Психологическое время

Психологическое время личности. ГЛАВА I.. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ (Евгений Головаха)

Психологическое время

Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека.

Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности.

Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности.

Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности.

Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком.

Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью.

Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях.

Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария).

Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса.

Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Потребление нерелевантной информации и покупка ненужных вещей

При изучении бесполезной информации, а также при приобретении безделушек – время используется бездарно. Это значит, что не происходит равноценного обмена времени на другой ресурс, возникает горький самообман.

Совет: отпишитесь от ненужных email-рассылок, используйте сервисы, ограничивающие появление отвлекающих рекламных баннеров, не смотрите телевизор и не читайте новостную ленту в соцсетях от скуки.

Научитесь говорить «нет». Записывайте все волнующие вас вопросы в отдельный блокнот и проводите поиск, не отклоняясь от намеченного списка, дабы не возникло соблазна еще глубже погрузиться в нерелевантную информацию.

А перед приобретением какой-либо вещи следует задать себе пару простых вопросов: равноценен ли обмен, это инвестиция или глупая растрата, какую пользу я приобрету?

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного.

Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости.

Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период.

То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается.

В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается.

Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника.

Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит.

Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Отсутствие независимых от стереотипов целей

Безмятежное состояние удовлетворенности присуще животным, а не людям. Лишь мы, как существа разумные, способны идти к тому, что возвышается над первой ступенькой пирамиды Маслоу.

Но сложившаяся система яростно пропагандирует свои правила и умело зомбирует, вбивая в мышление устоявшиеся шаблоны, например, о том, что мечты могут быть наивными и глупыми, что впереди нас ждет череда масштабных препятствий и прочую ерунду.

Совет: отсутствие глобальных мечтаний и локальных целей не должно стать преградой на пути к более высокому уровню свободы. Дайте волю вашим самым смелым желаниям и переносите их из духовной сферы в материальную.

Решительно и незамедлительно ставьте цели, руководствуясь техниками целеполагания, и шаг за шагом приближайтесь к новой победе над собой. У вас это обязательно получится, даже не сомневайтесь!

Время как предмет наслаждения

Растет тоска по всему настоящему. Все большей популярностью у жителей больших городов пользуются региональные сельскохозяйственные рынки. Расширяется движение «слоуфуд» («медленного питания»), возникшее в 1980-гг. в Италии.

Под логотипом улитки оно собирает гурманов и критиков глобализации, которые совершенно сознательно находят время для наслаждения. Из движения «слоуфуд» появился в 1999 году союз городов «Читтаслоу».

В буквальном переводе это означает «медленный город», однако немецкий координатор этого движения Мануэла Силлиус из Нюрнберга объясняет: «Имеется в виду город, в котором хорошо жить». «Читтаслоу» ориентируется на общины, в которых меньше 50 ООО жителей.

Город Херсбрукк во Франконии уже стал членом этого союза, который в Италии включает 80 населенных пунктов; за ним последуют Вальд-кирх из южной части Бадена и баварский городок Шварценбрукк.

«Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы мы становились умнее, лучше, зрелее, совершеннее. Время — это мир, а война — не что иное как дикая трата времени, бегство из времени, совершенное из-за бессмысленного нетерпения». (Томас Манн к Эмилю Бельцнеру, 1950)

Понятие возраста в психологии

Многие замечали, что люди одной и той же возрастной группы часто ведут себя совершенно по-разному. Кого-то можно назвать «большим ребенком», а способности его ровесника вызывают уважение и восхищение. Всему виной особенности психологического возраста (ПВ), который не всегда соответствует паспортному.

На своем жизненном пути человек преодолевает определенные ступени роста, которые характеризуются индивидуальными особенностями его развития. Эти отрезки в психологии называются возрастами.

В общем случае возраст можно определить как временные этапы развития личности, которым соответствуют специфические закономерности формирования физических и психологических характеристик.

Этапы взросления стартуют с момента появления человека на свет, совершенствуются благодаря воспитанию и обучению, с наступлением психологической зрелости понятие превращается в хронологическую величину.

Изучением возраста, как конкретной ступени времени, занимается возрастная психология. Первопроходцем системного анализа психологической категории стал Лев Выготский. Выдающийся психолог советского времени ключевым моментом социальной ситуации развития назвал факт глубоких преобразований сознания при переходе с одной возрастной ступени на другую.

Психологи разных времен рассматривали взросление человека в ракурсе закономерных изменений физиологического и психологического плана, в результате чего понятие получило несколько формулировок.

АвторОбозначение возраста в понимании ученого
Л. С. ВыготскийОпределенная ступень либо эпоха развития, условно ограниченный цикл или звено общего пути развития индивида.
Б. Г. АнаньевЕдинство метрических и типологических характеристик, функция времени исторического и биологического типа.
Л. И. БожовичЦелостная структура, состоящая из отдельных этапов (психических) психологического совершенствования.
Д. Б. ЭльконинСовокупность социальных задач по освоению действительности, решаемых человеком на конкретном этапе его развития.

С учетом результатов психологических исследований и анализа формулировок, в психологии закрепилось определение возраста, состоящее из 4 аспектов:

  • хронологическому возрасту соответствует количество прожитых лет (по паспорту), начиная от рождения и до фактического момента;
  • под биологическим возрастом понимается совокупность физических параметров, необходимых для функционирования всего организма;
  • уровень социального возраста определяется деятельностью человека по ходу адаптации в социальной среде;
  • психологический возраст в психологии — это степень развития психических способностей, их уровень определяется во время диагностики.

В реальной жизни все 4 аспекта не всегда согласованы между собой. Поэтому для определения показателя психологического развития следует учитывать индивидуальные качества психики и физиологии конкретного испытуемого.

Как подсчитать

Разработанные психологами тесты способствует пониманию своего мировоззрения, особенностей отношения к жизни и работе, помогают понять собственные мысли и поступки других людей. Наиболее распространенным признан опросник С. Степанова, известного российского педагога и психолога, разработавшего простую схему уточнения психологического уровня развития личности.

В эпоху всеобщей компьютерной грамотности существует множество сайтов, предлагающих пройти тестирование на определение важной психологической характеристики. Опросники содержат разное количество вопросов по разнообразным темам, на основе своих ответов респондент получает конкретную цифру внутреннего возраста.

Как научиться управлять своим временем

Психологическое время

Мы непрерывно взаимодействуем с временем: объективно, когда глядим на часы, и субъективно, на психологическом уровне. Субъективное восприятие времени, кстати, отличается от других типов восприятия тем, что у времени отсутствует стимульная энергия, которая воздействовала бы на человека.

Однако измерение физического времени — вполне нормальный процесс для каждого из нас, а значит, течение времени доступно нашему восприятию. В современной психологии существуют две позиции, с которых можно смотреть на психологию времени: время как количественная характеристика и как качественная.

О них мы и поговорим, а также коснемся следующих вопросов: от чего зависит искажение времени и почему восприятие его меняется, как управлять своим временем и использовать его максимально эффективно?

Чьи биологические часы точнее

Современная биология говорит нам, что механизмы восприятия времени связаны с биологическими часами человека: предполагается, что в нас происходят физиологические процессы, благодаря которым отсчитываются «кванты времени» [Моисеева Н.И., 1975].

Из этого делается вывод, что изменение скорости протекания биологических процессов меняет и наше восприятие.

В подтверждение этой теории было показано, что при повышении температуры тела человек начинает переоценивать количество прошедшего времени, а при понижении — недооценивать [Hancock P.A., 1993].

Доказательства были получены и при работе с фармакологическими препаратами: при усилении метаболизма происходит переоценка времени; при употреблении же определенных наркотических веществ происходит замедление субъективного ощущения времени [Гусев А.Н., 2007].

С точки зрения современной психологии, время субъективно ускоряется, если: 1) увеличивается концентрация событий на период времени [Ornstein R.E., 1969]; 2) возрастает сложность стимулов [Шиффман Х.Р., 2003]; 3) возрастают усилия, требуемые для переработки информации [Шиффман Х.Р., 2003]; 4) возрастает внимание, направленное на оценку времени [Brown S. W., 1985].

Существуют и другие взгляды: субъективное время зависит от видимого пространства (чем меньше его размер, тем медленнее течет время) [Cohen J., Hensel C.E.M, Sylvester J.D., 1953]. Курт Левин отмечает, что возраст также влияет на «растянутость» нашего психологического времени [Lewin К., 1964]. Дети живут настоящим, для них практически не существует ни прошлого, ни будущего.

С возрастом человек все больше задумывается над своим прошлым, начинает строить планы на будущее — его субъективное время ускоряется. Подобная точка зрения поддерживается и в современной литературе. Так, известный японский писатель Харуки Мураками замечает: «Время проходит, вот в чем беда. Прошлое растет, а будущее сокращается.

Все меньше шансов что-нибудь сделать — и все обиднее за то, чего не успел».

Условно говоря, мы можем сделать вывод о том, что наиболее медленно время течет для ребенка, имеющего пониженную температуру, у которого замедлен метаболизм и который бездельничает в зрительно небольшом пространстве. Быстрее же всего время бежит для лиц пожилого возраста с повышенной температурой тела и ускоренным метаболизмом, увлеченных сложной многоуровневой задачей в большой комнате.

Временная перспектива и мотивация

Другие подходы определяют психологическое время как качественную величину. С этой точки зрения восприятие времени в психологии рассматривается в контексте изучения временной перспективы (ВП) человека.

Первым вопрос о возможности существования единицы психологического времени, которая бывает обусловлена масштабами жизненных ситуаций и определяет рамки «психологического поля в данный момент», поставил немецкий психолог первой половины ХХ века Курт Левин.

Он писал, что на поведение человека в реальный момент времени ни прошлое, ни будущее не могут влиять напрямую, но могут опосредованно — через наши чувства, мечты, эмоции, отношения, мысли [Левин, 1980].

Временная перспектива, по Левину, — это временная глубина, включающая в себя области, связанные с будущим, настоящим и прошлым, которые актуализируются в жизненном пространстве в данный момент времени.

И это измерение может быть длинным или коротким, определенным или туманным, его структура — простой или сложной, границы — слабыми или жесткими [Lewin, 1951].

Одним из последователей традиции Левина был Жозефф Нюттен, разработавший мотивационный подход к исследованию ВП личности. Нюттен говорит о том, что научная психология принимает во внимание влияние прошлого, но недооценивает роль психологического будущего.

Ссылаясь на эксперименты Ивана Павлова, он утверждает, что ориентация на будущее возникает за счет настороженности, которая появляется при наличии потребности. Так организм отстраняется от настоящего и переориентируется на то, чего еще нет.

И наоборот, в состоянии, когда потребность удовлетворена, индивид замыкается на настоящем [Nuttin J., 1984]. Следовательно, для человека в нормальном состоянии будущее — это не бегство от реальности, но мир его целевых объектов, которые направляют и координируют его деятельность в на­стоящем.

Напротив, человек, у которого отсутствует направленность на будущее, интересуется исключительно удовлетворением своих физиологических потребностей. По теории Нюттена, индивид, который обладает временнóй компетентностью, видит неразрывность и интеграцию событий.

Его жизнедеятельность происходит в настоящем, но побуждается целями, находящимися в будущем, которые имеют мотивационную функцию [Нюттен Ж., 2004]. Причина слабой мотивации, по мнению Нюттена, — это отсутствие у человека выраженной и развернутой перспективы будущего.

Люди прошлого, настоящего и будущего

Еще один подход, учитывающий как описанные выше, так и другие исследования, разработал американский психолог Филипп Зимбардо, автор знаменитого тюремного эксперимента в Стэнфорде (по мотивом которого снято большое количество фильмов и написано множество книг).

Именно на основе его теории строится большинство современных экспериментов, посвященных тематике временной перспективы. Зимбардо под понятием «перспектива» понимает «точку видения», из которой человек смотрит на свою жизнь и через которую воспринимает свое прошлое, настоящее и будущее.

Согласно его теории ВП, мы в процессе социализации учимся переводить весь наш личный опыт в категории времени. В дальнейшем ВП оказывает влияние на наши мышление, решения, действия — благодаря своей связи с процессами стремления к достижениям, постановки целей, склонности к риску, поиска новых ощущений и т. д.

Зимбардо также полагал, что со временем мы начинаем адаптироваться к ВП своего окружения. В самом начале жизни мы все ориентированы на настоящее, но по мере взросления кто-то становится более ориентированным на будущее, а кто-то — на прошлое.

Зимбардо создал методику, позволяющую оценить ВП, измеряя пять временных ориентаций у человека (Zimbardo Time Perspective Inventory; ZTPI):

  1. негативное прошлое;
  2. позитивное прошлое;
  3. гедонистическое настоящее;
  4. фаталистическое настоящее;
  5. будущее.

Каждый человек, как правило, фиксируется на одной из этих ориентаций, что, в свою очередь, приводит к формированию временных «пристрастий» или «предубеждений».

Иногда это пристрастие начинает проявляться хронически, становясь диспозицией личности, а ВП тогда рассматривается как личностная черта.

Подобную чрезмерную концентрацию, по мнению Зимбардо, определяют культура, образование, религия, социальная иерархия и т. д.

С помощью своей методики Зимбардо впервые провел кросс-культурные исследования ВП. Он показал, что чем ближе люди живут к экватору, тем больше они ориентированы на настоящее. По одной из гипотез, это объясняется постоянством погодных условий в поясах, где всегда жарко и солнечно.

С продвижением на север (или на юг) появляются снега, температура падает — все это заставляет человека задумываться над своим будущим. Люди, принадлежащие к более низким социальным слоям, также в значительной степени ориентированы на настоящее. Представители среднего класса больше ориентированы на будущее.

Для большинства стран было показано, что чем более образован человек, тем более он ориентирован на будущее. Жители стран с высоким уровнем денежной инфляции больше ориентированы на настоящее.

То же касается и политической нестабильности: если в стране часто происходят политические перевороты, то люди перестают ориентироваться на будущее, их жизнь сосредотачивается на выживании в настоящем [Zimbardo P., 1999, 1997].

Не секрет, что многие современные психологи, консультанты и тренеры тайм-менеджмента учат своих клиентов жить «здесь и сейчас» [Спиваковская А.С., 2006; Толстых Н.Н., 2010 и др.].

Однако автор методики оценки ВП Филипп Зимбардо утверждает, что, попав в ловушку «вечного сейчас», мы становимся рабами ситуации, не помня ни об обязательствах, данных в прошлом, ни о будущей ответственности, а, значит, становимся крайне внушаемыми.

Парадокс времени заключается в том, что «некоторая степень ориентации на настоящее необходима, чтобы наслаждаться жизнью, но чрезмерная ориентация на настоящее может лишить нас счастливой жизни». Поднимая вопрос о самом выгодном соотношении ориентаций, Зимбардо предлагает людям научиться менять свои ориентации в зависимости от условий и целей.

Если наша ВП включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее, то нам проще действовать ответственно и адекватно ситуации, чем в случаях, когда наше восприятие времени ограничивается одним или двумя периодами [Зимбардо Ф., 2013]. Когда прошлое и будущее объединяются, чтобы сдержать крайности настоящего, ситуация перестает властвовать над нами [Zimbardo P. G., Boyd J. N.,1999].

Во время Второй мировой голландцы, прятавшие евреев от нацистов, не слушали аргументов своих соседей, которые искали причины этого не делать.

Как показало специальное исследование, те, кто не пошел на сделку с совестью, опирались на моральные принципы, приобретенные в прошлом, и никогда не теряли из виду будущего.

Они знали, что рано или поздно им придется держать ответ перед собой за свое поведение во время этого ужасного настоящего [Stein A., 1991].

Зимбардо показывает, что наилучшее соотношение предполагает высокий уровень ориентации на позитивное прошлое, достаточно высокий уровень ориентации на будущее и средний уровень ориентации на гедонистическое настоящее. Это и есть «сбалансированная временная ориентация» [Zimbardo P., 2012].

Напротив, ориентация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее сказывается на деятельности человека подавляющим образом. В феврале 2009 года на конференции в США Зимбардо так сформулировал наиболее адаптивно выгодную стратегию: «Работая, надо быть ориентированным на будущее, отдыхая — на настоящее, общаясь с семьей, соблюдая традиции и ритуалы — на прошлое».

По его словам, прошлое дает нам корни, будущее — крылья, а сиюминутные наслаждения — энергию [TED Conferences, 2009].

Демина Мария,

Солодчик Полина

Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие. — М.: Издательский центр Академия, 2007.

Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев / Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013.

Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Пер. с англ. О. Гатановой. — М.: Речь, 2010.

Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

Моисеева Н.И. Некоторые методологические аспекты изучения понятия времени в биологии // Методологические вопросы теоретической медицины. — М., 1975.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Пер. под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.

Спиваковская А.С. 9 диалогов о психологии обыденной жизни. — М.: Поматур, 2006.

Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Дис. на соиск. уч. степени д-ра психол. наук / Психологический ин-т. — М., 2010.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие /Пер. с англ.; 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003.

Brown S. W. Time Perception and Attention: The Effects of Prospective Versus Retrospective Paradigms and Task Demands on Perceived Duration //Perception & Psychophysics. — 1985. — V. 38, №. 2.

Cohen J., Hensel C.E.M, Sylvester J.D. A New Phenomenon in the Time Perception // Nature. — 1953. — V. 3.

Hancock P.A. Body Temperature Influence on Time Perception // J. General Psychol. — 1993. — V. 120.

Lewin K. Field Theory in Social Science. — New York: Harper and Row, 1951.

Nuttin J. Motivation, Planning, and Action: A Relational Theory of Behavior Dynamics. — Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

Ornstein R.E. On The Experience of Time. — Baltimore, Md.: Penguin Books, 1969.

Stein A. Quiet Heroes: True Stories of the Rescue of Jews by Christians in Nazi-Occupied Holland. — New York: New York University Press, 1991.

TED Conferences [электронное издание]

Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual Differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. — 1999. — Vol. 77, № 6.

Zimbardo P.G., Keough K.A., Boyd J.N. Present Time Perspective as a Predictor of Risky Driving // Personality and Individual Differences. — 1997. — № 23.

Zimbardo, Р.G., Sword, R. Overcome PTSD with new psychology of time perspective therapy. — N.Y.: Willey, 2012.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Как они приспособились к тайге и где их найти

Психологическое время

Психологическое время

Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека.

Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности.

Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности.

Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности.

Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Проблема времени в психологии

Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет.

Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо.

В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.

В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов.

В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания.

Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью.

А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.

Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей.

Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным.

Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.

На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах.

Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Время – психология

Психологическое время

Все люди воспринимают ход времени по-разному. Кому-то одних суток едва ли хватает, чтобы отработать положенное время в офисе и приготовить ужин на скорую руку, а кто-то успевает сделать сотню разных дел, причем одновременно.

Третьи же хватаются за голову – им не хватает времени даже на полноценный сон! Такая разница в восприятии течения времени, по мнению психологов, свидетельствует о различиях в психическом состоянии людей.

Гармоничные и сбалансированные личности, как правило, великолепно «управляются» со временем и успевают делать все необходимое.

Психология восприятия времени

Бьют куранты, электронные часы показывают четыре нуля, а мы испытываем легкий шок и волнение. Иногда кажется, будто время предательски ползет, а порой пролетает, словно неуловимый миг…

Психологи задумались, можно ли по тому, как человек воспринимает ход времени, судить о психическом состоянии личности. Бывают случаи, когда пациенты, страшась смерти, в отчаянии спрашивают: «Как остановить время?» А некоторые «самоеды» начинают на калькуляторах посчитывать, сколько им отмерено жизни – в часах, минутах…

Время, как ни странно, тоже можно «раскинуть» по категориям: астрономическое, биологическое, психологическое…

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в потоке и восприятии информации. Вот почему детство тянется так долго. Когда ребенок играет, время для него останавливается, По мере взросления у индивида развивается эгоцентрическое мышление, и он уже ленится впитывать, как губка, знания. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени.

Так что жить играючи – значит, находиться в постоянном информационном поле. А если субъект зациклен только на какой-либо одной мысли, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, а я даже не успел сделать что-то путное или узнать о чем-то важном…»

Умение заниматься творчеством, из «ничто» делать «нечто», фантазировать, как ребенок, – это и есть позитивные взрослые игры (не путать с обманом и манипуляциями). Вы наверняка можете вспомнить, что иногда вечером признавались себе: «Надо же, каким длинным был сегодняшний день».

И начинали перечислять множество дел, которые выполнили, событий, в которых участвовали, открытий… Или, побывав, допустим, в Париже, вы за пару дней смогли столько увидеть и узнать, что вам кажется, будто в этом городе прожили, по меньшей мере, месяц…

По сути, мы рассмотрели способ замедления хода времени, когда человек не чувствует, как оно течет. Но бывает, что время тянется невыносимо медленно, и субъект ощущает сие всеми своими клетками. К примеру, если он находится в заключении, то каждая секунда для него – мучение. Или когда у человека горе…

Некоторые люди находятся в плену у будущих секунд. Они не живут настоящим, а занимаются тем, что строят планы на перспективу. Или испытывают страх по поводу возможных неприятностей. Такие индивиды только теряют свое время. И обычно они характеризуются крайней степенью эгоизма.

Как остановить время?

Над этим бились мыслители всех столетий. Буддисты, к примеру, могут достигать состояния нирваны – полной отрешенности от внешнего мира, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, отсутствия всяких желаний, то есть находиться вне времени. Вообще-то удобная религия: жизнь повторяется, все возвращается на круги своя, а значит, и время тоже.

Однако чувство дублирования каких-либо событий, мест (или феномен «дежа вю») знакомо практически каждому человеку. «Это со мной уже происходило. Здесь я уже бывал…» Вспомнили? Мы предложили горожанам ответить на такой вопрос: «Во сколько раз ход времени стал для вас протекать быстрее по сравнению с предыдущим десятилетием жизни?»

Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза. Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних – 2. Респонденты, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в четыре-пять раз. Более пожилые горожане называли такие цифры!.. В пределах 10–25!

То есть восприятие хода времени также зависит и от возраста. Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него. Наши лица представляют собой своего рода «физиогномические часы» (физиогномика – учение о выражении человека в чертах лица и формах тела). Морщинки – словно стрелки, за которыми мы зорко следим и по которым отсчитываем прожитые годы.

И люди становятся рабами «физиогномических часов» вместо того, чтобы менять психологическое восприятие времени. Если идти на поводу у коварного «циферблата», то можно здорово укоротить свою жизнь. А вот в противном случае «стрелки» могут изменить направление, и морщинки начнут разглаживаться.

Именно в такие моменты можно определить тип личности. Люди астероидного типа, верящие в разного рода установки, в чудо и тайну, с нетерпением ждут новогодней ночи, дабы непременно загадать заветное желание (в наше непредсказуемое время количество таких верящих во что угодно индивидов растет в геометрической прогрессии, а Новый год становится мистическим праздником).

И почти не остается равнодушных увальней, плюющих на какие-то там четыре нуля, или формалистов, которые «для галочки» поднимают бокал, все-таки надеясь, что год проживут именно так, как его встретят.

Когда до праздника остаются считанные дни, мы вдруг вспоминаем о существовании времени, которое начинает замедлять свой ход. Причем чем ближе к Новому году, тем медленнее оно ползет. А с приближением боя курантов секунды ощущаются почти физически – до стресса.

Хотите узнать, каково ваше душевное состояние? И в этом вам может помочь время.

Проведите такой эксперимент. Включите секундомер или зафиксируйте на электронных часах время. Загадайте, допустим, три минуты, через которые вам нужно обратить свой взор на циферблат.

Если вы раньше посмотрели на часы, к примеру, на минуту-полторы, то налицо феномен убыстрения времени, то есть вы находитесь в неустойчивом, невротичном состоянии, и стоит быть повнимательнее к собственной нервной системе.

Если, наоборот, отмечается замедление – вы взглянули на циферблат позже, то можно говорить о вашем спокойном, ровном самочувствии. «Проспали»? Значит, вам было хорошо.

Вы взглянули на часы именно через три минуты? Что ж, вы педантичный, пунктуальный, четко чувствующий время и умеющий его планировать реалист (сие очень характерно для спортсменов).

Между прочим, психологи советуют хотя бы один день в месяц жить без часов. Тогда вы сможете избежать цейтнота. Ведь не зря же великий Грибоедов в своем «Горе от ума» утверждал, что «счастливые часов не наблюдают».

Биологические часы и психология человека

Время – это та вещь, на которую человек не может повлиять: его невозможно остановить, но поняв его суть, можно научиться использовать временное пространство во благо. Психология часов заключается в том, чтобы понять, как часы-биоритмы влияют на нашу психику, каким образом они отражаются в нашем эмоциональном состоянии.

Биологические часы – это определенные биоритмы, регулирующие работу человеческого организма. Их влияние отражается на работе организма в физическом плане и в психологическом. Психология часов – это соотношение человеческого психотипа и его биологических часов.

Запрограммированный механизм

Биологические часы и психология человека тесно связаны. Есть определенное временное восприятие реальности человеческой психологией, то есть отклики психики на определенное время суток. Их можно разбить на группы:

  • утро – в это время происходит процесс адаптации, ориентирования сознания во времени, в осознании временного пространства;
  • день – достаточно большая активность мыслительных процессов, стимуляция организма к деятельности;
  • вечер – урегулирование сознанием состояния возбужденности, перевод его в более спокойный режим. В этот момент подключается способность анализировать, происходит оценка произошедшего за день;
  • ночь – время, когда психика человека работает на подсознательном уровне, продолжая перерабатывать информацию.

Соотношение темперамента и времени

Психология биоритмов у каждого своя, поэтому утро, день, вечер и ночь в плане физиологии и психологии наступают в разное время. На процессы возбуждения и торможения требуется различное количество времени для каждого темперамента. То есть, темперамент и время – вещи взаимосвязанные. Типов темперамента всего 4: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Рассмотрим каждый в отдельности.

  1. Холерик – имеет достаточно крепкую нервную систему, легко перенастраивается с одного вида деятельности на другой, в его психологии биологических часов есть парадоксальная способность очень быстро приходить в состояние возбужденности. Таким образом, его физическая и психологическая активность сохраняется на протяжении всего дня.
  2. Флегматики – достаточно спокойные люди, им требуется определенный промежуток времени для перенастройки сознания на другой вид деятельности. Представители данного темперамента предпочитают жить по расписанию, и любое отклонение от него вызывает состояние тревоги и стресса.
  3. Сангвиник – так же как и холерик, имеет устойчивую нервную систему, повышенную работоспособность, однако в отличие от первого, в состояние возбуждения приходит значительно дольше, что составляет проблему раннего пробуждения и является причиной позднего перехода в состояние сна.
  4. Меланхолик – его психология часов имеет маленькую активность, так как его работоспособность находится на низком уровне в любое время суток. Такие люди, как правило, очень много спят и не склонны к активным действиям. 

Для сохранения эмоционального здоровья, как свидетельствует психология, а также для продуктивной деятельности, всегда нужно учитывать особенности своего темперамента и его соотношения с биологическими часами. Проанализировав себя, создайте свой график работоспособности, который поможет вам всегда быть бодрым, когда это необходимо. Психология часов поможет вам в этом.

Восприятие времени человеком

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день — другой, проходят месяцы, года, столетия.

Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле.

Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.

Известно, что восприятие времени зависит от многих факторов. Екатерина Воронова отвечает на вопросы по восприятию времени.

1) Почему в детстве, когда мы сидим за школьной партой оно тянется медленно, зато в во взрослой жизни всегда на что-то не хватает времени, а в старости дни пролетают как один миг?

Один из вариантов объяснения этого явления заключается в том, что у людей разного возраста разная «мера времени» в сравнении со всей их жизнью.

В первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени.

Время измеряется уже не годами, а десятилетиями «Один год для пятилетнего ребенка, равный для него 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный для него 1/50 его жизни.

Другое объяснение таково:

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию.

Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Если человек изо дня в день совершает одни и те же знакомые действия или увлечен только одной какой-нибудь мыслью или идеей, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, как много я не успел сделать».

Проводили исследование по восприятию времени в разном возрасте. Участникам исследования задавали вопрос: «Насколько у вас изменилось восприятие времени сейчас по сравнению с детством?» Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза.

Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних — двух. Участники, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в 4–5 раз.

Более пожилые называли цифры в пределах 10–25! Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него.

2) Почему, когда мы что-то и делаем важное или участвуем в интересном мероприятии время пролетает незаметно, а когда чего-то сильно ждешь и нервно смотришь на часы, время тянется очень долго?

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: