Контент-анализ

Содержание
  1. Контент-анализ в психологии: виды и методы психологического исследования
  2. Суть и особенности
  3. История изучения
  4. Сферы применения
  5. Разновидности и методологии
  6. Преимущества и недостатки
  7. Процедуры
  8. Выявление смысловых единиц
  9. Выявление единиц счета
  10. Подсчет
  11. Популярные ошибки
  12. Контент-анализ
  13. Методики контент-анализа
  14. Консультация
  15. Контент-анализ, как метод исследования
  16. Контент-анализ в психологии
  17. Что такое контент-анализ? Примеры
  18. История появления контент-анализа
  19. Смысловые единицы контент-анализа
  20. Единицы счета
  21. Для каких документов используется контент-анализ?
  22. Где и как применяется контент-анализ?
  23. Стадии контент-анализа
  24. Категории контент-анализа
  25. Дальнейшие действия
  26. Пример контент-анализа
  27. Инструкция для кодировщика
  28. Контент-анализ как метод анализа документов
  29. Виды методик анализа документов
  30. Контент-анализ: основные процедуры и единицы
  31. Особенности применения контент-анализа

Контент-анализ в психологии: виды и методы психологического исследования

Контент-анализ

Далеко не всегда удается получить информацию у человека напрямую. Если он пишет тексты (научные, художественные, информативные), снимает новости, передачи, узнать о реальности, в которой он пребывает, можно с помощью разных методик. Контент-анализ в психологии — один из подобных методов. Он позволяет выявить внутренние переживания индивида, оценить его эмоциональное состояние.

Суть и особенности

Существует несколько вариантов описания этого определения:

  1. Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
  2. Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.

При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.

Сущность метода:

  1. Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
  2. Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
  3. Нужно фиксировать единицы текста.

Контент-анализ применяется для исследования и изучения:

  1. Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.
  2. Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.
  3. Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.

Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.

Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.

Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:

  1. Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
  2. Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
  3. Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.

История изучения

В психологии метод субъективного контент-анализа начал применяться в 30 годах XX века в социальных науках. Первые направления, которые начали тестировать эту методику, — журналистика, литературоведение. Процедуры, которые включает этот метод, были основаны американскими социологами — Б. Берельсоном, X. Лассуэллом.

Ученые тестировали методику в сфере политики, пропаганды, смогли модернизировать ее, приспособить к различным сферам человеческой деятельности.

Частота применения контент-аналитических методов повысилась в период развития средств массовой информации. Когда Б. Берельсон обобщил полученные данные в книге, методику начали применять в научных направлениях за пределами психологии.

Одновременно с развитием контент-анализа на территории Америки, он начал получать популярность в СССР. Вклад в развитие советского подхода к освоению этой методики внес ученый Н. А. Рыбников.

Он специализировался на изучении биографических данных. Метод контент-анализа он применил для изучения личностей по их автобиографии.

Изначально Рыбников начал изучать сочинения детей рабочих. Он предлагал им описывать жизнь, положительные, отрицательные моменты, раскрыть переживания.

Таким образом ученый смог определить, какие положительные и отрицательные моменты жизни преобладают у детей зависимо от возраста. Он сделал интересный вывод — в раннем возрасте девочки позитивней смотрят на жизнь, чем мальчики. При взрослении они больше склоняются к негативным мыслям, переживаниям.

Следующим ученым, который продолжил применять контент-анализ, развивать это направление, был П. П. Блонский. Его интересовали только первичные воспоминания людей. Испытуемых он набирал из сферы образования. Это были учителя, профессора, студенты, школьники.

После проведения исследований ученый смог доказать, что у большинства людей первичные воспоминания связаны со страхами или тяжелыми переживаниями.

Сферы применения

С помощью контент-анализа можно изучать текстовые документы, видео- и аудиозаписи. Методика может применяться в разных сферах человеческой деятельности:

  • СМИ;
  • риторике, литературе;
  • психологии, социологии;
  • журналистике, криминалистике;
  • культурологии, этнографии, истории;
  • риторике, политологии;
  • когнитивных науках.

Большую роль контент-анализ играет в разработке искусственного интеллекта.

Разновидности и методологии

Виды контент-анализа в психологии:

  1. Неколичественный. Строится на нечастотной модели содержания текста.
  2. Количественный. Подразумевает применение математико-статистических процедур. При исследовании ученые учитывают стиль речи, смысловые блоки, слова.

Психологическая наука выделяет 4 методологии контент-анализа:

  1. Социологический или семантический. Осуществляется с помощью экспертных оценок содержания.
  2. Лингвистический или грамматический. Определяется по длине фраз, размеру абзацев, порядку слов, из которых состоит предложение, метрическому составу.
  3. Ситуационный. Обработка, преобразование библиографических ссылок и научной литературе.
  4. Кибернетический или документалистический. Определяется по плотности текста, параметрам языка, проточности, аспектности, информационному объему, емкости, информативности.

Преимущества и недостатки

С помощью этого метода:

  1. Можно увидеть скрытые закономерности, тенденции.
  2. Нельзя нарушить поведение испытуемого со стороны исследователя.
  3. Получается выявить достоверные показатели, которые часто крайне сложно различить в массивном количестве информации.
  4. Удается получить достоверные результаты.

С помощью контент-анализа можно раскрыть психологические особенности автора, коммуникатора, действующей аудитории, определить связь между ними. Методика позволяет увидеть связь между написанным текстом и реальностью, которая окружала автора в момент его написания, сделать выводы.

Это трудоемкий метод. Чтобы понимать какая реальность окружала автора, его читателей в период написания, подачи текста, нужно изучить каждого человека по отдельности, его:

  • окружение;
  • социальный статус;
  • географическое положение;
  • ситуацию в стране;
  • психическое и физическое состояние.

Для этого необходимо собрать много информации.

Процедуры

Психологи выделяют несколько процедур контент-анализа. Чтобы пользоваться данной методикой, нужно тщательно изучить особенности исследования.

Выявление смысловых единиц

Чтобы выявить смысловую единицу, нужно знать какими они бывают:

  1. Факты, события.
  2. Документальные данные о человеке.
  3. Подтекст апелляций, которые направляются к потенциальному адресату.
  4. Темы, которые выражаются в текстах, видео, музыке.

Смысловые единицы контент-анализа назначаются перед проведением исследования. Они могут различаться зависимо от целей, содержания, гипотез, задач.

Выявление единиц счета

Единицы анализа и единицы счета могут быть одинаковыми или разными. Они зависят от назначения проводимого исследования. Если они не совпадают, значит психолог выделяет собственные единицы счета, наиболее популярные из которых:

  1. Метры видео или аудиозаписи.
  2. Длительность телепередачи.
  3. Число строк в тексте.
  4. Количество страниц, отдельных слов.
  5. Количество изображений, относящихся к сюжету текста.

Подсчет

Чтобы подсчитать результаты, нужно выдвинуть критерии, по которым информация будет делиться на отдельные группы. Для подсчетов могут применяться компьютерные программы, таблицы, специальные формулы.

Популярные ошибки

Специалисты, которые впервые применяют на практике метод контент-анализа, могут получить искаженные результаты. Чаще они связаны с ошибками, которые психолог допустил при исследовании. Наиболее распространенные:

  1. Документы не проверены на подлинность.
  2. Авторство документов не подтверждено.
  3. Для анализа подобраны данные, которые не относятся к гипотезам исследований.
  4. Психолог начал обработку информации раньше, чем была разработана исследовательская программа.
  5. Не продуманы критерии для анализа.
  6. Поставлены некорректные цели для проведения исследования.
  7. Выставленные категории не соответствуют языку, на котором написан документ.
  8. Классификация составлена с нарушением логики.
  9. Не подготовлены методические инструменты. Анализ проводился без них.

Категории должны быть:

  1. Взаимоисключающими — содержание категорий не должно совпадать между собой.
  2. Исчерпывающими — важно, чтобы категории отражали смысл понятий.
  3. Уместными — они должны соответствовать поставленным задачам.
  4. Надежными — важно, чтобы категории не вызывали разногласий, был упорядочены. Иначе может случиться путаница, которая приведет к неточности полученной информации.

Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.

Люди, которые профессионально занимаются контент-анализом, могут без труда определить особенности, структурные единицы в тексте, составить его краткое содержание, цели автора, его общий настрой. Новичкам в этом направлении важно знать принцип работы метода, его особенности, применяемые инструменты, распространенные ошибки.

Контент-анализ

Контент-анализ

Контент-анализ – метод исследования, дающий возможность получить сведения о прошедших событиях, определить степень общественной значимости какого-либо социального явления, с помощью изучения вторичных данных. При проведении анализа вторичных данных возможно использовать множество методик. Процесс получения информации из открытых источников так же называют кабинетным исследованием.

В контент-анализе источником получения информации является текст, который может быть представлен в виде монографий, статей, официальных документов, статистических данных, предыдущих исследований, и т.д.

Проведение данного метода включает в себя процедуры обработки смысловых компонентов, интерпретации форм и содержания информационного источника.

Методики контент-анализа

В контент-анализе разлечают две методики исследования:

  • количественный анализ текста
  • качественный анализ текста

Консультация

Если Вы хотите получить бесплатную консультацию, более подробно узнать о стоимости контент-анализа, применении метода, звоните +7(499) 705-15-19 / пишите: info@c-discurs.ru, info@c-dsc.ru.

  • Интервью
  • Опрос
  • Онлайн опрос
  • Тайный покупатель
  • Контент-анализ
  • Фокус-группа

105 глубинных интервью, 15 фокус-групп, 50 проверок методом “Тайный покупатель”, 1500 респондентов.

География: Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь, Оренбург, Республика Крым, Калининград, Астрахань, Нижний Новгород, Барнаул, Самара, Сочи.

Сроки проведения: 2019 год

Стадия реализации: Завершён

Сроки проведения: 2017 год

Стадия реализации: Завершён

Опыт сотрудничества в течение 2020 года позволяет нам уверенно рекомендовать вашу организацию в качестве надежного партнера по проведению социологических исследований.

Несмотря на сжатые сроки проектов, качественно и в срок были собраны более 1500 интервью методом телефонного опроса (CATI).

Елена Аксенова

Директор

НИИОЗММ ДЗМ

Ответственный подход к выбору респондентов, строгое соблюдение условий технического задания, открытость проведения всех процедур сделали взаимодействие с Центром максимально комфортным и эффективным.

Лилия Глазова

Генеральный директор

PR News

Сотрудники Центра показали высокий профессионализм в организации и проведении фокус-групп и глубинных интервью, проявили оперативность в проведении онлайн-опроса.

Наталья Живая

Генеральный директор

КРОС.Маркетинг

Выражаем благодарность за отличный результат и качественную работу по проведению комплексного социологического исследования в рамках программы “Новое поколение”.

Андрей Коваленко

Заместитель начальника Управления по реализации молодежных программ и развитию публичной дипломатии

Россотрудничество

Обладатели диплома II степени Национальной премии “ВЫБОР 2019” РАПК, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Лауреаты премии РАПК 2019

При работе над совместными проектами сотрудники Центра показали качественный результат, высокую компетентность и ответственность.

Олег Клепиков

Генеральный директор

Компания “ПСИХЕЯ”

Выражаю благодарность за разработку методики комплексной оценки качества принятия решений и организационной культуры, выполнение работ по сбору информации и подготовку аналитических материалов.

Юрий Бойко

Директор департамента

Департамент территориального развития Ярославской области

В ходе реализации проектов возникающие вопросы решаются оперативно,  предоставляется вся необходимая информация о ходе исследований.

Алексей Максимов

Руководитель отдела стратегического маркетинга бренда ZARINA

Компания «Мэлон Фэшн Групп»

Выражаем благодарность за качественное предоставление услуг по организации фокус-групп.
Поставленные задачи реализованы на высоком уровне.

Анастасия Степанцова

Бренд менеджер

Компания “Наша Игрушка”

На мой взгляд, возможность полагаться на надежного партнера в области исследований – один из ключевых факторов успеха.

Исследовательский центр «ДИСКУРС» предоставляет такую возможность в самой полной мере!

Валерий Чижонков

Генеральный директор

Talent Pulse

Сотрудничеством очень довольны, осталось приятное впечатление от взаимодействия, заинтересованы в поддержании долгосрочных партнерских отношений.

Ирина Крутий

Директор

Центр социологических исследований “МИЦАР”

Победители Национальной премии “ВЫБОР 2018” Российской ассоциации политических консультантов, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Победители премии РАПК 2018

С Вашей компанией нас связывает уже несколько исследовательских проектов и все они были выполнены профессионально, ответственно и на высоком уровне.

Александр Харь

Коммерческий директор

Контент-анализ, как метод исследования

Данный метод стали использовать в разнообразных исследованиях социальных наук в США 30-х год. XX в. Впервые его начали прилагать в литературоведении и сфере журналистики. В силу распространения метода контент-анализа ученые начали его применение в области политической пропаганды.

Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и большой строгостью. Его сущность заключается в фиксировании единиц содержания, что поддается исследованию в квантификации приобретенных показателей.

Объект в контент-анализе – это содержание разнообразных рекламных сообщений, публичных выступлений, печатных изданий, кинофильмов, передач, документов, художественных произведений.

Контент анализ пример в политологии: политологи устанавливают перед собой задачу, анализируя предвыборное обращение к потенциальным избирателям своих кандидатов в президенты, понять, какие категории общества кандидат желает привлечь на собственную сторону. Политтехнологи изучают высказывания и определяют, что выражения и понятия, как «пенсия», «материальная помощь», «забота», «внимание» направлены на категорию пенсионеров и требующих.

Выражения, как «предпринимательство», «малый бизнес», «поддержка», «привлечение», «инвестиции» означают, что данный кандидат ориентируется на избирателей высших классов и предпринимателей. Далее исследователями подсчитывается количество и частота встречаемости всех выражений и слов, делаются соответствующие выводы.

Достаточно популярен метод контент-анализ в психологии, социологии, тех науках, где следует проводить анализ ответов в анкетировании, различных опросниках, для анализа материалов, показателей психологического тестирования, анализа работы посредством приёма фокус-группы.

Можно определить контент анализ пример в психологии: так, анализируя особенности характера индивида по анкетированию или интервью, можно выделить такие категории анализа: самоотношение, отношение к другим личностям, своей деятельности, природе, вещам, окружающим предметам.

При исследовании личностного свойства такого, как тревожность исследователь предварительно определяет совокупность составляющих компонентов: волнение относительно собственного здоровья, благополучия близких, финансового положения, карьеры и др.

Список категорий всегда должен быть совершенно исчерпывающим и предоставлять возможность однозначно соотнести определенную категорию с текстом.

Современный метод контент-анализа зачастую используется в осуществлении исследований явления массовых коммуникаций, маркетинговых исследованиях. Он может прилагаться в исследовании многих документальных источников, больше всего эффективен в исследовании, где имеется множество однопорядковых данных.

Что такое контент-анализ? Главные процедуры данного метода содержат выявление всех смысловых единиц, что могут выступать:

– понятиями, обнаруженными в конкретных терминах;

– символами;

– мыслями, суждениями;

– темами, сформулированными в смысловых статьях, частях текстов, радиопередачах;

– именами и фамилиями людей;

– фактами, событиями;

– персонажами, героями, группами и классами персонажей;

– смыслом апелляций направленных к вероятному адресату.

Все единицы определяются соответственно , целям, гипотезам, задачам в определенном исследовании. Эти единицы должны соответствовать конкретным научным понятиям, которые несут в себе исследовательскую задачу. Единицы являются индикаторами научных идей, обозначенных в исследовании.

Изучением категорий и смысловых единиц контент-анализа занимаются авторы разных документов, корреспонденты, писатели, комментаторы, публицисты, юристы, психологи.

К процедурам также входит выделение отдельных единиц счета, что могут либо сходиться со смысловыми категориями анализа либо нет.

Если совпадают, тогда процедура исследования будет сводиться к высчитыванию частоты упоминания конкретной смысловой единицы.

Если же единицы счета не сходятся с текущими единицами анализа, исследователю придется самому, основываясь на анализируемом материале и собственном здравом уме, определять единицы счета.

Такими единицами считаются:

– число строк, знаков, абзацев, колонок;

– протяженность текста;

– количество всех рисунков с соответствующим содержанием и сюжетом;

– площадь текста, на которой наложены смысловые единицы;

– метраж пленки для аудио- или видеозаписей;

– продолжительность трансляции звуковых сообщений.

В общем, процедура подсчета похожа на стандартнее способы классификации по группировкам. Используется составление таблиц, используются компьютерные программы, формулы, используются статистические расчеты восприимчивости и понятности текста.

Эти смысловые единицы являются основными компонентами исследовательской концепции, выраженность которых регистрируется соответственно к назначенным целям. Исследователь заранее формирует определенные идеи, проблемы, темы, что представляют категории анализа.

Контент-анализ в психологии

Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности.

От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения.

Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.

Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора). сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации.

В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.

Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик.

Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных.

Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.

Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.

Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп.

Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации.

Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.

Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:

– через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;

– исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;

– изучение психологии респондента;

– изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;

– изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.

Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.

Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).

Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.

Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.

Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что такое контент-анализ? Примеры

Контент-анализ

Контент-анализ — метод количественно-качественного изучения содержания для измерения или выявления определенных тенденций и фактов, которые отражены в предлагаемых к изучению текстах.

Принципиальное отличие данного вида аналитического обзора от остальных методов в том, что источники исследуются с учетом социального контекста.

Давайте подробнее рассмотрим тонкости данного вида исследования.

История появления контент-анализа

Первые примеры контент-анализа в социологии начали появляться в социальных дисциплинах начиная с 30-х гг. прошлого века в США. Изначально контент-анализ использовался в изучении литературы и журналистике. Значительный вклад в развитие этого метода сделали ученые X. Лассуэлл и Б. Берелсон.

Г. Лассуэлл применял контент-анализ в конце 1930-х годов для изучения политики и пропаганды. Он привнес различные новшества в этот вид исследования, появились новые процедуры и категории, а также такое понятие, как квантификация данных.

С масштабным развитием массовых коммуникаций увеличилось количество контент-аналитических исследований в области медиа. Государственные учреждения США и Англии применяли контент-анализ во время Второй мировой войны для того, чтобы изучить эффективность пропагандистской деятельности, а также в разведывательных целях.

За двадцать лет активного изучения и применения накопилось достаточно материала для написания Б. Берелсоном книги «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».

Смысловые единицы контент-анализа

В различных методах контент-анализа примерами смысловых единиц являются:

  • понятия, определенные термины;
  • темы, выраженные в различных смысловых частях, радиопередачах;
  • фамилии и имена людей;
  • различные события и факты;
  • значение обращений.

Составляющие этого вида анализа определяются в зависимости от целей и задач конкретного вида исследований.

Единицы счета

Единицы счета могут как совпасть, так и не совпасть с единицами анализа. В первом случае подсчитывается частота упоминаний конкретной смысловой единицы, а во втором единицы счета выдвигаются на основе анализируемого материала. Это может быть:

  • фактическая длина текста;
  • количество текста, заполненное смысловыми единицами;
  • число элементов текста;
  • общая продолжительность объекта контент-анализа;
  • метраж пленки с аудио- и видеоматериалами,
  • рисунки, схемы и графики.

Для каких документов используется контент-анализ?

Контент-анализ применим не ко всем документам.

оцениваемых источников должно позволять применение однозначного правила для точной фиксации необходимых характеристик (принцип формализации) и отличаться достаточным наличием исследуемого материала (принцип статистической значимости).

Примером контент-анализа в документах может выступать обзор сообщений печати, эфиров радио, телетрансляций, протоколов собраний, писем, приказов, распоряжений, а также разбор данных интервью, находящихся в свободном доступе, и результатов социологических исследований.

Где и как применяется контент-анализ?

К основным объектам применения данного способа исследования можно отнести выявление и изучение первоисточника, существовавшего до текста, и оценку непосредственного отражения его сути.

Иными словами, примером контент-анализа является обзор материала, высвечивающего определенные стороны исследуемого объекта.

Его образцом может стать окружающая действительность, а также адресат или автор изучаемого труда.

Контент-обзор определяет составляющие, существующие лишь в определенном тексте. Это могут быть такие его компоненты, как язык, структура, жанр; а в аудиозаписи, подвергающейся рассмотрению, объектами изучения могут являться тон и ритм речи.

Контент-анализ выявляет предметы и явления, существование которых будет возможно после использования текста и восприятия его адресатом. Это определяется как оценка всевозможных эффектов воздействия.

Стадии контент-анализа

В практическом использовании и разработке контент-оценки существует несколько этапов.

Изначально стоит сформулировать гипотезы и задачи исследования. Затем необходимо определить категории анализа — это самые общие, ключевые понятия, которые соответствуют задачам разбора материала. Система категорий выполняет функцию анкетирования и помогает найти ответы на поставленные в тексте вопросы.

Отечественную систему аналитического исследования отличают присущие исключительно ей понятия: знаки, ценности и цели, герой, автор, тема, жанр и т. д.

Все чаще встречаются примеры контент-анализа сообщений СМИ, которые основываются на парадигматическом подходе, изучающем отличительные признаки текстов как единую систему.

К этим признакам относятся: содержание и суть задачи, причины, из-за которых она возникла, объект, образовавший проблему, а также уровень напряженности и пути решения возникших в ходе обзора материала вопросов.

Категории контент-анализа

Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования.

Все виды исследования должны быть взаимоисключающими, то есть одинаковые компоненты не являются частями разных категорий.

Они должны быть надежными, исключать разногласия по поводу принадлежности определенной составляющей содержания к той или иной категории, и, разумеется, уместными, то есть соответствующими поставленной задаче и содержанию аналитического обзора.

Анализируя примеры контент-анализа статей, можно сделать вывод, что некоторые крайности в этой сфере неблагоприятны для конечного результата, например выбор излишне дробных и многочисленных включений, детально повторяющих текст. Нежелательно использование избыточно обширных категорий, приводящих к примитивному и неполному анализу. Необходимо принять к сведению отсутствующие элементы материала, имеющие важное значение для контент-анализа.

Дальнейшие действия

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления.

Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц.

Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора.

К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий.

Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов.

При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы.

Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.

Пример контент-анализа

Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить два журнала. С этой целью он выделяет смысловые единицы, отражающие негативные настроения авторов статей, публикуемых в этих изданиях.

Социолог вычитывает журналы, выделяя фразы вроде «нетрадиционные браки недопустимы». В результате он получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом издании.

В конечном счете он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии.

Инструкция для кодировщика

Важнейшим этапом проведения контент-анализа можно назвать разработку и внедрение инструкции кодировщика. Это система правил и пояснений для человека, занимающегося сбором эмпирической информации путем регистрации заданных единиц анализа.

В инструкции детально изложен порядок действий кодировщика, дано точное определение категорий и единиц анализа, общие правила их кодировки, приведены примеры контент-анализа текстов, которые являются объектом для изучения, оговаривается решение спорных ситуаций и т.д.

Процесс расчета при количественном контент-анализе очень схож со стандартными техниками сортировки по определенным параметрам разделения и измерения ассоциации.

Контент-анализ как метод анализа документов

Контент-анализ

На сегодняшний день специалисты нередко рассматривают контент-анализ в качестве метода анализа различных документов, созданных человеком.

Определение 1

Документом считается информация, зафиксированная в рукописном или в печатном тексте, на фото или на магнитных носителях.

Пример категории контент-анализа может быть представлен по способу фиксации соответствующей информации по целевому назначению, по степени персонификации, а также в зависимости от статуса.

Документы, в основном, знакомы людям в рукописном или печатном варианте. Кроме того, сейчас их нередко рассматривают в форме видеодокументов, кинодокументов и фотодокументов.

Все это относят к категории «способ фиксации информации».

По степени персонификации выделяют личные документы и безличные, по статусу — официальные или неофициальные. Также в некоторых случаях возможна классификация по источнику информации — на первичные или вторичные.

Виды методик анализа документов

Методы анализа документов на сегодняшний день делят на качественные и качественно-количественные. Первые официально названы традиционными, вторые — формализованными. В основе каждого метода лежат различные механизмы процесса понимания соответствующего текста, то есть интерпретации информации, которая содержится непосредственно в документе.

Количественные методы анализа текстовых материалов стали популярными в 30-40-х годах. Это было обусловлено разработкой процедуры, получившей название контент-анализ. Данный термин дословно означает «анализ содержания».

Это способ перевода текстовой информации в количественные показатели. Он предусматривает статистическую обработку информации. Количественные характеристики, полученные посредством контент-анализа текста, позволяли сделать вывод о его качественном содержании.

При этом рассматривается и его латентное, то есть неявное содержание.

Метод контент-анализа зачастую обозначают, как качественно-количественный анализ документов. Пример можно увидеть в работах Осгуда Ч., Стоуна Ч., Бергельсона Б., Лассуэлла Х.

, которые разработали основные процедуры такого анализа. В 1920-1930 гг. в отечественной психологии провели исследования на этот счет Шпильрейн И.Н, Кузьмичев В.А., Рыбников Н.А.

Они акцентировали внимание на процедурах, аналогичных контент-анализу.

Контент-анализ: основные процедуры и единицы

Процедура контент-анализа предусматривает несколько важных этапов. В их числе выделение качественных и количественных единиц анализа, составление кодировочной инструкции, пилотажной кодировки текста и всего массива исследуемых текстов, а также расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте. После этого следует интерпретация полученных данных.

Пример 1

К примеру, в качестве смысловых единиц анализа информации об определенной политической избирательной кампании (призывы и программы, листовки и публикации в прессе) применяют события и субъекты событий (политические партии и лидеры, официальные лица и избиратели), их отношения к событиям (хорошо — плохо, выгодно — невыгодно, за — против), позиции, цели, программы, интересы, установки, ценностные ориентации, личные и деловые качества кандидатов.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Основателем данного метода считается Лассуэл Г., который применял четырехмерную схему анализа информации, изложенной в газетах: за себя — против себя, за противника — против противника.

Сама же процедура проведения контент-анализа предусматривает разработку кодировочной инструкции, а именно описания приемов кодирования соответствующего текста, способов его фиксации и дальнейшей обработки данных.

Она содержит краткое обоснование определенных категорий анализа. Помимо того, в ней обязательно имеется словарь индикаторов категорий, а также подкатегорий контент-анализа непосредственно в терминах исследуемого текста.

В цифровом или буквенном формате определяют коды текстов, обозначают выбранные единицы количественного анализа.

В большинстве случае описываются формы рабочей регистрации частоты, а также объема упоминания категорий контент-анализа. Пример тому представлен в далее:

Рисунок 1. Форма рабочей фиксации частоты и объема категорий контент-анализа

Количественная обработка информации всегда предполагает использование типичных способов статистического анализа данных, а именно распределения и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции.

Основная методическая сложность контент-анализа — нахождение в тексте соответствующих смыслу единиц анализа исследуемого явления, а также их адекватное описание. Для обоснования полноты выделяемых единиц анализа разработаны такие процедуры, как метод независимого критерия, метод экспертов и метод «снежного кома».

Особенности применения контент-анализа

В настоящее время контент-анализ применяют при необходимости точно и объективно проанализировать документы, при наличии несистематизированного материала, который отличается большим объемом, а также, если категории анализа текста систематически встречаются с конкретной частотой. По сути, контент-анализ можно использовать в качестве самостоятельного метода. Это актуально при исследовании социальных установок аудитории определенного субъекта или органа коммуникации. Но чаще всего его применяют, сочетая с такими методами, как опрос или наблюдение.

В социальной психологии контент-анализы нужны для изучения социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов, при изучении специфики коммуникаций, приемов и форм организации их содержания, при исследовании социально-психологических явлений и аспектов коммуникативного воздействия.

Главной задачей контент-анализа считается не выявление реальных фактов или событий, о которых идет речь. Немаловажную роль здесь играют чувства, установки, настроения и другие социально-психологические феномены.

Технику контент-анализа применяют даже во вспомогательных целях. Например, при обработке данных некоторых личностных текстов на мотивацию достижений, для уточнения данных, полученных в результате опросных методик.

Основной недостаток контент-анализа заключается в сложности, а также в трудоемкости процедуры и техники, которые требуют высокой квалификации кодировальщиков-аналитиков.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: