Самонадеянность

Самонадеянность

Самонадеянность

Самонадеянность – непомерная, безосновательная уверенность в собственных потенциалах, силах, себе и сопутствующем фарте.

Рассматриваемое понятие можно считать извращённой формой адекватной, здравой, взвешенной уверенности. Основой данного качество служит чрезвычайно завышенное, не имеющее оснований самомнение.

Часто оно становится причиной серьезных промахов, фатальных ошибок, трагических событий.

Человеческому естеству свойственно чрезмерно преувеличивать собственные знания, силы, способности и умения. Самонадеянный субъект знает обо всём лучше остальных и в советах не нуждается. В комплексе с сумасбродством самонадеянность может натворить серьёзных бед.

Что это такое

Рассматриваемое качество присуще многим индивидам. Отрицательный её аспект заключается в непомерной беспочвенной уверенности в собственных навыках, способностях, возможностях, удачливости.

Некоторая доля самоуверенности считается логичным и нормальным состоянием для человеческой природы. Ведь собственно благодаря ей и завоевывается космос, покоряются моря, совершаются открытия, ставятся рекорды. Но самонадеянность существует отдельной жизнью, руководя личностью. Она являет собой отдельный разум, разбирающийся во всём лучше, знающий и умеющий всё.

Само по себе значение слова самонадеянность говорит о многом. Оно описывает личность, чрезмерно полагающуюся на собственные умения, потенциалы и силы вопреки здравому смыслу. Самонадеянные субъекты пренебрегают помощью более сведущих в определённых вопросах людей. Они действуют, не задумываясь, основываясь лишь на собственном раздутом самомнении, что зачастую приводит к серьёзным ошибкам.

Описываемая черта зарождается в детстве, поэтому нередко самонадеянность олицетворяет безрассудство, поскольку последнее часто присуще маленьким личностям до десятилетнего возраста.

Дети до определённого возрастного этапа не имеют сомнений в собственных потенциалах, а потому убеждены, что всё могут.

Задача родителей заключается в выведении ребёнка из фантазийного мира в реальное бытие, но не посредством насильственных методов, издёвок, криков, а путём приведения аргументов.

Нередко непомерная самонадеянность бывает присуща молодым только «оперившимся» спортсменам, покоряющим новые пределы.

Рассматриваемое качество зачастую имеет словесное выражение либо проявляется в поступках и деяниях индивида по отношению к окружению. Самонадеянность отдельно без «компании» иных черт не существует. Ей всегда сопутствуют демонстративность, игнорирование других мнений, принижение суждений окружающих индивидов.

Это вкупе порождает отрицательные эмоции у окружения, а также вызывает отторжение самого человека, его воззрений, что в целом нарушает коммуникативные связи, отравляет микроклимат в рабочей среде, портит обычные человеческие взаимоотношения, а также может разрушить всякую социальную систему. Как правило, индивиды, страдающие самонадеянностью несчастны и одиноки.

Вот главная опасность анализируемого качества.

Самонадеянность и глупость неразделимые. Человек, располагающий достаточным количеством знаний и информации, развивающийся, расширяющий собственный кругозор никогда не будет излишне самоуверен. Довольно распространённой психологической проблемой считается раздутая самоуверенность. Нередко корни её скрыты во внутренних конфликтах.

Самонадеянность не что иное, как возвеличивание собственных способностей, поэтому зачастую синонимом её считается невежество, толкающее человека, который не запасся достаточным багажом знаний в течение собственного существования и комплексом умений на деяния, приводящие к негативным последствиям.

Если же излишняя самоуверенность привела к положительному исходу, то человек наполняется ещё большей уверенностью в собственных способностях, что ведёт к игнорированию возможных негативных последствий своих деяний, поскольку индивид самоуверенно считает, что способен предотвратить такие последствия. Так рождается преступная самонадеянность. Данное качество таит в себе опасность, как для самого носителя его, так и для социума в целом. Особенность её заключается в нежелании индивидом причинить вред на фоне осознания риска и сознательного пренебрежения мерами предосторожности.

Считается, что неискушённая самонадеянность является следствием отсутствия наказания. Индивид, совершая деяния, не получающий расплаты, склонен чересчур надеяться лишь на положительный результат задуманного.

Он убеждён, что сил, имеющихся у него, будет достаточно, а стратегия его действий – единственно верна, идеальна, ведущая прямиком к цели. Собственно, это и становится основной проблемой адаптации таких индивидов в социуме.

Самодостаточные субъекты часто не имеют товарищей, не только понимающих, но и одобряющих подобное поведение. Они часто совершают промахи, что наблюдается практически во всех областях его жизнедеятельности.

Самонадеянность непомерно уверенная в собственной необыкновенной мудрости никогда не сможет осознать собственного невежества и поверхностности. Ведь тот, кто замечает лишь собственные достоинства, не способен рассмотреть свои минусы.

Самонадеянность, сопоставляя себя другим индивидам, всегда мнит себя выше окружения.

Надменность, гордыня, высокомерие, равно как и излишне раздутое самомнение на фоне крайне нелестных суждений об окружающих людях всегда были неотступными союзницами самонадеянности.

Человек, страдающий рассматриваемым недостатком, полагает, что его деяния всегда значимы и правильны. Ещё одним негативным моментом анализируемой черты является склонность браться за выполнение работы, о которой индивид имеет лишь поверхностное представление на фоне отсутствия профессиональной готовности к ней.

Примеры самонадеянности

Верование в собственные силы, собственную личность, собственные возможности и удачу не содержит в себе негативных аспектов. Однако заполняется ими полностью, когда эта вера трансформируется в излишнюю самоуверенность.

Самонадеянность стара как вера. Большинство священнослужителей относит грех нерадения (так как базируется на лени) и грех самонадеянности (поскольку его основой является гордыня) к наиболее тяжким грехам. Множество примеров проявления негативных моментов анализируемого явления приводит Священное Писание.

В Библии повествуется о самонадеянности Голиафа, козыряющего собственной физической силой и ростом, которая привела его к безвременной кончине от рук младого Давида.

Самонадеянность Римской Церкви возвеличила пап, что привело к отделению от Православия.

Ряд исследователей утверждает, что рассматриваемая черта представляет собой грех, являющийся базисом для формирования маниакально-депрессивного психоза. Последствия самонадеянности нередко становятся причинами легочных недугов. Алгии в позвоночнике нередко бывают порождены анализируемым феноменом.

Поскольку самонадеянная личность на более высокий ярус в собственных делах выйти не в состоянии, то она компенсирует это внешним увеличением числа дел, недоступных ей.

Такой индивид даже при воззвании к Создателю ищет возможности вершить единственно правильные, как он полагает деяния, совершать поступки, посредством которых он самостоятельно исправит себя, сам снищет благодать и заслужит Царствие Божие, сам, служа Господу, практически сделает своим должником Творца.

Ярким примером в обыденной жизни служит самонадеянность лекарей. Естественно врачам часто приходится браться практически за безнадёжные случаи, давая людям хоть крохотную, но все же надежду.

Однако нередки случаи излишней самоуверенности докторов на фоне некомпетентности, что приводит к необратимым последствиям.

Подобные случаи можно отнести к плодам преступной самонадеянности, которая вынуждает эскулапов полагаться исключительно на их собственный опыт и воззрения при диагностировании недуга, выборе средств терапии, проведении оперативного вмешательства. Подобная тактика часто приводит к печальным последствиям.

Ещё одним типичным примером неприкрытой самонадеянности могут служить автолюбители или лучше именовать их «автохулиганами», которые любят лихачить на дорогах. Они намеренно игнорируют знаки дорожного движения, пренебрегают рекомендуемыми скоростными режимами, позволяют себе садиться за руль в выпившем состоянии.

Такие горе-водители прекрасно осознают, что нарушают законодательство и создают аварийные ситуации, но они убеждены в своём виртуозном умении управлять транспортным средством и полагаются на многолетний водительский опыт.

Последствия подобной преступной самоуверенности на фоне глупости можно ежедневно наблюдать в новостных сводках.

История тоже знает немало примеров печальной самонадеянности. Ярким представителем излишне уверенного в собственной славе, стратегических талантах, уме является Наполеон.

Его настолько поглотили фантазии о мировом господстве, что он прекратил замечать очевидные вещи и настрои собственных единомышленников. Именно самонадеянность Бонапарта не позволила ему увидеть события, приведшие его к закату.

Он презирал толпу, полагая, что народ всегда последует за своим «идолом», но не учёл, что настроение масс довольно переменчиво, а презрение несёт разрушительное действие, а не созидательное.

Его собственная недальновидность, поверхностность и самоуверенность не дала возможности заметить, что последователей становится всё меньше, а вознесённая исключительность Наполеона перестала вдохновлять массы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Синдром самонадеянности: как власть нарушает работу мозга

Самонадеянность

Если бы власть была лекарством, в инструкции был бы указан длинный список побочных эффектов. Она способна опьянить и развратить. Те, у кого она есть, легко верят в свою сексуальную неотразимость. Но она опасна не только этим; издание The Atlantic утверждает, что пребывание во власти может нарушить работу мозга.

Во время слушаний в Конгрессе США осенью 2016 года каждый конгрессмен силился придумать новый, более изощренный способ устроить «публичную порку» бывшему главе банка Wells Fargo Джону Стампфу (John Stumpf) за то, что тот не помешал пяти тысячам своих сотрудником создавать поддельные счета для клиентов. Но самым примечательным оказалось поведение самого Стампфа.

Этот человек смог возглавить огромный банк, но при этом был совершенно неспособен почувствовать аудиторию. Хоть он и извинился, на его лице не было заметно ни тени раскаяния. Он выглядел растерянно, словно инопланетянин, прилетевший с планеты Стампфа, где беспрекословное подчинение ему — закон природы, а пять тысяч — ничтожно малое число.

Даже самые острые замечания конгрессменов — «Да вы что, шутите?», «Не могу поверить, что такое слышу» — не смогли привести Стампфа в чувство.

Что происходило у него в голове? Данные исследований наводят на мысль, что правильнее будет поставить вопрос иначе: чего у него в голове не происходило?

Опухоль, убивающая симпатию

Историк Генри Адамс, конечно, не имел в виду медицинскую проблему, когда метафорически описал власть как «опухоль, в конце концов убивающую у жертвы любые проявления симпатии». Но примерно к такому же выводу пришел и профессор психологии из Калифорнийского университета в Беркли Дачер Келтнер (Dacher Keltner) после многих лет лабораторных и полевых экспериментов.

Исследования, продолжавшиеся два десятилетия, показали, что у людей, наделенных властью, начинают проявляться симптомы, похожие на последствия черепно-мозговых травм.

Они импульсивны, неспособны здраво оценивать риск, и, что важнее всего, им значительно хуже удается мысленно ставить себя на место других.

Нейрофизиолог из Университета Макмастера (Онтарио, Канада) Сухвиндер Оби (Sukhvinder Obhi) обследовал с помощью транскраниальной магнитной стимуляции мозг испытуемых, в той или иной форме наделенных властью. Он обнаружил, что власть, судя по всему, нарушает работу зеркальных нейронов, от которых, скорее всего, зависит способность к эмпатии.

Эти данные помогают объяснить «парадокс власти», о котором пишет Дэчер Кельтнер: получая власть, мы постепенно теряем некоторые из тех качеств, которые помогли нам ее заполучить.

Были проведены и еще несколько весьма необычных экспериментов, которые подтверждают этот эффект. В исследовании 2006 года участникам предлагали нарисовать у себя на лбу букву E так, чтобы ее могли правильно видеть окружающие (для этого требуется умение посмотреть на себя с точки зрения другого).

Оказалось, что люди, обладавшие властью, в три раза чаще рисовали букву со своей точки зрения — то есть для окружающих она оказывалась развернутой не в ту сторону.

Другие эксперименты показали, что людям, наделенным властью, хуже удается определять эмоции другого человека по фотографии и предугадывать, как отреагирует коллега на то или иное замечание.

Бессознательное подражание

Склонность подчиненных копировать мимику и язык тела своего начальника усугубляет проблему — из-за-этого ему трудно получить от них эффективную обратную связь. Но еще большую роль играет то, что сами наделенные властью люди перестают копировать других.

Смеясь, когда смеются другие, или, наоборот, чувствуя напряжение, когда окружающие напряжены, мы тем самым им немного льстим, но, что еще важнее, получаем возможность почувствовать то же самое, что и они, и посмотреть на мир с их точки зрения. Келтнер говорит, что обладающие властью «перестают симулировать чужие переживания», что приводит к «недостатку эмпатии».

Работа зеркальных нейронов — это неявная форма подражания, происходящая в нашем мозге помимо сознания.

Когда мы наблюдаем за чужими действиями, активируются те области мозга, которые отвечают за совершение таких же действий. Мы словно проживаем опыт за другого.

Сухвиндер Оби с коллегами пытались добиться от испытуемых именно такой реакции, давая им посмотреть видеоролик, в котором рука человека сжимала резиновый мячик.

У участников, не обладающих никакой властью, зеркальные нейроны работали нормально: активировались области мозга, отвечающие за подобные движения.

А что же во «властной» группе испытуемых? У них активность в этих зонах мозга была значительно ниже.

Изменения временные и постоянные

И что же, у них не работало «отзеркаливание»? Скорее, такая реакция была временно приглушена. Дело в том, что никто из участников эксперимента не обладал реальной властью.

Во «властной» группе были обычные студенты, которым помогли настроиться на ощущение собственной значимости, предложив вспомнить ситуацию, в которой они оказались в руководящей роли.

Скорее всего, временно приглушенная «зеркальная» реакция вскоре после эксперимента восстановилась — ведь за несколько часов в лаборатории в их мозге не произошло никаких структурных изменений.

Но если речь идет о долговременном воздействии — если вас год за годом расхваливают аналитики с Уолл-стрит, члены совета директоров регулярно поощряют вас бонусами, а журнал Forbes называет ваш бизнес «успешным и одновременно этичным», вполне возможно, что в вашем мозге произойдут изменения, которые медицина называет функциональными.

Но может быть, сильные мира сего просто не пытаются понимать точку зрения других, хотя в принципе сохраняют эту способность? Оби провел еще одно исследование, которое может помочь ответить на этот вопрос. На этот раз испытуемым объяснили, что такое зеркальные нейроны, и просили усилить или ослабить эту реакцию. Но результаты остались неизменными. Сознательные усилия не помогли.

Разбираться в людях необязательно?

Самая оптимистичная интерпретация этих результатов заключается в том, что изменение реакций не всегда идет во вред. Власть настраивает наш мозг так, чтобы он отфильтровывал второстепенную информацию. Это повышает его эффективность при решении большинства задач, за исключением, увы, социальных ситуаций.

Но даже это не обязательно вредит людям во власти или группам, которые они возглавляют. Профессор Принстонского университета психолог Сьюзан Фиске (Susan Fiske) достаточно убедительно показала, что наделенным властью нет необходимости глубоко разбираться в людях.

У людей во власти и так уже есть все необходимые ресурсы, которые обычно приходится получать от других.

Разумеется, управление современной организацией в той или иной степени требует поддержки со стороны подчиненных. Как можно увидеть из заголовков в прессе, часто излишняя самонадеянность топ-менеджеров становится контрпродуктивной.

Поскольку им трудно точно определить индивидуальные особенности других людей, они в своих оценках больше полагаются на стереотипы. И, как показывают исследования, чем меньше они улавливают сигналы реальности, тем больше полагаются в своем руководстве исключительно на собственное видение ситуации.

Под защитой воспоминаний

И что же, ничего нельзя сделать? Отчасти нельзя, отчасти можно. Трудно сделать так, чтобы ощущение собственной власти не влияло на работу мозга. Проще хотя бы на время перестать ощущать себя такими могущественными.

Как отмечает Келтнер, на образ мыслей влияет не высокая должность, а психологическое состояние. Из его экспериментов следует, что достаточно вспомнить период из прошлого, когда мы не ощущали себя могущественными и влиятельными, чтобы вернуть нашему мозгу способность смотреть на реальность более объективно.

Иногда достаточно вспомнить ситуацию из детства, в которой мы ощущали собственное бессилие. Воспоминания, глубоко врезавшиеся в память, могут послужить своего рода перманентной защитой.

В феврале 2016 года в Journal of Finance было опубликовано исследование: оказалось, что руководители компаний, которые пережили в детстве стихийные бедствия, повлекшие многочисленные жертвы, гораздо меньше склонны к риску, чем их коллеги, которые с подобным не сталкивались.

Впрочем, соавтор исследования, профессор Кембриджского университета Рагавендра Рау (Raghavendra Rau) подчеркивает, что директора компаний, пережившие в детстве стихийные бедствия без жертв, оказались даже больше других склонны к риску.

Кто может стать опорой

Хотя поумерить самомнение способны не только торнадо, вулканы и цунами. Индра Нуйи (Indra Nooyi), руководитель компании PepsiCo, любит рассказывать, как в 2001 году она узнала, что вошла в совет директоров компании.

https://www.youtube.com/watch?v=nklwH4-gBdk

В тот день она вернулась домой, переполненная ощущением собственной важности, а дома мать попросила ее, прежде чем сообщать «замечательные новости», сходить купить молока.

Кипя от возмущения, Нуйи помчалась в магазин за молоком. «Оставь корону в гараже», — посоветовала ей мама после возвращения.

Эту историю рассказывает Нуйи, лишний раз напоминая нам, как важно не забывать о повседневных обязанностях и не отрываться от реальности. Мать Нуйи в этой ситуации сыграла для нее роль опоры. Именно так описывал отношения с президентом Франклином Делано Рузвельтом его советник Луис Хоу (Louis Howe), всегда называвший президента просто Франклином.

Для Уинстона Черчилля роль опоры играла его жена Клементина, которой хватило мужества написать: «Дорогой Уинстон, должна признаться, я заметила, что твои манеры уже не те, что прежде, и ты далеко не столь добр, как раньше». Это письмо было написано в день, когда войска Гитлера вошли в Париж; разорвано, а потом все же отправлено — не как жалоба, но как предупреждение.

Как пишет Клементина, кто-то ей признался, что Черчилль «с таким презрением» относился к подчиненным во время совещаний, что «можно было не ждать от них никаких идей, ни хороших, ни плохих», что, в свою очередь, грозило «не лучшими результатами».

Лорд Дэвид Оуэн (David Owen, британский невролог, бывший депутатом парламента и министром иностранных дел) рассказывает истории Хоува и Клементины в книге 2008 года «История болезни. Недуги мировых лидеров последнего столетия».

В ней он исследует, как различные проблемы со здоровьем влияли на работу британских премьер-министров и американских президентов в XX веке.

как минимум у четырех развилось расстройство, которое медицина пока не признает, но, как настаивает Оуэн, ей стоило бы это сделать.

«Синдром самонадеянности»

Такое название этому расстройству дали Оуэн и его соавтор Джонатан Дэвидсон (Jonathan Davidson) в статье, которую они опубликовали в журнале Brain в 2009 году.

«Расстройство вызвано властью, в особенности, если человек с помощью этой власти добился феноменальных успехов и его практически никто ни в чем не ограничивал», — пишут авторы, предложившие 14 клинических признаков синдрома самонадеянности.

Среди симптомов — выраженное презрение к другим, потеря контакта с реальностью, склонность к излишне рискованным, необдуманным поступкам, и проявления некомпетентности.

Я спросил Оуэна, который также, по его собственному признанию, предрасположен к самонадеянности, что помогает ему не терять связь с реальностью и что он мог бы порекомендовать другим могущественным людям.

Он рассказал о нескольких стратегиях: вспоминать случаи из прошлого, уничтожающие излишнюю самонадеянность, смотреть документальные фильмы об обычных людях, завести привычку читать письма от избирателей.

Сейчас Оуэна защищает от излишней самонадеянности нечто иное, связанное с его последними исследованиями. Он жалуется, что компании не проявляют практически никакого интереса к изучению самонадеянности.

Не лучше и ситуация в бизнес-школах. Нотки недовольства в его голосе выдают его собственное бессилие.

Похоже, что расстройство, которое так часто встречается у топ-менеджеров и членов советов директоров, еще не скоро научатся лечить.

Хитрости нафса. Самонадеянность

Самонадеянность

Известно, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, назвал стремление к совершенствованию веры и нрава большим джихадом.

Достижение этих целей происходит через преодоление одного из главных препятствий человека – его нафса, тёмной стороны его души.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, верующий тащит своего шайтана за хохол так же, как любой из вас тащит своего верблюда в пути».

Победа над своим нафсом и влиянием шайтана знаменуется именно этим качеством – человек управляет ими. Но Аллах – Свидетель, как много физических усилий и ума нужно, чтобы покорить своё внутреннее «животное». Потому что уловки его не так просты, и иногда человек, уверенный, что добился успеха, обнаруживает, что это только иллюзия победы, которой прикрыто его поражение.

Ссылаясь на опыт тех, кто шёл по пути совершенствования и стремился к непорочности сердца, мы обсудим одну из хитростей нафса, которой является самонадеянность…

Когда молот восстаёт против кузнеца

Самонадеянность – это состояние, в котором человек рассчитывает на успех благодаря своим силам, духовным или физическим, своим способностям и делам. В общем, он питает надежду на спасение, исходя из того, что какую-то часть себя считает достаточно хорошей, чтобы ему спасение было даровано.

Человек будто говорит: «У меня есть то, что можно справедливо обменять на Рай (на спасение от Огня, от наказания в могиле, в земной жизни)». При этом это может быть предположение, основанное на каком-либо знании. Например, хадис «В Раю будет каждый мягкий, близкий и снисходительный».

Цепочка действий: человек признает в себе эти качества, становится довольным ими, перестаёт заботиться о своих грехах или недостатках (которые действительно могут перечеркнуть эти его качества). В конце концов, у него сформировывается уверенность, что он заслуживает Рай.

Он может не говорить об этом, но налёт этих мыслей способен очернить перед Аллахом любое его дело, потому что Аллах принимает дела искренние и правильные, и не может считаться искренним дело, совершенное с самолюбованием.

 В чём его ошибка? В том, что он полагается на себя, в то время как верующий, совершая богоугодные дела, надеется на своего Господа, находится между радостью, что у него получилось это совершить, и страхом, что дело может быть не принято. В этом – упование на Аллаха. И Аллах любит уповающих.        

Благие дела одобряемы. Но они должны сопровождаться соответствующим пониманием. Представьте себе подарок, завёрнутый в вонючую и грязную тряпку… Вызвал бы он у вас радость? Поэтому «упаковывайте» дела для Всевышнего в смирение и надежду, что они будут приняты. Одна усердная сестра как-то рассказала о причинах своих регулярно повторяющихся «духовных упадков»:

«Я несколько раз делала тавбу и становилась на правильный путь. Я вела себя как чистоплотный ученик, который из-за одной ошибки может вырвать листок и снова усердно и начисто переписывать, доводя вид до идеала.

Так же и я, сделаю тавбу, начинаю новую жизнь, но – осечка, ошибка, и снова бросаюсь в самобичевание, плачу, срываюсь. А затем снова – на истинный путь.

Так продолжалось достаточно долго, пока я не поняла, что этот адов круг повторяется слишком часто, и я начала думать, что я что-то делаю не так.

 Через некоторое время Всевышний дал мне милость понять, что моя ошибка была в том, что я надеялась только на свои силы и мало взывала к Аллаху. По делам я была на пути Аллаха, но сердце было окутано смрадом моего тщеславия и самодовольства, которое, в конечном счёте, и разваливало башни моих благих дел».

С одной стороны, подобное проявление ответственности за свою душу перед Всевышним   радует и позволяет надеяться на высокое вознаграждение от Аллаха.

А с другой, открывает ворота сатане, предоставляя «руль» таким качествам и грехам, как высокомерие, надежда на свои силы и на свою душу, в то время как важная часть укрепления веры – это надежда, упование на Аллаха.

Ведь и силы, и ум, и успех в любом деле, в том числе и в деле джихада против нафса, дарует только Аллах.

Вакцина

Самонадеянный человек вместо Аллаха тайно (от себя) уповает на свои дела. Он возносится перед собой и считает Всевышнего обязанным ему вознаграждением. Возможно, Аллах и вознаградит за все его добро уже в этом мире… чтобы в Судный день ему нечем было защититься от Ада.

Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Если ты совершил грех, не смотри на его малость, однако смотри на то, Кого ты ослушался; если тебе дан удел в малом количестве, то не смотри на его малость, а смотри на то, Кто его дал тебе; не презирай малый грех, ведь ты не знаешь, каким грехом ты ослушался, не будь уверен, что находишься вне опасности от Моего макру (предопределения), поистине, оно более неведомо для тебя, нежели ползание муравья по гладкому камню тёмной ночью».

В свете этой темы становится близкой мольба Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с которой он обращался к Аллаху:

«О Господь! Прошу Твоей милости, не вверяй же меня душе моей ни на мгновенье и сделай так, чтобы я ни в чем не отступал от блага. Воистину, нет божества кроме Тебя»

 Если даже самый лучший из людей просил не вверять его своей душе (несмотря на все её достоинство, мудрость и богатство), то насколько надёжными могут быть наши сердца, и совершённые посредством них дела, на которые мы полагаемся?

Всевышний Аллах говорит:

«Если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, ни один из вас никогда бы не очистился, но Аллах очищает, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий»

Вакцина против самонадеянности – это смирение. Пора нам смириться с величием и могуществом Аллаха, с Его абсолютной властью, с тем, что всякое дело происходит по Его воле.

Пора нам смириться с собственным несовершенством, которое скрывается под лучшими делами. Пора каждому искренне признать: «Аллах – мой Бог, а я – Его раб», если он не хочет стать рабом чего-нибудь или кого-нибудь другого.

Смириться перед Аллахом, преклонить колени и сердце перед Ним. Воистину, Милость Аллаха велика.

Страшно, непривычно предаваться полностью неизвестному, подобно Икару, взлетать к небесам, несмотря на опасность разбиться. Но Аллах не обманывает Своих рабов – Он поддерживает их и в мирской, и в вечной жизни.

Как сказал имам Бакир, да будет доволен им Аллах: «Тот, кто уповает на Аллаха, никогда не будет побеждённым, тот, кто крепко держится за Аллаха, никогда не потерпит поражения». А Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нам достаточно Аллаха, лучшего из тех, на кого уповают».

Так не пора ли нам «рискнуть» и с душой нараспашку отправиться в путь навстречу Аллаху, поминая Его, уповая на Него и надеясь на Его милость и щедрость? Воистину, «тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его как покровителя»

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: