Самооценка подростка

Содержание
  1. Самооценка подростка
  2. Как повысить самооценку подростку
  3. Адекватная самооценка подростка
  4. Самооценка личности подростка
  5. Как поднять самооценку подростку? Советы психолога
  6. Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка
  7. Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте
  8. Роль родителей в формировании личности подростка
  9. Формирование самооценки подростка
  10. Особенности в юношеском возрасте
  11. Самооценка девочки-подростка
  12. Повышение самооценки парней
  13. Больше похвалы, меньше критики
  14. Формирование правильного восприятия критики
  15. Помощь в поддержании внешней привлекательности
  16. Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей
  17. Проявление любви – это хорошо!
  18. Родители в роли психолога
  19. Формирование самооценки у подростков
  20. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
  21. Формирование самооценки в детском возрасте
  22. Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя
  23. 1. Вести список достижений
  24. 2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания
  25. 3. Избавиться от шума
  26. 4. Говорить с собой уважительно
  27. 5. Найти внутреннего наставника
  28. 6. Провести время с теми, кто тебя любит
  29. 7. Делать добро
  30. 8. Найти взрослого, с которым можно поговорить
  31. 9. Определить жизненные ценности
  32. 10. Нарисовать свои мечты
  33. 11. Определить источники вдохновения
  34. 12. Ставить маленькие цели и достигать их

Самооценка подростка

Самооценка подростка

Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков.

Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия.

В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Как повысить самооценку подростку

Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены подростковой депрессии. Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей.

На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей.

Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков.

Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща агрессия, грубость, высокий уровень тревожности.

Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам.

Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала.

Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически.

Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

– научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

– объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

– научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

– подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

– научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

– в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

– для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

– обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

– всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

– поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

– иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

– научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

Адекватная самооценка подростка

Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме.

Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную.

Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях.

Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором.

Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя.

Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение.

С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

Самооценка личности подростка

Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность.

Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить.

Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение – по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе.

Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей.

Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его “на сторону света”. Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как поднять самооценку подростку? Советы психолога

Самооценка подростка

  • 28 Октября, 2018
  • Самооценка
  • Черноус Роза

Не думайте, что подростки самостоятельно начинают определять свою личность. Важную роль в процессе их становления играют родители. В подростковом периоде дети очень уязвимые в моральном плане.

Любая их неудача ведет к неуверенности в себе. Очень важно помочь поднять самооценку подростку (юноше или девушке). Иногда им сложно справиться с этой нелегкой задачей самостоятельно.

В этой статье будут приведены советы психологов по поводу того, как повысить самооценку подростку.

Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка

Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют “критическим”, потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек.

Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя.

Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:

  • Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей “сложно выбить из седла”.
  • Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
  • Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
  • С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.

В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера. Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков.

Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте

Часто психическое и физическое здоровье девочки или парня зависят от уверенности в себе. Родителям не стоит забывать об этом. Вот к каким негативным последствиям может привести низкая оценка себя:

  • теряется устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • возникает депрессивное настроение;
  • появляются различные страхи;
  • нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

Конечно же, ни один родитель не желает, чтобы такое происходило с его ребенком. Поэтому очень важно помочь несовершеннолетним поднять уверенность в себе. Психологи рекомендуют советы и упражнения, как поднять самооценку подростку.

Роль родителей в формировании личности подростка

Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность. Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться.

Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом. Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое.

Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.

Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться – вот что нужно несовершеннолетним.

Формирование самооценки подростка

Психологи утверждают, что заниженная самооценка наблюдается у 90 % подростков. К этому нужно быть готовым. Родители должны знать, как поднять самооценку подростку, помочь ему в этот непростой период. Помните, что родительские замечания и упреки только больше занижают самооценку детей. Важно не навредить им.

Стоит разобраться, что же такое самооценка. Она включает в себя анализ подростком своих физических характеристик, поступков, нравственных качеств, способностей.

Самооценка зарождается именно в подростковый период. Она проходит несколько ступеней. Сначала появляется наивное неосведомленность происходящего, потом возникает колеблющаяся самооценка.

Центр внимания подростков переносится на то, что скрыто внутри.

Самооценка определяет социальную адаптацию личности, регулирует ее поведение и деятельность. Иногда формируется завышенная оценка себя, а в других случаях – заниженная. Здесь важно найти золотую серединку. Сколько бы мама в этот момент не убеждала своего сына в том, что он привлекательный, он затаит сомнения, если ни одна девочка в школе не обращает на него внимания.

Особенности в юношеском возрасте

Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов.

Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз. Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку.

В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт. Поэтому советы должны быть очень корректными.

Самооценка девочки-подростка

Мама вполне может убедить несовершеннолетнюю дочку в ее успешности. Как повысить самооценку девочке-подростку? Для начала помогите ей ухаживать за собой. Отведите в парикмахерскую, салон красоты.

Девочке очень важно ощущать себя красивой, ухоженной, важной, ценной. Только не нужно заставлять это делать, найдите способ завлечь дочку на добровольных началах. Отличной идеей будет провести фотосессию в новом образе.

Можете отдать дочку на курсы по созданию своего стиля.

Предлагайте девочке выполнять какую-то работу по дому, где она проявит свои способности. Интересуйтесь школьной жизнью девочки, следите, чтобы учителя хорошо относились к ней. Недопустимы случаи унижения, высмеивания со стороны учителей.

Повышение самооценки парней

Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу. Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься. Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.

Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре.

У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом.

Может быть, это будет физкультура, история или биология.

Больше похвалы, меньше критики

Задача родителей максимально приблизить самооценку ребенка к реальности. Если сына или дочку все время критиковать, то их самооценка упадет окончательно. Не скупитесь на похвалу. Важно поощрение любых начинаний подростка.

Никогда не высмеивайте ребенка, если у него что-то не получается. Старайтесь помогать ему, давайте материнские или отцовские советы, только делайте это неназойливо. Подбадривайте подростка, говорите, что у него все получится.

Если не знаете, как поднять самооценку подростку, покажите сыну или дочери, что вы в них верите.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях. Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения.

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него.

Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Помощь в поддержании внешней привлекательности

Подростки особое значение уделяют своей внешности. И не только девочки. Если вы не являетесь у ребенка авторитетом по выбору стиля, можете сходить к стилисту. Очень важны правильно подобранные прическа, одежда. Учите детей приводить в порядок кожу, зубы.

В подростковом возрасте часто как у мальчиков, так и у девочек бывают угревые высыпания. Это приносит им много неудобств, хотя они стесняются иногда об этом сказать. Не считайте эту проблему пустяком.

Если косметические процедуры не помогают, обязательно сходите на прием к дерматологу.

Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей

Кто, как не вы, сможет определить таланты подростка. Определите его в кружок, секцию, лагерь отдыха, отправьтесь с ним в интересное путешествие. В новом коллективе ребенок сможет по-другому раскрыться. Это поможет выявить его новые стороны, посмотреть на него другими глазами.

Может быть, подростку трудно найти взаимопонимание среди одноклассников, ему не с кем общаться. Возможно, ему будет хорошо в театральном кружке, где он сможет проявить свой талант и чувство юмора. Большой круг общения поможет подростку раскрыть разные грани личности.

В подростковом возрасте можно учить ребенка разбираться в людях.

Проявление любви – это хорошо!

Само собой разумеется, что родители любят своих детей. Но не все взрослые умеют выражать сердечную привязанность. Если этого не делать, то подросток почувствует себя никому не нужным, и самооценка упадет. Учитесь сами говорить о чувствах, проявляйте нежность, показывайте симпатию.

Дайте сыну или дочке почувствовать, что вы безоговорочно, безусловно, искренне принимаете его таким, каким он есть. Говорите ребенку, что вы рады проводить с ним время, и как хорошо, что он у вас есть. Старайтесь делать это эмоционально.

Выражайте свои чувства невербальными (бессловесными) средствами: искренним блеском в глазах, пристальным вниманием, касанием плеча, объятиями. Если подросток почувствует себя любимым, его самооценка обязательно повысится.

Родители в роли психолога

В эпоху интернета отец и мать могут взять на себя роль психолога для подростка, если вдруг заметили у него заниженную самооценку. Специалисты советуют провести тест на определение самооценки подростка.

После этого можно провести с ребенком беседу о том, что нужно себя любить и принимать со всеми недостатками. Скажите несовершеннолетнему, что каждый может ошибиться, и это его право. Важно донести сыну или дочке, что не стоит концентрироваться на недостатках.

Посоветуйте ребенку общаться с уверенными в себе ребятами. Для случаев, когда ситуация вообще выходит из-под контроля, и подросток теряет уверенность в себе, предложите ему использовать упражнение с глубоким вдохом и выдохом. Нужно дышать и считать до 10.

Это поможет плохим мыслям отойти, а уверенность в своих силах поднимется. Общайтесь больше со своими детьми, просите у них совета, покажите, что они для вас значимы.

Формирование самооценки у подростков

Самооценка подростка

Определение 1

Самооценка – это уровень понимания самого себя, оценивание своей личности, своих отрицательных и положительных качеств, часть Я-концепции.

У человека, который любит сам себя, самооценка будет выше и адекватнее. Самооценка является очень значимым показателем, оказывающим влияние на жизнь человека. Уверенность человека в собственных силах и своих достоинствах, помогает ему добиваться успеха и, наоборот, чувство вины и стыда, неоправданная стеснительность не дают проявляться и реализовываться внутренним потребностям.

В детстве идет формирование базовой самооценки, которая со временем изменяется и подлежит коррекции.

Самооценка оказывает влияние на поведение и развитие личности, на взаимоотношения с другими людьми, выполняя при этом регуляторную и защитную функции. Она создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха. Стабильность и автономность личности обеспечивает её защитная функция.

Как отмечает И.Я. Зимняя, самооценка развитой личности образует сложную систему – она определяет характер самоотношения человека и включает общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, принятие или непринятие себя, частные самооценки отдельных сторон своей личности.

Психология выделяет три вида самооценки:

  • адекватную,
  • неадекватную,
  • смешанную.

При адекватной самооценке человек трезво осознает свои слабые и сильные стороны, знает свои возможности и потребности, трезво определяет внутренний потенциал. Его самооценка совпадает с реальной действительностью. Личность с адекватной самооценкой способна к самокритике, устранению своих недостатков и культивированию сильных сторон.

Неадекватная, значит, искаженная самооценка, т.е. мнение человека о себе не совпадает с реальной действительностью. Самовосприятие при неадекватной самооценке может быть завышенным или заниженным.

В первом случае, он полагает, что обладает не присущими ему качествами, а во втором случае, он не принимает себя совсем.

В любом случае неадекватная самооценка мешает профессиональным достижениям и коммуникации.

Что касается смешанной самооценки, то в разные периоды жизни человек по-разному относится к себе – то проявляет уверенность, то становится слабым, закомплексованным. Например, можно быть уверенным в своей профессии и хорошо в ней реализоваться и считать себя в личной жизни недостойным своего партнера.

Поскольку самооценка закладывается с раннего детства, то большое значение при этом имеют родители, показывающие свою любовь ребенку.

Безусловная любовь не зависит от хорошего поведения, ребенка любят за то, что он есть, а не потому что он убрал игрушки или получил хорошую отметку.

В противном случае, будучи взрослым, он будет считать, что любить просто так нельзя, хорошее отношение надо заслужить.

В зрелом возрасте самооценка может упасть, например, человек много и хорошо работает, а карьерного роста не происходит. В этом случае, могут появиться сомнения в способностях. При нормальной изначально самооценке причина будет найдена, а если первоначально самооценка была невысокой, то она может упасть ещё ниже.

Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Как считает П. С. Немов, формирование самооценки зависит от особенностей конкретного возрастного периода.

В своем учебнике по психологии он отмечает, что активный процесс познавательного развития идет в детском и подростковом возрасте. Рост сознания и самосознания ребенка в эти годы становится особенно заметным.

Рисунок 1. Самооценка подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование самооценки рассматривается с различных точек зрения в целом ряде концепций.

Концепция Д.Б. Эльконина связывает подростковый возраст с возникающими новообразованиями из предшествующего периода. Особенности развития в этом возрасте проявляются в трудных отношениях с взрослыми – негативизм, упрямство, уход из школы, стремление в компанию сверстников.

Развитие самосознания выражается в изменении мотивации учения, общения, труда. «Детские мотивы» теряют свою побудительную силу, и на их место приходят новые «взрослые» мотивы.

В результате происходит переосмысление содержания, целей и задач деятельности. На второй план отодвигаются или изживают себя те мотивы, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра.

Начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте, с точки зрения М.А. Зимней, особое внимание уделяется самоконтролю деятельности. Сначала это контроль по результату, а затем процессуальный контроль, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой шаг в деятельности.

Способность планировать свою деятельность у многих ещё отсутствует, но есть стремление к саморегуляции и проявляется это в том, что интересная и захватывающая деятельность может удерживать внимание подростка в течение длительного времени и поддерживать высокий темп работы.

В подростковом возрасте, считает Л.И. Божович, развиваются процессы самосознания и самоопределения, ломаются и перестраиваются все отношения подростка к миру и к самому себе. В конечном итоге, подросток приходит к той жизненной позиции, которая будет началом его самостоятельной жизни.

Изменения в этом возрасте происходят в различных сферах психики, а кардинальные изменения касаются мотивации. На первом плане находятся мотивы, связанные с формированием мировоззрения.

Для структуры мотивов характерна иерархическая система. На основе ведущих, значимых, ставших для подростка ценными мотивами, есть определенная система соподчиненных различных мотивационных тенденций. В подростковом возрасте механизм действия мотивов возникает на основе цели, поставленной уже сознательно.

По мнению Л. И. Божович, главное новообразование подросткового возраста, который называют переходным, находится в мотивационной сфере, с которой связано нравственное развитие личности.

Особенности подросткового возраста, таким образом, обуславливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

Формирование самооценки в детском возрасте

Замечание 1

Важнейшим фактором развития личности ребенка является правильное формирование самооценки. На её формирование большое влияние оказывают окружение ребенка, его собственная деятельность и оценка результатов.

Когда ребенок свою деятельность не умеет анализировать, а со стороны взрослых оценка низкая, то возникают острые аффективные переживания, возникает много отрицательных форм поведения. Если ситуация сохраняется длительный период, то отрицательные формы поведения становятся устойчивыми качествами личности.

Активные действия ребенка, самонаблюдение и самоконтроль способствуют формированию самооценки.

Общение со сверстниками, игры и занятия ставят ребенка в ситуацию, когда он должен посмотреть на себя, оценить свои умения, проявить какие-либо свои качества.

На начальном этапе он оценивает свои физические возможности – «я большой», «я сильный», а затем начинает осознавать и оценивать поступки, практические умения, моральные качества.

До семилетнего возраста ребенок поступает в соответствии с переживаниями, которые для него являются в данный момент актуальными. Эта условная схема выглядит как «захотел-сделал».

Наивность и непосредственность говорят о том, что ребенок одинаковый как внешне, так и «внутри» и его поведение легко читается.

В старшем дошкольном возрасте в его поступки включаются интеллектуальные моменты, поведение становится осознанным. Он осознает, как окружающие относятся к нему и как он к ним, к самому себе.

Осознание своего социального «Я» – это важнейшее достижение старшего дошкольника. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать расхождение между своим положением среди других людей и реальными возможностями и желаниями. Возникает стремление занять более «взрослое» положение и выполнять важную деятельность для себя и других людей.

С осознанием своего места среди других начинает формироваться внутренняя социальная позиция, идет обобщение своих переживаний, формирование устойчивой самооценки.

В основе положительной самооценки лежит самоуважение, ощущение собственной ценности.

Отрицательная самооценка говорит о неприятии себя, негативном отношении к себе.

В старшем дошкольном возрасте видна способность анализировать свою деятельность, соотносить свое мнение с мнением окружающих, поэтому самооценка становится более реалистичной и приближается к адекватной.

Отклонением в развитии личности рассматривается заниженная самооценка у дошкольников.

У младших школьников учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью.

Учение с первых месяцев прихода ребенка в школу начинает корректировать формирование личности.

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя

Самооценка подростка

Психология

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя

22 марта 2019 38 626 просмотров

Елена Исупова

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно.

Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест).

В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.

Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос.

Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности.

Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.

Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.

Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.

Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?

Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.

Скачать

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки.

Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи.

Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels.com

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: