Скорбь

Содержание
  1. Скорбь, что это означает, православные скорби, значение слова, советы после утраты
  2. №24 (681) / 18 июня ‘12
  3. Полезные плоды
  4. Надо уметь быть благодарным за все
  5. Скорбь, Библейская Энциклопедия Брокгауза
  6. II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
  7. III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
  8. Что такое скорбь
  9. Происхождение слова
  10. Значение понятия в православии
  11. Для чего люди скорбят
  12. Как проходят скорби
  13. Что можно делать
  14. Что запрещено
  15. Как перенести скорби
  16. Отзывы и комментарии
  17. Скорбь
  18. Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой
  19. Но прежде всего о причинах
  20. Поэтому первейшая причина появления скорбей – это пробуждение к духовной жизни
  21. Скорбь – это хорошо или плохо?
  22. А если, как вы сказали, человек становится ропотником, начинается некая ненависть не только к своей жизни, но и ко всему окружающему?
  23. Как же переносить все-таки скорбь?
  24. Скорбь и последние времена..
  25. Что такое скорбь в православии
  26. Психологическая помощь в период скорби
  27. Как преодолеть скорбь

Скорбь, что это означает, православные скорби, значение слова, советы после утраты

Скорбь
Скорбь – это глубокое эмоциональное переживание человеком горя или страдания. Невозможно прожить всю жизнь без ощущения данного чувства. Скорбь является естественным состоянием при потере близкого или знакомого человека. Нередко человек самостоятельно не может одолеть горе и обращается за помощью к психологу или психотерапевту, ищет спасение в церкви.

Такие переживания считаются нормой, поскольку чувство тоски по покойному вызывают скорбь и печаль. Но если скорбь или печаль толкает человека на необдуманные поступки, отмечаются суицидальные намерения, затяжные депрессивные настрои, то необходима медикаментозная помощь со стороны психиатра.

Одними разговорами поддержать скорбящего не получится и вернуть к прежней жизни не удастся.

№24 (681) / 18 июня ‘12

Беседовал Александр Сергиенко Беседы с батюшкой
Беседа с настоятелем храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии священником Максимом Каскуном в эфире телеканала «Союз»
– Тема сегодняшнего разговора – терпение скорбей.

Полезные плоды

– Батюшка, что такое скорбь?

– Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой.

– Какие скорби бывают?

– Скорби делятся на душевные и телесные. К душевным относятся скорби, связанные с грехами, с духовными переживаниями, а к скорбям плоти относятся болевые эффекты, болезни разные. Бывает еще, что душа болит так, что тело изнемогает и скорбит вместе с душою. Бывают скорби житейские, скорби семейные, профессиональные.

– Но прежде всего о причинах.

– Причин скорбей много. Важно, чтобы человек немножко вышел из состояния сытости, покоя и комфорта, состояния стабильности. Все это приводит человека к расслаблению, то есть к деградации духовной.

И поэтому скорбь, когда приходит, начинает человека взбадривать, заставляет его обращать внимание на внутренние вещи: может быть, он делает что-то неправильно, и его совесть начинает обличать. И человек начинает думать, где же он был неправ, что же сделал греховного.

Поэтому первейшая причина появления скорбей – это пробуждение к духовной жизни. А второе, как апостол Петр говорит, страдающие плотью перестают грешить. Человек, находясь в страдании, не то что не способен ко греху, но о грехе думает меньше.

Допустим, человек крепкого здоровья с радостью идет блудить, и ничто его не останавливает до тех пор, пока он не заболеет. Если человек начинает пребывать в немощах от скорбей, то он становится более мягким по отношению к другим, и, соответственно, менее подверженным греху.

– Скорбь – это хорошо или плохо?

– Скорбь – это хорошо. У каждой медали есть две стороны. Саму по себе скорбь святые отцы не только просили, а благодарили за них Бога и просили, чтобы Господь эти скорби не отнимал.

Если не было скорбей, молились и раскаивались перед Богом – они считали, что если нет скорбей, значит, Господь забыл их. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): если человек скорбит, значит, на нем печать избранничества Божия.

И ситуация такова, что в жизни должно проходить так: только внешние скорби закончились, на работе или еще с кем-то, начинаются скорби семейные, семейные неурядицы только закончились, начинаются какие-то внутренние скорби и проблемы.

И, соответственно, человек, находясь постоянно в состоянии скорби, пробуждается к молитве, к покаянию, и, конечно, это хорошо. Но сама скорбь для человека, который любит покой, смерти подобна, и поэтому мы все сегодня скорбей избегаем.

– То есть, можно сказать, скорби – это полезно: в них человек активизируется в своей духовной жизни. Но помимо пользы есть еще что-то?

– Что касается пользы, она вообще многообразная, человек скорбящий может и милостыню творить, и человека простить; будучи без скорбей, он может этого не сделать. Поэтому скорбь, безусловно, приносит человеку пользу, но только в том случае, если человек терпит это все с благодарением Богу.

Как говорят святые отцы, если ты просто терпишь и не благодаришь Бога, не участвуешь в этой скорби, как говорит преподобный Амвросий Оптинский, то скорбь не приносит плодов, и человек, который может укрепиться и благодарить Бога, превращается в ропотника, а это приносит обратный эффект.

Но если человек к скорби относится правильно, он получает, безусловно, пользу, которая прежде всего выражается, как мы уже сказали, как в духовном пробуждении, так и во внутреннем прозрении, настрое на покаяние, на смиренномудрие – скорбящий человек не высокомудрствует, он сокрушен, немножко подавлен.

И это состояние помогает человеку если не избежать, то как-то умерить свои страсти, чтобы не сделать конкретно какого-то грубого греха.

– Человек становится еще и сочувствующим, и сопереживающим.

– Да, он размягчается от скорби. Говорил же преподобный Исаак Сирин, что скорбь – это путь к Богу, то есть невозможно прийти к Богу без скорби. Если мы посмотрим всех, кто приходит в храм, 90%, а может быть, и больше, это те, кто пришли, из-за скорбей – потери ближних, скорбей на работе, уныния (очень часто, бывает, уныние так гнетет людей, что они от неизбывности приходят в храм).

– А если, как Вы сказали, человек становится ропотником, начинается некая ненависть не только к своей жизни, но и ко всему окружающему?

– Да, и к Богу тоже, и это называется – путь к сатане.

И сегодня мы видим очень много примеров, когда люди, озлобившись не только на окружающих, но и на Бога, реально становятся неспособными к добру: у них все и во всем виноваты.

Единственный, кого они готовы оправдать, сатана, как бедный падший дух, который захотел свободы от Бога, но не получил и был за это наказан. Это все так и происходит.

Надо уметь быть благодарным за все

– У нас звонок – Нижегородская область на связи.

– Батюшка, у меня сын – психически больной человек, он иногда богохульствует, но вообще-то добрый. Как Господь примет таких людей, которые больны?

– Что касается людей душевнобольных, то этот грех, конечно, им не вменяется, ведь люди с больной психикой не могут контролировать свои эмоции. И поэтому, когда на них находит скорбь, приступ болезни или еще что-то, они начинают говорить не то, от немощи, бывает, и проклятья произносят, в том числе и на тех, кто за ними ухаживает.

Когда у вас происходят с сыном такие вещи, надо, конечно же, молиться и постараться помочь ему в этот момент, как-то поддержать его. Крест этот очень тяжелый, заниматься с больными людьми очень тяжело, и помоги вам Господь все это преодолеть и сохранить доброе сердце.

Скорбь, Библейская Энциклопедия Брокгауза

Скорбь

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Изначальное значение греч. слова тлипсис – «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес. 1:6; 1Фес. 2:14), пребыванием в узах (Деян. 20:23; Еф. 3:13; Откр.

 2:10), поношениями (Евр. 10:33), духовными борениями (2Кор. 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. ⇒ покой (2Кор. 7:5), отраду, которую принесет Христос (2Фес. 1:7; ср. Евр.

 4:9–11); с Его приходом будет положен конец всякой С.

II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ

С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Жизнь первых людей в ⇒ раю ничем не была омрачена (Быт. 2). С.

не будет и в том мире, который будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис. 65:17; Ис. 66:22; 2Петр. 3:13; Откр. 21:1–7), где «отрет Бог всякую слезу» (Откр. 7:16; Откр. 21:4; ср. Ис. 25:8; Ис. 35:10). С.

– это реалия павшего мира (Ин. 16:33); ее порождают след. причины:

1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт. 3:15), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим. 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч.

событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт. 42:21; Ис. 8:21.22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоятельство, что он оставил Бога (Иер. 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Екк.

 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч. 23:29);

2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф. 24:9; Деян. 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар. 4:9; Пс. 33:20; Пс. 72 и др.). В НЗ слова «С.» или «теснота» применяются почти исключит.

по отношению к страданиям, которые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор. 1:4–11; 2Кор. 4:8; 1Фес. 1:6; Евр. 10:33; Откр. 2:9.10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу «должно» было по воле Бога принять страдания (Мф. 16:21; Лк.

 24:26–46), так и христианам «многими скорбями надлежит … войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес. 3:3.4). То, что относится ко всем христианам – иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр. 12:7.8), – в еще большей степени касается апостола (2Кор. 1:5). Он терпит С.

не только за себя, но и за Церковь (Еф. 3:13; Кол. 1:24);

3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они – указание на то, что «последнее время» наступило (1Ин. 2:18).

Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед которым бледнеют все предшествующие С. (Мф. 24:1; Мк. 13:1). Именно в этом значении в Библии сказано о «великой скорби» (Мф. 24:21; Мк. 13:19; Откр. 7:14).

Она есть начало Божьего суда, который явится «днем скорби» (Соф. 1:15; ср. Рим. 2:9), «ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2Фес. 1:6).

III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН

Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк. 4:17; 1Фес. 3:3–5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим. 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:

1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор. 8:2; 1Петр. 1:6; Иак. 1:12), чтобы показать христианам, что надо «надеяться не на самих себя, но на Бога» (2Кор. 1:8). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис. 26:16; Ион.

 2:2) и воспитывает в нас ⇒ терпение (Рим. 5:3; Рим. 12:12; 2Кор. 1:6; 2Фес. 1:4). кроме того, С. может служить распространению Евангелия (Деян. 8:4; Деян. 11:19) и способствовать тому, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби» (2Кор.

 1:4);

2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор. 4:17), обетов. верующим (2Кор. 4:18; Рим.

 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (2Кор. 4:18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2Фес. 1:4.5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов. 5:19; Иов.

 19:25), «отрет … всякую слезу с очей их» (Откр. 7:16);

3) С. не является препятствием для радости (2Кор. 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1Фес. 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С.

, о которой говорит Павел (Рим. 5:3), может стать предметом радости (2Кор. 8:2; Кол. 1:24). Ибо то, что Иисус «победил мир» с его С. (Ин.

 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.

Что такое скорбь

В русском языке значение слова «скорбь» подразумевает определенное психическое состояние, характеризующееся следующими проявлениями:

  • чувство глубокой печали;
  • тяжелые переживания в связи с утратой;
  • острое ощущение горя;
  • тоска в связи со смертью близкого.

Так может называться состояние, возникшее в силу утраты какого-либо предмета, работы, даже части тела, иногда патриотические переживания за Родину называют так же. Однако, чаще всего этим словом описывают состояние после смерти близкого человека.

Происхождение слова

Это общеславянское слово, имеющее родственные и в других языках. Синонимами являются траур, печаль. В устаревших понятиях это слово имело и другие значения, например «болезнь», «беда», «несчастье».

Примеры в литературе: «Чувство ненависти к гонителю, побуждавшее его к речи гневной, умерялось другим чувством, чувством глубокой скорби о потере отечества, о безотрадности положения своего.» (История России с древнейших времен, том 7, царствование Федора Иоанновича).

В литературных произведениях можно найти еще множество примеров:

  1. «Капитанская дочка» и «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка») Александра Пушкина.
  2. «Повесть о Петре и Февронии», где князя постигла неизлечимая болезнь.
  3. Герои Ивана Тургенева часто плачут и скорбят по потерянному счастью.
  4. У Александра Куприна в «Гранатовом браслете» присутствует скорбь об утраченной любви.
  5. «Судьба человека» Михаила Шолохова: герои Соколов и его приемный сын Ванюшка в результате войны потеряли свои семьи.
  6. Материнская скорбь в романе «Война и мир» Льва Толстого: Петруша погиб на войне, а мать почти с ума сошла от горя.
  7. В романе Горького «Мать», когда сына арестовали.
  8. Трагедию «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, где погибли главные герои из-за нежелания родителей примириться.

Слово СКОРБЬ – произошло от др. корня*(s) ker-b (h)/ *(s) kor-b (h) – «скручивать(ся)», «морщить(ся». Корень — ущерб, щербатый, скрести, коробить. Приставка со— означает совмещение, объединение. Основной корень кор- с расширителем — «бь» – образ разрушения.

Скорбящий человек «сохнет» по любимому и с которым он разлучен (навечно). Особым разрушающим действием обладает «оскорбление». Когда человек самовлюблен, его оскорбленное самолюбие может привести к комплексам, самобичеванию, депрессии, ожесточению.

Значение понятия в православии

Что значит скорбеть — преподобный Макарий Оптинский так охарактеризовал это тягостное чувство: «Благодать Божия знает, сколько надобно сосуду словесному в пещи искушатися огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас».

У православных христиан принято скорбеть, то есть безропотно принимать наказание Господне за совершенные грехи, тем самым веруя в очищение души и получение спасения. Скорби в православии подразумевают, что человек, понесший физические или душевные мучения, прокладывает себе верный путь в Царство Божие, нежели те люди, которые не постигли горестных мук.

В церковнославянском языке слову «стужáти», как правило, соответствует греческое θλίβω — “сжимать, сдавливать угнетать, мучить, притеснять, оскорблять“.

Греческое существительное θλίψις — означает тесноту, сжатие, давление и часто переводится на церковнославянский язык словом «скорбь».

«Всех скорбящих Радосте…»- так называется Пресвятая Богородица в стихире Молебного Канона. Заложенная в слове «скорбь» (особенно в его греческом оригинале) идея тесноты и сдавленности нашла свое воплощение в поэтических образах, когда утешение в скорби сравнивается с расширением и пространством, как будто стесненная душа человека обрела простор и свободное дыхание.

***

«Всегдá призвати ми, услыша мя Бог Правды моея: в скорби распространил мя еси». (Пс 4.2)

***

«Яко стену прибежища стяжáхом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скóрбех, Отроковице…». (Канон молебный ко Пресвятой Богородице).

В обращении к апостолам и своим последователям Иисус Христос говорит о «мiрских скорбях»:

«Сия глаголах вам, да во Мне мир имате. В мiре скорбны будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр» ( От Иоанна, 16:33).

***

Скорбь является противоположностью блаженства, поэтому она излечивается благословением, благодарением и евангельским благовестием (Ев. – «благо», ангел – «вестник»).

***

«Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая , что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деяния апостолов — 14:21)

В этом видео представлены мысли святых отцов о смысле скорбей в жизни человека.

Для чего люди скорбят

Скорбное состояние, плач о потере родного человека, щемящее чувство безысходности в груди — подобные эмоции бывают связаны с определенными жизненными событиями. Поэтому нельзя дать однозначного ответа «для чего». Чувство горя, связанное с утратой, означает сильную привязанность. Это неосознанное состояние, выход из которого довольно сложен и длителен.

Посмотрите видео, в котором разъясняется, почему людям приходится страдать, преодолевать трудности и испытания.

Как проходят скорби

В психологии принято различать несколько стадий:

  1. Отрицание — когда субъект не верит в произошедшее. На этом этапе глубокий душевный порыв обвинить себя в произошедшем может сменяться озлобленностью на окружающих, которые, по мнению скорбящего, не «уберегли» усопшего. Для данного периода также характерны противоречивые чувства восприятия действительности, будь то категоричное отрицание случившегося, либо наоборот полное погружение в переживания, вплоть до истерического состояния.
  2. Принятие — проявляется у скорбящего осознанием реальности утраты. В этот период обычно переосмысливаются отношения с ушедшим близким человеком, наступает период сожаления о каких-либо неосуществленных планах, общих мечтах. Зачастую на этой стадии присуще чувство сожаления о «недосказанных» словах, невыполненных обещаниях и прочее.
  3. Освобождение — скорбный «отпускает» усопшего из своей жизни. Появляется снова интерес к жизни, новые увлечения, знакомства. Остается легкая грусть о человеке и о прошлом, связанным с ним.

Что можно делать

По обыкновению, скорбящему человеку легче справляться с горем когда с уходом близкого меняется и окружающее пространство.

Что можно делать, дабы облегчить душевные страдания:

  • вымыть дом;
  • убрать личные вещи усопшего;
  • раздать одежду покойного нуждающимся;
  • сменить обстановку, переставить мебель;
  • сменить место жительства;
  • заняться творчеством;
  • завести домашнее животное.

Что запрещено

Считается, что плачь по усопшему удерживают душу в этом мире и мешает отойти в Царствие Божие. О том, чего нельзя делать после похорон, лучше проконсультироваться со священнослужителем. Он даст подробное объяснение о правилах поведения после смерти близкого и о традиционных действиях.

Как перенести скорби

Зачастую психологи не рекомендуют вмешиваться в естественный процесс осознания утраты, если ему не сопутствуют какие-либо патологические признаки. Бывает, человеку довольно тяжело самому справиться с депрессией и горем, тогда он может обратиться к психологу за квалифицированной помощью.

Пережить данный период жизни могут помочь близкие люди, различные группы по интересам, возможно даже смена места жительства.

Не замыкайтесь в себе, поговорите с близкими, займитесь работой, найдите хобби по душе.

Возможно даже вести дневник, в котором подробно описывать свои чувства и перечитывать, осознавая внутренние изменения. Многие люди, потерявшие близких, находят утешение в церкви, молитвах.

Считается, что лучше всего помогает святая икона Богородицы Всех скорбящих радость.

Текст молитвы:

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.

Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняeши, и душам их мир и утешение подавши.

Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Несколько способов преодолеть скорбь:

  1. Бывает, что схоронит близкого, да заскучает так, что сам следом помирает… Читают на еду и питье, на умывание: «Господи, благослови! На золотых горах стоит Божья Матерь у раба (имя) в головах. Никола Угодник в ногах, Святые Ангелы по бокам. Спасают раба Божьего (имя) от печали, от тоски по неживому, по мертвому дому. Иди, тоска, не стой, в сердце не ной, в груди не боли, в висках не коли. С рабом (имя) Божья Матерь и Николай Угодник. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
  2. На пороге своего дома пересыпают песок с руки на руку, говоря: «Раб (имя), возьми себе сыпучего песку, а с меня по тебе тоску. Аминь.»
  3. Затем песок несут на кладбище и оставляют там.

Каждый волен по-своему пытаться облегчить это состояние. Главное — не отчаиваться и со временем мир заиграет новыми красками, а на душе воцарится мир и покой.

Посмотрите видеоролик, в котором рассказывается, для чего человеку посылается скорбь и как ее пережить.

Отзывы и комментарии

Скорбь

Скорбь

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций.

Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её.

Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте.

Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов

Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой

Какие скорби бывают?

Скорби делятся на душевные и телесные. К душевным относятся скорби, связанные с грехами, с духовными переживаниями, а к скорбям плоти относятся болевые эффекты, болезни разные. Бывает еще, что душа болит так, что тело изнемогает и скорбит вместе с душою. Бывают скорби житейские, скорби семейные, профессиональные.

Но прежде всего о причинах

Причин скорбей много. Важно, чтобы человек немножко вышел из состояния сытости, покоя и комфорта, состояния стабильности. Все это приводит человека к расслаблению, то есть к деградации духовной.

И поэтому скорбь, когда приходит, начинает человека взбадривать, заставляет его обращать внимание на внутренние вещи: может быть, он делает что-то неправильно, и его совесть начинает обличать.

И человек начинает думать, где же он был неправ, что же сделал греховного.

Поэтому первейшая причина появления скорбей – это пробуждение к духовной жизни

А второе, как апостол Петр говорит, страдающие плотью перестают грешить. Человек, находясь в страдании, не то что не способен ко греху, но о грехе думает меньше. Допустим, человек крепкого здоровья с радостью идет блудить, и ничто его не останавливает до тех пор, пока он не заболеет.

Если человек начинает пребывать в немощах от скорбей, то он становится более мягким по отношению к другим, и, соответственно, менее подверженным греху.

Скорбь – это хорошо или плохо?

Скорбь – это хорошо. У каждой медали есть две стороны. Саму по себе скорбь святые отцы не только просили, а благодарили за них Бога и просили, чтобы Господь эти скорби не отнимал.

Если не было скорбей, молились и раскаивались перед Богом – они считали, что если нет скорбей, значит, Господь забыл их. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): если человек скорбит, значит, на нем печать избранничества Божия.

И ситуация такова, что в жизни должно проходить так: только внешние скорби закончились, на работе или еще с кем-то, начинаются скорби семейные, семейные неурядицы только закончились, начинаются какие-то внутренние скорби и проблемы.

И, соответственно, человек, находясь постоянно в состоянии скорби, пробуждается к молитве, к покаянию, и, конечно, это хорошо. Но сама скорбь для человека, который любит покой, смерти подобна, и поэтому мы все сегодня скорбей избегаем.

То есть, можно сказать, скорби – это полезно: в них человек активизируется в своей духовной жизни. Но помимо пользы есть еще что-то?

Что касается пользы, она вообще многообразная, человек скорбящий может и милостыню творить, и человека простить; будучи без скорбей, он может этого не сделать.

Поэтому скорбь, безусловно, приносит человеку пользу, но только в том случае, если человек терпит это все с благодарением Богу.

Как говорят святые отцы, если ты просто терпишь и не благодаришь Бога, не участвуешь в этой скорби, как говорит преподобный

Амвросий Оптинский, то скорбь не приносит плодов, и человек, который может укрепиться и благодарить Бога, превращается в ропотника, а это приносит обратный эффект.

Но если человек к скорби относится правильно, он получает, безусловно, пользу, которая прежде всего выражается, как мы уже сказали, как в духовном пробуждении, так и во внутреннем прозрении, настрое на покаяние, на смиренномудрие – скорбящий человек не высокомудрствует, он сокрушен, немножко подавлен.

И это состояние помогает человеку если не избежать, то как-то умерить свои страсти, чтобы не сделать конкретно какого-то грубого греха.

Человек становится еще и сочувствующим, и сопереживающим.

Да, он размягчается от скорби. Говорил же преподобный Исаак Сирин, что скорбь – это путь к Богу, то есть невозможно прийти к Богу без скорби. Если мы посмотрим всех, кто приходит в храм, 90%, а может быть, и больше, это те, кто пришли, из-за скорбей – потери ближних, скорбей на работе, уныния (очень часто, бывает, уныние так гнетет людей, что они от неизбывности приходят в храм).

А если, как вы сказали, человек становится ропотником, начинается некая ненависть не только к своей жизни, но и ко всему окружающему?

Да, и к Богу тоже, и это называется – путь к сатане.

И сегодня мы видим очень много примеров, когда люди, озлобившись не только на окружающих, но и на Бога, реально становятся неспособными к добру: у них все и во всем виноваты.

Единственный, кого они готовы оправдать, сатана, как бедный падший дух, который захотел свободы от Бога, но не получил и был за это наказан. Это все так и происходит.

Надо уметь быть благодарным за все

Как же переносить все-таки скорбь?

Скорбь нужно переносить с благодушием. Благодушие – это добродетель, которая сегодня дается не сразу. Любая скорбь подавляет человека, наполняет душу смущением, сомнением, отягощает и отяжеляет.

Но благодушие, когда человек настраивает душу свою на благие мысли и с терпением благодарит Господа, соответственно, прощает обидчиков, молится за тех, кто причиняет ему скорби, приносит ему неоценимые плоды, и эти скорби начинают приносить человеку большие духовные радости и продвижение в духовной жизни.

Скорбь и последние времена..

Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), скорбь и последние времена суть друзья неразлучные, поэтому это подвиг последних времен.

Нужно понимать, что мы должны вооружиться философией терпения этих скорбей и через скорби приобретать для себя духовные блага.

Об этом и святые отцы говорили в древности, что со временем в людях вообще подвижничество ослабеет, но будут попускаться такие скорби, благодаря которым люди будут в Царствии Небесном впереди нас.

На что нужно обратить внимание в первую очередь, когда нас посетила скорбь?

Когда скорбь приходит, ни в коем случае не надо расстраиваться, нужно сразу обратиться к смиренномудрию, в молитвах благодарить Бога и укреплять свою душу именно благодушием. И скорбь будет просто от нас отходить, укрепляя и закаляя в духовной жизни.

Что такое скорбь в православии

Скорбь это переживание человеческого сердца, когда что-либо происходит против желания или его воли. Оптинские старцы утверждали, что человеческие скорби следует расценивать не с точки зрения нахождения временно на земле, а с точки зрения вечности, в которой душа будет жить.

Преподобный Антоний считал, что в Царство Божие невозможно попасть без смирения, а научиться смирению можно только в жизни, пережив многие скорби. Старец Амвросий говорил, что настоящая жизнь является подготовкой к будущей жизни и без скорбей нельзя обрести блаженную участь в будущей жизни.

Преподобный Анатолий утверждал, что скорбь никого не обойдёт, поскольку Господь всех хочет спасти, а без этого спастись невозможно.

Преподобный Иосиф подметил, что скорби настигают в различные периоды жизни, и избегнуть их никому не удастся. Одни переживают скорбь в начале жизненного пути, другие в середине, третьи в конце. За прошлое советуют церковные служители благодарить, а будущее предать воле Божьей и не беспокоиться.

Церковные служители считают, что скорбь способна оказывать благотворное влияние на состояние человека. Их примером может послужить болезнь, ограничивающая человека в возможности грешить или выступить средством для духовной закалки.

Церковь помогает людям избавиться от скорби по умершему. Священники объясняют, что смерть является временной разлукой и душа после кончины попадает в другой мир. Так постепенно люди обретают успокоение, принимая уход близкого из жизни.

Психологическая помощь в период скорби

Психологи не соглашаются с мнением церкви о том, что всякая скорбь, является полезной и призывают не затягивать с походом к специалистам в тяжёлые душевные периоды или после потери близкого.

Рассмотрим этапы переживания по умершему. Переживание скорби у людей проходит в несколько этапов. Скорбь по умершему отмечается душевной болью и тоской, затуманивающей сознание. Эти чувства сопутствуются интенсивными переживаниями, которые иногда человеческий разум не может принять. Глубокое потрясение может безвозвратно оставить отпечаток на душе.

Как проживёт эти переживания человек, зависит от его эмоциональной связи с усопшим, возраста, характера, пола, психического здоровья, силы духа.

Получив печальное известие, человек испытывает глубокое потрясение. Происходит отрицание произошедшего. Далее наступает гнев и ярость. Близкие умершего ищут виновных. Могут гневаться на себя, что не удалось предотвратить случившееся несчастье. Близкие нередко испытывают чувство вины, что недостаточно уделяли времени умершему, не попросили прощенье или мало навещали.

Человек начинает испытывать скорбь, скучать, проявлять чувство безысходности. Затем человек принимает потерю. Постепенно растворяется печаль, вынуждая жить без умершего дальше.

Находящийся в скорби не способен сразу принять факт смерти. И это независимо от того, какая это потеря – мамы, отца, друга, сестры, брата, жены, мужа, любимого дедушки или бабушки. При поддержке близких скорбящий потихоньку отпускает ситуацию, вспоминая яркие моменты, проведённые вместе.

Если человек посещает постоянно могилу, сохраняет вещи и обстановку в доме, не осознаёт случившееся, то это может довести его до психического расстройства. В данном случае необходима помощь близких и психиатра. В среднем скорбь по умершему наблюдается на протяжении года, затем постепенно отмечается возвращение к жизни.

Как вести себя с человеком, пребывающим в печали? В период траура необходимо просто находиться рядом с близким, переживающим горе, дать время ему осознать случившееся. Важно понять, что человек переживает мощное эмоциональное потрясение. На стадии гнева не нужно удерживать его от криков, плача, битья посуды. Пусть лучше проявится его открытая агрессия, чем попытки причинить себе вред.

В период депрессивного состояния желательно всегда пребывать рядом, проявлять такт и внимательность к человеку, переживающему горе.

Следует позволить ему плакать, выговориться, молиться, если есть необходимость, так постепенно он избавится от депрессивного настроя. Важно также следить за питанием и его здоровьем.

Можно напомнить скорбящему о его близких людях, которые нуждаются в его общении и внимании.

Потеря близкого опустошает, вызывает глубокую печаль, провоцирует наступление депрессии. Затяжная депрессия способна держать организм в стрессе.

Длительное пребывание в таком состоянии увеличивает риск развития психосоматических расстройств. Зачастую возникают заболевания сердечно-сосудистой системы (головная боль, повышение давления, спазмы).

В таких случаях скорбящему необходима медикаментозная помощь терапевта.

Также родственников должны насторожить следующие признаки у скорбящего:

– мысли о бессмысленности жизни;

– депрессия, отмечающаяся после года с момента смерти близкого человека;

– изоляция от социума;

– отрицание случившегося;

– неадекватные реакции.

При возникновении одного из признаков целесообразно обратиться за помощью к психиатру.

Как преодолеть скорбь

На душе может стать легче даже после простого разговора. Поэтому будет правильно с кем-нибудь пообщаться. Поговорить можно как с родными и друзьями, так и с теми, кому просто есть доверие. Тому, кто рядом следует внимательно выслушивать скорбящего, поддерживать разговор, даже если он неприятен.

Смягчить душевные переживания может помочь дневник, в который следует записывать свои мысли и чувства. Многим людям становится легче, когда они выплёскивают туда наболевшее.

Можно написать письмо тому, кого утратил человек, рассказав в письме всё то, что не удалось сказать при жизни. Это особенно помогает, если смерть близкого наступила неожиданно. Не нужно стыдиться слёз, это естественный способ снять с души груз.

Слёзы выступают непременной частью выздоровления. Не стоит уверять скорбящего, чтобы он сдерживался, поскольку слёзы способны снимать остроту ощущений. Невыплаканное горе может отразиться как на физическом, так и на душевном здоровье. Нередко близкие навязывают родственнику способ переживания несчастья.

Одни, например, считают, что скорбящий слишком много плачет и ему нужно морально держаться, не поддаваясь печали. Другие, наоборот, упрекают в недостаточном трауре и переживаниях по умершему. Каждый индивидуально переживает печальные события, поэтому указывать, как чувствовать или поступать будет некорректно в данном случае.

Душевное выздоровление у человека наступит, если действовать, как подсказывает его сердце и личные представления о случившемся.

Если другие увидят личное горевание, это не постыдно. Отдаваясь переживаниям, можно получить эмоциональную разрядку и ослабить накопившееся напряжение. Не нужно отказываться от помощи окружающих, поскольку именно так окружение может выразить сочувствие.

Со временем острая боль постепенно сойдёт на нет, но для этого важно придерживаться привычного распорядка дня. Если сначала придётся делать какие-то действия через силу, то со временем придёт осознание, что самочувствие улучшается именно от активности в жизни.

Не рекомендуется глушить боль алкоголем, поскольку может возникнуть зависимость.

К себе важно быть терпеливым и снисходительным, прощать себя за слабости, принимать себя любым, позволив отстрадать за близким столько времени, сколько нужно для восстановления душевных сил.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: