Как бороться с детским суицидом

Содержание
  1. Как бороться с детским суицидом – советы психолога?
  2. Что такое детский суицид?
  3. Признаки детского суицида
  4. Как бороться с детским суицидом?
  5. Итог
  6. Психолог антикризисного центра: детский суицид всегда с чего-то начинается
  7. От общего к частному
  8. Непосредственно о суицидах
  9. Про интернет
  10. Инструкция по применению от психолога регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяны Фрейловой
  11. Как бороться с детским суицидом – советы психологов
  12. Причины детского суицида
  13. «Меня достала эта жизнь». Что делать, если ребёнок говорит о суициде
  14. Стоит ли обсуждать с подростком тему суицида?
  15. Чего ни в коем случае нельзя говорить подростку, который находится в кризисном состоянии?
  16. Как нужно вести себя родителям?
  17. Чем отличается желание подростка привлечь к себе внимание (в том числе родителей) от намерения покончить с собой?
  18. Что делать, если подросток уже предпринял попытку суицида?
  19. Как его контролировать, какую помощь оказать? Куда обратиться?
  20. Существует теория, что если человек совершил одну или несколько суицидальных попыток, то рано или поздно он предпримет еще одну. Это правда?
  21. Могут ли внешние источники (так называемый деструктивный интернет) влиять на состояние ребенка и спровоцировать у него суицидальные настроения?

Как бороться с детским суицидом – советы психолога?

Как бороться с детским суицидом

ВходРегистрация

Детская психика является самой ранимой и легко внушаемой. Если сказать ребенку, что черное – это красное, он поверит. Поскольку ребенок еще сомневается в собственных знаниях и не обладает устойчивым представлением о самом себе, он легко поддается влиянию. Здесь возникает опасность развития такой ситуации, как детский суицид, с которым необходимо бороться, о чем даст советы психолог.

Если выделять причины возникновения мыслей о суициде, то можно выявить самые главные из них. Это:

  1. Проблемы в семье с родителями.
  2. Отсутствие комфортных взаимоотношений со сверстниками.
  3. Неудачи в учебе.
  4. Одиночество.

Самой главной причиной продолжают оставаться средства массовой информации, а также сеть Интернет, где процветают группы самоубийц, которые пропагандируют и поощряют единственный способ решения всех проблем – суицид.

Возвращаемся к тому, что детская психика еще не является окрепшей. Более того, каждый ребенок пока только набирается опыта и знаний. В его жизни возникают проблемы. Но как с ними справиться, он пока не знает. Вот и получается, что он собирает информацию извне. И если кто-то говорит, что самоубийство решает любые проблемы, то в это становится трудно не поверить.

Опасными становятся группы в социальных сетях, которые маскируются под различными названиями и их единственной целью является пропаганда детского самоубийства. Кто этим занимается? Опытные психологи и манипуляторы. Они легко управляют мыслями молодых людей, которые, скорее всего, готовы поверить во все, что им будет предложено при ответе на их вопросы.

Что такое детский суицид?

Чтобы понимать, как бороться с таким явлением, как детский суицид, следует четко понимать, что это такое и почему он возникает.

Под детским суицидом понимается намеренное самоповреждение с конечной целью умереть, что совершается детьми. Речь на психологическом сайте psymedcare.ru в основном идет о детях в возрасте от 5 до 20 лет. Это именно тот период, когда человек начинает осознавать себя, управлять своими мыслями и телом, а также сталкиваться с жизненными проблемами.

Неустойчивая эмоциональная сфера, незрелая психика, отсутствие жизненного опыта и критического мышления – все это позволяет внешнему миру воздействовать на детские умы и заставлять их делать неправильные действия. Поскольку здесь зачастую отсутствует просто интерес, а подкрепляется все имеющимися проблемами, с которыми ребенок не способен справиться, то внедрить идею о самоубийстве становится проще некуда.

Конфликт, в котором оказывается ребенок, кажется ему очень трагическим. Можно сказать, что ребенок воспринимает проблемную ситуацию, как конец света или жизни. Все воспринимается очень драматически, что заставляет ребенка искать выход.

Он предоставляется окружающим миром, который говорит, что можно совершить самоубийство, и тогда все проблемы мигом решатся. Суицид в данной ситуации выступает немного в романтически-сказочном свете, где главным героем является ребенок. Он принимает смелое, решительное и мужественное решение покончить с жизнью, что выглядит очень красиво и по-взрослому.

Дети обычно не руководствуются сознательным решением. Многие самоубийства совершаются на почве эмоций, аффектов, необдуманности и отсутствия взвешенности.

В большей степени суицид направлен не на реальную кончину, а на демонстративный призыв о помощи. Психологи говорят о том, что практически все суицидники хотят обратить на себя внимание, позвать на помощь.

Однако если окружающие их не слышат, тогда суицидальный поступок может закончиться летальным исходом.

Ребенок-самоубийца играет на публику, а точнее на родителей или сверстников. Суицидальные угрозы или поступки совершаются лишь для того, чтобы обратить на себя внимание, заявить о своих требованиях, даже заставить окружающих сделать то, что от них хочется получить. Ребенок не желает уходить из жизни, просто через самоубийство он видит выход из любой сложившейся ситуации.

Зачастую средства, которыми желает воспользоваться ребенок, чтобы покончить с жизнью, являются несмертельными. Они могут нанести ущерб организму, однако в редких случаях способствуют гибели. Это:

  • Прыжок со второго этажа.
  • Употребление нескольких таблеток.
  • Использование тонкой веревки для повешения и пр.

Для устранения детского суицида следует знать о причинах его возникновения. Речь идет о внешних факторах и обстоятельствах, в которых находится ребенок и которые толкают его на плохой поступок.

Причинами детских суицидов можно назвать:

  1. Отсутствие теплого контакта ребенка со взрослыми.
  2. Безответная любовь.
  3. Утрата смысла жизни.
  4. Финансовая и социальная дестабилизация.
  5. Трудности в самоопределении.
  6. Низкая самооценка.
  7. Насилие и жесткое обращение с подростком.
  8. Изменения в жизни, с которыми ребенок не способен справиться.
  9. Наркомания или алкоголизм подростков или их родителей.
  10. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
  11. Неуверенность в себе или в завтрашнем дне.
  12. Отсутствие ценностей, которых бы придерживался подросток.

В зависимости от направленности действий, суицидальное поведение делят на несколько видов:

  • Демонстративное – направлено не на реальное причинение себе вреда, а на запугивание окружающих, побуждение их задуматься над собственным поведением, обратить внимание на подростка и пр. В данном случае ребенок использует безвредные способы суицида: порез вен, отравление неядовитыми препаратами, изображение повешения.
  • Аффективное – совершается под действием отрицательных эмоций. Ребенок не планирует, а просто действует на эмоциях, которые им управляют. Здесь используются такие методы суицида: попытка повеситься, отравление сильнодействующими или токсичными препаратами.
  • Истинное – направленное на преднамеренное самоубийство. Ребенок планирует свой уход из жизни, он оставляет записки родственникам, долго переживает предстоящее событие. Здесь выбираются такие способы суицида: спрыгивание с высоты или повешение (часто заканчивается смертью).

Признаки детского суицида

Выделяют признаки детского суицида, когда ребенок готовится к совершению действия, а существуют симптомы того, что у ребенка могут возникнуть мысли о самоубийстве. Следует рассмотреть и то, и другое.

Симптомы, которые указывают на возможность развития суицидальных мыслей:

  1. Потеря аппетита или обжорство.
  2. Повышенная сонливость или бессонница.
  3. Погруженность в тему о смерти.
  4. Скука при выполнении ранее любимого дела или в компании интересных друзей.
  5. Жалобы на соматические недомогания: головные боли, частая сонливость, боли в животе, постоянная усталость.
  6. Приступы гнева, возникающие из-за мелочей.
  7. Пренебрежение собственным внешним видом.
  8. Одиночество, изоляция от родственников и друзей, уход от общения с людьми.
  9. Чувство грусти, бесполезности, вины и одиночества.
  10. Сниженное внимание и качество работы.
  11. Отсутствие целей на будущее.

О том, что готовится суицидальное действие, можно распознать по следующим признакам:

  • Внешняя расслабленность и удовлетворенность в сочетании с приливом сил. Человек уже принял решение и составил план действий.
  • Приготовление. Человек отдает ценные вещи, упорядочивает, упаковывает.
  • Оставление указаний другим людям.
  • Потеря чего-то ценного (особенно близкого человека).
  • Прощание и слова благодарности окружающим.
  • Угрозы.
  • Бессонница.
  • Агрессивность в действиях у подростков.

Как бороться с детским суицидом?

Чтобы детский суицид не был трагическим событием для каждого родителя, необходимо с ним бороться. В первую очередь это должны делать родители ребенка. Если в семье будет мир, тогда ничто не сможет подтолкнуть ребенка к суициду.

Факторами, которые помогают бороться с суицидами, являются:

  1. Осуждение и позорное отношение к самоубийцам и суициду.
  2. Привязанность к родным и близким людям.
  3. Наличие планов во всех сферах жизни (учеба, творчество, личное пространство и пр.).
  4. Обязательность, чувство долга.
  5. Наличие значимых отношений, которыми человек дорожит.
  6. Учет мнения окружающих и избегание осуждения с их стороны.
  7. Наличие жизненных ценностей, которых придерживается человек.
  8. Наличие неиспользованных жизненных возможностей.
  9. Развитая ценность собственного здоровья и страх перед причинением себе вреда.
  10. Проявление интереса к жизни.
  11. Наличие эстетических, моральных ценностей.
  12. Негативная оценка своего внешнего вида после совершения суицида.
  13. Адаптированность и гибкость, умение расслабляться и успокаивать себя, устранять личные переживания.
  14. Планирование будущего.

Также даются такие советы психологами родителям и специалистам, которые работают с детьми, склонными к суициду:

  • Эмоционально поддерживать и понимать ребенка. Особенно это важно со стороны родителей. Дети в силу своего малого опыта могут многого не понимать, не делать, быть напуганными, попадать в неприятности. Если родители могут помочь советом, поддержать психологически, оказать помощь, тогда ребенок понимает, что он не один в беде.
  • Доброжелательно относиться к ребенку. От каждого родителя требуется любовь. Как родитель относится к своему ребенку? Как он его называет? Как часто общается по-дружески? Уважает ли его мнение и интересы? Отношение родителя к ребенку формирует чувство собственной ценности у чада, которое будет себя либо любить и беречь, либо ненавидеть и вредить.
  • Общаться о перспективах будущего, строить планы. Причем будущее должно быть таким, чтобы оно нравилось ребенку, а не родителям или другим взрослым людям. Оно должно учитывать желания и интересы ребенка. Также здесь следует обсуждать тему о смысле жизни. Ребенок должен понимать свое предназначение и иметь интерес к жизни.
  • Будьте другом ребенку. Возникают в жизни такие проблемы, которыми не поделишься с друзьями. Однако если ребенок понимает, что родители его не выслушают и не воспримут адекватно, то он почувствует себя одиноким. Если при этом он не сможет справиться со своей проблемой самостоятельно, это может подтолкнуть к мыслям о самоубийстве.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка. Только делайте это не для того, чтобы его контролировать или попытаться его изменить, переубедить. Интерес должен проявляться с целью того, чтобы вовремя выявлять тревожные признаки. Более того, открытый интерес родителей может вызвать ощущение значимости у их ребенка.

Итог

Детский суицид является страшным событием не только в жизни родителей, но и во всем социуме. Если родители не могут сами справиться с проблемой, то необходимо обратиться к специалистам, которые помогут их ребенку избавиться от пагубных мыслей. Также следует проявлять живой интерес к ребенку, чтобы вовремя выявлять «суицидальные» сигналы и устранять их.

Другие записи журнала

Психолог антикризисного центра: детский суицид всегда с чего-то начинается

Как бороться с детским суицидом

Во вторник утром Калининград облетела новость о гибели 15-летней школьницы. Тело девочки было обнаружено случайным прохожим вечером в понедельник на крыльце одного из многоэтажных домов на улице Аксакова.

По версии следствия, учащаяся одного из лицеев города погибла, упав с 14-го этажа. О том, что толкает детей на столь страшный шаг, на что стоит обратить внимание родителям и где искать помощи — в интервью «Новому Калининграду.

Ru» рассказала психолог регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяна Фрейлова.

От общего к частному

-— Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, о проблемах, с которыми сталкиваются подростки в их возрасте.

— По статистике и по моему опыту, в первую очередь — это непонимание близких, проблемы с родителями. Эмоциональное насилие, иногда физическое.

Если ребенка поддерживают в семье, то даже конфликт со сверстниками не переходит в так называемую, аутоагрессию (разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя — прим.«Нового Калининграда.

Ru»). То есть если ребенок чувствует опору в лице родителей, то сторонние конфликты никак не будут влиять.

В России в 2015 году зафиксировано 685 самоубийств несовершеннолетних

— Обращаются ли к вам в Центр родители проблемных детей за помощью?

— Недавно ко мне обратилась одна мама, которая считала, что у ребенка есть к этому склонность. У ребенка возникли проблемы после конфликта со сверстниками. Бывает, что дети обращаются к нам сами. Из общего опыта я знаю трех подростков, которые говорили, что им требуется помощь, потому что родители не всегда это замечают.

— Откуда подростки узнают о существования Центра?

— Информацию о существовании Центра распространяют в школах. На базе Центра у нас работает телефон доверия, куда могут позвонить как подростки, так и родители.

Непосредственно о суицидах

— Жизненные кризисы у ребенка. В каком возрасте дети их переживают?

— 0 лет, 1 год, 3 года, 7 лет, 12 лет, 16 лет — это все возрастные кризисы.
В возрасте от нуля до года ребенку важна эмоция, его окружение — мама. С года до трёх начинает ребенок ползать по полу, открывать всякие дверки-ящики, он уходит в мир предметов.

С 3 до 7 лет у ребенка происходят новые изменения — он идет в садик, в общество. Тут начинаются ролевые игры в мамы-папы, магазины. Некая социализация.

С 7 до 12 лет ребенок идет в школу — это самый благоприятный возраст для всего, он начинает учиться и уходит в мир предметов. И вот он подростковый возраст — 10–15 лет, где важно получать ребенку эмоции и тепло.

Ни за что ребенок не подумает с собой что-нибудь сделать, если есть эмоциональная поддержка. Когда пишут, что ребенок боялся сдавать экзамены, скорее всего, он просто боялся родителей.

— Можно ли выделить возраст, когда чаще всего случаются подростковые суициды?

— По статистике — 16 лет. Бывают дети, которые начиная с 11 лет задумывались над тем, зачем живут. Конечно, скорее всего, это демонстративные вещи и фразы, но всегда с чего-то начинается.

— То есть, по вашему мнению, заявления ребенка о намерении совершить самоубийство — это некий способ привлечь к себе внимание?

— Импульсивных суицидов от того, что так сложились обстоятельства, практически не бывает. В основном существует определенная группа риска.

70% детей, которые говорят о суициде, это дети, страдающие некими психопатоподобными состояниями — это достаточно длительное нарушение эмоциональной сферы ребенка.

То есть он либо слишком возбудим, как у нас говорят в быту «без тормозов», либо очень замкнутый в себе. Эти 70% детей как раз находятся в группе риска.

— С какого возраста можно выявить, что ребенок находится в группе риска?

— Суицид, как мне кажется, это уже вершина айсберга. А вот склонность к одиночеству, отсутствие контактов со сверстниками, плохая успеваемость, особенности склада личности и типажа — все это как бы готовит ребенка к нему.

— А что касается групповых суицидов? Получается, что дети, находящиеся в группе риска, объединяются?

— Я думаю, что это все стечение обстоятельств. Подростки же такие эмоциональные, категоричные. Проще говоря, максималисты. Скорее групповые суициды — это больше демонстративная вещь.

— И все же. Что такого должно произойти в жизни ребенка, чтобы он решился на столь отчаянный шаг?

— Безысходность и безнадежность от отсутствия поддержки. За помощью обычно пытаются обратиться дети помладше, лет с 12-ти. Если ее все-таки вовремя получить не вышло, тогда ребенок начинает задумываться о самом плохом.

— Как родителям распознать плохие мысли в голове их ребенка?

— В первую очередь нужно отслеживать признаки депрессивного состояния ребенка. Одна из основных признаков — депрессия, которую кстати никто практически не диагностирует, поскольку с этой проблемой мало кто обращается к врачам.

Например, когда ребенок становится вялым, родители принимают это за лень. Ребенок постоянно лежит, о чем-то думает, перестает мыться, учиться, настроение перепадает от меланхоличного к перевозбуждению. Это все должно насторожить.

Самое главное — быть более внимательным к детям.

— Что делать родителям, заметившим в своем ребенке изменения?

— Какого-то идеального рецепта, наверное, нет. Иначе бы этого не происходило.
Но к переменам нужно быть внимательным. Ребенку надо дать понять, что его принимают любым, вне зависимости от того, что бы он ни совершил. Зачастую мамы и папы вспоминают о детях, когда они уже выросли и не нуждаются в родителях. Но даже самому колючему подростку обязательно нужна мягкая граница.

— А что делать, если доверительные отношения с ребенком уже утрачены? Как вывести его из состояния замкнутости?

— Тогда нужно прибегать к помощи родных. В подростковом возрасте для ребенка становятся главными уже не родители, а значимые взрослые, которые, в принципе, могут быть в любой семье. Это может быть дядя, тётя, сосед или учитель.

Ведь к подростковому возрасту своих детей некоторые родители иногда приходят с таким багажом, что уже не знают, как быть с ребенком. Подросток в дурной компании, нарушена вся привязанность с родителями, которая уже превращена в зависимость. Именно поэтому важно, чтобы ребенок имел возможность обратиться именно к значимому взрослому.

Также сейчас активно распространяют детские телефоны доверия, если ребенку больше не с кем поделиться своими проблемами.

Про интернет

— Татьяна Ивановна, бытует мнение, что ребенка нужно контролировать в интернете. Например, заглядывать на просмотренные ребенком страницы. Стоит ли вообще это делать?

— Я думаю, что если делать это с умом, то нужно. Ведь они не переживут такого предательства, если узнают, что вы за ними следите. Но делать это нужно, потому что дети действительно не могут себя контролировать. Ребенку нужно вовремя подсовывать то, что займет его свободное время.

— Вы сейчас говорите о различных занятиях, секциях и кружках?

— Да, мир занятий настолько разнообразный, что каждый может найти то, что будет ему по душе.

— А как быть с социальными сетями? Стоит ли запрещать детям в них регистрироваться?

— Социальные сети есть и будут вне зависимости от того, нравится нам это или нет. С этим стоит смириться. Я знаю таких детей, которым родители запрещали регистрироваться в сетях. Но они заводили себе в тайне аккаунты под другими именами.

30% ссылок в соцсетях ведут на информацию о способах совершения суицида

— А слышали вы что-нибудь о так называемых «группах смерти» в соцсетях? Что происходит в голове ребенка, когда он решает найти такую группу, что, к слову, не так легко. Они активно блокируются.

— Сначала это простое любопытство, желание выделиться на фоне других сверстников, если тебе больше особенно-то и нечем. Второй фактор — влияние друзей. Да и в этих группах технологии, как в секте.

Очень хорошо построенные фразы, тайны, которыми они покрывают эти сообщества. То есть это достаточно сложная система вовлечения. Другой вопрос, что кто-то туда заглянет и уйдет, а кто-то останется.

— Может ли такая группа оказаться последним шагом ребенка к суициду?

— Если ребенок одинок, у него неконтролируемое время и образ жизни, тогда да, это может подтолкнуть к суициду.

Инструкция по применению от психолога регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяны Фрейловой

Что делать, если вы заметили изменения в поведении вашего ребенка?

  • Поговорите с ребенком. Необходимо выяснить, в чем причина изменений его в поведении. Есть вероятность, что он расскажет вам об этом сам.
  • Бегите в школу. Возможно, именно там видят то, что не разглядели вы. Бывает, что ребенок продолжает хорошо учиться, но в школе, например, плачет на переменах или огрызается с учителями.
  • Если проблема действительно есть, уговорите ребенка обратиться к специалисту. Каким способом вы завлечете его к психологу, не имеет никакого значения. Будь то подкуп или шантаж. Главное — результат.
  • На походе к психологу все может благополучно завершиться. Порой ребенку просто нужно выговориться.
  • Если ваш ребенок начал строить планы, это первый признак того, что вы победили его депрессивный настрой.

Куда обращаться родителям и подросткам?

За помощью и консультацией квалифицированных специалистов как родители, так и дети могут обратиться в региональный Центр диагностики и консультирования детей и подростков по адресу: г. Калининград, ул. Гостиная,7.

Также ежедневно работает детский телефон доверия, куда можно позвонить анонимно — 8 800 2000 122.

Психологи подчеркивают — неразрешимых проблем не бывает. И если ребенок с суицидальными намерениями позвонил на телефон доверия, это значит, что подсознательно он очень хочет жить, просто справиться в одиночку со своими проблемами он не в силах. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Как бороться с детским суицидом – советы психологов

Как бороться с детским суицидом

Жизнь полна трагических и неприятных событий. Однако если бы человек не обладал знаниями и большим ресурсом защитных механизмов, он бы уже давно прекратил свое существование. Люди продолжают сталкиваться с детским суицидом – самой нелепой трагедией, которая может случиться. И здесь важно знать, как бороться с детской склонностью к самоубийству.

Для начала психологи интернет-журнала psytheater.com желают обратиться к родителям, которые являются главными виновниками всех детских самоубийств. Даже если ребенка на совершение неверного поступка сподвигли друзья, неуспеваемость в школе, отсутствие популярности среди друзей, все равно именно родители стали главным звеном во всей цепочке.

Чем меньше лет ребенку, тем больше родители ответственны за то, какие решения он принимает по жизни. Чем старше становится подросток, тем меньше родители на него влияют, но все же продолжают оставаться для него значимыми людьми.

Можно сказать, что родители важны ребенку вплоть до того возраста, пока он не ощутит себя самостоятельной личностью, которая способна сама жить, себя всем обеспечивать, помогать маме и папе, рожать своих детей и заниматься их воспитанием.

Несмотря на то, что ребенок может быть непослушным, уже ходить в школу или детский садик, даже достичь своего совершеннолетия, он продолжает оставаться зависимым на моральном и психологическом уровне от своих родителей. Так будет до тех пор, пока он полностью от «отпочкуется» от мамы и папы. К чему это говорится?

Если у ребенка будут случаться различные неприятности в школе, детском садике, в  отношениях со сверстниками и т. д.

, то ему намного легче их будет пережить, если рядом будут оставаться понимающие и любящие родители.

Если ребенок будет знать, что у него всегда есть тыл – мама и папа, к которым он может обратиться за помощью, советом или поддержкой, тогда ему намного легче будет решать все возникающие проблемы.

Но если у ребенка имеются трудности со взаимопониманием с родителями, тогда его уровень тревожности и страха возрастает. Куда ему обращаться, когда возникают жизненные проблемы? У кого просить совета? Под чье крыло скрываться, когда самостоятельно ничего не получается устранить? Если ребенок понимает, что он одинок со своей проблемой, то он может попасть в группу риска суицидников.

Итак, стрессы, неудачи, проблемы с другими детьми или учителями, неуспеваемость, конфликты с родителями, неудовлетворенность самим собой – это основные причины, по которым ребенок может начать сильно переживать.

Если он не получает помощи и поддержки со стороны взрослых (в частности от родителей), тогда он становится беспомощным и слабым. Здесь он может прийти к мыслям о самоубийстве, что происходит не за один момент.

Обычно ребенок приходит к мысли  о суициде в течение длительного времени. Сначала он пытается справиться с возникшими проблемами, найти поддержку у взрослых, как-то справиться с ситуацией.

Если не получается достичь желаемого, тогда ребенок сдается, впадает в депрессию.

И уже в этом состоянии он может прийти к мысли о самоубийстве, которая в свою очередь долго вынашивается, ребенок длительное время колеблется, готовится к процессу.

Отдельной категорией выступают дети, которые попали под влияние групп суицидников. Интернет сеть позволила различным неформальным организациям оказывать влияние на различных детей.

Так, есть в сети Интернет группы суицидников, которые пропагандируют смерть, говорят, как она хороша и как позволяет избавиться от любых жизненных проблем. Здесь самым главным остается эффектный уход из жизни.

Смерть ребенка должна быть красивой, трагичной, чтобы создать определенный эффект на взрослых.

Нередко детский суицид является способом детей что-то доказать своим родителям. Здесь может быть что угодно.

Ребенок может доказывать свои возможности или независимость, право принимать решения или управлять своей жизнью.

Если родители слишком авторитарные, не прислушиваются к мнению ребенка, никогда не учитывают его мнения, то он может найти выход в самоубийстве – способ доказать родителям, что только он управляет своей жизнью.

Причины детского суицида

Что толкает ребенка на совершение самоубийства? Внутреннее напряжение, которое возникает у него, когда он сталкивается с различными жизненными проблемами, с которыми не способен справиться на эмоциональном уровне и устранить их. Суицидом детей называют крик о помощи, желание обратить на себя внимание, показушничество, а также состояние беспомощности и безнадежности.

Ребенок должен находиться в такой ситуации, чтобы единственным выходом из него была смерть. Причем по объективным оценкам данная ситуация является нелепой и легко решаемой, только для ребенка это не так.

Если дитё не способно самостоятельно справиться с проблемой, тогда какой бы легкой она ни казалась взрослым, ребенок воспринимает ее как очень тяжелую и трагическую.

Именно такая глупость может побудить совершить непростительный поступок.

Распространенными причинами детского суицида являются:

  1. Ссора с друзьями, причем нередко из-за пустяка.
  2. Затяжное депрессивное состояние.
  3. Смерть родственника.
  4. Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте любовь воспринимается как одна и на всю жизнь.
  5. Насилие в семье, в поступках тирана которого ребенок винит себя.
  6. Частое попадание в стрессовые ситуации.
  7. Проблемы с наркотиками.
  8. Проблемы в семье, где родители ссорятся, разводятся или не принимают ребенка.
  9. Подростковая беременность, которая становится причиной в 21% случаев.
  10. Игровая или интернет-зависимость.

Замечали, как легко некоторые люди говорят о самоубийстве, когда попадают в стрессовые ситуации? Уволили с работы, ушел любимый человек, тяжело заболел – и человек уже готов расстаться со своей жизнью.

Другие люди в подобных ситуациях тоже страдают, но их почему-то не посещают мысли о самоубийстве. Одни скажут, что самоубийцы просто не ценят свою жизнь. Но это не так! Тот, кто не ценит свою жизнь, на самом деле не желает с ней расстаться.

А вот программа самоубийства закладывается с детства.

Есть некоторые семьи, где родители закладывают собственным детям программу самоуничтожения. Это так называемый запрет на существование. Родители могут говорить своему ребенку:

  • «Так бы и убила тебя за это!».
  • «Лучше бы тебя не было!».
  • «Если бы ты не ты, я бы закончил учебу!».
  • «Если бы не ты, я бы начал свою карьеру!».

Родители различными способами закладывают в головы своих детей мысль о том, что те каким-то образом помешали их счастливому существованию.

А поскольку родители сродни Богам, то ребенок понимает, что он мешает жить счастливо своим родителям.

С этих пор ребенок различными способами пытается себя уничтожить: лазает по деревьям, ходит по темным переулкам, не убегает от злых собак. Во взрослом возрасте это приводит к мыслям о самоубийстве и нежеланию жить.

Запрет на существование очень сильно влияет на жизнь человека. Как итог, у этого человека периодически возникают мысли о самоубийстве, особенно если у него случаются какие-то стрессовые ситуации.

Поэтому родителям следует следить за собственным языком, если они не желают навлечь беду на собственных детей.

А жертвам своих безалаберных родителей следует пройти психологическую помощь, чтобы избавиться от губительной программы.

«Меня достала эта жизнь». Что делать, если ребёнок говорит о суициде

Как бороться с детским суицидом

«Не выдумывай!», «Мне бы твои проблемы!», «Потом смеяться над этим будешь!» — все эти фразы совсем не подбадривают. Они, наоборот, могут погрузить ребенка в еще более глубокую тоску.

Как понять, что у подростка есть проблемы, которыми он не хочет делиться, и распознать суицидальное настроение? Врач-психиатр и психотерапевт, руководитель Клиники психиатрии и психотерапии Европейского медицинского центра Наталья Ривкина дает подробную инструкцию.

Стоит ли обсуждать с подростком тему суицида?

Существует стереотип, что если человека спросить, есть ли у него мысли о суициде, то этим можно усугубить его переживания. Это неправда.

Для многих подростков вопрос «Думаешь ли ты о том, что ты не хочешь жить?» или «Думаешь ли ты о том, чтобы уснуть и не проснуться?», наоборот, может стать той спасительной веточкой, которая даст шанс открыто и честно поговорить о том, что с ним происходит.

Такие непростые темы лучше обсуждать в спокойной обстановке. Точно не стоит этого делать сразу после того, как родители увидели на запястье у ребенка порезы. В этот момент подросток находится в очень большом напряжении, родители напуганы, злятся, не знают, как себя вести. Лучше честно сказать, что у вас есть вопросы, которые вы чуть позже хотели бы обсудить.

Чего ни в коем случае нельзя говорить подростку, который находится в кризисном состоянии?

Нельзя говорить, что у него нет причин для плохого настроения и что все будет хорошо. Мы очень стараемся этим поддержать наших детей, но для них это звучит как обесценивание их опыта. Самая главная фраза, которая поддерживает подростка, — «Я понимаю, как тебе сейчас трудно». Многим родителям кажется, что, произнося эту фразу, они могут сделать только хуже, но это не так.

Как нужно вести себя родителям?

Зачастую, сталкиваясь с саморазрушающим и антивитальным поведением ребенка или слыша от него слова вроде «Я хочу умереть», «Я знаю, что вы меня не любите, я хочу исчезнуть», «Меня достала жизнь», родители относятся к этому как к манипуляции. К сожалению, это не помогает поддержать подростка.

Очень важно серьезно относиться к тому, что испытывает ребенок. И фразы вроде «Не смей наносить себе порезы, это очень плохо» или «У тебя все не так уж плохо, на улице весна, хорошая погода, и все будет хорошо» могут ранить подростка.

Говоря так, родители показывают, что они не воспринимают всерьез его переживания.

Чем отличается желание подростка привлечь к себе внимание (в том числе родителей) от намерения покончить с собой?

На самом деле современная детская и подростковая психиатрия не разграничивает эти вещи. Любое проявление антивитального поведения расценивается психиатром как суицидальный риск. Бывает, что подросток наносит себе порезы, чтобы успокоиться, и не планирует от этого умирать. Но он может не рассчитать глубину пореза и погибнуть.

Есть крайне опасный стереотип, что подростки совершают суицидальные попытки исключительно с манипулятивной целью. Но часто причина этого более серьезна — например, депрессии и различные варианты психических расстройств, которые родители могут долго не замечать.

Подросток взрослеет, и многие формы его поведения, например замкнутость, отгороженность, протест, негативизм, раздражительность, могут восприниматься как «возрастные особенности».

Но когда в причинах такого поведения начинают разбираться специалисты, часто выясняется, что подросток на самом деле испытывает клиническую депрессию, у него расстройство биполярного или шизофренического спектра. И очень важно не пропустить это состояние именно в подростковом возрасте.

Когда мы видим явные признаки того, что подросток испытывает суицидальные переживания и совершает антивитальные действия. В первую очередь это порезы на руках или ногах.

В этих случаях ребенок начинает постоянно носить закрытую одежду.

Важный момент: когда у родителей возникают подозрения, что ребенок думает о суициде, нужно обсудить с ним это, избегая запретов, ограничений, наказаний и уничижения его эмоционального опыта.

Что делать, если подросток уже предпринял попытку суицида?

В этой ситуации вариант только один — обращаться к врачам. Иногда родители, опасаясь социальных последствий от обращения к психиатру («поставят на учет, не сможет поступить в институт, сдать на права, клеймо на всю жизнь»), предпочитают скрывать суицидальные попытки.

Но замалчивание — опасный путь, потому что суицид — это всегда последствия чего-то большего, верхушка айсберга.

Если не пытаться помочь подростку в том главном, что с ним происходит — например, справиться с депрессией или преодолеть какие-то болезненные поведенческие паттерны, которые у него возникают в силу особенностей развития, — он надолго останется в группе риска.

Как его контролировать, какую помощь оказать? Куда обратиться?

Это могут быть разные варианты — начиная от скорой помощи, если ситуация экстренная, и заканчивая плановым обращением к психиатру, если, например, ребенок говорит: «Вчера выпил все таблетки от головной боли, которые нашел в шкафу, а потом испугался и вызвал рвоту».

Физически ребенок в безопасности, ситуация вроде бы миновала, но это не значит, что можно оставить все как есть. Это вопрос жизни и смерти, поэтому обращение к врачу обязательно, причем именно к психиатру. После суицидальной попытки подростка могут госпитализировать в обычную клинику для оказания первой помощи, и он окажется вне поля зрения психиатров.

Если это произошло и ребенка выписали без консультации психиатра, родителям необходимо сразу после выписки отвести его на прием.

Конечно, когда речь идет о госпитализации подростка после суицидальной попытки в острое отделение психиатрической больницы, он может оказаться в не очень комфортных бытовых условиях.

В таких отделениях нет дверей в туалете, решетки на окнах, запрещены контакты с друзьями. Важно помнить, что это делается для защиты жизни человека.

Чтобы в случае, если у него сохраняется суицидальный план, он не мог выпрыгнуть из окна или сделать что-то опасное для себя в туалете.

На самом деле правильнее ставить вопрос так: как убедить родителей подростка отвести его к психиатру? Как ни странно, современные подростки гораздо более толерантны к идее встречи со специалистом, чем старшее поколение. Родители часто отрицают, что у ребенка есть эмоциональные проблемы, или не считают их важными.

Когда же родители видят проблему, но подросток по какой-то причине отказывается от помощи, аргументы для его убеждения нужно формулировать исходя из того, что беспокоит его самого. Например, он плохо спит ночью, ссорится с друзьями, не успевает в школе.

Если я родитель и я хочу, чтобы мой ребенок пошел к психиатру, я, вероятнее всего, скажу: «Послушай, я вижу у тебя порезы на руке, мне кажется, что это опасно. Ты постоянно конфликтуешь с нами, нам очень тяжело. Ты стал плохо учиться. Неплохо бы об этом поговорить с психиатром».

Если мы посмотрим на ситуацию глазами подростка, то увидим, что порезы на запястьях для него не проблема, а способ справиться с эмоциональным напряжением. При этом проблему он видит в чувстве тревоги, страхе, душевной боли.

Именно возможность справиться с этими состояниями может стать для него поводом встретиться со специалистом.

Существует теория, что если человек совершил одну или несколько суицидальных попыток, то рано или поздно он предпримет еще одну. Это правда?

Это зависит от того, что стало причиной суицида. Действительно, ребята с психическими расстройствами будут повторять суицидальные попытки, если их болезнь продолжает прогрессировать. Это один из симптомов — такой же, как снижение настроения, нарушение мышления или галлюцинации, например. И если психическое состояние не улучшается, риск повтора суицидальной попытки остается.

Могут ли внешние источники (так называемый деструктивный интернет) влиять на состояние ребенка и спровоцировать у него суицидальные настроения?

Это серьезная опасность для ребят, у которых есть какие-то психоэмоциональные риски. То есть, если у подростка депрессия и он ищет для себя какой-то выход, он может в социальных сетях найти четкую инструкцию, что ему делать. Конечно, это опасно.

Основной способ помочь ребенку избежать опасности — честные, открытые, доверительные отношения, которые не строятся на страхе и наказаниях. Мы должны дать ребенку понять, что нам важно то, что с ним происходит.

И если он испытывает эмоциональную боль (даже если нам кажется, что нет никаких причин для этой боли, потому что он живет в комфортных условиях, учится в хорошей школе и наша собственная жизнь в его возрасте была намного тяжелее, чем его), не нужно пытаться доказать ему, что эта боль не настоящая.

Это то, что подросток действительно чувствует. Это очень важно признавать — с уважением, интересом и теплом.

Если что-то в поведении или настроении ребенка вас настораживает, можно проконсультироваться у специалистов клиники ЕМС.

Психиатры клиники работают в составе большого многопрофильного госпиталя и умеют вовремя диагностировать и комплексно лечить подростковые депрессии, расстройства шизофренического спектра, биполярные расстройства, расстройства пищевого поведения и прочие психиатрические синдромы и состояния — как амбулаторно, так и в стационаре.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: