Эксперимент

Фильм

Эксперимент

“Эксперимент” (The Experiment) – фильм 2010 года, триллер. Фильм режиссера Пола Шойринга, основанный на реальных событиях Стэнфордского тюремного эксперимента социального психолога из США Филиппа Зимбардо.

О стенфордском тюремном эксперименте

Исследование было спонсировано ВМС США, которые пытались объяснить конфликты в своей системе и в корпусе морской пехоты США. Зимбардо и его команда пытались проверить гипотезу, что тюремные охранники и заключенные были зависимыми друг от друга и часто совершали неправомерные действия в тюрьмах.

Группа из 24 молодых людей была случайным образом разделена на две половины: “заключенные” и “охранники”. Имитация тюрьмы была размещена ​​в подвале Стэнфордского университета.

За день до эксперимента охранники присутствовали на кратком ознакомительном совещании, но им не были предоставлены другие явные правила, кроме запрета на физическое насилие. Им сказали, что они несут ответственность за управление тюрьмой, что они могут делать так, как они считают наиболее правильным.

Эксперимент уже на второй день вышел за рамки правил. Заключенные переносили садистское и унизительное отношение со стороны охранников. После этого у многих проявились серьезные психологические отклонения.

В психологии часто говорят, что результат эксперимента подтверждает теории ситуационной атрибуции поведения в ущерб диспозиционной атрибуции. Другими словами, предполагается, что именно ситуация стала причиной поведения участников, а не их отдельных личностей.

Завязка

Сюжет фильма “Эксперимент” 2010 года начинается с прибытия добровольцев для психологического исследования, проводимого доктором Арчалета, в котором участники будут разделены на группы, действующие в качестве тюремных охранников и заключенных.

Среди них – Трэвис, гордый пацифист, и Майкл Баррис, 42-летний мужчина, который все еще живет со своей властной матерью. После проведения собеседований по измерению реакции на различные сцены насилия 26 избранных отвезли в изолированное здание, созданное в качестве тюрьмы, и разделили его на 6 охранников и 20 заключенных.

Трэвис назначен заключенным, Баррис – охранником. Изложены основные правила:

  • Заключенные должны съедать полностью предоставленную пищу 3 раза в день. Им будет предоставлено 30 минут на отдых ежедневно.
  • Заключенные должны оставаться в специально отведенных местах.
  • Они могут говорить только при обращении к ним.
  • Охранники, в свою очередь, должны обеспечить, чтобы заключенные соблюдали правила, и соразмерно принимать меры в течение 30 минут.
  • Заключенные не могут трогать охранников ни при каких обстоятельствах.

Арчалета подчеркивает, что эксперимент закончится немедленно при первых признаках насилия. Если им удастся соблюдать правила в течение двух недель, каждому подопытному будет выплачено 14 000 долларов.

Развитие действия

Трэвис делит свою камеру с Бенджи, графическим романистом, и Никсом, членом “Арийского братства”. Баррис, обеспокоенный тем, что некоторые из охранников, в частности Чейз, могут быть способны на насилие, пытается отговорить их от агрессивного поведения.

Вместо этого охранники становятся более агрессивными, чтобы заставить заключенных следовать правилам. Баррис обретает все более садистские черты. Несмотря на растущее насилие со стороны охранников, Трэвис остается вызывающим.

Понимая, что Трэвис влияет на инакомыслие заключенных, Баррис решает унизить его, поскольку физическое воздействие запрещено. Под предводительством Барриса Трэвис был похищен, побрит и “опущен”.

Красный свет, обозначающий, что правила нарушены, не загорается, и Баррис воспринимает это как знак того, что его действия были правомерными. Он заверяет охранников, что они ведут себя соответственно поведению заключенных.

Когда охранник Босх выражает свое несогласие, Баррис оказывает на него давление, напоминая, что преждевременный выход из эксперимента лишает человека денег. Трэвис обнаруживает, что Бенджи, который заболел, скрыл свой диабет, думая, что он может справиться с этим заболеванием самостоятельно.

Тогда Трэвис умоляет Босха вмешаться, Босх пытается помочь, найдя инсулин для Бенджи, но его ловят другие охранники. Баррис, к удивлению Трэвиса, дает Бенджи свой инсулин, но позже мстит, подговаривая всех других охранников, чтобы жестоко избить Босха, который затем остается среди заключенных.

Баррис также приказывает Трэвису чистить тюремные туалеты в качестве наказания за его неподобающее поведение и его попытку помочь Бенджи.

Кульминация

Трэвис дразнит Барриса, говоря, что он должен использовать свои 14 000 долларов для психологического лечения. Охранники отвечают, засунув голову Тревиса в унитаз, чуть не утопив его.

Однажды утром, будучи униженным во время переклички, Трэвис снимает тюремную рубашку в знак того, что эксперимент должен закончиться, и за ним следуют другие заключенные. Трэвис подпрыгивает к одной из камер и требует, чтобы группу отпустили, но охранники валят его на пол и бьют своими дубинками.

Когда Бенджи пытается защитить Тревиса, Баррис бьет Бенджи по голове дубинкой, оставляя его дергаться на полу. Охранники бросают Трэвиса в старую трубу котельной на ночь, нападают на оставшихся заключеных.

Будучи запертым в темном котле, Трэвис понимает, что скрытая инфракрасная камера наблюдает за ним даже здесь, и, когда его уныние превращается в гнев, ему удается выбраться. Он прерывает изнасилование заключенного Чейзом, нокаутирует его и освобождает других заключенных.

Найдя Бенджи прикованного цепью и оставленного умирать, Трэвис атакует охранников, преследуя их. Даже когда остальные охранники пытаются открыть двери, чтобы спастись, Баррис пытается их удержать. Деньги больше не являются его главной заботой, вместо этого он не желает расставаться со своей властью.

Далее следует жестокая драка с заключенными, которые в своем большинстве подавляют охранников.

Развязка

Баррис, обвиняя Трэвиса в том, что он вызвал беспорядки, пытается нанести ему удар ножом, но последний ловит лезвие рукой. Баррис резко отстраняется, потрясенный своими действиями. Трэвис продолжает жестоко избивать Барриса, когда красный свет наконец загорается.

Двери открываются, что сигнализирует об окончании эксперимента. Группа появляется на ярком солнце и сидит в тишине на траве, в ожидании, пока не прибудет автобус. Нам показывают, как их отвезли домой на автобусе: отмыли, одели и заплатили за участие в эксперименте.

Трэвис и Баррис молча смотрят на свои чеки на 14 000 долларов. Никс спрашивает Тревиса, верит ли он в то, что люди в цепи эволюции выше, чем обезьяны. Тревис отвечает положительно, потому что люди имеют возможность меняться.

фрагменты новостей показывают, что Арчалета судят за непредумышленное убийство.

Трэвис встречает свою знакомую в Индии. Она замечает, что его костяшки разбиты, в отличие от начала фильма, когда они были целыми, что свидетельствует о том, что в то время он был не способен к насилию.

Отзывы о фильме “Эксперимент”

Рецензенты оценивают американский ремейк хуже немецкого оригинала, который был более детальным. Критики считают, что режиссер не понял эксперимента в Стэнфордской тюрьме. Отзывы о фильме “Эксперимент” гласят следующее:

  • Очень тревожный фильм, потому что он призван показать истинную природу людей. Ученый собирает кучу людей, всех незнакомцев, привлеченных к эксперименту за 1000 долларов в день. Все эти люди должны были провести две недели в тюрьме, иначе им не заплатят.
  • Главные герои были хорошо представлены ведущими актерами, получившими премию “Оскар”. В фильме “Эксперимент”, актеры которого будут представлены далее, Эдриан Броуди играет самого откровенного заключенного, Трэвиса, по-настоящему правдиво. Форрест Уитакер играет застенчивого и одинокого Барриса, который обнаруживает внутри себя подавленного Иди Амина. Остальные актеры тоже сыграли хорошо, но в основном играли карикатуры.
  • Форест Уитакер в фильме “Эксперимент” – гений. Фильм – это интенсивный триллер, который показывает вам две стороны человеческой натуры: как люди уважают авторитет и реагируют на него, а люди с авторитетом склонны злоупотреблять им.
  • Большинство зрителем не сочли возможным дать хороший отзыв фильму “Эксперимент”. Как бы ни нравилась концепция и насколько бы она ни была интересной, фильм может просто не нравиться. Картина показывает вещи, которые многим покажутся совершенно ненужными и абстрактными.
  • Этот фильм является изображением человеческого инстинкта доминировать и контролировать. Но он слишком поверхностный, есть много действий, но мало возможностей для развития персонажа. Даже присутствие двух обладателей “Оскара”, Броди и Уитакера, не может спасти этот фильм от посредственности.
  • То, как сыграли Форест Уитакер и Эдриен Броуди в фильме “Эксперимент”, привносит драму в действие и конфликт, который присутствует до самого конца.

Факты о фильме

  • “Эксперимент” – это ремейк немецкого фильма Das Experiment 2001 года.
  • На сайте Rotten Tomatoes только половина отзывов о фильме “Эксперимент” положительные.
  • Фильм был снят в американском штате Айова и в Индии. Сцены, которые фигурируют в Индии, были сняты в Мумбаи, Нью-Дели, Варанаси и Виндхьячале.
  • Пол Шойринг, режиссер фильма “Эксперимент”, не кто иной, как создатель сериала Prison Break, также повествующего о тюремной жизни.
  • Актер Элайджа Вуд мог принять участие в съемке фильма, однако после нескольких дней съемок он отказался от дальнейшего сотрудничества.

Актеры и роли фильма “Эксперимент”

  • Эдриен Броуди (Adrien Brody) – Трэвис.
  • Форест Уитакер (Forest Whitaker) – Баррис.
  • Кэм Жиганде (Cam Gigandet) – Чейз.
  • Фишер Стивенс (Fisher Stevens) – доктор Арчалета.
  • Трэвис Фиммел (Travis Fimmel) – тюремщик Хельвиг.
  • Клифтон Коллинз (Clifton Collins) – Никс.
  • Мэгги Грейс (Maggie Grace) – Бэй.

Послесловие

“Эксперимент” доказывает, что барьеры разрушаются и реальность начинает омрачать иллюзию. “Эксперимент” ставит своей целью доказать, что его адаптация и принятие определенного уровня ожидаемого поведения основаны на изоляции и на обстоятельствах.

Проходят дни, и в этой смоделированной реальности, которая становится реальной для всех подопытных, размываются мнения об авторитете и о том, что правильно и что неправильно.

Фильм “Эксперимент” 2010 года – это умная, наполненная эмоциями драма, которая зажигает экран.

Эксперимент

Эксперимент

Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования.

Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях.

В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных.

Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности.

Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп.

По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи).

Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных.

Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е.

тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы.

Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты.

Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами.

Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях.

Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Психологические эксперименты

Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.

Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.

Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.

Этапы осуществления психологического эксперимента:

– постановка проблемы и выведение гипотезы;

– анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;

– выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;

– формирование релевантной выборки и групп испытуемых;

– проведение экспериментальных опытов или диагностики;

– сбор и статистическая обработка данных;

– интерпретация результатов исследования, составление выводов.

Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.

Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин.

Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.

Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности.

Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер).

В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или страха ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения конфликта с их внутренними убеждениями.

Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи.

Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом.

Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.

«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения.

В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи.

В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.

Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.

Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент

Эксперимент Стэнли Милгрэма из американского Йельского университета был проведён впервые в 1963 году. В дальнейшем он неоднократно повторялся в разных странах, показывая одни и те же результаты. В основе эксперимента лежали исследования повиновения и подчинения в человеческом обществе.

Предпосылки к проведению и цель исследования

Милгрэм заинтересовался вопросом о том, сколько страданий человек может причинить невинным людям по приказу начальства. Может ли человек открыто противостоять вышестоящей силе, зная об аморальности приказа и чувствуя страдания своих жертв?

Этим вопросом Милгрэм впервые заинтересовался в годы Второй мировой войны. Известно, что простые немецкие граждане в империи Третьего Рейха устраивались работать в концлагеря и подвергали узников разнообразным издевательствам.

Германия – страна, жители которой традиционно славятся своей дисциплинированностью и склонностью к повиновению. Именно поэтому исследователь намеревался сразу же после разработки методики отправиться в Германию и провести эксперимент на немцах.

Однако предварительный опыт, проведённый в США, показал, что высочайшую склонность к подчинению проявляют и американцы, поэтому Милгрэм решил не ехать в Германию, а продолжать эксперименты на родине.

Впоследствии исследование было всё-таки повторено в Германии, а также в Австрии, Испании, Голландии и других странах. И во всех случаях исход экспериментов был одинаковый.

Условия проведения и ход эксперимента

В исследовании, помимо самого экспериментатора, участвовали ещё два человека: испытуемый и подсадной актёр. Испытуемому говорилось, что ему предстоит участвовать в исследовании памяти.

Затем между двумя участниками проводился жребий, выявлявший, кто будет играть роль «учителя», а кто – «ученика». Однако «жребий» был имитацией, и роль «учителя» всегда доставалась испытуемому.

Это было сделано для того, чтобы ещё больше скрыть истинную цель эксперимента.

Затем актёра, ставшего «учеником», на глазах испытуемого привязывали к креслу и подводили к нему электроды. «Учитель» получал предварительный удар током, чтобы он смог убедиться, что всё происходит «по-настоящему». Потом «учитель» должен был перейти в другую комнату, где был установлен пульт управления.

Теперь испытуемый должен был называть слова из определённого списка, а «ученик» должен был эти слова повторять в том же порядке. Если «ученик» ошибётся, испытуемый должен нажать на пульте переключатель, чтобы его наказать: «ученик» в этот момент получал удар током.

Переключатели располагались на панели в ряд по возрастанию напряжения. При первой ошибке «учитель» должен был нажать первый переключатель, при второй ошибке – второй – и так далее. Соответственно, «ученик» при каждой очередной ошибке получал всё больший удар током.

Диапазон напряжений был широкий, и если первый переключатель давал очень слабый удар, то два последних могли привести к смерти «ученика».

Пульт управления был изготовлен максимально реалистично. На нём имелись лампочки и даже стрелочный вольтметр, при работе аппарат издавал характерные звуки.

Разумеется, никакого действия на «ученика» аппарат на самом деле не оказывал, и тот лишь имитировал страдания; его реакцию «учитель» хорошо слышал из своей комнаты.

В этом состояли условия эксперимента. Подготовившись, «учитель» зачитывал ряд словесных пар, которые «ученик» должен был запомнить.

Затем испытуемый называл слово из первой пары, а «ученик» должен был назвать соответствующее второе слово; при этом «учитель» давал четыре варианта ответа, из которых «ученик» выбирал правильный. Его ответ высвечивался на табло в комнате «учителя».

Если он ошибался, то «учитель» должен был объявить об ошибке, сказать, удар какой силы получит «ученик», нажать переключатель и сказать правильный ответ.

Списки пар слов располагались на нескольких листах. Список на первом листе был коротким, и максимальный удар, который получал «ученик», имел силу в 105 вольт. Затем испытуемый брался за второй лист, а переключатели ему следовало нажимать, снова начиная с первого (15 вольт). Этот ход был сделан для того, чтобы «учитель» освоился и привык к своим обязанностям.

Если в ходе эксперимента «учитель» добирался до переключателя в 450 вольт, а пары слов не заканчивались, то при последующих ошибках «ученика» он должен был использовать этот же переключатель.

Бывало, что «учитель» проявлял неуверенность, и тогда экспериментатор «подбадривал» его одной из приготовленных фраз:

  • Пожалуйста, продолжайте;
  • Эксперимент требует, чтобы вы продолжали;
  • Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали;
  • У вас нет другого выбора, вы должны продолжать.

Эти фразы произносились одна за другой по мере того, как испытуемый начинал колебаться. Если он отказывался продолжать и после четвёртой фразы, эксперимент прекращался.

Экспериментатор произносил и другие фразы. В частности, были заготовлены две специальные фразы.

Если «учитель» спрашивал, не получит ли «ученик» повреждения, то экспериментатор его заверял, что, несмотря на болезненность ударов, он не получит повреждений.

А если «учитель» замечал, что «ученик» отказывается продолжать эксперимент, то экспериментатор говорил, что опыт должен продолжаться, нравится это «ученику» или нет. При этом он никогда не угрожал «учителю».

Участники получали небольшое вознаграждение за каждый день участия в эксперименте. Впрочем, впоследствии исследование было повторено на студентах того же Йельского университета, которые участвовали в нём без вознаграждения, при этом результаты всё равно были схожие.

В первом варианте эксперимента «ученик» находился в соседней комнате, которая была звукоизолирующей; «учитель» из своей комнаты не слышал крики «ученика», но на 300 вольтах «ученик» принимался громко стучать в стену.

После этого он переставал давать ответы, но экспериментатор всё равно требовал продолжать, заставляя трактовать отсутствие ответа как неправильный ответ.

В дальнейшем «ученик» переставал как давать ответы, так и стучать в стену.

В доработанном варианте испытуемый мог слышать крики «ученика». Кроме того, перед началом эксперимента «ученик» предупреждал, что у него имеются проблемы с сердцем.

Жалобы и крики «ученика» с каждым ударом становились всё громче и страшнее, а на максимальном ударе он переставал подавать признаки жизни.

При этом в своих криках «ученик» не угрожал испытуемому и экспериментатору, не оскорблял их и даже не обращался к ним напрямую. При сильных ударах он лишь умолял прекратить эксперимент.

Этот доработанный вариант Милгрэм показал в своём документальном фильме «Obedience» («Повиновение»).

Полученные результаты

Эксперимент показал удивительные результаты. В первой серии опытов из первого варианта эксперимента более половины испытуемых отказывались сжалиться над «учеником» и доводили напряжение ударов до максимального показателя, после чего инструктор отдавал распоряжение заканчивать опыт.

Из сорока испытуемых лишь пятеро прекращали эксперимент на 300 вольтах, когда жертва начинала проявлять первые признаки недовольства – стук в стену и прекращение ответов.

Четверо останавливались на 315 вольтах, когда стук в стену раздавался во второй раз; двое прекращали опыт на следующем показателе, когда «ученик» переставал стучать в стену и давать ответы. По одному человеку добирались до следующих трёх показателей.

Как видим, большая часть испытуемых покорно следовали распоряжениям инструктора и доводили эксперимент до конца.

Критика и предположения

Перед тем, как начинать эксперимент, Милгрэм предложил нескольким молодым психологам, выпускникам того же Йельского университета, угадать, сколько испытуемых доведут эксперимент до конца и подадут жертве максимальный ток. Те предположили, что так поступит от одного до двух процентов участников.

Затем были опрошены психиатры. Те ошиблись ещё больше, заявив, что половина участников остановится на 225 вольтах, и лишь один из тысячи доберётся до последнего переключателя.

Полученные результаты, таким образом, оказались неожиданными для всех.

Как же объяснить поведение испытуемых, если больше половины из них подали максимальное напряжение?

Было высказано несколько предположений:

  • На участников повлиял авторитет Йельского университета;
  • Все участники были мужчинами, а у них отмечается повышенная склонность к жестокости;
  • Участники не понимали, насколько сильны вред и боль, наносимые жертве столь мощными ударами тока;
  • Участники просто имели повышенную склонность к садизму и от страданий жертвы получали удовольствие;
  • Все участники эксперимента имеют склонность к подчинению авторитетам; ведь были и те, кто отказался от участия, узнав подробности эксперимента.

Эти предположения были учтены в дальнейших исследованиях, и ни одно из них не подтвердилось.

Дополнительные эксперименты

Для проверки первого предположения Милгрэм снял небольшое помещение в Бриджпорте – городе в другом штате США; при этом вывеска ничего не говорила о связи с Йельским университетом: организация представлялась просто коммерческой исследовательской компанией. Там учёный повторил эксперимент, и его результаты лишь незначительно отличались от первоначальных.

Следующий эксперимент показал, что женщины в роли «учителя» вели себя точно так же, как и мужчины.

В третьем опыте участники могли явственно слышать вопли «ученика», соответствующие силе подаваемого тока, и поэтому хорошо осознавали причиняемый ими вред. Но результаты снова оказались аналогичны первому испытанию.

Милгрэм проверил четвёртое предположение. Оказалось, что все участники были абсолютно нормальными людьми с устойчивой психикой, не страдавшими никакими психическими или умственными расстройствами. Сам исследователь вынужден был констатировать: «Они и есть мы с вами».

В частности, оказалось, что испытуемые не были садистами. В одном из опытов инструктор уходил, оставляя в комнате своего ассистента, и тогда лишь 20 процентов участников соглашались продолжать эксперимент.

Если участнику давалось право самому выбрать напряжение, почти все останавливались на 150 вольтах или даже меньшем напряжении.

Послушание уменьшалось, если распоряжения инструктор отдавал по телефону, при этом многие участники притворялись, что продолжают работу. Если инструкторов в комнате одновременно было двое, при этом один приказывал продолжать эксперимент, а второй требовал остановить его, большинство испытуемых прекращали эксперимент.

Милгрэм заключил, что в сознании людей прочно закреплена необходимость подчиняться вышестоящему. Он заметил, что решающую роль во всех экспериментах играла неспособность участников открыто противостоять «начальнику», в качестве которого выступал инструктор.

При этом испытуемые просили инструктора прекратить опыт, а когда тот отказывался, то они продолжали задавать вопросы и включать ток.

Во время этих действий, однако, они дрожали, потели, что-то бормотали, хватались за голову и проявляли другие признаки обеспокоенности и смятения, однако покорно продолжали делать свою работу.

Один из очевидцев наблюдал, как за двадцать минут уверенный в себе солидный бизнесмен – один из участников – был доведён до нервного срыва. Он даже бил себя кулаком по голове и умолял инструктора остановиться, но тот отвечал отказом, и бизнесмен продолжал работать.

Милгрэм провёл дополнительные эксперименты, которые только подтвердили его предположения.

Выводы

В результате экспериментов Милгрэм пришёл к заключению, что для «нормальных взрослых людей» характерна готовность делать всё что угодно, следуя велениям авторитета. Исследователь выдвинул в связи с этим две теории.

Первая утверждает, что человек подчиняется правилам среды и её иерархии, когда не имеет возможности принять самостоятельное решение (например, чувствует нехватку знаний).

Вторая теория говорит, что подчинённому свойственно рассматривать себя как инструмент для исполнения действий другого человека, что позволяет ему снять с себя всякую ответственность за собственные деяния.

Смотреть видео

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: