Креативность

Содержание
  1. Креативность что это значит и как ее возможно развить
  2. Неординарная личность
  3. Характерные черты
  4. Преимущества в жизни
  5. Как применить талант?
  6. Развиваем креатив
  7. Не перегнуть палку
  8. Заключение
  9. Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал
  10. Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал
  11. Часть 3. Какие книги почитать
  12. Урок 5. Развитие креативности
  13. Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду
  14. Упражнения на развития качеств креативности
  15. Рекомендации по развитию продуктивности
  16. Цепочки ассоциаций
  17. Рекомендации по развитию гибкости мышления
  18. Рекомендации по развитию оригинальности мышления
  19. Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем
  20. Проверьте свои знания
  21. Что Такое Креативность? Определение Простыми Словами
  22. Что такое креативность?
  23. Как стать креативным?
  24. Профессии для креативных людей
  25. Самые креативные люди в мире
  26. Креативность
  27. Что такое креативность
  28. Развитие креативности
  29. Креативность и творчество

Креативность что это значит и как ее возможно развить

Креативность

Здравствуйте, подписчики блога!

Все люди уникальны. У каждого есть свой талант. В творческих профессиях крайне важно иметь такое качество как креативность. Что такое креативность? Начнем разбираться во всем по порядку.

Неординарная личность

Креативность что это такое? Креативность значит оригинальность.

Креативный человек отличается от остальных тем, что готов создавать абсолютно новые идеи не основываясь при этом на стандартной логике.

Тип мышления такого человека в корне отличается. Он генерирует идеи на ходу, придумывает постоянно что-то новое и удивляет окружающих своей неординарностью.

Творческое мышление можно развивать. Об упражнениях, которые помогают развивать креатив и творчество я писала здесь.

Полагаясь на свое «чутье» или интуиции креативный человек способен выйти из сложной ситуации или работы, которая зашла в тупик.

Он может перевернуть все и посмотреть на получившуюся работу совсем в ином ракурсе. Внимательность к мелким деталям – также отличает его как неординарную личность.

Характерные черты

Креативность означает в психологии творческие способности, которые являются частью дара от рождения, это создание абсолютно новых идей и претворение их оригинальным способом.

Помимо вышеупомянутых характеристик для креативного человека характерны следующие особенности:

  1. Создание из старого совершенно новое.
  2. Оригинальность и новаторство.
  3. Соединение анализа и синтеза вместе.
  4. Способность интуитивно решать задачи и чувствовать рабочий процесс.
  5. Генерирование большого количества идей.

Преимущества в жизни

Зачастую нестандартное мышление способно помочь устроиться в жизни и решить сложные ситуации. Креативные люди могут:

  • Выйти из трудной ситуации путем неожиданного подхода.
  • Развиваться в неожиданных сферах и областях.
  • Разнообразить свою жизнь и не впадать в депрессию.
  • Реализовать идею в творческом ключе.
  • Быстро найти пути для самореализации.

Как применить талант?

По сути, практически в любой области и работе присутствует креатив. Где-то его больше, а где-то меньше. Креативные люди востребованы в таких областях как:

Реклама и PR. Чем неординарнее вы мыслите, тем лучше. Рекламный бизнес процветает за счет запоминающихся идей и ярких слоганов.

Бизнес и управление. Кто сказал, что бизнес ограничивается цифрами, совещаниями и деловыми встречами? Неординарное мышление способно привнести свою «изюминку», которая сделает бизнес интересным и востребованным на рынке.

Искусство. Художники обладают творческим складом ума, но и креативность не уходит на второй план. Чтобы добиться успеха, нужно проявить новаторство и оригинальность в своих работах.

Развиваем креатив

Есть несколько способов, чтобы тренировать свой мозг и настраивать его на создание чего-то нового. Вот два самых часто используемых:

Мозговой штурм – это эффективный подход, когда собирается группа людей, и каждый по очереди высказывает свои идеи. Так может продолжаться несколько часов, а затем происходит «отсечение» лишнего. Здесь важна открытость участников, чтобы никто не боялся «ляпнуть что-то не то».

Метод фокальных объектов. Это совершенствование объекта, над которым ведется работа, с помощью признаков других случайных предметов. Соединение идеальных характеристик с объектом может доходить да абсурда. Суть этого упражнения в создании идеального объекта.

Не перегнуть палку

Креативность – что означает это слово? У людей оно ассоциируется с чем-то необычным и иногда странным непонятным. Это вполне объяснимо, ведь в погоне за оригинальностью можно прийти в вычурности.

Все хорошо в меру. Об этом забывать не стоит.

Что означает простыми словами креативность? Это оригинальность, рост, развитие, создание, творческие мысли, небанальность, работа и необычные предложения.

Заключение

Вдохновение, креативность, творчество – это синонимы в мире искусства. Причем неважно, чем именно вы занимаетесь: пишите стихи, играете на гитаре, поете или рисуете. В любом из занятий данный фактор является основой в творческой деятельности.

Надеюсь, вам понравилась эта статья.

Не забудьте подписаться на блог, чтобы оставаться в курсе интересной вам информации.

До встречи!

Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал

Креативность

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:

  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод.

В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя.

Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:

  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов.

Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”.

В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.

Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:

  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.

Что может повысить креативный потенциал:

1. Переключения между задачами

Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной.

Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями.

Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.

Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.

Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.

Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.

Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.

Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.

2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно

При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.

Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: “Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд”. Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило “новизну” предлагаемых решений.

Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.

3. Музыка

Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.

Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.

Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.

4. Юмор

Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.

Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.

У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.

Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.

5. Воспроизведение идей (recall)

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.

Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.

Часть 3. Какие книги почитать

Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев. CRAFT Майкл Микалко. Рисовый штурм Майкл Микалко. Взлом креатива Эдвард де Боно. Гениально Генрих Альтшуллер. Найти идею Марк Леви. Гениальность на заказ Дейв Грей. Лиминальное мышление Джулия Кэмерон. Путь художника

Гарет Мур. Латеральная логика

Урок 5. Развитие креативности

Креативность

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

Этих характеристик всего четыре:

  • Продуктивность
  • Гибкость
  • Оригинальность
  • Умение решать сложные задачи

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

1

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров.

По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность».

В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход.

Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты.

Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее.

То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен.

А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми.

Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации.

Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению.

В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Евгений Буянов← 4 Устранение разрыва6 Теории креативности →

1ТРИЗ

Что Такое Креативность? Определение Простыми Словами

Креативность

Сегодня часто можно услышать «креативная идея», «креативное решение».

Что такое креативность, и что значит креативный человек? Креативность в наши дни очень популярна, но не все понимают значение данного слова.

Можно ли стать креативным, и как это сделать? В каких сферах больше всего востребовано данное качество? Кто из жителей планеты признан самым креативным? Ответы можно найти в данной статье.

Что такое креативность?

Креативность – это способность выходить за рамки традиционных идей, правил, шаблонов, отношений и т. п., и создавать новые значимые идеи, формы, методы, интерпретации и т. д; оригинальность, прогрессивность или воображение. Вот что такое креативность.

Понятие «креативность» иногда путают с творческими способностями. Это не одно и то же. Креативный человек может повстречаться у каждого на пути. Такие гении создают шокирующие произведения искусства, поначалу не признаваемые обществом, но потом становящиеся классикой. Их творения выбиваются из струи, стоят особняком, а порой противоречат всему, что было создано до этого.

Креативный человек – это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу. Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет.

Креативным можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно, и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.

Все, чем человек пользуется сегодня и что имеет, когда-то было открыто креативными людьми. Кому-то из древних пришла в голову идея смешать муку с водой и запечь все это на раскаленном камне.

Так человечество получило хлеб. Кто-то придумал пиццу, побросав остатки продуктов на лист теста, понял, что из кислых лимонов можно делать сладкий лимонад, изобрел кока-колу или ракету.

Подобных примеров можно приводить великое множество.

Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных.

Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного.

Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.

Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов – вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным – это просто, но так ли это?

Как стать креативным?

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей, а именно:

☑️ чувство юмора;

☑️ легкость на подъем;

☑️ наблюдательность;

☑️ умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;

☑️ независимость от предрассудков и шаблонов;

☑️ проницательность;

☑️ готовность к риску.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Профессии для креативных людей

Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Педагогу нужно уметь оригинально подать материал и найти подход к каждому ученику. Доктор должен выбрать из множества единственно правильные решения, ставя диагноз и назначая лечение (ведь каждый случай индивидуален). Следователь, поразмыслив креативно, быстрее вычислит преступника и т. д.

Есть профессии, в которых без креативности делать просто нечего. Здесь она необходима как воздух. Основной список таких сфер деятельности:

☑️ реклама, маркетинг пиар-менеджмент;

☑️ мода и дизайн;

☑️ предпринимательство;

☑️ журналистика;

☑️ режиссура;

☑️ архитектура;

☑️ фотография;

☑️ веб-дизайн.

Все профессии, связанные с данными сферами, предполагают создание продукта, который нужно реализовать. Чем креативнее будет творение, а также методы его подачи, тем больше шансов нас успех. Нестандартность важна в большинстве профессий. Особенно если они предполагают прямой контакт с людьми.

Самые креативные люди в мире

Степень креативности того или иного человека оценивать очень сложно. Все это очень субъективно и неоднозначно. Речь ведь не идет о чем-то конкретном, что можно просчитать.

В мире постоянно составляются различные рейтинги креативных людей. Среди умерших фигурируют такие представители литературы, как Кафка, Сартр, Камю.

Из художников – Ван Гог и Пикассо, из музыкантов – Майкл Джексон, Принц, Дэвид Боуи.

Среди ныне живущих, согласно последнему рейтингу, самыми креативными людьми планеты являются:

► Певица Бейонсе.

► Американский предприниматель, изобретатель, инженер – Илон Маск.

► Актеры Кейт МакКиннон и Алек Болдуин, пародировавшие Клинтон и Трампа в ходе предвыборной гонки.

► Дизайнер Том Форд.

► Директора суперуспешных компаний Тереза Херд, возглавляющая Intel, Густаво Лаури, курирующий We Believers и другие.

Всего в списке 50 позиций. Каждую из них занимает по-настоящему необычная личность, которая смогла добиться в своей деятельности огромных высот и поразила всех чем-то выходящим из ряда вон.

Это и является главным показателем креативности. Если она не причиняет вреда окружающим – то вполне может стать пожизненным штампом. Это сделает жизнь более интересной и успешной.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Креативность

Креативность

Креативность – это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве.

Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды.

С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.

Что такое креативность

Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.

Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность – это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему.

В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков.

Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.

Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.

Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.

Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале.

Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике.

У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.

Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.

Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.

И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.

Развитие креативности

Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении.

Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута.

Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.

Развитие креативности личности достигается таким приемом – «зарядиться» чужим креативом. Это знает любой криэйтор, который постоянно испытывает творческие кризисы.

Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов…

Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.

Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.

Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и  постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие.

Можно посмотреть вокруг и попробовать мысленно сделать перестановку. Главное очень четко представить результат – тогда и ментальной перестановки достаточно.

Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему».

Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.

Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы.

Можно попробовать стимулировать креативность, вовлекаясь в новые, необычные виды деятельности – сходить на танцевальный мастер-класс или курсы сомелье. Либо это может быть интенсивная прогулка, занятие или даже просто наблюдение за спортивными занятиями.

Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.

Прикладную ценность имеет следующее упражнение.

Это задача написать как можно больше новых применений обыденному предмету или же так называемый «мозговой штурм» – запись всех идей по интересующему вас вопросу, и только по окончанию всех записей их критическая оценка и отбор.

Этот способ используется во многих организациях в формате совещания и позволяет получить максимум креативных идей, одновременно устроив психологическую разгрузку сотрудникам.

Креативность и творчество

Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны.

Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность.

В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.

Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают.

Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра.

Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.

Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.

Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое.

Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.

Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.

Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.

Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий.

Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: