Эмоциональная гибкость

Развитие эмоциональной гибкости учителя

Эмоциональная гибкость

Цель: научить педагогов управлять своими эмоциями и использовать их как ресурс для повышения эффективности и качества взаимодействия в профессиональной деятельности и личной жизни.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага, картинки (след).

I. Вступительное слово

Психолог: Уважаемые коллеги! Все мы хорошо знаем, что жизнь человека и взрослого, и ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями мира его чувств и переживаний.

Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Порой люди находятся «в плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении на любом уровне, профессиональном и бытовом.

Трудно удается осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей.

А руководят нашим состоянием, поведением чувства, эмоции, которым не придается особого значения, как чему-то второстепенному в нашей жизни, но все не так просто.

Упражнение «След».

У всех нас за плечами огромный опыт, можно вспомнить так много интересного, яркого, забавного. Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке.

Вот она, единственно верная дорога, Которую ты выбрал не случайно, И потому пройти ее с терпеньем, Прогнать все страхи и отчаянье, (Ведь не всегда сопутствуют удачи),

Явить любви и мудрости уменье –
Вот главная твоя в пути задача.

Итак, наш разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми.

В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается.

«На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат».

«Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя.

Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость.

В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников:

Уровни профессиональной компетенции.

1. Самый низкий уровень квалификации.В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то.
2. Второй уровень квалификации.В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать.
3. Третий уровень квалификации.В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально).
4. Четвертый уровень квалификации.В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика.

Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам.

От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство.

Интересны данные, полученные в ходе эксперимента с разными категориями людей, представителями различных профессий. Получается, что степень эмоциональной устойчивости учителей ниже, чем летчиков, инженеров-конструкторов.

ПрофессииЭмоциональная устойчивость( в баллах)
Летчики64,3
Студенты физического факультета64,3
Инженеры-конструкторы63,6
Учителя 1 год работы52,5
Учителя со стажем45,8
Больные неврозом45,7

Низкий показатель эмоциональной устойчивости дает основания считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими.

Все это ведет к негативным последствиям, к возможности формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность.

У молодых учителей степень социальной адаптации выше, чем у учителей со стажем; у многих учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных нервозом.

Способ преодоления трудностей во многом определяет поведение человека. Формы противостояния жизненным трудностям различны, в основе лежит способность правильно оценивать реальную ситуацию:

  1. Первые воспринимают случившееся как жизненный урок.
  2. Вторые сдерживают себя от нежелательных импульсивных реакций.
  3. Бронирование, под ним скрывается тщательно скрываемое озлобление или уныние.
  4. Для четвертых – это как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение.

II. Диагностический блок

Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, нами используется в варианте Н.В.Паниной.

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности».

Инструкция:

«Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу».

  1. Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
  2. Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
  3. Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
  4. Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
  5. Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
  6. Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
  7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
  8. Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
  9. Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
  10. С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
  11. Ощущение возраста не беспокоит меня.
  12. Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
  13. Я ничего не стал (а) бы изменят в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
  14. Я, чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
  15. Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
  16. Оглядываюсь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил (а) в жизни.
  17. Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувства удовлетворения.
  18. Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
  19. От жизни я получил (а) довольно много из того, чего ожидал (а).
  20. У меня есть планы, которые я намерен (а) осуществить в ближайшее время.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности.

Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоционального напряжения, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

III. Психотехники на развитие эмоциональной гибкости

Все участники делятся на мини-группы (3-4 человека). Каждая группа получает карточки с заданиями.

Моделирование ситуаций.

Задания для первой группы.

Упражнение 1 – «Мои положительные и отрицательные эмоции».

  1. Каждый участник группы в круге расскажет о своих «положительных» и «отрицательных» эмоциях: как часто они возникают, что является причиной их возникновения, какой (ая) «Я» в момент радости. Опишите свою группу, составив психологический портрет, и расскажите об особенностях своих положительных эмоций, состояний.
  2. Нарисовать настроение красками.

Задания для второй группы.

Упражнение 2 – «Мои эмоциональные состояния в школе».

  • Каждый участник группы рассказывает о том, какие эмоции чаще всего возникают в школе, причины их появления, как можно изменить свое состояние?

Результаты работы мини-группы обсуждаются, после чего учителя делятся своими впечатлениями.

Задание для третьей группы.

Упражнение 3 – «Экспрессивно-выразительные движения: мимика, взгляд, пантомима, походка».

  1. Каждому участнику дается карточка, на которой написано одно из эмоциональных состояний, которое он должен изобразить при помощи рук, лица, пантомимики, визуального контакта следующие эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдания, счастье, удивление, а группа должна определить: какое эмоциональное состояние было продемонстрировано.
  2. Произнесите фразу «Я рада вас видеть в школе», стараясь при помощи интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, которые он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу – радость, удивление, восхищение, негодование и др.).

После выполнения упражнений все педагоги рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, возникших трудностях или их отсутствии.

IV. Заключение

Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.

Обратная связь.

Участникам семинара предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:

  • В ходе встречи я понял (а) …
  • Больше всего мне понравилось …
  • Мне не понравилось …
  • Я предлагаю в следующий раз …

Список литературы:

  1. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001.
  2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.- М.:Российское педагогическое агентство, 1995.
  3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М.: Искусство, 1967.
  4. Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007.

Эмоциональная гибкость: Почему не стоит стремиться к вечному позитиву

Эмоциональная гибкость

В современном мире культивируется образ сильного человека. Общество сознательно закладывает в нас стремление к тому, чтобы быть сильными.

Нам говорят о том, что проявление любого рода негативных эмоций свидетельствует о слабости и неспособности добиться успеха. Нас убеждают в том, что проявлять открыто эти эмоции просто неэтично.

А что, если такая установка изначально неверна и не ведет ни к чему хорошему?

Будучи позитивным и счастливым 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, вы теряете возможность развить навыки, необходимые для настоящей и полноценной жизни.

Что, если бы мы жили в мире, где каждый мог бы честно говорить о том, что чувствует? Что было бы, если бы общество не стремилось так рьяно разделять эмоции на «хорошие» и «плохие»?

Психолог Сьюзен Дэвид во время своего выступления на конференции TED привела несколько доказательств в пользу того, что нам не нужно всегда быть на позитиве.

По ее словам, установка на позитивность каждую минуту лишает нас способности правильно переживать эмоции. Это влияет на нашу ежедневную жизнь, отношения с окружающими и в конечном счете на наше счастье в целом.

Как же можно исправить сложившуюся ситуацию?

Положительное влияние эмоциональной храбрости

«По данным Всемирной Организации Здравоохранения, депрессия является одной из основных причин возникновения различных проблем со здоровьем у людей во всем мире. Депрессия провоцирует рак и болезни сердца.

И показатели этих заболеваний в последнее время только увеличиваются. Мы живем в сложное время – во времена небывалого технологического прогресса, нестабильной экономики и постоянных политических перемен.

В сложившейся ситуации люди склонны все больше и больше подавлять свою реакцию на переживаемые эмоции», – говорит Сьюзен Дэвид.

Злость, грусть, горе – вот несколько эмоций, которые в современном мире оказались под своеобразным запретом. Мы пытаемся запихнуть их поглубже или предпочитаем игнорировать.

Это неправильный подход. Хотите знать, почему?

«Эмоции, испытывать которые для человека совершенно естественно, сегодня классифицируются либо как хорошие, либо как плохие. Возникло новое этическое правило, по которому мы должны всегда быть на позитиве. Людям, страдающим от рака, говорят, что они должны всеми силами сохранять позитивный настрой.

Женщинам говорят о том, что они должны перестать злиться. Список подобных «советов» можно продолжать бесконечно. Это самая настоящая тирания. Тирания позитивного мышления. Это жестоко и несправедливо по отношению к людям. Более того, этот метод не эффективен.

Тем не менее мы продолжаем им пользоваться и говорим о его пользе окружающим», – отмечает Дэвид.

Доктор Дэвид уверенна в том, что подобный подход к негативным эмоциям наносит человеку непоправимый вред. Когда мы игнорируем или подавляем наши эмоции, они становятся только сильнее. Это приводит к тому, что теряется способность нормально жить в том мире, каким он есть.

Как эмоциональная гибкость меняет жизнь к лучшему

«Результаты одного из недавних исследований позволяют говорить о том, что принятие абсолютно всех наших эмоций (даже самых неприятных и негативных) – это основа истинного счастья и процветания. Принятие также дает возможность стать более устойчивыми с точки зрения психического здоровья», – говорит Сьюзен Дэвид.

Суть эмоциональной гибкости не только в том, чтобы принять эмоции и избавиться от желания классифицировать их на «хорошие» и «плохие». А еще и в том, чтобы научиться определять эмоции, которые мы переживаем. Освоив этот навык, можно понять и причину их возникновения.

И самое главное – наши эмоции не являются прямым указанием к действию. Они не должны нами управлять.

«Наши эмоции подвластны нам. Мы не являемся рабами эмоций. Мы должны подходить к ним с точки зрения логики. Проживайте эмоции, но будьте мудры. Разбирайтесь с эмоциями с позиции ваших жизненных ценностей и принципов. Так они помогут вам стать лучше», – говорит Дэвид.

Мы можем контролировать то, как наш мозг обрабатывает эмоции.

Когда вы испытываете, злость не говорите себе: «Я злюсь». Это означает, что вы сами являетесь воплощением этой эмоции. Скажите себе: «Я поймал себя на том, что испытываю злость».

Суть эмоциональной гибкости в том, чтобы быть открытым любой эмоции, которую вы способны испытывать. Развив этот навык, вы сможете задавать себе правильные вопросы. Например: «О чем говорит мне эта эмоция?», «Что я должен сделать, чтобы стать счастливее?» или «Какие мои действия (в связи с этой эмоцией) могут отрицательно повлиять на мою жизнь?»

Суть в том, чтобы справляться с нашими эмоциями посредством сострадания к себе, при этом оставаясь в меру любопытными и храбрыми.

Эмоциональная гибкость помогает увидеть себя именно такими, какие мы есть на самом деле. И жить истинно своей жизнью.

Перевод статьи — Emotional agility Why you need to stop trying to be so positive via Клубер
Фото – blogspot.com

Эмоциональная гибкость

Эмоциональная гибкость

Эмоциональная гибкость – это подвижность, гибкость, изменчивость и адаптивность мысленной и чувственной сферы, позволяющая выбирать наиболее оптимальные и адаптивные варианты реагирования.

Проблема отсутствия гибкости эмоционального реагирования появилась из преобладания определенной зацикленности в поведении (когда действия происходят как по сценарию, без замечания различных оттенков), в мыслях (накручивание себя, привычный поиск негатива), а также ощущенческой сфере (невозможность повлиять на настроение).

Подобная закостенелая структура не дает формировать успешные действия, обедняет духовную сферу, чем способствует развитию нарушений аффективного переживания.

Развитие эмоциональной гибкости не подразумевает жесткую переориентацию эмоций и взглядов, так как считает, что насильственное (волевое, принудительное) изменение давних взглядов человека наоборот сковывает вариативность реакций, увеличивает уровень напряжения и контроля и цементирует установившиеся паттерны. Все механизмы построены на снятии напряжения, привнесении легкости в происходящее, это своеобразная игра по принятию происходящих событий, без их жесткого контроля и укладывания в выбранные рамки.

Что такое эмоциональна гибкость

Проблема эмоциональной гибкости получает все большую актуальность, поскольку в мире, стремящимся к достижению и контролю не остается места спонтанному проявлению, вариативности собственного проявления и простому расслаблению.

Таким образом, развитие эмоциональной гибкости тесно связано с умением расслабиться, а значит перестать тревожиться о каждом происходящем и не случившимся моменте и начать воспринимать жизнь через призму осознанности.

Осознанность в данном контексте подразумевает сознательный выбор человеком своих эмоциональных реакций, который проще осуществить, переместив свое восприятие реальности из будущего или прошлого в настоящий момент.

Включив свою ответственность и осознав возможность выбора своего реагирования на стимулы, полученные нервной системой, каждый обретает варианты реагирования, где можно выбрать разрушительный и подавляющий. А можно легкий и расслабленный.

Подобный выбор реакции доступен каждому человеку, поскольку является заложенным механизмом структуры мозга, где между поступающим стимулом и выдаваемой реакцией есть определенный промежуток тишины, когда не происходит ничего и совершается выбор как лучше отреагировать.

Мы автоматизируем многие действия, а также многие свои реакции выдаем исключительно по привычке, но промежуток, необходимый для принятия решения остается, чтобы пропустить его, отреагировав привычным образом, или воспользоваться, чтобы увидеть иные пути изменений.

Использование промежутка между стимулом и реакцией, повышение осознанности – это то, что отражает эмоциональную гибкость, а соответственно позволяет реализовывать все свои таланты и развиваться, преображая и расширяя собственную свободу.

Хорошая эмоциональная гибкость помогает справиться со многими внутренними трудностями, такими как заниженная самооценка, комплексы личностного развития, является отличным регулятором депрессивных и тревожных состояний, а в итоге может привести к значительным жизненным переменам.

Вспомните переживания о возможном провале на собеседовании, способном довести многих до гипертонического криза, при этом значимость происходящего завышена и находится в отдаленном будущем, а переживания, причем довольно негативные происходят уже сейчас, если же вовремя осознать бессмысленность своих душевных терзаний, то непомерное повышение уровня тревожности начинает идти на спад, уступая место более продуктивным моделям поведения по поиску решений возможных трудностей.

Считать эмоциональную гибкость синонимом позитивности или стремлением испытывать только положительные эмоции не стоит, поскольку даже самый эмоционально гибкий человек испытывает негативные эмоции, разочаровывается, грустит, ему становится больно, но он способен рассмотреть эти эмоциональные периоды с различных сторон, дать им место, принять, проработать и отпустить. В этом, пожалуй, самое большое отличие – принять, осознать и отпустить, вместо того, чтобы беречь их внутри себя, скапливать и пускать по кругу проживания, нарушая работу нервной системы и дестабилизируя все жизненные процессы.

Такое качество добавляет жизни динамики и позволяет преодолевать значительные уровни испытываемого стресса, причем не с помощью наращивания панциря бесчувственности и неподвижности, а проявляя все те же характеристики живой психики, что и раньше (интерес, увлеченность, открытость). Это не значит, что человек, обладающий эмоциональной гибкостью, подстраивается под изменяющиеся ситуации – он выбирает каждый раз оставлять свои реакции и поведение прежними или изменить, при этом ориентируется на свои внутренние ценности и цели, соотнося их с изменениями окружающего пространства. Тяжелые переживания и трудные мысли не игнорируются, а просто исключаясь из своего восприятия, используются как маяки и маркеры происходящего, позволяющие лучше оценить ситуацию, помогают заметить, как что-то идет не так, и найти пути исправления движения.

Эмоциональная гибкость – как научиться радоваться переменам

Когда в привычную жизнь пытается войти что-то новое или уйти старое, освобождая место другому, большинство людей прилагают огромное количество энергии к удержанию всего в прошлом состоянии.

Подобное стремление поддержания стабильности продиктовано эволюционно, поскольку все новое являлось неизведанным, возможно несущим опасность, а возможно радость, но точно отнимающее много ресурсов на исследования, а в некоторых случаях еще и конкретных жертв.

Тем не менее, именно различные перемены являются двигателем развития каждого существа.

Вопрос остается в том, как максимально использовать меняющиеся условия, а не впадать в ступор от их наступления, ведь те силы, которые мы привычно тратим на силовое удержание ситуации в прежних рамках, можно потратить на извлечение выгоды.

Для этого необходимо ослабить контроль, довериться ситуации, расслабить свою собственную волю и с интересом заглянуть в ту неизвестность, которая все равно приближается. Радуясь переменам, мы программируем ход событий на позитивный, перестаем сопротивляться, начинаем замечать ситуацию шире. Когда перемены приносят лишь разочарование, то спектр действий и чувств ограничен – ситуацию нужно вернуть в прежнее русло, а чувствовать нужно недовольство и разочарованность.

Самое сложное – это поймать момент формирования своей реакции и выбрать не расстройство, а радость. В самом начале придется целенаправленно провести анализ своих мыслей и убеждений, рассмотреть какие из них ваши, а какие занесло вирусом общественного мнения и их пора бы выкинуть.

Оставлять стоит только свои, с каким бы знаком они не были, даже с собственной болью работать можно более продуктивно, чем с чужой привнесенной радостью. Следующим этапом после выделения именно своих собственных реакций является дистанцирование от них. Т.е.

они существуют и происходят, но при новом эмоционально-мысленном реагировании, дистанцируйтесь, наблюдая со стороны.

Не избегайте их, а наблюдайте, откуда они приходят, чем вызваны, как быстро набирают силу, таким образом, вы сами создаете себе промежуток между стимулом и реакцией, а дальше получаете свободу выбрать, как вам реагировать – в соответствии с тем, куда вас несет автоматическая реакция или в соответствии с тихим практически не заметным голосом другого варианта развития событий. Чем дальше вы сможете отойти от непосредственного влияния эмоций на принятие решений, тем более широкая картинка перед вами откроется, а восприятие происходящего во всем масштабе обычно предоставляет дополнительные варианты реагирования. Так и получается, что чем больше осознанности в настоящий момент вы сможете себе обеспечить, тем больше свободы и власти вы получаете в собственной жизни.

В выборе своих реакций стоит отталкиваться от монументальных целей и главных ценностей вашей личности, поэтому стоит провести исследовательские работы по изучению самого себя, чтобы при каждом представляющимся выборе, осуществлять его в сторону приближения и соответствия задуманному.

Жизнь и так состоит из ежеминутных выборов (метро или такси, колбаса или каша, звонок другу или пропустить сообщение) и эти маленькие детали складывают нашу жизнь.

Добавив осознанного восприятия, вы получите еще большее число выборов и если какие-то из них будут явно сигнализировать о глобальных переменах, то некоторые могут казаться не важными.

Сначала тренируйтесь выбирать свой путь и соответствие своим личным убеждениям в больших и знаковых моментах, а со временем вы начнете замечать, как даже мельчайшие перемены и их коррекция приближают или отдаляют вас от выбранного и желаемого.

Менять свое отношение и реакции в чем-то большом и заметном легко, об этом как о достижении потом можно рассказать знакомым, но истинным достижением является корректировка всяческих мелочей, складывающих будничную жизнь.

Это как установить новый шкаф значимее, заметнее и проще, чем потом каждый день вытирать с него пыль и не оставлять пятна от кофе.

Чтобы добиться подобного, нужно правильно распределять нагрузку и расслабление, моменты анализа ситуации и простого наслаждения бытием, поскольку постоянное напряжение может сводить с ума, а внимание к совершаемым выборам придавить грузом ответственности. Иногда можно выбрать не выбирать.

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности

В рабочей деятельности наиболее ценными качествами сейчас становится стойкость и позитив, способность не унывать и подбадривать окружающих, но рабочая среда ориентирует человека на постоянный поиск проблем, эмоциональную закрытость и нереальный уровень сдерживаемого напряжения, которое потом выливается срывами.

Более того, подобные реакции являются абсолютно природными, а их искусственное замещение трудоголизмом и показным оптимизмом могут быть чреваты проблемами со здоровьем.

Профессиональная деятельность неотделима от нашей личности и происходящие там моменты могут настолько сильно влиять на развитие человека, что превысят даже личные отношения.

Множество депрессий и комплексов, психологических травм и неадекватных самооценок рождаются на рабочем месте и обусловлены ускорением жизни, увеличением задач и личной ответственности, теперь помимо своей должностной инструкции каждому необходимо решать массу личностных задач, чтобы нравится начальству и коллегам. Помимо этого сама работа становится все более непредсказуемой, распределение обязанностей все больше стирается и в итоге все делают всю работу, вне зависимости от названия должности, при этом испытывая различные перегрузки, поскольку правила не определены.

Мы сталкиваемся с той же проблемой реакции на перемены, тревоги и в будущем, и способности адаптироваться к критически изменяющимся условиям или хотя бы возможностью адекватного реагирования.

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности становится неоценимым качеством, хотя казалось бы, более важна при построении отношений, однако в складывающихся условиях постоянной неизвестности становится актуальным справиться с растущим нервным напряжением.

Чтобы успешно справляться с этими задачами, развитие собственной эмоциональной гибкости в рабочем аспекте будет направленно на все то же изучение ключевых моментов, важных вам как профессионалу. Это схоже с определением важных целей и принципов жизни, но в более узком понимании.

Из планирования остается только предвидение будущих возможных сложностей и соответственно совершение выборов, предотвращающих их, а в остальном стоит отказаться от лишних ожиданий и планов, оставаясь открытым ежеминутному выбору, соотносимому с изменениями ситуации и вашими конечными целями.

Над чем-то можно поработать заранее (если вы знаете, что на оценку работы у начальника сильно влияют личные отношения, то разумнее выбрать пить кофе с ним, чем убегать на обед с подружкой), но на некоторые моменты вы не сможете повлиять заранее, и это следует отпустить.

Дистанцироваться от зашкаливающих эмоций становится одним из полезнейших навыков эмоциональной гибкости, поскольку лишь у некоторых людей работа объективно связана со страшными и угрожающими событиями (спасатели, военные, капитаны), тогда все остальные преувеличивают значимость происходящего и падают в затягивающую пропасть переживаний. Разрывая стимул с привычной реакцией, вы помогаете себе стать успешней, когда вместо переживаний смотрите на ситуацию объективно и выбираете новый путь решения, ориентируясь на свои потребности в профессии, а, не преследуя цели успокоить свой надуманный страх.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

5 шагов, чтобы начать жить полной жизнью – Лайфхакер

Эмоциональная гибкость

Эмоции развивались миллионы лет в течение эволюции, древнему человеку они позволяли адекватно реагировать на опасности.

В жизни современного человека опасностей куда меньше, и если мы не мешаем нашим эмоциям, они подсказывают нам, как действовать в той или иной ситуации. Мы понимаем сердцем, если кто-то врёт, и не можем объяснить, почему нам не нравится какой-то человек, просто мы так чувствуем.

Эмоциональная гибкость — способность человека оптимально реагировать на повседневные ситуации, не ударяясь в переживания и самоедство, а воспринимая неприятности как данность.

Потребительская культура подпитывает представление, будто бы всё, что нас не устраивает, можно исправить. Неудачные отношения «лечатся» сменой партнёра, непродуктивная работа оборачивается поиском специальных приложений для смартфона или обучающих курсов. Когда мы стараемся насильно исправить негативные мысли, мы лишь ещё больше на них зацикливаемся.

Восемьдесят процентов успеха — это повернуться лицом в нужном направлении.

Эмоциональная гибкость начинается с того, чтобы повернуться к себе лицом и посмотреть на свои мысли, эмоции и поведение осознанно и без предубеждения. Посмотрим, какие шаги для этого надо предпринять.

1. Осознайте, что попали на крючок

За день мы произносим в среднем 16 000 слов, но наш внутренний голос говорит намного больше. Большинство наших мыслей — мощный коктейль из оценок и суждений, изрядно сдобренных эмоциями. И в своих суждениях мы легко попадаемся на крючок самокопаний даже в достаточно нейтральных ситуациях.

Попадание на крючок начинается с того, что вы воспринимаете свои мысли как факты.

«Я не умею это делать. Сколько раз пробовал — не получается». Зачастую такие мысли приводят к тому, что вы начинаете избегать ситуаций, которые могут их вызвать: «Не буду даже пробовать».

Автоматизм мышления

Человеку свойственно типизировать окружающие его реалии, а затем действовать на автомате, не анализируя каждое решение. Отсюда порой возникают сомнения, а закрыли ли вы дверь, а точно ли выключена плита. Чтобы выйти из состояния автопилота, понадобится немалая гибкость.

Так, например, психологов попросили понаблюдать за разговором экспериментатора с человеком, о котором половине группы сказали, что он проходит собеседование на работу, а другой половине — что он пациент психиатра.

Затем психологи должны были составить характеристику этого человека, опираясь на его диалог с экспериментатором. Половина группы, которой была дана установка о ненормальности человека, отметила признаки душевной болезни и недееспособности.

Вторая половина группы нашла этого человека вполне уравновешенным и нормальным.

Люди, попавшиеся на крючок, видят мир с позиции готовых решений, которые не обязательно применимы в конкретной ситуации.

Четыре самых вредных крючка

  1. Думать вредно — человек сваливает ответственность за свои действия на мысли: «Я думала, что это прозвучит глупо, и поэтому промолчала», «Я подумала, что он должен сделать первый шаг, и поэтому ничего не предприняла».
  2. «Говорящая обезьяна» — внутренний воображаемый монолог о событиях будущего или прошлого, когда вы прогнозируете ответы собеседника и репетируете свои реплики. Снова и снова.
  3. Старые идеи, из которых вы уже давно выросли.

    Вы не пересматриваете свои взгляды в течение многих лет: «Я слишком глупая для этого», «Я неудачник, мне всегда не везло», «Мама всегда говорила, что я криворукая».

  4. Излишняя правота — настаивать на своём с пеной у рта, даже в тех ситуациях, когда это не имеет никакого смысла.

Самые интересные решения часто приходят, когда мы смотрим на задачу как новичок, свежим взглядом, свободным от шаблонов.

Быть эмоционально гибким — значит осознавать и принимать свои эмоции, а у сложных и неприятных — учиться.

Реакция на стресс

«Закупорщики» игнорируют возникшую проблему, закапывают переживания вглубь и пытаются отрицать чувства. Подавляемые эмоции неизбежно возьмут своё и найдут выход в какой-то иной ситуации.

Вас гложет обида на несправедливое отношение на работе — и вот вы уже в голос рыдаете, пересматривая грустный фильм, или кричите на близкого вам человека.

«Накрутчики», попавшись на крючок неприятных переживаний, не могут отпустить ситуацию и мысленно возвращаются к негативным событиям снова и снова. Прокручивая неприятную эмоцию, человек получает иллюзию того, что делает шаги к решению проблемы.

В современном мире прочно утвердилось представление, что в минуты душевных терзаний надо что-то делать с чувствами: решать, разруливать, брать под контроль, мыслить позитивно. По мнению Сьюзан Дэвид, делать надо самое очевидное и простое — ничего. Нужно принять свои переживания и сжиться с ними, а не пытаться избавиться от них как можно быстрее.

2. Дистанцируйтесь от переживания

Дистанцирование от эмоций позволяет развить осознанность. Как разделить мысли и чувства? Есть несколько способов.

  1. Ведите заметки о прошедшем дне или неделе, обо всём, что занимает ваш ум и не даёт двигаться дальше.
  2. Действуйте в привычной ситуации по-другому, поскольку вы не обязаны постоянно следовать устоявшемуся сценарию, который когда-то выбрали и уже давно переросли: «спорт не для меня», «я не умею выступать на публике».
  3. Включите режим противоречий, посмотрите на проблему с разных сторон: вы одновременно и любите, и ненавидите свое тело, отношения, работу, место, в котором живёте. Всё имеет две стороны.
  4. Смейтесь.
  5. Попробуйте посмотреть на проблему с чужой точки зрения.
  6. Называйте вещи своими именами. Если чувствуете, что вас гложет какая-то мысль, то проговорите её: «Мне пришла в голову мысль…», «Я чувствую, что…».

3. Найдите свои внутренние ценности

Если вы долгое время существуете на автопилоте, то начинаете жить чужой жизнью, которая соотносится с ценностями, вовсе не обязательно важными для вас.

Если вы ни разу не уделили время тому, чтобы определиться со своими ценностями, то вы часами можете сёрфить в интернете, смотреть реалити-шоу — и ощущать внутреннюю пустоту.

Нащупать свои ценности помогут вопросы. Что для меня важнее всего прочего? Чем я хочу заниматься в жизни? В каких отношениях я хочу состоять? Какие ситуации сильнее всего заряжают меня энергией?

В некоторых случаях вы можете обнаружить, что разрываетесь между двумя ценностями, которые точно ваши. Например, интересный проект на работе и любимая семья. Обосновывать свой выбор вы будете не тем, какой вариант в текущей ситуации лучше, а тем, что сейчас надо предпочесть один другому.

Когда мы знаем свои ценности, то становимся более гибкими и открытыми.

Верность нереалистичным или вредным целям, которые часто продиктованы эмоциями, — причина многих страданий и упущенных возможностей.

Цели и ценности могут меняться — и это нормально!

Многие годами держатся за изжившие себя отношения или нелюбимую работу. Такие люди боятся признаться себе, что ошиблись, когда выбирали, или что они уже переросли эти цели. Отпустите старые сценарии, которые мешают вам меняться.

Если мы понимаем, что решить проблему можно, только кардинально изменив привычный образ жизни, нам гарантировано чувство безысходности и парализующий страх неизвестности.

К большой цели двигайтесь небольшими шажками.

Если продвижение к цели мы разбиваем на маленькие этапы, то цена неудачи снижается, мы почти ничем не рискуем и начинаем двигаться увереннее.

4. Придерживайтесь принципа балансира

Эмоциональная гибкость лучше всего сохраняется в ситуациях баланса между сверхсложными задачами, которые развивают нас и двигают вперёд, и привычными задачами.

Когда мы путаем безопасность с тем, что нам знакомо и понятно, наши возможности ограничиваются. Покидать зону стабильности — значит раскрывать весь свой потенциал.

Действуйте проактивно. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь, карьеру, отношения с людьми.

Не отрицайте страх. Это именно то, что толкает нас вперёд. Быть смелым — не значит ничего не бояться, это значит двигаться вперёд, как бы ни было страшно.

5. Примите себя

Не стремитесь к идеалу, такие люди существуют только на обложках журналов и в Instagram. Вы такой, какой есть, со всеми своими эмоциями, позитивными и негативными, жизненным опытом и идеалами.

Есть ошибочное мнение, что для того, чтобы оставаться на коне, нельзя давать себе поблажек. Однако те, кто спокойнее относятся к неудачам, более мотивированы на достижение успеха, так как не боятся оступиться.

Научитесь принимать себя и сочувствовать себе.

Вспомните себя в детстве. Вы не сами выбрали себе родителей, характер или телосложение, экономическую ситуацию в стране и финансовое положение семьи. Всё это не было плодом ваших стараний, всё это было само по себе. В детстве вы по максимуму использовали только то, что у вас есть, действовали в сложившихся обстоятельствах — и справились.

А теперь представьте, что ребёнок, которым вы когда-то были, подбегает к вам в слезах. Вряд ли вы будете смеяться над его страхами, скажете, что его предупреждали и что он сам виноват. Скорее всего, вы обнимите его и успокоите. К себе взрослому нужно относиться с таким же сочувствием.

Если вы хотите научиться жить настоящим, не уплывая в заоблачные мечты о будущем и не терзаясь сожалениями о прошлых неудачах, советуем прочитать книгу «Эмоциональная гибкость».

Сьюзан Дэвид приводит множество примеров из своей практики, в которых вы точно узнаете себя, и подскажет, как действовать в той или иной ситуации более конструктивно.

Купить на Litres.ru

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: