Развитие ребенка в 1 год

Содержание
  1. Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год
  2. Первые умения
  3. Физическое развитие ребенка
  4. Психомоторное развитие крохи
  5. Эмоции и интеграция в общество
  6. Становление речи
  7. Годовасики и их навыки самообслуживания
  8. Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития
  9. Особенности развития ребенка в 1 год
  10. Физиологические изменения
  11. Двигательная активность ребенка 
  12. Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
  13. Особенности развития девочек в 1 год
  14. Особенности развития мальчиков в 1 год
  15. Как проверить уровень развития ребенка
  16. Занятия для развития
  17. Возможные отклонения в развитии
  18. Развитие ребенка в 1 год:: что должен уметь
  19. Физическое развитие в 1 годик
  20. Зрение
  21. Слух
  22. Мимика и речь
  23. Нервно-психическое развитие детей до 1 года
  24. Как помочь малышу развиваться
  25. Кормление
  26. Режим
  27. о развитии ребенка в 12 месяцев
  28. Развитие годовалого малыша: что должен уметь ребенок в 1 год

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Развитие ребенка в 1 год

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо.

Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам.

Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;

Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития

Развитие ребенка в 1 год

08.10.2020 Время на чтение: 5 мин 954

Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения.

11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается.

Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.

Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см.

Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе.

Каждый малыш уникален. 

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

Двигательная активность ребенка 

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается.

В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма.

Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице.

Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула.

Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору.

Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить.

Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение.

Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы.

Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом.

Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка.

Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков.

Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.

Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2].

Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности.

Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей.

Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи.

Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи.

Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей.

При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки.

Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года» [2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка» [3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(0 оценок; рейтинг статьи 0) Информация проверена экспертом

К.М.Н, врач-педиатр высшей категории, врач-диетолог

Об эксперте

Развитие ребенка в 1 год:: что должен уметь

Развитие ребенка в 1 год

Еще совсем недавно ваш кроха только появился на свет, а уже совсем скоро ему исполнится 1 год. Время летит быстро, и дети развиваются стремительно, особенно в первые годы жизни. Поэтому сегодня мы хотим поговорить об особенностях развития, какие изменения происходят в его жизни и жизни родителей, а также уделить внимание тому, какие развивашки можно использовать для детей от 1 года.

Физическое развитие в 1 годик

От рождения до 1 годика малыш физически стремительно развивается. Всемирная организация здравоохранения выделила среднестатистические нормы роста, веса и других важных показателей для мальчиков и девочек, которые указаны в таблице.

ПоказателиМальчики (1 год)Девочки (1 год)
Рост71-80 см69-79 см
Вес7,7-12 кг7-11,5 кг
Окружность головы43-49 см42-48 см
Окружность грудной клетки46-53 см46-51 см

В таком возрасте он умеет:

  • Сидеть, активно ползать, стоять, держась за предметы, или самостоятельно.
  • С поддержкой взрослого делать шаги. Некоторые детки уже самостоятельно ходят и даже пытаются бегать.
  • Взбираться на стулья, диван или кровать, и спускаться вниз. Родителям нужно быть крайне осторожными и обеспечить безопасность в доме и на прогулке. Такие малыши уже понимают, что можно подставить стул и забраться повыше, поэтому не думайте, что ребенок в 1 годик не додумается взобраться на подоконник или стол, а будьте внимательны, чтобы он этого не сделал.

Для успешного физического развития необходимо, чтобы у малыша вырабатывалась самостоятельность: не спешите поднимать его, если он упал, или брать на руки по первому требованию. Нужно учиться страховать кроху, но основную работу должен делать он.

Зрение

В таком юном возрасте зрение у детей отличается от зрения взрослых. С каждым месяцем жизни органы зрения продолжают стремительно развиваться. К году оно становится острым, и карапуз способен заметить на полу маленькую и незаметную для взрослого соринку или различные мелкие вещи. Он видит яркие предметы, которые находятся на значительном расстоянии, и пытаться к ним доползти или дойти.

Хорошее зрение положительно влияет на физическое развитие: малыш видит определенную вещь, которая начинает его интересовать, и пытается дотянуться или взять ее. Поэтому очень важно следить за зрением в этом возрасте, и если появляются какие-то тревожные симптомы, не стоит ждать, когда они пройдут, а необходимо обратиться к детскому окулисту.

Слух

В 1 годик хорошо развит слух. Он уже произносит первые звуки и слова, различает родных, различные предметы и игрушки. Также он слушает разговоры, которые возникают вокруг него, и может даже пытаться в них участвовать.

Чтобы проверить слух, можно спросить: «Где мама, папа, баба?» или попросить показать или взять что-то. Карапуз в этом возрасте способен сделать такие несложные задания, а родители смогут оценить, насколько ребенок их слышит. Можно еще попросить его что-то сделать, и сказать это шепотом, если со слухом все в порядке, малыш услышит и отреагирует на вашу просьбу.

Мимика и речь

Есть различные мнения специалистов. Кто-то утверждает, что малыш в таком возрасте знает порядка 40 слов, некоторые специалисты придерживаются мнения, что 20-30.

Однако можно утверждать следующее: словарный запас и речь в 1 годик зависит от того, насколько активно происходила подготовка речевого аппарата с самого рождения.

Чем больше с малышом общались с самого рождения, тем его пассивный словарный запас будет более обогащенным. Уже сейчас он понимает, что речь – это средство общения и начинает ею пользоваться.

Малыш также активно пользуется мимикой лица и с удовольствием повторяет выражения лиц мамы, папы или других хорошо знакомых людей. На развитие речи влияет слух: ребенок в 1 год слышит и запоминает, но если со слухом есть проблемы, они возникают и с развитием речи, поэтому родителям необходимо внимательно наблюдать за своим крохой.

Нервно-психическое развитие детей до 1 года

На данном этапе у детей продолжает развиваться головной мозг. Здоровый карапуз умеет следующее:

  • Самостоятельно выполнять действия, которые он перенимает от родителей и родных: перекладывать интересующие предметы с места на место, пытаться самостоятельно передвигаться, делиться игрушкой с другими детьми и искать запрятанную от него вещь, с легкостью запоминать названия вещей, игрушек и других предметов.
  • В 1 годик он понимает множество команд и способен выполнить их, он уже осознает слово «нельзя», хотя интерес часто превозмогает, и малыш стремится не к тому, чтобы послушаться, а узнать, несмотря на запрет.
  • Узнавать знакомых на картинах и фотографиях, и если у него спросить, он с легкостью покажет изображенных людей или предметы.

Чтобы оценить состояние нервной системы, проверяются и анализируются стойкие рефлексы, которые сохраняются на протяжении всей жизни:

  • Глотательный рефлекс. В нормальном состоянии не должно возникать дискомфорта или трудностей при жевании и глотании пищи, и нет никаких трудностей с тем, чтобы есть твердую пищу.
  • Сухожильные рефлексы, которые проверяются на приеме у невропатолога.
  • Роговичный, конъюнктивальный и надбровный и др. рефлексы.

Как помочь малышу развиваться

Итак, как развивать речь ребенка и остальные навыки в 1 год? Существуют самые разнообразные способы, позволяющие активно развивать карапуза:

  • Знакомьте его с различными развивающими книгами. Желательно, чтобы они были яркими и имели реалистичные картинки. Читайте как можно чаще, это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, используйте различные интонации при чтении, и мимику.
  • Включайте качественную музыку. Это могут быть звуки природы или знаменитая классика. Это позволяет развивать слух и закладывать музыкальные способности.
  • Можно запастись различными развивающими игрушками, которые помогут в изучении цветов, фигур, букв и цифр. Или сделать их самостоятельно. Как показывает практика, порой детям неинтересны дорогие вещи, а вот коробка или предметы быта являются очень привлекательными. Из безопасных подручных средств можно смастерить отличные развивающие игрушки самостоятельно.
  • Можно также знакомить карапуза с красками, пластилином и карандашами. С помощью этих вещей вы с легкостью сможете развивать не только моторику, но и счет, и цвета.

Самое главное – познавать этот мир вместе, заинтересовывать его и помогать, когда это нужно.

Кормление

В 1 годик малышу становится интересна посуда, он пытается брать в руки ложку или вилку, самостоятельно набирать пищу и есть ее. Ребенок в 1 годик знаком с множеством продуктов, и в его рационе практически отсутствует грудное молоко. В сутки карапуз должен съедать примерно 1200-1300 г, а его суточный рацион состоит из 5 приемов пищи:

  • завтрак;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин;
  • второй ужин.

Незадолго до сна можно предложить крохе кефир, йогурт или немного творога.

Необходимо обеспечить разнообразное и полноценное питание, которое способно восполнить все нужды растущего организма. С этой задачей молоко уже не справляется, поэтому мамочки могут постепенно отучать от груди и полностью переводить его на взрослое сбалансированное питание.

В таком возрасте запрещается давать: 

  • жареную пищу;
  • газированные напитки;
  • продукты на основе какао или шоколада;
  • копченые и колбасные изделия;
  • различные консервы и полуфабрикаты;
  • орехи;
  • блюда, в состав которых входят грибы.

В сутки годовалый малыш должен спать 10-14 часов: ночью примерно 11 часов, и днем около 3 часов. Днем среднестатистический малыш спит 2 раза: первый сон более длительный и составляет примерно 2 часа, а второй – около 1 часа. Во время же бодрствования кроха стремится познавать мир вокруг себя и участвовать в жизни семьи.

Режим

В этот период происходит множество открытий, и поэтому важно организовать режим дня, который бы позволял крохе активно развиваться, а маме успевать делать запланированные дела. Каждый малыш индивидуален, и у него есть свой определенный режим, но в общем, он может быть таким:

  • 7.00 – подъем и первое кормление. В это время, как правило, предлагается смесь или грудное молоко.
  • 7.30 – необходимые гигиенические процедуры.
  • 8.30 – период бодрствования, в который можно делать легкую гимнастику.
  • 9.30 – прием пищи, в который можно предложить кашу с фруктами,
  • 11.00 – прогулка, во время которой малыш спит на свежем воздухе (примерно 1-2 часа). В зимнее время такая прогулка может составлять до 2 часов, в зависимости от температуры.
  • 14.00 – обед, во время которого можно дать крохе суп, овощное рагу, и компот или чай.
  • 14.30 – период бодрствования, во время которого можно играть с малышом в различные игры, способствующие развитию.
  • 15.30 – прогулка на свежем воздухе и второй сон.
  • 18.00 – полдник, на который в 1 годик можно предложить творог с печеньем или фруктами, а также йогурт или кефир.
  • 18.30 – бодрствование. В этот период важно играть в спокойные игры и постепенно готовиться к ночному сну.
  • 21.00 – вечернее купание.
  • 22.00 – можно предложить второй ужин: грудное молоко или смесь.
  • 22.30 – укладывание на ночь.

В ночное время ребенок в 1 годик, который получал грудь, может просить ее несколько раз за ночь. Дети, вскормленные смесью, как правило, спят всю ночь.

о развитии ребенка в 12 месяцев

В предложенном видео детский невролог подробно рассказывает о том, каким должно быть развитие ребенка в 1 годик, какие навыки и умения он уже умеет делать. Также представлена информация о том, когда родителям стоит насторожиться и обратиться за консультацией к специалисту.

Мы также рекомендуем вам ознакомиться и с этим достаточно интересным видео, в котором вы сможете увидеть, какие игрушки можно покупать своему крохе, какие игры могут вызвать у него интерес, и что мама может сделать, чтобы организовать интересное и увлекательное общение.

Когда в семье появляется младенец, у новоиспеченных родителей возникает множество вопросов. Кого-то волнуют —рефлексы новорожденных—, а некоторые родители активно ждут момент, когда малыш начнет держать голову. Есть те, кто переживают о зрении новорожденного и пытаются найти информацию о том, когда грудничок начинает видеть. Вы можете ознакомиться еще и с этой информацией.

Какие развивающие занятия для детей от 1 года вы использовали для своего крохи? Чем вашему ребенку нравилось играться в этом возрасте? Будем рады, если вы поделитесь своими интересными и веселыми историями, а также полезными и практическими советами. А еще не забывайте оставлять комментарии о прочитанной статье.

Развитие годовалого малыша: что должен уметь ребенок в 1 год

Развитие ребенка в 1 год

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери.

Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих.

Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

статьи

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: