Причины конфликтов

Содержание
  1. Причины конфликтов
  2. Причины возникновения конфликтов
  3. Социальные конфронтации
  4. Межнациональные противостояния
  5. Конфликты в организации
  6. Конфликт. Виды и способы разрешения конфликтов
  7. Организационно-управленческие причины конфликтов
  8. Социально-психологические причины конфликтов
  9. Причины возникновения конфликтов: от просчетов к прорывам
  10. Что такое конфликт и как он проявляется
  11. Три составляющих конфликта
  12. Основные причины конфликтов и их виды
  13. Объективные причины конфликтов
  14. Организационно-управленческие причины конфликтов
  15. Социально-психологические
  16. Личностные причины возникновения конфликтов
  17. Причины и факторы конфликтов
  18. Факторы возникновения конфликтов
  19. Типы конфликтных личностей
  20. Описание причин конфликтных ситуаций: что может привести к противоречиям
  21. Что такое причина конфликта
  22. Основные причины
  23. Межличностные конфликты
  24. Профессиональные
  25. Между детьми в школе
  26. Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт
  27. Причины с точки зрения психологии

Причины конфликтов

Причины конфликтов

Конфликтологи обычно выделяют общие типичные причины конфликтов и универсальный источник противостояния, который заключается во взаимоисключении притязаний сторон вследствие ограниченности потенциальных возможностей их удовлетворения.

Среди причин общего характера социологи выделяют: противоположное восприятие субъектами установок, целей, склонностей, ценностей, стилей поведения, разный статус индивидов, расхождения между ожиданиями и реальными поступками людей, недостаток информации либо ее некачественность.

Ключевым звеном всех экономических конфликтов считается недостаток средств, необходимых для существования. Большинство конфликтологов убеждено, что удовлетворение всех человеческих потребностей решает проблему зарождения конфликтов, но при этом отсутствие всяких конфликтов останавливает развитие общества.

Причины возникновения конфликтов

Зарождение и формирование различных конфронтаций обусловлено влиянием четырех групп причин. Ниже приведены основные причины конфликтов: организационно-управленческие, собственно объективные, личностные и социально-психологические.

Две первые группы перечисленных причин в большинстве своем характеризуются объективной направленностью, а другие, в основном, субъективной.

К причинам объективного характера относят условия социального взаимодействия индивидов, которые вызвали конфликт их мнений, интересов, убеждений и т.п. Они ведут к образованию предконфликтному событию – объективной составляющей предконфликтной ситуации.

Субъективные факторы, провоцирующие конфронтации, характеризуются связью с индивидуальными особенностями личности оппонентов, приводящие к выбору конфликтного пути разрешения образовавшегося объективного противоборства.

Другими словами субъективные причины ведут к субъективному способу реагирования.

Строгой классификации объективных причин не существует, поскольку они довольно разнообразны. Можно выделить среди наиболее часто встречающихся следующие причины конфликта между человеческими субъектами:

– естественное расхождение значимых духовных ценностей и материальных устремлений человеческих субъектов в ходе их существования;

– низкая подготовленность нормативно-правовых процедур, позволяющих регулировать и адекватно разрешать противоречия, зарождающиеся в ходе человеческого взаимодействия;

– дефицит важных для нормального взаимодействия и жизнедеятельности индивидов материальных благ и духовных ценностей;

– образ жизни большинства людей;

– устойчивые стереотипы межличностного взаимодействия и межгрупповых взаимоотношений граждан, провоцирующие возникновение столкновений.

Как правило, объективные причины ведут к образованию предконфликтного микроклимата. Объективные причины конфликтов психология разделяет на мнимые, то есть на искусственно придуманный личностью повод, и реальные.

Когда предконфликтная ситуации перерастает в непосредственно конфронтацию, начинают действовать субъективные психологические причины конфликта.

Считается, что практически во всех предконфликтных ситуациях у индивида существует возможность выбора путей разрешения: конструктивных либо деструктивных, конфликтных или неконфликтных.

Субъект выбирает тот либо иной поведенческий стиль, исходя из субъективных особенностей темперамента личности и ее характера. В конфликте не существует виноватого и безвинного. Противоборствуют всегда оба участника.

Социальные конфронтации

Необходимым условием общественного развития является социальное противостояние, которое выступает в качестве результата несовместимости убеждений отдельных индивидов. Конфронтация позволяет оголить проблемы с социума, что в свой черед способствует их разрешению либо ведет к анархии.

Разнородность общества, различия в статусе, отличия в благосостоянии – все это неизбежно ведет к возникновению противостояний и, следовательно, к эскалации социальной конфронтации.

Фундаментом каждого отдельного столкновения всегда являются различные явные и скрытые психологические причины конфликта.

К числу главных социальных предпосылок для зарождения противоречий относят, в первый черед, социальное неравенство, поскольку всякий социум богат на бедняков и олигархов, и культурная неоднородность, заключающаяся в существовании различных ценностных интересов, поведенческих систем в обществе.

Факторов, провоцирующих социальные противостояния, насчитывается множество. Ниже приведены кратко социальные причины конфликтов.

Идеологические причины конфронтации состоят в существовании определенной ценностно-идейной системы, определяющей превалирование и субординацию в любом социуме. Взгляды у участников на такую систему могут значительно разниться.

Различные ценностные ориентиры также считаются довольно частой причиной социального противостояния. Всякий участник противостояния, будь то социальный коллектив или отдельное лицо, обладает индивидуальным набором ценностных благ.

Каждый такой набор строго субъективен, и часто противоположен набору другой участвующей стороны. Конечной целью описываемого типа конфликтов является удовлетворение исключительно собственных потребностей.

Именно это вызывает взаимодействие противоположно направленных интересов, порождающих противостояние.

Экономические и социальные факторы связаны с разделением власти и богатства. Конфликты этого вида появляются, когда одной из участвующих сторон кажется, что ее обделили. Данный вид причин социальных противоречий считается наиболее распространенным.

Социальные конфронтации можно классифицировать по количеству противоборствующих сторон (внутри и межличностные, межгрупповые), по источнику возникновения (субъективно и объективно обусловленные), по функциям (интегративные и дезинтегративные), по форме (внешне направленные и внутренние), по сферам общественной жизнедеятельности (политические, этнические, экономические, семейно-бытовые).

В свой черед, каждый из перечисленных видов конфронтаций характеризуется отдельными причинами, провоцирующими их возникновение.

Так, например, основные причины семейных конфликтов – это ревность, устоявшиеся стереотипы в интимной жизни, приверженность одного из партнеров к злоупотреблению удовлетворения собственных потребностей (алкоголь, финансовые траты исключительно на себя), расхождения во мнениях и, следовательно, потребностях по проведению совместного досуга, эгоизм, бытовые проблемы. Перечислены далеко не все причины семейных конфликтов, поскольку в каждой отдельно взятой ячейке общества существуют специфические проблемы и индивидуальные причины.

Межнациональные противостояния

Все чаще в современном мире возникают межнациональные конфликты. Для установления господствующего положения в отношении остальных жителей планеты люди обычно прибегают к применению различных средств. И чаще такими средствами бывают оружие и грубая сила.

Соперничество между человеческими субъектами разных национальностей, противоборство, острое конкурирование в борьбе за превалирование собственных интересов, которые обнаруживаются в различных требованиях, называется межнациональным конфликтом.

В межнациональных конфронтациях сталкиваются две участвующие стороны, отстаивающие собственную точку зрения и стремящиеся добиться персональных целей.

Когда оба участника равносильны, в большинстве случаев, стороны стремятся с целью решить проблемный вопрос мирным путем.

Однако, как правило, в противостоянии людей разных народностей есть превалирующая сторона, то есть превосходящая по каким-нибудь параметрам, и более слабая, вследствие чего и более уязвимая.

Конфликты межнационального характера могут возникать по разным причинам. Можно выделить самые распространенные причины конфликта между народами:

– социальная неудовлетворенность людей внутри одного государства или разных;

– расширение границ интересов бизнеса, выходящих за пределы одной страны;

– экономическое превосходство;

– несогласие с географическим установлением рубежей расселения разных народов; культурно-языковые притязания народов;

– политические формы поведенческого реагирования власть имущих;

– численное превалирование одной народности над другой;

– историческое прошлое богатое на противоречия во взаимоотношениях народов;

– борьба за естественные ресурсы природы и возможность их использования с целью потребления одной нацией в ущерб другой;

– конфессиональные расхождения и религиозные.

Причины конфликтов психология объясняет на основе изучения накопленного в различных уголках планеты опыта.

Разнясь по социальной значимости, масштабам, генезису, «возрасту», напряженности, межнациональные конфронтации характеризуются одной «конечной природой», содействующей этнической мобилизации.

Глубинные корни всех межнациональных конфронтаций сокрыты за нарушением прав той либо иной этнической группы, отсутствием равноправия и справедливости в межэтнических отношениях.

Основные причины конфликтов можно описать несколькими словами: межнациональное противостояние провоцирует наличие экономических, территориальных, политических, социальных и психологических противоречий между государствами.

Кроме того, нередким явлением для зарождения конфронтации между народами считается наличие одновременно нескольких причин. Также необходимо отметить, что важнейшую роль в зарождении конфронтации между этносами играет субъективный фактор, который значительно осложняет его течение и разрешение.

Собственно субъективный фактор влияет на эскалацию, интенсивность и «взрывоопасность» межэтнических противостояний.

Конфликты в организации

Так сложилось, что взаимоотношения между людьми не могут выстраиваться гладко, вследствие чего осложняются конфронтациями.

Ниже приведены основные причины конфликтов, проистекающие в организации:

– распределительные отношения (конфронтация зарождается вследствие распределения различных благ, при этом на возникновение конфликтов не влияет справедливость распределения);

– сложности, возникающие в процессе совместного труда (часто люди, действующие в рамках одного отдела, работающие в одном цеху, офисе конфликтуют между собой и чем ответственней и сложней работа, тем большей неизбежностью будут характеризовать противоречия);

– расхождение интересов (индивиды в некоторых организациях часто преследуют исключительно персональные цели и личные интересы, вследствие которых развиваться полноценно организация не может);

– борьба за лидерство (зачастую природа конфронтаций в организациях носит характер самореализации, порождающей соперничество из-за завышенных амбиций отдельных лиц);

– плохие условия для трудовой деятельности (данный фактор является раздражителем для людей и рождает нетерпимость к другим трудностям и проблемам).

Типичные причины конфликтов в организациях часто связаны с личными переживаниям и индивидуальными психологическими характеристиками работающих лиц.

В социальных коллективах противостояние возникает, когда один субъект начинает думать, что намерения либо действия другого ему угрожают, создают неравное положение, дискриминируют его, принижают важность его роли.

Чтобы конфронтация начала созревать, необходим инцидент, который заключается в действиях одной стороны, направленных на ущемление интересов другой стороны. Когда вторая сторона отвечает аналогичным поведением, конфликт трансформируется из потенциального противостояния в реальное (актуальное).

Вместе с тем необходимо учитывать, что конфронтации нередко возникают не вследствие реальных действий, а из-за подозрений одного индивида, что против него другой субъект планирует нечто неблагоприятное.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Конфликт. Виды и способы разрешения конфликтов

Причины конфликтов

Объективные причины конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению.

В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата.

Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними.

Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность.

Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов.

2

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины – их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается.

Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них.

Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины – как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины – обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины – являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

3

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат – обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм – это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты – ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала – появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений – как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры – другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Причины возникновения конфликтов: от просчетов к прорывам

Причины конфликтов

1 371

20 ноября, 2019 – Комментариев нет

У человека есть уникальный дар — речь. Тем не менее мы часто не можем договориться о простых вещах, не говоря уж о серьезных и масштабных проблемах.

Недопонимания, искаженное восприятие, неверные суждения вносят во взаимоотношения людей раздор. Конфликтов не избежать ни на работе, ни в магазине, ни в семье, ни в себе самом.

Мы хотим быть услышанными и в то же время не слышим других, мы требуем понимания и отказываемся понимать. Что это: двойные стандарты или инфантилизм?

Попробуем разобраться, в чем же заключаются основные причины возникновения конфликтов, пользуясь знаниями, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Что такое конфликт и как он проявляется

Понятие «конфликт» довольно однозначно. С латинского этого слово переводится как «столкновение», мы же добавляем — интересов. Любое противостояние, сопровождающееся сменой ровного состояния человека негативными переживаниями, можно смело назвать конфликтом.

Это могут быть мелкие размолвки, хамское поведение в общественном транспорте или очереди, давление со стороны руководителя, невыполнение поставленных задач подчиненным, скандалы в семье, недопонимания с детьми и т. д.

У конфликта нет возраста, пола и степени образованности: если что-то складывается не так, как мы то запланировали, если кто-то идет наперекор нашей воле, если обстоятельства отдаляют нас от желаемого, а не приближают к нему, — это плодородная почва для конфликта.

Рассматривая данный термин с точки зрения процесса, можно сказать, что конфликт — это действие или бездействие, направленное на противостояние оппоненту и защиту своих интересов.

То есть не обязательно человек должен использовать громкие бранные слова и агрессивно размахивать руками, но и злостное невыполнение возложенных на него обязанностей может квалифицироваться как протест и провокация конфликтной ситуации.

Три составляющих конфликта

Для возникновения конфликта необходима триада условий:

— противоречие как почва для прорастания зерна раздора;

— противодействие в общении, поведении или деятельности;

— переживание обоими оппонентами негативных состояний, которое станет триггером для дальнейшего развития проблемной ситуации.

Несмотря на многочисленные исследования и попытки систематизировать наблюдения разнообразных конфликтных ситуаций на разных уровнях (человек-человек, человек-группа, группа-группа), конфликтологами и психологами не выведено четкого алгоритма действий во время конфликта. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет не только вовремя исчерпать конфликт, но и предупредить его. Посмотрим на основные причины возникновения конфликтов с нового ракурса.

Основные причины конфликтов и их виды

В конфликтологии выделяют четыре группы причин конфликтов:

— объективные,

— организационно-управленческие,

— социально-психологические,

— личностные.

Остановимся на каждой из них подробнее.

Объективные причины конфликтов

Сюда относятся обстоятельства, которые формируют предконфликтную обстановку и не в полной мере зависят от участников конфликта.

Примером может послужить ограниченное количество бюджетных мест в вузе, большой конкурс на должность, недостаточно широкий ассортимент товаров в магазине и т. д. Абитуриенты, соискатели и посетители магазина невольно становятся оппонентами.

В стрессовой ситуации люди часто начинают выходить за рамки общепринятых норм поведения, и здоровая конкуренция превращается в бои без правил.

Имея знания тренинга «Системно-векторная психология», нам легко оценить ситуацию объективно, увидеть свои перспективы и избежать стресса.

Эти знания позволяют прогнозировать дальнейшее поведение человека, основываясь на свойствах его психики, которые считываются за первые минуты знакомства и наблюдений.

Таким образом мы перестаем быть втянутыми в конфликтную ситуацию и можем быстро и безошибочно сориентироваться в методах разрешения самого конфликта с минимальными потерями для его участников.

Организационно-управленческие причины конфликтов

Эта группа причин возникновения конфликтов относится к организации коллективов, их структуре и функционированию. При неверном выборе сотрудников, неправильной постановке задач и распределении ресурсов, несоответствии личностных качеств сотрудников поставленным задачам, а также неумелом управлении персоналом функциональность и продуктивность работы коллектива окажется под угрозой.

Когда человек находится на своем месте, он способен четко и грамотно справляться с обязанностями. Более того, это будет приносить ему моральное удовлетворение.

Он будет ощущать себя полезным и счастливым, а отсюда следует, что такой сотрудник сможет затрачивать достаточное количество энергии для достижения поставленных целей.

Умение определять человека по векторам (в терминологии тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана) позволит выбрать лучших кандидатов уже на этапе собеседования и тем самым сформировать коллектив, где усилия каждого его члена будут направлены на результат, а риск конфликтных ситуаций сведется к минимуму.

Социально-психологические

Эта группа включает в себя наиболее обширный диапазон причин возникновения конфликтов, к которым относятся и внутрисемейные, и межличностные, и конфликты внутри коллективов, не связанные напрямую с рабочим процессом. Все они объединены двумя факторами:

— необходимостью социального взаимодействия;

— наличием психологического давления.

Разберем несколько примеров.

Пример 1. Руководитель коллектива определил «любимчиков» и «жертв», в результате чего одним все сходит с рук, а вторые всегда пребывают в немилости? Если человек ощущает себя членом второй группы, он испытывает стресс при каждом выходе на смену.

Способ урегулирования.

При помощи знаний, полученных на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, мы можем с точностью определить векторальный набор руководителя, понять, какие у него ценности и ориентиры и какую выбрать тактику поведения, чтобы не попасть «в немилость».

К примеру, анальный вектор наделяет своего обладателя желанием к справедливости, как он ее понимает (поровну), высоким профессионализмом, стремлением к качеству и перфекционизму.

С таким управленцем следует строго соблюдать субординацию и при выполнении требований держать курс на качество, а не количество. Если же лидер группы — обладатель кожного вектора, то здесь важен результат и экономия ресурсов, а разговор о том, что качество может пострадать, будет им восприниматься как нежелание работать.

Пример 2. Респондентная агрессия, направленная не на источник конфликта, а на близких и друзей. На работе руководитель не подбирает слов при общении с подчиненными.

Ответить тем же нельзя — есть риск остаться без средств существования. Накопив ком негативных эмоций, мы возвращаемся домой взвинченные и накаленные до предела.

А здесь жена не встречает на пороге с тарелкой борща, да еще и тапочки неизвестно куда подевались. Скандал.

Способ урегулирования. Понимая природу руководителя, мы можем найти правильные слова, откликающиеся через систему его ценностей, и общаться на одном языке, в результате чего у него не возникнет желания как-то оскорбить или унизить коллегу, который с ним солидарен в вопросах управления и постановки задач.

К тому же знание психических особенностей окружающих и своих собственных вызывает ощущение внутреннего комфорта. Перед нами теперь не неизвестный Василий Петрович, а вполне предсказуемый и понятный кожно-звуковой айтишник, живущий своими идеями и читающий бинарный код как книгу.

А жене мы звоним по выезде с работы, ведь она — кожная, а значит, знает счет каждой минуте и успеет приготовить ужин к возвращению мужа.

Личностные причины возникновения конфликтов

Во время взаимодействия с окружающим миром мы реагируем на него согласно заданным конфигурациям психики — векторам, обусловливающим наше мировосприятие и мироощущение.

Одни из нас ищут изменений, жаждут богатства и материального превосходства, другие не мыслят жизни без семьи, детей, уютного дома и уважения коллег, третьи целиком отдаются поискам любви и ярким впечатления, четвертые погружены в глубины своего «Я» и не замечают, как зиму сменяет лето, а день — ночь.

Через свои системы ценностей мы пытаемся отличать и других людей, видя в них «себя» и «не себя»: если «себя», то оправдываем, видим родственную душу, а если «не себя» — обвиняем. Эти процессы происходят бессознательно.

И пока мы не раскрываем психику других людей (вектора), мы не способны понять, а кто же перед нами на самом деле, чем живет наш сосед по лестничной площадке, о чем молчит наш лучший друг, к каким высотам устремлен начальник, о чем мечтает жена.

Мы так же наощупь выбираем себе профессию, находим работу, место жительства. Редко кому удается идти по зову сердца и реализовать себя в мире, в социуме, в семье.

Нереализованный человек больше несчастен, подавлен, взвинчен, чем счастлив.

Наши состояния накладывают оттенки на восприятие мира, и мы уже видим в каждом человеке врага, на которого готовы сбросить напряжение, чтобы стало хоть чуточку легче.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность улучшить уровень социальной адаптации, повысить психологическую устойчивость, видеть других людей такими, какие они есть, и не завышать ожидания.

Мы учимся понимать самих себя, объективно видеть свои сильные и слабые стороны, свой потенциал. Нам больше не о чем спорить, не нужно ничего доказывать, не хочется ввязываться в пересуды.

Мы просто знаем, кто мы такие, понимаем людей вокруг и осознаем, куда мы движемся.

«…Каждого, с кем общаюсь, анализирую по векторам. Это помогает мне строить взаимоотношения с людьми, избегать конфликты через понимание, кто передо мной и какие его основные ценности и потребности…»

Ольга Г., специалист по обучению и развитию персонала, Торецк

«…Я стала на порядок лучше понимать других, причины их поступков и перестала обижаться по каждому поводу… Обиды и «пережевывание» их — это то, что отравляло мне жизнь многие годы. Чудесным образом люди, с которыми у меня были серьезные конфликты, ко мне потянулись. Искренне потянулись. Я увидела в их глазах желание находиться в моем обществе, чего НИКОГДА не было раньше…»

Юлия Г., Макеевка

Бесплатный цикл онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает причины и условия возникновения конфликтов, а также дает универсальный и математически точный инструмент по их урегулированию.

Автор Юлия Лисицкая, филолог

Редактор Тамара Ткаченко

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Причины и факторы конфликтов

Причины конфликтов

Определение 1

Причины возникновения конфликтов – это объективные факторы, провоцирующие развитие конфликтов.

Так, по мнению В.Р.

Дольника в основе конфликтов лежат специфические биологические программы, которые содержат информацию о том, что для необходимости выживания, борьбы за существование необходимо соревноваться со своими сородичами, бороться за ресурсы.

Подобная стратегия характерна как для животных, так и для человека как биологического вида. Например, животные соревнуются за пищу, самку или место в стае. Человек имеет также стремление к сотрудничеству, которое заложено еще предками.

Такой автор, как Дж. Ролз, видел причину конфликтов в нарушении норм и правил социальной справедливости, при этом ущемляется чувство собственного достоинства, нарушается самооценка.

Однако само понятие справедливости является относительным, оно соответствует тем нормам морали, которые в данный момент существуют в обществе.

Порождение конфликта сопряжено с нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, а также за счет столкновения различных представлений о них.

По мнению С.Ф. Фролова, причинами конфликтов выступают противоположные ориентации людей, которые вступают во взаимодействие друг с другом, имея при этом различные потребности. Он выделяет следующие причины возникновения конфликтов:

  • различная идеология;
  • экономические и социальные противоречия;
  • противоречия между различными социальными структурами и общностями.
  • психологические причины, например, когда индивиды по каким-либо причинам не удовлетворены своим положением в жизни или обществе, в рамках конкретной социальной группы;
  • рабочие проблемы, например, проблемы взаимоотношений в коллективе, проблематичные отношения между начальником и подчиненным;
  • неудовлетворенность отношениями с противоположным полом, например, когда партнеры не понимают друг друга, имеют длительные и вяло-протекающие отношения;
  • наличие поведенческих факторов, например, поведение одного индивида создает проблемы для других, создает дискомфорт и т.д.

М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоурном выделены причины конфликтов в производственной, организационной сферах:

  • несправедливое распределение ресурсов (в рамках конкретной организации0;
  • различные цели, преследуемые субъектами (чем больше недопонимания в рамках организации, тем больше взаимного недопонимания и между отдельными членами, так как все работники преследуют свои собственные интересы);
  • различные ценности и их различное понимание (например, по-разному понимается какая-либо ценность, например, право высказывать свое мнение перед начальником);
  • различные манеры поведения, наличие разного жизненного опыта (особенно, если люди длительное время работают вместе и знают разницу по данным позициям);
  • наличие неудовлетворительных коммуникаций (например, когда между собой пытаются сотрудничать стороны, не имеющие ничего общего).

Факторы возникновения конфликтов

Понятие факторов возникновения конфликтов идентично причинам возникновения конфликтов, однако рассматривается в более широком значении:

  • Информационные факторы. Недостаточное владение информацией по факту возникшего конфликта, интересов сторон, их потребностей, истинных мотивов.
  • Ценностные факторы. Нарушение ценностей в рамках группы, организации, например, связанных с этикой, вероисповеданием, нормами поведения, нетерпимостью в адрес каких-либо социальных групп и т.д.
  • Факторы отношений. Здесь имеются ввиду отношения между людьми, в том числе между противоположным полом. Например, данный фактор играет значение, когда возникает недопонимание, неудовлетворенность друг другом, один и партнеров уделяет мало времени друг другу и т.д.
  • Поведенческие факторы. Подобные факторы подразумевают создание угрозы для безопасности людей, создание дискомфорта и т.д.

Рисунок 1. Объективные факторы возникновения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Типы конфликтных личностей

Конфликтные личности имеют различные характеристики, которые показывают, способны ли они своим поведением усугубить или спровоцировать конфликты. Так, согласно теории Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка, можно выделить следующие типы конфликтных личностей:

  • Демонстративный тип. Желает постоянно быть в центре внимания, готова применить для этого любые способы и методики. Отношение данного лица к другим определяется тем, как к нему относятся другие. В «поверхностных» конфликтах он способен выйти победителем, так как окружающие не воспринимают его всерьез и готовы уступить. В то же время он не боится конфликтов, чувствуя себя уверенно. Конфликт выступает в качестве способа демонстрации себя. Нередко демонстративный тип выступает в качестве источника конфликта, но не показывает это.
  • Ригидный тип. Является подозрительным, имеет завышенную самооценку. Нуждается в самоутверждении, подтверждении собственной значимости. Не готов принять чужую точку зрения, обидчив. Нередко прямолинеен, не обладает гибкостью, в силу чего постоянно ввязывается в конфликты.
  • Неуправляемый тип. Является импульсивным, непредсказуемо может повести себя в любой ситуации. Способен к вызывающему поведению и агрессии. Нуждается в регулярном подтверждении собственной значимости, может обвинить любого в своих неудачах. Планы – не его конек. Ошибки и прошлый опыт не обучают его.
  • Сверхточный тип. Скрупулезен, предъявляет повышенные требования к себе, а также к окружающим. Является чувствительным к деталям и мелочам. Может не общаться с некоторыми категориями людей, так как ему показалось, что к нему негативно относятся. Сам страдает от своей сверхточности, что может привести к заболеваниям, например, к бессоннице.
  • Бесконфликтный тип. Неустойчив, быстро меняет мнение. Непоследователен в своем поведении. Всегда хочет казаться «хорошим» для начальства. Отсутствует достаточная сила воли.
  • Целенаправленно конфликтный тип. Конфликт использует для достижения своих целей, провоцируя его. Умеет манипулировать, например, с кем-то может быть ласков, а с кем-то – нет. Владеет техникой эмоционального спора.

Описание причин конфликтных ситуаций: что может привести к противоречиям

Причины конфликтов

Психологи утверждают, что бояться споров и разногласий не стоит. В процессе возникающих конфликтов люди учатся уступать друг другу, идти на компромисс и толерантно относиться к недостаткам окружающих.

Однако в некоторых случаях противоречия могут привести к опасным последствиям. Это происходит, в основном, при ссорах в рабочем коллективе или детском образовательном учреждении (школе, детском саду).

Иногда участникам спора требуется помощь профессионального психолога.

Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь

Что такое причина конфликта

Событие, повлекшее за собой разлад в микро,- или макро коллективе, – это причина конфликта. Данное определение часто используется практикующими психологами. Причины конфликтов бывают разными. Чаще всего разногласия возникают из-за:

  • Неумения уступать друг другу;
  • Разных взглядов на организационные вопросы на работе;
  • Плохого знание особенностей личности партнера и, как следствие, неумение находить с ним общий язык;
  • Желания одного из участников конфликта во что бы то ни стало навязать оппоненту свою точку зрения;
  • Повышенного уровня агрессивности и тревожности.

Также ссоры в коллективе часто возникают из-за плохого воспитания и ограниченности интеллекта отдельных его членов. Мотивом к спору может послужить большая разница в возрасте двух оппонентов, так как пожилые люди многое воспринимают иначе, по сравнению с молодыми.

Противоречия у коллег и одноклассников часто возникают «на пустом месте»

Основные причины

Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения

Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:

  • Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
  • Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
  • Вечным противостоянием отцов и детей;
  • Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
  • Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.

Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.

Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям

Межличностные конфликты

Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).

Профессиональные

Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного.

Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда.

Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.

Между детьми в школе

О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу.

В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом.

В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).

Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане.

В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес).

В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.

Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт

Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан

Если говорить кратко, причины возникновения конфликтов зависят от психологического микроклимата в коллективе. Например, если в группе преобладают дружеские, спокойные отношения, внести раздор может появление нового человека. Для того чтобы не допустить перерастания обычной ссоры в серьезную вражду, специалисты в сфере конфликтологии рекомендуют:

  • Никогда не опускаться до взаимных личностных оскорблений, не связанных с темой ссоры;
  • Уважительно относиться к противоположной точке зрения, даже если принять ее невозможно;
  • Тщательно обдумывать каждое произнесенное слово в ходе ссоры;
  • Никогда не повышать голос во время разговора.

Эти простые проверенные методы менеджмента помогут мобилизовать эмоциональные ресурсы и благополучно разрешить конфликтную ситуацию без агрессии и взаимных обвинений.

Внимание! Иногда для предотвращения конфликтной ситуации достаточно лишь обратить все в шутку, проявив чувство юмора. Например, этот метод хорошо работает при условии доверительных отношений с начальством или коллегами по работе. Вовремя рассказанный анекдот поможет разрядить обстановку и успокоит яростных спорщиков.

Причины с точки зрения психологии

Что такое френдзона у девушек и мужчин — основные признаки

Не все знают, почему люди ссорятся, и каковы психологические предпосылки к спорам.

С точки зрения психологии, разногласия и споры, в основном, вызваны неумением человека поставить себя на место партнера, в его положение.

Чтобы лучше понимать окружающих, главное – представлять, что именно они чувствуют в определенные моменты (примеры – радость, гнев, растерянность). Для этого необходимо проявлять живой интерес к людям и никогда не отказываться от общения.

У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера

Основные корифеи психологии считают, что быть абсолютно неконфликтным человеком так же вредно, как и заядлым спорщиком. Противоречия между людьми – это естественно. Главное – научиться их регулировать и не дать ссоре перерасти в открытую агрессию.

Для этого следует уважительно относиться к оппоненту, и, если он позволяет себе оскорбления и угрозы, не следовать его примеру, а выбрать другой вариант взаимодействия.

Создание и развитие ссор на пустом месте могут стать серьезным препятствием на пути к успешной карьере или личной жизни.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: