Синдром Аспергера

Содержание
  1. Синдром Аспергера
  2. Особенности интеллекта
  3. Особенности вербальной коммуникации
  4. Особенности сенсорной и моторной сферы
  5. Что такое синдром Аспергера?
  6. Три основные трудности
  7. Трудности с социальной коммуникацией
  8. Трудности с социальным взаимодействием
  9. Трудности с социальным воображением
  10. Любовь к определенному порядку
  11. Особая увлеченность
  12. Сенсорные трудности
  13. Кто страдает синдромом Аспергера?
  14. Каковы причины синдрома Аспергера?
  15. Можно ли вылечить?
  16. Синдром Аспергера: Причины,Симптомы,Лечение
  17. Причины
  18. Симптомы
  19. Диагностика
  20. Лечение
  21. Прогноз
  22. Синдром Аспергера у детей и взрослых. Симптомы и признаки
  23. Симптомы и признаки синдрома Аспергера
  24. Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера
  25. Синдром Аспергера у детей
  26. Синдром Аспергера у взрослых
  27. Известные личности с синдромом Аспергера
  28. Синдром Аспергера: признаки, причины возникновения и лечение
  29. Что такое синдром Аспергера
  30. Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых
  31. Почему возникает синдром Аспергера?
  32. Известные люди с синдромом Аспергера
  33. Как вылечить синдром Аспергера?

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной.

Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом).

По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г.

за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера».

Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Синдром Аспергера

Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода.

Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка.

Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч.

синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются:

  • генетическая предрасположенность,
  • мужской пол,
  • воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности,
  • внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и др.).

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка.

Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения.

В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных.

В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения.

Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния.

Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении.

Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста.

Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи.

В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач.

При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях.

Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

Особенности вербальной коммуникации

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи, и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников.

Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса.

Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов.

То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного.

При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.).

С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство.

Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, нарушения осанки и походки.

Черты синдрома Аспергера у ребенка могут быть обнаружены родителями, воспитателями, учителями, врачами различных специальностей, наблюдающими за развитием детей (педиатром, детским неврологом, логопедом, детским психологом и др.). Однако окончательное право подтверждения диагноза остается за детским или подростковым психиатром.

В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты.

Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов.

Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни.

Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе.

У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — одна из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как “спектр расстройств”, поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.

Синдром Аспергера является в основном “скрытой дисфункцией”. Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Их часто называют “триадой нарушений”, более подробное описание представлено ниже.

Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.

Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект.

У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении.

К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.

При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Три основные трудности

Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.

Трудности с социальной коммуникацией

Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально.

Например:

  • они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
  • им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
  • они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
  • они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.

Трудности с социальным взаимодействием

Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение.

Люди с этим расстройством могут:

  • с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
  • не понимать неписаные “социальные нормы”, которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
  • считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
  • становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
  • вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно

Трудности с социальным воображением

Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением.

Например:

  • трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
  • трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
  • трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
  • наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Любовь к определенному порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу.

В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном.

Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность

Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом.

Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности.

При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности

У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому.

Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны).

Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.

Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела.

Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков.

Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

Кто страдает синдромом Аспергера?

В Великобритании более полумиллиона человек с расстройством аутистичекого спектра – это примерно каждый сотый человек (около 1% населения). Люди с синдромом Аспергера могут быть любых национальностей, культур, социального происхождения и вероисповедания. Вместе с тем, как правило, это расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин; причина этого неизвестна.

Каковы причины синдрома Аспергера?

Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.

Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств или виной самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?

В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.

Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Представленный выше материал — перевод текста “What is Asperger syndrome?”

Синдром Аспергера: Причины,Симптомы,Лечение

Синдром Аспергера
Быстрая помощь COVID-19.Больше нформации тут

Синдром Аспергера – это пожизненное расстройство, которое характеризуется явными проблемами в общении, восприятии мира и стереотипным комплексом деятельности и интереса.

Данный синдром относится к общим нарушениям развития. По статистике, в большинстве случаев дети с расстройствами аутистического спектра – это мальчики.

Установлено, что такое расстройство было у Ньютона, Эйнштейна и гениального режиссера современности Стивена Спилберга.

Здесь вы сможете выбрать врача, занимающегося лечением Синдром Аспергера Если вы не уверены в диагнозе, запишитесь на прием к терапевту или врачу общей практики для уточнения диагноза.

ЧерноваОксанаВасильевнаОдна из обязанностей психиатра включает медицинское обследование (консультацию, осмотр, анализ результатов инструментальных, лабораторных, генетических обследований, составление плана лечения, коррекционной работы, наблюдение). Проводит психиатрический, неврологический осмотр.

Оказывает психологическую поддержку родителям, дает рекомендации по образовательным программам, режимному поведению с ребенкомВрач работает по предварительной записиОставьте заявку на желаемое времяПн 26 Apr Вт 27 Apr Ср 28 Apr

  • 06:00
  • 06:30
  • 07:00
  • 07:30
  • 08:00
  • 08:30
  • 09:00
  • 09:30
  • 10:00
  • 10:30
  • 11:00
  • 11:30
  • 12:00
  • 12:30
  • 13:00
  • 13:30
  • 14:00
  • 14:30
  • 15:00
  • 15:30

Просмотреть всех врачей Неврологов

Понятие “синдром Аспергера” ввела психиатр Лорна Уинг. Она назвала такого рода расстройства в честь психиатра Ганса Аспергера, который занимался с детьми, страдающими ими.

Пока еще нет точного мнения относительно того, как называть данные проявления: синдромом или расстройством. Были предложения переименовать синдром Аспергера в болезни аутистического спектра, которая должна подразделяться на степени тяжести. Однако синдром Аспергера, хотя и имеет общие характеристики с аутизмом, однако, во многих моментах в корне от него отличается.

Причины

Точные причины неизвестны, однако, считается, что они схожи с причинами, по которым возникают другие расстройства аутистического спектра. Немалая роль отводится наследственности, поскольку известны случаи, когда сразу несколько членов семьи имеют синдром Аспергера в разных степенях выраженности.

Также полагают, что на данный синдром могут повлиять биологические и вредные факторы, которые оказывали влияние на женщину на ранних стадиях ее беременности. Кроме того, считается, что играет роль действие факторов окружающей среды после рождения малыша в первые месяцы его жизни, однако, данная теория научно не доказана.

Симптомы

Данный синдром – это скрытое аутическое расстройство, что значит то, что всякие внешние его проявления отсутствуют. Если у ребенка Аспергера синдром, признаки проявляются в трех аспектах нарушений: социальная коммуникация, социальное взаимодействие и социальное воображение.

Не вызывает сомнения то, что дети, страдающие синдромом Аспергера, сильно отличаются от иных детей. Рано или поздно и сам ребенок заметит, что он несколько не такой, как остальные дети.

При такой проблеме, как синдром Аспергера, симптомы не выражаются во внешнем виде, они лежат гораздо глубже и становятся заметными при наблюдении за поведением человека.

Социальное общение либо коммуникация:

  • прежде всего, это проявляется в сложностях понимания жестов, интонаций, мимики. Синдром Аспергера у детей приводит к тому, что они совершенно не различают эмоциональные оттенки речи и не умеют пользоваться ими самостоятельно. На вид ребенок смотрится равнодушным и безэмоциональным, это становится проблемой в процессе приобретения друзей. Часто такие дети буквально понимают значение всех фраз и не обладают чувством юмора. Они могут не понимать и не принимать социальные законы, которые не являются гласными. По таким причинам им тяжело стоить карьеру и взаимоотношения в социуме, так как часто они не понимают окружающих, а окружающие не понимают их.

Социальное взаимодействие либо сотрудничество:

  • людям с таким синдромом крайне тяжело создавать и поддерживать дружеские отношения. Люди с синдромом Аспергера могут не понимать общечеловеческих ценностей, могут проявлять бестактность и некорректность, что отталкивает от них других людей. Часто такие люди сильно обижают окружающих, сами того не сознавая. Они не понимают шуток, могут не понимать, что правильно, а что нет. Могут говорить все, что думают, не понимая, допустимо это или нет. Конечно, это не лучшим образом влияет на их отношения с окружающими.

Социальное воображение:

  • достаточно часто страдающие синдромом Аспергера отличаются богатой фантазией и воображением. Из них могут вырасти знаменитые писатели, ученые, музыканты. Единственное их отличие от других людей заключается в том, что они вряд ли могут представить и предсказать иные варианты окончания. Они довольно плохо понимают мнения других людей, если те отличаются от их собственного. Также им тяжело понимать чувства, мысли и интонации других людей, поскольку невербальные средства выражения мыслей для них являются наукой непостижимой. Страдающие синдромом Аспергера не могут играть в творческие ролевые игры, поскольку им трудно представлять себя в образе или роли иной личности. А вот в тех занятиях, где нужна логика и четкая последовательность мысли, они могут проявить себя достаточно хорошо.

Другие признаки синдрома Аспергера:

  • сильная чистоплотность – такие люди маниакально одержимы порядком и чистотой во всем, они тщательно проводят уборку, раскладывают все по полочкам, а иногда становятся просто одержимы этим;
  • узкие и предсказуемые интересы. Интересы страдающих синдромом Аспергера обычно связаны с коллекционированием или техникой. При этом им свойственна зацикленность, и широкий круг интересов у такого человека вряд ли будет;
  • нарушения работы сенсорных органов (зрения, обоняния, слуха). Это связано с их обостренными ощущениями;
  • неуклюжесть физического характера, плохая координация, проблемы с движениями;
  • проблемы со сном – часто у них можно встретить бессонницу и нарушения режима.

Диагностика

Синдром Аспергера диагностируется в возрасте 4–11 лет. При этом, чем ранее он был диагностирован, тем менее болезненно его переносит и сам ребенок, и его семья. При такой проблеме, как синдром Аспергера, диагностика должна проводиться группой специалистов различных областей. Анализируются умственные способности и социальные навыки ребенка, проводится беседа с ним самим и родителями.

Лечение

Коррекция и наблюдение людей, которые страдают данным синдромом, проводится врачом-психиатром. Он может определить тактику лечения и необходимые методы терапии в каждом удобном случае. Часто с лечебными целями используются различные тесты и тренинги, которые помогают адаптировать человека к жизни в социуме.

Характер психотерапии в этом случае – педагогически-психологический, позволяющий людям, страдающим синдромом Аспергера, смириться со своим диагнозом, научиться жить с ним, устранить страх и тревогу, завести полноценную семью.

В данном случае лечение синдрома Аспергера медикаментами практически не используется, так как они могут провоцировать сильные побочные эффекты и назначаются только тогда, когда синдром сопровождается дополнительными заболеваниями, такими как депрессия и нервоз.

Прогноз

При синдроме Аспергера прогноз является благоприятным или относительно благоприятным. Зависит он от того, когда был поставлен диагноз и приняты необходимые меры. Бывает так, что синдром Аспергера у взрослых проявляется сам по себе.

Около пятой части людей по мере взросления сами лишаются этого диагноза.

Также в истории известны случаи, когда люди, у которых был диагностирован аутизм – синдром Аспергера, становились гениальными учеными, знаменитыми математиками и даже получали Нобелевскую премию.

Синдром Аспергера у детей и взрослых. Симптомы и признаки

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении.

По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.

В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.

Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, – каждый решает сам.

Симптомы и признаки синдрома Аспергера

Синдром Аспергера является врожденной “скрытой дисфункцией”, и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу.

Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков.

Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.

Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.

Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.

Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.

Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.

Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера

Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления.

На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.

Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений».

Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).

Синдром Аспергера у детей

Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:

  • достаточно высокий интеллектуальный уровень развития ребенка;
  • нормальные навыки внятной речи, в которой коммуникативный смысл отсутствует;
  • неспособность играть в ролевые игры, предпочтение логическим занятиям, требующим последовательности и системности;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повышенная сенсорная чувствительность (раздражающие звуки, обостренное осязание, обоняние, вкус);
  • нарушение координации движений — неуклюжесть, неловкость при ходьбе и выполнении действий, требующих ловкости (плавание, езда на велосипеде) и возникающие трудности в развитии мелкой моторики (раскрашивание, письмо, вырезание ножницами);
  • стереотипное поведение, проявляющееся в часто повторяющихся движениях и действиях, зацикленности на определенном виде занятий;
  • трудности коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, приводящие к одиночеству или насмешкам со стороны других детей.

Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.

Синдром Аспергера у взрослых

Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.

С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях.

Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.

Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.

Известные личности с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч.

Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.

Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен.

Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Синдром Аспергера: признаки, причины возникновения и лечение

Синдром Аспергера

Еще 35 лет назад аутизм не был достаточно хорошо изучен учеными, и в этом не видели сильной необходимости — аутизмом страдали в среднем 5 человек из 10 тысяч.

Однако впоследствии медики заметили резкий рост таких диагнозов среди населения и сейчас на каждые 150 человек выделяют одного с аутизмом. Тревогу забили очень быстро, развернули программы по исследованию аутизма и разработке способов его лечения.

Но несмотря на то, что за это время медицина сделала серьезный скачок вперед, пока что подобные патологические состояния не до конца изучены. Среди них отдельно выделяют синдром Аспергера.

Шелдон Купер — один из самых известных персонажей с синдромом Аспергера

Что такое синдром Аспергера

Это состояние человека назвали в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году заметил детей, которые не могут нормально общаться со сверстниками и отличаются ограниченной эмпатией. Термин был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года.

История этого синдрома началась очень печально. Во время Второй мировой войны Аспергер практиковал в университетской детской клинике в Вене.

Он отбирал детей, у которых были выражены психические нарушения и отклонения, и выписывал им направления в клинику «Ам Шпигельгрунд» — известную тем, что она была включена в нацистскую программу очищения нации.

За время войны там погибли 789 детей, многие из них были убиты.

Синдром Аспергера – патологическое состояние человека, при котором он становится замкнутым и не умеет распознавать чужие эмоции. Часто оно характеризуется произношением длинных монологов в монотонной манере.

Говоря другими словами, человек с синдромом Аспергера начинает испытывать трудности при взаимодействии с другими людьми, ему не хочется лишний раз общаться. Такой человек как правило, сосредоточен на собственных интересах и часто бывает зациклен на какой-то одной задаче. При этом он не может понять мотивы и эмоции других людей, часто приравнивая их к «другому классу созданий».

Человеку с синдромом Аспергера сложно контактировать с другими

Можно ли назвать это болезнью? Хотя раньше синдром Аспергера сильно отождествляли с аутизмом, сейчас все больше медиков считают его психическим растройством.

Дело в том, что люди с таким синдромом часто обладают высоким интеллектом и сильно опережают сверстников по умственным способностям. За счет внимания к деталям, целеустремленности и скрупулезности из таких детей часто получаются гении своего дела.

Синдром Аспергера был, например, у Николы Теслы и Исаака Ньютона; также его диагностировали Стиву Джобсу, основателю Apple, и Биллу Гейтсу, который стал главой Microsoft.

Синдром Аспергера был замечен у Билла Гейтса и Стива Джобса

Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых

Чаще всего синдром Аспергера диагностируют психологи в школах, поскольку при нахождении ребенка в социуме можно хорошо понять, способен он нормально общаться со своими сверстниками и понимать их, или нет. Конкретной классификации признаков синдрома Аспергера нет, однако ученые все же смогли выделить главные из них.

  • Человеку сложно заводить друзей и новые знакомства;
  • Он интересуется только конкретными вещами;
  • Во время разговора с другим человеком он все сводит к собственному монологу;
  • Внезапные приступы депрессии и тревоги;
  • Человек разговаривает только с ограниченным кругом лиц;
  • Мало использует мимику и жесты.

Даже если у человека наблюдается один или несколько этих признаков, нельзя самостоятельно диагностировать ему синдром Аспергера. Как правило, для его выявления с ребенком (или взрослым человеком, хотя у детей найти его легче) работают психологи и неврологи.

Сейчас в интернете существует несколько тестов на синдром Аспергера, один из них разработали психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма — можете попробовать пройти тест на синдром Аспергера. Если человек набирает в нем больше 32 баллов, с большой вероятностью у него присутствуют признаки синдрома Аспергера. В то же время тест не является средством диагностики, поэтому в любом случае необходима консультация врача.

Почему возникает синдром Аспергера?

Дети с синдромом Аспергера, как правило, отличаются более высоким интеллектом

Многие медики пытались найти причину синдрома Аспергера, на эту тему написано много научных трудов, однако единого мнения по причинам его возникновения нет. Есть мнение, что появление состояния связано с поломкой в X-хромосоме — так объясняют, почему синдром чаще встречается у мальчиков (у них одна Х-хромосома и нет второй копии всех генов, в отличие от девочек).

Также есть данные по влиянию окружающей среды, в том числе на беременных женщин, однако так можно сказать о многих отклонениях. Например, токсичность воздуха во время беременности может привести к тому, что у ребенка возникнут проблемы с ростом.

Среди негативных факторов ко всему прочему относят чрезмерное употребление алкоголя и курение.

Однако до сих пор не найдено биохимических, гормональных или генетических маркеров, однозначно сопровождающих это состояние. Не выявить его и при сканировании головного мозга. С эти связано желание некоторых ученых выделить синдром Аспергера в отдельную классификацию состояний, а не относить его к разновидностям аутизма.

Известные люди с синдромом Аспергера

Помимо Стива Джобса и Николы Теслы, о которых мы говорили ранее, есть еще несколько подтвержденных случаев синдрома Аспергера у известных людей:

  • Чарльз Дарвин
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Томас Джефферсон
  • Альберт Эйнштейн
  • Микеланджело
  • Энди Уорхол
  • Льюис Кэрролл
  • Тим Бертон
  • Ганс Христиан Андерсен
  • Энтони Хопкинс

Среди современников к людям с синдромом Аспергера также относят экологическую активистку Грету Тунберг, убийцу Андерса Брейвика и героя сериала «Теория большого взрыва» — гениального физика Шелдона Купера.

Грета Тунберг сама заявила о наличии у нее синдрома Аспергера

Как вылечить синдром Аспергера?

Медики обычно не назначают какие-либо лекарственные препараты людям в таком состоянии. Обычно признаки синдрома становятся не такими выраженными после занятий по общению и социальным навыкам — детям помогают понять других людей.

Психоактивные вещества выписывают при сильной тревожности и гиперактивности, а если у ребенка есть нарушения мелкой моторики рук, что тоже иногда встречается при синдроме Аспергера, применяется физическая терапия.

В отдельных случаях у таких детей наблюдаются проблемы с речью — заикание или проблема с некоторыми звуками, что в основном исправляется логопедом.

Обычно дети становятся более социальными после специальных занятий

Поскольку синдром Аспергера нельзя на 100% назвать болезнью или каким-то отклонением, многие исследователи утверждают, что этот синдром не стоит рассматривать как расстройство, а отнести его к индивидуальным особенностям человека.

Они обуславливают это тем, что даже если человек плохо контактирует с людьми, и от него нет большой пользы в социальном мире, такая особенность позволяет ему достигать успехов в математике, инженерии, музыке и других науках, которые требуют усидчивости и концентрации.

И пример Стива Джобса, Билла Гейтса и Моцарта это ярко доказывает.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: