Эмоциональный интеллект

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект: что такое и способы его развития
  2. Что такое эмоциональный интеллект
  3. Зачем нужен эмоциональный интеллект
  4. Как измерить свой EQ
  5. Как развить EQ за три шага
  6. Вся статья за одну минуту
  7. Теги
  8. Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики
  9. Уровни эмоционального интеллекта
  10. Признаки высоко уровня  EQ
  11. Навыки эмоционального интеллекта
  12. Тесты диагностики
  13. Послесловие
  14. Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать
  15. На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись
  16. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить – ТЕСТ
  17. Составляющие Emotional Quotient
  18. Самосознание
  19. Саморегуляция
  20. Мотивация
  21. Социальные навыки
  22. Эмпатия
  23. Уровень эмоционального интеллекта
  24. ВЫСОКИЙ
  25. НИЗКИЙ
  26. Теории ЭИ
  27. Гипотеза Люсина
  28. Тест для диагностики онлайн
  29. Методы развития эмоционального интеллекта
  30. Наблюдение за эмоциями
  31. Прислушивайтесь к физическому состоянию
  32. Выявите связи между эмоциями и поступками
  33. Поймите, что нет неправильных эмоций
  34. Выбирайте достойные поведенческие модели
  35. Станьте открытым к диалогам с другими людьми
  36. Прокачивайте способность к эмпатии
  37. Следите за соответствием слов и мимики
  38. Смотреть видео

Эмоциональный интеллект: что такое и способы его развития

Эмоциональный интеллект

По данным компании Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким уровнем Emotional Quotient.

Работники с развитым эмоциональным интеллектом зарабатывают в среднем на 29 000 долларов в год больше, чем те, у кого этот показатель на низком уровне.

И пока одни психологи и бизнес-тренеры считают EQ решением всех проблем, другие критикуют идею за антинаучность. Разобрались в теме вместе с автором книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика» и коучем по развитию EQ Аленой Алешиной.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ ― личные и социальный навыки. Получится подружиться с эмоциями ― сможете наладить отношения и с людьми.

Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет, то об EQ заговорили только в 1990 году, когда в научном журнале появилась небольшая статья, которая так и называлась — Emotional Intelligence.

Ее написали исследователи Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций.

Статья вышла, но ее почти никто не прочитал, поэтому вся слава досталась Дэниэлю Гоулману — журналисту The New York Times, который в 1995 году переработал статью и написал книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ». В ней он описал четыре основные составляющие EQ:

  • Самосознание (self-awareness). Способность осознавать и анализировать собственные эмоции, а также знание своих слабых и сильных сторон.
  • Самоконтроль (self-management). Умение управлять своими эмоциями и сохранять эмоциональный баланс даже в критических ситуациях.
  • Эмпатия (empathy). Понимание эмоций окружающих и способность общаться с другими с учетом их внутреннего состояния.
  • Навыки отношений (relationship skills). Умение взаимодействовать с людьми, управлять их эмоциями, улаживать конфликты, работать в команде или возглавлять ее.

Книга быстро попала в список бестселлеров, а Гоулмана до сих пор считают автором понятия Emotional Quotient, хотя он всего лишь популяризировал теорию. История драматичная, но вернемся к самому термину. У исследователей накопилось к нему довольно много претензий.

Во-первых, четкого определения эмоционального интеллекта не существует, а без этого понятие нельзя назвать научным. Во-вторых, EQ сильно пересекается с теорией психотипов. В-третьих, общепринятого способа измерить эмоциональный интеллект нельзя, что тоже вызывает сомнения в его объективности.

Это не значит, что можно не следить за своими и чужими эмоциями, просто нужно критически относиться к теории EQ и не тратить деньги на курсы, которые обещают прокачать его за неделю.

«Вся концепция эмоционального интеллекта строится на том, чтобы правильно распоряжаться своими и чужими ощущениями. Нас очень долго приучали подавлять эмоции, особенно негативные, но EQ призывает использовать их для достижения целей. Допустим, гнев можно игнорировать и пытаться быть спокойным, а можно, наоборот, усиливать его. В некоторых ситуациях это полезно. Например, когда вы сильно волнуетесь перед встречей с руководителем и не можете связать двух слов. Добавьте себе немного раздражения, и оно станет драйвом, который усилит уверенность в себе», ― говорит Алена Алешина, коуч по развитию EQ.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

По данным Brighton School of Business and Management, EQ на работе в два раза важнее hard skills, а 44% опрошенных сотрудников считают именно этот показатель отличительной чертой эффективных лидеров. С высоким уровнем EQ вы сможете:

  • справляться с давлением и стрессом от работы;
  • эффективно управлять собой и другими во время переговоров;
  • добиваться от коллег того, что вам нужно;
  • заслужить уважение других;
  • мотивировать команду;
  • решать конфликты.

«Уровень эмоционального интеллекта влияет на то, насколько успешно человек выстраивает свои рабочие отношения. Сейчас все сотрудники, даже на начальных позициях, много общаются с коллегами: появляются проекты, в которых результат во многом зависит от коммуникации. Если работник не контролирует себя, то становится токсичным или просто неосознанно портит настроение окружающим. Почти в каждом коллективе есть такие люди, которые всегда чем-то недовольны, ноют или раздражаются. А человек с высоким эмоциональным интеллектом отдает себе отчет, каким образом он воздействует на других, и ориентируется на то, какое эмоциональное состояние соответствует его целям и задачам», ― говорит Алена Алешина.

Обладатель высокого EQ редко попадает в конфликтные ситуации, а если попадает, то быстро из них выбирается. Он может четко объяснить свои чувства и, кажется, знает названия всех эмоций и даже их оттенков.

Вам хочется попросить у него совета и поддержки, и вы точно знаете, что он найдет нужные слова.

Подчинив себе эмоции, вы не только быстрее построите успешную карьеру, но и и получите больше удовольствия от работы.

«Огромное количество сложных задач из разных сфер, необходимость постоянно обучаться и расти ― это норма сегодняшнего дня. Все это вызывает столько эмоций, что мы не знаем, как себя вести, поэтому чаще всего просто подавляем их. Тогда мы приходим к эмоциональному выгоранию, апатии и депрессии.Эмоциональные и интеллектуальные процессы очень взаимосвязаны. Если я в хорошем настроении, то я и работаю хорошо. Если у меня апатия или тревога, то мне сложно придумывать новые ходы и решения. В этом многозадачном мире достаточно трудно жить, а эмоциональный интеллект позволяет управлять своим состоянием так, чтобы, несмотря на всю эту сложность, получать много удовольствия», ― рассказывает Алена Алешина.

Как измерить свой EQ

Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать поведение. Стоит задуматься о низком EQ, если вы:

  • постоянно обижаетесь и не умеете прощать других;
  • часто думаете, что вас не так поняли;
  • не можете справиться со стрессом;
  • не понимаете, что чувствуете и почему;
  • критикуете других и безрезультатно спорите;
  • боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому.

Это общие признаки, и узнать в них себя может практически любой человек, поэтому психологи пытаются придумать, как оцифровать эмоции человека и создать максимально объективный тест, как это сделали с IQ.

На данный момент самый популярный способ изменить EQ ― это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Испытуемому показывают картинки с эмоциями, которые нужно не только идентифицировать, но и объяснить.

Если у вас нет времени на серьезные исследования, пройдите наш пятиминутный тест. Объективный результат не обещаем, зато будет смешно.

Как развить EQ за три шага

Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить. Можно заплатить деньги и пойти на курсы, а можно бесплатно следовать этим трем шагам:

  • Записывайте эмоции. Заведите рукописный дневник или заметку в телефоне, куда вы будете записывать свое состояние в течение дня. Фокусируйтесь на каких-то конкретных событиях: анализируйте свое состояние после важных встреч, новых знакомств и значимых событий. Найдите триггеры, которые заставляют вас испытывать разные эмоции, и запишите их. Так вы поймете, как и на что реагируете, но пока не задавайтесь вопросом, почему так происходит.

«Самая простая практика ― это поставить по три напоминалки в день с вопросом “Что ты сейчас чувствуешь?”.Когда люди начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий — часто неприятных. Например, человек замечает, что на работе он испытывает либо страх, либо раздражение. И тогда он понимает, что нужно начать что-то делать, чтобы испытывать больше спокойствия. То есть прежде всего нужно осознавать эмоции, чтобы начать с ними работать», ― говорит Алена Алешина.

  • Найдите источник. Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит. Что именно заставляет вас злиться? А радоваться? Надо понять настоящую причину ваших эмоций. Не осуждайте себя, просто разберитесь в источниках.
  • Управляйте своими эмоциями. Когда вы поняли, что вы чувствуете и почему, переходите к контролю над эмоциями. Подумайте, как вы можете вернуть себе состояние спокойствия, когда начинаете злиться. Найдите то, что будет радовать вас в моменты грусти. Подберите механизм, который будет приводить вас в нужное состояние, и постоянно используйте его.

«Надо выработать привычки. Вы можете использовать длинный выдох, минимальную физическую активность или упражнения, связанные с расслаблением и напряжением. Часто мы используем не самые конструктивные способы управления эмоциями: съесть торт, выпить пару бокалов или покурить. Найдите то, что вас реально будет быстро успокаивать или, наоборот, заряжать энергией», ― говорит Алена Алешина.

Вся статья за одну минуту

  • EQ (Emotional Quotient) ― это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.
  • Эмоциональный интеллект в два раза важнее hard skills.
  • Человек с высоким EQ легко справляется со стрессом на работе, эффективно решает конфликты и добивается нужной информации и действий от коллег.
  • Чтобы узнать свой EQ, нужно пройти опросник MSCEIT из 141 вопроса или наш тест из восьми.
  • Эмоциональный интеллект можно развить за три шага: регулярно записывайте эмоции, разберитесь в причинах ваших чувств, используйте методы, которые вас успокаивают (дыхание, медитация, прогулка) или заряжают энергией (спорт, танцы, громкая и веселая музыка). А если захотите полностью разобраться в теме, читайте книги из нашей подборки.

Теги

Soft Skills Продуктивность Туториал

Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

Эмоциональный интеллект

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

  1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
  2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
  3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня  EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный.

Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности.

Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений.

Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей.

Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций.

Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос)  – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать.

Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

Текст опросника:

  1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
  2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
  3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
  4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
  5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
  6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
  7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
  8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
  9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
  10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
  11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
  12. Я умею успокаивать людей.
  13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
  14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
  15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
  16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
  17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
  18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
  19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
  20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
  21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
  22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
  23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
  24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
  25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
  26. Я могу поднять настроение кому угодно.
  27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
  28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
  29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
  30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.

Итоги:

  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать

Эмоциональный интеллект
© ERHUI1979 / ISTOCKPHOTO.COM

Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. И предлагаем конкретный план действий.

На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись

Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте? Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт? Случалось ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина? Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым. На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?

— Осознание себя —

Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости.

Давая себе отчет в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Например, не примет легкое увлечение за большую любовь, а любопытную перспективу — за главную цель жизни.

Исходя из эмоций он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции.

Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса.

Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.

— Саморегуляция —

Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что мы берем ответственность за нашу жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищем виноватых.

Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации. Самоконтроль способствует тому, что мы не позволяем негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следим за собственной репутацией: данное слово, обещание и договоренности соблюдаются нами на постоянной основе вне форс-мажоров.

Выбираем эмоции: зачем нужна саморегуляция и как ей научиться

Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям.

Конечно, это не значит, что нужно превращаться в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции.

Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.

Мотивация —

Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее.

Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем».

Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.

Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям. Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье дает возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше.

В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время.

Вы наверняка замечали, что в любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, как провести вечер, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим и берет на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте. В личной жизни все работает примерно так же.

Мы знаем людей, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.

— Эмпатия —

В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие.

Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание.

В целом эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы.

Правило не кричать на плачущего ребенка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия.

Менеджер, который слышит подчиненных и дает им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что чувствует запросы других и помогает им реализовать свой потенциал. С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага. И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.

— Социальные навыки —

Все вышеперечисленные зоны влияния эмоционального интеллекта подводят к главному: совокупность этих качеств помогает нам лучше понимать людей, не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию. Люди с высоким EQ чаще всего работают над риторическими приемами или уже хорошо владеют техникой убеждения. Они умеют вербально обозначить приоритеты, не ждут, что их эмоции будут угаданы, и редко скатываются в пассивно-агрессивное поведение.

Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга.

Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе.

И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции.

Человек с высоким EQ выберет искренний разговор между конфликтующими сторонами, не будет избегать роли посредника, а поможет высказать взаимные претензии и выработать стратегию дальнейших действий.

Материал заимствован из архива статей РБК Стиль

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить – ТЕСТ

Эмоциональный интеллект

О том, что такое интеллект большинство из нас имеет четкое представление. Об интеллекте с приставкой «эмоциональный» заговорили недавно. Расскажем, что означает это понятие и как применять его на практике.

Составляющие Emotional Quotient

Пять компонентов Emotional Quotient были выделены американским психологом Д. Гоулманом в работе «Эмоциональный интеллект», в их числе.

Самосознание

Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Саморегуляция

Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Мотивация

Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.

Социальные навыки

Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Эмпатия

Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.

Уровень эмоционального интеллекта

Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.

ВЫСОКИЙ

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом.

    Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.

  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

НИЗКИЙ

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
  • Направленность к эмоциям своим или других людей.

Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:

  • Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.

На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

  1. Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.

  2. Может ли он контролировать чувства.

  3. Имеет ли влияние на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности к самомотивации.

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Тест для диагностики онлайн

Предлагаем вашему вниманию тест для определения индивидуального уровня эмоционального интеллекта. Необходимо ответить на вопросы путем согласия или не согласия с высказыванием.

Ставим себе оценки по такому принципу:

  • категорически не согласен: – 3;
  • скорее не согласен: – 2;
  • частично не соглашусь: – 1;
  • частично соглашусь: 1;
  • скорее согласен: 2;
  • абсолютно согласен: 3.

Итак, приступим.

  • Любые эмоции (и плохие, и хорошие) являются основой для понимания того, как действовать.
  • Негативные эмоции вынуждают меня произвести изменения в жизни.
  • Мое спокойствие не страдает в случае давления на меня.
  • Я могу понять, как изменяются мои чувства.
  • Если это нужно, я буду спокойным и уверенным в себе.
  • При необходимости я в состоянии быть веселым, оптимистичным.
  • Я обращаю внимание на свое эмоциональное самочувствие.
  • Если я расстроился, то могу быстро прийти в норму.
  • Я способен выслушать жалобы от человека.
  • Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций.
  • Я проникаюсь чувствами других.
  • Со мной люди ощущают себя спокойно.
  • Я упорно преодолеваю трудности.
  • Мне нравится креативно решать проблемы.
  • Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции.
  • Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии.
  • Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции.
  • Я недолго переживаю.
  • Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия.
  • Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют.
  • Я вижу эмоции по мимике.
  • Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде.
  • Я без слов улавливаю истинные желания людей.
  • Окружающие считают меня способным к сопереживанию.
  • Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни.
  • Я могу развеселить и вдохновить людей.
  • Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни.
  • Мне легко поставить себя на место другого человека.
  • Я помогаю другим разобраться в себе.
  • Я не зацикливаюсь на переживаниях.

Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне ЭИ:

высокий – свыше 70;

средний – 40-69;

низкий- 0-39.

Не расстраивайтесь, если «недобрали» баллы, эмоциональный интеллект можно развить.

Методы развития эмоционального интеллекта

Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

Наблюдение за эмоциями

Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

Прислушивайтесь к физическому состоянию

Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.

Выявите связи между эмоциями и поступками

Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.

Поймите, что нет неправильных эмоций

Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы. Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке.

Выбирайте достойные поведенческие модели

Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

Станьте открытым к диалогам с другими людьми

Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.

Прокачивайте способность к эмпатии

Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.

Следите за соответствием слов и мимики

Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.

Смотреть видео

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: