Компенсация в психологии

Содержание
  1. Компенсация в психологии – понятие, виды и основные принципы
  2. Система уровней и виды
  3. Понятие дефекта
  4. Примеры психологической защиты
  5. Компенсация в психологии
  6. Что такое компенсация в психологии
  7. Компенсация – психологическая защита
  8. Компенсация в психологии – это что такое? Виды компенсации в психологии
  9. Узнаем значение термина
  10. Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер
  11. В чем смысл теории?
  12. А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?
  13. Виды
  14. Поговорим об основных категориях специальной психологии
  15. Улавливаем разницу
  16. Раскроем суть вопроса
  17. Гиперкомпенсация – это … Компенсация и гиперкомпенсация в психологии
  18. Гиперкомпенсация: история происхождения термина
  19. Пример компенсации
  20. Второй путь
  21. Феномен у известных личностей
  22. Другие примеры феномена
  23. Негативная сторона
  24. Почему появляется этот феномен
  25. Как избавиться
  26. Защитный механизм компенсация. Гиперкомпенсация. Роль компенсации в жизни человека []
  27. Компенсация — что это
  28. Закон неопределенности отклика
  29. Виды
  30. Реальная

Компенсация в психологии – понятие, виды и основные принципы

Компенсация в психологии

Для самозащиты психика человека вынуждена вырабатывать особые механизмы, позволяющие противостоять воздействию из внешнего мира.

От этой способности во многом зависит устойчивость нервной системы, целостность личности, уравновешенность и уверенность в себе. Психологи используют для определения такого поведения термин «компенсация».

Под ней подразумевается сложнейший набор ответных реакций, которые происходят при нарушении равновесия и гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой.

Каждый индивид имеет определенный комплекс представлений о самом себе, реально оценивая как достоинства, так и недостатки. Положительные стороны обычно устраивают всех, их пытаются развивать, сохранять. А вот минусы (причем нередко вымышленные) постоянно хочется скрыть от окружающих, устранить, превратить в достоинства.

Примеров такого поведения существует достаточно много. К примеру, мужчины низкого роста предпочитают высоких девушек, компенсируя свои физиологические особенности. Люди, утратившие близких и дорогих или просто одинокие по жизни, стараются выместить свою любовь и заботу на животных, заводят собак или кошек.

Очевидным примером компенсации является замена употребляемых в пищу продуктов. Придерживаясь диеты и определенных ограничений в еде, худеющие стараются восполнить нехватку полезных веществ другими, менее калорийными блюдами.

Специалисты выделяют еще и другое понятие. Гиперкомпенсация — более утрированное проявление желания скрыть свою неполноценность и превознестись над окружающими. Зачастую это процесс слабо контролируемый, в качестве примеров можно выделить:

  • агрессия со стороны слабой и пассивной личности;
  • сексуальная распущенность людей, опасающихся серьезных отношений;
  • демонстративная неадекватность человека, испытывающего неуверенность в себе.

Развитие компенсаторных механизмов зависит от жизненных условий личности, черт характера, психологических особенностей. Это внутренний защитный механизм, помогающий устранить факторы, которые вызывают отрицательные эмоции.

Компенсация может происходить в различных жизненных ситуациях. При этом следует понимать, что каждый человек индивидуально для себя определяет то, что ему кажется проблемой. Возможно, в глазах других людей некоторые недостатки вовсе не выглядят минусами, и даже при их наличии они чувствуют себя нормально.

Система уровней и виды

Компенсация в психологии, как сложный процесс, осуществляется на нескольких уровнях одновременно. Это связано с тем, что человек является неотъемлемой частью общества, развивается и раскрывает свою сущность под воздействием влияния извне.

Специалисты выделяют следующие уровни:

  • биологический (телесный);
  • психоэмоциональный (наиболее сложен по содержанию, осуществляется путем задействования в работе неосознанных процессов, позволяющих снизить тревогу и внутреннее напряжение);
  • социально-психологический (реализуется за счет взаимодействия с общественностью, нередко зависит от специфики внешней помощи, реакции окружающих на отклонения от нормы, например, инвалидность);
  • социальный (перестройка и адаптация в обществе определяются традициями, сложившимися национальными и религиозными обычаями в социуме).

В педагогике известно еще одно понятие, описывающее защитные механизмы, — псевдокомпенсация. На определенной стадии развития чаще всего она наблюдается у ребенка, однако в зрелом возрасте такие компенсаторные процессы также встречаются.

Речь идет о так называемом шантаже окружающих якобы плохим самочувствием, болезнью, угнетенными функциями. В большинстве случаев это вызывает сочувствие, позволяет получить поблажки.

Кроме того, одним из основных видов компенсации является так называемая декомпенсация. Она встречается при возрастных кризисах, после пережитых стрессовых и психогенных ситуациях, перенесенных соматических нарушениях, черепно-мозговых травмах.

Также к срыву и угнетению нервной системы приводит переутомление, при котором у человека теряется сосредоточенность, ухудшается память и внимание, меняется отношение к близким. Психологи называют это неосознанным «бегством в болезнь».

Выполнение привычных функций, например, домашних заданий ребенком или должностных обязанностей взрослым сотрудником, становится для них сложным, на определенном этапе кажется бессмысленным. Особенно усиливаются такие ощущения, если что-либо не удается.

Психика личности переходит в защитный режим до получения одобрения и похвалы со стороны окружающих.

Понятие компенсации используется психологами при проведении специальной терапии, оказании помощи в социальной адаптации.

Очень важно своевременно обнаружить проблемы и нарушения, чтобы человек прожил нормальную жизнь без ощущения собственной неполноценности.

Понятие дефекта

Психологам нередко приходится работать с людьми с выраженным психическим нарушением, спровоцированным врожденными или приобретенными дефектами. Под этим термином понимается некоторый недостаток, который приводит к сбою в развитии ребенка или даже взрослого человека.

Основными формами дефектов принято считать:

  • нарушение зрения и слуха;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • интеллектуальные проблемы;
  • трудности с речью (алалия, дислалия, афазия);
  • комплексные дефекты (слепоглухонемота и т. д. ).

Структуру нарушений составляют положительные и отрицательные признаки.

К первым относятся умение приспосабливаться, адаптироваться к окружающей обстановке, налаживать контакты с окружающими и чувствовать себя уверенно, приобретать навыки и знания.

Вторую группу образуют определенные симптомы, подтверждающие наличие поражений систем органов. На этом основана организация компенсаторных функций.

Психологи сформулировали основные принципы компенсации при подобных дефектах:

  • на внутрисистемном уровне (за счет вовлечения в работу сохранных элементов поврежденных систем органов);
  • на межсистемном (происходит перестройка структур и задействование сторонних элементов, которые должны выполнять несколько иные функции).

Полноценное развитие личности невозможно без коррекции. В современной психологии под ней подразумевается отвлечение от недостатков, мероприятия, направленные на максимально возможное исправление нарушений при помощи специальных методик.

В отличие от компенсации, коррекция эффективна при нарушении некоторой функции, но не ее полном утрачивании.

Исправлять что-либо несуществующее полностью бессмысленно, поэтому приходится восполнять недостаток имеющимися достоинствами.

При этом чем сложнее дефект, тем больше систем органов задействуется в процессах перестройки. Конечным результатом работы с пациентом становится максимальная реабилитация и адаптация к социуму.

В правильно развивающемся организме компенсаторные процессы активизируются автоматически. Однако в сложных случаях не обойтись без помощи опытных специалистов.

Примеры психологической защиты

Компенсация рассматривается всего лишь как механизм самосохранения нервной системы. Проблемы могут начинаться с самого раннего детства, когда поведение и привычки ребенка не соответствуют принятым в обществе стандартам и принципам поведения. Такое случается, например, при смене места жительства и учебы, в подростковом возрасте индивиду сложнее адаптироваться к новым условиям.

Чтобы почувствовать себя на равных правах с окружающими, стать одобряемым и полноценным, востребованным и значимым, человеку приходится подстраиваться либо выражать явный протест. И в том, и в ином случае проявляется защитная реакция.

Поэтому компенсацию нередко называют реакцией притворства. Люди надевают маски, скрывают свои истинные привычки и предпочтения, испытывают неуверенность в себе и замкнутость. На фоне этого проявляется функциональное расстройство, связанное с необходимостью прятать или подделывать эмоции.

Кроме того, притворство возникает на фоне страха. Он может быть вызван различными причинами:

  • боязнью обидеть;
  • показаться некультурным или необразованным;
  • проявить истинные эмоции;
  • услышать насмешки в свой адрес.

В сознании конкретного человека куча причин и только ему понятных оснований для того, чтобы надеть маску: улыбаться, когда грустно, смеяться, говорить при безумном желании помолчать или грустить в веселой обстановке.

Притворство рано или поздно приводит к усталости, желанию расслабиться. Организм испытывает стресс, а сильная психоэмоциональная нагрузка сказывается и на состоянии здоровья. Выстраивается вертикальная зависимость — от чувств и настроения к болезням и плохому самочувствию.

Защитные механизмы в виде компенсации — не самые эффективные средства добиться успеха в жизни. Со страхами лучше бороться, чем им подчиняться.

Психологи убеждены, что тот, кто предусмотрел свои опасения и научился ими управлять, становится от них независимым. А значит, преодолевать мнимые или реальные недостатки больше нет необходимости.

Компенсация в психологии

Компенсация в психологии

Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком.

Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты.

Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации.

А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

Что такое компенсация в психологии

Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана.

Но также рассматривающая особенности восприятия себя и выбранную на основании этой самооценки стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, заниженной, неадекватной самооценки.

Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворён собой.

Пока он напряжен и переживает острую фазу конфликта с собой, как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации.

Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись за помощью к психологу.

Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении.

Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть.

Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной.

Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения.

Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет.

Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой.

Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег.

Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

Компенсация – психологическая защита

Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.

Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня».

Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо.

Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте.

Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.

Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности.

А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться.

Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.

Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь.

Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Компенсация в психологии – это что такое? Виды компенсации в психологии

Компенсация в психологии

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка – “возмещение”. Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности.

К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции.

Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека.

Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые.

Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста.

Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному.

Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Виды

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Улавливаем разницу

Если компенсация – это в психологии процесс восполнения расстроенной или потерянной функции, то коррекция в основном определяется как корректировка различных нарушений.

Таким образом, разница между процессами определяется ступенью или выраженностью нарушений какой-либо способности. А теперь поговорим немного о компенсации ощущений в психологии.

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело – другие кладовые познания.

https://www.youtube.com/watch?v=6yRSzzCKyzs

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация – это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа – глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой.

Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество – победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности.

Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека.

Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми.

Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели такие вопросы, как компенсация и гиперкомпенсация, привели примеры из жизни. Компенсация призвана быстро реагировать на сигнал внутренних нарушений, дабы избежать дисбаланса с окружающей средой и блокировать возможную утрату целостности.

Гиперкомпенсация – это … Компенсация и гиперкомпенсация в психологии

Компенсация в психологии

  • 20 Октября, 2018
  • Психология личности
  • Мария Мацелевич

Психология человека имеет множество граней. Любое нарушение нормального функционирования его физических или социальных возможностей может вызвать своеобразную защитную реакцию. Гиперкомпенсация – это, в первую очередь, уникальный психологический феномен.

Обычно он начинает проявляться после возникновения реальной или выдуманной причины, из-за которой индивид чувствует себя неполноценно на фоне других. Причем причиной может стать как физическое отклонение, так и нарушение психики. В итоге человек будет стараться преодолеть возникшую проблему путем компенсации.

Гиперкомпенсация: история происхождения термина

В основу появления этого термина вошел фикционализм, открытый Гансом Файхингером.

Он заключается в идее, что практическое большинство жителей планеты выстраивают свои цели и поведение, основываясь на ложных социальных понятиях.

Имеется в виду восприятие каких-либо общепринятых норм и понятий, не всегда имеющих под собой практического применения или не соответствующих реальному положению дел.

Одно из таких ложных высказываний – «все люди равны по своим возможностям». Сам термин гиперкомпенсации появился благодаря Альфреду Адлеру, который ввел его в научную среду. По его мнению, если человек будет идти ложным путем, то для достижения успеха у него есть только два пути. И первый из них – это компенсация.

Пример компенсации

То есть любой человек стремится чувствовать себя полноценным членом общества и не желает быть хуже других. Поэтому психика, стараясь защититься от осознания, что в чем-то индивид хуже, заставляет его компенсировать этот недостаток. И тогда он начинает развивать те свои умения, к которым у него есть больше всего предрасположенности, чтобы скрыть недостающий опыт и возможности в других.

Например, ребенок заметил, что у него хорошая физическая форма, но он хуже других решает математические задачи. И чтобы как-то компенсировать свое отличие от других учеников, он начинает развиваться в спорте. В итоге спустя какое-то время его результаты физической подготовки поражают.

Но поскольку он и так был не силен в науке, а еще и уделял развитию этого навыка меньше внимания, недостаток начинает вызывать сложности в жизни. И чем больше он вкладывает в спорт, тем сложнее ему постигать научные знания, он начнет хуже учиться, не будет успевать за программой и так далее.

Второй путь

По мнению Адлера, второй вариант, как человек, испытывающий чувство неполноценности и преследующий ложные понятия, может достичь успеха – это гиперкомпенсация. Она представляет собой развитие данных, являющихся дефектными или не сильно развиты. В подавляющем большинстве этот феномен появляется у людей, у которых есть настоящие физические недостатки, а не надуманные проблемы.

Феномен у известных личностей

Яркие примеры проявления этого феномена наблюдаются у многих известных людей. Например, Ольга Скороходова в пятилетнем возрасте потеряла зрение, со временем у нее пропал слух. Но, стараясь преодолеть комплексы и чувство неполноценности, она закончила МГУ и достигла больших высот в советской науке, являясь ученым дефектологом.

Многие считают ее литературные работы по воспитанию детей с нарушением зрения и слуха очень важным вкладом в науку.

Всем известные произведения талантливого композитора Людвига Бетховена были написаны им после потери слуха в 26-летнем возрасте. Это гиперкомпенсация в прямом ее проявлении, несмотря на наличие серьезного дефекта, он все равно продолжил заниматься в той же сфере, стараясь доказать самому себе, что он не стал хуже.

Другие примеры феномена

Константин Циолковский из-за болезни в десятилетнем возрасте потерял слух, но не сдался и самообучался науке. Именно этот человек стал основоположником советской теоретической космонавтики и разработал первую космическую ракету.

А в 1982 году родился Ник Вуйчич, у которого с самого рождения отсутствовали руки и ноги. В его случае гиперкомпенсация – это то, что двигало им всю жизнь.

Он умеет плавать, работать с компьютером, играет в футбол, получил высшее образование и первый в мире начал мотивировать людей, имеющих синдром тетраамелии, к саморазвитию.

Все эти примеры показывают позитивный эффект этого феномена на развитие личности человека. Но на самом деле, индивидуальная психология зафиксировала, что в подавляющем большинстве такое отклонение провоцирует негативную картину развития.

Она выражается в ощущении человеком собственного превосходства над другими людьми и в общей ненависти к социуму.

Негативная сторона

Подобная реакция психики человека может развиться, если потребность доказать полноценность в обществе превращается в самоцель. Иными словами, индивид способен почувствовать, что он значим, лишь унизив оппонента. Хорошо описывает негативное проявление этой психологической защиты феномен донжуанизма.

Он выражается в компенсации комплекса сексуальной неполноценности. Мужчина начинает распространять о себе ложные слухи, что он самый лучший среди всех в интимной сфере, постоянно ухаживая за новыми дамами. Но, как только дело доходит до постели, он тут же разрывает все связи с ними.

Почему появляется этот феномен

Альфред Адлер зафиксировал три основные причины, которые могут повлиять на развитие негативного проявления феномена еще в раннем детстве индивида.

  1. Наличие физических недостатков. Если родители или общество дало малышу неверные установки относительно какого-либо физического недостатка, он начнет воспринимать его как препятствие к нормальному существованию.

    При таком развитии, даже если ребенок добьется успеха в жизни, он все равно будет негативно воспринимать реальность. У него навсегда останется осознание, что люди воспринимают его как неполноценного члена общества.

  2. Если родители слишком опекают малыша. Основной причиной завышенной самооценки у людей считается излишняя забота и любовь со стороны родителей.

    Поэтому столкнувшись с реальной картиной, где никто не оказывает ребенку такого же внимания, как его родственники, он не понимает, что происходит.

    В итоге появляется ощущение, что его отвергают и не уважают, из-за чего и включается психологическая защита.

  3. Диктаторское воспитание. Если ребенка воспитывают слишком строго и жестко, то со временем он становится бессердечным. В связи с этим он начинает воспринимать всех вокруг себя, как личных врагов, желающих ему навредить. Также у ребенка может развиться брезгливое отношение к социуму.

Как избавиться

Гиперкомпенсация – это в психологии довольно актуальная тема еще с двадцатого века. Многие люди хотят избавиться от такого феномена.

При работе с пациентами психологи используют определенную схему действий. Сначала человек должен осознать, что у него есть проблема, выраженная в неправильном восприятии себя и окружающего мира.

При определении фикций нужно устранить искаженные ценности и ненужные цели.

На последнем этапе человек должен поставить себе новые позитивные приоритеты и стремления в жизни.

Проделав подобную работу над собой, можно избавиться от ложного восприятия мира и не позволить неправильным установкам и искажениям действительности разрушить жизнь.

Конечно, история знает и позитивные проявления гиперкомпенсации, но, к сожалению, чаще всего они негативно влияют на жизнь человека и его отношения с социумом.

Защитный механизм компенсация. Гиперкомпенсация. Роль компенсации в жизни человека []

Компенсация в психологии

Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком.

Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты.

Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации.

А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

Компенсация — что это

В психологии компенсация — это один из методов психологической защиты, при котором человек чем-то заменяет недостатки. Они бывают трех видов:

  1. Видимые. Это те недостатки, которые явно бросаются в глаза. К ним относятся: отсутствие конечностей, различные новообразования на открытых частях тела, шрамы, последствия ожогов и т.п. Большинство людей составляет о себе мнение, принимая во внимание то, что говорит общество. А если учесть тот факт, что общество редко бывает толерантным и тактичным, то можно сделать вывод, что такие люди практически всегда живут в состоянии стресса.
  2. Невидимые. К таким недостаткам относятся нарушения в работе внутренних органов, которые негативно сказываются и на работе организма в целом, и на психологическом состоянии.
  3. Мнимые или надуманные. Недостатки человек придумывает себе сам или же они являются результатом психотравм, случившихся в детстве. Так, например, кто-то считает себя очень некрасивым, хотя на самом деле имеет внешность ничуть не хуже, чем у окружающих людей.

В отношении каждого из перечисленных видов недостатков требуется компенсация. Интересно, что связана она может быть и с самим недостатком, и с замещающими его стремлениями. В первом случае в пример можно привести параолимпийцев, а во втором – слепых музыкантов и т.д.

Первым о механизмах компенсации заговорил Альфред Адлер. По его словам, компенсация неполноценности — это нормальное явление в жизни каждого человека. Неполноценность, как считал Адлер, бывает трех типов:

  1. Физиологическая — отсутствие частей тела, слуха, зрения и т.д.
  2. Социально-культурная — это возрастные, половые, политические и экономические различия, могущие заставить почувствовать себя неполноценными.
  3. Изначальная — биологическая неполноценность, которая на протяжении всей истории человечества побуждает людей развивать науку, технологии, искусство и другие направления.

Зигмунд Фрейд был не согласен со словами Адлера. Он говорил, что не всегда неполноценность лишает человека счастливой жизни.

В пример он приводил людей, которые даже при отсутствии каких-либо частей тела, или, например, зрения, не теряли уверенности в себе, не чувствовали себя ущемленными или обиженными судьбой.

Фрейд считал, что легче найти того, кто склонен к нарциссизму, чем тех, кто считает себя неполноценным человеком.

Пытаясь возразить, Адлер утверждал, что комплекс неполноценности является лишь идеей, способной объяснить протекающие в организме психологические процессы. О фактической полноценности говорить здесь не приходится, потому что она относительна. У каждого отдельного человека, народа и культуры понятие полноценной личности может меняться.

По сути, неполноценность — это так называемый мотиватор, который побуждает нас к действию, активирует процесс компенсации.

Закон неопределенности отклика

В зависимости от имеющегося личного опыта, непосредственного или почерпнутого от окружающих, человек воспринимает то, что происходит, с учетом сложившихся стереотипов сознания, т. е.

устойчивых мнений, оценок и суждений. Они вносят коррективы в понимание ситуации, сужая ее до рамок, заданных стереотипом. Вот потому-то разные люди по-разному реагируют на одно и то же.

«И опыт, сын ошибок трудных…».

С другой стороны, в разное время, в разных условиях, включая собственное настроение и проч., один и тот же человек может по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Помните, в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца у Короля в душе «просыпались» предки, диктуя ту или иную реакцию на происходящее?..

Не раз была свидетелем того, как после производственного совещания, на котором принимались конкретные решения, сотрудники, расходясь, продолжали обсуждение вопросов и… приходили к другим вариантам.

А когда руководитель на подходе сроков исполнения спрашивал: «Где?», на голубом глазу отвечали, что посчитали более правильным поступить иначе… Ничего себе, да? Окончательный отклик оказывался вне зоны доступа руководителя — лица, ответственного за проект в целом.

Виды

Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.

В психологии существуют еще такие виды компенсации:

  • реальная;
  • сверх или гиперкомпенсация;
  • псевдокомпенсация.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Реальная

Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.

Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:

  • желание добиться превосходства;
  • стремление получить власть;
  • упорство и сила воли;
  • интерес к тому, что происходит вокруг.

Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: