Комплекс оживления

Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое

Комплекс оживления

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы — это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Чувствуя рядом маму, малыш спокоен и счастлив, он начинает реагировать на мир положительными эмоциями, что является залогом благополучного развития психики.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название — «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний.

Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга.

Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Недоношенный ребенок, или перенесший травму при родах, получивший желтуху или страдающий асфиксией, овладевает комплексом в более поздние сроки или не овладевает вовсе.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией — улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Заключение

Комплекс оживления — это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Комплекс оживления

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХПериод младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают.

Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители РефлексыДействие яркого света Глаза закрываютсяШлепок по переносице Глаза закрываютсяХлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываютсяПоворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибаетсяРазведение локтей в стороны Руки быстро сгибаютсяНажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаютсяНажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаютсяЦарапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваютсяУкол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаютсяПоднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С.

Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе.

Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования.

Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным.

Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период.

Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенцаВремя появления Развитие моторики1 месяц Поднимает подбородок2 месяца Поднимает грудь3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается4 месяца Сидит с поддержкой5—6 месяцев Хватает рукой предметы7 месяцев Сидит без поддержки8 месяцев Садится без посторонней помощи9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками11 месяцев Стоит без поддержки

12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету.

Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях.

Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание.

В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми.

В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.

Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С.

Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.Язык маленького ребенка аграмматичен.

Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых.

Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются.

Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Развитие нервной системы ребенка в первые недели жизни: от рождения до 1 месяца

Комплекс оживления

Период новорожденности, пожалуй, нельзя сравнить ни с одним другим периодом в жизни человека по степени различных воздействий на организм.

Находясь в утробе, ребенок полностью ограничен от зрительных, вкусовых и обонятельных впечатлений, практически не испытывает слуховых и тактильных ощущений, избавлен от необходимости преодолевать силу притяжения Земли и приспосабливаться к изменениям температуры окружающей среды.

Все необходимые вещества ребенок получает, не прикладывая к этому никаких собственных усилий – через пуповину. Едва родившись на свет, младенец в буквальном смысле подвергается бомбардировке различными ощущениями и чувствует себя крайне дискомфортно.

Ему нужно научиться приспосабливаться к этому миру. Без этого невозможно выжить. Но новорожденный еще совершенно беспомощен, поэтому ему крайне необходим заботящийся о нем взрослый.

Задачи этой стадии развития: выживание организма.

Основная мотивация и то, что заставляет младенца развиваться: физиологические потребности и, затем, стремление к новым ощущениям.

Ведущая деятельность: выживание. Ребенок адаптируется к условиям окружающей среды. Организм приспосабливается к температурным изменениям, пытается преодолеть силу притяжения Земли, учится переваривать пищу, самостоятельно дышать и тому подобное.

 Происходит «запуск» всех систем и первичная отладка их деятельности. Это касается и нервной системы. Запуск происходит от внешней стимуляции, рефлекторно.

Так, сосательный рефлекс возникает при соприкосновении губ младенца с соском или любым другим объектом. 

Постепенно, на основе безусловных рефлексов, развиваются более сложные формы деятельности.

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы.

Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет.

Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте.

Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым.

Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется ая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого.

Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и ое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ  (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления.

 Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка. 

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения).

Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений.

Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения.

Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления.

Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка – менее интенсивно, чем у плода – происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества.

Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают.

Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д.

к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения.

Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца [2].

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Хватательный рефлекс

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» – ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения.

Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений.

Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений.

Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них.

Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни.

Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см.

статью «Тревожный ребенок»).

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  • Отсутствие отчетливых реакций на внешние стимулы (звуки, свет)
  • Несоответствие показателей психомоторного развития срокам – запаздывание или слишком раннее появление
    соответствующих действий и реакций (см. Таблицу)
  • Трудности засыпания
  • Беспокойный, прерывистый сон, увеличенный период бодрствования
  • Частый громкий крик, надрывный плач без видимой причины
  • Срыгивания фонтаном

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

  3. Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168. Читать статью (на англ.яз.) здесь…

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: