Нарушение мышления

Формы мышления и патологии | АМО — Академии медицинского образования

Нарушение мышления

Мышление — форма, с помощью которой человек отражает в своём сознании окружающий мир. Мысля, люди устанавливают взаимосвязь и общность друг с другом, учатся различать явления и предметы.

Формы мышления в норме и патологии

Различают две основных формы мышления:

  • образное (эмоциональное);
  • отвлечённое (логическое).

Когда человек мыслит образно, он использует в своей речи предметы и явления, а отвлечённое мышление подразумевает отвлечённые понятия или абстракцию.

Оба способа мышления имеют неразрывную связь друг с другом. У большинства людей одна из них является преобладающей.

Если в психике развивается какой-либо патологический процесс, происходит нарушение соотношения всех способов мышления и его хода: логичности, последовательности и содержания. Что касается нарушения содержания мыслительных актов, они сопровождаются бредом, навязчивыми и сверхценными идеями.

Также, если течение мыслительного процесса нарушено, мышление может стать излишне замедленным, скудным и заторможенным. Больные лишаются способности быстро отвечать на самые простые вопросы, их речь становится однообразной, бедной, с минимальным количеством примитивных слов. Такие симптомы часто наблюдают при депрессиях и астении.

У пациентов, которые находятся в состоянии мании, мышление приобретает ускоренный темп с резкой сменой или «скачкой» идей. Больные становятся чрезмерно активными, многословными, их внимание невозможно сконцентрировать на чём-либо одном.

И, напротив, когда мышление при патологических процессах становится слишком обстоятельным, его характеризуют как тугоподвижное, инертное, «вязкое». Таким людям свойственно «застревать» на мелочах, игнорируя главное и не выделяя второстепенного.

Этот тип мышления свойственен эпилептикам и людям, имеющим органические поражения в нервной системе.

Если нарушена логика мышления, его называют разорванным. В данном случае грамматическое построение предложений и фраз выглядит правильным, но не имеет никакой логической связи.

К примеру, когда пациента спрашивают, сколько ему лет, он может ответить так: «Я абсолютно здоров».

Кроме того, для пациентов с разорванным мышлением типично так называемое «соскальзывание»: они перескакивают с одной темы на другую, которая никак не связана с предшествующей смысловыми нитями.

Если речь идёт о тяжёлых случаях психических нарушений, речь пациента выглядит в виде случайного набора слов, фраз или попросту их обрывков. Больные произносят их беспорядочно и бессвязно. Такую разорванность мышления психиатры называют шизофазией либо «словесной окрошкой».

К примеру, больной шизофренией может выстроить свою речь таким образом: «Такси, событие, человек. Передо мной стоит неизвестный Бог: магазин с витринами. Это наши родные, они автоматические. На полу учебник по часовым механизмам. Скорая помощь, меня задержали. Давай песцовую шубу».

Кроме того, мышление у людей, страдающих шизофренией, может быть облечено в логическую форму, но вся его суть — пустое резонёрство, сопровождающееся длительными монологами одного человека, который даже не пытается устанавливать двустороннего контакта с теми, кто его слышит.

Бывают также и признаки символического мышления, когда пациенты в своём сознании придают привычным и обыкновенным предметам некое сакральное и таинственное значение.

К примеру, если больной видит на столе две перекрещенные ложки, он начинает утверждать, что за ним скоро придёт смерть.

Камень, одиноко лежащий на берегу озера, человек воспринимает как знак личного одиночества, а высохшее дерево означает для него полную безысходность в жизни.

Иногда у психически неуравновешенных личностей возникает неконтролируемое желание замкнуться в себе. Их мышление оторвано он внешней среды и сопровождается болезненными переживаниями и бесплодными мечтами. Подобное поведение характерно для больных, страдающих некоторыми формами шизофрении и для психопатов с шизоидными чертами личности.

Есть ещё отклонение в мышлении, получившее название персеверации. Это означает, что больной постоянно повторяет одни и те же слова или фразы, словно «застревая» на них. Какие бы вопросы ему ни задавали, он будет давать на них абсолютно одинаковые ответы. Персеверации типичны для людей, у которых наблюдаются органические поражения мозга, шизофрения и различные интоксикации организма.

Бредовые расстройства и их особенности

Изучая расстройства мыслительной сферы в форме идей, необходимо проводить их разделение, как минимум, на несколько видов. Они бывают:

  • бредовыми;
  • сверхценными;
  • доминирующими.

Под бредовыми идеями понимают болезненное искажение реально существующих фактов. Пациенты делают неверные умозаключения, которые невозможно скорректировать путём рационального убеждения.

Практически любое бредовое состояние развивается примерно одинаково и сопровождается, прежде всего, появлением бреда отношения. Больной думает, что все к нему плохо относятся либо подозревают в чём-то, либо желают причинить ему вред.

Когда заболевание начинает прогрессировать, развивается полноценная картина бреда преследования: пациенту кажется, что его окружают только враждебно настроенные люди, не оставляющие его в покое двадцать четыре часа в сутки. Враги осуществляют над больным постоянный контроль и желают его смерти.

Поведение пациента отличается крайней осторожностью, так как он полагает, что против него сговорился чуть ли не весь мир.

Есть и бред физического воздействия, связанный с фантастической фабулой. Такие больные думают, что на них оказывают воздействие:

  • космическая энергия;
  • космические лучи;
  • химические вещества;
  • радиоаппаратура;
  • инопланетные агенты;
  • гипноз.

Бред физического воздействия часто сопровождается идеями о том, что враги «читают мысли», «вкладывают чужие мысли в голову» и так далее.

Бред бывает и ипохондрическим: пациенты постоянно говорят о том, что у них есть какая-либо неизлечимая и смертельная болезнь. Они обнаруживают у себя все её симптомы, например: «сердце скукожилось и провалилось в живот», «внутренние органы инопланетяне похитили и заменили зелёной жидкостью» – и т.д.

У лиц старческого возраста на фоне развития деменции встречается бред ущерба, а именно: старики говорят, что все их желают обокрасть и запирают на замки своё имущество. И конечно, есть одна из самых популярных разновидностей бреда — величия, когда самый обыкновенный шизофреник считает себя великим поэтом, музыкантом, а то и вовсе заявляет, что он — одна из великих исторических личностей.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Бред ревности больше всего характерен для хронических алкоголиков, чаще мужского пола, которые убеждены, что их супруга постоянно им изменяет. При этом, алкоголики всегда пытаются найти доказательства несуществующих измен, поражая окружающих нелепостью своих мыслей и поведения. Постепенно такой бред приобретает генерализованную форму и становится одним из ведущих симптомов болезни.

особенность навязчивых идей состоит в том, что у больных возникают мысли, от которых он не может отделаться — даже при наличии критического отношения к ним.

В этом заключается отличие таких пациентов от бредовых больных: как известно, они твёрдо убеждены в верности своих умозаключений.

Если пациент, страдающий навязчивыми состояниями, своевременно обратится к психотерапевту, лечение непременно даст положительный результат.

Есть также навязчивые влечения, или мании, и страхи навязчивого характера, которые называют фобиями.

Вот несколько примеров навязчивых влечений:

  • арифмомания — навязчивое стремление к счёту;
  • ономатомания — вспоминание имён всех людей, которых больной когда-то увидел;
  • клептомания — воровство абсолютно ненужных вещей;
  • пиромания — склонность к поджогам.

Примеры навязчивых страхов:

  • агорафобия — боязнь открытого пространства или большого скопления людей в общественном месте;
  • клаустрофобия — наоборот, боязнь маленьких пространств;
  • нозофобия — страх быть заражённым опасным заболеванием и т.д.

Следует отметить, что синдромы навязчивых состояний характерны для людей с тревожно-мнительным типом личности, а также для шизофреников и невротиков.

Сверхценные идеи, мании и их особенности

Под сверхценными идеями понимают мысли пациента, являющиеся чрезвычайно важными для него самого. Обычно они имеют ярко выраженную эмоциональную составляющую и лишены объективного значения. К примеру, пациент может полагать, что его увольнение с работы несправедливо и постоянно думать только об этом.

От навязчивого состояния сверхценная идея отличается тем, что больной не испытывает желания от неё избавиться, а, наоборот, продолжает культивировать её в своём сознании. Такие пациенты глубоко убеждены в важности своих идей и их значимости в окружающем мире.

Одно из психических заболеваний, при котором они почти всегда появляются — это параноидальный синдром.

Взаимосвязь бреда и галлюцинаций у психически больных

Откуда происходят бредовые идеи? Ответ на этот вопрос можно дать, если основываться на данных современной психиатрической науки и клинического течения того или иного заболевания.

Ряд бредовых состояний неразрывно связан с нарушениями сферы восприятия в целом.

Например, галлюцинациям часто сопутствует бред: пациент слышит голоса, которые ему угрожают, и у него автоматически возникает бред преследования с неверной интерпретацией происходящего.

Аналогичные состояния могут возникать и при сенестопатиях (когда пациент ощущает странные либо мнимые боли в каком-либо внутреннем органе). В результате этих ощущений появляется ипохондрическая форма бреда.

Если галлюцинации при бреде отсутствуют…

Бывает и так, что у больных полностью отсутствует галлюцинаторный синдром, а бред есть. В подобных случаях принято говорить о первичном бреде (толкования). И.П. Павлов в своё время попытался разъяснить, откуда возникает такой феномен, положив в его основу фазу торможения ультрапарадоксального типа и инертность раздражителя.

Когда процессы возбуждения и торможения в мозгу человека постоянно перенапрягаются, можно наблюдать сбой в работе внутреннего торможения. Возбуждение в коре головного мозга не сменяется торможением, как положено, что приводит к появлению патологически инертного очага. Следствием его появления являются бредовые идеи.

Что касается ультрапарадоксального торможения, оно тесно связано с торможением запредельным и ослабленностью болезнью клеток коры головного мозга. Для них любой раздражитель является сверхсильным, поэтому клетки пытаются себя защитить, включая механизмы торможения.

Таким образом, те участки мозга, которые в данный момент заторможены, начинают возбуждаться, а те, которые возбуждены — затормаживаются. В качестве наглядного примера Павлов привёл клинический случай с пациенткой, для которой её честность стала раздражителем сверхсильного характера.

В результате, когда женщина заболела, она стала демонстрировать всем «от противного» свою распущенность и беспечность.

Кроме того, И.П.

Павлов высказывал предположение о том, что бред, являющийся болезненным искажением окружающей действительности, возникает как следствие некорректной работы речи (вторая сигнальная система).

Пациенты не могут охватить ряд общих понятий и выстроить логическую взаимосвязь между причиной и следствием. Это неизбежно приводит к искажённому мировосприятию и способствует образованию бредовых идей.

Поскольку с точки зрения эволюции вторая сигнальная система намного моложе первой, она является более уязвимой к патологическим процессам, утрачивая контроль над работой чувств (первой сигнальной системы). Чувства больных становятся хаотичными, неупорядоченными, а критика к своим высказываниям отсутствует вообще. Безусловно, переубедить пациента в том или ином бредовом сюжете невозможно.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Лекция№3 Расстройства мышления

Нарушение мышления

Психология мышления.

Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных сторон предметов и явлений и их взаимосвязи. Мышление не возможно без языка.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений объективного мира.

Речь – озвученная мысль

Они бывают абстрактными и конкретными.

Составные элементы понятия принято называть признаками. Чем больше объем понятия, тем беднее содержимое.

Суждения – форма мышления, в которой высказывается мысль о предмете. Эта форма мышления отлично от понятия. Понятие отражает совокупность существующих признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

Умозаключение – форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение.

Виды мышления:

3) Абстрактно — логическое

См.

1.наглядно — действенное — отражение связей предметов и явлений; включение в практическую деятельность человека. Используется для решения задач в практической деятельности, часто методом проб и ошибок.

2.Образное мышление – отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений.

3.Абстрактно логическое (отвлеченное) – отражение связей путем оперирования понятиями.

Форма выражения мышления – речь.

Как отражения мышления она обладает:

— логичностью

— доказательством

— грамматическим строем

— темпом

— гибкостью

— подвижностью

— критичностью

— целенаправленностью

Мышление – основная составляющая часть интеллекта.

Расстройствомышления:

А) Нарушение темпа мыслей.

А) Нарушение связанности мыслей

Б) патологические идеи

В) Нарушение логического строя

1.1.Тахефрения (ускоренное мышление) – быстрая смена мысли.

Лекция 1. Этнопсихология как наука и ее роль в познании Межнациональных ..

… проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на …

социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между ними. Социальное и психологическое …

Субъективно: переживается как интеллектуальный подъем, скачки идей, речь может отставать от хода мыслей. Речь и мысль становятся не связанными.

Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения.

1.2.Брадифрения (заторможенное мышление) – проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение числа мыслей, скудность содержимого.

Объективно: пауза между вопросом и ответом.

Субъективно: ощущение «отупения», не ясности в голове.

При депрессиях и расстройствах.

1.3.Торпидность — вязкость (тугоподвижность мысли) – замедление темпа мыслительных процессов, в виде затруднение перехода от одной мысли к другой, вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при органических поражениях головного мозга, эпилепсия, травматическая болезнь, сосудистые поражения.

1.4.Шперрунг (закупорка мысли) – эпизоды возникающие в состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, память о событиях остается. Заканчиваются внезапно.

Субъективно: провал, закупорка мысли, забывается, что надо делать.

Объективно: может произносить одни и те же фразы.

Наблюдается при шизофрении.

1.5.Ментизм – непроизвольный, насильственный поток мыслей, воспоминания. Обычно плохо запоминается и нелепого содержания. Как правило не продолжительное. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на их психику.

Мозг всегда думает (много), но не запоминает.

Ассоциативные автоматизма.

При шизофрении, травмах головного мозга, реактивных психозах.

2. Качественные расстройства:

  1. Нарушение связанности процессов мышления:

1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.

Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.

Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).

1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) – распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.

Речь – безсвязанный набор слов, иногда в рифму, спутанность сознания при острых психозах.

  1. Нарушение логического строя:

2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) – непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания многословны, высокопарны.

2.2.Обстоятельность (патологическая) – чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.

Больные стремятся договорить начатое до конца.

Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.

2.3.Паралогическое мышление – одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами». Оно не является полностью не логичным. Логика есть но она своеобразная.

… на нежелание о них думать, мысли эти навязчиво всплывают в сознании здорового человека. У больного навязчивые мысли могут наполнить все содержание мышления и нарушить нормальное его течение. Навязчивые мысли отличаются от бредовых идей тем, …

3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)

Клинические особенности:

— непроизвольность, непреодолимость возникновения

— чуждость сознанию

— понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.

— наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.

— наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)

Подразделяются по Ясперсу на:

1. Отвлеченные:

1.1.Навязчивый счет (арифмомания) – навязчивое стремление считать все.

1.2.Навязчивые репродукции – назойливое припоминания забытых ненужных терминов, идей, эпизодов из жизни.

2. Образные:

2.1. Навязчивые страхи.

Самые распространенные:

— агорофобия – страх открытых пространств.

— плацетрофобии – болезнь замкнутых помещений.

— гипсофобия – страх высоты.

— назофобия – страх заболеть тяжелой болезнью.

— такатофобия – страх смерти

— тезенофобия – страх числа13

2.2.Навязчивые сомнения – неуверенность в правильности совещенных действий.

(выключен ли утюг)

2.3.Навязчивые опасения – необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий. Даже при произношении слова.

2.4.Навязчивые воспоминания – непроизвольных появлений в сознании образных воспоминаний о неприятном реальном событии из жизни.

2.5. навязчивые влечения – стремление совершать непристойные, бессмысленные и опасные поступки ( броситься в одежде в воду, лечь под машину, громко выражаться)

2.6.Навязчивые действия – тики, непроизвольные движения мышц, произношение слов.

2.7.Идеи реформаторства – собственные социально экономические концепции, осуществление которых становиться целью в его жизни.

2.8.Идеи талантливости – состоят в убеждении больного о том, что особо одаренная личность. Достижение всеобщего признания становиться целью в его жизни.

Патофизиологические механизмы навязчивых состояний были изучены Павловым в 1933г по его мнению – этому соответствуют изменения в коре.

3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ– впервые описаны в 1892г. Wernike. Суждения односторонние, отражающие реальные обстоятельства и доминирующим в сознании, в силу их особой личной значимости. их не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальный факт.

Сверхценные идеи отличаются:

1) стойкостью

2) способностью застревать в сознании

3) эмоциональной насыщенностью

4) способностью оказывать значительное влияние на больного

Выделяют варианты:

I) Сверхценные идеи связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:

… к преобладающим в его сознании мыслям. Такая сверхценная идея отличается от навязчивой своим постоянством, она не является … п.

В известной мере для отграничения сверхценных идей от бреда может использоваться критерий психологической понятности, выводимости …

психической жизни больного, преобладать над другими его мыслями и представлениями, определять весь его жизненный модус. Сверхценные идеи …

1) дисморфофобические идеи — убежден больной в том, что он имеет косметические или физиологические дефекты, приводящие к уродству, на устронение которых он направляет все силы (изменение пола)

2) ипохондрические идеи — преувеличение имеющегося соматического заболевания

3) идеи сексуальной неполноценности

4) идеи самоусовершенствования – физически и психически здоровы. Для реализации их используются различные системы (культуризм, йога, диета, летать, проходить сквозь стены)

II) Сверхценные идеи связанные с переоценкой психических свойств своей личности:

1) идеи изобретательства – преувеличение больным значимости сделанных им изобретений и рациональных предложений

2) идеи реформаторства — возникает на основе делитантских ревизий существующих социальных и экономических концепций с предложением собственных, осуществлением которых становится целью их жизни

3) идеи талантливости — состоит в убеждение больного в том, что он особо одаренная личность. Достижения всеобщего признания становятся целью его жизни.

III) Сверхценные идеи связанные с переоценкой социального фактора:

1) идеи виновности – преувеличение значимости поступков больного

2) эротические идеи — обычные знаки внимания противоположного пола расцениваются больными как признак страстной влюбленности в них

3) идеи сутяжнечества (кверулянство) – убеждение необходимости борьбы с реальными общеизвестными недостатками, возводимыми больным в ранг социально значимых.

Сверхценные идеи встречаются:

1. при самостоятельных психопатологических расстройствах

2. у акцентуированных и психопатологических личностей

3. на начальных этапах формирования бредовых идей

3.3.БРЕДОВЫЕ ИДЕИ – возникающие на болезненной почве, неверные ложные мысли, не поддающиеся коррекции. Совокупность их бред.

Признаки бредовых идей:

1) ложное содержание идей

2) болезненная основа их возникновения

3) убежденность в их правильности

4) недоступность психологической

бреда имеет диагностическое значение:

Бред преследования – шизофрения

Бред обворовывания – старики

Бред ревности — алкоголизм

Бред – впервые описал Снежневский в 1970г.

Бред делится на:

1. первичный

2. чувственный

3. аффективный

4. психогенно обусловленный

1) Первичный бред (бред толкования, паронояльный систематизм, истинный) — нарушение рационального логического познания при сохранении чувственного познания.

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

… терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая …

комедии, группирующиеся вокруг проблем государственно-исторического, социально-политического и частно-бытового порядка.

С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма “Звезда Севильи” …

Периоды первичного бреда:

1. период инкубации – предвестники бреда (недоверчивость, подозрительность, переоценка своей личности).

2. манифест бреда – внезапное озарение, интуитивное постижение тайного смысла, различных событий прошлого, настоящего и будущего. В ходе » бредовой работы» расширяется круг объектов бредовой интерпритации, разрабатывающаяся, тщательно продуманная, аргументированная, существующая на протяжение многих лет.

3. терминальный период – распад бреда, что связывается с выздоровлением, улучшением состояния или слабоумием.

может быть различным: реформаторства, ревности, изобретательства, преследование высокого происхождения.

2) Чувственный бред (образный, вторичный) — развивается в рамках сложного психического синдрома вместе с другими психическими нарушениями (синестопатии, галлюцинации, аффектогенной сферы, расстройства памяти).

Фабула бреда – представление обыденного или фантастического содержания. Обычно это острый бред, лишенный последовательности, фрагментный, изменчивый. Здесь нет активной работы над содержанием бреда: ему как правило предшествует бред настроения.

3) аффективный бред (образный) – возникает на фоне аффективно – депрессивного или маниакального состояний.

4) психогенно обусловленный бред – развивается в связи с психотравматических ситуаций, увеличение внушаемости и ряда других дополнительных факторов – переутомление, длительное лишение сна, соматических неблагополучий, злоупотребление алкоголем. Наблюдаются » совместные психозы » или психозы вдвоем – c. Berlyn 1819.

Патофизиологическая основа бреда – образование инертного патологического очага возбуждения во 2-ой сигнальной системе при первичном бреде. В 1-ой сигнальной системе при образном (аффективном) бреде.

Нарушение мышления в психологии: патология, расстройство

Нарушение мышления

Мышление — опосредованное отражение действительности, которое является отдельным видом умственной деятельности. С его помощью человек познает сущность вещей, явлений, выявляет закономерности между ними. Нарушение мышления в психологии — патология, которая приводит к неправильному восприятию реальности, формированию некорректных суждений, умозаключений.

Классификация

Расстройства мышления отличаются по характеру проявления, при этом не ограничиваясь отдельной схемой. Среди психологов принято использовать общую классификацию, по которой выделяется несколько типов расстройств:

  1. Нарушения операционального компонента. Главными мыслительными операциями при этом являются — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение. Если возникают мыслительные расстройства, они проявляются в искажении, снижении уровней обобщения информации.
  2. Нарушения динамического компонента. Если субъект в норме, ассоциации образуются равномерно, при этом темп умеренные. Когда возникают нарушения, динамика изменяется кардинальным способом. Мыслительные процессы могут ускоряться или замедляться. При этом изменения происходят приступообразно.
  3. Нарушения, связанные с мотивационно-личностным компонентом. Это целая группа расстройств, к которым относится снижение направленности, целеполагания, саморегуляции. Человек не способен адекватно отвечать на вопросы, реагировать на сложившуюся ситуацию.

Зависимо от темпа расстройства мышления делятся на несколько групп:

  1. Замедленные — ассоциации формируются медленно, их меньше чем положено.
  2. Ускоренные — за одну единицу времени образуется гораздо больше ассоциаций чем положено.
  3. Шперрунг — полная остановка ассоциативного процесса.
  4. Ментизм — человек мучается от огромного количества возникающих идей. При этом мышление значительно ускоряется. Характер проявления — приступообразный.

Причины

Основой нарушения мыслительных процессов являются биологические факторы. Причины:

  1. Психозы. Инфекции, интоксикации часто сопровождаются бессвязными мыслями, бредом. Для людей, которые страдают от шизофрении характерны разноплановые поступки, резонерство.
  2. Биохимические изменения, происходящие в головном мозге. На функционирование ЦНС влияют дисметаболические заболевания, интоксикации, нарушения кровообращения.
  3. Эпилепсия. Выраженность расстройств зависит от тяжести протекания заболевания. У людей, которые страдают от эпилепсии мышление становится обстоятельным, инертным.
  4. Черепно-мозговые травмы. Структурные повреждения, сдвиги головного мозга изменяют процессы мышления.
  5. Дегенеративные заболевания ЦНС. Мыслительные процессы могут измениться под воздействием атрофии, деменции, болезни Альцгеймера, старческого слабоумия, заболевания Пика.
  6. Неврозы, стрессы. Депрессии, эмоциональные напряжения, тревоги, потрясения, изменяют скорость мыслительных процессов. Внутренние переживания занимают центральную роль, на которую направлены все мысли.
  7. Опухоли головного мозга. Новообразование, которое увеличивается в размерах, оказывает губительное воздействие на нервные центры.
  8. Воспаление ЦНС. Воспалительным процессам подвергаются мозговые оболочки. Внутричерепное давление повышается, из-за чего замедляются мыслительные процессы.

Прежде чем начинать лечение нарушений мышления, специалисты должны выявить причину их развития, чтобы улучшить состояние пациента.

Признаки

Патологии мышления в психологии сопровождаются такими симптомами:

  1. Инертность — процессы формирования ассоциаций происходят крайне медленно. Человек длительное время не может ответить на поставленный вопрос, речь замедляется, между словами наблюдается длительная пауза.
  2. Ускорение — речевые выражения, ассоциации возникают очень быстро. Мысли не связаны друг с другом, из-за чего человека сложно понять. Во время разговора проявляется активная жестикуляция.
  3. Непоследовательность — часто возникают неустойчивые суждения. При этом между собой чередуются ошибочные, правильные мысли. Человек продолжает здраво усваивать информацию, факты.
  4. Соскальзывания — люди, которые страдают от шизофрении, часто отклоняются от выбранной линии рассуждений. Они часто ошибаются, возвращаются к начальным темам.
  5. Откликаемость — если заболевание принимает тяжелую форму, пациент начинает называть видимые объекты слух. При этом человек не может ориентироваться в пространстве, забывает важные дела, даты, имена.
  6. Искажение обобщения. Пациент не в состоянии провести логичные связи между отдельными предметами. При этом предметы объединяются в отдельные группы только по форме, материалу или цвету.
  7. Снижение уровня обобщения. Больной человек не может правильно обобщать признаки. Ему трудно определить характерные свойства, которые связывают похожие предметы, но он называет их особенности.
  8. Резонерство — проявляется длительным, бесцельным рассуждением. При этом предложенные суждения не подкреплены какими-либо идеями. Длительные нити рассуждений постоянно разрываются, могут не иметь связи вовсе.
  9. Разноплановость — целенаправленности в действиях человека с таким нарушением не наблюдается. Он не может выявлять различия между предметами, но при этом воспринимает советы.
  10. Бред — возникают многочисленные идеи, которые невозможно осуществить в реальном мире. Пациент пытается отречься от реальности, из-за чего входит в бредовое состояние. При этом индивид полностью уверен в адекватности своих суждений, не воспринимает чужое мнение.
  11. Некритичность — мыслительные процессы незавершенные, поверхностные. При этом мысли не могут двигаться целенаправленно. Могут возникать неконтролируемые поступки.
  12. Навязчивость — сопровождается возникающими фобиями, переживаниями, которые невозможно контролировать со здравой точки зрения. Дополнительно к этому может возникать расстройство личности.

Признаки могут проявляться как по отдельности, так и совокупно.

Возможные последствия

Если после возникновения первичных признаков пациент не обратился к психологу, могут возникнуть различные осложнения. Постепенно человек утрачивает возможность объективно оценивать окружающую ситуацию, воспринимать реальность.

Из-за этого замедляется продуктивная деятельность, привычный образ жизни становится недосягаемым. Пациенту требуется постоянный уход, контроль.

Если лечение не последует, у пациента могут проявляться суицидальные наклонности, он станет опасен для окружающих.

Диагностика

Если были замечены первые признаки нарушения мышления, необходимо немедленно обратиться к врачу. Для определения состояния пациента специалисты применяют разные диагностические процедуры:

  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • УЗИ сосудов головного мозга.

Пациент проходит различные психологические тесты, обследуется неврологом. Чтобы получить больше информации о состоянии человека, могут применяться нестандартные методы диагностики:

  1. Пиктограммы — психолог просит пациента нарисовать множество образов, которые будут использоваться им для запоминания отдельных слов. Рисунки исследуются специалистами. При этом изучается запоминаемость, окрашенность, схематичность, абстрактность, логичность.
  2. Создание аналогий. С помощью этой методики, психологи определяют возможность пациента выстраивать логические цепочки, последовательные суждения.
  3. Исключение — полученные результаты после проведения этой методики позволяют оценить возможности пациента обобщать, второстепенные, латентные признаки.
  4. Ассоциации — применяется методика 50 слов, представляющих собой парные ассоциации. Полученные результаты характеризуют возможности людей мыслить в нормальном темпе.
  5. Исключение, сравнение понятий. Пациенту показывают разные предметы, которые он должен разделить по характерным особенностям, второстепенным признакам.
  6. Интерпретация пословиц, метафор. При применении методики, пациент должен пояснить смысл выражений.

После получения интересующей информации, выявления нарушения мышления специалисты назначают лечение.

Лечение

Чтобы улучшить физическое, психологическое состояние пациента, применяется комплексная методика. Она состоит из нескольких видов терапии:

  1. Психокоррекция — многочисленные занятия с психологом, цель которых — восстановление утраченных функций мыслительных процессов. Практикуются когнитивные упражнения, тренинги.
  2. Фармакотерапия — врачи подбирают индивидуальный курс лекарственных препаратов для улучшения физического состояния пациента. Это могут быть нейролептики, ноотропы, противосудорожные препараты.
  3. Семейное консультирование. Проводятся беседы с близкими родственниками, друзьями пациента, которые должны ухаживать за больным, обеспечивать его положительными эмоциями.

При лечении пациент должен регулярно наблюдаться у психолога.

Прогноз и профилактика

Люди, которые страдают от психологических заболеваний, должны регулярно проходить медицинские обследования.

Дополнительно к этому, нужно исключить переживания, стресс. Постараться контролировать свои эмоции, поведение.

При возникновении нарушений мышления, у человека замедляется речь, он перестает здраво оценить окружающую ситуацию. Постепенно это приведет к неадекватному восприятию реальности, неконтролируемым всплескам агрессии. При появлении первых признаков отклонений нужно сразу обратиться к психологу.

Из видео Вы узнаете об основных нарушениях мышления.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: