Самооценка личности

Содержание
  1. Самооценка – её уровни, формирование и способы корректировки
  2. Что такое самооценка
  3. Адекватная самооценка
  4. Неадекватная самооценка
  5. Смешанная самооценка
  6. Уровень самооценки
  7. Заниженная
  8. Низкая
  9. Нормальная
  10. Высокая, завышенная
  11. Что влияет на формирование самооценки
  12. Способы коррекции самооценки
  13. Смотреть видео
  14. Что такое самооценка и как ее повысить: советы психолога
  15. Самооценка и ее уровни
  16. Формирование и развитие самооценки
  17. Повышаем самооценку: советы психолога
  18. Самооценка личности
  19. Формирование самооценки личности
  20. Изучение самооценки личности
  21. Самооценка и уровень притязаний личности
  22. Уровни самооценки личности
  23. Понятие самооценки: что это значит, виды, определение, условия ее формирования
  24. Самооценка личности в психологии
  25. Определение и особенности личностной оценки
  26. Виды и уровни самооценки личности
  27. Методика самооценки личности С.А. Будасси

Самооценка – её уровни, формирование и способы корректировки

Самооценка личности

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха.

И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю.

Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так.

Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет – будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Смотреть видео

Что такое самооценка и как ее повысить: советы психолога

Самооценка личности

Самооценка — важнейший аспект «Я-концепции» — системы представлений о своей личности, от которого зависит степень принятия человеком самого себя. От того, насколько правильно мы оцениваем себя, принимаем ли такими, какие мы есть, в значительной степени зависит наша степень удовлетворенности жизнью в целом.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что трудно чувствовать себя и быть счастливым, если постоянно делаешь что-то с оглядкой на других, ожидая похвалы или опасаясь осуждения порой от совершенно чужих людей. Практически невозможно добиться успеха хоть в чем бы то ни было, если не веришь в свои силы и уверен, что у конкурентов все равно получится лучше, даже если на то нет вообще никаких веских оснований.

Мы поговорили с психологом, ведущей тренингов Татьяной Чурсиной об уровнях и формировании самооценки и выяснили, как добиться ее поднятия в разных возрастных группах.

Из личного архива Татьяны Чурсиной  / 

Самооценка и ее уровни

Отвечая на вопрос о том, что же такое самооценка, Татьяна Чурсина рассказывает, что это в первую очередь оценка личностью себя самой.

Суть понятия состоит в восприятии человеком своих возможностей, моральных и нравственных качеств, своих профессиональных и личностных перспектив, внутренних и внешних соответствий уровню достижений и притязаний.

Все эти составляющие группируются и зависят от того, какие действия в обществе мы совершаем, какие поступки предпринимаем и каким образом сами это оцениваем.

«Это нечто большее, чем просто уверенность в себе, поскольку последнее относится, скорее, к действиям, поведению, а оценка самого себя — это некое внутреннее восприятие себя как личности и своей «пригодности» как персоналии к положению в обществе. Можно сказать, что самооценка — это такой фундамент для уверенности в себе, основа для поведенческой составляющей человека», — объясняет наш эксперт.

В психологии величина самооценки определяется по отношению к тому уровню возможностей, которые человек видит для себя и считает допустимыми. Если говорить об уровне развития самооценки, то психологи различают три основные разновидности:

  • адекватная, то есть наиболее соответствующая реальности. Ее счастливый обладатель способен самостоятельно принимать решения, осознавать их последствия и нести за них ответственность перед собой и окружающими, иметь и твердо озвучивать свою точку зрения, он спокойно воспринимает критику и не впадает в панику в стрессовых ситуациях;
  • низкая — та, которая сильно занижает внутренние возможности и данные человека, о ней мы поговорим дополнительно чуть позже;
  • завышенная, которая превышает то, что на самом деле представляет собой данный конкретный человек. Для этого типа характерно самолюбование, нежелание признавать свои ошибки и слушать чужое мнение. Таким людям сложно просить прощения и вести конструктивный диалог. Предсказуемым результатом такого высокомерного поведения часто становится одиночество.

Как видно, оба варианта отклонений от нормы не слишком хороши и влекут за собой негативные последствия. Оптимальный вариант для жизни в социуме  иметь адекватную самооценку и оценивать себя максимально приближенно к тому, что имеется на самом деле.

Остановимся немного более подробно на заниженной самооценке, поскольку такой вариант все же встречается несколько чаще повышенной.

По словам Татьяны Чурсиной, человек с низкой самооценкой, как правило, имеет высокий уровень тревожности.

У него плохо сформирован образ собственного «я», то есть ему сложно понять, кем он является на самом деле, на что он имеет право, что может, что ему стоит предупреждать или обходить стороной, в каких ситуациях быть аккуратнее. То есть человек не очень умеет с этим миром жить и находиться в постоянном диалоге.

Отсюда возникает высокий уровень тревожности, когда человек на собственную жизнь тратит куда больше сил, чем это объективно необходимо. То есть он все время находится в состоянии нервного напряжения, примерно в 80% случаев пытаясь предугадать, что от него ждут или даже требуют окружающие.

При этом он выбирает, как действовать, ориентируясь не на личностные внутренние желания, импульсы и потребности, а исходя из тех или иных внешних данных, которые он вынужден все время сканировать и пытаться им соответствовать.

«Еще хочется добавить, что обычно заниженная самооценка ограничивает человека в развитии, препятствует приобретению необходимого в определенном возрасте опыта.

Такие люди, как правило, плохо, медленно, а зачастую и безуспешно сепарируются от своих родителей, местами копируя и подражая их поведению, стараясь угождать и быть похожими, чтобы соответствовать как минимум их желаниям так, чтобы они были довольны», — комментирует Татьяна Чурсина.

Отсутствие самостоятельности или даже, скорее, наличие зависимости от отца и/или матери, от их подсказок, оценочных суждений, от того, насколько они позитивно расположены к своим детям в конкретной ситуации, — это также следствие низкой самооценки.

Такое отношение к себе тоже может вызывать у человека желание нравиться, угождать, прислуживать, быть уместным, быть как бы таким удобным человеком для всех, кто находится с ним в контакте, тем самым предупреждая конфликты, недовольство и нелицеприятные комментарии.

Также низкая самооценка провоцирует чрезмерную самокритичность, порой доходящую до самоедства и самоуничижения — когда человек во всех своих текущих и предстоящих делах видит пораженческие мотивы и настроения, заранее предполагая, что, скорее всего, ничего у него не получится.

Как следствие такой заниженной самооценки люди приобретают опыт неудач, сопутствующих всех их действиям и идеям, и приходят к образу неудачника, которому начинают невольно соответствовать. Эти установки постоянно звучат внутри самого человека, еще ниже опуская внутреннюю оценку себя.

Это может особенно ярко проявляться во время публичных выступлений. В подобных ситуациях такие люди буквально впадают в ступор и рта не могут открыть. Смущение проявляет себя даже на физиологическом уровне, например, появлением красных пятен, сильным ознобом, повышенным потоотделением, тремором конечностей и так далее.

Человек оказывается не в состоянии произнести тост, прочесть с экрана самую простую презентацию или высказать свое мнение на важном совещании, даже если оно давным-давно сформировано и вполне себе компетентно.

«Как правило, такие люди не могут не то, что отстоять свою точку зрения, но и просто донести ее до окружающих. Хотя, в принципе, это никак не коррелируется, не проводится никакая параллель с умственными способностями — они бывают вполне себе выдающимися, порой выше среднего, — заметила Чурсина.

— Они могут быть очень умны, но по какой-то причине решить о себе обратное. Вот этот внутренний критический голос часами разговаривает внутри с самим собой или с другими людьми, бесконечно оправдываясь и объясняя что-то о своих поступках.

В принципе, низкая самооценка часто проявляется вот в таких оправдательных монологах».

Формирование и развитие самооценки

Наш эксперт объясняет, что формируется самооценка каждого человека, конечно же, с самого детства. На этот процесс очень большое влияние оказывают наши близкие и та среда, в которой мы вырастаем как личность. Время, на которое приходится до 80% формирования самооценки, — это возраст до 10 лет. По сути, это начальная школа.

«Если у вас есть маленькие дети, конечно же, заботьтесь о том, чтобы они выросли самодостаточными», — советует психолог.

В существенной степени это зависит от родителей, а также школьного окружения и контингента, в котором ребенок вырос.

Если его хвалили, поощряли, всячески развивали его способности в различных областях, давали возможность быть успешным и хвалили за успехи в учебе, спортивные достижения, даже за мелочи — например, те поделки, которые он приготовил в садике к празднику, сольный танец на утреннике или забитый гол в футбольной секции, то взрослые заложили отличный фундамент в дело становления самодостаточной личности.

«Хорошо выучил и с выражением прочитал стишок, слепил милую собаку из пластилина или нарисовал красивое дерево? Лучше всех — не обязательно, главное — ты в любом случае молодец во всем, что ты делаешь.

Ты растешь и с каждым днем становишься лучше себя вчерашнего. Свое отношение и любовь нужно показывать ребенку на мелочах, не думая, что для него эти достижения не имеют смысла.

Они имеют огромное значение для формирования гармоничной личности и самооценки в растущем человеке», — рассказывает наш эксперт.

Личность растет всю жизнь, и даже если 80% сформировалось в детстве и в подростковом возрасте, то формирование самооценки — это процесс, который идет до тех пор, пока вы не становитесь самодостаточным мужчиной или женщиной, зрелой личностью, довольной собой на все 100%. Когда формирование произошло — это означает, что личность совпала со своим «я».

Когда становление самооценки завершается, человека перестает беспокоить влияние, мнение и оценки чужих людей. Да, мы их слышим и, возможно, в каких-то ситуациях даже готовы учитывать, но беспокойства на сей счет не испытываем.

Зачастую этот процесс идет всю жизнь, и даже если родители перестали влиять на вас, появляются новые значимые люди — например, начальник, супруг или авторитетный друг. То есть до той поры, пока существует тот человек, который может высказывать критику в ваш адрес, и вы при этом чувствуете дискомфорт — это означает, что формирование самооценки продолжается.

Повышаем самооценку: советы психолога

«Для того, чтобы повысить самооценку, фиксируйте свои результаты, — советует специалист. — Зачастую люди внутри себя сами обесценивают то, чего они уже достигли. Выпишите на листок бумаги то, что вы умеете делать, и, поверьте, это окажется достаточно внушительный список. Вы будете поражены, что умеете так много. Это первое, что стоит сделать.

Перечислите вещи, которыми гордитесь лично вы. Даже если это не важно для вашей сестры, брата или мужа, а только для вас лично. Например, вспомните, как вы однажды научились кататься на горных лыжах или сноуборде, и то, как вы, переборов свой страх, съехали с «черной» трассы и остались целы и невредимы.

Такие моменты преодоления, победы в соревнованиях, олимпиадах, новые должности, отношения — очень важны. Вы выступили успешно где-то и вам было сложно подготовиться, защитили диплом или диссертацию — это не перестает быть вашим личным достижением, даже если то же самое до вас сделали еще миллионы людей.

Отдавайте отдельное место каждому достижению в истории собственной личности. И неважно — ценит ли его кто-то еще, вы внутри себя не обнуляйте его никогда, как давно бы это ни случилось.

Очень может быть, что ваша золотая медаль, полученная в школе, все еще дорога вам на сегодняшний день, хотя выпускной у вас случился 30 лет назад.

Совершенно не имеет значения, как к этому относятся другие, — может быть, даже и не стоит их об этом спрашивать.

Периодически проводите такую «ревизию» собственной жизни. Одно из правильных и ведущих к успеху упражнений в этом смысле — это разделить свою жизнь на пятилетки и мысленным взором пройтись по каждым пяти годам вашей жизни и поставить себе за этот период некую оценку.

Я предлагаю вам найти в этот период те события, те достижения, которые вы можете отметить на отлично, и поставить этой пятилетке «зачет».

«Прогуляйтесь» по собственной жизни — вы непременно почувствуете в этот момент состояние, которое поднимет вас до уровня адекватной оценки самого себя».

Самооценка личности

Самооценка личности

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей.

Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением.

Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка – это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни.

Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми.

Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

– регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

– защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

– развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь – это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин  всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех».

Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей.

Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими.

Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам.

Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности.

Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость.

Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей.

Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни.

Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье.

Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения самооценки школьников начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав.

Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя.

Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности  показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная.

Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Понятие самооценки: что это значит, виды, определение, условия ее формирования

Самооценка личности

Многим известно состояние, когда человек перестает верить в свои силы.

Чаще всего такие ощущения возникают при ответственном решении, в общении с начальником, проявляются в виде боязни перед публичными выступлениями.

В этот момент главными для личности становятся вопросы: «Получится или нет?», «Смогу я или провалюсь?». По мнению психологов, основная причина такого состояния – низкая самооценка.

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Самооценка личности в психологии

Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках.

В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности.

При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.

Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.

Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства.

Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников.

Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».

Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше.

Определение и особенности личностной оценки

Низкая самооценка у человека с точки зрения психологии

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий.

На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций.

Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе.

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты.

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни.

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию.

Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам.  Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними.

В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными.

Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества.

Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе.

Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: