Психологическое здоровье ребенка

Содержание
  1. Психическое здоровье подростков
  2. Детерминанты психического здоровья
  3. Эмоциональные расстройства
  4. Поведенческие расстройства в детском возрасте
  5. Расстройства пищевого поведения
  6. Психотические расстройства
  7. Самоубийство и самоповреждение
  8. Рискованные формы поведения
  9. Укрепление психического здоровья и профилактика
  10. Раннее выявление и лечение
  11. Действия ВОЗ
  12. Психологическое здоровье ребенка
  13. Критерии психологического здоровья
  14. Ребенок в ДОУ
  15. Ребенок в семье
  16. Условия сохранения
  17. Укрепление психического здоровья
  18. Нормальный режим сон-бодрствование
  19. Психические нагрузки должны сопровождаться физическими
  20. Необходим регулярный отдых
  21. Духовное развитие
  22. Реализация физиологических (здоровых) потребностей
  23. Не следует избегать стресса
  24. Факторы, разрушающие психическое здоровье
  25. Употребление психоактивных веществ
  26. Перегрузка информацией
  27. Ложь, одиночество
  28. Избегание диспансеризации
  29. Прямое физическое воздействие на мозговую ткань
  30. Психическое здоровье детей и подростков. Факторы риска, симптомы, формы помощи
  31. Психические расстройства у детей
  32. Симптомы расстройств психики у детей и подростков
  33. Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам
  34. Детский психолог – кто это и что лечит, с какого возраста можно посещать психолога – узнайте в Клинике МЕДСИ
  35. Что лечит детский психолог?
  36. Что входит в сферу деятельности специалиста?
  37. Отличие детского психолога от других специалистов
  38. Когда нужно обращаться к детскому психологу?
  39. Как работает детский психолог?
  40. Преимущества обращения в МЕДСИ

Психическое здоровье подростков

Психологическое здоровье ребенка

Введение

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья.

Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия.

К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю.

Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья.

Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств.

Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками.

Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья. 

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам.

Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения. 

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека. 

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев.

Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций.

У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота. 

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет.

Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе.

Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет .

К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения).

Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков.

Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи.

Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте.

Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование.

Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека. 

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет).

Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах.

Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте.

Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет. 

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста. 

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения. 

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение.

Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

Психологическое здоровье ребенка

Психологическое здоровье ребенка

Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности.

Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый кроха способен вести счастливую жизнь.

Однако порой у детей могут отмечаться психические аномалии, которые нарушают их поведение, негативно воздействуют на мысли и эмоциональную сферу. Такие отклонения следует диагностировать как можно раньше, дабы своевременно оказать коррекционное воздействие.

Критерии психологического здоровья

Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.

К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:

– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;

– умение постигать себя и понимать окружающих;

– позволительное социальное поведение;

– способность выбирать и умение нести ответственность за него;

– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.

Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.

К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.

Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.

Дезадаптивный уровень считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие малыши нуждаются в персональной психологической помощи.

Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.

Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.

Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.

Ребенок в ДОУ

Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей.

Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом.

Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.

Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.

Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху.

Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения.

Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.

Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:

– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;

– развитие когнитивных функций;

– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.

Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.

Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:

– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);

– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);

– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);

– степень самостоятельности;

– уровень активности;

– отношение к учебной деятельности;

– характер когнитивных интересов;

– степень волевого созревания.

На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.

Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:

– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;

– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;

– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;

– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;

– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;

– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;

– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;

– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;

– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;

– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.

Ребенок в семье

Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья.

Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта.

Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.

К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.

Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.

Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.

Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.

Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.

Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.

Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:

– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;

– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;

– быть вместе с крохой, а не рядом;

– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);

– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;

– делиться собственными чувствами;

– оказывать помощь лишь когда малыш просит;

– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;

– поддерживать его достижения;

– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.

Условия сохранения

Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.

Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой.

Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости.

По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста обусловлено полноценным созреванием психических процессов на всех стадиях онтогенеза. Сложности психического формирования начинаются ещё в периоде младенчества.

Часто недостаток взаимодействия с матерью либо его переизбыток провоцирует различного рода аномалии в развитии малышей. Далее до трехлетнего возраста также сохраняется важность взаимодействия с матерью, однако значимыми делаются и взаимоотношения со вторым родителем.

Данный период обладает особой важностью для выработки «Я» крохи.

Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:

– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;

– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.

Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты.

В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений.

Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них.

Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий.

У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.

Феномен родительского программирования также является частым фактором, влияющим на психологическое здоровье ребенка. Вследствие крайней выраженности потребности в родительской любви кроха старается приспособить собственное поведение, дабы отвечать их ожиданиям, основываясь на их вербальных и невербальных сигналах. Такие дети проживают «запрограммированную» жизнь.

Немаловажной является и первая встреча детей с незнакомыми взрослыми в детском саду, поскольку во многом обуславливает их дальнейшие взаимоотношения с «авторитетными» взрослыми.

Также в саду у них может возникнуть серьёзная внутренняя конфронтация в случае проблемных отношений с ровесниками.

Внутренняя конфронтация порождается противоречиями между потенциалом детей и требованиями окружения, нарушает эмоциональное состояние, тормозит созревание личности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Укрепление психического здоровья

Психологическое здоровье ребенка

Психическое здоровье, как и здоровье телесное, дано нам от рождения. И в течение жизни мы можем как укреплять и сохранять его, так и растрачивать. Ниже мы приведем Вашему вниманию основные факторы, которые могут укреплять психику, и отдельно, которые могут оказывать разрушающее действие на психику.

Нормальный режим сон-бодрствование

Приведем несколько универсальных правил, соблюдая которые вы будете укреплять свое душевное состояние:

  • Ночной сон должен длиться не менее 7-8 часов.
  • Засыпать нужно до полуночи (в идеале, середина сна должна попадать на интервал 0 – 2 часа ночи).
  • Просыпаться не по будильнику, а во время, которое определит сам организм (то есть пробуждение должно быть естественным).
  • Если возникает желание спать в обед, то следует предоставить себе такую возможность (вряд ли потребуется время более 1 – 2 часа), а не бороться с этим с помощью кофе, чая и т.п.
  • Избегайте сон в интервале с 17 до 19 часов.

Психические нагрузки должны сопровождаться физическими

Регулярная мышечная работа позволяет нормализовать баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе и благотворно влияет кровоток и обмен нейромедиаторов (дофамин, серотонин, норадреналин, ГАМК и др.) в мозге.

Еще с древних времен было подмечено, что занимающиеся физическим трудом психически больные быстрее восстанавливались в сравнении с пациентами, занятыми интеллектуальными нагрузками. Самый универсальный способ защиты психики – регулярные занятия физ.культурой (минимум 30 минут 2 раза в день).

Необходим регулярный отдых

Даже если работа идет в штатном режиме без перегрузок. Достаточно на несколько минут в час позволять себе отключаться от работы (или учебы) и иметь не менее одного выходного от работы дня в неделю.

Духовное развитие

Понятия добра и зла, определение для себя смысла жизни, неотвратимости смерти, вопросы веры и многое другое, что относят к высшим человеческим нравственным категориям, эти вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком. Эволюция каждого человека в этих важных темах неотъемлемый фактор укрепления психики.

Реализация физиологических (здоровых) потребностей

Общение, обучение и работа, секс, семья, получение удовлетворения и другие потребности не должны игнорироваться или извращаться.

Не следует избегать стресса

Вопреки заблуждениям стресс не является разрушающим фактором для психики, а наоборот, оказывает укрепляющее и “тонизирующее действие” на психику. Вредным является длительно текущий (хронический) стресс.

Факторы, разрушающие психическое здоровье

К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:

Употребление психоактивных веществ

Алкоголь – яд для нервной системы. Даже однократное употребление “некрепкого” алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.

Курение сигарет – истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин – психостимулятор.

Наркотики – вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении).

Перегрузка информацией

Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.

Ложь, одиночество

Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.

Избегание диспансеризации

Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение.

Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.

Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.

Прямое физическое воздействие на мозговую ткань

Травмы головы, инсульты и инфаркты мозга приводят к разрушению нейронов, и соответственно страдает психика.

Мы привели лишь некоторые, важные с точки зрения врача, факторы, определяющие наше психическое здоровье. Будьте здоровы, следите за своим психическим здоровьем!

Психическое здоровье детей и подростков. Факторы риска, симптомы, формы помощи

Психологическое здоровье ребенка

Насколько стрессогенна современная жизнь, хорошо свидетельствует глобальная статистика ВОЗ по распространенности заболеваний. После сердечно-сосудистых патологий идут депрессивные расстройства. Причем, в одинаковой степени это касается как взрослых, так и детей и подростков.

О симптомах основных психических расстройств современных детей и подростков рассказала врач психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Психические расстройства у детей

Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание.

За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного.

Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю.

Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.

Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.

Симптомы расстройств психики у детей и подростков

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Если у ребенка теплые доверительные отношения с родными, в семье он чувствует себя в безопасности, с удовольствием ходит в сад или школу, не испытывает больших трудностей в учебе и общении со сверстниками, с радостью принимает участие в общественных инициативах и сам их проявляет, стиль его поведения не противоречит существующим в обществе культурным убеждениям и нормам.

Можно предположить, что его психическому здоровью ничто не угрожает. Вопросы начинаются тогда, когда одна или несколько перечисленных составляющих дает сбой. С какими расстройствами психики чаще всего встречаются дети и подростки?  Как понять, что нужна помощь специалиста? Ольга Макович-Проференко перечислила основные факторы риска и симптомы.

– Психотические состояния характеризуются тем, что ребенку что-то кажется, видится, чудится, – объясняет эксперт.

– Когда он говорит, что слышит звуки, при этом их не слышите вы, слышит голоса внутри себя, видит невидимых зверушек либо друзей, его преследуют какие-то пугающие образы.

Причем в интерпретации ребенка это реальные персонажи, которые присутствуют в его жизни более или менее регулярно.

Если ребенок или подросток намеренно наносит себе повреждения (режет, царапает), говорит о том, что ему не хочется жить, демонстрирует признаки депрессивного состояния, часто раздражен, крайне неохотно идет в детский сад или школу, отказывается контактировать и всячески избегает общения с ровесниками, членами семьи и другими родственниками, это может свидетельствовать о суицидальных намерениях или попытках. В этих случаях обязательно нужна консультация специалиста: психиатра, психотерапевта или хотя бы психолога, чтобы понять, чем вызвано такое состояние ребенка, и определиться с тем, как ему помочь.

При таком состоянии у ребенка в первую очередь страдает эмоциональный фон, настроение всегда или почти всегда на нуле.

– Если вы видите, что ребенок постоянно грустный, раздраженный, у него пропал аппетит, он плохо спит по ночам, стал апатичным, замкнутым и равнодушным, ему не приносит радость то, что обычно радовало, – это повод задуматься о состоянии его психического здоровья и проконсультироваться у специалиста, – предупреждает Ольга Макович-Проференко.

Несмотря на усилия педагогов, родителей и самого ребенка, учеба ему не дается. Не помогают ни репетиторы, ни дополнительные занятия. Ребенок толком не умеет ни читать, ни считать, ни писать.

И проблема очевидно не в его нежелании учиться, потому что он прикладывает все усилия, а в том, что он не воспринимает и не усваивает информацию.

Как ни странно, причина этого может крыться в психических нарушениях, и здесь необходима помощь врача-психиатра.

– Симптомы расстройств поведения многочисленны, – говорит Ольга Макович-Проференко. – От патологической неусидчивости и невнимательности до воровства в школе и дома, агрессии по отношению к ровесникам, родителям, окружающим. В этом случае консультация психиатра однозначно не повредит.

Важно понять: обращение к специалисту вовсе не означает, что ребенок имеет какие-то серьезные психические нарушения. Но если есть какие-то отклонения, они успешно корректируются при раннем выявлении.

Разногласия между родителями в методах воспитания и частые конфликты, развод, «дележ» ребенка, сложности в переходном периоде могут негативно отражаться на его психике. Изменение его настроения и поведения, ухудшение в учебе, потеря аппетита, апатия или, наоборот, демонстративно вызывающее поведение на фоне описанных событий – повод по меньшей мере для беседы с психологом.

Навязчивое состояние проявляется в «ритуальных» действиях и мыслях, требующих их обязательной реализации. Например, подросток часто и подолгу моет руки с тщательностью хирурга перед операцией, потому что панически боится подцепить инфекцию.

Он совершает какие-то ритуальные действия определенного характера для того, чтобы «защититься» от окружающей среды: например, ходит только по белым плиткам тротуара или ему нужно обязательно три раза повернуться вокруг себя, прежде чем выйти из дома, иначе случится что-то плохое и т.д.

Навязчивое состояние – обязательный повод обратиться к врачу за консультацией.

– В основе этих нарушений также может быть психическая составляющая.

Но прежде чем идти к специалисту, необходимо пройти тщательное обследование по соматическому состоянию ребенка: у педиатра, гастроэнтеролога, хирурга и уролога, потому что энурез и энкопрез могут быть вызваны различными соматическими патологиями, – поясняет эксперт. – Если узкий специалист делает заключение об объективном физическом здоровье, только тогда нужно обращаться за помощью к психиатру.

Негативное воздействие на психику оказывают и различные стрессовые ситуации. Травматичным для детей может быть опыт столкновения с агрессивной (или даже нет) собакой. И потом ребенок боится всех собак.

Кто-то из незнакомых взрослых отругал или даже наказал, а родителей рядом не было. Тоже может быть стресс и, соответственно, реакция на него.

Ссора родителей, смерть кого-то очень близкого, происходящие негативные события в стране и мире… Все это способно вызвать стресс у детей и подростков.

– Реакция на стресс может проявляться в том, что ребенок становится раздражительным, испуганным. Пропадает аппетит, сон тревожный, ребенок задает не свойственные его возрасту и обычному настроению вопросы, – перечисляет Ольга Макович-Проференко.

– Иногда в таких ситуациях родители говорят: «Я не узнаю своего ребенка». С одной стороны, это можно списать на взросление, с другой – это, возможно, реакция на стресс, проявления расстройства поведения, депрессивного расстройства.

Разобраться в этом должен только специалист.

Частое расстройство психики у детей и подростков. По данным ЮНИСЕФ, лишний вес или ожирение имеет каждый 5-й подросток в мире. Преимущественно эта проблема распространена среди мальчиков и подростков младшего возраста. При этом каждый 4-й подросток (особенно девочки) считает себя толстым.

– Тренд на стройное, без «грамма лишнего жира» тела до сих пор популярен в мире. “Худоба как признак красоты настойчиво транслируется популярными среди современных подростков соцсетями”, – считает врач и добавляет, – Начиная с возраста 12-13 лет, многие подростки сознательно ограничивают себя в еде.

У некоторых развивается пищевое расстройство, которое требует помощи врача-специалиста.

Отказ от совместного приема пищи с семьей под разными предлогами, резкое похудение, сонливость, слабость, апатия, поход в туалет сразу после приема пищи – все это должно насторожить родителей и в конечном итоге, при необходимости, привести с подростком на консультацию к врачу-психотерапевту или психиатру.

Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам

Помощь детского психолога или психотерапевта можно получить в любом городе, где проживает подросток.

Почти при каждой детской поликлинике работают центры, дружественные подросткам, где можно получить консультацию на тему психического здоровья как от врача-психотерапевта, психолога, так и узкопрофильных врачей-специалистов.

Во всех областных центрах есть психоневрологические диспансеры, где прием ведут детские специалисты.

В Минске детские психиатры, психотерапевты и медицинские психологи принимают на базе Городского клинического детского психиатрического диспансера по адресам: ул. Лучины, 6; Одинцова, 63, корп.2.

Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: (017) 320-88-71 и (017) 397-37-15, либо на сайте www.gkdpnd.by

Телефоны доверия и экстренной психологической помощи: +375 17 263-03-03 и 8-801-100-16-11.

Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.

Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.

Медицинские психологи, которые работают на линии, помогут разрешить возникшие проблемы или, при невозможности оказания заочной помощи, подскажут, куда обратиться за получением очной консультации.

– Не надо бояться приема у психиатра. Подавляющее большинство расстройств психики успешно корректируется и никак не влияет на будущее детей и подростков, – убеждена Ольга Макович-Проференко.

– Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья.

И должна сказать, что часть детей и подростков, обратившихся к нам на прием, не имеют психических расстройств и легко избавляются от возникших проблем при работе с психологом.

Подписывайтесь на наши группы в OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале , присоединяйтесь

Детский психолог – кто это и что лечит, с какого возраста можно посещать психолога – узнайте в Клинике МЕДСИ

Психологическое здоровье ребенка

Дети так же, как и взрослые, часто сталкиваются с различными психологическими проблемами. Помощи только родителей нередко оказывается недостаточно. Требуется профессиональная поддержка, которую может оказать детский психолог.

Такой специалист выступает в роли своеобразного посредника между ребенком и его родителями. В задачу профессионала нередко входит налаживание между ними эмоциональной связи, позволяющей легко преодолевать все психологические трудности.

Помощь детского психолога оказывается актуальной и при общении ребенка со сверстниками.

Профессиональная поддержка обеспечивает:

  • Нормальное развитие личности
  • Устранение всех внутренних конфликтов
  • Гармоничное состояние ребенка в любых условиях

Не стоит думать, что помощь порой требуется только школьнику или подростку. Неблагоприятное эмоциональное состояние может возникнуть и в более раннем возрасте. Родителям важно своевременно заметить его и обратиться к специалисту.

Что лечит детский психолог?

Детские психологи оказывают помощь в:

  • Преодолении типичных возрастных проблем
  • Определении индивидуальных особенностей и способностей ребенка (в том числе его характера)
  • Налаживании отношений со сверстниками, родителями и близкими

Поддержка психолога актуальна в случае, если ребенок страдает от:

  • Ночных страхов
  • Плохого аппетита
  • Беспокойного сна
  • Смены настроения
  • Задержек развития (в том числе нарушений речи)
  • Боязни общения
  • Вредных привычек (грызет ногти, сосет пальцы и др.)
  • Боязни темноты и др.

Психологи занимаются устранением и ряда других проблем.

Что входит в сферу деятельности специалиста?

Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь. У такого профессионала нет высшего медицинского образования. Не следует путать психолога с психотерапевтом. В отличие от врачей, эти специалисты не могут назначать медицинские препараты.

В сферу деятельности специалистов входят преимущественно консультирование родителей и работа с детьми по решению локальных проблем.

В их числе:

  • Различные страхи (в том числе после физического насилия в семье)
  • Депрессивные и тревожные состояния
  • Стрессовые состояния после травматических эмоциональных событий (потери одного из родителей, например)
  • Слабая воля
  • Неорганизованность
  • Невнимательность
  • Гиперактивность
  • Трудности в общении
  • Агрессивное поведение в стандартных и стрессовых ситуациях
  • Сложности адаптации в детском саду, в школе, в любых незнакомых коллективах
  • Замкнутость
  • Утрата контакта с родителями (в том числе после конфликта)

Вместе с другими специалистами детские психологи занимаются адаптацией детей в социуме, устраняют проблемы с речью (в том числе заикание), помогают ребенку, попавшему в семью приемных родителей.

Отличие детского психолога от других специалистов

Детские психологи помогают детям, отличающимся психическим здоровьем. Психическими расстройствами занимаются психиатры. Только они могут осуществлять диагностику серьезных патологий и проводить их лечение с использованием специального режима и назначения медицинских препаратов.

Не являются психологи и врачами-дефектологами. Психолог не сможет самостоятельно устранить причины задержки в развитии, например. Специалист не поможет и при нарушениях речи. Он может только лишь помочь ребенку на этапе лечения, поддержать его, настроить на положительный исход, объяснить, что ничего страшного не произошло, и какие-либо отклонения не являются серьезной проблемой.

Так же, как психотерапевты и другие врачи, психологи работают не только с детьми, но и родителями, так как очень часто корни проблем кроются именно в отношениях малышей и подростков со взрослыми.

Безусловно, самых высоких результатов можно достичь тогда, когда вы обращаетесь со своим ребенком сразу и к психологу, и другим специалистам (с медицинским образованием). Команда специалистов способна как устранить имеющиеся проблемы, так и предотвратить их появление в дальнейшем. Также несколько профессионалов могут выполнить профилактику развития ряда патологических состояний.

Когда нужно обращаться к детскому психологу?

К детскому психологу следует обращаться как можно раньше, как только вы заметили любые изменения в эмоциональном состоянии или поведении ребенка.

Важно понимать, что даже беспричинные слезы и небольшие капризы являются своеобразной просьбой детей о помощи.

Не стоит списывать изменения в состоянии ребенка на обычную избалованность или непростой характер, какие-то возрастные факторы или иные причины. Так вы можете пропустить момент, когда устранить психоэмоциональный конфликт достаточно легко.

Обращаться к детскому психологу следует при:

  • Замкнутости ребенка и его застенчивости. Такие проблемы часто напрямую связаны с негативным восприятием ребенка собственной личности и внешности. Преодолеть их следует как можно раньше. В противном случае застенчивость и замкнутость могут привести к тому, что ребенок будет постоянно испытывать стресс и не сможет адаптироваться в новом окружении. Со временем проблемы будут только усугубляться
  • Гиперактивности. Такая проблема обычно возникает у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чрезмерная активность проявляется в том, что ребенок нередко становится просто неуправляемым. Его сложно успокоить, увлечь каким-то делом. Ребенок становится все более неусидчивым, не может сконцентрироваться, проявить внимание к деталям. Это сказывается на его успеваемости, творческом развитии, формировании характера. Нередко чрезмерная активность приводит и к непониманию с родителями. Задача детского психолога при работе с гиперактивным ребенком заключается в комплексной поддержке. Специалисту следует научить малыша правильно управлять энергией, контролировать настроение, проводить досуг интересно и с пользой
  • Тревожности и страхах. Страх одиночества, темноты, различных чудовищ и других выдуманных персонажей считается нормальным для детей. На самом деле фантазии и страхи – не одно и то же. Если ребенок просто фантазирует, но не боится, причин для беспокойства нет. Но если малыш действительно напуган, следует обратиться к специалисту, так как страхи способны нанести вред неустойчивой психике в раннем возрасте. Нередко кажущиеся безобидными страхи перерастают в серьезные фобии. Своевременный поход к профессионалу позволяет не только устранить страхи, но и предотвратить их появление в дальнейшем
  • Агрессивности. Агрессию у ребенка могут спровоцировать самые разные проблемы. Выявить и устранить причины немотивированной агрессии может только специалист. Если не обратиться к профессионалу, ребенок может навредить себе и окружающим. Никому не понравится, что рядом находится малыш, который кусается и дерется, например. С ребенком просто откажутся общаться. Он сам не поймет, почему так происходит, что будет провоцировать еще более выраженную агрессию. В результате ребенок вырастет жестоким и вспыльчивым. Задачей психолога при работе с агрессивными маленькими пациентами является снятие психологических барьеров, устранение тревожности и иных причин агрессии
  • Плохой успеваемости. Все дети являются яркими индивидуальностями. Кому-то лучше даются математика и физика, а кому-то – русский язык и литература. Но нет детей, которые в целом плохо успевают по всем дисциплинам без психологических или иных проблем. Если у ребенка нет диагноза «умственная отсталость», следует обратиться к психологу. Скорее всего, причинами плохой успеваемости являются страх выступлений, конфликты с учителями или одноклассниками, отсутствие концентрации и др. Специалисту важно выяснить, почему ребенок плохо учится, и помочь школьнику в преодолении всех трудностей

Обращаться к детскому психологу следует и после серьезных травмирующих ситуаций.

К ним относят:

  • Внутренние семейные проблемы: смерть родственников, частые ссоры, конфликты, развод родителей, рождение второго ребенка
  • Внешние факторы: военные действия, наводнения, землетрясения и др.

Не следует отказываться от обращения к специалисту, даже если травмирующая ситуация произошла давно. Ребенок может никогда не забыть ее без помощи.

Важно! Внутренние конфликты, не устраненные вовремя, сказываются на психологическом здоровье даже уже давно выросших людей.

Пострадавший малыш может вырасти в агрессивного взрослого, который замкнут, не умеет и не хочет общаться с окружающими, стесняется публичных выступлений и испытывает другие проблемы.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не просто был счастливым сейчас, но и смог полноценно расти, развиваться и реализоваться уже во взрослом возрасте.

Как работает детский психолог?

Детский психолог – специалист, который способен обеспечить ребенку гармоничное и правильное восприятие не только его личности, но и окружающей среды. По этой причине профессионал должен уметь находить контакт с детьми с любыми проблемами и умело выстраивать доверительные отношения с маленькими пациентами и их родителями.

Первичная консультация всегда начинается с простого общения. Специалисту следует наладить контакт с ребенком и его родителями. Затем проводится психологическая диагностика. Ее результаты позволяют выявить все имеющиеся проблемы (в том числе скрытые).

Также на первой консультации специалист определяет:

  • Как будет проходить дальнейшая работа
  • В каких направлениях будет проводиться деятельность
  • Сколько сеансов (приблизительно) потребуется для достижения желаемого результата

Сегодня детские психологи используют многочисленные методики, которые зачастую комбинируются между собой. Занятия проводятся не только индивидуально, но и в группах.

Если на прием к психологу родители приводят малыша, работа осуществляется в игровой легкой форме. Особое внимание специалист уделяет созданию комфортной атмосферы. Только в таких условиях ребенок может расслабиться и раскрыться.

В своей работе психологи применяют:

  • Арт-терапию
  • Методы воспитательной беседы
  • Формат активного диалога

Если детский психолог понимает, что проблема его маленького пациента является глубокой, имеет психический характер, к работе привлекается психотерапевт. При наличии отклонений в развитии, речевых и иных проблем, патологий, связанных с нарушением сна, привлекаются логопеды, сомнологи и другие специалисты.

При отсутствии психических заболеваний регулярные занятия с психологом позволяют справиться даже с самыми сложными психологическими проблемами. Максимальной результативности можно достичь при активной позиции родителей ребенка. Если они готовы посвящать время своему ребенку, постоянно помогать ему, то проблемы будут устранены достаточно быстро.

Преимущества обращения в МЕДСИ

  • Опыт специалистов. У нас работают не только психологи, но и логопеды, неврологи, дефектологи, нейропсихологи, которые постоянно проходят обучение и стажировки в ведущих центрах
  • Использование классических и современных методик. Их сочетание позволяет всегда достигать желаемого результата
  • Индивидуальный подход.

    Общение с каждым ребенком проводится в нестандартной форме, с задействованием творчества, например. Специалисты учитывают индивидуальные особенности своих маленьких пациентов, их желания и запросы

  • Комфортная обстановка. Прием в МЕДСИ проводится в оснащенных всем необходимым кабинетах.

    В них создана приятная и расслабляющая обстановка, не ограничивающая даже самых скромных детей

  • Помощь детям с трудностями в обучении
  • Комплексная диагностика дислексии, дисграфии и иных особенностей восприятия информации

Если вашему ребенку требуется помощь детского психолога в Москве, позвоните нам по телефону +7 (495) 7-800-500.

Специалисты расскажут об особенностях приема. Также они озвучат цену услуг детского психолога в МЕДСИ.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: