Кратковременная память

Содержание
  1. Как улучшить кратковременную память: упражнения и советы
  2. Какие 5 видов памяти улучшают кратковременную?
  3. Определите вид кратковременной памяти для «доработки»
  4. Что такое кратковременная память
  5. 6 простейших рекомендаций
  6. Эффективные упражнения для развития разных видов памяти
  7. Концентрация
  8. Метод группировки объектов
  9. Эмоции
  10. Цель
  11. Ассоциации
  12. Повтор
  13. Эффективные упражнения
  14. Кратковременная память: виды, особенности, развитие у детей
  15. Виды памяти
  16. Особенности кратковременной памяти
  17. Виды
  18. Развитие у детей
  19. Как улучшить память
  20. Классификация памяти: долговременная и кратковременная
  21. Характеристика кратковременной памяти
  22. Особенности кратковременного запоминания
  23. Что собой представляет долговременная память?
  24. Немного о генетике
  25. Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
  26. Кратковременная память: как развить у взрослых, детей (дошкольников, школьников) и подростков
  27. Как человек запоминает информацию
  28. Кратковременная память – как улучшить ее состояние?
  29. Что такое кратковременная память?
  30. Объем кратковременной памяти
  31. Как улучшить кратковременную память?
  32. Итог
  33. Как улучшить кратковременную память
  34. Что такое кратковременная память: ее важность
  35. Сон
  36. Медитация
  37. Силовые упражнения
  38. Задачи и упражнения
  39. Игры

Как улучшить кратковременную память: упражнения и советы

Кратковременная память

Редактор газеты был взбешен — его молодой сотрудник ушел с совещания, вызывающе не записав ни строчки из многословной и многопунктовой инструкции, продиктованной редактором на «летучке».

Вызвав на ковер нерадивого стажера, он попытался его отчитать.

Однако ему пришлось немало удивиться, когда все его указания были буквально по пунктам были воспроизведены Соломоном Шерешевским по памяти.

Он имел феноменальную память, настолько, что стал объектом научного изучения психологом Александром Лурия в течении 30 лет, после чего ученый отказался найти границы его памяти — их не было!

Секретом его способностей была синестезия- когда органы чувств взаимодействуют совместно, чего нет у большинства жителей Земли. В итоге его сенсорная память передавала информацию в кратковременную, а та уже в долговременную с невероятной прочностью.

Не все способны так запоминать, но можно улучшить кратковременную память выполняя упражнения.

Какие 5 видов памяти улучшают кратковременную?

Оговоримся, что под кратковременной будем принимать запоминание информации на минуты-часы-дни.

Каждый день человек сталкивается с большими объемами информации. Чтобы обработать ее и правильно использовать, нужна хорошая память. В мыслительной деятельности, процессе общения, чтения и многих других областях используется кратковременная ее разновидность. Она помогает обрабатывать разную информацию.

Но некоторые люди замечают, что им сложно принять какое-то решение, ответить на вопрос по прослушанному разговору, запомнить номер телефона или имя продавца, увиденное на бейджике в магазине. В таком случае нужно поработать над собой и улучшить свои способности к запоминанию.

Определите вид кратковременной памяти для «доработки»

В зависимости от источника информации и индивидуальных особенностей мозга есть несколько её видов:

  • зрительная;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • слуховая.

Перед тем, как улучшать запоминание и короткую память, нужно выяснить, какая разновидность работает хуже, а какая развита больше. Большинство людей чаще всего пользуются зрительной и слуховой. Но некоторым для лучшего запоминания нужно записать информацию, чтобы сработала мышечная память.

Кто-то для запоминания пользуется методом ассоциаций: связывает то, что нужно запомнить, с каким-то запахом или вкусом.

Что такое кратковременная память

Обычно выделяют три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная память первой попадает в человеческий мозг.Она длится долю секунды – достаточно, чтобы мы что-то чувствовали: прикосновение одежды к коже, запах дыма, шум ветра, звук грома и вспышку от удара молнии. Мы используем эту память в дальнейшем, но сейчас, сразу после проявления она исчезает.

Только что, вы не замечали прикосновение браслета от часов на руке, но сейчас это ощущение всплыло в вашей памяти, потому что я о нем напомнил и перекинул вашу сенсорную память в область кратковременной.

Кратковременная память заключает в себе текущие события – то, о чем вы думаете в данный момент. Вы используете ее постоянно, не сознавая этого. Например, вы понимаете конец предложения только потому, что помните начало. Считается, что кратковременная память способна удерживать около семи объектов в течение 15–30 секунд.

Но если вы будете повторять эти семь объектов, они перейдут в долговременную память – потенциально безграничный склад воспоминаний,

Она помогает обрабатывать информацию, которая поступает от разных внешних раздражителей. Она хранится в мозге разное время, но обычно не дольше 3 месяцев. Короткая память используется в обучении, при чтении, помогает отвечать на вопросы, сосредотачиваться на проблеме и выполнять несколько дел одновременно.

Чем она лучше, тем выше показатели интеллекта. Раньше считалось, что тренировать ее можно только в детстве, запоминая стихи и т.п. Но есть много способов, как улучшить память взрослому человеку.

Сначала нужно понять, что ее работа связана со способностью сосредотачиваться, концентрировать внимание. Поэтому нужно стараться убрать отвлекающие факторы в тот момент, когда требуется что-то запомнить.

Учиться под звуки телевизора или музыки малоэффективно.

6 простейших рекомендаций

Часто ухудшение запоминания связано с уменьшением эффективности работы мозга. «Мозги не варят». Есть несколько рекомендаций, как сделать «длиннее» память типичными, можно сказать народными методами, и они подходят любому взрослому человеку:

  • Избегать стрессов
  • Снизить тревожность
  • Не переживать по пустякам
  • Чтобы легче что-то запомнить, нужно успокоиться
  • Уменьшить информационную нагрузку при обучении. убрать все отвлекающие факторы
  • Нужно повысить физическую активность

Исследования ученых доказали, что интенсивные физические тренировки и силовые упражнения помогают улучшить память. Это связано с хорошим кровотоком в головном мозге при их выполнении. Если вы засиделись на стуле, а вам надо плодотворно поработать, можно:

  • Поднять руки вверх, потом поднимать колено, одновременно касаясь его противоположной рукой. Руки должны возвращаться в исходное положение, упражнение выполняется в высоком темпе. Это не слишком утомительно, при этом легко регулируется нагрузка и высокоэффективно.
  • Хорошо высыпаться.

Ночной сон не менее 8 часов повышает эффективность работы мозга и памяти. Убедиться в этом можно, пройдя разные тесты ДО и ПОСЛЕ хорошего сна.

  • Можно повысить эффективность запоминания путем правильного питания.

Для этого увеличить долю антиоксидантов, витаминов группы В, бета-каротина, жирных кислот Омега 3. Полезно есть грецкие орехи, жирную рыбу, яйца, какао, чернику, брокколи.

  • Нужно отказаться от вредных привычек, так как алкоголь и никотин ухудшают память.
  • Чаще собирать пазлы, разгадывать кроссворды, головоломки. Это поможет активировать не задействованные в повседневной работе доли головного мозга и поддерживать их в тонусе.
  • Тренировка на тренажерах по запоминанию разных видов

Эффективные упражнения для развития разных видов памяти

  • посмотреть на незнакомого человека пару секунд, потом закрыть глаза и постараться вспомнить, во что он одет, какие у него приметы; Это упражнение можно делать в любой обстановке — в транспорте, на прогулке.
  • положить на стол 10 разных предметов, смотреть на них в течение минуты, потом закрыть тканью и постараться подробно описать. Начинать можно с двух предметов. Помните фильм «Тайна двух океанов», когда на подводной лодке, после таких тренировок мальчик заметил отсутствие будильника на столе у своего учителя. Оказалось это часовая мина, а учитель — шпион и диверсант. Мину, конечно, в последний момент нашли, и шпиона тоже.
  • попросить кого-нибудь, чтобы он прочитал 10 слов или абзац из текста, а потом повторить, что запомнили. Это же можно сделать в одиночку. Взять отрывок текста и воспроизвести с помощью программы озвучивания голоса.

Концентрация

Чтобы информация запомнилась, нужно сконцентрировать на ней внимание. Часто люди забывают имена, номера телефонов, лица только потому, что не придают этому значения. «В одно ухо влетело, а в другое вылетело».

Самый лучший метод для решения вопроса — проснуться. Уже говорилось, что многие люди «спят наяву», действуют на автопилоте. Надо ВСПОМИНАТЬ о необходимости сконцентрироваться на объекте, для запоминания новой информации.

Метод группировки объектов

Использует большинство людей для запоминания информации. Нужно разбить ее на группы по 2-3 объекта. Такими объемами запоминается быстрее. Часто метод используется при запоминании длинных телефонных номеров.

Эмоции

Доказано, что информация, сопровождающаяся эмоциональным всплеском, запоминается лучше. Поэтому рекомендуется придумать историю, можно нелепую, с которой будут связаны последствия забывания. Например, чтобы запомнить, что нужно сходить подстричься, можно подумать: «Если не подстригусь, заведутся вши», а потом ярко представить этот процесс.

Цель

Вспомните себя в школе- «а зачем мне это учить? Я же никогда не стану … бла-бла-бла…» Чтобы лучше сконцентрировать внимание на том, что нужно выучить, рекомендуется поставить себе конкретную цель. Без этого мозг не сможет запоминать.

Ассоциации

Информацию нужно сопровождать простыми и понятными ассоциациями. Тогда на ее запоминание потратится меньше времени и усилий. Например, выучить номер телефона под аккомпанемент любимой мелодии. Напеть его по музыку.

Повтор

Метод повтора тоже эффективен. Здесь уже больше сработает долговременная память. Чтобы лучше запомнить, нужно повторить информацию несколько раз.

Эффективные упражнения

Есть много упражнений для улучшения памяти. Чаще они используются для детей, эффективно действуют также на взрослых. Но мало только знать, как упражнениями улучшить кратковременную память. Заниматься нужно регулярно, не менее 20-30 минут каждый день.

Чтобы тренировка подействовала навсегда, должно пройти 1,5-2 месяца. Ученые, (да и вы сами это чувствуете,) уже доказали, что память нужно улучшать, без постоянной тренировки она постепенно ухудшается. Для этого можно использовать самые популярные упражнения.

Каждое из них рекомендуется выполнять ежедневно по 5-6 раз.

  • «Техника Фибоначчи». Заключается в том, чтобы мысленно называть определенный ряд чисел. Каждое последующее представляет собой сумму предыдущих.
  • «20 слов». Нужно чтобы кто-то написал на листе 20 любых, не связанных между собой слов. Нужно смотреть на них минуту, можно проговаривать. После этого вспоминать. Важно не только количество запомнившихся слов, но и их порядок.
  • «Абзац». Открыть любую книгу наугад, прочитать первый попавшийся абзац. После этого нужно пересказать его как можно ближе к тексту.
  • «Техника Пифагора». Вечером нужно вспоминать все события дня, начиная от пробуждения. Постараться воспроизвести их в подробностях и правильной последовательности.
  • «Придумывание слов». Это упражнение эффективно активизирует работу мозга. Нужно на каждую букву алфавита придумывать по 10 слов.

На упражнения для тренировки памяти можно не выделять отдельного времени, а выполнять их в течение дня. Обращать внимание на постеры, запоминать 10 товаров на витрине магазина, вспоминать услышанную утром песню. Для каждого свои эффективные методы. Можно пользоваться только одним упражнением или применять все способы. Но кратковременную память можно и нужно тренировать.

Кратковременная память: виды, особенности, развитие у детей

Кратковременная память

Полезное для жизни человека качество – хорошая память. Это важнейший психический процесс, связанный с функционированием головного мозга.

Этот орган постоянно работает с информацией: воспринимает, обрабатывает (для лучшего ее усвоения), сохраняет на определенное время и воспроизводит при необходимости.

Но почему-то не все явления жизни человек запоминает одинаково хорошо, а иногда забывает важные вещи. С чем это связано?

Виды памяти

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

  • важны для конкретного человека;
  • связаны с сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными).

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

По мнению ученых, такие знания хранятся в мозге всю жизнь и, возможно, являются основой долговременной памяти.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Особенности кратковременной памяти

Кратковременная память – это другой метод сохранения знаний. Это удержание информации, ограниченное по времени. Обычно оно занимает короткий временной интервал – около 30 секунд.

Этот процесс осуществляется на уровне сенсорных ощущений.

Запоминается в этом случае то, на что конкретно направлено внимание человека и что важно для него в данный момент времени, но по истечении короткого срока эта информация имеет два пути перемещения:

  • перестает быть актуальной и забывается;
  • переходит в долговременную память.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:  Описание и примеры наглядно действенного мышления

Если через день, неделю, месяц воспоминания о конкретном событии еще сохраняются, значит, эта информация стала объектом долговременной памяти.

Специфика кратковременной памяти состоит в том, что она связана с двумя важными процессами обработки информации:

Для попадания определенных знаний в хранилище информации они должны представлять значимость для конкретного человека. Обычно сложно вспомнить дословно прослушанную лекцию, но запоминается только та ее часть, которая была наполнена смыслом и ценностью для адресата.

Кратковременно запоминается не все, а ограниченное количество объектов (цифр, событий, имен, дат, образов и т. д.). Их количество отличается в зависимости от возраста. Так, ребенок держат в памяти одновременно 5 – 6 элементов, а взрослый – 7 – 9. Но на это влияет еще и индивидуальная способность к запоминанию.

На качество такой памяти воздействуют внешние факторы. Если человек отвлекся на другой объект, попавший в зону внимания, то информация, полученная перед этим, быстро забудется. Примером этого служит ситуация, когда в разговоре при резком переключении на другую тему собеседник спрашивает сам себя: «Так о чем мы говорили?»

В психологии есть понятие оперативной памяти. Это способность человека хранить конкретный материал в обозначенном временном диапазоне. Такое свойство помогает детям школьного возраста и студентам запоминать услышанное и прочитанное. Затем эти знания пополняют объем долговременной памяти либо вытесняются из нее навсегда.

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной зрительной памяти – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки.

Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения.

При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:  Как проявляется расстройство мышления

Кратковременная слуховая память состоит в запоминании на короткий срок услышанных звуков, , мелодий, обонятельная помогает распознать запахи (это качество важно в некоторых профессиях, например, парфюмера), вкусовая – вкусы различных блюд, а осязательная – тактильные ощущения (при прикосновении к предметам).

Между всеми этими видами кратковременной памяти есть взаимосвязь, они все работают на протяжении человеческой жизни и помогают воспринимать окружающий мир.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей.

В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти.

По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

Проходит время, ребенок растет и готовится пойти в школу. А в школе благодаря учителям уже начинается формирование навыков обучения. Развитие базовых функций психики ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшие успехи его в учебе.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них проблемы с запоминанием.

Как улучшить память

Кратковременная потеря памяти может возникнуть по разным причинам, например, при:

Восстановление утраченных функций не всегда возможно. Это зависит от степени нарушения работы головного мозга и иногда приводит к необратимым последствиям, как при болезни Альцгеймера.

Но выход из ситуации есть. Когнитивные способности поддаются развитию. Память тренируется. В результате таких упражнений в мозге будет увеличиваться количество синапсов, эти соединения нейтронов будут работать более эффективно при попытке человека запомнить информацию.

Для начала нужно оценить состояние кратковременной памяти. Это делают с помощью специальных психологических тестов (VISMEM или WOM-REST). Существуют программы, которые на основании результатов тестирования предложат индивидуальную систему тренировок.

В результате систематических занятий по улучшению когнитивных способностей человек становится сосредоточенным, внимательным и лучше запоминает необходимую информацию. Такая программа личностного роста в виде тренировок доступна для людей любого возраста, было бы желание.

Классификация памяти: долговременная и кратковременная

Кратковременная память

Собственная внутренняя память является важнейшим психическим процессом.

На протяжении всей жизни мозг человека воспринимает, перерабатывает, хранит и воспроизводит различную информацию, некоторая часть которой сохраняется в воспоминаниях недолго, другая часть может быть воспроизведена даже через несколько лет. С чем связаны такие особенности процесса запоминания? Это, в первую очередь, обусловлено тем, что у человека есть 2 совершенно разных вида памяти:

  1. долговременная;
  2. кратковременная.

Именно от этих видов зависит, какая информация будет храниться в коре головного мозга всего лишь несколько минут, а какая будет «запечатлена» там на долгие годы.

В психологии бытует мнение, что на процесс запоминания и усвоения, а также на объёмы, которые способны удерживать кратковременная и долговременная память, во многом влияет генетическая предрасположенность.

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

  • кодирование. Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
  • хранение. Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9. Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память. Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память. Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти.

В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести.

Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Лапинская Людмила (2 , 2,50 из 5)

Кратковременная память: как развить у взрослых, детей (дошкольников, школьников) и подростков

Кратковременная память

Кратковременная память: как развить у взрослых, детей (дошкольников, школьников) и подростков

» Память и запоминание » Как улучшить кратковременную память у взрослых и детей

Кратковременная память позволяет нам выполнять множество разнообразных действий здесь и сейчас.

Хозяйка в процессе мытья посуды автоматически запоминает, какие тарелки уже вымыты, а какие еще предстоит потереть намыленной мочалкой.

Но помнить об этом всю жизнь или долгие годы совсем не обязательно. Поэтому воспоминания из рабочей ячейки хранилища стираются абсолютно безболезненно для женщины.

Как человек запоминает информацию

7 элементов информации вмещает память человека
Я могла бы привести в оправдание своей забывчивости высказанный впервые в 1956 году Джорджем Миллером в статье «Магическое число семь» постулат о том, что кратковременная человеческая память способна вмещать только около 7 элементов информации, плюс-минус два. Мобильные телефоны состоят из 10 цифр — что уже многовато.

Кратковременная память удерживает на короткое время небольшое количество информации: отвечает за понимание сути текста, который вы читаете, помогает отвечать на вопросы без подготовки, принимать быстрые решения и фокусироваться на текущих делах.

Проверьте себя: смотрите на картинку 30 секунд и постарайтесь вопроизвести цифры, если запомните больше 7 элементов, то ваш объем кратковременной памяти выше среднего

Именно она страдает от современного переизбытка информации, потому что мозгу постоянно приходится отделять важное от неважного, а он может решить, что припев музыкального хита, который вы отовсюду слышите, гораздо важнее, чем, например, пароль от личного кабинета, который вы решили запомнить, а не записывать.

Чаще всего за пароли в соцсетях отвечает кратковременная память, поэтому, если сомневаетесь, что запомните, запишите его к примеру в заметках телефона

Долговременная память хранит информацию часами, годами, десятилетиями, а то и всю жизнь.

Говорят, например, что невозможно разучиться ездить на велосипеде или забыть первую любовь — за полученными навыками или воспоминаниями о переживаниях мозг обращается именно в хранилище долговременной памяти.

Базовые знания о том, сколько в году месяцев, как называется столица страны или как зовут начальника хранятся там же.

Кратковременная и долговременная память формируются в мозге одновременно, однако клеткам долговременной памяти требуется время, чтобы усвоить то, что они запомнили. Кратковременные воспоминания переводятся в долгосрочные во время сна, поэтому правильный режим настолько важен

Кратковременная память – как улучшить ее состояние?

Кратковременная память

Человеческая память выполняет множество функций, одной из которых является запоминание и дальнейшее воспроизведение информации.

В зависимости от того, на какое время запоминается информация и когда должна воспроизвестись информация, выделяют долговременную и кратковременную память. Каждую из них следует тренировать и улучшать.

Как сделать кратковременную память более лучшей и функциональной, расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Особенностью кратковременной памяти является запоминание определенной информации с целью ближайшего ее воспроизведения. У человека нет намерения запоминать информацию на длительное время. Он хочет что-то удержать в памяти, а затем в течение нескольких минут или часов использовать ее.

Примерами такого применения кратковременной памяти являются:

  1. Рабочий процесс, когда человек, например, общается с одним коллегой, чтобы передать его слова другому сотруднику.
  2. Учеба. Например, когда ученики пытаются выучить большое количество информации, чтобы как-то сдать предстоящий экзамен. Обычно заучивание материала происходит за день до экзамена.
  3. Сравнение цен. Когда человек желает выяснить, где дешевле можно приобрести нужную продукцию, он должен запомнить и сравнить цены.

Кратковременная память используется ежедневно. Человек услышал какую-то интересную информацию в маршрутке, затем хочет пересказать ее своим друзьям. Человек кого-то увидел на улице, о чем хочет рассказать знакомым, когда с ними увидится.

Другими словами, информация запоминается на короткое время с определенными целями. Нет намерения запоминать ее надолго и воспроизводить несколько раз в течение нескольких лет. Есть конкретная цель, которую человек желает достичь, использовав информацию, которую он запоминает.

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память – это вид памяти, которая выполняет функции запоминания некоторой информации на короткое время с целью или быстрейшего использования в нужном месте.

Обычно человек использует кратковременную память единоразово, то есть запоминает информацию, чтобы один раз воспроизвести, когда представятся нужные условия.

Однако возможно и многократное воспроизведение информации в ближайшее время.

Порой, если человек много раз воспроизводит информацию, которую пытался запомнить ненадолго, она запоминается надолго. Когда человеку она уже не нужна, он может о ней вспомнить спустя несколько лет. Это уже проявит себя долговременная память, которая выполняет противоположные функции кратковременной.

Кратковременная память является активной и интенсивно развивающейся в дошкольном возрасте у детей. Приблизительными цифрами объема запоминания слов и предметов за один раз:

  1. У детей – до 5-6 единиц.
  2. У взрослых – до 7-9 единиц.

Однако все индивидуально. Многое зависит от развитости памяти, чем можно заниматься в любом возрасте.

Кратковременная память, как и долговременная, является очень важной для любого человека. Представьте себе, что бы вы делали, если бы вышли на улицу и забыли, зачем это сделали. Кратковременная память используется каждый день по несколько раз. Однако возможны ее нарушения.

Обычно патологии со способностью запоминать информацию и ее воспроизводить возникают после различных травм головного мозга или инфекционно-воспалительных заболеваний.

Нередкими ухудшения функций памяти являются в пожилом возрасте, когда развивается слабоумие, деградация, дегенерация тканей и атрофия мышц. Если человек не пытается сохранить свои способности, тогда они теряются.

В любом возрасте можно заниматься развитием кратковременной памяти, что будет способствовать улучшению запоминания.

Существуют различные заболевания, которые связаны с неспособностью человека запоминать информацию, которая происходила несколько минут назад.

У тех, у кого нарушены функции кратковременной памяти, наблюдается рассеянность внимания (неспособность сосредоточиваться на чем-то одном), снижение наклонностей к обучению, забывчивость.

Если у читателей есть маленькие дети, то они могут представить себе людей, которые не обладают или у которых нарушена кратковременная память.

Если кратковременная память страдает, это становится очевидным достаточно быстро. Человек не может вспомнить, что с ним происходило несколько минут назад, причем данная забывчивость становится постоянной.

У здоровых людей нарушения кратковременной памяти возникают при:

Объем кратковременной памяти

Объемом кратковременной памяти называется характеристика – какое количество единиц окружающего мира человек способен запомнить в единицу времени.

Обычно объем варьируется от 5 до 9 единиц, что сугубо индивидуально. Также следует учитывать уровень развитости памяти.

Если человек абсолютно не занимается развитием своей памяти, тогда она запоминает меньше информации, нежели бы тот же человек развивал свои способности.

Конечно, сверхспособности по запоминанию информации человек не сможет достигнуть. На это влияет множество факторов, например, интерес. Психологи отмечают, что интерес очень сильно влияет на то, как быстро человек запоминает информацию и в каком количестве. Если человеку интересно узнавать то, что он запоминает, тогда он больше уловит, нежели при отсутствии интереса к информации.

Кстати, человек часто переключает свое внимание, пока пытается запомнить какую-то информацию. Нередко это происходит неосознанно, например, как при внезапно возникающих громких звуках или вспышках света.

Тогда возможно замещение – когда память начинает часть только что запомнившейся информации стирать и замещать ее новой информацией. Человек уже забывает о том, что он пытался запомнить, и начинает усваивать новую информацию.

При попытках вспомнить о том, что человек хотел запомнить, у него ничего не получается, если только он вновь не соприкоснется с источником данной информации.

Кратковременная память запоминает не все, что окружает человека. Происходит отсеивание информации, которая человеку не нужна.

Вот почему человек может читать книгу, не обращая внимания на шум, который царит в транспорте, в котором он едет.

Если бы у кратковременной памяти не было такой способности, как отсеивание, представляете, какой хаос был бы в голове? Человек бы просто не смог переключаться и заострять внимание на том, что ему нужно.

Кратковременная память и долговременная взаимосвязаны. Прежде чем что-либо запомнить, информация попадает в кратковременную память. Если информация сохраняется, многократно повторяется и воспроизводится человеком, тогда она уходит в долговременную память.

Для того чтобы запоминать информацию на короткое время, следует сосредотачивать свое внимание на ней. Только при сознательном обращении своего внимания возможно запомнить больше, чем это происходит несознательно.

Также на длительность хранения информации в кратковременной памяти влияет количество времени, в течение которого человек вынужден ее хранить, чтобы наконец-то использовать.

Человек обычно начинает забывать информацию по истечении времени, поскольку он ее держит в кратковременной памяти. Лишь многократное повторение способно удержать информацию.

Если с момента запоминания до момента воспроизведения прошло много времени, тогда часть информации будет утрачена.

На сохранность информации влияет ее важность. Как уже говорилось выше, чем важнее и интереснее информация, тем лучше и больше человек ее запоминает. Если же информация неважна и неинтересна, тогда человек достаточно быстро ее забывает.

Поскольку объем кратковременной памяти составляет плюс-минус 7 единиц, следует отметить ее ограниченность. Либо человек информацию забудет, либо она перейдет в долговременную память, откуда сможет быть снова воспроизведена в нужное для человека время. Вот почему для запоминания кратковременной информации предлагаются такие способы:

  1. Группировка – когда разноплановая информация группируется по определенному признаку.
  2. Ассоциация – когда разноплановая информация начинает напоминать что-то, что человеку хорошо известно.
  3. Объединение в цельный образ – создание из разноплановой информации некоего образа, который все включает.
  4. Перекодирование – придание новой информации другой формы или значения, чтобы легче было запомнить.
  5. Рифма – когда человек замечать некие совпадения между информацией, опираясь на одно слово, он может вспомнить о другом.

Как улучшить кратковременную память?

Уже были приведены некоторые способы запоминания информации на короткое время. Следует рассмотреть еще методы по улучшению кратковременной памяти:

  • Повторение – следует отличать от зубрения, когда информацию пытаются запомнить и понять. Повторение происходить несколько раз, чтобы просто запомнить хотя бы ее звучание или форму.
  • Ассоциации – уже рассматривался данный метод. Это когда вы пытаетесь найти схожесть одной информации с другой. Например, знак бесконечности напоминает цифру восемь, а лебеди напоминают цифру два.
  • Осмысленное запоминание – это когда вы намеренно направляете свое внимание на процесс запоминания. Вы осмысливаете то, что пытаетесь запомнить. Понимаете, запоминаете, приводите аналоги и пр.
  • Правильный образ жизни. Это не способ эффективного запоминания, а всего лишь сопутствующий элемент, который способствует данной функции. Нужно правильно питаться, высыпаться, заниматься спортом, находиться в хорошем настроении – все это способствует лучшей работе головного мозга.
  • Связь одного предмета с другим. Сюда входят методы «мнемоники» или «связи с телом». Чтобы запомнить информацию, вы начинаете ее с чем-то ассоциировать. Например, чтобы запомнить чей-то номер телефона, вы заучиваете его под музыку, которая вам нравится. Свяжите свои положительные эмоции с тем, что запоминаете.
  • Английский язык. Чтобы запомнить информацию с английского языка, предлагается найти аналоги в русском. Например, слово «look» и русский аналог «лук».
  • История. Чтобы запомнить информацию, можно сочинить небольшую историю, которая включает эту информацию. Когда нужно будет вспомнить ее, следует просто воспроизвести историю.
  • Нахождение знакомого предмета в неизвестном. Чтобы вспомнить о чем-то, нужно начать с того, что уже знакомо и вспоминается.

На работу памяти также влияют посторонние шумы. Часто люди вспоминают неважную им информацию, когда слышат определенные звуки, запахи или слова, которые они наблюдали во время запоминания информации. Это своего рода якорение.

Итог

Кратковременная память важна так же, как и умение воспроизвести информацию, которая запоминалась несколько лет назад. Память свою нужно тренировать, что возможно в любом возрасте и зависит исключительно от человека.

Как улучшить кратковременную память

Кратковременная память

С каждым днем возрастает необходимость удерживать в своей голове большой объем важной информации. Возможности нашей памяти не ограничены, главное — уметь тренировать и поддерживать ее на необходимом уровне. Существуют два вида памяти — краткосрочная и долговременная.

Большинство людей привыкло заботиться о «прокачке» долговременной, совершенно забывая развить кратковременную память. Однако при правильном разделении занятий можно добиться потрясающих результатов от обоих видов памяти. Это пригодится в любом возрасте и роде деятельности.

Что такое кратковременная память: ее важность

Краткосрочную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера — обе задействованы во множестве ежедневных процессов, а при выключении в конце рабочего дня данные стираются.

Она является инструментом для хранения оперативно поступающей информации в течение дня и способна сохранять одновременно 5-7 объектов — цифр, слов и пр. В отдельных случаях показатель снижается до 4 или увеличивается до 9 объектов.

Как правило, информация хранится короткий промежуток времени — до нескольких минут.

Краткосрочную память можно и нужно развивать, поскольку существует тесная связь с интеллектом: человек, тренирующий ее, является более развитым и в интеллектуальном плане.

Хотя такая память неустойчива и помогает разве что в обычных бытовых делах, серьезные проблемы с ней могут сильно мешать человеку в жизни.

От качества ее работы зависит оперативность обработки и анализа входящих данных, анализа ситуаций и принятия решений в течение дня.

Тренировку следует начинать с тестового задания. Традиционно для проверки используется упражнение на запоминание ряда чисел, результаты которого покажут исходные возможности мозга.

Конечный результат тренировок зависит не только от ежедневного выполнения специальных заданий и упражнений.

Чтобы получить максимальный результат от занятий, к развитию памяти необходимо подходить всесторонне и использовать разные способы.

Сон

Здоровый полноценный сон важен для человека в любом возрасте — он помогает организму восстанавливаться после тяжелого дня. Однако взрослые люди обычно вынужденно или сознательно пренебрегают этой частью жизни. При продолжительном нарушении режима сна организм начинает давать сбои:

  • Развивается хроническая усталость, которая не проходит даже после полноценного отдыха.
  • Снижается работоспособность мозга, возможности памяти заметно падают.
  • Появляется раздражительность, агрессия, бессонница и пр.

Чтобы увеличивать возможности своей памяти, в первую очередь необходимо отрегулировать режим сна и бодрствования. Мозг сможет эффективно учиться, если у него будет достаточно времени для отдыха.

Также рекомендуется установить четкие часы для отхода ко сну и подъема в соответствии с личными потребностями организма. Таким образом, мозг будет знать, когда ему следует просыпаться и работать.

Медитация

Большинство людей ассоциируют медитацию с занятиями йогой, но она сама по себе имеет важное значение для человеческого организма. Медитация позволяет полностью расслабить тело, очистить разум от ненужной информации, познать самого себя и свои скрытые возможности.

Тренировка кратковременной памяти пойдет намного продуктивнее, если перед этим очистить голову от лишних данных, которые мешают сосредоточиться на занятии. Именно медитация учит быстро и эффективно «чистить» разум. Кроме тренировок, такое умение помогает расслабиться перед сном и дает возможность организму за ночь восстановить потерянную энергию.

Силовые упражнения

Научно доказано, что занятия спортом напрямую влияют на возможности мозга. Силовые упражнения провоцируют выработку адреналина (повышает способность человека к реагированию) и эндорфинов (препятствуют развитию стресса). Благодаря постоянным занятиям в мозг поступает достаточное количество кислорода, что способствует полноценной работе клеток мозга.

Кроме этого, спорт поддерживает здоровую циркуляцию крови в голове и исключает ее застой, который значительно снижает способности памяти. Кровь приносит в мозг необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы. Таким образом, силовые упражнения позволяют мозгу правильно «питаться» и увеличивать умственные способности человека.

Задачи и упражнения

Развитие кратковременной памяти базируется на выполнении
определенных упражнений и заданий. Они помогают расширить привычные возможности запоминания.

  • Запоминание и повторение числовых последовательностей. Цифры являются международным традиционным способом развития памяти. Начинать следует с простых чисел, постепенно увеличивая числовой ряд. Для занятий практично использовать телефонные номера.
  • Техника Чанкинг. Суть методики — информацию, которую необходимо запомнить, следует разбить на несколько частей. Например, десятизначный номер телефона проще запомнить, предварительно разбив его на несколько частей. Способ работает и с рядами букв. Оптимальная длина 1 отрезка для запоминания — три символа.
  • Мнемоника. Техника лучше всего подойдет людям, которые имеют ярко выраженные проблемы с краткосрочной памятью. Она также помогает переводить информацию в долговременную память. Мнемонические приемы одновременно связаны с памятью и с органами чувств. Суть техники — перевод абстрактных понятий в конкретные путем связывания новых объектов с аудио и визуальной информацией, которая уже присутствует в мозгу. Таким образом, новая информация быстро закрепляется в памяти. Например, можно связать новый номер телефона с мотивом любимой песни, пропев его несколько раз.
  • Техника Фибоначчи. Человеку необходимо представлять последовательность чисел, где каждое число — это сумма двух предыдущих. Пример: 1+2=3, 2+3=5, т. е. последовательность — 1, 2, 3, 5 и т. д.

Игры

Любое обучение проходит намного проще в форме игры. Для тренировки кратковременной памяти можно играть в слова. Знакомая многим с детства игра в города — одна из ее разновидностей.

Вместо городов могут быть любые группы слов — страны, фамилии, имена, фрукты, животные и пр.

Кроме формирования мыслительных процессов памяти, которая вынуждена подбирать и вспоминать слова, игра повышает эрудицию игроков.[table “2” not found /]

Не менее популярная игра из детства Memory или Memo. Мемори лучше всего подходит для тренировки памяти в любом возрасте.

Человеку необходимо найти парные картинки, поочередно переворачивая карточки и запоминая их последовательность.

Сегодня существует вариант для компьютеров или смартфонов, где на несколько секунд показываются все карточки, а затем игрок пытается открыть как можно больше парных карт. Игра позволяет развивать кратковременную образную память.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: