Личностные кризисы

Содержание
  1. Возрастные кризисы у детей и взрослых. Кризисы возрастного развития
  2. В каком возрасте бывают кризисы?
  3. Детские кризисы
  4. Кризисы взрослого возраста
  5. Особенности кризисов
  6. Для детей
  7. Для взрослых
  8. Что такое кризис?
  9. Понятие «кризис». Виды кризисов
  10. Какие бывают кризисы?
  11. Возрастные кризисы в психологии — чем они отличаются от усталости и других стрессов
  12. Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития
  13. Модель развития личности
  14. 1. Доверие или недоверие (0-1 год)
  15. 2. Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)
  16. 3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).
  17. 4. Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет). 
  18. 5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).
  19. 6.Близость или изоляция (20-25 лет).
  20. Негативный путь развития
  21. 7. Генеративность или стагнация (26-64 года).
  22. 8. Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).
  23. Личностный кризис: страшная пропасть или лестница к успеху? | 5 СФЕР
  24. Личностный кризис: решение или поворотный пункт?
  25. Почему появляется кризис личностного развития?
  26. Кризис личностного роста — лучший помощник в развитии!
  27.  Какой выход из личностного или психологического кризиса?

Возрастные кризисы у детей и взрослых. Кризисы возрастного развития

Личностные кризисы

Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.

В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.

Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.

Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.

Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.

По Л. Выготскому, можно определить признаки «нормального детского развития» и стабильных стадий. Нормальное развитие начинается во время рождения ребенка и заканчивается в 17 лет.

Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей.

Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления.

То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.

Детские кризисы

В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:

  1. Новорожденность. Считается наиболее тяжелым для организма кризисом, поскольку требует максимального уровня адаптации – от условий внутриутробного пребывания к специфике окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не вполне осознает, что именно произошло, такое состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем, что сам младенец не имеет никаких навыков и способностей к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Первые 3 месяца жизни ребенка многими специалистами считается четвертым триместром беременности. По сути, мать «донашивает» ребенка снаружи, но в этот период «психологическая пуповина» еще очень крепкая.

Ребенок развивается неотрывно от матери, у него начинается формирование базового доверия к миру (что ляжет в основу развития его личности).

Вот почему важно, чтобы первые 3 месяца прошли благополучно, чтобы все потребности новорожденного удовлетворялись вовремя.

Для успешного прохождения кризиса новорожденности и формирования чувства безопасности нужно вовремя ухаживать за ребенком, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания как маме, так и папе (родители носят ребенка на руках, от них исходит тепло, любовь и спокойствие). Результат благополучного преодоления кризиса новорожденности – адаптация к новым условиям жизни.

  1. Первый год жизни. Считается периодом приобретения автономии – ребенок сам кушает, делает первые шаги, произносит первые слова, учится контролировать позывы своего мочевого пузыря и кишечника. У каждого ребенка этот кризисный период может смещаться. В среднем он длится от 1 до 2 лет. Также на этом этапе происходит становление коммуникативной функции, появляется возможность вербализировать свои требования и недовольства. То есть ребенок уже не просто реагирует на хаос окружающей среды с помощью эмоций, но и получает возможность им управлять, хоть и в малой степени. Чтобы ребенок благополучно прошел эту стадию, нужно быть с ним рядом, но не навязываться. Например, давать ложку, чтобы ребенок ел сам, давать возможность выбирать одежду для прогулки, хвалить, помогать, если он сам не справляется. При этом рекомендуется обойтись без оценочной лексики, поощряя правильные действия, но не комментируя, какой ребенок сам по себе.
  2. 3 года. Второе его название «Я сам!». У ребенка формируется внутреннее «Я», чувство самоидентичности, осознание себя как отдельного субъекта отношений и взаимодействия. Появляются первые самостоятельные поступки и решения, строятся новые системы общения со значимыми взрослыми. На этом возрастном этапе ребенок получает доступ к активному исследованию мира, что приводит одновременно и к развитию личности, и к получению массы стрессов от контакта с реальностью, правила которой еще не до конца изучены. Конфликты возникают из-за стремления ребенка к проявлению самостоятельности (часто это упрямство и непослушание) и желанием родителей оградить его от опасности. Взрослым следует быть спокойными, проявить терпение и понимание, чтобы ребенок благополучно преодолел эту стадию. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими детьми, поддаваться манипуляциям и срываться на нем.
  3. Школьный (7 лет). Связан с потребностью осваивать новые социальные навыки и нормы, уметь концентрироваться на задачах, выстраивать взаимодействие со сверстниками, принимать чужую позицию и отстаивать свою. Это период получения знаний и воспитания силы воли. Если родители вместо помощи в преодолении будут поучать ребенка и ужесточат правила в семье по отношению к нему, это может повлечь за собой последствия в виде развития комплексов.

Система образования в нашей стране все еще построена на оценивании и сравнении, что в итоге может снижать самооценку и мотивацию ребенка.

С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность озвучивать свои желания – на этом этапе приходится действительно учитывать сложившуюся ситуацию и мнение людей.

Старые схемы взаимодействия с другими людьми (манипуляции, ласка, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.

Опасность данного кризиса заключается в том, что если ребенок плохо адаптируется в школе, т.е.

не проходит этот кризис благополучно, у него могут появиться конфликты со сверстниками или развиться такие комплексы, как неуверенность в себе, нежелание учиться.

В этом возрасте для ребенка важно, чтобы родители отнеслись серьезно к его будущей адаптации в школе. Можно предварительно водить его на курсы подготовки, чтобы он понимал, какими будут режим и задания, чем школа отличается от садика и т. д.

Новообразование, рождающееся в этом кризисе – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

  1. Подростковый. Имеет более размытые временные границы – от 11 до 15 лет, что обусловлено физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это самый настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами замечается не только на уровне понимания, но и чувств. Половое влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощным мотивом для изменений жизни. Оно меняет сферу интересов и смещает акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом стремление казаться взрослым часто конфликтует с отсутствием возможности вынести необходимый уровень ответственности и справиться со всеми задачами. В подростковом периоде сам человек не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется, и теперь нужно опять адаптироваться. Некоторые впадают от стресса в оцепенение, кто-то ажитируется и развивает бурную деятельность, возрастает количество конфликтов со старшими.

Кризисы взрослого возраста

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.

Виды кризисов взрослого возраста:

  1. Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.

Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений.

Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет.

При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.

Особенности кризисов

Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.

Для детей

Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям.

Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли.

Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.

Для взрослых

Возрастной кризис во взрослом возрасте менее ярок и насыщен поведенческими аффективными проявлениями. Обычно наступает постепенно, но длится дольше, чем у детей (от 1 года до 3 лет).

Основой для наступления переходного момента обычно служит не столько физиология, сколько достижение определенной точки в своем развитии, после которой ситуация становится тупиковой. Это потребность в изменении взглядов, деятельности, сферы приложения усилий, а также нахождении новых смыслов. Если ее не удовлетворить, то наступает деградация.

Большинство людей самостоятельно преодолевают возрастные рубежи, но когда кризисное состояние затягивается, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

При детских и подростковых кризисах могут появиться такие проблемы, как невроз, истерики, попытки манипуляции, с которыми родителям сложно справиться, тогда стоит обратиться к детскому психологу. Специалист проводит занятия с ребенком, консультирует родителей по стилю воспитания, по взаимодействию с ребенком сейчас и в дальнейшем.

При кризисах зрелого возраста человек сам обращается к специалисту для решения психологических затруднений и экзистенциальных вопросов. Часто бывает так, что кризис становится причиной появления проблем в супружеских отношениях, выборе партнера, неудовлетворенности семейным положением и т.д. В таких случаях необходимо обращаться к семейному психологу.

Психологи в центре “Ember” помогают разобраться с внутренними конфликтами, провоцирующими негативное состояние у детей и взрослых.

На первичной встрече наши специалисты проводят психологическую диагностику и клиническую беседу, в процессе которой выясняются подробности жизни человека, его индивидуальные особенности.

Затем психолог подбирает методики работы с клиентом, заключается психотерапевтический контракт, оговариваются сроки коррекции, количество встреч, ставятся задачи терапии в соответствии с пожеланиями и видением клиента.

Жизненный путь – штука сложная. Он изобилует успехами, неудачами и неожиданными поворотами. И высока вероятность, что, когда вы будете брести по этой дороге, вашим “попутчиком” станет кризис личности.

Сейчас, читая об этом, вы наверняка представляете его как огромного монстра, которого не обойти и не побороть. Но вспомните слова великого Фридриха Ницше: “То, что не убивает нас, делает нас сильнее”.

Оказывается, ваш кризис может быть вам полезен!

Но как и чем, спросите вы? Об этом мы и поговорим.

Что такое кризис?

Кризис – это столкновение между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. То, что раньше было хорошим и эффективным, более таковым не является. Поставленные цели не достигаются старыми средствами, а новых еще нет. Очень часто в кризисе находят свое проявление скрытые конфликты и нестыковки.

Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…

Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:

  • “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
  • “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
  • “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
  • “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
  • “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
  • “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
  • “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
  • “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
  • “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
  • “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
  • “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
  • “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.

Все это о нем, о психологическом кризисе. По отдельности слова каждой из женщин ничего не значат и могут означать все что угодно, однако все вместе они составляют картину личностного кризиса. Согласитесь, тяжелая и неприятная выходит картина. Все-таки не случайно это состояние является одной из наиболее частых причин обращения к психологу.

Понятие «кризис». Виды кризисов

В современной науке под понятием «кризис» подразумевается обострение противоречий в социальной, политической или экономической среде, угрожающее целостности и жизнеспособности системы в целом.

Ученые разделяют виды кризисов по различным категориям и стараются заблаговременно выявить признаки надвигающейся опасности.

Надвигающийся процесс можно спрогнозировать, чтобы предотвратить негативные последствия.

В современной науке в масштабном проявлении эти явления могут быть локальными и общими. Локальные действуют на какую-либо часть социально-экономической системы, общие — влияют на систему в целом.

Существующие основные виды кризисов можно разделить по проблематике. Макрокризисы являют собой большие объемы проблем, которые возникли из-за существующих противоречий. Микрокризис охватывает лишь отдельные проблемы, не затрагивая жизнеспособность системы в целом.

Эти негативные процессы могут быть разделены на общественные и природные. Первые виды экологических кризисов возникают в результате деятельности человеческого общества, вторые отражают изменение природы, вызванное вмешательством человека.

Какие бывают кризисы?

Их вообще-то много. На самом деле кризисы в развитии личности бывают трех видов: возрастной кризис, ситуативный кризис и непосредственно личностный. Как правило, когда люди говорят: “У меня кризис!”, то речь идет о третьем варианте. Но мы рассмотрим все – чтобы знать, когда ждать и набираться и терпения , а когда – спрашивать совета у подруг или искать выход в литературных источниках.

Итак, возрастные кризисы. Это вообще фактически норма жизни. Они бывают практически у каждого человека, причем в более или менее одинаковом формате. Возрастной кризис – это когда человек уже чего-то хочет, а среда ему еще этого не дает.

Таких кризисов достаточно много, и возникают они почти с младенчества. Детские кризисы бывают в конце первого года, в три года, в семь лет и в течение всего подросткового возраста. Они все связаны с обретением ребенком независимости и новых навыков.

Например, в три года ребенок уже хочет одеваться сам, но мама ему пока не разрешает, так как на это уходит слишком много времени. И ребенок начинает бузить.

В данной ситуации маме необходимо принять взросление ребенка и специально выкраивать время для того, чтобы ребенок сам одевался – иначе он никогда не научится это делать, и его взросление приостановится.

Больший интерес для нас представляют возрастные кризисы взрослой жизни. Первый такой кризис – это 17-18 лет. В этот период происходит первая встреча со взрослостью. Человек начинает самоопределяться и ищет свое место в мире. Второй кризис возникает на промежутке от 30 до 40 лет – так называемый кризис середины жизни.

Человек окидывает взглядом свою жизнь и отвечает для себя на вопрос: все ли я сделал, что хотел? Следующий кризис – предпенсионный – случается в 50-60 лет и связан с выходом на пенсию и сменой динамичного образа жизни на более спокойный. И последний возрастной кризис – это кризис конца жизни – у всех случается в разном возрасте.

Он связан с общей оценкой прожитой жизни – положительной или отрицательной.

Другой тип психологических кризисов – ситуативные кризисы. У них есть своя вполне осознаваемая человеком причина. Например, хочется мужа – и богатого, и доброго, и заботливого, и умного, и веселого – в общем, и рыбку съесть, и на сосну взобраться.

Но все вместе не получается, и женщина оказываетесь один на один с этим “не получается”. Или, например, вы хотите и карьеру успеть построить, и очаг идеальный создать, а времени и сил на все не хватает. Все эти “тупики” вполне прозрачны. Все, что вам нужно – расставить приоритеты, развернуться и выйти вон из этой западни.

Ну, может быть немного порасстраиваетесь, но жить с этим вполне возможно.

И последний тип – собственно личностные кризисы. Именно они отличаются сложностью и сумбурностью переживаний,именно из них вам так сложно бывает найти выход. У них могут быть абсолютно разные причины. Все мы знаем о кризисах, связанных с печальными событиями: горе, утрата, одиночество, ощущение бессмысленности.

Но немногие знают о том, что кризисные переживания могут быть вызваны чем-то по сути радостным – рождением ребенка, свадьбой или долгожданным повышением. Итог всегда один: человек чувствует, что внутри что-то изменилось, и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера. Он становится другим.

Об этих кризисах и пойдет речь далее.

Возрастные кризисы в психологии — чем они отличаются от усталости и других стрессов

цель любого кризиса — изменение, преображение прежней жизни человека, чтобы побудить его перейти на следующий уровень развития. Каждый возрастной этап ставит определенные задачи и цели, которые надо решать, чтобы начать новый виток жизни.

Для возрастных кризисов в психологии отведено важное место. Кроме того, они очень жестко привязаны, собственно, к возрасту, а потому их начало можно предсказать с относительной точностью. В зависимости от индивидуальных качеств, они могут наступать с разницей до полугода.

Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития

Личностные кризисы

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря,  целостность  личности. Формирование эго-идентичности  продолжается на  протяжении  всей  жизни человека  и  проходит  ряд  стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Стадия 1.

1. Доверие или недоверие (0-1 год)

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путьНегативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме:   орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Стадия 2.

2. Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости.

Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п.

Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путьНегативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности.«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме:  Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если  исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей Сильная сторона -цель.

Стадия 4.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет). 

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь:  Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если   школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности. 

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме:  Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток  ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы.

У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности.

Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек  не уверен в своей идентичности (5 стадия),  то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Читайте статью: В чем причина вашего одиночества.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Стадия 7.

7. Генеративность или стагнация (26-64 года).

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме:  Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой.  Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

Стадия 8.

8. Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если  жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Личностный кризис: страшная пропасть или лестница к успеху? | 5 СФЕР

Личностные кризисы

Личностный кризис — неожиданный переворот жизни или следующая ступень к развитию и успеху? 

В жизни каждого человека случаются кризисы. Будь то кризис средних лет или переходного возраста; кризис финансовый; кризис семейных отношений — не важно! Главное, понимать, для чего вам даются эти кризисы, как их правильно проходить и извлечь максимум пользы для своего развития. Итак, стоит ли бояться личностного кризиса или любого другого или встречать переворотные моменты с радостью?

Как решиться на перемены и новые действия, если страшно менять жизнь?

Личностный кризис: решение или поворотный пункт?

По своей сути, кризис в переводе с древнегреческого означает «решение, поворотный пункт». Первое занимательное наблюдение состоит в том, что в древнегреческом «решение и поворотный пункт» имеют созвучную основу.

То есть греки хотели сказать о том, что решение и перемены — это одно и то же и одно из другого вытекает.

Отсюда напрашивается природный вывод о том, что кризисная ситуация требует от нас перемен, вызванных нашим же решением.

Кризис — это перелом, перемены, изменение мышления и сознания! Большинство людей на планете считают, что кризис — это плохо! Оно и неудивительно, ведь это очень нестабильное время, когда все шатко и подвешено с одной стороны! Но, как известно, у любой медали есть две стороны. 

Темная сторона мечты: куда уходит энергия от нереализованных желаний?

Почему появляется кризис личностного развития?

В жизни существует всего два способа начать что-то новое для себя. Первый способ прекрасно подходит для бизнеса.

Этот способ заключается в том, что если у вас есть работающий успешный бизнес, и вы хотите еще один, то часть обязанностей в основном занятии вы делегируете на других людей.

А свободное время используете для создания чего-то нового! Именно благодаря этому способу богатые люди становятся еще богаче. Они умеют делегировать!

Ставь цели и достигай их!

Но когда вопрос касается не бизнеса, а собственной жизни, вопрос о делегировании не стоит! Ведь не можете вы попросить друга прожить эту жизнь вместо вас? Именно тут на помощь приходит кризис! Необходимо понимать, что мировой финансовый кризис к личностному кризису не имеет отношения, потому что есть люди, которые на финансовых кризисах умножают свои состояния. Да и вообще, для бизнеса кризис — это наилучшее время, так как:

  • есть возможность расширить рынок продукции,
  • увеличить сферу влияния
  • или вообще занять чью-то успешную нишу.

Самая главная задача — готовиться к кризису в спокойное время. Но сейчас не про это.

Кризис личностного роста — лучшая возможность стать лучше, богаче и успешнее!

Кризис личностного роста — лучший помощник в развитии!

Итак, личностный кризис! С наступлением кризиса (а он наступает только в голове), мы понимаем, что все, что было до этого — было неправильно! Сами по себе эти инсайды не несут никакой пользы — сплошные страдания. Но стоит нам включить голову и сосредоточиться на желаемом исходе, как тут же начнут одно за другим сыпаться решения!

Для того чтобы построить что-то новое, сперва необходимо разрушить старое! Кризис приходит на помощь как нельзя лучше, потому что периодически страшно разрушать что-то устоявшееся и стабильное. Кризис в этих ситуациях — лучший помощник!

Каждый из кризисов случается в человеческой жизни потому, что он (человек) готов перейти на следующий уровень. Кризис же, в этом случае, является лестницей, по которой мы движемся. Не важно, какой из кризисов и в какое время вас настиг, важно знать, что кризисы — это комплименты жизни!

Как привлечь внимание к себе через успех, а не через жалость

 Какой выход из личностного или психологического кризиса?

Всегда существует ряд продвигающих вопросов, которые помогут воспринимать кризис положительно. Например, такие. 

  • Какие выводы я могу сделать из этого?
  • Что хорошего в этом кризисе?
  • Как я могу с пользой провести это время?
  • Что я хочу поменять в своей жизни? 

Но существует еще одна возможность! Человек в кризисе начинает двигаться и меняться потому, что боль от безделья сильнее, чем боль от действия! Увидьте ясно и четко свою цель, поймите, чего вы на самом деле хотите и ради чего большего вам это нужно.

Размышляя каждый день на этот счет, вы искусственно сместите зону комфорта в сторону желаемого. В результате боль от нахождения там, где вы есть сейчас, станет подобной кризисной. Разница лишь в том, что кризис приходит неожиданно и результаты у него непредсказуемые.

Друзья, понимание проблемы — это самый большой шаг к ее решению! Помните, вернуть и поменять можно все, кроме времени! Цените себя и свое время! И пока все в апатии, у вас есть возможность построить из кризисов лестницу к успеху!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: