- Что такое референтные группы?
- Понятие и виды референтных групп
- Общественные группы
- Формы воздействия референтных групп на потребителя
- Нормативная форма
- Утилитарная форма
- Ценностная форма
- Информационная форма
- Изучение и учет воздействия референтных групп на потребителей
- Референтная группа это в психологии, типы, специфика
- Понятие «референтной группы» и ее специфика
- Возможные типы референтных групп
- Референтная группа — это в психологии означает дружный коллектив
- Референтная группа, виды и типы
- Виды и типы референтных групп
- Функции референтных групп
- Референтная группа это (в психологии)
- Референтные группы в жизни человека
- Группы членства и референтные группы в студенческом коллективе
- Референтность, референтная группа и лицо
- Суть явления
- Характеристика референтной личности
- Референтная группа
- Примеры
- Референтометрия
Что такое референтные группы?
Определение референтной группы может звучать по-разному:
Референтная группа — это определенная группа лиц, которая способна прямо или косвенно повлиять на решение какого-либо индивидуума или на его отношение к чему-либо.
Референтная группа — это группа, которая является эталонной (лучшим примером чего-либо) для человека или группы лиц.
Примеры референтных групп: богатые люди для бедных, умные люди для глупых, владельцы брендовых вещей для людей, хотящих иметь данный бренд и т.д. (все примеры являются частными случаями)
Каждый человек оценивает себя и выбирает линию поведения, согласно групповым стандартам. Но так как люди относятся к нескольким разным сообществам, каждое из которых является неповторимой субкультурой или контркультурой, ориентиры для наших действий и отношения к ним различны.
Понятие и виды референтных групп
Референтной называют группу, используемую индивидом для анализа его поступков и положения. Человек может относиться к референтной группе или находиться от нее очень далеко. Такое сообщество может являться реальным (к примеру, семья) или виртуальным (богема). В наше время резко увеличилось влияние именно воображаемых групп.
Как правило, взаимодействие человека и референтной (эталонной) группы неустойчиво. В разных жизненных ситуациях одно и то же лицо может брать за образец абсолютно разные сообщества. Человек ориентируется на несколько примеров и при покупке различных видов товаров или выборе не связанных друг с другом элементов образа жизни.
Группа взаимодействия (членская группа) – это люди, окружающие конкретную личность (родственники, друзья, сотрудники). Может являться референтной или не быть ей.
Общественные группы
Общественные группы можно разделить на несколько типов.
Первичные и вторичные:
- первичные – небольшие сообщества, участники которых все время взаимодействуют друг с другом (к примеру, родственники);
- вторичные –группы, отличающиеся по размеру, участники которых общаются между собой время от времени (коллеги по работе).
Формальные и неформальные:
- формальные – сообщества со строгой и прописанной в документах структурой (политическая организация); оказывают значимое воздействие на человека во время построения им карьеры;
- неформальные – группы, где отсутствует структура, а основу составляют общие интересы (дружеский коллектив); серьезно влияют на личность в раннем и позднем возрасте, когда круг общения ограничен в основном родными.
Позитивные и негативные:
- позитивные – группы, с которыми человек отождествляет себя, перенимая их стиль поведения и правила;
- негативные – сообщества, связь с которыми потребитель отвергает.
В обществе, где субкультур множество, не существует списка позитивных и негативных референтных групп, одинакового для большинства.
Богатые и бедные Богатейшие люди как референтная группа актеры и знаменитости как референтная группа
Формы воздействия референтных групп на потребителя
Сообщество обладает властью над его участниками, склоняя их к определенному поведению, в том числе и как потребителей. Существует несколько видов такого влияния:
- Власть вознаграждения. Это воздействие на человека путем возможного поощрения за выполнение требований, то есть позитивными санкциями. Примерами могут послужить повышение в должности, прибавка к заработной плате, восхищение в устной форме. Соответствие правилам сообщества помогает человеку обрести более высокий статус, заслужить признание и авторитет, ради чего он с большим старанием следует нормам, установленным в группе. К примеру: девушка идет на дискотеку в ультрамодном наряде, чтобы услышать комплименты.
- Власть принуждения. Влияние на индивида через наказание или отмену вознаграждения, то есть с помощью негативных санкций. В формальных сообществах таким примером является замечание, которое может отрицательно сказаться на карьере работника. Допустим, если сотрудник офиса явится на работу в пляжной одежде, он получит взыскание от начальства. В неформальных — нарушителя правил группы ждет презрение или насмешка.
- Легитимная власть. Воздействие на деятельность участников группы за счет их согласия на то, что сообщество имеет на это законное право. В данной ситуации поощрение или наказание не потребуются. Человек, не сомневаясь, следует правилам сообщества, т.к. считает его вправе устанавливать их. Пример: студенты приобретают тетради, т.к. согласны с мнением преподавателей, что конспекты составлять необходимо.
- Власть самоидентификации. Влияние на образ жизни человека, основанное на его намерении принадлежать к какому-то сообществу или быть ближе к нему. Конкретный стиль потребления или его детали считаются признаком соответствия группе, поэтому желающие к ней относиться обязаны не отклоняться от рамок данного стиля. Требование может быть как строгим, так и мягким, в виде пожелания. Пример: любому байкеру необходим мощный мотоцикл.
Воздействие референтных групп на индивида возможно в четырех формах.
Нормативная форма
Требования соблюдать правила группы для поддержания положительного общественного мнения. Эта форма сильно влияет на людей с высокой самодисциплиной и явно прослеживается при покупке продукции видимого потребления. Актуальна для групп самоидентификации и утилитарных сообществ.
Референтной группой самоидентификации называется сообщество, к которому человек относится, находясь под давлением его ценностей и правил. Группа напрямую либо косвенно заставляет его соблюдать определенную линию поведения, в частности, потребления, которая считается правильной, и не совершать действия, которые выглядят «неподобающими» или «странными».
Утилитарная форма
Утилитарной группой называется сообщество, имеющее возможность применять положительные и отрицательные санкции, то есть способное поощрять и наказывать своего участника. К данному виду могут относиться различные реальные и виртуальные группы. У личности должен быть стимул к действиям, которым является стремление получить вознаграждение или уйти от наказания.
Ценностная форма
Ценностно-ориентированное. Воздействие, при котором индивид подстраивает свой образ жизни под линию поведения участников группы вследствие согласия с ее ценностями. Потребитель может входить в сообщество или только мысленно считать себя его частью. Такая форма проявляется относительно групп самоидентификации или ценностных.
Ценностная эталонная группа – настоящее или воображаемое сообщество, представители которого признаны индивидом выдающимися обладателями ценностей, которые разделяет он сам.
В такой группе не только сочувствуют определенным взглядам, а открыто заявляют о них через свой стиль поведения. Человек, подражающий его участникам, копирует этот стиль. Он не входит в указанную группу, а чаще всего очень далек от нее и физически, и в социальном плане.
Как правило, к таким сообществам относят ярких деятелей в той или иной области, которая интересна индивиду.
Информационная форма
Информационное. Происходит путем обмена взглядами разных людей.
Потребитель приобретает товар, подвергаясь информационному воздействию эталонной группы, если ему нужно узнать все о данной продукции, а получить сведения неоткуда, кроме данного источника; когда между получателем и источником информации сильны социальные связи; если для потребителя очень важен положительный отзыв.
Данный вид воздействия оказывается информационной референтной группой – сообществом, чьим данным доверяет покупатель. Эта группа имеет две основные формы:
- люди с опытом (те, кто опробовал продукцию);
- эксперты – профессионалы в конкретной сфере, мнение которых реально соответствует качеству товара; экспертная оценка может существенно повлиять на стоимость приобретения.
Branding school 5 from Victor Tamberg
Изучение и учет воздействия референтных групп на потребителей
Приобретая различные предметы, люди подвергаются разной степени давления эталонных сообществ. Отправляясь в магазин за продуктами, одеждой и другими крайне необходимыми товарами, люди не смотрят на мнение какой-либо группы. Однако, они и не подозревают, что при покупке выбранного товара все равно попадают под влияние.
Есть продукты, которые относятся к престижным: деликатесы, дорогой алкоголь. Некоторые бренды одежды соответствуют определенной референтной группе. Если приобретается предмет первой необходимости, который не будет показан окружающим, степень влияния эталонов минимальна, если же атрибут роскоши, — максимальна.
Степень воздействия референтных групп на приобретение продукции рассматривается в трех направлениях:
- зависимость уровня влияния от вида товара (повседневный или относящийся к роскоши предмет);
- зависимость от вида пользования товаром (открыто или без присутствия посторонних);
- зависимость от категории товара или услуги (к примеру, самостоятельное управление авто или пользование услугами водителя) и марки (покупка Мерседеса или Фольксвагена);
В соответствии с тремя описанными факторами, воздействие референтных сообществ на покупателя характеризуется так:
- влияние на приобретение товаров повседневного спроса слабое, а на марку этой продукции – сильное;
- влияние и на вид, и на марку приобретаемой продукции приватного пользования – слабое;
- влияние на тип и марку товара при покупке атрибутов роскоши сильное (данная продукция – признак престижа, а ее марка подчеркивает статус покупателя).
Когда воздействие эталонных групп на марку продукции является сильным, оно может применяться в брендинге (бредом называется марка, рекомендованная потребителю референтной группой).
Референтная группа задает моду, благодаря чему успешнее реализуются многие товары. Мода – это ценность в которой норма внешнего поведения воспринимается человеком, как потребность и желание.
Структура моды состоит из:
- объектов: одежды, пищевых продуктов, спиртных напитков, табачных изделий, произведений искусства и литературы, шедевров архитектуры, образа жизни, видов спорта; в зависимости от предназначения разные предметы могут в различной степени подвергаться воздействию моды;
- правил поведения, соответствующих конкретным стандартам (пример – модные виды танцев) и образцов поведения с применением модных объектов (владение престижной мебелью).
Отличительные черты моды:
- современность (новейшие модные объекты обладают высоким качеством);
- показательность (объект моды необходим для демонстрации окружению).
Известны такие фазы моды:
- Производство. Может быть идеальным и материальным. К первому относится создание проектов (чертежей, описаний, картин). Исполнителями являются музыканты, художники, писатели.
- Предложение модных объектов и поведенческих стандартов широкому кругу людей. Производится с помощью открытой и скрытой рекламы. Первое является рассказом потребителю о появлении нового предмета, который по тем или иным критериям стал модным. Второе – демонстрация индивиду участников референтных групп, владеющих объектами моды.
- Потребление модных предметов. Покупатели демонстрируют окружающим товары в ходе их использования.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приобретение человеком продукции, особенно по высокой цене, в определенной степени зависит от влияния референтных групп, что нужно знать для грамотного ведения маркетинга.
Референтная группа это в психологии, типы, специфика
Референтная группа, это в психологии и педагогике обозначение, которое используется в социальных общностях или объединениях. Представляет в сознании людей некий стандарт.
Также может рассматриваться как один из основных источников ценностных ориентаций.
В состав референтной группы обычно входят лица с большим набором заслуживающих одобрения качеств, оказывающих положительное влияние на остальных и их отношение к окружающим и, в целом, на всю жизнедеятельность данного сообщества.
Референтные группы — это в психологии объединения, предоставляющие общественные нормы, востребованные в самых разных слоях населения.
Референтную группу должен одобрить сам индивид и считать ее средством, которое можно использовать для оценивания окружающих людей, а также своих поступков и мыслей.
Понятие «референтной группы» и ее специфика
В 1942 году, американский психолог Г. Хаймен в первый раз использовал понятие референтности. Он утверждал, в психологии референтная группа — это общность людей, живущих по определенным правилам.
Размышления людей о своей личности, их мнение и самооценка зависят лишь от того, с представителями какой группы они себя соотносят. Понятие распространено достаточно широко, но его трактование может различаться.
Отечественная психология более всего расценивает значимость избирательности при выборе индивидом предпочтительных ориентаций — оценочных суждений, мнений, позиций.
Деятельность внутри референтных сообществ строится таким образом, чтобы предоставить ориентиры поведения в:
- неформальных, зачастую контркультурных сообществах, экологических движениях;
- политических партиях как институционализированных формах массовых движений;
- этнических общественных организациях и объединениях;
- религиозных сектах, психокультах и субкультурах.
В настоящее время различные ситуации могут происходить не только внутри определенных групп, их также можно рассматривать в семейных и дружеских отношениях.
Возможные типы референтных групп
Классифицируют референтные группы по нескольким признакам. Самым важным из них считается степень воздействия на личность субъекта. Например, первичной референтной группой можно считать семью.
Поскольку люди много времени проводят в кругу близких родственников и приобретают в ней представления о социальных нормах и традициях. Значительно слабее влияет вторичная референтная группа. В ней взаимоотношения между участниками больше носят ситуационный характер.
В качестве примера можно привести дружный коллектив сотрудников на работе или студенческий, подойдет и общественная организация.
Классификация современных референтных групп может быть представлена их формированием на основании следующих признаков:
- Характерные внутригрупповые отношения. В формальной группе отношения построены на основании правил, рекомендаций и предписаний. В неформальной — никем и ничем не регулируются.
- По отношению к социальным нормам и устоям. Если группа отрицает их принятие, то чаще всего воспринимается субъектом как нежелательная. А вот с положительной референтной группой он может себя полностью идентифицировать.
- Информационная группа. Эксперты, которые в нее входят, изучают и анализируют проблемы, а после информируют население.
- Ценностная группа. Создают новые ценностные ориентации, которые, как планируется, будут поддержаны всем обществом.
Иногда люди группируются согласно общим признакам, характерным для всех членов группы. Это могут быть объединения деятелей искусства и культуры, спортивные общества. Выбор человеком правильной референтной группы, предоставляет ему две возможности — успешной социализации и эффективного сравнения.
Референтная группа — это в психологии означает дружный коллектив
У референтной группы, как реальной, так и воображаемой, всего две важных функции:
- Сравнительная — в ней основополагающая роль отведена совокупности процессов восприятия. Это, своего рода эталон, ориентируясь на который, люди могут оценивать не только самих себя, но и окружающих.
- Нормативная — сама вырабатывает установки и правила, которые распространяются среди остальных людей. Если индивид не принимает эти ценности, так как они противоречат его внутренним установкам, то группа не считается для него референтной.
Универсальность этих функций позволяет соблюдать основополагающие правила в любой временной период, когда происходит формирование референтной группы. С их помощью пропагандируются цели и правила, которые закладываются в их основу. Человек, исходя из своих побуждений, самостоятельно определяет, стать ему членом сообщества или остаться в роли наблюдателя, с целью использования ее наработок.
Понятие «референтная группа» часто используется в социологии. Этот термин наилучшим образом подходит для описания отношений между одним человеком и группой. С его помощью можно объяснить социально-психологические механизмы, которые необходимы для формирования в сознании людей определенных ценностных установок.
Референтная группа, виды и типы
Определение 1
Референтная группа – это понятие, используемое в психологии и педагогике для обозначения реальной или воображаемой социальной общности (объединения), которая выступает в качестве эталона, стандарта в сознании человека, а также источником ценностных ориентаций, которые являются главенствующими в современном обществе.
По сути, благодаря референтной группе мы можем располагать теми нормами, которые на сегодняшний день наиболее известны и востребованы в различных социальных кругах.
Референтной может быть лишь та группа, которая признана самим индивидом как основное средство отсчета оценки себя и окружающих. В нашем современном обществе в референтную группу входят лица, которые обладают наиболее положительным набором качеств, которые оказывают позитивное влияние на их жизнедеятельность, а также на здоровье, отношения с окружающими.
Замечание 1
Первым, кто ввел понятие «референтная группа», стал социальный психолог и специалист в исследовании особенностей человеческой психики Г. Хаймон. Сделал он это в 1942 году, тем самым дав толчок развитию новой главы в истории социальной психологии.
Референтную группу он обозначил как особое социальное объединение, обладающее уникальными чертами. Данное объединение используется индивидом для того, чтобы сравнить собственное положение с желаемым относительно как раз этой референтной группы.
Но референтная группа – это не только эталон: вся деятельность внутри нее направлена на то, чтобы максимально четко ориентировать поведение субъекта в специфических ситуациях, например, поведение в:
- политических партиях,
- этнических, национальных и расовых организациях,
- религиозных сектах и неформальных объединениях.
Но современный мир развивается таким образом, что специфические ситуации происходят не только в особых группах, но и в условиях брачно-семейных и дружеских отношений.
Виды и типы референтных групп
Классификация референтных групп производится по достаточно широкому спектру признаков. Это связано с тем, что общество развивается, а вместе с ним развиваются и типы взаимоотношений и взаимодействий, в которые оказываются вовлеченными индивиды. Авторы указывают, что даже данная классификация является очень относительной и приближенной к понятию о видах и типах референтных групп.
Во-первых, референтные группы подразделяются на виды по степени личного воздействия на индивида. Сюда входят первичные и вторичные референтные группы.
Таким образом, первичная – та референтная группа, которая оказывает более заметное влияние на личность, и именно в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов.
К первичной референтной группе относится семья, потому что именно в семье человек проводит большее количество времени. Особо это заметно в период первичной социализации, поскольку человек получает понимание о традициях, нормах, обычаях именно из семьи.
В свою очередь, вторичная референтная группа, в отличие от первичной, оказывает меньшее влияние. В ней взаимоотношения участников имеют не постоянный характер, а ситуационный. К таким группам относятся трудовой коллектив, общественная организация, профсоюз.
Также классификация референтных групп производится по следующим признакам:
- По особенностям отношений внутри групп – формальная и неформальная. Формальная группа организует отношения внутри себя на основе определенных правил и конкретных предписаний. Неформальная группа – это дружеский коллектив, который не регулируется предписанными правилами;
- По факту принятия или отрицания социальных норм – отрицательная и положительная. Если отрицательная группа выступает в качестве нежелательной для индивида, то положительная – это та, с которой личность непосредственно идентифицирует себя;
- Информационные референтные группы – создаются как группа экспертов, которые анализируют конкретную проблему или явление и доносят людям информацию о ней;
- Ценностная референтная группа – нацелена на создание ценностных ориентаций, которые будут поддерживаться в обществе;
- Самоидентификационная референтная группа – способ группирования по признакам, с которыми сам индивид сопоставляет себя.
Функции референтных групп
Несмотря на достаточно широкую классификацию, референтная группа владеет всего двумя ключевыми функциями: сравнительная и нормативная.
Если говорить о сравнительной функции, то именно в ней выражается вся совокупность процессов восприятия.
В них референтная группа предстает не просто сообщество, а эталон, пользуясь которым человек оценивает самого себя и дает оценку окружающим его людям.
В свою очередь, нормативная функция референтных групп выражается в заметных различиях в мотивационных процессах и интенциях индивида.
По сути, референтная группа сама является источником, которая вырабатывает установки, ориентации и правила поведения, которые затем распространяются на общество.
Все зависит лишь от того, будут ли ценности и установки приняты самим человеком, и не противоречат ли они его внутренним мотивациям и установкам. Если они не принимаются, то группа не может считаться референтной, а ее нормы и правила обесцениваются.
Отметим, что данные функции являются универсальными для любой референтной группы. Они соблюдаются на каждом этапе их формирования, потому что по сути излагают целепонимание и установки, которые ставит перед собой конкретная референтная группа. Человек сам решает, стать ему частью референтной группой, или быть лишь наблюдателем, который использует ее нормы, ценности и мотивации.
Зачастую, чтобы стать участником, важно не просто перенять на себя ее содержание, но и вырабатывать свое видение окружающего мира. Без постоянного обновления референтная группа устаревает, а ее ценности становятся неинтересны, не актуальны. Поэтому мы можем наблюдать, как в обществе одна референтная группа сменяет другую.
Для нас это может представляться в виде смены модных тенденций и веяний.
Референтная группа это (в психологии)
Для определения социального объединения, которое конкретный индивид осознанно воспринимает как эталонный стандарт для формирования своих личностных качеств, моделей поведения и ценностных ориентаций, принято применять термин «референтная группа».
Это может быть реально существующая либо вымышленная группа лиц, используемая человеком для проведения оценки и анализа самого себя, а также окружающих его людей.
Такие сгруппированные объединения могут выполнять самые различные функции, влияя на предпринимаемые индивидом решения, поступки, поведение и отношение к происходящему вокруг.
Что такое «референтная группа», что именно подразумевают под этим понятием и насколько значимой в жизни конкретного человека она может быть, мы более подробно расскажем далее.
Референтные группы в жизни человека
Как правило, личность относит себя к нескольким референтным группам. Число таких групп увеличивается по мере взросления человека.
Сначала для малыша важна только его семья, он ориентируется на нормы и правила, установленные в ней. В этот период ребенком усваиваются базовые понятия норм морали и нравственности.
Затем ребенок попадается в детский коллектив. Влияние референтной детской группы на ребенка очень заметно, когда малыш начинает просить у родителей купить ему, к примеру, игрушку, которую имеет большинство детей в группе.
В этом возрасте ребенку трудно отличить свои потребности от потребностей группы. Поэтому чаще всего оправданием аморальных детских поступков выступает фраза: «Так все сделали, поэтому и я тоже!».
Малыш учится сосуществовать с другими людьми, общаться, дружить, учитывать интересы окружающих, быть причастным к группе.
Для подростка имеет большое значение компания друзей и класс, в котором он учится. Если в классе «модно» быть умным, ребенок, который хорошо учится, будет еще усерднее учиться. В таком случае референтная группа будет для него «положительной».
Если же в классе более уважаемы личности, которые совсем не хотят учиться, ребенок либо подстроиться под требования группы и станет учиться хуже, либо проявит такую черту личности как нонконформизм и будет продолжать учиться хорошо.
Во втором случае референтная группа станет для него «негативной», но все же останется значимой.
Подросток наиболее склонен сравнивать себя с другими, он стремится к идеалам, хочет быть уважаемым членом группы сверстников. Подростки вливаются в различные группы молодежных субкультур, фанатов музыкальных коллективов, компьютерных игр и в другие значимые общности.
Человеку очень важно, соотнося себя со значимыми другими, иметь собственные мнения и взгляды, уметь противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Чем более развитой, сознательной является личность, тем более требовательно относится к выбору значимой группы
В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании.
Студенчество в широком смысле и студенческая группа – следующая референтная группа, которая оказывает влияние на личность. Молодые мужчины, попадая в армию, находят там еще одну свою референтную группу.
Для взрослого человека значимыми становится сообщество представителей выбранной им профессии и коллектив на работе.
Зрелая личность учится находить баланс между потребностью и необходимостью принадлежать к группе и способностью отстаивать собственное, отличное от общего, мнение.
Ждем Вашей оценки
Группы членства и референтные группы в студенческом коллективе
Неоднозначность понятия малой группы породила различные основания для классификации. Социальные психологи наиболее часто выделяют следующие классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,
2) деление их на «формальные» и «неформальные»,
3) деление на «группы членства» и «референтные группы».
Референтная группа– группа, типичная для определенной социокультурной системы, выступающая эталоном для индивидов.
В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.
Такие группы, куда индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М.
Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем американский психолог и социолог Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную.
Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм.
В отечественной социальной психологии А. В. Петровский определил референтную группу как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида.
При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е.
появляется промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид.
Деление на группы членства и референтные группы открывает перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков.
Например, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»).
Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свой авторитет для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.
Референтная группа
Референтность, референтная группа и лицо
Референтность является значимым понятием в психологии.
В своих поступках человек постоянно руководствуется мнением значимых для него субъектов.
В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Суть явления
Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.
Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.
Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.
Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.
Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.
Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.
Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.
В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.
Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.
Характеристика референтной личности
Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.
Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.
В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.
Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.
Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.
Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.
Референтная группа
Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:
- референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.
В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.
Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки,
- нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.
Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.
Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.
Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.
Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.
В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.
Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.
Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.
Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.
Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.
Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.
Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.
Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.
Примеры
Что значит референтная группа? К таким группам относятся:
- Семья. Процесс социализации большинства людей начинается с семьи. Это люди, связанные друг с другом кровными или родственными узами. На формирование личности ребенка существенное влияние оказывают его родители, старшие братья и сестры, ближайшие родственники. Именно эти люди становятся источником знаний о мире, образцом для подражания. Ребенок воспринимает нормы, ценности, жизненные установки родителей, как единственно верные. Под их влиянием происходит формирование первых задатков личности. Здесь в полной мере отражается наличие как положительной, так и отрицательной референтности. Полностью зависимый от семьи ребенок не может абстрагироваться от влияния значимых для него фигур родителей, даже если их жизненные принципы и поведение не только не соответствуют установкам самого ребенка, но и являются изначально негативными.
- Дружеская компания. Особенно сильное влияние данной общности на сознание личности проявляется в подростковом возрасте, когда мнение сверстников становится важнее авторитета родителей. Стараясь заслужить одобрение друзей, являющихся образцом для подражания, человек старается демонстрировать типичные модели поведения, интересы, взгляды и вкусы. Его собственные установки могут расходиться с мнением большинства, но он будет стараться не высказывать их, боясь осуждения со стороны своих друзей.
В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.
У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.
- Трудовой коллектив. Профессиональное признание является важным признаком успеха в современном обществе. Индивид может признавать бесспорный авторитет коллег, добившихся определённых высот в своей специальности. Мнение этих людей, их взгляды и убеждения, будут вызывать у него уважение. Стремление разделять ценности и установки будет связано с желанием добиться такого же успеха, стать полноценным участником коллектива.
- Иные общности. Это может быть класс в школе, спортивная секция, политическая партия, общественная организация и т.д. Все эти сообщества могут оказывать влияние на человека, имеющего к ним отношение. Причем степень этого влияния напрямую зависит от того, насколько важную роль играет данная общность.
Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.
Референтометрия
Это методика, которая позволяет выявить распределение ролей в социальной группе.
При помощи опроса определяются лидеры, чье мнение имеет значение для большинства членов общности.
Также выявляются индивиды, чья позиция подавляющему большинству опрашиваемых неинтересна. Таким образом, происходит анализ установившихся в группе межличностных отношений.
Следует отметить, что референтометрия качественно отличается от популярной социометрии. Последняя позволяет выявить характер эмоциональных связей.
Референтометрическая процедура же направлена на изучение глубинных процессов , влияния ценностей и установок отдельных личностей на поведение остальных участников общности.
Исследование состоит из двух этапов:
- Сбор сведений. На этом этапе задачей исследователя является сбор мнений и взглядов участников процедуры по поводу какого-либо значимого для них вопроса. Полученная от каждого человека информация фиксируется на специальных бланках. Это может быть обсуждение авторитетных членов общности, существенных событий и явлений. Предмет обсуждения обязательно должен иметь значение для опрашиваемых, вызывать у них интерес. Во время данного этапа допускается работа одновременно со всей группой, но важно следить за тем, чтобы испытуемые не имели возможности узнать ответы своих товарищей.
- Опрос. Исследователь проводит индивидуальную беседу с каждым участником. Сначала у человека спрашивают, согласен ли он, чтобы бланк с его ответами могли посмотреть те, кто проявит заинтересованность в этом. Факт согласия или отказа фиксируется исследователем. Затем человеку предлагают ознакомиться с бланком кого-то одного участника. Когда этот выбор осуществляется, поступает предложение ознакомиться в порядке исключения с бланком еще одного участника. Количество таких выборов должно быть не больше трех.
В итоге выявляются субъекты, имеющие ключевое значение для испытуемого.
Таким образом, референтность является важным психологическим явлением. Значимым для человека может быть не только другое лицо, но и социальная группа.
Теория референтной группы Роберта Мертона: