Как философия Дзэн-Буддизма может помочь решить любую проблему на практике

Содержание
  1. Дзен в буддизме, как его достичь с кем и как практиковать. Правильные практики
  2. Философия буддизма
  3. Дзен – что это?
  4. Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?
  5. Где и с кем практиковать
  6. Понятие философии буддизма
  7. Дзен и Дао
  8. Дзен-буддизм – основные идеи
  9. Буддизм перспективы
  10. Основные принципы дзен-буддизма – как достичь сатори
  11. Кратко об учении
  12. Принципы
  13. Первый принцип
  14. Второй принцип
  15. Третий принцип
  16. Четвертый принцип
  17. Практическое применение
  18. Дзен-буддизм в современном мире
  19. Заключение
  20. Как философия дзэн-буддизма может помочь решить любую проблему на практике – Автор Своей Жизни
  21. Возможности для практики
  22. Как практиковать?
  23. Будда, Дхарма и Сангха
  24. Философия дзен буддизма
  25. Как практиковать дзен-буддизм – часть 1
  26. Немного истории дзен-буддизма
  27. Особенности дзен-буддизма
  28. Четыре принципа дзен-буддизма
  29. Практика дзен-буддизма
  30. Результаты практики дзен-буддизма

Дзен в буддизме, как его достичь с кем и как практиковать. Правильные практики

Как философия Дзэн-Буддизма может помочь решить любую проблему на практике

САНГХА – это сообщество единомышленников. Это люди, идущие тем же или близким путём, которые могут поддержать словом и делом друг друга.

Так как Будда, по сути, всегда с нами, то о нём и говорить нечего, а вот на Дхарме и Сангхе я остановлюсь подробнее.

Философия буддизма

«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Буддийское вероучение как одна из основ жизненного миропонимания приносит с собой свет понимания и притягивает к себе внимание с каждым годом все большее количество приверженцев. В этом религиозном учении сторонники пытаются отыскать знания о людях, о собственных возможностях и о мире.

Таким образом вероучение повествует людям о них же самих и поэтому и вызывает к себе такой интерес, будоража человеческий разум.

Узнать об учении о сознании, учении о страдании в буддизме, его основах, понятии вероучения, истории появления, об особенностях и не только — вы сможете в этой статье.

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем.

Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии.

Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

На русском языке я посоветовал бы такие книги о практике осознанности и Буддизме:

Последняя книжка, кроме практических рекомендаций, хороша ещё и тем, что по ней можно увидеть, что не существует единственного “правильного” пути. Даже в рамках традиции Тхеравады мы можем обнаружить целый спектр вариантов, каждый из которых подходит для одного человека и не подходит для другого.

Ещё я недавно узнал, что перевели книжку Стивена Бэчелора на русский. Я её читал на английском и ничего не могу сказать про перевод. Но название предложено “политкорректное”.Оригинальное название:

Confession of a Buddhist Atheist

в этом переводе звучит как

Что такое буддизм? Как жить по принципам Будды

То есть интригующее, парадоксальное и многозначное название превратили в пресное словосочетание ни о чём.
По-видимому, издатели побоялись, что русскому читателю недоступно британское чувство юмора. Я возмущен, в общем!

Стивен Бэчелор – это один из основных моторов Секулярного Буддизма, а книжка – это одновременно и его автобиография, и его версия жизни Будды Гаутамы, и изложение его взглядов на Буддизм. Так что почитайте, если интересно. Возможно, убив название, издатели оставили, всё же, содержание в живых.

Наконец, классика всех времён и народов:

Эти книги послужили воротами в Дхарму для тысяч людей, в том числе и для меня.

Книги о Практике Осознанности без буддизма или с минимальными его примесями:

В международной Сети на английском языке, разумеется, огромное количество ресурсов.

Вот несколько моих любимых учителей, организаций и их сайтов:

  • Ассоциация Секулярных Буддистов– сообщество людей, практикующих Буддизм как путь улучшения и оздоровления непосредственной и конкретной жизни в “Этом Мире”, не очень-то заботясь о “Том Свете”.
  • Буддистские гики. Основной вопрос, который они поднимают, – это как буддийская практика может помочь нам жить в современном технологическом мире, и наоборот, как современные технологии могут помочь развивать нашу практику.
  • Мартин и Стивен Бачелоры– основные моторчики и идеологи Секулярного Буддизма.
  • Шинзэн Янг– учитель медитации с большим стажем как медитации, так и учительства, совмещающий различные подходы буддизма и науки.
  • Рик Хенсон– психолог, нейролог и буддист.
  • Dharma Seed. – Здесь очень много аудиозаписей бесед буддийских учителей различных традиций.
  • D.I.Y. Dharma sangha– сообщество фриков, гиков, чудаков, людей всевозможной “неправильной” ориентации, бунтарей, изгоев, бродяг и их друзей, которые медитируют вместе на буддийской платформе.
  • The Interdependence Project– ещё один большой секулярно-буддийский проект, очень много материалов, подкастов и пр.
  • Орден Дзэн-Миротворцев, который основал один из важных для меня учителей – Берни Глассман Роши.
  • Упайя Дзэн центр, основанный знаменитой Джоан Халифакс Роши. На сайте можно послушать много интересных подкастов.

Так мы незаметно подошли к третьей Драгоценности, или Ножке Табуретки.

Где и с кем практиковать

“Мой ум, словно опасный район. Я стараюсь не ходить туда в одиночку”.

—Энн Ламотт

Если вы знаете английский язык и у вас есть деньги и время, то, пожалуй, вы уже обладаете одной из лучших карм из всех возможных. Но карма на месте не стоит – её всегда есть куда улучшать.

Самый же лучший способ её улучшить – это повысить свою осознанность. Способ повысить осознанность – это практиковать её.

А самый быстрый и эффективный способ освоить практику – это пройти интенсивный ритрит.

Понятие философии буддизма

Буддизм представляет собой философско-религиозное учение, мировое верование, указывающее на личность мудреца в качестве просветленного человека и затрагивает его переворотный подход к отношению между Господом и человеком в сравнении с существовавшей в тот период религиозной системой.

Стоит заметить, что буддийское учение сконцентрировано на человеческой точке зрения то бишь главных положениях вероисповедания. В котором, в частности в нынешнем его веянии идет речь о том, что человек сам должен быть в ответе за собственную судьбу, причем не только в данном бытие, но и во всех последующих воплощениях незабвенной души.

Интересна история возникновения буддизма. Считается, что Сиддхартха Гаутама является первым человеком, кто смог погрузиться в нирвану.

После чего отправившись в город близ Бенареса Сарнатх, просветленный окружил себя пятью монахами, которые в свою очередь и стали его первыми учениками и изложил им свои наставления. Сама проповедь содержала кратко изложенные четыре мысли, которые составляли основу его учения.

Такого рода «символ верования» стал именоваться «арья сатьи», то есть возвышенные истины. По Индии довольно быстро стало распространять известие о новом пророке.

Высказываемые им идеи на деле оказались очень привлекательными.

Согласно же красочной легенде пророческий путь мудреца был победным шествием, в особенности в тот период, когда он смог обратить в свое вероучение известного затворника и пророка Кашьяпу, а также его 600 последователей.

Примечательно, что даже большое количество популярным брахманов отступили от собственного вероучения, становясь проповедниками буддийского учения. Однако, все же большее количество приверженцев пророк имел в вайшьев, варнах и кшатриев.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения — работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.

Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности.

В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов.

Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны.

Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности.

Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

Буддизм перспективы

статьи: (1 4,00 из 5)
Загрузка…

Источники: womanadvice.ru buddhavgorode.com tolkovanie.info

Основные принципы дзен-буддизма – как достичь сатори

Как философия Дзэн-Буддизма может помочь решить любую проблему на практике

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.

Кратко об учении
Принципы
Первый принцип
Второй принцип
Третий принцип
Четвертый принцип
Практическое применение
Дзен-буддизм в современном мире
Заключение

Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.

Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.

Кратко об учении

Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:

  • цзинту (буддизм Чистой Земли);
  • мадхьямаки и махасангхики;
  • тэндай, сингон и кэгон (японские учения).

Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966). Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма

«Сатори – душа дзен и без него ничего не существует». (Д. Т. Судзуки)

Центральной сутью учения является постижение сатори. Для нее свойственны следующие черты:

  • нерациональность, необъяснимость;
  • интуитивное ощущение природы вокруг;
  • чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
  • краткость и внезапность.

Принципы

Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.

Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
  2. Человеческое сознание – вершина всего.
  3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
  4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

Первый принцип

Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.

Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.

Второй принцип

Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

Третий принцип

Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.

Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.

Четвертый принцип

Дзен – ветвь буддизма. Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.

Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности). Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.

Практическое применение

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Дзен-буддизм в современном мире

Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока. Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.

Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности. Этому и учит дзен-буддизм. Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.

Заключение

Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова. Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием. Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.

Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях. Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.

Как философия дзэн-буддизма может помочь решить любую проблему на практике – Автор Своей Жизни

Как философия Дзэн-Буддизма может помочь решить любую проблему на практике

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное просветление.

Возможности для практики

“Практика создаёт ситуацию”.

-Шунрю Судзуки Роши

Как практиковать?

Все практики осознанности чрезвычайно просты. Сложность состоит в том, чтобы изменить наши привычки.
Собственно, практика осознанности и направлена на изменение привычек. В первую очередь, на смену привычки быть неосознанным привычкой быть осознанным.

Как показывает опыт многих поколений медитаторов со времён Будды Гаутамы, инкорпорировать практику в повседневную жизнь не очень легко.

Так что же им, поколениям, помогало?

Вне зависимости от школы и направления, для любого Буддиста существуют 3 главных опоры в жизни и практике. Традиционно они называются тремя драгоценностями, или тремя прибежищами, но для меня это всё же три опоры.

Я считаю их просто полезными и не собираюсь держать в бронированном сейфе, доставая время от времени, чтобы любоваться бормоча под нос: “Моя прелесть, моя прелесть”. Так же они мне не интересны как способы убежать и спрятаться от мира.

Я использую их как трёхногую табуретку для медитации, вот и всё.

Так вот, три опоры – это:

Будда, Дхарма и Сангха

Как и все остальные слова в языках человеческих, эти тоже можно трактовать очень по-разному. Я скажу, как я их понимаю.

ДХАРМА – это буддийское учение во всей своей теоретической и практической совокупности. Судя по сутрам, Будда не разделял теорию и практику – и то, и другое одинаково важно на пути.Практика важна как ноги, которыми мы шагаем, теория – как голова, чтобы понимать, куда, собственно, идём.

Сразу хочу предупредить, что я вскормлен грудью Тхеравады с добавками из молочной кухни Дзэн, поэтому преимущественно мои источники обращены к этим традициям.

САНГХА – это сообщество единомышленников. Это люди, идущие тем же или близким путём, которые могут поддержать словом и делом друг друга.

Так как Будда, по сути, всегда с нами, то о нём и говорить нечего, а вот на Дхарме и Сангхе я остановлюсь подробнее.

Философия дзен буддизма

Интересные новости и статьи по теме Философия дзен буддизма из мира религии, эзотерики, магии вы найдете в ленте статей нашего онлайн Навигатора.

Как практиковать дзен-буддизм – часть 1

Как философия Дзэн-Буддизма может помочь решить любую проблему на практике

Дзен-буддизм одна из ключевых практик в развитии самосознания, и ей нужно уделить очень пристальное внимание, так как это основа, фундамент для полноценного развития. Не стоит недооценивать всю силу и красоту дзен-буддизма.

Немного истории дзен-буддизма

Дзен – одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и других странах восточной Азии, отличительной чертой которой являются сосредоточение, отстраненность и абстрагирование. В ранних текстах дзен называют школой созерцания.

В V веке н. э. Бодхидхарма принёс дзен-буддизм из Индии в Китай, откуда впоследствии он распространился в Корею, Вьетнам и Японию. Нужно сказать, что самой широкой популярностью пользуется японский дзен, представленный школами Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок.

Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Махакашьяпа пробудился и достиг просветления, благодаря своему глубокому восприятию и развитому осознанию. Безусловно, этому эффекту предшествует долгая и должная подготовка, без которой сколько ни смотри на цветок, просветление не произойдёт.

Особенно пользовался популярностью дзен у самураев. В те времена междоусобных войн и стычек каждому воину приходилось постоянно совершенствовать свои навыки и повышать боевую эффективность, а эта практика прекрасно укрепляет дух и обостряет восприятие.

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, а распространение дзен-буддизма на Западе связано с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки, который оказал большое влияние на сознание европейцев. Он смог донести идеи и интерпретировать термины и понятия для нашего понимания.

Далее был бум развития этого учения, многие стали ездить на обучение в монастыри Японии. После стали издаваться книги уже западными авторами, создаваться академические труды и всевозможные публикации. Но, как известно, учиться лучше у истоков.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку. Всего количество последователей японского дзэн по всему миру по данным на 2007 год составляет около 10 млн человек.

Особенности дзен-буддизма

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и абстрактность логики.

Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзен?», выразился следующим образом:  — он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте.

Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.

Ещё один наставник дзен ответил на тот же вопрос так: «Пить чай, есть рис, я провожу своё время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»

Подобный уровень осознания проявляется именно таким образом. Человек больше не находится в хаосе мыслей, страхов и беспокойства, он свободен от ума и иллюзорного восприятия.

Дзен-буддизм всячески отрицает логику и всевозможную рациональность, в то же время не препятствуя ей и не противопоставляя, так как это уже будет признаком вовлечённости в процесс и автоматически подверженности им.

Дзен отрицает суть всех вещей, проявляя, таким образом, наивысшую форму утверждения.

Такое отношение к идеям призывает не привязываться к мыслям, чувствам и образу себя, а освобождает от зависимости и обусловленности восприятия. Умом сложно понять некоторые постулаты, но это и не требуется. Дзен-буддизм против попыток что-то объяснить словами, обвешать ярлыками и рационализировать.

Истина находится вне ума. Её нельзя понять, а только осознать, поэтому дзен не учит, а только указывает путь. Нужно не домысливать, а развивать осознание через практику – любые попытки отклониться в сторону философии категорически пресекаются, порой даже в очень грубой форме вплоть до физического воздействия.

Четыре принципа дзен-буддизма

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен-буддизма:

  • особая передача вне Учения
  • не опираться на слова и тексты
  • прямое указание на сознание человека
  • созерцая свою природу, становиться Буддой.

Что это значит? Передача вне учения означает, что в присутствии Мастера обучение происходит особым образом, он передаёт частичку своего осознания, бытия напрямую ученику, минуя ум и понимание.

Не опираться на слова и тексты – не привязываться к традиционным формам обучения через разговоры. Буддизм предполагает изучение и заучивание сутр, молитвы Будде и поклонение. Дзен-буддизм против этого: не разговоры приведут к просветлению, а действия, только практика.

Прямое указание на сознание человека подразумевает, что нужно ориентироваться на наблюдение самого себя, развивая самосознание. Направленность внимания должна быть не на внешние объекты, коими также можно назвать и мысли, а на то, что лежит за ними – на свою истинную природу.

Созерцая свою природу, становиться Буддой. По мере практики, развивается способность к осознанию, сознание очищается от иллюзорного восприятия, ум становится тихим, гладким, как поверхность воды и непоколебимым, как гора. В этом состоянии человек созерцает себя и осознаёт свою природу Будды.

Практика дзен не учит человека чему-то новому и не воспитывает в нём каких-то навыков, а только лишь освобождает его от хаоса и ненужных вещей, от двойственности сознания. Это звучит как-то легко и не эффектно, так что можно сказать и по-другому.

Человек полностью меняется, он становится свободным от страхов, комплексов, условностей,  становится сильным и свободным, находясь в гармонии с собой и с окружающим миром. На него невозможно никак воздействовать, ибо он не привязан ни к чему.

Практика дзен-буддизма

Огромнейшее значение в практике имеет позиция тела; примечательно, что человек сидит лицом к стене, это улучшает концентрацию. Да и вообще в дзен важны все детали. Адепт крайне скрупулёзно подходит к своему обучению, с завидной педантичностью оттачивая все аспекты.

Позиция. Наш ум очень плотно связан с телом, и для его дисциплинирования необходимо соблюдать нужную позицию во время практики.

Подобно тому, как физической осанкой можно поменять ход своих мыслей, так же и позиция в дзен делает ум более гибким для необходимого эффекта в практике. Наблюдаем знакомую психосоматику, верно? Сидение в позиции, которую вы увидите в видео, называется дзадзен.

Тело периодически будет пытаться выйти из неё, нарушив баланс тела и ума, но вам нужно внимательно за этим следить и возвращаться в исходную позицию.

Сидеть необходимо лицом к стене на покрывале, сложенным в несколько раз. Таз должен быть наклонён вперёд, ягодицы отведены назад. Таким образом, создаётся нужная напряжённость в нижней части живота, в точке сосредоточения танден, располагающейся на 5 см ниже пупка. Почему это важно, я расскажу в следующих статьях, поэтому не забудьте подписаться на получение новых статей.

Грудь, плечи и все остальные мышцы, которые не участвуют в поддержании тела в данной позиции, должны быть расслаблены. Особое внимание нужно обратить на состоянии мышц лица.

Когда человек на чём-то сосредоточен, его лицо часто напряжено, зажато, что сказывается и на состоянии ума. Налицо наличие озабоченности правильным выполнением инструкций, что наоборот мешает практике.

Глаза полуприкрыты, вектор взгляда направлен на точку на полу в 50-100 см от линии ног.

Позиция дзадзен эффективно благоприятствует выведению кишечных газов из организма из-за нужного наклона таза, а также улучшению сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. В дзадзен практикуется естественное дыхание: низ живота выпячивается, производится вдох, при выдохе низ живота втягивается. Не секрет, что мы используем объём лёгких лишь на треть, поэтому также можно попрактиковать дыхательные упражнения.

Хроническая напряжённость диафрагмы не даёт вдохнуть воздух полным объёмом лёгких, поэтому стоит уделить этому моменту особое внимание. Делая вдох, в конце добавляете лёгкое дополнительное выпячивание живота, реализуя до-вдох. Выдыхая, производите лёгкий до-выдох, дополнительно сжимая низ живота. Это также избавляет вас от застойного воздуха в лёгких.

Важно не переусердствовать в дополнительном форсировании дыхательного цикла. Напрягая мышцы живота, нужно выполнять действительно лёгкое усилие, а не судорожно сжимать все мышцы тела, иначе можно даже навредить себе.

Таким образом, процесс дыхания в дзадзен никоим образом не задействует грудную клетку, более того, нужно следить за тем, чтобы она не двигалась рефлекторно и оставалась неподвижной. Дзен-буддизм требует вырабатывать определённую внимательность, некое состояние ума, в котором внимание является важнейшей функцией, и его нужно распределять на разные объекты.

Практика дыхания в дзен способствует выработке такого внимания. В частности, нужно следить за процессом регулирования противодействия напряжённости брюшных мышц и поднятием диафрагмы.

При выдохе сжимаются брюшные мышцы, и диафрагма естественным образом поднимается вверх.

Ваша задача – противодействовать поднятию диафрагмы, так как при поднятии её вверх создаётся напряжённость в грудной клетке, а вам нужно удерживать напряжённость внизу живота в танден.

Это достигается небольшой задержкой дыхания после полного вдоха и полного выдоха. На начальном этапе вы можете не осознавать напряжение диафрагмы во время совершения выдоха, а практика очень кратковременной задержки дыхания даст вам возможность это увидеть.

Счёт дыханий. Для базовой тренировки внимания первый месяц следует практиковать счёт дыханий. На счёт «раз» делаете вдох, на счёт «два» делаете выдох, на счёт «три» вдох, «четыре» выдох.

И так до десяти, потом цикл повторяется заново. Счёт дыхания в дзен делается в уме. Также через пару недель можно сменить порядок счёта и считать выдох на счёт один, а вдох на счёт два.

Позже можно считать только вдохи или только выдохи.

Так вы сидите в позиции дзадзен, считая дыхание до десяти и начиная заново. Спустя небольшой промежуток времени, вы обнаружите, что сбились со счёта и забыли какая сейчас цифра. Это нормально, такое происходит со всеми, вам просто нужно начать заново.

Вас будут отвлекать различные мысли, образы, ассоциации, возникающие по ходу практики, и вы ничего не сможете с этим поделать, этот факт нужно принять, как есть.

Со временем вы придёте к тому, что сможете дольше находиться в состоянии сосредоточения. У вас начнётся вырабатываться так называемая однонаправленность ума, один из терминов дзен. Вы сможете находиться в состоянии концентрации больше 5 минут, и это будет признаком прогресса в практике.

Внимание. Объектом своего внимания выберите область танден, именно там следует сфокусировать и остановить свой ум. При правильной позиции и наклоне таза, в тандене будет создаваться избыточное давление и напряжённость, что будет способствовать  вашей способности к фокусировке.

Область танден является в данном случае центром тяжести всего тела, формируя способность ума к концентрации и однонаправленности. Когда уму приходится выполнять несколько функций одновременно, его склонность к мыслеблудию ограничивается – просто некогда думать о чём-то, когда приходится одинаково эффективно распределять внимание на несколько объектов.

Так вам нужно следить за расслабленностью плечевых мышц, лицевых, поясничных, дабы избежать искусственного перенапряжения поясницы вследствие излишних попыток выпятить ягодицы и опустить живот. Далее нужно следить за дыханием, чтобы оно не было прерывистым, а равномерным и глубоким.

Одновременно с этим, нужно контролировать противодействие диафрагмы и брюшных мышц при выдохе. Точкой фокусировки внимания сделать танден и следить за ним, и плюс ко всему ещё считать дыхание! Согласен, работы много, но это того стоит.

Результаты практики дзен-буддизма

Да, вначале будет сложно и непривычно, но с практикой вы втянетесь, и всё пойдёт нормально. На первых порах будут неметь ноги, поэтому лучше лечь, вытянуть их и дать восстановиться кровообращению минуты три.

В целом высидеть 10 минут без перерыва несложно, а первую неделю делайте практику только по 10-15 минут, и только потом начинайте доводить до получаса.

Если вы будете регулярно практиковать дзен-буддизм по тридцать минут утром и тридцать минут вечером, результаты не заставят себя ждать. Вот некоторые из них:

  • способность долго находиться в состоянии сосредоточения
  • улучшение здоровья
  • повышение тонуса
  • бодрость духа и хорошее настроение
  • повышение уверенности в себе из-за укрепления духа
  • увеличение скорости восприятия и много других.

В следующих частях (часть 2,  часть 3)рассмотрим другие элементы дзен, а пока на этом на сегодня всё, я желаю вам успехов и настоятельно рекомендую дзен-буддизм, как одну из лучших практик мира.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: