Педагогическое общение

Содержание
  1. Стили педагогического общения с учащимися детьми
  2. Предназначение педагогического общения
  3. Стили педагогического общения
  4. Авторитарный стиль
  5. Либеральный стиль
  6. Демократический стиль общения
  7. Смешанный стиль
  8. Структура педагогического общения
  9. Особенности педагогического общения
  10. Профессионально-педагогическое общение предполагает:
  11. Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ..
  12. 2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)
  13. 2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];
  14. -диалог, монолог,
  15. Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];
  16. Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995]
  17. Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся с целью создания благоприятного психологического климата.. Тактика поведения и действий учителя состоит:
  18. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя. … коррекции учебного процесса ИПК руководящих и педагогических работников г. Ярославля. 1. Учитель является для тебя авторитетом 5 4 … 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 … принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя …
  19. Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотноше­ний, является то, что подростки не терпят никаких запретов (осо­бенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.
  20. Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедли­вых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те учени­ки, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «сво­боде». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педа­гогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося
  21. Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ..
  22. Педагогическое общение
  23. Демократический стиль педагогического общения
  24. Авторитарный стиль педагогического общения
  25. Либеральный стиль педагогического общения
  26. Функции педагогического общения
  27. Структура педагогического общения
  28. Стили педагогического общения
  29. Педагогическое общение – функции, особенности, барьеры и культура
  30. Педагогическое общение и его основные стили
  31. Значимые функции педагогического общения
  32. Существующие барьеры педагогического общения
  33. Сложности педагогического общения
  34. Эффективное педагогическое общение — видео-лекция

Стили педагогического общения с учащимися детьми

Педагогическое общение

Педагогическое общение – профильный стиль межличностных взаимоотношений, который устанавливается между преподавателем и детьми.

Подобные взаимоотношения имеют многоуровневую структуру, и подразумевают установку контакта, наполненного взаимопониманием между учениками и учителем. Эффективность это процесса имеет связь со степенью удовлетворенности потребностей, каждого участника этой связи.

В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные стили общения педагога с детьми и выявить наиболее приемлемую форму коммуникативной связи.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства.

Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков.

Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :

  • эмотивная
  • познавательная
  • регулятивная
  • фасилитативная.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

В задачу преподавателя входит изучение внутреннего мира, физического состояния и других индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем.

Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей.

Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности. Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников.

Стили педагогического общения

Формы коммуникативной связи, установленной между детьми и педагогом, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. На основе выбранного стиля определяется методика воздействия, имеющая воспитательный характер.

Такое воздействие проявляется в виде требований к поведенческой модели учащихся. Форма педагогического общения подразумевает организацию деятельности, целью которой является создание коммуникативной связи между детьми и педагогом.

Существует четыре стиля педагогического общения:

  • авторитарная форма;
  • демократическая форма;
  • либеральная форма;
  • смешанная форма коммуникативной связи.

Стили педагогического общения, и их характеристика кратко изложены ниже. Рекомендуем обязательно ознакомиться с ними.

Авторитарный стиль

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения.

Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание. Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой.

Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности.

Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников.

Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками.

Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников.

Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Либеральный стиль

Приверженцев этого стиля можно охарактеризовать как безответственных и безынициативных педагогов, которые часто совершают непоследовательные действия в отношении своих воспитанников.

Такие педагоги, часто забывают о своих прежних требованиях и через определенный промежуток времени ставят прямо противоположные цели. Охарактеризовать подобную связь можно как ярко выраженную переоценку детских возможностей и низкий интерес к самому процессу обучения.

Такие учителя не стремятся выявить степень выполнения поставленных задач, а их отношение к воспитанникам имеет зависимость от эмоционального настроя.

Пребывая в хорошем настроении, педагог ставит учащимся положительные оценки, а при плохом настроении, может наказать за непослушание.

Воспитатели, придерживающиеся данной модели взаимоотношения с детьми, не являются авторитетом для последних. Стремление предупредить конфликтные ситуации характеризуется как проявление природного сочувствия и доброжелательности. Такие люди воспринимают детей как самостоятельных личностей, которые обладают высокой общительностью и инициативностью.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем.

Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей.

Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий.

Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

Следует обратить внимание на то, что выбранный стиль педагогического общения, является проявлением приобретенных личностных качеств. Такие качества развиваются в каждом педагоге на протяжении всего процесса педагогической деятельности. Помимо этого, выбор определенного стиля основывается на определенных индивидуальных качествах личности.

Самовлюбленные натуры с агрессивной моделью поведения часто избирают авторитарную форму коммуникативной связи. Преподавателей с демократическим стилем можно охарактеризовать как уравновешенных людей, проявляющих доброжелательность, чуткость и внимание к каждому ребенку.

В объективной реальности, «чистую» форму коммуникативной связи между учениками и учителем, увидеть практически невозможно.

Индивидуальный стиль педагогического общения подразумевает использование методов воспитания, которые относятся к различным формам взаимодействия с учениками.

Воспитательный процесс подразумевает высокую степень взаимодействия не только с воспитанниками, но и их родителями, а также другими учителями.

Многим педагогам часто приходится общаться с различными социальными органами, занимающимися управлением образования и общественной деятельностью.

Каждый педагог должен разбираться в психологическом аспекте данного процесса для того, чтобы оказать нужное влияние на развитие личности ребенка.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками.

На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке.

В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение

Начинающие педагоги замечают , что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Профессионально-педагогическое общение предполагает:

-знание основ педагогики общения;

-владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;

формированностьопределенных нравственно-личностных качеств педагога.

-Педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Оно ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений

-Педагогическое общение- процесс динамичный— с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога и детей в общении.

-Педагогическое общение проявляется через личность педагога. Именно в общении проявляются его взгляды, отношения к миру, к людям, к себе.

-Педагогическое общение- важное средство решения педагогических задач.. Общаясь с учащимися педагог получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков, изучает индивидуальные особенности школьников.

-Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие.

Новые технологии обучения и воспитания работают в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

-Общение оказывает значительное влияние на формирование познавательных интересов учащихся, обеспечивает создание благоприятного психологического климата

Таким образом, педагогическое общение- это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.

Выделяют три взаимосвязанных функции общения:

1.Коммуникативная ( обмен информацией)

Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ..

… бесед как средства формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Методы педагогического исследования: беседа, диалог, анализ, синтез, анкетирование. Глава1. …

2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)

3.Интерактивная( организация и регуляция совместной деятельности).

2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];

— способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей,

-дискутировать и защищать свою точку зрения,

-выступать на публике,

-принимать решения,

-устанавливать и поддерживать контакты,

-справляться с разнообразием мнений и конфликтов,

-вести переговоры,

-сотрудничать и работать в команде

-диалог, монолог,

— порождение и восприятие текста;

-знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;

-деловая переписка;

-делопроизводство,

-бизнес-язык;

— иноязычное общение,

— коммуникативные задачи,

Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];

Способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004];

Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995]

Согласно обозначенным подходам исследователей, коммуникативная компетентность это -способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.).

Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся с целью создания благоприятного психологического климата.. Тактика поведения и действий учителя состоит:

в предвидении воз­можных последствий применения тех или иных методов и свое­временной их корректировке

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

… коррекции учебного процесса ИПК руководящих и педагогических работников г. Ярославля. 1. Учитель является для тебя авторитетом 5 4 … 5.

Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 … принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10.

Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя …

Возраст и опыт не гарантирует уважительного от­ношения к учителю со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение.

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения.

Если с первых шагов он вызвал к себе анти­патию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотноше­ния в дальнейшем не складываются.

Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответству­ет ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, — фальшивым и наигранным. Фальшь же в лю­дях дети особенно не любят.

Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает

свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать на уважение, а следовательно, ина установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотноше­ний, является то, что подростки не терпят никаких запретов (осо­бенно необоснованных).

Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учи­теля. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлек­ло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедли­вых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те учени­ки, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «сво­боде». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педа­гогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося

Установление педагогически це­лесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагоги­ческом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическо­му процессу.

Наличие в личности учителя таких качеств, как са­момнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистли­вость, не может остаться незамеченным.

Практика свидетельству­ет о том, что в тех классах, где классными руководителями, начи­ная с IV — VI классов, назначаются учителя с такими чертами ха­рактера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ..

…  Степени социально педагогической запущенности.  1.10.Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка.      1.11 Значение социализации в жизни …        Предметом исследования является изучение работы педагога-организатора с педагогически запущенными детьми.          Предмет, объект, цель …

Педагогическое общение

Педагогическое общение

Педагогическое общение – это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения – строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом – это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция – установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция – стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция – побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Структура педагогического общения

Педагогическое общение имеет следующую структуру:

  1. Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация – сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
  3. Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.

Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:

  • информационную
  • самопрезентативную
  • интерактивную
  • аффективную
  • социально-перцептивную

Замечание 1

Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.

Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:

  • наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
  • четкая социальная установка;
  • безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
  • развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
  • воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
  • личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
  • самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
  • развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
  • наличие педагогической интуиции.

Стили педагогического общения

Большое значение на развитие личности ребенка, его отношение к педагогическому процессу и в целом личностное отношение к образовательному учреждению, зависит от стилей педагогического общения.

Замечание 2

Стиль педагогического общения – методы и приемы взаимодействия воспитательного характера, проявляющиеся в наборе требования и ожиданий соответствующего поведения учащегося (воспитанника).

Стиль педагогического общения воплощается в организации деятельности и реализации взаимоотношений с детьми. Традиционно выделяют три основных стиля педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения признан одним из наиболее эффективных стилей общения и взаимодействия между детьми и педагогами. Его характерными чертами являются:

  • взаимодействие с детьми устанавливается на основании взаимного доверия и уважения;
  • педагог выстраивает положительное эмоциональное взаимодействие с каждым ребенком;
  • в процессе общения и взаимодействия педагог не подавляет детей своим личным авторитетом, возможностью наказания;
  • наличие обратной связи с детьми, умение признавать и осознавать свои ошибки.

Педагог, использующий демократический стиль общения, нацелен на стимуляцию активной познавательной деятельности, мотивации на обучение, развитие дружеских взаимоотношений между детьми. В целом педагогический стиль общения создает дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми, вызывает только положительные эмоции и развивает уверенность в себе как в личности.

Авторитарный стиль педагогического общения.

В отличие от демократического стиля общения, педагоги, использующие авторитарный стиль, отмечаются ярко выраженными установками и избирательностью в отношениях с детьми. Авторитарные педагоги используют в процессе взаимодействия с детьми такие методы как наказание, отрицательные оценки, строгость в общении, ограничения и т.п. Они ожидают от детей беспрекословного подчинения и послушания.

Авторитарный стиль педагогического общения зачастую является одной из причин конфликтов между педагогом и детьми, возникновению недоброжелательности в отношения. Особенно это актуально с детьми подросткового возраста, которые в отличие от дошкольников и детей начальных классов не желают подчиняться и стараются сделать все наперекор.

Педагог в свою очередь не идет на компромиссы и уступки, не выстраивает с детьми эмоционально положительных и доверительных отношений, он «напирает» на детей своим авторитетом и мнением, тем самым создаются неблагоприятные условия по воспитанию и обучению.

У детей отмечается снижение мотивации на обучения, желания посещать образовательное учреждение.

Либеральный стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения основан на безынициативности, безответственности и непоследовательности в принимаемых решениях и действиях со стороны педагога.

Зачастую либеральные педагоги не могут принять нужного решения в сложной ситуации и, по сути, плывут по «течению». Основой их поведения является настроение.

Педагог не оценивает знания детей по существу, он ставит оценки в зависимости от своего настроения и желания.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Педагогическое общение – функции, особенности, барьеры и культура

Педагогическое общение

Процессом общения называют одну из форм взаимодействия между людьми. Педагогическое общение считают специфическим и многоплановым.

Это профессиональное общение педагогов с учащимися, которое строится на установлении и дальнейшем развитии между ними взаимопонимания и взаимодействия.

С помощью эффективных средств и современных методов обучения, происходит реализация поставленных целей, а также задач воспитания.

Педагогическое общение и его основные стили

От стиля педагогического общения зависят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности учащегося. С его помощью осуществляется выбор приемов и методов для воздействия воспитательного характера, а также предъявляемых требований к поведению воспитанников.

Существуют следующие стили общения:

  1. Демократический. Самый эффективный из всех, отличается налаженностью контактов с учащимися. Все отношения при этом стиле общения строятся на доверии и уважении, без строгости и наказаний. Между педагогом и воспитанниками налажено дружественное взаимопонимание, благодаря которому, дети становятся более уверенными, начинают понимать положительные стороны сотрудничества.
  2. Авторитарный. Для него характерна строгость и наказания, которые применяет педагог по отношению к учащимся. Много запретов и ограничений, а также высокий процент отрицательных негативно влияют на воспитание школьников. Использование педагогами авторитарных приемов зачастую связано с желанием ускорить темпы развития учащихся и их обучения. Однако такой стиль педагогического общения отдаляет их от воспитанников, которые начинают все больше испытывать чувства неуверенности, тревоги и незащищенности.
  3. Либеральный. Такой стиль общения характеризуется безответственностью и непоследовательностью, а также отсутствием решительности у педагога. Либеральные преподаватели часто меняют требования, а их оценки и мнение порой зависят от настроения. Из-за этого уровень их авторитета может упасть, даже несмотря на то, что в общении такие педагоги доброжелательные и приветливые. А все воспитанники характеризуются ими как общительные и инициативные.

На практике эти стили в чистом виде встречаются крайне редко. Каждый педагог подбирает свои приемы, у него, как правило, индивидуальный или «смешанный» стиль общения.

Значимые функции педагогического общения

Педагогическое общение обеспечивает весь процесс обучения и воспитания, способствует интеллектуальному и психическому развитию учащихся, но при этом сохраняет особенные черты личности.

В его основе такие функции как:

  • познавательная;
  • контактная;
  • эмотивная;
  • обозначающая;
  • регулятивная;
  • фасилативная.

Самой важной считается функция понимания и восприятия педагогом личности учащегося. Она выражается в познании духовного мира и индивидуальных, возрастных и психических состояний и особенностей воспитанников.

С индивидуальным общением связывают возможность познания личности, а контактная создает контакты и настрой для передачи и приема нужной информации. Эмотивная функция вызывает в учащихся необходимые эмоциональные переживания и изменения в состоянии педагога.

Любой стиль педагогического общения должен обеспечивать уважительное отношение к школьникам, ориентироваться на личное достоинство каждого человека и иметь в своей основе такие ценности как забота, доверие, терпение, вера, милосердие.

Существующие барьеры педагогического общения

Иногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров.

Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний.

Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Эффективное педагогическое общение — видео-лекция

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: