Сострадание

Что такое сострадание: определение и значение термина. Чувство сострадания

Сострадание

Сострадание — это слово знакомо многим не понаслышке, но что же такое в действительности сострадание, а также каким образом его понимают в различных культурах, нам предстоит выяснить в этой статье.

Что такое сострадание. Значение слова “сострадание”

Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданием мы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие — со-переживание его проблемам и злоключениям.

В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» — спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция — это в первую очередь опора на христианские ценности.

Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.

Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.).

Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания.

При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.

Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно.

Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей.

Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, — в христианской.

Для большинства из нас сострадание — это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы.

Однако человек — это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств. На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца. Так и в психологии: что же первичней — эмоция или интеллект.

Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции.

Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно. Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно.

Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования

Что же нам говорит на эту тему буддизм?

В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме.

Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание).

Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность.

Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.

Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о Четырёх Благородных истинах.

Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным.

Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.

Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место.

О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е.

туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) — психологической свободе и мокше.

А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма.

Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода — будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна — освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).

Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью.

Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости.

Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении.

Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».

Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание.

Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, — такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным.

Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет.

Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то.

Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание — врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды».

Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда.

Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде.

Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств.

Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы).

Сострадание высшего, необусловленного уровня — это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.

Вместо заключения

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

В статье использована информация из книги «Сострадание в психологии буддизма» Джона Макрански, известного исследователя буддизма и Вед.

Что такое сострадание

Сострадание

#1. Суть понятия

#2. Что значит сострадать с точки зрения психологии?

#3. Отличие от жалости

#4. Качества людей, которые способны сострадать

#5. Что значит сопереживать другим?

#6. Сострадание: как понять, что это такое на самом деле?

Сострадать, сочувствовать, сопереживать… Эти слова слышим часто. Но все ли правильно понимают их смысл?

Суть понятия

Зачастую смысл слова «сострадание» понимают узконаправленно, считая его тождественным понятию «сочувствие». Это может быть так, если речь идет о типичной, общепринятой теории симпатии к другим людям. В итоге получаем, что человек сопереживает проблемам окружающих его людей. И ему не безразличны эмоции других людей, их страдания.

И это является составной частью такого понятия, как эмпатия. Простыми словами это способность сопереживать окружающим, интересоваться их проблемами. И это не выходит за рамки нормы. Но это пока мы затрагиваем исключительно эмоциональную сферу. Однако люди – это не только эмоции, но и интеллект, которые должны взаимодействовать всегда.

Читайте нашу статью «Четки из 108 бусин: символика и практическое применение».

Все на самом деле в какой-то степени нуждаются в том, чтобы им сострадали. Бывают ситуации, в которых просто не справиться в одиночку.

Тогда такие люди могут чувствовать естественную потребность в разделении своих эмоций с кем-то. И это могут быть не только близкие люди.

Однако не каждый человек способен сострадать, некоторым не дано такое качество вовсе либо они просто не научены проявлять. 

Если с вами поступают плохо, а вы, испытывая негативные эмоции, способны сочувствовать другим, то это и есть уметь сострадать. Это является состоянием души, а не видом деятельности.

Не зря в словаре такое понятие определяется, как способность не только сочувствовать, жалеть людей, которых постигло горе, несчастье, но и хотеть оказать помощь в облегчении страданий и боли, устранить их источники.

Что значит сострадать с точки зрения психологии?

По мнению психологов, сострадать, значит:

  • выражать истинную любовь и понимание к ближнему;
  • проникнутся страданием другого человека;
  • уважать высокий уровень эмоциональности, переживания окружающих, не уменьшая их важность;
  • действовать на благо кого-то, порой и в ущерб себе;
  • способность помогать бескорыстно.

Отличие от жалости

Сострадать и жалеть – это разные, даже противоположные понятия. Но иногда их путают. Например, возьмем скорбящих родственников возле тяжелобольного человека, что они чувствуют? Родственники жалеют больного. А это только усугубляет страдания тяжелобольного человека.

Таким образом, негативные эмоции точно в такой ситуации не помогают. Сострадать – это облегчать состояние больного, отвлекать, переключать внимание на позитив. И это действительно работает. Положительный настрой, в самом деле, чудотворный.

Другими словами, жалеть – это бездействовать и разрушать, а сострадать – оказывать помощь, исцелять.

Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».

Качества людей, которые способны сострадать

Люди, которые наделены способностью сострадания, обладают следующими качествами:

  • милосердием – способностью оказания любой помощи другим без корысти для себя (перевести старика через дорогу, подарить улыбку прохожему, поделиться с нуждающимися людьми и т.д.). Милосердные люди излучают позитив и испытывают добрые намерения;
  • добротой – способностью действовать искренне на благо кого-то, проявлять заботу о ком-то (например, добрый тот, кто запрещает кушать много сладкого своему ребенку, ведь он переживает за его здоровье);
  • уважением – качеством, без которого сострадать невозможно. Не уважающий окружающих человек может только жалеть, демонстрируя снисходительность и свое преимущество. Только уважать чужие муки и боль, мы можем проникнуться страданием другого, и тем их облегчить;
  • терпением – способностью доказать свое бескорыстие, веру во благо намерений и действий. К сожалению, добрые поступки не всегда ценятся и принимаются окружающими;
  • любовью – многогранным чувством, без которого сострадать невозможно. Настоящей любви не страшны никакие преграды, помехи, она преодолевает и даже то, что разум наш не способен побороть.

Что значит сопереживать другим?

В сопереживании объединены переживания одного человека с переживаниями окружающих. Сопереживать не одно и то же, что сострадать. Зачастую мы сопереживаем кому-то в неприятной ситуации, несчастии, горе. Но такое чувство находит проявление и в случаях совместной зависти, удовлетворения, сочувствия, злости и т.д.

Сопереживать значит, в том числе и сострадать вместе с кем-то. Это погружение в любые чувства кого-то другого. И это сближает и дает ощутить поддержку, сочувствие, уверенность в понимании проблем.

По определению психологии способности к эмпатии – это умение осознанно сопереживать эмоциональному состоянию, принимать субъективные точки зрения кого-то, не теряя из вида источник переживаний.

Это тесно связано с понятием эмоционального интеллекта.

Сострадание: как понять, что это такое на самом деле?

Понимание к человеку придет с помощью:

  • религии и духовной литературы – все религии говорят о помощи ближнему. Высокодуховный человек умеет и должен сострадать окружающим людям. В духовных книгах вы сможете найти много примеров, где имеет место проявление такое качество;
  • благотворительности – такая деятельность популярна. И она касается не только обеспеченных людей. Каждый может вносить свою лепту. Даже небольшая сумма порой может помочь спасти чью-то жизнь. А если это будут два человека и больше, то это уже существенная помощь. Волонтеры не понаслышке знают, как сострадать и проявлять сочувствие. Они дарят свое внимание и любовь нуждающимся. Ведь для многих – это так жизненно важно и необходимо;
  • самосовершенствования и интереса к окружению – только эгоистичные особы не понимают других, не любят и не уважают никого. Зацикленность только на собственной жизни, своих проблемах порождает равнодушие. Только развитие и усовершенствование себя, понимания важности жизненных целей дает возможность научиться проявлять искренний интерес к окружению и оказывать посильную помощь.

Всю свою жизнь многие только учатся строительству правильных отношений с ближними людьми. Ежедневно в мелочах мы можем помогать, сострадать, сочувствовать, сопереживать кому-то. Это может быть внимание к проблеме коллеги, помощь в бытовом вопросе и многое другое.

Читайте нашу статью «7 мечей Таро – значение и толкование при различных ситуациях».

Для тех, кто хочет лучше познать себя, кому важно саморазвитие, кого интересует, как научиться сострадать, сочувствовать создан портал https://www.arcanum.ru/. Там вы найдете ответы на многие волнующие вопросы.

/image.php?width=800&height=500&cropratio=1.6:1&image=/static/uploads/5e2edb8ad3537.jpg 

Сострадание – чувство очищающее жизнь людей

Сострадание

Есть качество, которое почитается как одна из высших добродетелей во всех религиях и учениях.

Качество, которое показывает не только способность человека преодолевать в себе низкие порывы, но и быть человечным.

Этим качеством завоевывались сердца и устанавливался мир и это именно то качество, которое нужно нам и на духовном пути и в нашей обыденной жизни. Это качество – сострадание.

Что такое сострадание?

Сострадание – это качество, которое позволяет отказаться от зла в отношении другого живого существа из-за осознания возможных страданий, которые повлекут действия человека. Сострадание – это понимание того, что человечность стоит выше тех желаний и низменных порывов, которые можно удовлетворить путем причинения страданий другим.

Это касается как преступлений, так и более повседневных вещей, вроде способов манипуляции, обид, тирании, гнева, жадности, гнева и так далее. Сострадание противостоит любым грехам, которые причиняют зло окружающим, не только в других людях, но и в самом себе.

Ведь первое что сделает по-настоящему сострадательный и добрый человек – прекратит приносить страдание другим живым существам своими словами, делами и образом жизни.

Сострадание – это способность отказаться от действий, которые повлекут за собой чужие страдания, а также стремление уменьшить страдания других живых существ.

Такое качество как сострадание это некая форма жертвенности своих интересов ради спокойствия и радости других. Несмотря на то, что жертвовать чаще всего приходится низкими и невежественными привычками, это все воспринимается очень тяжело и негативно.

Ведь любая жертва переноситься через собственную боль. С другой стороны, боль другим причинять значительно легче и как-то обыденнее, чем самому себе.

Сострадание указывает нам на нашу неспособность меняться ради других, ради тех для кого мы живём, действуем и трудимся.

Мы часто замечаем лишь одну сторону монеты, предпочитая игнорировать тот факт, что даже исполнение мирских обязанностей не гарантирует хорошего отношения к нам окружающим, так как именно отсутствие сострадание не даёт нам увидеть наши же поступки в их объективном отражении.

Иначе говоря, из-за эгоизма, мы не способны увидеть, что ведём себя неправильно, предпочитая оправдывать свои действия, искать виновных и открещиваться от ответственности за страдание ближнего.

Это больше похоже на эгоцентризм, в центре которого стоит нежелание испытывать угрызение вины, ведь все мы понимаем, что даже если виноваты не мы, страдания причиненные нашими действиями – никуда не исчезнут.

Сострадание искренне указывает нам на то, что терпеть боль самому лучше – чем приносить боль окружающим. Как мы знаем, в корне причинения страданий другим живым существам лежат желания, невежество и стремления.

Когда мы очень хотим получить какую-то вещь, мы готовы причинить страдания другим. Когда мы стремимся выместить наше внутреннее недовольство жизни на других, мы не обращаем внимания на тот факт, что и сами способны справиться с этим.

Отсутствие сострадание делает из человека ребёнка, который сам не способен достать до своей игрушки, а потому постоянно плачет, обижается и убегает от всех. Такое поведение может указывать на незрелость и инфантильность личности.

Но разве можно себе представить старого святого мудреца, который из-за своей неудовлетворенности будет причинять другим людям страдания, доказывать им их несостоятельность, вымещать на них обиды, гнев, усталость и злость? Это невозможно представить, так как мы все понимаем, что способность разобраться в своих чувствах, самоконтроль и отказ от причинения страданий других живым существам ради собственных желаний – это признаки зрелой личности, которая не зависит ни от движения собственного настроения, ни от отношения окружающих к нему.

Как оно проявляется?

Сострадание проявляется в отказе от причинения страданий другим по причине желаний, неудовлетворенности или собственных страданий. Это тот случай, когда мы способны сдерживать в себе боль или сильные стремления, осознавая, что они способны принести боль другим.

Очень молодой влюбленный стремиться посадить возлюбленную на цепь, заявляя, что только с ним ей будет лучше. Это незрелое поведение суть эгоизма, которое противоречит состраданию.

Зрелая личность скорее даст возможность человеку сделать выбор самостоятельно, не играя на чувствах, угрожая или ставя ультиматумы. Сильная зависимость от исхода события, в котором необходимо применять насилие, – это указание на детскую натурую.

Незрелость – это та личность, которая не обрела самостоятельности и просто ищет зависимость выгоднее, которая может принести как можно больше наслаждений и как можно меньше страданий.

Удовлетворенный сам в себе человек – это тот, кто нашел сам в себе источник счастья. Такое не под силу незрелым людям и в то же время возможность черпать в себе счастья даёт сострадание. Совесть и понимание собственной правоты – это одни из важнейших условий внутреннего покоя.

Если мы способны увидеть, что наше счастье покоиться на страданиях других, разве будем мы на это смотреть? Нет. Скорее мы закроем глаза и будем искать различные оправдания в духе «цель оправдывает средства» или «если бы не я причинил им страдания, то другие бы это сделали».

В конце-концов, человек прямо может признаться себе, что собственное благополучие ему важнее, чем благополучие других – и это признак неспособности обрести счастье самому, внутри себя является указанием на незрелость.

Зрелый человек – сострадательный. Его внутренние принципы и совесть стоят выше низменных порывов, импульсов или желаний, которые приводят к причинению страданий другим, обману, насилию, манипуляциям и использованию других в своих целях.

Возможность отказа от этих действий диктуется знаниями, в корне которых лежит способность видеть последствия своих действий. Разумный признает, что счастье полученное от страданий других не способно ни удовлетворить, ни принести счастье самому себе.

Потому он, осознавая свои действия, мысли и поступки, способен отказаться от таких действий, не причиняя страданий другим живым существам.

Стремление к собственному счастью, которое исходит изнутри себя – это не эгоизм, это природа человека, настоящее «Я», а потому, даже если и может показаться, что стремление человека обрести счастье таким образом это всего лишь эгоизм, то это, то же самое, что утверждать эгоизмом, стремление оленя на водопой – противоречит логике. Обретения счастья – одна из целей человеческой жизни и приход к нему через знания и сострадание – лучший из путей обретения счастья.

Сострадание проявляется не только в отказе от причинения вреда, но и в стремлении помочь другим избавиться от страданий. Пример доброго самаритянина указывает на то, что сострадание должно относиться ко всем живым существам, не говоря уже о всех людях.

Конечно, мы должны остерегаться тех, кто стремиться использовать доброту в своих корыстных целях, но это не повод отказывать всем и уж тем более причинять страдания. Обмануть это порок, а быть обманутым – это искупление.

Это осознается не сразу, но со временем понимание приходит, что сострадание, которое дало нам возможность не ответить на зло – дало нам возможность стать лучше и созреть намного сильнее чем месть.

Сострадание может проявиться когда мы видим, что наши способности и возможности позволяют уменьшить чьи-то страдания.

Для этого не требуется астрономических сумм или невероятного труда, иногда достаточно слова или небольшого действия, которое бы показало значимость другому человеку.

Сказать приятное слово, проявить терпение и сочувствие, исполнить свои обязанности надлежащим образом и не требовать от других всего того же – это проявления сострадания.

Итак, сострадание проявляется в:

  • отказе от причинения страданий другим
  • стремлении облегчить чужие страдания
  • осознание страданий другого живого существа

Почему сострадание важно?

Сострадание цениться как добродетель, проявление совести, знания и чистоты сердца человека, даже самой человечности. Низкие люди не способны испытывать сострадания, ведь они не могут контролировать себя и для них исполнения своих желаний важнее чужого счастья.

Стремление к состраданию и его проявление – это признак высокой человечности, признак верного пути. Ведь по сути, сострадание означает то, что человеку не нужно поддаваться своим низким привычкам и стремлениям, ради преступления против совести.

Сердце и совесть сострадательного человека чисто, а потому ему открывается счастье. Но разве может счастье открыться в оскверненном сердце? Очевидно, что нет.

Сострадание очищает сердце, давая нам возможность искупления и прощения, что возвышает нас над любыми пороками: гневом, жадностью, завистью, вожделением и другими.

Мы ценим сострадание как качество, которое не разрушает наше собственное счастье, которое протягивает руку помощи тому, кто упал и тому, кто нуждается.

Но разве поступали бы так люди, если не внушало бы им чистого счастье само сострадание? Такой образ действий очищает сердце и помыслы человека, это качества пожертвования на благо другого, качество служения другим.

Но это не то служение, которое совершает собака, это то служение, которое совершают ангелы. Разве на собаку можно смотреть снизу, разве на ангела можно смотреть сверху?

В первую очередь, сострадание это гарант собственного счастья и покоя, а также возможности чётко осознавать, что наша собственная жизнь не является источником страданий остальным.

Если наши действия приносят страдания – это очень часто означает, что мы движимы пороками, а потому нам стоит задуматься над тем, в должной ли степени мы проявляем сострадание.

Обиды и злость со стороны других людей это несомненно признак их страданий внутри, но разве понимая, что они так лишь говорят о том, что им больно будем ли мы причинять им еще больше боли? Разве будем мы избивать раненного в бою солдата, просто от того, что он изнывая от боли громко кричит? Способность к состраданию – это способность взглянуть на людей исходя не из собственного эгоизма, а из осознания их положения. Сострадание даёт возможность видеть сердца других, так как большинство движимы лишь собственным страданием и неспособностью найти удовлетворение в этой жизни.

Сострадание и духовный путь

Сострадание соотносится с духовным путем – как одно из важнейших качеств, которое необходимо для начала продвижения на нём.

Сострадание позволяет отказываться от различных материальных благ ради других, отказываться от своих материальных желаний и действовать исходя из стремлений к истинному благу, а не временному.

 Посвятив себя духовному пути, человек сострадательный должен показывать положительный пример, для того, чтобы не стать источником соблазна для других.

Без многих добродетелей вряд ли можно действительно продвинуться на духовном пути, так как он, без сомнения, является полной противоположность материальному. На духовном пути мы отказываемся от желаний, а на материальному – стремимся к ним. Духовный путь приносит нам очищение и счастье, тогда как деятельность в материальном – оскверняет и обусловливаем, вовлекает и делает зависимым.

Самое важное проявление сострадания на духовном пути – это способность отказываться и отказывать.

Истинное сострадание движет человека к вечному, духовному благу и отказ от различных почестей, наслаждений и удовлетворению желаний, в контексте сострадания, это осознание того, что собственное удовлетворение не сможет послужить избавлением от страданий другим, а напротив послужит источником множества бед. Поэтому отказ от использования других в своих материальных желаниях, осознавая что это приведет к бедам – это проявление духовного сострадание.

Отказывать из сострадания означает способность не только сказать «нет» в отношении стремления другого человека совершить непристойный поступок, который причинит страдание другим, но и способность отказать в знаниях другому, если есть чёткое понимание, что этот человек применит их в своих эгоистичных целях или если есть понимание того, что он их не поймет.

Такое сострадание приводит к возможности постепенного роста окружающих, подобно любому живому существу.

Если мы стремимся дать знания другим из ложного сострадания, то это часто оборачивается страданиями, так как и эгоист и неготовый к пониманию никогда не раскроют истину, однако будут способны использовать знания, чтобы оправдывать свои дурные поступки, что является признаком отсутствия сострадания.

Сострадание – это способность отказываться от импульсивных поступков и желаний, осознавая чужую боль и возможные страдания, которые последующие действия принесут другим. Это также стремление облегчить страдания других живых существ, не только людей, но и животных.

Сострадание – признак зрелой личности, так как только зрелая личность осознает, что каждый человек по сути равен в своих страданиях и будет испытывать боль, если ему её причинять.

Отсутствие эгоизма в зрелой личности даёт возможность смотреть на других не через призму своего эго или желаний, а по-настоящему, воспринимая их своим сердцем, таких же как сам наблюдатель.

С помощью сострадания человек способен очиститься, а также дать положительный пример и вдохновение окружающим, также очистив их как от страданий, так и от апатии и бессилия.

Сострадание – это возможность помочь другим и через это, жертвуя собой, искупить свои предыдущие грехи, которые есть у каждого человека.

Очищение и искупление позволит испытывать счастье, подобно тому, как от протирания окна через него способно просачиваться больше света.

Источник счастья находиться всегда внутри человека, а освободив восприятие от низких стремлений, мы будем способны ощущать его все больше и больше. Удачи.

Сострадание

Сострадание

Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации. Обычно качество сострадание проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека.

Понимается данное проявление человеческой натуры обычно в одном направлении, а именно затрагивая чувственную и эмоциональную сферу.

Все больше людей используют значение слова сострадание синонимично сочувствию, но разница заключается в том, что последнее как раз подразумевает чувственную сторону, тогда как сострадание всегда разделяет негативную участь.

Это можно сравнить с совместным страданием, когда второй намеренно берёт на себя часть груза, чтобы облегчить участь своего близкого.

Что это такое

Понятие сострадания первоочередным образом проявляется исключительно на эмоциональном уровне, что в своём продолжении может трансформироваться в поступки. Сострадание всегда является сопутствующей чертой таких черт как доброта, отзывчивость, милосердие, которые представляют собой категории человеческого поведения, а не только красивых слов.

Сострадание подразумевает не только осознанное проникновение чужими проблемами, но и воздействие всего пространства на человека. Данная черта не развивается самостоятельно, её формирует окружающая действительность, но, тем не менее, есть определённые зачатки, позволяющие человеку меньше или больше откликаться на боль других.

Высокий уровень эмпатии, сензитивности приводит к тому, что легко чувствуются чужие эмоции, но когда не только радость сам человек не по собственной воле начинает сострадать, испытывая весь тот негативный спектр, которым наполнены эмоциональные миры окружающих.

При высокоразвитой чувствительности даже социальные сети и телевизионные программы могут оказывать на человека влияние.

Таким образом, проявление сострадания включает в себя не только жалость или сочувствие, но высокую долю эмпатии, позволяющую на внутреннем уровне, а не только при размышлении соприкоснуться с переживаниями человека.

Несмотря на то, что многие конфессии преподносят эту черту как положительную с психологической точки зрения, такое поведение не всегда может приводить к благоприятным последствиям.

Считая, что человеку всегда необходимо помогать в неприятностях, мы можем лишать его возможности развития собственных навыков выживания. Излишняя жалостливость заставляет людей отдавать всё свое имущество обычным манипулятором, оставаясь ни с чем или же с долгами.

Чрезмерное сострадание, граничащее с наслаждением собственной святости от помощи нуждающимся, может приводить к формированию созависимых отношений, где один будет выполнять роль спасателя, а другой находиться в вечной позиции жертвы, страдания которой не заканчиваются.

Существует концепция распределяющая сострадание в ранг женских черт или как вариант, превалирующих в женском мире. Именно женщинам свойственно заботиться о больных, несмотря на то, что те сами угробили своё здоровье, они жалеют слабых, выполняя за них работу и совершают многие другие поступки, руководит которыми сострадание.

В мужском аспекте поведения таких жертв будет меньше, маскулинный мир будет проявлять большую справедливость, чем сострадательность.

Слабого будут заставлять преодолевать трудности, того, кто сам пустил свою жизнь под откос, не будут вытягивать, пока человек сам не захочет, а тех, кто сознательно, регулярно или преднамеренно губит свое здоровье, не будут откачивать при очередном приступе.

Сострадание никогда не является заменой любви, поскольку механизм побуждения к действию довольно различный. Если при любви действие возникает больше из личного желания, оценки ситуации, иногда в ущерб себе и своим интересам, то в случае с состраданием побуждающим фактором может быть общее развитие личности и социальных навыков, предполагающих возможность помощи.

Сострадание не всегда способно оценить истинную причину несчастья и то, какой именно поддержки не хватает, оно руководствуется чувственной сферой, минуя логику оказания помощи.

Безусловно, в некоторых ситуациях это является необходимым и иногда оставляет последнюю соломинку человеку.

Оно не решает проблему, но когда личность переживает крайние негативные эмоции это сравнимо с применением обезболивания в медицине – оно не лечит очаг, но помогает пережить кризис.

Сострадание не всегда даёт то, что страждущий просит, поскольку в истинной заботе это может быть лишним. Оно ориентировано на настоящую помощь, а значит, предоставляет то, что необходимо, а не то, что просит. Так наркоман может просить очередную дозу, но тот, кто истинно сострадает его состоянию, отправит его в ребцентр.

Истинное же сострадание доступно только сильным личностям способным духовно и на уровне характера к совершению необходимых поступков.

Помощь оказывается не для того, чтобы убрать чужие страдания и получить за это благодарность, собственное спокойствие или другу выгоду, а прежде всего для самого страдающего, не преследуя корыстных целей.

Некоторые авторы описывают сострадание как автоматическое решение, подсознательный выбор, когда помощь другим является первой реакцией.

Это не обязательно действия и реальная помощь, меняющая ситуацию или процессы в мире, а вполне может ограничиться тёплым взглядом, подмигиванием, когда нет возможности подойти или нежное прикосновение, когда слова исчерпаны или неуместны. Важна поддержка и актуальность её формы, поэтому сострадание может проявляться в совершенно разнонаправленных форматах.

Действия, пусть душевные или физические являются неотъемлемой составляющей, там, где нет такой активности, можно говорить о смежных и похожих чувствах жалости, сочувствия. Это чувства, побуждающие сострадание, но само оно всегда является способностью, а значит, имеет деятельностную направленность.

Кроме этого сострадание развивает собственную устойчивость человека к трудностям – так получается, что чем больше мы сопереживаем другим, выслушиваем их проблемы и ищем пути выхода и помощи, тем больше прокачиваем собственный навык преодоления трудностей.

Возможно, это происходит, потому что многие ситуации решаются в чужой жизни, а это определённый багаж знаний, а может, потому что душа обретает важную уверенность в том, что всё можно преодолеть.

Проблема проявления сострадания

Сострадание к людям не всегда является исключительно положительно воспринимаемой категорией, именно поэтому важно разграничить аспекты, провоцирующие изменение точки зрения на необходимость данного качества.

С одной стороны считается, что отсутствие сострадания положительно сказывается на личной жизни самого человека, ему становится спокойно, и он может заниматься только своими делами.

Это очень удобно, когда чувствительность к чужим негативным эмоциям отсутствует – настроение зависит исключительно от собственных дел, необходимость тратить энергию (мысленную, душевную, временную или материальную) на нужды других отсутствует.

Тем, кто сострадает живущим в этом мире, также живётся тяжелее, на их плечи автоматически ложится ответственность за чужие судьбы, не потому что так велит долг, а потому что внутренняя природа не даёт возможности поступить иначе.

Но проблематика остаётся в том, что там, где преследуется помощь другим и развитие социума вообще, человек теряет собственный покой и доход, но обретает некоторое успокоение души и совести. Поступая иначе без сострадания и разделения участи того, кто в беде, человек выигрывает индивидуально и на непродолжительный период.

Даже если его не начинает мучить токсическое чувство вины и он не раскаивается в своём равнодушии, то приходит жизненная ситуация, когда он начинает нуждаться в сострадании, но не получает его.

В целом влияние отсутствия сострадания в перспективе может полностью уничтожить человечество или сильно снизить его уровень жизни. Это та способность, которая не имеет возможности развиться у каждого индивидуально или передаться по наследству, она развивается в процессе воспитания, а потом самовоспитания.

Изначально необходимо формировать сострадание на уровне долга и обязанности и только потом, когда подключаются механизмы разума и души, возможно, его искреннее проявление.

Но точно также возможен обратный эффект, когда находясь среди чёрствых и нечувствительных людей, человек обрастает эмоциональной коркой и больше не испытывает стремления помогать.

Те же, кто воспитал в себе данную черту на высоком уровне развития, получают вместе с душевным успокоением от того, что помогли, высокую тревожность за тех, кому плохо.

Это та черта, которая требует действий, а не рассуждений, она способна истощить человека, если не продиктована внутренними силами и духовностью, но она же способна давать силы для продолжения собственной жизни и веры в людей.

Примеры сострадания в литературных произведениях

Как и любое проявление неоднозначных качеств человеческой личности, сострадание имеет множество примеров не только в реальной жизни, реагировать на которые человек может выборочно или вообще игнорировать, но также и в произведениях.

В романе «Война и мир» сострадание проявляется в поступке, связанным с жертвой собственным благополучием и имуществом, когда Наташа Ростова позволяет выкинуть свое приданое, а также другое имущество ради того, чтобы освободившееся место заняли раненые.

Им не высказывали пустых сочувствий и не предлагали держаться, а предоставили реальную помощь, необходимую в той ситуации, разделив, пусть и материальным лишением боль других людей.

Способность навестить больных, когда нет такого желания и это время можно проводить для собственной пользы или увеселения также рассмотрена в литературе, а именно когда в повести «Отцы и дети» Анна навещает умирающего Базарова.

Способность присутствовать при умирании другого считается одним из сильнейших испытаний для сострадания, поскольку смерть всегда пугает своим присутствием, наталкивает на мысли о собственной, а другим ощущается как наибольшая потеря.

В романе «Мастер и Маргарита» Маргарита жертвует собственным счастьем и возможностью вернуть возлюбленного, чтобы прекратить страдания Фриды и навсегда избавить её от мучений.

Жертвование собственной жизнью ради свободы другого описано в поступке крепостного в «Капитанской дочке». Часты примеры жертвования своей жизнью ради любимого, когда ситуация иначе не может разрешиться.

Но также описаны примеры сострадания не только к людям, но и животным, когда была спасена Каштанка или когда боль от необходимости утопить Муму не давала покоя душе человека.

Последнее о том, как бывает тяжело переносить свою неспособность соотнести свои действия и идти против собственного сострадания, где и проявляется дуальность данного качества в глобальном понимании понятия.

Все эти примеры показывают, что в итоге отказываясь от собственного и выбирая помощь окружающим, люди получают значительно больше, чем то, что отдают. А также то, что теряют покой, отворачиваясь от проблем других людей. Множество примеров сострадания от лица автора встречается, когда описывая переживания героя, говорят о своих чувствах жалости, сожаления, сочувствия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: