Синдром Диогена

Содержание
  1. Синдром Диогена: что это, причины и как лечить | Хочу Все Знать – полезные и интересные статьи
  2. Кто такой Диоген
  3. Что такое синдром Диогена?
  4. Симптомы синдрома Диогена
  5. Яркий пример
  6. Причины
  7. Как лечить синдром Диогена
  8. Синдром Диогена: зачем мы коллекционируем хлам — Моноклер
  9. Навязчивое накопительство
  10. Читайте по теме Шопоголизм, или торжество душевных анестетиков
  11. Социальная изоляция
  12. Отсутствие стыда
  13. Одиночество и негативизм
  14. Профилактика и коррекция
  15. Обложка: Жан-Леон Жером, «Диоген», 1860 г. / © Wikimedia Commons
  16. Синдром Диогена
  17. Развитие наоборот
  18. Сундук воспоминаний
  19.  В КЛЕТКЕ ИЗОЛЯЦИИ
  20. ХЛАМ. НЕ РАССМАТРИВАТЬ!
  21. Факторы риска
  22. Синдром диогена: что это, признаки и коррекция состояния – Подавлен
  23. Что представляет собой болезнь?
  24. Как развивается синдром?
  25. Симптомы
  26. Осложнения
  27. Лечение
  28. Прогнозы
  29. Синдром Диогена или патологическое накопительство: как лечить и бороться
  30. О синдроме
  31. Причины нарушения
  32. Симптоматика нарушения

Синдром Диогена: что это, причины и как лечить | Хочу Все Знать – полезные и интересные статьи

Синдром Диогена

Разберём, что такое синдром Диогена и как он проявляется. Наверное, многим приходилось сталкиваться с людьми, питающими какую-то особую страсть к накопительству. С первого взгляда они напоминают бродяг или бедняков, пытающихся утащить с собой как можно больше разного хлама.

На самом деле это состояние является проявлением довольно распространённого психического заболевания – синдрома Диогена. Этим недугом страдает около 5% людей пожилого возраста, хотя встречается он и среди молодых.

Кто такой Диоген

Диоген – древнегреческий философ, которого сейчас бы прозвали главным любителем эпатажа. Известно, что мыслитель жил в глиняном кувшине – пифосе в самом центре Афин, использовал плащ вместо постели, также Диоген часто принимал пищу прямо на площади, что в Древней Греции считалось тем ещё моветоном.

Но вот сведений о том, что философ стаскивал в свою обитель хлам со всех Афин, ни в одном источнике нет. И даже напротив, известно, что имущество мыслителя состояло лишь из сумы и посоха. Через такой жизненный уклад философ пытался выступать на полную свободу и независимость. Известно даже, что от Александра Македонского Диоген хотел только одного: чтобы тот не загораживал ему солнце.

Ещё по теме: 

Что такое синдром Диогена?

Синдром Диоге́на или синдром старческого убожества – психическое расстройство, характерными чертами которого являются крайне пренебрежительное отношение к себе, социальная изоляция, апатия, склонность к накоплению и собиранию всякой всячины (патологическое накопительство) и отсутствие стыда.

Такие люди не приспособлены к жизни и испытывают определённые трудности в общении с людьми. Основная проблема заключается в их непонимании и нежелании исправить положение, так как, по их мнению, никаких проблем нет.

Отдельным синдромом было признано в 1966 году.

Название «синдром Диогена» было предложено рядом исследователей в честь древнегреческого философа Диогена, сторонника крайнего минимализма, который по легенде жил в пифосе (большом глиняном сосуде).

Однако нет точной информации, что Диоген занимался накоплением имущества, и при этом он искал человеческого общения, каждый день совершая прогулки в Агору.

Таким образом, это название ряд исследователей считают неправильным и предлагают использовать другие названия: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из поэмы Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого убожества.

Симптомы синдрома Диогена

Психологи говорят, что синдром Диогена известен такими симптомами:

  • накопительство
  • несоблюдение гигиенических правил;
  • отшельничество;
  • бесстыдство;
  • апатия;
  • скупость;
  • отсутствие самокритичности;
  • агрессивность по отношению к критике.

Некоторые врачи предлагают называть заболевание синдромом старческого убожества или синдромом Плюшкина, который, как помнят читавшие Гоголя, любил принести в дом всего и побольше.

Больные синдромом Диогена, как правило, живут бедно, хотя нередко имеют достаточное количество денежных средств. Свои сбережения, такие люди, предпочитают не трогать и хранят их в своих тайниках либо на счету в банке.

Такие люди тащат с улицы всё: пустые картонные коробки, старую мебель, коляски и прочие ненужные вещи. Ситуация ухудшается из-за неприятного запаха.

Каждая вещь, по их мнению, нужна и пригодится в быту, поэтому Плюшкины ничего не выбрасывают.

Для таких людей порядок и чистота в доме, а также собственный внешний вид и гигиена отходят на второй план. Выделяют даже необычный вид патологического накопительства – патологическое накопительство животных. Эта ситуация, при которой в жилище содержится огромное количество бездомных собак или кошек, при этом не получая должного ухода.

Как правило, заболеванием страдают пожилые люди, но иногда оно встречается и у молодых. Учёные из Калифорнийского университета, длительное время исследовавшие это заболевание, пришли к выводу, что страсть к коллекционированию заложена в мозге человека.

Многие из нас в детстве старательно собирали марки, открытки, значки, монеты, обыкновенные фантики от конфет. Врачи утверждают, что многие коллекционеры постепенно приближаются к данному недугу, поэтому они советуют следить за поведением своих близких.

С возрастом эта страсть у одних проходит, у других же перерастает в серьёзное увлечение.

Яркий пример

Житель шведского города Шеллефтео Курт Дегерман последние 30 лет своей жизни жил на помойке, питаясь объедками. Умер он в возрасте 60 лет, то есть данный синдром начался у него примерно в 30 лет и не был связан со старостью. После смерти на его счету в банке обнаружили целое состояние – около полутора миллионов долларов.

В молодости Курт понял, что еда и одежда из магазина лишняя трата, поэтому он предпочёл вместо дома жить на помойке и носить грязные вещи. До самой смерти мужчина ходил в одной и той же грязной голубой куртке. Пищу и одежду находил на свалке. При этом все деньги, которые ему удавалось добыть подаянием или сдачей банок, Дегерман вкладывал в ценные бумаги и золото.

Родственники рассказывали, что Дегерман был прекрасным финансовым аналитиком и отлично разбирался в процессах на фондовой бирже. Правда, он не смог воспользоваться плодами ума, и его богатство досталось его родственникам.

В этом случае объектом патологического накопительства являются финансовые ресурсы.

Причины

Причиной болезни становится нарушение работы лобной доли мозга. Специалисты утверждают, что это нарушение объясняет странное поведение, так как в этой области находится центр, который отвечает за принятие рациональных решений.

Причинами необычной болезни также могут быть:

  • Травма головы.
  • Сильный стресс.
  • Алкоголизм.
  • Наркомания.
  • Психические расстройства старческого возраста.
  • Патологическая склонность к накопительству.

Долгое время существовала версия, что заболеванием страдают люди, которые на протяжении всей жизни были бедны или те, кому свойственна скупость. Однако, это предположение ошибочно.

Как лечить синдром Диогена

Люди, страдающие данным синдромом, не понимают что им нужна помощь специалиста, поэтому не обращаются за ней. В связи с этим ответственность ложится на плечи близких людей. Именно они должны первыми увидеть проявляющиеся странности и отправить на лечение.

Самым верным решением будет отправить больного на консультацию к психиатру. В незапущенных случаях врач может назначить приём специальных лекарств, которые улучшат состояние пациента. При регулярном приёме препаратов признаки болезни ослабевают или исчезают полностью, человек возвращается к нормальному образу жизни.

Большую пользу принесёт умение мотивировать больного. К примеру, наводить чистоту в доме необходимо, чтобы «коллекция» содержалась в порядке и на неё приятно было смотреть.

Больной должен понять, что ему необходимо и самому следить за чистотой своей комнаты, пусть даже понятие о порядке у жертв синдрома Диогена исключительное.

Психиатры советуют влиять на сознание больных тем, что в их комнате некомфортно и негде присесть.

Очень важно, хотя бы раз в неделю, интересоваться его «коллекцией» и общаться с ним на тему его хобби. Необходимо оставаться любящим родственником, который в любую минуту готов прийти на помощь.

Это будет непросто, так как люди, страдающие синдромом Диогена, обычно стремятся к изоляции и порой очень агрессивны.

Домашняя психотерапия сильно поможет в лечении, если попытаться найти с ними контакт и постараться понять их.

Если болезнь находится в запущенной стадии, необходимо пройти лечение в психиатрической клинике.

Но поместить туда больного можно только с его согласия или признав его недееспособным, то есть по решению суда.

Но так как подобное поведение до сих пор расценивается как стиль жизни, врачи зачастую признают больных этим недугом адекватными, что говорит об отсутствии необходимости принудительной медицинской помощи.

Синдром Диогена: зачем мы коллекционируем хлам — Моноклер

Синдром Диогена

Для начала отделим психиатрический диагноз от вполне здоровой, но несколько преувеличенной необходимости человека накапливать огромное количество вещей, которыми он не пользуется. Первое состояние связано с возрастными, органическими повреждениями головного мозга.

Не секрет, что старость, которую многие называют «развитием наоборот», сопровождается значительными изменениями в эмоционально-волевой сфере. К таковым относят нарастающую подозрительность, нелюдимость, страх обнищания и ущерба и, соответственно, склонность к накопительству.

Возникают чувства малоценности и недовольства собой. Старость – это то время, когда личность получает шанс интегрировать все события своей жизни в целостную картину и насладиться мудростью и покоем. Если этого не происходит, то остается лишь объяснять недовольство собой прошлыми ошибками, которые уже нельзя исправить.

Ощущение собственной нереализованности не позволяют «оседлать» колесницу судьбы и направить ее в будущее.

С личностью Диогена данное расстройство связано лишь отчасти. А именно, в том месте, которое касается маргинальности древнегреческого философа, его стремления игнорировать социальные нормы, ставить на первое место среди жизненных ценностей личную добродетель, а не общественные достижения.

В другом важном пункте – страсти к накоплениям – этот симптом относится к Диогену как белое к черному, поскольку известно, что, стремясь к простоте, философ выбросил свою единственную чашку, увидев, как мальчик пьет воду из ручья, зачерпывая ее ладонями.

Степан Плюшкин – вот чей образ мог бы дополнить описание симптома:  как хорошо известно из курса школьной литературы, даже одежда гоголевского героя состояла из удивительного количества дряхлых и разнородных вещей.

Народная мудрость гласит: «Выкидывая хлам, главное – не начать его рассматривать». При погружении в бессмысленное накопительство люди в большей степени контролируют прошлое, нежели осваивают настоящее. В экзистенциальном измерении это соответствует меланхолическому мировосприятию.

Порой нам бывает жаль расставаться с вещами, которые являются якорями для приятных и волнительных воспоминаний.

Как будто, выбрасывая бесполезный сейчас предмет, мы предаем навсегда связанные с ним переживания. И также выбрасываем их на помойку, отказываемся от них и теряем к ним доступ.

Словно бы память – это наряженная новогодняя елка, которая становится жалкой, когда игрушки отправляют храниться на чердак.

Проблема в том, что часто за деревьями не видно леса. Многочисленные предметы, которые при изрядной сноровке действительно можно было бы использовать, теряются среди массы таких же, отложенных на потом.

Часто мы даже не помним об их существовании, обращая на них внимание лишь тогда, когда дело доходит до уборки. Удивляемся тому факту, что до сих пор не нашли им применения, а иногда и вовсе не понимаем, как удавалось жить, не пользуясь этими пыльными сокровищами.

И вновь отправляем их в запасники, но уже нагруженными смыслами и ожиданиями. И так может повторяться до бесконечности.

Правда, которая стоит за этими перемещениями предметов из зоны безразличия в зону интереса, достаточно проста, но при этом может показаться не очень приятной.

Она заключается в том, что все, что хранится нами, фактически не используется. Иначе оно все время было бы под рукой.

Фактически, хранить означает владеть бесполезными вещами, которые никаким значением, кроме символической функции по «обереганию воспоминаний», не обладают.

Мы можем обозначить зону живого интереса, в которой находятся предметы, связанные с текущей жизненной ситуацией. Это может быть что-то, связанное с работой, актуальными хобби, всем тем, что поддерживает привычный уровень жизненного комфорта.

Периодически по ходу изменения ландшафта деятельности какие-то предметы покидают эту зону, а какие-то в ней оказываются. И это совершенно нормальный процесс.

Предметы, как игроки хоккейной команды – кто-то играет в высшей лиге, кто-то спустился в первую, а кто-то, в силу различных обстоятельств уселся на скамейку запасных или вообще закончил спортивную карьеру. Важно уметь расставаться с тем, что фактически из опоры для интереса превратилось в обузу.

В гештальт-терапии одной из ценностей хорошего контакта с чем-либо является способность в нужное время ставить точку. Если этого не происходит, тогда отношения невозможно завершить, и тогда нельзя с уверенностью сказать, что что-либо вообще состоялось. Потому что у этого не будет конца.

Чтобы день закончился, мне необходимо закрыть глаза и заснуть. Закончить отношения с этим днем, чтобы построить отношения с новым. Представляете, что будет, если все время находиться в состоянии бессонницы? Так и здесь, как будто я хронически пытаюсь взять от ненужных вещей что-то еще, невзирая на то, что отношения с ними уже закончились.

Можно сказать, что это особый способ игнорирования реальности.

Страх завершить отношения с объектом привязанности напоминает тревогу маленького ребенка, который экспериментирует со своим автономным от матери существованием. Вот он отходит от поддерживающих его рук, отделяется от опоры и вступает в пространство свободы и неопределенности, в котором все зависит только от него.

Это одновременно и пугает, и вдохновляет. Когда волнения становится слишком много, он возвращается для того, чтобы «подзарядиться» поддержкой, опытом совместности.

А что если отойти от матери окончательно так и не получается? Если мы продолжаем держать ее в поле зрения, поскольку нам не удается взять некую «несгораемую» сумму уверенности и признания и сделать ее частью себя?

Похоже, что вещи каким-то образом придают нам устойчивость в меняющемся мире, причем эта устойчивость носит буквальный характер – порой вес хлама достигает нескольких десятков килограмм. Как будто состоявшийся опыт нуждается в подтверждении себя накопленными культурными артефактами, как будто можно утратить целостность личной истории, отнеся на помойку ее материальные компоненты.

Читайте по теме Шопоголизм, или торжество душевных анестетиков

Все, что случалось раньше, должно быть линейно и необратимо. Но для многих диск, купленный в подземном переходе по случаю окончания сессии, должен всегда находиться где-то поблизости как символ того, что это событие по-прежнему является важным.

Даже если этот фильм никогда с тех пор не пересматривался. Мы словно бы не способны от чего-то отказаться и признать это несущественным и неактуальным.

Это похоже на консервацию жизни в строго отмеренном наборе ингредиентов, как будто без одного из этих компонентов ощущения обеднеют, и их качество значительно ухудшится.

Возможно, где-то в этом кроется жалость к себе, невозможность признать, что некоторые выборы с точки зрения жизненной перспективы оказались не слишком удачными, страх начать жизнь с чистого листа и шагнуть вперед.

Вместо этого мы сохраняем знакомую территорию для отступления.

Это своеобразная замена действия подготовкой условий для этого действия, как будто хаос, накопленный вокруг, каким-то волшебным образом без нашего участия организуется в законченную и прекрасную форму.

Но для того, чтобы в жизни появилось что-то новое, необходимо уступить этому дорогу. Одним из лучших способов справиться со страстью к накопительству является творчество. Накопительство – это своеобразная стагнация, тогда как творчество, полное риска, ошибок и вдохновения, олицетворяет собой прямую противоположность стабильности и застоя.

Социальная изоляция

Социальная изоляция подразумевает под собой не только добровольное затворничество, при котором человек большую часть своей жизни  проводит на территории своего жилища, но и отделение себя от само собой разумеющихся общественных норм.

Изоляция сужает весь мир до размеров обитаемого пространства, в котором устанавливаются свои собственные правила. Все остальное снаружи как будто бы не существует, и тогда символическое послание затворника очень простое – оставьте меня в покое.

И тогда возникает много вопросов – а что такого произошло между ним и средой? Почему возбуждение и интерес, которые мы обычно испытываем к миру как набору разнообразных возможностей откатились назад, как морская волна во время отлива? Любопытство покидает реальность, и она теряет свою привлекательность и форму, как воздушный шарик без газа.

На мой взгляд, главная метафора переживания Диогена (уединение) в этом случае связана не с символом зрелости и духовного поиска, а с разочарованием и безнадежностью. Когда инвестиции, вложенные в бурный социальный рост, не оправдывают главного ожидания, а именно – не увеличивают количество счастья и не приносят удовлетворения.

Когда социальная роль блестяще отыграна, а спектакль заканчивается, и зрители покидают вип-ложи, пустота на сцене оказывается настолько огромной, что на нее не получается набросить занавес. Разочарование становится настолько сильным, что лучшим выходом становится способность вообще ничего не хотеть.

И тогда место разочарования занимает хроническая печаль.

https://www.youtube.com/watch?v=1WMwYmVtkbw

Диоген делает из страха быть брошенным полную противоположность – желание бросить всех первым – и воспринимает неосознанную тоску как достоинство.

Отсутствие стыда

Нормальный, не токсический стыд является важным регулятором поведения человека. Стыд помогает контролировать уровень психического возбуждения, останавливая неуправляемую активность в том месте, где появляется взгляд другого человека.

Стыдом я подтверждаю значимость видения другого. Если стыда нет – тогда можно все. С другой стороны, стыд появляется тогда, когда дело касается нас самих. Когда то, что происходит, очень интимно и имеет прямое отношение к нам «настоящим».

Отсутствие стыда также говорит о том, что я плохо представляю, кто я такой.

Стыд – это чувство, возникающее в контакте. Чтобы появился стыд, необходим тот, кто наблюдает и стыдит. Бесстыдство, таким образом, является следствием тотального обесценивания тех, кто раньше был дорог, или к кому получалось прислушиваться.

Одиночество и негативизм

Обладатели синдрома Диогена всячески демонстрируют свою самодостаточность. Складывается впечатление, что они не только не нуждаются в контактах, но и воспринимают попытку близких быть с ними рядом как угрозу.

Может быть, эта угроза связана со страхом нарушения привычного уклада жизни, поскольку способ существования Диогена редко находит поддержку у окружающих.

А может быть, ощущение угрозы возникает в ответ на неудачу обеспечить себя достаточной поддержкой, и тогда недовольство собой у Диогена проецируется на окружающих, превращаясь в подозрительную активность, от которой приходится защищаться.

Итак, Диоген отрицает свою нужду в окружении. Но как известно, за демонстративными переживаниями часто скрывается их полная противоположность.

Неспособность устанавливать доверительные отношения с людьми приводит к чрезмерной фиксации на своеобразных «промежуточных» объектах, которыми становятся потенциально полезные предметы – с ними устанавливается прочная связь, разрыв которой провоцирует возвращение всепоглощающего одиночества.

Профилактика и коррекция

Если синдром Диогена является дорогой от общества к себе, тогда лучшим способом профилактики станет поддержка обратного процесса. Возможно, синдром Диогена появляется как реакция на отчаяние и невозможность найти свое место в чужом мире. Тогда человек начинает формировать мир вокруг себя из доступного хлама и отходов жизнедеятельности других, более успешных людей.

В гештальт-терапии важным признаком психического здоровья является хорошо организованный процесс обмена между организмом и окружающей средой: когда опознанные в теле потребности находят свое удовлетворение в том, что находится за его пределами. «Музей бесполезных изделий», в котором живет Диоген-Плюшкин, создает вокруг организма непроницаемый барьер, за который не может проникнуть жизнь.

Один герой говорил:

«Когда чаша страдания переполняется, ее необходимо отдать обратно».

Также можно поступать и в случае Диогена. Например, оставить себе только то, что полезно или хотя бы просто красиво в данный момент. Человек – это то, что он поддерживает. То усилие, которое разворачивается здесь и сейчас.

Важнее сосредоточиться на обмене, на взаимодействии между собой и окружением, чем собирать результаты этого опыта. Со слов Мамардашвили, прошлое является врагом мысли.

Если посвящать много времени на ревизию того, что уже произошло, на настоящее может не хватить усилий.

Помощь Диогену заключается в попытке развернуть его в другую сторону – от обесценивания отношений в сторону признания их важности, от разочарования в предоставленных миром возможностях к ценности собственного бытия, от бесконечной ревизии прошлого и подготовки к будущему (а вдруг весь этот хлам пригодится и спасет мир) к погружению и присутствию в настоящем.

Обложка: Жан-Леон Жером, «Диоген», 1860 г. / © Wikimedia Commons

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Синдром Диогена

Синдром Диогена

С этим вопросом нам помог разобраться врач-психотерапевт, гештальттерапевт Максим Пестов.

Развитие наоборот

В том случае, если человек действительно болен, накопительство, или так называемый синдром Диогена, связано с органическими повреждениями головного мозга, возрастными изменениями.

Не секрет, что старость, которую многие называют «развитием наоборот», сопровождается значительными изменениями в эмоционально-волевой сфере.

Это и нарастающая подозрительность, нелюдимость, страх обнищания, ущерба, а в результате – склонность к накопительству.

Между тем, пожилым людям дается прекрасный шанс интегрировать все события жизни в целостную картину и наслаждаться мудростью и покоем. Если этого не происходит, остается лишь объяснять недовольство собой прошлыми ошибками. Тогда ощущение собственной нереализованности не позволяет «оседлать» колесницу судьбы и направлять ее в будущее.

С Диогеном накопительство связано лишь отчасти и касается маргинальности древнегреческого философа, его стремления игнорировать социальные нормы, ставить на первое место личную добродетель, а не общественные достижения. В то же время философ стремился к простоте.

Однажды он выбросил свою единственную чашку, увидев, как мальчик пьет воду из ручья, зачерпывая ее ладонями.

Степан Плюшкин – вот чей образ мог бы дополнить описание симптома, поскольку даже одежда героя Гоголя состояла из удивительного количества дряхлых и разнородных вещей.

Сундук воспоминаний

Погружаясь в бессмысленное накопительство, люди в большей степени проводят инспекцию прошлого, чем осваивают настоящее. В экзистенциальном измерении это соответствует меланхолическому мировосприятию.

Порой бывает жаль расставаться с вещами, которые навевают приятные и волнительные воспоминания. Как будто, выбрасывая бесполезный предмет, мы предаем те переживания, которые навсегда с ним связаны. И так же выбрасываем их на помойку, отказываемся от них.

Словно память – это наряженная новогодняя елка, которая становится жалкой, когда игрушки отправляют храниться на чердак.

Проблема в том, что часто за деревьями не видно леса. Многочисленные предметы, которые при изрядной сноровке действительно можно было бы использовать, теряются среди массы таких же, отложенных на потом.

Часто мы даже не помним об их существовании, обращая на них внимание лишь тогда, когда дело доходит до уборки. Удивляемся тому факту, что до сих пор не нашли им применения, и даже более того – как удавалось вообще жить, не пользуясь этими пыльными сокровищами.

И вновь отправляем их в запасники, но уже нагруженными смыслами и ожиданиями. И так может повторяться до бесконечности.

Правда, которая стоит за этими перемещениями предметов из зоны безразличия в зону интереса, достаточно проста, но при этом может показаться не очень приятной.

Она заключается в том, что все, что хранится нами, фактически не используется. Иначе оно все время было бы под рукой.

Хранить – значит владеть бесполезными вещами, которые никаким значением, кроме как символической функцией по «обереганию воспоминаний», не обладают.

Имя «Плюшкин» стало нарицательным обозначением для мелочных, скупых людей, охваченных страстью к накопительству ненужных им, а подчас и совершенно бесполезных вещей. Его поведение, описанное в поэме Н. В.

Гоголя, является типичнейшим проявлением такого психического заболевания, как патологическое накопительство. В зарубежной медицинской литературе даже введен особый термин – «синдром Плюшкина».

Схематически можно обрисовать зону живого интереса, в которой находятся нужные нам предметы. Это может быть что-то, связанное с работой, актуальными хобби, всем тем, что поддерживает привычный уровень жизненного комфорта. Периодически по ходу изменения ландшафта деятельности какие-то предметы покидают эту зону, а какие-то в ней оказываются.

И это совершенно нормальный процесс. Предметы как игроки хоккейной команды – кто-то играет в высшей лиге, кто-то спустился в первую, а кто-то в силу различных обстоятельств или навсегда уселся на скамейку запасных, или вообще закончил спортивную карьеру. Важно уметь расставаться с тем, что фактически из опоры для интереса превращается в обузу.

В гештальттерапии одной из ценностей контакта считается способность в нужное время ставить точку. Если этого не происходит, отношения невозможно завершить. И нельзя с уверенностью сказать, что что-либо вообще состоялось, потому что у этого нет финала.

Так же невозможно оказаться с вещами в той точке, где нас ничего не связывает. Будет казаться, что я хронически пытаюсь взять от вещей что-то еще, хотя отношения уже закончились. За накопительством скрывается особый способ игнорирования реальности.

Страх завершить отношения с объектом привязанности напоминает тревогу маленького ребенка, который экспериментирует с автономным от матери существованием.

Вот он отходит от поддерживающих его рук и вступает в пространство свободы и неопределенности. Это одновременно и пугает и вдохновляет. Иногда он возвращается для того, чтобы «подзарядиться» поддержкой.

А что если так окончательно и не получается отойти от матери? Если так и держать ее в поле зрения?

Похоже, что вещи из прошлого придают устойчивость в меняющемся мире. Причем эта устойчивость носит буквальный характер – порой вес хлама достигает нескольких десятков килограмм. Как будто состоявшийся опыт нуждается в подтверждении накопленными артефактами, как будто можно утратить целостность личной истории, относя на помойку ее материальные компоненты.

Чтобы в жизни появилось что-то новое, необходимо уступить этому дорогу. Один из лучших способов справиться со страстью к накопительству – использовать творчество в качестве ресурса для развития. Накопительство – это своеобразная стагнация, тогда как творчество, полное риска, ошибок и вдохновений, – противоположность стабильности и застоя.

Почему люди прячутся в ракушку из вещей? Как правило, это свойственно тем, кто не умеет переживать расставания. Конечно, это болезненно. Когда человек с чем-то расстается, он неосознанно словно «отрезает» часть себя, и даже потеря маленькой безделушки вызывает печаль.

Заменять переменчивый мир миром вещей, а значимых людей значимым «барахлом» проще и безопаснее: оно не уйдет, к нему можно привязаться и обладать им. Избавиться от боли расставания можно, только научившись ее переживать.

Поэтому стоит, как в песне, «выкинуть хлам из дома», перестать сохранять прошлое (а плюшкиным свойственно в нем застревать) и жить сейчас, идя навстречу своим страхам – вдруг они окажутся просто миражом? Даже если в вашем шкафу просто много «вековой» одежды, это повод задуматься: может, вам сложно принять изменения в себе?

Светлана Ионкина,
психолог, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.

 В КЛЕТКЕ ИЗОЛЯЦИИ

Синдром Диогена заставляет человека бежать от неизвестного, сужая весь мир до размеров обитаемого пространства. Все, что снаружи, для него будто не существует.

И тогда символическое послание затворника очень простое – «оставьте меня в покое».

Почему интерес, который мы обычно испытываем к миру, откатывается назад? Почему любопытство покидает реальность и она теряет свою привлекательность и форму, как воздушный шарик без газа?

На мой взгляд, главная метафора переживания Диогена связана не с уединенностью как символом зрелости и духовного поиска, а с разочарованием и безнадежностью. Диоген превращает страх быть брошенным в полную противоположность – желание бросить всех первым.

При этом неосознаваемая тоска воспринимается как достоинство. Он отрицает свою нужду в окружении. Но, как известно, за демонстративными переживаниями часто скрывается их полная противоположность.

Неспособность к доверительным отношениям приводит к чрезмерной привязанности к вещам – с ними устанавливается прочная связь.

ХЛАМ. НЕ РАССМАТРИВАТЬ!

Если синдром Диогена стал дорогой от общества к себе, лучший способ выбраться – поддержать обратный процесс. Задумайтесь, возможно синдром Диогена появляется у вас или ваших знакомых как реакция на отчаяние найти свое место в чужом мире? И тогда мир приходится формировать вокруг себя, из доступного хлама.

«Музей бесполезных изделий», в котором живет Диоген-Плюшкин, создает непроницаемый барьер, через который не может проникнуть жизнь. Как говорил один персонаж, «когда чаша страдания переполняется, ее необходимо отдать обратно». Так же можно поступить и с накопительством – оставить себе только то, что полезно в данный момент. Или, по крайней мере, просто красиво.

Важнее сосредоточиться на обмене, на взаимодействии с окружением, чем собирать результаты этого опыта. И помните, что, если посвящать много времени ревизии того, что уже произошло, на настоящее может не хватить усилий.

Помочь человеку с синдромом Диогена можно, попытавшись развернуть его в другую сторону.

Двигаться нужно от обесценивания отношений – к признанию их важности, от разочарования в возможностях, которые предоставляются миром, – к ценности собственного бытия, от бесконечной ревизии прошлого и подготовки к будущему – к погружению и присутствию в настоящем. И не забывайте народную мудрость: «Выкидывая хлам, главное – не начать его рассматривать».

Факторы риска

Накопительство часто возникает в 13–15 лет и без лечения имеет тенденцию к ухудшению с возрастом.

  • Отягощенный семейный анамнез

Существует очень сильная связь между наличием больных членов семьи и риском развития компульсивного накопительства у пациента.

https://www.youtube.com/watch?v=qY_02QrPQZ0

У некоторых людей накопительство начинает развиваться после тяжелого стресса, такого как смерть любимого, потеря сбережений, пожар, развод, авария или пережитое насилие.

  • Злоупотребление алкоголем

Американские врачи утверждают, что около половины «собирателей» в прошлом имели проблемы со спиртным.

Люди, страдающие синдромом Плюшкина, часто отвергнуты обществом и находятся в изоляции. Во многих случаях само накопительство становится причиной изоляции.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Синдром диогена: что это, признаки и коррекция состояния – Подавлен

Синдром Диогена

Хотя бы раз каждый из нас сталкивался с пожилыми людьми, ведущими полубродяжнический образ жизни и собирающими хлам на свалках. Такие старики создают впечатление нищих, брошенных родными людей. Мало кто задумывался о том, что такое состояние является широко распространенной психиатрической болезнью и носит название синдром Диогена. Узнаем подробнее, что же это?

Существует множество психических расстройств, обусловленных возрастными изменениями. Синдром Диогена – это патологическое состояние психики с характерными признаками:

  • накопительство;
  • бесстыдство;
  • безразличие.

Синдром Диогена – это патологическое состояние психики

Что представляет собой болезнь?

Диоген Синопский – известный древнегреческий философ. Многим он запомнился именно своим эпатажным образом жизни. В старости Диоген жил в большом глиняном кувшине (в некоторых источниках – бочке), принимал пищу прямо посреди площади (в древние времена – верх неприличия), прилюдно занимался онанизмом.

Синдром Диогена имеет и второе, менее поэтическое название – синдром старческого убожества.

Чтобы объяснить суть заболевания в двух словах, достаточно привести пример из русской литературы – Степан Плюшкин из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».

В произведении конкретно не упоминалось, что персонаж имеет расстройство психики, но именно за те черты, которые характерны больным с данным синдромом, имя героя стало нарицательным.

«Плюшкиными» называют людей патологически скупых, собирающих лишние и ненужные им вещи, а иногда при этом и неряшливых. Чаще всего так говорят о пожилых людях. И неспроста. Около 2-3% стариков страдают от этого заболевания.

Как развивается синдром?

Развиваться болезнь может постепенно. Часто первые признаки упускаются из виду. В первое время человек просто закупает больше продуктов или лекарств, чем ему требуется, пренебрегает элементарными правилами гигиены, часто оправдывая это тем, что он стар и ему тяжело или незачем лишний раз выходить из дому.

Постепенно симптомы нарастают. Больной несет в дом совершенно ненужные в быту вещи: коробки, доски, стекла, бутылки. Часто эти вещи собираются на свалках. Так проявляется характерное для синдрома Диогена патологическое накопительство.

Чувство стыда полностью пропадает. Человек не следит за собой, своими речью и поступками.

В дополнение ко всему наблюдаются изменения характера – такие люди со временем стремятся к полному уединению, человеческое общество гнетет и раздражает их.

Симптомы

Сформулировать конкретные признаки не так легко – они будут разными в каждом конкретном случае. Однако у психотерапевтов никогда не возникало трудностей с диагностикой данного заболевания. Более того, часто даже люди, далекие от психиатрии, могут заподозрить этот диагноз у знакомого старика и оказываются правы.

Безразличие — это один из симптомов заболевания

Можно выделить некоторые говорящие о синдроме Диогена признаки:

  • силлогомания (страсть к патологическому накопительству);
  • стремление к изоляции;
  • безразличие;
  • безучастность;
  • неряшливость;
  • отказ от предлагаемой помощи;
  • спонтанность и необоснованность решений;
  • агрессивность;
  • подозрительность;
  • недоверчивость;
  • тревожность.

При диагностике важно оценивать именно совокупность симптомов. Заболевание дифференцируют с рядом старческих дегенеративных заболеваний.

Тревожность- это один из симптомов заболевания

Осложнения

Усугубиться состояние больного может из-за пренебрежительного отношения к себе. Такие люди не только забывают об элементарных требованиях гигиены и санитарии, нередко они забывают поесть или принять необходимое лекарство.

Из-за того, что человек постоянно находится в состоянии психического напряжения, есть высокий риск развития физического коллапса.

Именно в это время могут развиться или обостриться психосоматические заболевания:

  • пневмония;
  • мигрень;
  • гастрит, панкреатит;
  • язва, язвенный колит;
  • радикулит;
  • невралгии;
  • гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;
  • бронхиальная астма;
  • псориаз, атопический дерматит;
  • сахарный диабет;

Синдром Диогена может привести к сахарному диабету

  • ревматоидный артрит;
  • тиреотоксикоз;
  • ожирение;
  • в некоторых случаях онкология.

  Синдром Аспергера

Часто именно одна из этих болезней и становится причиной смерти больного синдромом Диогена.

Лечение

Психотерапия для лечения используется редко, так как в основе заболевания лежит поражение участка мозга. Полезным будет сеанс психотерапевта родственникам больного – специалист расскажет о заболевании и подскажет, как справится с этим.

В тяжелых случаях больной подлежит госпитализации в специальное лечебное учреждение.

Медикаментозное лечение включает:

  • сосудистые препараты;
  • ноотропы;

Медикаментозное лечение заболевания

  • нейролептики;
  • реже – транквилизаторы.

Пациентам с выраженной депрессией прописываются антидепрессанты.

Для того чтобы оценить степень поражения лобной доли мозга и скорректировать лечение, проводится магнитно-резонансная томография.

Прогнозы

Многие психиатры, изучая синдром Диогена, задавались вопросом, как избавиться от этого заболевания. К сожалению, на сегодняшний день при синдроме Диогена лечение направлено на замедление дегенеративных процессов и не влияет на уже имеющиеся нарушения.

Максимально важным является создание безопасных условий для больных синдромом Диогена.

Родственникам и близким нужно морально подготовиться к тому, что человек, которого они когда-то знали, сильно изменился и вряд ли станет прежним.

Больному нужно обеспечить быт, надлежащие санитарные условия, живое общение, занять его посильной деятельностью. Это поможет создать наиболее благоприятную обстановку для дальнейшей жизни.

Синдром Диогена или патологическое накопительство: как лечить и бороться

  • Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
  • 26637
  • Дата обновления: Октябрь 2019

Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) – психическое расстройство, проявляющееся в основном у людей старшего возраста, связанное с пренебрежительным отношением к собственному внешнему виду, стремлением к собирательству ненужных вещей и отсутствием чувства стыда. Нарушение диагностируется примерно у 3% пожилых людей, реже с синдромом сталкиваются люди среднего возраста. В запущенных формах синдром Диогена приводит к социальной дезадаптации, поэтому требует своевременной профессиональной помощи.

О синдроме

Данное расстройство чаще всего встречается у пожилых людей

Синдром Диогена – сложное психопатологическое состояние, сочетающее в себе патологическое накопительство, добровольный отказ от самообслуживания и гигиены, неприятие критики. Нарушение получило свое название в честь древнегреческого философа Диогена. Он жил прямо на улице в большом сосуде и был приверженцем аскетизма.

Это психическое расстройство не считается самостоятельным заболеванием, поэтому в международном классификаторе болезней не упоминается. Большинство врачей рассматривают патологическое накопительство как часть симптомокомплекса старческой деменции.

Несмотря на то что синдром назван именем Диогена, сам древнегреческий философ не был подвержен накопительству и жаждал общения с другими людьми. Таким образом, можно считать название данного патологического расстройства некорректным, поэтому многие специалисты предпочитают называть нарушение синдромом старческого убожества.

Патологическое накопительство также носит название синдром Плюшкина, в честь героя романа Гоголя “Мертвые души”. При этом сам синдром Плюшкина является частью психопатологического синдрома Диогена, который имеет множество проявлений.

Причины нарушения

Синдром Диогена считается старческим расстройством психики. Причины его развития можно разделить на органические и возрастные, обусловленные непосредственно самим процессом старения.

Органической причиной развития синдрома является нарушение работы лобной доли головного мозга. Этот же участок мозга ответственен за развитие старческой деменции, поэтому синдром Диогена считают симптомом слабоумия пожилых.

Нарушение работы лобной доли мозга может возникать вследствие:

  • сильных черепно-мозговых травм;
  • операций на головном мозге;
  • алкоголизма;
  • воспаления головного мозга и его оболочек.

Следует отметить, что наличие травмы головы в молодости не обусловливает развитие синдрома Диогена и старческой деменции. По статистике, склонность к накопительству проявляется не более чем у 3% людей старше 70 лет. Процент встречаемости этого нарушения среди молодых людей крайне мал и точно неизвестен.

Как известно, с возрастом человек может приобретать различные черты характера, которые не были присущи ему в молодости. Это связано с естественным старением организма и изменениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Говорят, что в старости усиливаются и обостряются все негативные черты, которые в зачаточном состоянии присутствовали в характере молодого человека. Это относится и к синдрому патологического накопительства.

Таким образом, патологическое накопительство может проявиться у людей, которые и в молодом возрасте имели тенденцию к собирательству предметов быта “на черный день”. Нередко с таким нарушением сталкиваются коллекционеры.

На постсоветском пространстве синдром патологического накопительства особенно распространен среди пожилых людей. Связано это с годами дефицита, в которые жили люди, рожденные в середине прошлого века. Недостаток обычных предметов быта в советские годы оставил неизгладимый след в психике многих людей, что может вылиться в развитие синдрома Диогена в более старшем возрасте.

Еще одна причина развития этой психопатологии – это бедное детство и невнимание со стороны родителей. Дети, которые в детстве не получали желаемого либо жили в нищете, через всю жизнь проносят желание обладать какими-то вещами. В старости такое желание гипертрофируется, обостряется и выливается в синдром Диогена или Плюшкина.

Симптоматика нарушения

Пациенты с синдромом Диогена пренебрегают нормами гигиены, не заботятся о своем жилище, которое приходит в запустение и превращается в пополняющийся склад старых и никому не нужных вещей

Важно понимать, что несмотря на схожесть проявлений, синдром Диогена и синдром Плюшкина (патологическое накопительство) – это разные нарушения. Они имеют множество схожих проявлений, однако синдром Диогена проявляется более сильной и разносторонней симптоматикой.

Синдром Диогена имеет следующие проявления:

  • патологическое накопительство;
  • пренебрежение собственным внешним видом;
  • отказ от гигиены;
  • недоверие к окружающим;
  • патологическая жадность;
  • агрессивность;
  • полное отсутствие чувства стыда;
  • нежелание контактировать с социумом;
  • неспособность воспринимать критику.

Этот синдром сильно бросается в глаза при близком контакте с человеком. Основная черта – это патологическая жадность и ненормальная привязанность к имуществу.

Такие люди часто имеют неплохой доход или состоятельных родственников, однако категорически отказываются от чьей-либо помощи и нередко агрессивно реагируют на попытки помочь.

Собственные накопления пациенты не пускают в рост и не тратят, предпочитая хранить в своем жилище, в укромных уголках.

Патологическая жадность приводит к тому, что человек экономит на питании, гигиенических средствах, коммунальных услугах.

В результате пациенты отказываются от гигиенических процедур, при этом не замечают состояния своего тела и одежды, и агрессивно реагируют на замечания о собственном внешнем виде от окружающих.

Пренебрежительное отношение к себе аргументировано отсутствием средств, которые хранятся “на черный день”.  Покупка новой одежды, мыла и бытовой химии, продуктов питания – все это отбрасывается из-за патологической жадности.

Достаточно часто пожилые люди с этим расстройством питаются тем, что найдут на свалке. В целом, мусорные баки и городские свалки становятся настоящим увлечением пациентов с синдромом Диогена.

Они проводят там все время, следят за выбрасываемым мусором, отбирая то, что по их мнению представляет хоть какую-то ценность. Все найденные предметы тотчас же занимают места в жилище пациента.

Это приводит к сильной захламленности и антисанитарии, так как все предметы в большинстве случаев не моют и не проводят антисептическую обработку.

Как правило, интерес для людей с синдромом Диогена представляют любые предметы быта – от старой выброшенной мебели до книг и пластиковых бутылок. Со временем жилище пациента с синдромом Диогена настолько захламляется, что человек не имеет места для сна или приема пищи, так как все свободное пространство занимают найденные вещи.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: