Рассеянность

Содержание
  1. Невролог о болезни, которая приводит к инсульту и слабоумию, а начинается с головной боли и потери памяти
  2. «Сосудистые заболевания есть у 20% населения в возрасте 20−59 лет»
  3. «Мужчины не очень серьезно относятся к своему состоянию здоровья»
  4. «Если человек будет больше двигаться, его мозг станет более нейропластичен»
  5. Рассеянность внимания и плохая память: что делать, причины возникновения и лечение
  6. Причины плохой памяти и рассеянности: не возрастом единым
  7. Лечение при забывчивости
  8. Нелекарственные
  9. Фармакологические
  10. Потеря концентрации внимания и памяти: причины, рекомендации
  11. Основные причины потери концентрации внимания и памяти
  12. Причины, связанные с неправильным образом жизни
  13. Причины физиологического характера
  14. Симптомы потери концентрации внимания и ухудшения памяти
  15. Способы решения проблемы
  16. Рассеянность
  17. Что это такое
  18. Причины рассеянности
  19. Как избавиться от рассеянности
  20. Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
  21. Ура! Нейропсихологи знают ответ!
  22. Разберем типичные примеры
  23. Как  заметить, что ребенок развивается атипично?

Невролог о болезни, которая приводит к инсульту и слабоумию, а начинается с головной боли и потери памяти

Рассеянность

— Помню, как пришел пациент и говорит: «Зашел в транспорт, прокомпостировал талончик, сел и не могу вспомнить, оплатил проезд или нет», — вспоминает случай из практики доцент кафедры неврологии и нейрохирургии БелМАПО, кандидат медицинских наук Кристина Садоха. Именно такая потеря памяти может говорить о том, что у человека первая стадия хронической ишемии мозга — недостаточности его кровоснабжения.

Это очень опасное заболевание, которое считается одной из самых частых причин инсультов. Как правило, с ним люди сталкиваются после 45 лет, но сегодня медики бьют тревогу: болезнь молодеет.

«Сосудистые заболевания есть у 20% населения в возрасте 20−59 лет»

— Я читала, что сосудистые заболевания и хроническая ишемия мозга есть практически у всех. Это так?

— Судя по последним данным, эти заболевания есть у 20% населения мира в возрасте 20−59 лет. Чем старше человек, тем больше вероятность, что у него они появятся. Но, к сожалению, сегодня с этими проблемами сталкиваются и молодые пациенты, и речь идет не только о хронической ишемии мозга, но и о другой сосудистой патологии.

Хроническая ишемия мозга — это хроническая недостаточность кровоснабжения головного мозга. Во время первой стадии заболевания человек забывает события, которые были сегодня-вчера, но помнит то, что происходило 30 лет назад, может жаловаться на головную боль, головокружение, нарушение сна, работоспособности, повышенную утомляемость.

Пациенты понимают, что с ними что-то происходит, и стараются компенсировать свое состояние. Например, избегают спешки, используют записные книжки, «узелки на память», руководители компаний — нанимают секретарей.

Поэтому окружающим эти проблемы незаметны.

Однако при объективном осмотре врач может выявить микроочаговую симптоматику без нарушения функции, то есть изменение рефлексов, хотя пациент при этом не жалуется на слабость в конечностях.

Во время второй стадии заболевания страдает уже и профессиональная, и долговременная память, появляются тревожность, депрессия, отсутствие воли к действию и эгоцентризм.

Родные начинают замечать, что человек стал чаще и необоснованно жаловаться на недостаток внимания.

При осмотре врачи выявляют умеренные двигательные расстройства: шаткую походку, замедленность движений, дрожание во время покоя, нарушение речи, глотания.

Доцент кафедры неврологии и нейрохирургии БелМАПО, кандидат медицинских наук Кристина Садоха

Третья стадия — это уже инвалиды 1-й группы, то есть пациенты, которые прикованы к постели. У них на каком-то этапе слабоумие сочетается с тяжелыми двигательными нарушениями: выраженной общей скованностью, неустойчивостью при стоянии и ходьбе.

Может быть слабость в руке или ноге, рука или нога становится как плеть, чаще всего это является последствием инсульта.

Это стадия с тяжелыми двигательными нарушениями вплоть до прикованности к постели и с выраженным расстройством познавательных функций, памяти вплоть до слабоумия.

Во время третьей стадии хронической ишемии мозга пациент вообще может не жаловаться, так как у него уже нет критики к своему состоянию. Пациент прикован к постели, а говорит, что у него все замечательно и хорошо.

— Вы сказали, что у 20% людей есть различная сосудистая патология, у многих ли из них может быть хроническая ишемия мозга?

— Приведу пример.

Мы проводили в поликлиниках Минска исследование и анализировали сосудистую патологию головного мозга у пациентов из четырех групп: первая группа — пациенты в восстановительном периоде после инсульта, вторая — пациенты с начальными проявлениями недостаточности кровоснабжения чаще при поражении сосудов головного мозга.

У этой группы пациентов жалобы уже есть, но они нестойкие, исчезают после отдыха, тем не менее они многочисленные, неврозоподобного характера, беспокоят не менее трех месяцев. При этом человек хотя бы раз в неделю жалуется на головную боль, головокружение, шум в голове, повышенную утомляемость, нарушение сна.

В третью группу входили пациенты с последствиями инсульта — через год после сосудистой катастрофы. Четвертая группа была самая многочисленная: это пациенты с начальной стадией хронической ишемии мозга, за три месяца мы выявили 10 850 таких пациентов.

Зачем мы проводили это исследование? Основная цель — привлечь внимание к этой болезни, потому что она распространенная. Во-вторых, стояла задача проверить, правильно ли доктора диагностируют это заболевание.

Пациенту в возрасте 60 лет и старше достаточно пожаловаться на головную боль, головокружение, шум в голове — и 100% ему поставят диагноз: хроническая ишемия мозга.

Эта эпидемия диагнозов сформировала несерьезное отношение к этому заболеванию.

— Почему этот диагноз помолодел?

— Наиболее частые причины хронической ишемии мозга — атеросклероз и артериальная гипертензия. У некоторых пациентов они могут сочетаться.

Кроме этого, на возникновение заболевания могут повлиять и другие изменения сосудов. У пациентов могут встречаться какие-то врожденные сосудистые аномалии, недоразвитие каких-то сосудов с одной стороны или с обеих, неправильное отхождение сосудов, их петлеобразование, извитость. У многих некоторые сосуды вообще отсутствуют.

В эмбриональном периоде какие-то сосуды отходят от внутренней сонной артерии, а вот во взрослом возрасте они уже являются кровеносными сосудами совершенно другой системы артерий — вертебрально-базилярной. Но в 15−30% случаев, то есть, по некоторым данным, у каждого третьего взрослого остается эмбриональный тип кровоснабжения мозга.

Сосудистый круг основания мозга только у 18−20% населения земного шара правильный, у 80% и более — различные аномалии.

До поры до времени эти аномалии, изменения сосудов не проявляются, но с возрастом проблемы могут появиться, особенно если есть еще какие-то факторы риска: тот же атеросклероз, артериальная гипертензия, сахарный диабет, длительное курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

На возникновение хронической ишемии мозга влияет и экологическая обстановка, и хронический стресс, и даже то, что человек долго сидит за компьютером.

По-хорошему через каждые два часа работы за компьютером надо делать какие-то перерывы. А у нас есть пациенты, которые сидят за компьютером целый день, и это приводит к изменению тонуса сосудов.

Это значит, что они начнут реагировать на изменения погоды, атмосферного давления, магнитного поля земли.

Иногда преходящая ишемия мозга возникает у молодых пациентов. Это может быть предвестником инсульта. Был случай, когда к нам привезли 22-летнюю девушку. Она пришла в аптеку и не понимала, где она и зачем. Человек внезапно потерял память.

Пока эту девушку к нам привезли, она пришла в себя, но мы ее все равно положили в больницу, чтобы разобраться в ситуации. Необходимо было выяснить, из-за чего это произошло в таком молодом возрасте. Взяли анализ крови на предмет антифосфолипидного синдрома.

Это такое заболевание, когда образуются антитела к фосфолипидам собственных клеточных мембран, и наиболее частое его проявление — повторяющиеся тромбозы сосудов головного мозга.

И оказалось, что у этой пациентки — дебют антифосфолипидного синдрома и есть предрасположенность к инсультам в таком молодом возрасте и к хронической ишемии мозга.

— И что делать этой пациентке, как ей дальше жить?

— Есть особая группа лекарств, которые она должна принимать постоянно, чтобы предупредить какие-то серьезные осложнения этого антифосфолипидного синдрома.

«Мужчины не очень серьезно относятся к своему состоянию здоровья»

— Хроническая ишемия мозга может быть у 20-летних?

— Хроническая ишемия мозга чаще встречается у людей в возрасте 45 лет и старше. Это заболевание может привести к инсульту. Поэтому очень важно его диагностировать на начальном этапе, чтобы пациенту еще можно было помочь с помощью препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, предупреждают и устраняют повреждающее действие кислородного голодания мозга.

— Из-за чего еще могут быть инсульты у молодых?

— Есть такая проблема — диссекция сонных или позвоночных артерий, то есть расслоение стенки сонной артерии или позвоночной. Это может быть врожденное состояние соединительной ткани, а может быть — и следствие ДТП. И в 80% случаев у пациентов с такой патологией может быть инсульт.

— Как часто пациенты переносят инсульт на ногах и не знают, что он у них был?

— Бывает и такое, особенно если это мелкие инсульты — размером до полутора сантиметров. Если такой инсульт произошел в области задней черепной ямки, то его практически невозможно выявить с помощью компьютерной томографии, нужно МРТ.

Чаще всего у таких пациентов просто нет симптоматики инсульта. Ведь проще диагностировать инсульт, когда пациент просыпается, а лицо искривлено, нога или рука повисли, когда это все появляется на фоне резкого повышения артериального давления или срыва сердечного ритма. У мелких очагов инсульта, особенно если они расположены в немых зонах, такой симптоматики может вообще не быть.

— Хроническая ишемия мозга чаще бывает у женщин или мужчин?

— В плане статистики разница небольшая, но мужчины же реже обращаются к врачам. И большинство данных все-таки говорит о том, что у них хроническая ишемия мозга развивается чаще, так как у мужчин больше факторов риска, у них другая культура отношения к своему здоровью — большинство из них не очень серьезно к нему относятся.

— Анестезия провоцирует нарушение кровоснабжения мозга?

— Да, но мы используем для нее максимально щадящие препараты. И если на одной чаше весов лежит польза от операции, без которой не обойтись, а на второй — небольшой риск от анестезии, то выбирается меньшее зло. А вот даже однократное злоупотребление наркотиками может привести к субарахноидальному кровоизлиянию, что намного опаснее, чем анестезия.

«Если человек будет больше двигаться, его мозг станет более нейропластичен»

— Что происходит с мозгом, когда человек курит?

— Курение способствует дестабилизации тонуса сосудов. Длительное курение также неблагоприятно влияет не только на сердечно-сосудистую, но и на бронхо-легочную систему.

— Малоподвижный образ жизни так же негативно влияет на кровоснабжение мозга, как и курение?

— Да. Есть современное понятие «нейропластичность мозга» — это способность различных отделов головного мозга к функциональной перестройке в условиях какого-то повреждения, например снижения кровотока.

Если снижен кровоток соответствующих участков мозга, это приводит к тому, что ранее не задействованные участки мозга компенсируют возникшие нарушения функции.

Есть разные методы влияния на нейропластичность: лекарства, специальные реабилитационные двигательные программы, музыкотерапия, скандинавская ходьба…

— Если человек будет больше двигаться, его мозг будет более нейропластичен?

— Конечно! Ходьба и движение — стимуляторы нейропластичности.

Дмитрий Брушко, TUT.BY

— На что человеку обратить внимание, чтобы вовремя заподозрить хроническую ишемию мозга?

— Если вам 45 лет и больше, то нужно обратить внимание на три симптома начальной стадии хронической ишемии мозга: головную боль, головокружение и снижение кратковременной памяти. Головная боль беспокоит чаще в шейно-затылочной области. Это обычно боль по типу «надетой каски», «стягивающего обруча или ленты» вокруг головы.

Еще один симптом: головокружение с ощущением морской качки, пребывания на морской палубе, с пошатыванием в обе стороны, чувством уплывания пола из-под ног. Бывает и вращательный компонент, когда кажется, что вокруг вращаются предметы.

Третий симптом — снижение памяти на новую информацию. Бывает, что помимо всего этого у человека есть шум в голове, снижение слуха, раздражительность, повышенная утомляемость, нарушение сна.

Если есть вышеописанные симптомы и они не проходят после того, как вы отдохнули, беспокоят уже три месяца, то это значит, что пора идти на прием к неврологу.

Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com

Рассеянность внимания и плохая память: что делать, причины возникновения и лечение

Рассеянность

Препараты с ноотропным действием могут рекомендоваться при снижении работоспособности, ухудшении памяти, нарушениях сна. Показания…Сложности с концентрацией внимания и запоминанием важной информации могут возникнуть в любом возрасте.

Как восстановить когнитивные функции?Улучшить память и концентрацию внимания можно с помощью комплекса мер: специальных упражнений, здорового питания, полноценного отдыха, а также приема ноотропных средств, восстанавливающих когнитивные функции мозга. Подробнее…

Некоторые препараты с ноотропным и нейропротективным свойствами можно купить без рецепта врача. Однако перед применением стоит проконсультироваться со специалистом. Подробнее…Ухудшение памяти и снижение концентрации внимания могут возникнуть вследствие нарушений кровоснабжения мозга, в том числе в пожилом возрасте.

Что может помочь?Ноопепт® — ноотропный препарат комплексного действия, способствующий улучшению работы мозга. Узнать больше…Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста.

Такие нарушения когнитивных функций, как рассеянность внимания и забывчивость, беспокоят многих.

И если у людей в активном и трудоспособном возрасте легкие когнитивные нарушения встречаются нечасто, то среди пожилых такие случаи не редкость: согласно различным данным, с расстройствами памяти и внимания сталкиваются от 39 до 82% лиц старше 50 лет[1].

Если забывчивость и рассеянность дают о себе знать регулярно, качество жизни человека заметно снижается. В любом случае проблемы с когнитивными функциями нельзя оставлять без внимания. В статье рассмотрим возможные причины плохой памяти и рассеянности, а также расскажем, какие меры можно принять, чтобы исправить ситуацию.

Причины плохой памяти и рассеянности: не возрастом единым

Чаще всего память не портится сама по себе. Вместе с ней ухудшаются и другие когнитивные функции: внимание, восприятие, способность «сортировать» информацию и обрабатывать ее. Все эти процессы взаимосвязаны. И все же забывчивость и рассеянность обычно проявляются первыми, к тому же такого рода проблемы проще заметить. Но почему они вообще возникают?

Начнем с того, что взрослые люди в принципе часто сталкиваются с умственными перегрузками. Человек вынужден постоянно находиться в режиме многозадачности, держать в голове огромное количество информации и анализировать ее.

В какой-то момент мозг может не справиться с этим, и первыми признаками «сбоя» обычно становятся рассеянность внимания и провалы в памяти. Иногда, для того чтобы избавиться от таких неприятных проявлений, достаточно отдыха, включающего также информационный детокс.

Однако эти эпизоды могут повторяться снова и снова, а возможность как следует восстановиться, увы, выпадает не всегда.

Именно этим в первую очередь объясняется тот факт, что в век информационных технологий о том, что такое рассеянность и плохая память (или эпизодическая забывчивость), знают очень многие взрослые люди. Рассмотрим другие распространенные причины рассеянности и ухудшения памяти.

  • Возраст. С годами снижается умственная активность, а значит, нарушаются и когнитивные функции. Угнетение мозговой деятельности, в свою очередь, связано с естественными процессами старения организма. Например, с возрастом уменьшается объем и масса головного мозга, ухудшается его кровоснабжение[2]. Такие физиологические изменения обычно проявляются в период с 40 до 65 лет[3]. Несмотря на естественность этих процессов, их можно замедлить. А если пустить ситуацию на самотек, обозначенные расстройства могут привести к существенному снижению качества жизни, а также к проблемам в социальной и профессиональной деятельности человека[4].
  • Стресс. Под воздействием психоэмоционального перенапряжения нервная система истощается, из-за чего человек становится рассеянным, «заторможенным», подолгу не может собраться с мыслями, забывает привычные вещи. При этом, как правило, сначала страдает долговременная память, а если стресс продолжается, то и краткосрочная.
  • Проблемы со сном и хроническая усталость. Быстрый ритм жизни и отсутствие отдыха в необходимом объеме существенно влияют на самочувствие. Недосып напрямую сказывается на способности концентрироваться и запоминать. Ночью вся информация, с которой человеку пришлось иметь дело в течение дня, основательно обрабатывается, после чего мозг переносит ее из кратковременной памяти в долгосрочную. Как легко догадаться, без полноценного сна этот процесс нарушается. А хроническая усталость лишь усугубляет ситуацию.
  • Заболевания. Рассеянность и забывчивость могут быть связаны с самыми различными патологиями. Речь идет о заболеваниях внутренних органов и эндокринной системы, сосудистых поражениях, неврологических, онкологических и психических заболеваниях, дисметаболических энцефалопатиях, нейроинфекциях, нарушениях обмена веществ и прочих патологиях головного мозга. В некоторых случаях причинами забывчивости и рассеянности становятся даже «банальные» ОРВИ.

К прочим причинам появления рассеянности, забывчивости и невнимательности относят травмы головы, наличие вредных привычек вроде курения и злоупотребления алкоголем, дефицит важных элементов, прием некоторых медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов, статинов, бета-блокаторов). Перегрузки на работе тоже можно назвать вполне закономерными причинами забывчивости: люди, чья деятельность связана с обработкой большого количества информации, находятся в группе риска.

Важный момент: само по себе забывание — нормальный процесс. Мозг постоянно отфильтровывает ненужную информацию. И менее чем за час человек автоматически забывает половину информации, которую только что получил.

Кроме того, с течением времени из памяти может удаляться то, что мозг счел ненужным. Поэтому не стоит бить тревогу, если обнаружилось, что какая-то часть сведений вылетела из головы.

И все же только врачу под силу отличить «стандартную» забывчивость от функциональных нарушений памяти.

Лечение при забывчивости

Как мы уже выяснили, даже незначительное ослабление функций памяти и внимания связано со снижением мозговой активности. Но, для того чтобы улучшить работу мозга, необходимо воздействовать на провоцирующие факторы.

Поэтому вполне логично, что решение проблемы с когнитивными процессами у взрослых стоит начинать с выявления причин рассеянности и забывчивости. Между тем далеко не последнюю роль играет и общекоррекционная терапия — она направлена на нормализацию высших психических функций.

Способы лечения можно разделить на нелекарственные и фармакологические.

Нелекарственные

Нормализация режима. Прежде всего речь идет о соблюдении правильного режима дня. Большую роль играют прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и здоровый сон. При этом физический труд, особенно в пожилом возрасте, должен быть посильным. Умеренная физнагрузка способствует улучшению кровообращения мозга, а своевременный и полноценный отдых не дает ему переутомиться.

«Фитнес» для мозга. Активность должна быть не только физической. Благоприятное воздействие на работу мозга оказывают, например, чтение и заучивание стихотворений наизусть.

Поддерживать когнитивные функции в тонусе помогает также решение кроссвордов, устный счет. Помимо этого, существует огромное количество упражнений для тренировки внимания и памяти наподобие таблиц Шульте.

Есть даже специальные приложения для смартфонов: как всем знакомые головоломки из разряда «найди различия», так и более современные игры.

Общение. Поддержание социальных связей, с одной стороны, не дает мозгу расслабиться, а с другой — не слишком напрягает его. К тому же общение помогает получить эмоциональную разрядку, отвлечься от переживаний.

Здоровое питание. При лечении рассеянности и забывчивости не менее важно придерживаться сбалансированного питания. Для улучшения работы мозга полезно есть продукты, богатые полиненасыщенными жирными кислотами омега-3 и омега-6, белками и глюкозой. Также в течение дня необходимо пить чистую воду.

Чтобы улучшить когнитивные функции, рекомендуется отказаться от вредных привычек, своевременно лечить различные заболевания и регулярно обеспечивать мозг новыми впечатлениями.

Фармакологические

При лечении забывчивости назначаются препараты, которые оказывают воздействие непосредственно на высшие психические функции. Называются подобные препараты ноотропами. Условно их можно разделить на два основных вида.

  • Растительные. Такие препараты обладают общеукрепляющими свойствами и действуют в основном на сосуды, улучшая циркуляцию крови, в том числе кровоснабжение мозга. Подобным образом работают, пожалуй, наиболее известные растительные ноотропы — экстракты гинкго билоба, женьшеня, родиолы розовой, ресвератрол. Считается, что действуют они мягко и относительно безопасно. Между тем принимать их приходится довольно долго (и это далеко не всегда приводит к желаемому результату), да и побочные эффекты от применения растительных ноотропов возможны. Так, прием упомянутого гинкго билоба может, например, снижать свертываемость крови, вызывать аллергические реакции и кишечные расстройства.
  • Лекарственные препараты синтетического происхождения. Такие средства могут отпускаться как по рецепту, так и без него — все зависит от компонентов. Рецептурные препараты с мощными действующими веществами используют в крайних случаях, так как их прием может приводить к серьезным побочным реакциям.Безрецептурные средства повсеместно назначают людям с плохой памятью для лечения не только нарушений когнитивных функций различной степени выраженности, но и нейродегенеративных заболеваний. Однако лекарственные средства такого типа могут использоваться и при отсутствии каких-либо отклонений — в качестве поддерживающей терапии при повышенных нагрузках и стрессах. Синтетические ноотропы могут не только улучшать кровоснабжение в ЦНС, но и влиять на метаболические процессы в нервных клетках, а также повышать его устойчивость к неблагоприятным факторам[5]. Такими действиями обладает, например, омберацетам. Данное лекарственное вещество имеет ноотропные, нейропротективные и антиоксидантные свойства и действует достаточно быстро: как правило, уже спустя неделю после начала приема снижается тревожность и раздражительность, а через две можно заметить улучшение когнитивных функцй. Что немаловажно, эффект от применения синтетических препаратов обычно более выраженный.

Ассортимент медикаментов, используемых для лечения рассеянности и забывчивости, улучшения памяти, — внушительный. Однако стоит помнить, что препараты должны подбираться индивидуально — в зависимости от причины когнитивных нарушений и особенностей организма. Поэтому, чтобы лечение забывчивости и рассеянности принесло желаемый результат, стоит проконсультироваться со специалистом.

В качестве примера популярного безрецептурного препарата для лечения рассеянности внимания у взрослых можно привести Ноопепт® (номер в ГРЛС — ЛС-001577[6]). Он выпускается в форме таблеток, в составе каждой — 10 мг омберацетама.

Благодаря ноотропным свойствам данного вещества Ноопепт® оказывает благоприятное воздействие на когнитивные функции. Препарат в том числе улучшает память, причем воздействуя на все этапы процессинга: начальную обработку информации, ее фиксацию, а также извлечение для дальнейшего использования.

Нейропротективное действие омберацетама заключается в том, что он повышает устойчивость мозговой ткани к различного рода негативным факторам вроде травм, гипоксии и снижает степень повреждения нейронов мозга.

В дополнение к этому Ноопепт® также проявляет антиоксидантные свойства, улучшает текучесть крови, дает анксиолитический и легкий стимулирующий эффект, оказывает вегетонормализующее действие.

Средство назначают взрослым и пожилым людям при нарушениях когнитивных функций и эмоционально-лабильных расстройствах, причиной которых стали ЧМТ, посткоммоционный или астенический синдромы, сосудистая мозговая недостаточность либо иные состояния, сопровождающиеся снижением интеллектуальной продуктивности.

При этом у данного лекарства довольно скромный список противопоказаний. Ноопепт® нельзя принимать беременным и кормящим грудью женщинам, детям до 18 лет, а также людям с непереносимостью компонентов таблеток, дефицитом лактазы, непереносимостью лактозы, глюкозо-галактозной мальабсорбцией, выраженными нарушениями функции печени и почек[7].

Ноопепт® применяют после еды дважды в день по одной таблетке — производитель рекомендует делать это утром и днем (до 18:00). Врач может увеличить суточную дозу до трех таблеток, если эффект окажется недостаточно выраженным. Обычно препарат принимают на протяжении полутора–трех месяцев.

Купить упаковку таблеток Ноопепт® можно примерно за 360 рублей[8]. На один курс хватает двух упаковок.

* Имеются противопоказания. Перед приемом необходимо проконсультироваться у врача.

** Материал не является публичной офертой. Информация о цене приведена для ознакомления и актуальна на декабрь 2020 года.

Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

Среда, 06.01.2021

Как пра­ви­ло, но­о­троп­ные пре­па­ра­ты да­ют на­ко­пи­тель­ный эф­фект, по­это­му важ­но не пре­ры­вать курс те­ра­пии при пер­вых же при­зна­ках улуч­ше­ния. Ина­че ре­зуль­тат мо­жет ока­зать­ся крат­ков­ре­мен­ным и не­до­ста­точ­но вы­ра­жен­ным.

Потеря концентрации внимания и памяти: причины, рекомендации

Рассеянность

Хорошая концентрация внимания и память – неотъемлемые факторы любой эффективной деятельности и полноценного общения с окружающими.

Именно поэтому потеря концентрации внимания способна причинить немало трудностей человеку и снизить его качество жизни.

К сожалению, в современном обществе появляется все больше людей с такими проблемами, как неспособность сконцентрироваться на задаче и трудности с запоминанием новой информации.

Основные причины потери концентрации внимания и памяти

Условно их можно разделить на 2 категории. К первой относят те, которые вольно или невольно «провоцирует» сам человек и те, что вызваны рядом заболеваний.

Причины, связанные с неправильным образом жизни

Умственное переутомление из-за большого количества информации. Ежедневный, многочасовой «серфинг» в интернете – одна из основных причин умственного перенапряжения.

! Если вам говорят, что многозадачность очень эффективна и к ней необходимо стремиться – не верьте! Это миф. Уже научно доказано, что человек не может заниматься несколькими делами одновременно, поскольку его мозг начинает «выдавать сбои в программе» подобно обычному компьютеру с перегруженным задачами процессором.

Хронический стресс и эмоциональное выгорание. Одна из основных причин снижения концентрации, причем как у детей, так и у взрослых.

Злоупотребление кофе. В небольших количествах кофе стимулирует работу мозга, но его переизбыток напротив, приводит к повышенной утомляемости, неумению сконцентрироваться и ухудшению памяти.

Длительный, бесконтрольный прием медпрепаратов, корректирующих деятельность нервной системы: антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты, барбитураты и т. п.

Алкоголь, никотин, наркотики. Такие вещества самым негативным образом влияют на работу головного мозга, вплоть до разрушения его клеток.

Нарушение режима. Во время сна нервные клетки не только восстанавливаются, но и формируют новые нейронные связи. Не высыпаясь изо дня в день, вы заставляете мозг работать «на износ», что самым негативным образом сказывается на концентрации внимания.

Неправильное питание. Полуфабрикаты, дешевая еда синтетического происхождения, «химические» напитки и сладости – все это содержит вредные для здоровья вещества, многие из которых обладают свойством накапливаться в организме. Постепенно они начинают отрицательно влиять на память, и способность концентрироваться на определенной задаче.

Причины физиологического характера

  1. Недостаток витаминов. Нехватка в организме жизненно важных веществ (особенно витамина Д) приводит к ухудшению синтеза нейромедиаторов и нарушению работы нервной системы. Как следствие, человек становится невнимательным и рассеянным.
  2. Некоторые болезни сосудов головного мозга (например, рассеянный склероз, гипертония, болезнь Альцгеймера).
  3. Гормональные нарушения, связанные с щитовидной железой, надпочечниками или сахарным диабетом.
  4. Нарушение обмена веществ.
  5. Анемия.
  6. Травмы головного мозга.
  7. Шейный остеохондроз (ухудшается кровообращение в сосудах головного мозга).

Очень важно выяснить первопричину проблемы, ведь только так ее можно эффективно решить или, по крайней мере, улучшить ситуацию.

Симптомы потери концентрации внимания и ухудшения памяти

Самый явный признак – человек очень плохо запоминает информацию, не связанную непосредственно с его личными переживаниями или проблемами. Он может забывать целые эпизоды из прошлого, либо путать прошлое время с настоящим, «теряться» в днях недели и даже месяцах.

В беседе он нередко забывает какие-либо слова, ему сложно четко сформулировать определенную мысль. Уходя из дома такие люди часто переживают из-за того, что не могут вспомнить, выключены ли вода, свет, газ, бытовые приборы и т. д.

Кроме того, потеря концентрации внимания и памяти часто сопровождается:

  • ощущением рассеянности, непониманием, что и как делать, даже если поставленная задача не представляет большой сложности;
  • повышенной мнительностью;
  • чувством замешательства;
  • медлительностью;
  • постоянным ощущением усталости;
  • головными болями;
  • проблемами со зрением и слухом;
  • сердечной аритмией.

В процессе работы такому человеку трудно сосредоточиться на задаче, в результате чего он начинает параллельно делать множество второстепенных дел. То же самое наблюдается и в быту. Его сильно отвлекают посторонние разговоры, музыка, фоновый шум. Все дела выполняются медленно.

Способы решения проблемы

Оптимальный вариант – посещение хорошего невропатолога. Такой специалист поможет выяснить настоящие причины потери концентрации внимания и предложит пути их устранения. Самостоятельно исправить ситуацию тоже можно, но лишь при условии, что речь не идет о каком-либо заболевании – тут без специалиста не обойтись.

Чтобы укрепить память и повысить концентрацию необходимо:

  1. Придерживаться правильного режима дня.
  2. Полноценно питаться.
  3. Пить достаточно воды.
  4. Как можно меньше времени проводить за компьютером, с гаджетами или перед телевизором.
  5. Принимать препараты, улучшающие концентрацию и память. Например, одним из лучших считаются витамины Эсприко (Esprico), содержащие 2 вида Омега-3, Омега-6, магний и цинк (кстати, они есть в нашей интернет-аптеке).
  6. По возможности избегать алкоголя, не курить и не употреблять наркотики.
  7. Обязательно заниматься спортом!
  8. Минимум 1.5-2 часа в день находиться на свежем воздухе.
  9. Ежедневно учить наизусть стихи или иностранный язык, играть в логические игры.

Параллельно следует выполнять определенные «упражнения». Так, вам надо стараться делать обычные действия необычным способом. К примеру, какое-то время ходить задом наперед (можно дома, когда вас никто не видит), чистить зубы и расчесываться левой рукой, если вы правша (и наоборот), ходить на работу другой дорогой и т. д. Все это даст мощный толчок образованию новых нейронных связей.

И помните, что намного проще предупредить проблему той же коррекцией образа жизни и регулярным приемом витаминов, чем избавляться от ее последствий.

Рассеянность

Рассеянность

Рассеянность – это особое состояние внимания, обнаруживающееся в неспособности индивида сконцентрироваться на происходящем и совершаемом. Также данным термином могут именовать несобранность, халатность и забывчивость. Однако считать нарушение концентрации внимания пороком ошибочно, это скорее лишь свойство натуры.

Помимо того подобное состояние может свидетельствовать о возникновении определённых патологий. Выделяют две вариации рассеянности: мнимую и истинную (подлинную). Первая возникает при увлечённости человеком деятельностью, фиксировании на определённом деле, когда он так поглощён процессом, что становится невнимателен к происходящему.

Вторая характеризуется сложностью удерживать на каком-нибудь предмете или деянии произвольное внимание.

Что это такое

Неспособность сосредоточиваться на заданном объекте или манипуляции принято называть рассеянностью. Это качество способно доставить массу неприятных моментов их обладателям, поскольку нередко упускают из вида важные вещи.

При этом надобно понимать, что рассматриваемая черта – это не плохая память, рассеянность является нарушением внимания.

Большей частью эта черта носит приобретённый характер, поэтому и ликвидировать её не только возможно, но и необходимо.

Итак, как выше писалось, рассеянность бывает подлинной и мнимой. Первая появляется чаще всего в результате сбоев в организме, например, при депрессии, головных алгиях, бессонницах, хронической усталости. Также рассеянность может зародиться при выполнении неинтересной и монотонной работы.

Когда индивид выполняет обыденную монотонную неинтересную работу, для реализации которой нет нужды задействовать творческую жилку, он совершает машинальные действия.

Привычка ослабляет сознательный элемент внимания к производимым человеком действиям. В этом таится отрицательный и нередко опасный аспект рассеянности.

Так, например, рассеянность у машиниста или простого автолюбителя нередко приводит к необратимым трагическим событиям.

Вторая зачастую возникает вследствие избыточной концентрации внимания. Когда все думы индивида устремлены на разрешение определённой задачи, а всё иное словно перестает существовать.

В свой черёд мнимую рассеянность подразделяют на два вида: профессорскую и поэтическую. При профессорской невнимательности индивид отключиться от выполнения сложных задач не может.

Данную вариацию невнимательности ещё нередко именуют рассеянностью гениев. Чаще всего ей подвержены математики.

Людям, склонным к поэтической рассеянности, присуще витание в облаках, вследствие чего события реальности часто остаются незамеченными.

Таким образом, рассматриваемое понятие в качестве личностной черты является неспособностью концентрироваться на внешнем объекте и совершать целенаправленные действия, склонностью невольно отвлекаться от манипуляций, размышляя об ином деле, делая что-то не к месту.

Каждый индивид способен периодически проявлять рассеянность, однако не у всякого она превратится в ярко выраженную личностную черту.

Причины рассеянности

Если рассеянность является подлинной, то большей частью она обусловлена определёнными физиологическими отклонениями, например, неврастенией, анемией, хронической усталостью, нервными перенапряжениями. При этих недугах людям сложно удерживать внимание на выполняемой манипуляции, они легко отвлекаются, а дабы зафиксироваться на намеченной задаче им приходиться прилагать немало усилий.

Мнимая невнимательность в свой черёд часто появляется именно по причине излишней сосредоточенности, когда внимание индивида сконцентрировано на чём-то конкретном, при этом все остальное остается вне его внимания. Данная рассеянность у взрослых часто приводит к совершенно нерадостным последствиям.

Итак, к нарушению фиксации внимания могут приводить некоторые соматические недуги, либо особенности психотипа индивида.

Среди патологических отклонений, выступающих этиологическими факторами, выделяют:

– новообразования, локализированные в мозге, гидрацефалия;

– сосудистую деменцию и «старческое слабоумие» или болезнь Альцгеймера;

– сильные мигренеподобные головные алгии;

– нарушение мозгового кровоснабжения и вызванное им кислородное голодание;

– гипертонию;

– нарушение метаболизма (диабет);

– вегето-сосудистую дистонию;

– дефицит витаминов;

– аутоиммунные заболевания, поражающие нервную систему;

– хроническую бессонницу;

– недостаток минеральных веществ;

– анемию.

Помимо перечисленных выше недугов вызвать рассеянность могут психические расстройства либо отклонения неврологического характера, например, эпилепсия, шизоаффективное нарушение и шизофрения, стрессы.

Также невнимательность нередко появляется при нежелании индивида выполнять ту задачу, на которой следует сосредоточиться или при стремлении делать несколько действий одновременно.

Часто люди, страдающие рассеянностью, пеняют на собственную память, но это лишь попытка избежать ответственности за собственную невнимательность. Хотя признаки рассеянности также могут включать ухудшение когнитивных процессов, раздражительность, снижение работоспособности, утрату профессиональных навыков, появление несвойственных ранее поступков.

У детей рассматриваемое отклонение нередко проявляется снижением успеваемости, проблемами с памятью, отказом выполнять задания, требующие повышенной фиксации внимания, медлительностью, неусидчивостью, перепадами настроения, возбудимостью.

Как избавиться от рассеянности

Прежде всего, перед устранением рассеянности, необходимо уяснить, что универсальной таблетки от невнимательности не существует. Поэтому, если человек серьёзно решил бороться с собственной неспособностью концентрироваться на выполнении определённых задач, он должен запастись силой воли. Потому как без приложения волевых усилий невозможно ликвидировать рассеянность.

Перво-наперво рекомендуется нормализовать сон и режим отдыха, сбалансировать питание, отказаться от курения и прочих губительных привычек, делать утреннюю зарядку, уделять время прогулкам, обогатить рацион рыбой и минимизировать потребления жирной пищи.

При выполнении ответственных заданий следует абстрагироваться от эмоциональной составляющей. Эмоции лишь мешают рационально мыслить. Помимо того рабочее место всегда должно содержаться в порядке. При творческом беспорядке довольно сложно сосредоточиться на выполнении серьёзных задач, требуемых умственных затрат.

Дабы не забыть о предстоящих мероприятиях, делах и задачах следует их записывать. Выполняя какую-нибудь работу, требующую концентрации внимания, следует исключить побочный шум, например, музыку.

Считается, что отдых является лишь переменой деятельности, поэтому свободную минуту лучше уделять решению головоломок, разгадыванию кроссвордов, составлению слов.

Лучшим способом ликвидировать мнимую рассеянность, чаще свойственную учёным деятелем, поэтам, актёрам и иным творческим натурам, считается управление вниманием, то есть его переключение с интересных дел на будничные заботы.

Интенсивный напряжённый труд, даже когда он обусловлен эмоциональным взлётом, часто становится катализатором нервного истощения и депрессивных состояний, которые, порождают ослабление когнитивных процессов и рассеянность.

Проверенным способом переключения внимания является перемена вида деятельности. Например, интенсивное занятие умственным трудом можно разнообразить физической деятельностью.

Поскольку невозможность концентрации внимания не является специфическим признаком какого-либо недуга, то и лечение рассеянности обусловлено причиной её возникновения.

Если нарушение концентрации становится следствием тревожного расстройства или депрессивного состояния, то рекомендован приём антидепрессантов, транквилизаторов, есть и препараты с анксиолитическим эффектом.

Когда рассеянность является результатом органического поражения мозга, то показано назначение ноотропов.

Также справиться со сбоями в концентрации внимания помогут ниже приведённые средства официальной медицины:

– экстракт элеутерококка, оказывающий общий тонизирующий эффект, улучшающий умственные процессы, снимающий нервное перенапряжение и устраняющий переутомление;

– аминалон, содержащий гамма-аминомасляную кислоту, благодаря чему влияет на качественное усваивание глюкозы, которая являет собой источник энергии, потребной для поддержания жизнедеятельности нервных клеток, поэтому данный препарат способен значительно улучшить память, снять утомление и обеспечить мышлению эффективную работу;

– глицин, считающийся одним из безопаснейших средств и имеющим минимальное число противопоказаний, способен мягко включаться в метаболические процессы, проистекающие в мозге.

В ряде случаев лечение рассеянности не нуждается в фармакопейном вмешательстве, поскольку устранить рассматриваемое нарушение можно с помощью банального отдыха или ликвидации причины (устранения психотравмирующей ситуации посредством психотерапии).

Также существуют упражнения, способные существенно повысить работоспособность мозга при усталости или сильнейшем перенапряжении, которые и порождают рассеянность.

Так, например, интенсивное растирание ладошками ушей на протяжении минуты стимулирует так называемые «энергетические точки», что значительно повысит работоспособность мозга благодаря улучшению кровообращения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Рассеянность

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети  будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто  желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» – думают родители, листая тетради своего чада.  Учителя, наблюдая резкие скачки в  успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка  за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки.

Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения.

Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб – страдают регуляция и контроль любой деятельности.

Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить.

Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом.

Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень.

На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим.

Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет.

Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения.

Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны – от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», – считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет.  Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает.

У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда.

Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…».

Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» – за содержание и «2» – за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как  заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.

; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских  нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания.

 Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно.

Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Смотрите также

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: