроекции:

…В основе лежит то, что человек хочет «пить» свою среду – обрести легкое и полное слияние без возбуждения (что является для него болезненным усилием), контакта, разрушения и усвоения.

Это бутылочный сосунок, отказывающийся принимать твердую пищу и жевать ее. Это относится как к бифштексу на его тарелке, так и к более широким проблемам его жизненной ситуации.

Он хочет, чтобы решения приходили к нему в жидкой форме, готовыми, чтобы ему оставалось только выпить и проглотить.

Энергия всегда рождается вместе с потребностью, и чем больше человек продвигается на пути реализации своих «хочу», тем больше растет уровень его энергии – в этом смысл цикла контакта.

Тот, кто живет так, как он хочет, полон сил и жизненных соков. Тот, кто живет в соответствии с внешними «надо», «положено», «правильно», существует на низком уровне энергии. В интроектах энергии нет. Подавление агрессии лишает нас витальности и часто лежит в основе депрессии.

Интроекция  – наиболее распространенный невротический механизм, встречающийся в кино. В классических сценарных структурах герой в начале пути  – это интроецирующий невротик, а «зов к приключению» в итоге оборачивается обретением себя. Внешние цели героя  – это лишь повод отправиться в путешествие, в котором становится возможным удовлетворение его собственных потребностей.

Интроекция в кино

Яркий пример – главный герой «Бойцовского клуба». Он настолько подавил свою жизненную агрессию, что следовал исключительно внешним ценностям, беззубо заглатывая установки «правильной» и «хорошей» жизни, которые транслируются из каждого утюга. Но жизнь в соответствии с чужими правилами не приносит ему никакого удовольствия.

Это типичный «сосунок», управляемый обществом. Он давно разучился понимать, чего хочет, утратил вкус к жизни, энергию и давно уже находится в депрессии. Само слово «депрессия» происходит от лат. deprimo – давить, подавить. В попытках найти себя, хоть немного оживить свою чувствительность и как-то встряхнуться герой ходит по психологическим группам.

Герой сериала «Во все тяжкие» Уолтер Уайт проходит арку трансформации из интроецирующего невротика и «сосунка», живущего «правильной» жизнью, в агрессивного, «зубастого», уверенного в себе крутого героя, диктующего миру свои правила.

Примеры интроективных  отношений в семье

(из лекции Анны Федосовой):

«Там должен быть кормящий.  Куколки лол: у каждой есть питомец, которого она кормит. В мультиках старшая куколка лол всеми командует, а ее слушается и малышка, и питомец.

Такая система отношений в интроективных семьях -не переваривая, глотать, что говорят другие.

У некоторых эти интроекты потом становятся ценностями, если мы их перевариваем и понимаем, что они нам подходят, «мое».

  НО чаще люди приходят и спрашивают: правильно ли я делаю, потому что их не приучили думать и чувствовать самостоятельно, им нужен свод законов.  Таким людям хочется, чтобы им сказали, что им делать.»

Ребенку интроецирующих родителей сложно научиться самому выбирать, самому принимать решения. Нередко он живет «как надо», забывая о своих потребностях и желаниях и возможности их удовлетворения.

Работа с интроекцией. Вопросы и задания клиентам

(Юлия Гусева).

1. Какие послания передавали вам ваши родители? Как они повлияли на вашу жизнь? Что вы чувствуете, вспоминая сейчас об этих посланиях?

2. Составьте список собственных интроективных посланий, которые вы передаете ребенку. Какие из них полезные? Может быть, стоит оказаться от каких-то посланий?

3. Попробуйте «примерить» каждое интроективное послание на себя, изменив «ты» на «я». Так, если вы говорите ребенку: «Ты обязательно должен съедать все, что лежит у тебя на тарелке», скажите себе следующее: «Я обязательно должен съедать все, что лежит у меня на тарелке». Что вы чувствуете? Готовы ли вы следовать этому посланию?

Терапия при интроекции

Действия терапевта:   обнаружение значимых лиц. Замена «должен» на «хочу». Провокация мимикой, жестом, позой. Удивление, вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения.

Необходимо, чтобы долженствование или предписание было сформулировано в довольно простой и ясной форме – на уровне «должен», «нельзя», «необходимо», тогда у человека больше возможностей выйти из слияния с интроецированным убеждением.

Иногда полезно спросить историю интроекта – когда и кто так сказал? И проиграть вышеописанным способом, так человеку проще отделиться от интроецированного суждения, и выработать устойчивую защиту от «внутреннего преследующего объекта» в  терминологии школы объектных отношений (Третьяк Л.Л.).

В ряде случаев, если клиенту удаѐтся поработать с интроектом в средней зоне осознавания, он без труда озвучивает конкретное правило, на котором строится интроект, и даже может вспомнить, от кого впервые его услышал.

Эксперимент из книги Гештальт терапия шаг за шагом: Вспомните, какие интроекты вы усвоили в детстве: связанные с приѐмом пищи («Не клади локти на стол!», «Жуй с закрытым ртом!»), личной гигиеной, правдой и ложью, соблюдением морали, культурными установками. А теперь попробуйте понять, каким из этих правил вы следуете. Все ли правила вы ассимилировали? Не принимаете ли их как данность?

Клиенты очень часто приходят в терапию с запросами, которые связаны с непереваренными интроектами.

Задача терапевта в этом случае — помочь клиенту осознать интроекты, чтобы клиент мог их должным образом «переварить», то есть понять, нужны они ему или нет.

При этом терапевт не должен афишировать собственное мнение о состоятельности или не состоятельности интроектов. Это — дело клиента.

Гештальт-техники в работе с интроектами

Внимательно изучите интроект со всех сторон. Для этих целей хорошо апеллировать к феноменологии. Так клиент сможет быстрее осознать, что с ним происходит:

  • «Я вижу, что вы уверены: у вас никогда ничего не получится».
  • «Что заставило вас решить, что выражать свои эмоции —проявление слабости?»
  • «Что заставило вас в это поверить?»
  • «Подумайте, правда ли это, что у вас никогда ничего не получается».
  • «Как вы думаете, всегда ли надо держать эмоции при себе?»

Если у клиента достаточно самоподдержки, попросите усилить интроект — это поможет клиенту понять, как он связывает себя по рукам и ногам. «Скажите мне с максимальной экспрессией, что вы никогда не позволите себе разозлиться».

Предложите клиенту повысить голос — вплоть до крика: «Я никогда не позволю себе злиться, что бы ни произошло.» Сама фраза поможет клиенту увидеть интроект. Клиент поймѐт, что потерял гибкость и не смотрит на контекст.

Чаще всего клиент сам потом не верит, что мог столько лет держаться за интроект.

Иногда полезной оказывается ролевая игра, которая даѐт клиенту возможность вернуться назад в ситуацию, когда он заглотил интроект.

Клиент может попробовать принять другое решение, отвергнуть интроект, изменить его или, опираясь на собственный опыт и ресурсы, поспорить с тем, кто выдаѐт интроект. Можно попробовать отыскать противоположный по смыслу интроект.

Например, попросить клиента вспомнить особо уважаемого им человека, который может руководствоваться совершенно противоположными принципами,

Внимание!

Клиент, склонный к интроекции, может принимать на веру и всѐ, что вы ему говорите, как терапевт. Часто терапевт этого не замечает: кто откажется от клиента, который так искренне со всем соглашается! Тем не менее, будьте начеку и помогайте клиенту осознавать, что он принимает все ваши слова как данность. Просите клиента останавливаться и «пережѐвывать» полученную от вас пищу.

Резюме по интроекции:

Символический смысл интроекции: «Внутри себя я слышу голос. На чужих ошибках учатся.»

Символический образ интроекции: инородное тело внутри.

Вербальные индикаторы: табуирующие слова: обязан, должен, всегда, никогда.

Невербальные индикаторы: изменение в поведении человека, копирование другого.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Вместо себя предъявляю интроект думая что это мое, что способствует снижению возбуждения

Действия терапевта:   обнаружение значимых лиц. Замена «должен» на «хочу». Провокация мимикой, жестом, позой. Удивление.

Адаптационный смысл интроекции: Обеспечение безопасности до поры осознания, переживания.

Интроекция

Интроекция

Интроекция – это бессознательный механизм психологической защиты. От латинского «intro» – внутрь и «jacio» – кладу – процесс перенесения индивидом в бессознательное пространство субъективных образов внешних объектов, концептов, паттернов. В терминологию психоанализа введен в 1909 г. последователем Зигмунда Фрейда, психоаналитиком венгерского происхождения Шандором Ференци.

Фрейд, недиффиренцировал идентификацию и интроекцию, придавал значение защитному аспекту механизма, выделив отдельно идентификацию с агрессором, концепция которой стала базой психоаналитического пояснения стокгольмского синдрома.

Отдельно интроекцию отделили позже, обозначив как примитивную, архаичную модель идентификации с основным отличием в полной бессознательности создания интроекта.

Фрейд же считал интроекцию фундаментом Эдипова комплекса – желая безраздельно владеть матерью, и без возможности конкурирования с отцовской фигурой ребенок идентифицирует себя с ней, интроецирует материнский образ в бессознательное.

А потому в роли полового идеализированного объекта видит наиболее подобных матери женщин. Соответственно, интроекция женщин имеет обратных героев и названа позднее комплексом Электры.

Что такое интроекция

Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.

Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.

Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен).

Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее.

Подобное питание может нанести нам вред, поэтому пережевываем (разрушаем) и перевариваем (преобразование пищи в элементы, принимаемые нашим организмом) ее.

Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира.

Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.

На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма.

Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне.

Но для эффективного принятия требуется их разделять, анализировать, отделять лишнее, собирать в нужную для развития форму и лишь тогда помещать во внутренний мир.

Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими.

С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт.

По мере развития невротический конфликт доходит до крайней точки, когда объекты равноценно значимы и дальнейший рост личности останавливается, ресурсы идут на удерживание условного равновесия. В итоге, интроекция – механизм по которому человек принимает в себя умственные и поведенческие паттерны, которые не являются его собственными.

Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении.

Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я.

При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира.

Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту.

При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С.

Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Жертвы интроекции – кто они?

Интроекция присуща человеку на любом этапе возрастного развития, оказывая слияние на жизнь посредством различных бессознательных образов, появляющихся в психике личности. Структурой бессознательного, в которую помещены интроекты принято считать Супер–эго, а его речевыми конструктами и понятиями являются должноне должно, принятоне принято.

В процессе психологического формирования ребенка проходит несколько ключевых этапов, когда происходит формирование Супер–эго.

Основа и первичные интроекты закладываются в первые два года жизни, в годы формирования привычек, соответствующие 3–4 летнему возрасту, появляются понятия плохого и хорошего, разделение себя от фигуры родителя с которым происходит идентификация.

Примерно в пятилетнем возрасте, окончательное достижение самоидентификации за счет социализации в период, предположительно, 6–12 лет. Так же есть результаты исследований, по которым период формирования моральных эмоций относится к возрасту 2–3 лет.

Соответственно, чем раньше был сформирован интроект, тем сложнее человеку будет его отделить и ассимилировать.

Соответственно, в зависимости от того, на каком этапе психологической осознанности находится личность, она будет более или менее склонна к использованию механизма интроекции.

Чем Супер–эго сильнее Эго и подавляет его, тем больше интроектов будет наполнять психическую сущность личности.

Интроекция пример того, как человек может усложнить свое взаимодействие с другими.

Жертвы интроекции – кто они? Жертвами интроекции одновременно являются: проецирующий индивид интроекцию на другого и тот человек, на кого проецируют, поскольку от него требуют характеристик, которыми он не владеет. Интроекция гештальт способна создать прочную иллюзию о личности другого человека.

Интроекция – форма эмоционального взаимодействия индивидуума с внешним объектом вызывающий интерес. Идентифицируясь с ним, человек хочет быть подобным. Вследствие интроекции личность, в своей бессознательной фантазии, становится внешним объектом, его неотделимой частью.

Он может лишиться внешнего объекта, но интроекция будет оказывать неосознанное влияние. В результате интроекции нечто, изначально находящее вовне, воспринимается как берущее начало изнутри.

Этим объясняется ситуация, когда достижения партнера, ребенка или другого близкого воспринимаются как свои и человек останавливает личное развитие, не дифференцируя его с развитием другого. В случае физической потери другого человека или прекращения контакта, индивид ощущает внутренние разрушение, «оторвали часть».

Так же может происходить ситуация, когда ощущая внутреннюю неудовлетворенность, как итог отсутствия личной реализации, человек может садировать внешний объект, источник интроецируемых достижений, что приводит к конфликтам и непониманию.

Будучи ригидными образованиями, интроекты мало поддаются изменению, даже в случае, если вследствие их воздействия человек реализует поведение, которое приводит к дискомфортным или даже наносящим ему вред итогам.

Он может подчинить жизнь реализации внутреннего «должно» или, находясь с ним в постоянном конфликте, ощущая свою неправильность постоянно подпитывать внутренний конфликт, и в случае крайнего несовпадения реальных требований жизни с интроектом может привести суицидальным мыслям.

Но и в «легкой форме» процесс интроекции как преимущественный защитный механизм приводит к неприятным проявлениям. Такой человек не может отделить свои границы от чужих. В социальном плане он хочет сразу войти в слияние с другими без предварительного контакта, он стремится «открыть душу», стать близким.

Причем, по сути, его контакты поверхностны, так вместо интереса к личности другого, который предполагает разделение, он создает внутренний желаемый образ и другому предъявляет требования соответственно интроекту, что, несомненно, приводит к агрессии другого, ощущению непонимания и разочарования.

Подобное может относиться и к половой неразборчивости, когда постепенное взаимодействие и узнавание пропускается в угоду быстрого «поглощения» и удовлетворения в итоге слияния с воображаемым образом, поскольку реальный человек остается, по сути своей, неузнанным и чтобы избежать разочарования идет смена партнера.

Вторичной выгодой интроекции можно назвать возможность перекладывания ответственности на внешние источники, ссылаясь на воспитание, традиции, нормы морали, общечеловеческие ценности, культурные стандарты. Поскольку механизм защиты неосознаваем личность не может противостоять ему и в противоречие этому говорит о невозможности изменения.

Чтобы ослабить влияние данного механизма на жизнь и справиться с существующими, конфликтными интроектами, человеку требуется вместе с терапевтом выделить, дифференцировать и трансформировать внутренний материал, чтобы выполнить этап ассимиляции.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: