Особенности общения

Содержание
  1. Виды общения – классификация, особенности и нормы
  2. Содержательный компонент процесса общения
  3. Цели общения
  4. Средства общения
  5. Временной критерий коммуникации
  6. Другие виды общения
  7. Количество участников в процессе коммуникации
  8. Классификация по Е.И. Рогову
  9. Императивное
  10. Манипулятивное
  11. Диалогическое
  12. Педагогическое общение
  13. Особенности психологии по общению с людьми: легкий и грамотный разговор
  14. Особенности психологии общения
  15. Разновидности общения
  16. Как учиться разговаривать с людьми
  17. С чего начать обучение грамотной и правильной речи
  18. Что делать, если стесняешься
  19. Распространенные ошибки
  20. Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития
  21. В чем заключается суть понятия «общение»
  22. Особенности общения в современном обществе
  23. Структура общения – три стороны, особенности процессов, видео
  24. Особенности коммуникативных процессов
  25. Структура общения и ее разделение на уровни
  26. Структура процесса общения — видео
  27. Билет 16. Вопрос 2. Особенности общения в современном мире
  28. Зачем нужно общение
  29. Целостная система развития мира
  30. Взаимопонимание в общении
  31. Польза общения

Виды общения – классификация, особенности и нормы

Особенности общения

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.

Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.

Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Особенности психологии по общению с людьми: легкий и грамотный разговор

Особенности общения

В практической и теоретической психологии имеется отдельный раздел, посвященный проблемам коммуникации.

В настоящий момент в связи с быстрым развитием современных информационных технологий проблема живого общения становится особенно актуальной, ведь оно все чаще подменяется перепиской в интернете.

Известно, что многие успешные люди совершенно не умеют находить общий язык с окружающими. Чаще всего это происходит из-за недостатка практического опыта.

Люди общаются не только для пользы, но и для удовольствия

Особенности психологии общения

И в 30, и в 50 лет, и в 92 года человек ежедневно общается с себе подобными. Психология общения занимает важное место в теории и практике коммуникации. Этот раздел науки подсказывает, как с людьми общаться и как стать интересным собеседником. При этом учитываются следующие аспекты:

  • Особенности мышления участников коммуникации;
  • Темперамент и личностные черты двух собеседников;
  • Их интересы;
  • Чувства, которые участники коммуникации испытывают друг к другу (симпатия, сильная эмоциональная привязанность, нейтральное отношение, резкое неприятие).

В каждом отдельном случае к собеседнику требуется индивидуальный поход. Методы коммуникации, эффективные при беседе с одним человеком, окажутся совершенно бесполезными в разговоре с другим.

Профессиональный психолог научит находить подход к незнакомым и малознакомым людям

Разновидности общения

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Общение с людьми – процесс, в который активно вовлечены двое или более участников. Специалисты выделяют следующие типы коммуникации:

  • Вербальная (разговор при помощи слов, фраз и предложений на родном или иностранном языке);
  • Невербальная (язык жестов);
  • Письменная речь;
  • Язык знаков и символов.

Когда речь идет о живом общении, обычно подразумевается первый вид коммуникации – непосредственно речевой акт. Однако на практике словесная беседа не может существовать без жестов и знаков, поэтому эти три типа (за исключением письменной речи) следует рассматривать в комплексе.

проблема современного общества заключается в том, что письменная речь все чаще заменяет живой разговор, а русский письменный язык, в свою очередь, постепенно упрощается (особенно в социальных сетях и телефонных смс-сообщениях).

Из-за этого человеку порой очень трудно описать грамотными словами, то есть вербально выразить, свои ощущения, чувства, эмоции, симпатии и антипатии. Это ведет к взаимному непониманию.

Разговаривать можно и на языке жестов

Как учиться разговаривать с людьми

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

О том, как общаться с людьми, написано много книг. Такая литература всегда пользуется огромным спросом у публики любого пола и возраста.

О том, как научиться с людьми общаться, можно узнать из различных пособий и практических руководств. Основные правила успешной коммуникации предельно просты, постичь их может любой человек, интересующийся этой темой. Для того чтобы стать идеальным собеседником, необходимо:

  • Стать нормальным слушателем, то есть начать проявлять неподдельный интерес к личности партнера;
  • Научиться сочувствовать чужим проблемам и радоваться вместе с другим человеком. Кстати, второе гораздо сложнее первого;
  • Грамотно выражать свои чувства при помощи литературного русского языка;
  • Знать, что именно хочет услышать собеседник, и дать ему то, что он ожидает от разговора, научить партнера чему-то интересному и важному.

Чтобы хорошо общаться, нужно обладать чувством такта, не допускать напряженного тона во время беседы, уметь не замечать промахи и слабости другого человека. Также следует проявлять максимальную деликатность при обсуждении неприятных для собеседника тем или, по возможности, вообще не касаться этих вопросов. Главное – разобраться в том, какие вопросы являются «больными» для партнера.

Эксперты утверждают, что располагает к себе тот, кто жизнерадостен, доброжелателен, не жалуется на свои беды и не учит жизни других. Напротив, человек с самым высоким интеллектуальным уровнем никогда не сможет стать хорошим собеседником, если будет постоянно поучать других и вести себя как зануда.

Уважение и искренний интерес к собеседнику – главное условие удачного разговора

С чего начать обучение грамотной и правильной речи

Как правильно разговаривать с людьми, психологии известно давно. Для этого необходимо иметь хорошо поставленную и максимально понятную речь, четкую дикцию, яркое образное мышление и высокий уровень интеллекта. Чтобы разговаривать правильно, четко, грамотно, рекомендуется:

  • Ежедневно развивать хорошую дикцию при помощи любых скороговорок и легких упражнений на артикуляцию. Если у пациента имеются серьезные проблемы, можно обратиться к логопеду. Эти грамотные специалисты, имеющие большой опыт, успешно работают не только с детьми, но и со взрослыми, в группе и индивидуально;
  • Как можно больше читать, особенно классическую литературу и книги советских писателей, а также самые обычные детские сказки. Такое чтение развивает словарный запас и учит образной речи, в результате человек перестает стесняться;
  • Как можно чаще слушать выступления известных ораторов: политиков, актеров, телевизионных ведущих. Во время прослушивания следует отмечать сильные стороны выступающего и брать на заметку приемы, с помощью которых он удерживает внимание публики длительное время;
  • Разговаривать не только с родными и близкими друзьями, но и с незнакомыми людьми. Например, простейший способ – подойти к человеку и спросить у него точное время, потом завести разговор на любую тему, возможно, попросить совета. Такая тренировка очень эффективна, особенно для излишне спокойных и молчаливых людей.

Также для развития грамотной речи следует вспомнить старую добрую традицию писать бумажные письма. Формулировка мыслей в письменной форме помогает развить устную речь, сделать ее связной и логичной.

Чтобы учиться грамотной речи, нужно как можно чаще слушать хороших ораторов

Что делать, если стесняешься

Не все знают, как научиться разговаривать с людьми уверенно и четко. В психологии общения с людьми есть понятие «зажатость» – физическое и умственное напряжение во время разговора из-за необоснованной боязни показаться смешным, нелепым или неловким.

Статистика утверждает, что этому синдрому подвержено 70% населения планеты. В развитых странах стеснительность встречается чаще и выражена сильнее, чем в развивающихся.

Она часто является спутником биполярного расстройства, но характерна и для вполне здоровых людей.

Есть несколько методов преодолеть чрезмерную застенчивость:

  • Безоговорочно принимать собственный темперамент и терпимо относиться к своим недостаткам;
  • Видеть в каждом человека не врага, а друга, учиться доверять, уважать и дружить;
  • Искренне тянуться к окружающим;
  • Найти у себя какой-нибудь интересный талант и стараться чаще демонстрировать его на публике (например, петь, танцевать или рассказывать анекдоты). Это поможет замкнутым юношам и девушкам преодолеть робость и заодно повысить самооценку;
  • Общаться с живыми людьми больше, чем по интернету;
  • Верить в собственную успешность и любить самого себя.

Психологи утверждают, что причиной робости часто бывает сравнение себя с окружающими. В этом случае стоит почаще исследовать свои таланты, тогда причин стесняться просто не будет.

Если преодолеть робость все-таки не удалось, интроверту не стоит падать духом.

В обществе принято считать застенчивость признаком скромности, а к скромному человеку всегда хорошо относятся, даже если он не умеет грамотно и красиво разговаривать.

Чтобы перестать стесняться и стать успешным, можно искусственно создавать ситуации, требующие умения вести себя смело. Такие краткие практические уроки хорошо помогают преодолеть робость.

Например, можно добровольно взять на себя роль тамады на новогоднем празднике или произнести красивую импровизированную речь на Дне рождения руководителя, который празднует юбилей.

Это поможет освоить искусство общения и забыть о чрезмерной скромности.

Обсуждение любимой темы поможет справиться с застенчивостью

Внимание! Для того чтобы раскрепоститься во время разговора, застенчивый человек может предложить собеседнику ту тему для обсуждения, в которой хорошо разбирается. Беседа о любимом занятии поможет преодолеть робость, почувствовать собственную значимость и обрести необходимую уверенность.

Распространенные ошибки

Излишняя навязчивость, как и замкнутость, может оттолкнуть партнера

Во время очной или онлайн беседы даже самые общительные участники коммуникации часто допускают ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Отсутствие невербального контакта с собеседником (разговаривать, не глядя в глаза другому человеку);
  • Слишком тихий, слабый или, наоборот, очень громкий и резкий голос;
  • Манера «засыпать» человека разными вопросами (даже маленькими и невинными) и требовать ответа на каждый из них;
  • Манипуляция людьми;
  • Бесконечные рассказы о себе, особенно о различных болезнях и других проблемах, могут быстро отпугнуть даже самого терпеливого слушателя.

Также ошибку совершает тот, кто настаивает на разговоре, если собеседник испытывает грусть (тоску, расстройство) и явно не хочет продолжать беседу. Психологи утверждают: чем больше человек навязывает свое общество окружающим (даже родственникам) в той или иной ситуации, тем большее отторжение он вызывает.

Не стоит говорить о лицах, отсутствующих в данный момент, даже если хочется сказать о них что-нибудь хорошее. Также в список неподходящих тем для разговора входят семейные и любовные отношения, возрастные вопросы, работа и заработная плата, отношения с начальством. Однако, если собеседник хочет обсудить именно эти вопросы, его следует внимательно выслушать, не давая конкретных ответов.

Не рекомендуется употреблять в речи большое количество профессиональных терминов или иностранных слов, непонятных другим участникам коммуникации. Такой собеседник рискует выглядеть в глазах окружающих человеком, который очень высокого мнения о себе и о своих умственных способностях.

Жаргон и сленг тоже под запретом, следует отдавать предпочтение нейтральной разговорной лексике. Разумеется, ни при каких обстоятельствах нельзя произносить бранные слова (мат), особенно в адрес кого-либо. Это очень важное правило поведения.

Тот, кто ругается, вряд ли сможет разговорить собеседника.

Внимание! Во время разговора рекомендуется находиться на некотором расстоянии от собеседника. Несоблюдение дистанции может быть расценено партнером как проявление агрессии. Умеренно жестикулировать не возбраняется, но брать другого человека за руку или хлопать его по плечу не стоит.

Для того чтобы учиться легко ладить с окружающими и комфортно чувствовать себя в любой компании, необходимо, прежде всего, расстаться с комплексами. Главное – уверенность в себе и четкая грамотная речь.

Хорошо помогают учебники – пособия по искусству общения. Возможно, достичь желаемых результатов получится не сразу, но приложить усилия непременно стоит.

Эффективная коммуникация – залог успеха в карьере и личной жизни.

Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития

Особенности общения

Определение 1

Общение — это один из наиболее важных инструментов социализации человека. С его помощью он существует, удовлетворяет свои базовые потребности и регулирует их. Помимо этого общение является главным каналом взаимодействия между людьми.

Обычно, общению человек начинает учиться с самого раннего детства. Овладение этими навыками напрямую зависит от того, какая среда и какие люди окружают его. Этот процесс происходит стихийно, на базе житейского опыта.

Для повседневного общения, особенно в своей среде, таких навыков оказывается достаточно. Однако в профессиональной сфере, в особенности если она напрямую связана с людьми или передачей информации/знаний такого базиса будет недостаточно и потребуется получение теоретических знаний в этой области.

В чем заключается суть понятия «общение»

Само понятие «общение» (как и прочие) было разработано в психологии на основании работ многих исследователей, поэтому у него имеются различные трактовки. У непосредственно термина «общение» нет аналога, который в точности передавал бы его суть, в традиционной социальной психологии (западной). Как отмечает Г. М. Андреева:

Цитата 1

«Его содержание может быть рассмотрено только в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности».

В отечественной психологии сформировалась устойчивая традиция, согласно которой понятия «деятельность» и «общение» связывают между собой (например, «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность»). К тому же, бывают случаи, когда общение определяют еще и как условие деятельности.

Определение 2

Общение — это необходимое условие любой деятельности, которую требуется проводить совместно. Оно представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия друг друга его участниками и их дальнейшего взаимодействия.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Такой подход был сформулирован впервые в 70-е годы XX века советским психологом Б. Д. Парыгиным. Он же выделил основные параметры, из которых состоит процесс общения:

  • психологический контакт, который возникает между его участниками и реализуется в ходе их взаимного восприятия друг друга;
  • обмен информацией (при помощи вербального и невербального общения);
  • взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Согласно этому подходу в отечественной социальной психологии было выделено основное содержание общения (согласно Г. М. Андреевой, 1976 г.):

  • передача информации (коммуникация);
  • взаимодействие (интеракция);
  • познание людьми друг друга (перцепция).

Рисунок 1. Составные элементы категории общения

Считается, что наиболее объемно характеристика общения была представлена Л. П. Буевой.

Определение 3

Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и их групп), он характеризуется обменом информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками, способностями и результатами деятельности. Это одно из самых необходимых условий формирования и развития отдельной личности и всего общества в целом, которое имеет всеобщий характер.

Это определение имеет общий характер и служит для изучения любых социальных взаимосвязей.

Понятие «общение» можно анализировать и как самостоятельное.

Определение 4

Общение — это взаимодействия между несколькими людьми (двумя и более), которое заключается в обмене информацией, имеющей познавательный или аффективно-оценочный характер.

Согласно этому определению, структура общения состоит из следующих компонентов:

  • когнитивный (познавательный);
  • аффективный (эмоциональный);
  • поведенческий.

Вывод

Резюмируя, можно сказать, что общение — это сложный, многоплановый процесс, в результате которого между людьми устанавливаются и развиваются контакты, которые были порождены потребностями в совместной деятельности. Этот процесс включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Особенности общения в современном обществе

Современный мир таков, что общение в нем связано с ценностями, вносящими в жизнь каждого социальный контроль, технические средства и массовую культуру.

Цивилизация развивается таким образом, что происходит непрестанное совершенствование средств связи и в наличии всегда имеется многообразие информационных каналов. Это приводит к противоречию между формой/средствами общения и его содержанием/глубиной.

Сейчас человек способен без затруднений устанавливать контакты даже с теми субъектами, которые находятся от него на большом расстоянии. Однако, такое совершенствование средств общения не обеспечивает его качество и глубину.

  • Межличностные взаимоотношения в группе детского сада

    • Вид работы:Контрольная работа
    • Выполнена:23 октября 2017 г.
    • Стоимость:4 100 руб

    Заказать такую же работу

  • 35 Психологические условия профилактики межличностных конфликтов в молодых семьях

    • Вид работы:Дипломная
    • Выполнена:27 августа 2012 г.
    • Стоимость:6 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние эмоционального состояния на эффективность работы оператора

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:29 сентября 2016 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Самопонимание и групповое психологическое консультирование участников образовательного процесса.

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:3 июня 2016 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Этика консультационных отношений

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:14 апреля 2016 г.
    • Стоимость:1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка. Заказ: 387350

    • Вид работы:Курсовая
    • Выполнена:21 ноября 2015 г.
    • Стоимость:800 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по психологии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Структура общения – три стороны, особенности процессов, видео

    Особенности общения

    Общение бывает разным, межличностным, межгрупповым и порождается всегда совместной деятельностью людей. Структура общения, рассматриваемая с позиций социальной психологии, имеет три стороны.

    Коммуникативная — в момент взаимодействия происходит обмен информацией и понимание полученного ее фрагмента. Эти действия обеспечивается единой знаковой системой для адресата и адресанта, осуществлением взаимного влияния и установлением отношений.

    Интерактивная — осуществляется между партнерами в момент организации или выполнения совместной работы или другой деятельности. Форма общения дополняется мотивами и целями общения, а также взаимодействием.

    Перцептивная — показывает уровень восприятия одним партнером другого.

    Процесс общения считается основным в жизни отдельного человека и всего общества. Его главная задача — донесение мыслей и опыта до другого индивида. Все стороны общения взаимосвязаны, и могут перемежаться во время диалога в зависимости от ситуации и уровня взаимопонимания между собеседниками.

    Особенности коммуникативных процессов

    При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них.

    При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение.

    Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.

    Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.

    цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).

    Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.

    В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:

    • половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
    • темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
    • возраст;
    • социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
    • физические различия;
    • состояние здоровья;
    • ценностные ориентации.

    Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:

    • физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
    • функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
    • речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
    • отношения между объектом восприятия и субъектом;

    Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.

    Структура общения и ее разделение на уровни

    Общение может происходить как на вербальном уровне, так и невербальном, учитывающим движения глаз, головы, тела. На основании мимики, пантомимики и жестов говорящего, человек часто интуитивно понимает достоверную ли информацию он получает.

    Уровни общения бывают следующими:

    1. Манипулятивный. Один из собеседников пытается добиться каких-либо выгод, стараясь вызывать у партнера чувство жалости или простого сочувствия, что влияет на принятие решения.
    2. Примитивный. Один человек выступает в роли коммуникатора и подавляет остальных. В этом случае другие объекты выступают как постоянные реципиенты.
    3. Высший. На этом уровне все относятся друг к другу равным образом, вне зависимости от различных факторов.

    Общение — сложный процесс, смысл которого изначально заключается именно в передаче информации. Эволюция внесла множество корректив в способы коммуникации, которые человек использует практически подсознательно.

    Структура процесса общения — видео

    Билет 16. Вопрос 2. Особенности общения в современном мире

    Особенности общения

    Искусство общения — очень важная для любого человека способность, с помощью которой он может преодолевать возможные психологические барьеры и осуществлять правильный подход к собеседнику. Коммуникабельному человеку гораздо проще, чем другим, организовать беседу или вступить в разговор, также ему не сложно удовлетворить свою повседневную потребность в общении.

    Зачем нужно общение

    Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.

    Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он

    Почему так важно общение?

    1. Человек получает подтверждение своего «я» от окружающих. Происходит идентификация личности. Это не кажется значимым для сознания, но очень важно для подсознания. Мы смотримся в других, как в зеркала, и они показывают нам, кто мы есть.
    2. Общение позволяет сравнить себя с другими. Мы получаем оценку своих качеств, действий и поступков. Так человек устанавливает для себя рамки — моральные барьеры.
    3. Мы получаем одобрение, сочувствие и поддержку, как подтверждение, что наши чувства правильные и оправданные. Когда такие же, как мы говорят нам, что чувствовали в такой ситуации то же самое, становится легче пережить стрессовую ситуацию.
    4. Человек испытывает удовольствие, когда разделяет свои чувства с другими. Радость не будет полной, если рядом нет кого-то, кто мог бы порадоваться за тебя. А горе в одиночку пережить ещё сложнее. Это тоже свойство психики: советоваться, делиться.

    Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать.

    Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило.

    Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.

    Если бы люди жили обособленно, не общались друг с другом, мы имели бы мир, похожий на психушку. Человек не может быть психически здоровым, находясь длительное время в изоляции. Вспомните Робинзона Крузо: он разговаривал с мячом. Если бы он этого не делал — сошёл бы с ума.

    Целостная система развития мира

    Глобализация, разумеется, процесс общемировой. Увеличение взаимозависимости экономик отдельных стран, постоянно растущий обмен услугами, товарами, технологиями, финансами, совместное решение проблем — продовольственных, экологических, миграционных, демографических — всё это особенности современной картины мира.

    Однако глобализацию нельзя ограничить простым усилением взаимозависимости хозяйственных интересов отдельных стран. Она объединяет все области жизни общества, постепенно преобразует мировое пространство в единую зону — военно-политическую, финансово-информационную, социально культурную. Здесь легко перемещаются информация, товары, идеи, технологии, инвестиции.

    Особенности общения в современном мире характеризуются всё большей доступностью связей и направляют развитие мирового сообщества к системе абсолютной целостности. Глобализация — процесс объективный, подготовленный всеми этапами развития экономики мира. Однако на него влияют всевозможные субъективные факторы.

    Взаимопонимание в общении

    Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.

    Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.

    Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.

    Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.

    Говорят: «Сытый голодному не товарищ». И это верно. Если одинокая девушка опоздает на свидание и расскажет об этом своей замужней подруге, та не поймет всю глубину ее разочарования.

    Также влияет интеллект. Люди, которые любят порассуждать о глубинных вещах, мироздании, обсудить какие-то высокие темы, не смогут сделать это с людьми иного умственного строя.

    Так, кандидату наук по философии будет не о чем разговаривать со своей одноклассницей, которую интересуют только модные сумочки и последние новости. Многие чувствовали это на себе: не со всеми одноклассниками удавалось найти общий язык.

    Просто все разные. А без взаимопонимания отношений не получится.

    Если муж мечтает о крутой тачке и путешествиях в весёлой компании, а жена хочет много детей и свой дом, такая пара просуществует недолго. Взаимопонимание — это совпадение взглядов, мыслей, предпочтений. Вот для чего нужно общение. Установившийся на этой базе контакт. Такие люди становятся друзьями.

    Польза общения

    Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.

    ПСИХОЛОГ
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: