Страхи у детей

Содержание
  1. Страхи детей : полезные статьи и рекомендации специалистов на портале Ya-roditel.ru
  2. Что такое детские страхи?
  3. Причины возникновения детских страхов
  4. Виды детских страхов
  5. Возрастные детские страхи
  6. Как работать с детскими страхами
  7. Страхи у ребенка. Виды детских страхов. Что могут сделать родители?
  8. Семейка Аддамс
  9. Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки!
  10. Пасть порву, моргала выколю
  11. Как страшно жить
  12. Горе от ума, или знание – сила
  13. Скорее здоров, чем болен, или скорее болен, чем здоров?
  14. …Если с другом буду я, а медведь — без друга
  15. Что могут сделать взрослые?
  16. Детские страхи: симптомы, причины, лечение
  17. Причины детских страхов
  18. Патогенез
  19. Классификация
  20. Симптомы страхов у детей
  21. Осложнения
  22. Диагностика детских страхов
  23. Обращение к специалистам
  24. Лечение страхов у детей
  25. Профилактика детских страхов
  26. Как записаться к врачу
  27. Детские страхи — как помочь ребенку не бояться
  28. Возраст детских страхов
  29. Гиперопека
  30. Высмеивание страха
  31. Замкнутость
  32. Постоянное присутствие невротизирующего фактора
  33. Наказание за проявление чувств
  34. Психотравмы
  35. Типы детских страхов
  36. Чего нельзя делать, если ребенок боится?
  37. Как помочь пережить детские страхи?

Страхи детей : полезные статьи и рекомендации специалистов на портале Ya-roditel.ru

Страхи у детей

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний.

Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком.

А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть.

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет.

Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.

Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать.

Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения.

А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит.

Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами.

Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе.

Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами.

Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени.

Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий.

И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО.

Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Страхи у ребенка. Виды детских страхов. Что могут сделать родители?

Страхи у детей

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал чувство страха. Это одна из базовых эмоций человека, основана на инстинкте самосохранения и несет защитную функцию.

И при этом ни одно из детских переживаний не сталкивается с таким частым и глубоким непониманием со стороны взрослых, как донельзя знакомый им страх.

Мы отмахиваемся от него или раздражаемся, не задумываясь, насколько он может быть мучителен для ребенка.

Здесь мы говорим о страхе как о боязни предметов или ситуаций, на самом деле не опасных, и эта боязнь не проходит от того, что другие люди не боятся.

Мы не будем углубляться в теоретические тонкости и описывать, чем страх отличается от фобии и как выяснить — у кого агиро-, у кого – агора-, а у кого — аграфобия.

Как обычно, термины, ломающие язык, оставим для специалистов, а сейчас поговорим о том, почему дети могут бояться, как этого избежать и что делать, если избежать уже не удалось.

Семейка Аддамс

Первичные истоки страхов связаны с течением беременности и с родами. И пусть эти страхи носят инстинктивный характер, но они уже есть и могут проявляться в виде различных вегетативных реакций, плача, повышенной активности или гипотонии.

Далее огромную роль играют взаимоотношения в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине взрослых, прежде всего родителей. Дошкольники наиболее чувствительны к родительским конфликтам.

Реальное или психологическое отсутствие отца, нервно-психические перегрузки матери из-за вынужденной или преднамеренной подмены ролей в семье, ее тревожность — все это эффективные удобрения для детских страхов.

Ленивая, но теплая и спокойная мама для ребенка любого возраста лучше, чем идеальная, но нервная.

Страх персонажа мужского пола может отражать боязнь наказания со стороны отца, деда, старшего брата. Страх Бабы-Яги, Голубой Женщины и т.д. присущ детям тех мам, которые скорее прикрикнут, чем приласкают.

Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки!

Самая понятная, но отнюдь не самая частая причина развития страхов – испуг, травматичный опыт. Увы, некоторым родителям бывает проще списать причину детских проблем на «злую собаку», «пьяного соседа», «сильную грозу», чем обратить внимание на свои отношения с ребенком.

Вносят свою лепту и особенности характера: тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость, несамостоятельность, физическая и психическая незрелость, общая ослабленность ребёнка. Но ребенок не столько таким «рождается», сколько таким «становится» под влиянием соответствующего типа воспитания.

Пасть порву, моргала выколю

Частая и мощная причина – запугивающее воспитание. Большинство детей могут словно пропускать мимо ушей все эти родительские «убью-отрежу-в окно выкину».

Смышленый ребёнок с сильным устойчивым типом нервной системы быстро разберётся, что его пугают почём зря, и сделает выводы: взрослые лгут, потому что ничего не могут, и ему, стало быть, тоже можно лгать. Но ещё хуже, если ребёнок поверил и испугался, а чувствительный и тревожно-мнительный ребенок именно так и поступает.

Он верит, что его действительно отдадут прохожему, или что его унесут в лес, а вы не будете спасать, или вы никогда больше не заберете его из садика — и это случится только потому, что ребёнок что-то делает не так, как вам надо. Теперь он знает, что какие-то неуправляемые моменты в его жизни могут оказаться для него концом света.

Ведь иногда ребёнок не может тут же начать есть, уснуть или перестать плакать. Особенно если это ребёнок возбудимый, с неустойчивой психикой – именно такие дети и реагируют на родительское запугивание.

А их, к слову, пугают чаще других, потому что они благодатные клиенты, у них налицо результат, дающий взрослым ощущение педагогического всесилия. Такие дети нередко скрывают свои страхи, отчего они становятся особенно опасными и разрушительными. Здесь ребёнок один на один со своим страхом, и у него нет защитников. Мы этого хотим?

Как страшно жить

Мы уже говорили, что страх основан на инстинкте самосохранения, диктующем нам опасаться всего неведомого, большого, громкого. И страхи высоты, темноты, крупных или зубастых животных пришли к нам из древности. А вот насекомых, червяков-пауков дети боятся лишь в том случае, если кто-то из ближайших взрослых «научил» их этому.

Иногда ребёнок боится не сам по себе, а потому, что боятся родители. Они везде вычленяют опасности: «не подходи – упадёшь», «не бери – обожжёшься». Тревожное воспитание беспокойными взрослыми — надежный метод привить ребенку все свои страхи.

Если ребёнок здоров и психически устойчив, то он может отмахнуться от этого или даже с возрастом начать обескураживать родительскую иррациональность реальными фактами. Но у таких родителей откуда взяться такому ребенку? Это редкость, ведь от осинки не родятся апельсинки.

Такой человек — большой ли, маленький — ориентирован на поиск в будущем плохого, а оптимизм окружающих считает легкомыслием и безответственностью.

Горе от ума, или знание – сила

Каждый второй-третий ребенок проходит через испытание страхом. Наиболее часто боятся дети от 2 до 5-7 лет, а наиболее сильно – в 5-8 лет. В этом возрасте ребёнок уже многое видит и кое-что знает, но фантазия ещё не сдерживается реальными представлениями и достаточными знаниями о мире.

Поэтому широкий кругозор, развитие житейской смекалки и терпеливые ответы на все вопросы — один из надежных и легко доступных методов профилактики страха.

И напротив, чрезмерно «умственное» воспитание, избыточные инвестиции взрослых в теоретический интеллект ребенка (математика, музыка и прочие абстракции), изоляция его от бытовых трудностей ведут к недостаточной ориентации в окружающем мире, а там — прямая дорожка к страхам.

В этом смысле дети с высоким интеллектом и «тонкой душевной организацией» оказываются в более уязвимом положении, чем неотягощенные подобным багажом сверстники. Чем больше ребенок знает, особенно о том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше у него будет поводов для страха. Не смущайтесь, что ребенок кажется еще слишком маленьким для объяснений — используйте простой язык, короткие фразы, но по сути ваши ответы и пояснения должны быть истинными.

Скорее здоров, чем болен, или скорее болен, чем здоров?

Не все страхи патологичны. Без страхов не обходится ни один психически здоровый человек, но важно, какие они и сколько их. Одно дело, если это легкое беспокойство, другое — если это панический ужас. Также важно, препятствуют ли имеющиеся страхи социальной адаптации ребёнка дома и вне его.

Маленькие дети относятся к своим страхам некритично и не пытаются с ними бороться. У старших детей страхи постепенно могут становиться навязчивыми при понимании их нелепости и неадекватных самостоятельных попыток справиться с ними. Став навязчивым, страх всегда является отклонением от нормы.

Важно не столько содержание, сколько причины, тяжесть и количество страхов. Многие люди пытаются любой ценой скрыть свои страхи, но для здоровья гораздо безопаснее внешнее эмоциональное реагирование.

Но есть и страхи вычурные, необычные, которые почти не встречаются у большинства детей. Вообще-то, это достаточный повод для консультации психиатра, как и сопутствующие агрессивность, заикание, замкнутость и прочие нарушения.

С другой стороны, такие страхи на поверку могут оказаться впечатлением от очередного мультсериала или онлайн-игры; сюжеты некоторых нынешних мультиков, игр и фильмов оказываются более шизофреничными, чем галлюцинации психически больных.

Но если страхи ребёнка очень необычны, если он слышит голоса или видит то, что другие не видят, – такая ситуация очень тревожна.

На формирование необычных страхов может влиять и мировоззрение родственников, членов семьи ребёнка. Нельзя при ребёнке обсуждать оккультные вопросы.

…Если с другом буду я, а медведь — без друга

Дети, живущие в крупных городах, в большей степени подвержены страхам, поскольку им сложнее найти друзей, их жизнь в большей степени регламентирована взрослыми. Единственные дети, получающие много беспокойства и опеки взрослых, чаще страдают от страхов, чем дети в шумных многодетных семьях.

Для ребенка ситуация в корне меняется, когда он может сказать: «Я не один», когда появляется «мы». И как только появляется «мы», так сразу появляются и секреты от взрослых, а за тут же за ними — и нарушения родительских запретов, в том числе территориальных. Иными словами, как только дети подружились, так они сразу пошли куда нельзя. Дети сознательно идут в «страшные» места.

Зачем? Чтобы постоять на самом краю своего, дневного мира и при этом заглянуть в тот, «потусторонний», ночной мир. Кроме того, потребность объяснить мир и очертить его границы – настоятельная потребность маленького человека, и она очень редко удовлетворяется взрослыми.

Потом это заглядывание превратится в исследование, а потом — в известные всем детские страшилки про черную руку, белую простыню, синюю штору, гроб на колесиках, стишки про маленького мальчика и прочее устное народное творчество. Задача всех этих действий — вызвать ощущение ужаса в заведомо защищенной безопасной ситуации, чтобы научиться справляться с ним.

Сказки-ужастики братьев Гримм, например, служат той же цели. Впрочем, дети вряд ли понимают, зачем именно они это делают. Им просто интересно.

Что могут сделать взрослые?

Перестаньте пугать. Вообще ничем пугать не надо. Совсем. То есть абсолютно. Помимо прочего, страх парализует развитие и творческое начало в человеке.

Уважайте чувства своего ребенка. Если он боится оставаться один в комнате, не закрывайте его там насильно. Не перешагивайте через страх своего ребенка, увидьте его.

Можно и нужно посмеяться вместе с ребенком над предметом страха, но ни в коем случае — не над чувством ребенка и не над его поведением. И это можно сделать быстро, но нельзя походя. Сам факт обсуждения может свести страх на нет.

И не обсуждайте страх ребенка при нем с другими людьми, если только это не кабинет специалиста, куда вы пришли по этому поводу.

Первое средство в борьбе со страхом — рисунки и игры. Например, ребёнок закрывает в тёмной комнате родителей, которые через несколько раз «перестают бояться».

Потом папа закрывает там же маму с ребёнком, и это тоже продолжается какое-то время. Потом ребёнок должен один войти в тёмную комнату.

Нарисовать свой страх, потом нарисовать, как я его побеждаю, или победить сам рисунок — разорвать, сжечь.

Воспитание оптимизма, уверенности в себе, осведомленность по возрасту об опасностях и угрозах с отважным к ним отношением — вот что надо делать, чтобы ребенок не начал бояться.

При адекватном отношении взрослых страх чаще всего исчезают бесследно, а его изжитие способствует развитию доброты, доверия к миру.

И, в конце концов, если страх не нарастает и не мешает ребенку жить, то не надо придавать ему излишнее значение.

Ирина Юрьевна Прохорова, детский и семейный психолог.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Детские страхи: симптомы, причины, лечение

Страхи у детей

Детскими страхами называют специфические возрастные переживания, тревоги и беспокойства. Тревоги и страхи у детей возникают как ответный механизм на угрозу реальную или вымышленную. Основные проявления – изменение эмоционального поведения и физиологические нарушения: учащенный пульс, частое дыхание, напряжение мышц.

Появление страха в ответ на угрозу реальную или воображаемую является инстинктом самосохранения. Однако детские страхи отличаются отсутствием настоящей угрозы, их появление основано на преобразовании внешней информации при помощи фантазии. В норме считается страх, который проходит самостоятельно и носит поверхностный характер.

Патологическими страхами по данным статистики наделены не более 1,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста, при этом большая склонность наблюдается у девочек. Факторами, предрасполагающими к появлению детских страхов, являются:

  • родители в возрасте за 35 лет;
  • воспитание единственного ребенка;
  • ограничение контактов со сверстниками.

У детей, подверженных страхам и тревожности, наблюдаются нарушения в поведении:

  • избегание потенциально опасных ситуаций или предметов/объектов;
  • боязнь одиночества;
  • излишняя привязанность к взрослым.

Лечением страхов у детей занимается психолог, психотерапевт, психиатр. Основное место отводится родительскому консультированию и психотерапии творчеством. Диагностика производится при помощи беседы и опроса.

Причины детских страхов

Основу боязни некоторых ситуаций и объектов составляют особенности психики конкретного ребенка:

  • впечатлительность;
  • доверчивость;
  • бурная фантазия;
  • повышенный уровень тревожности.

Причины страхов у детей кроются во внешней среде, при этом самое сильное влияние оказывает такой фактор, как воспитание, а отношения с родителями становятся источником неврозов у ребенка.

Причины детских страхов делят на следующие группы:

  • отрицательный опыт – это пережитые ребенком ситуации, которые нанесли ему эмоциональную травму, например, нападение собаки. Коррекция страхов у детей такого рода практически невозможна, с течением времени они переходят в фобии;
  • запугивание – это проектируемая ситуация, используемая родителями или воспитателями для коррекции поведения ребенка;
  • чрезмерно тревожные родители порождают в ребенке страхи и тревожность;
  • поведение родителей, показывающее свое превосходство и силу, порождает в ребенке боязливость и чувство постоянного ожидания плохого;
  • фильмы и компьютерные игры, демонстрирующие сцены насилия;
  • психические отклонения, например, невроз или невропатия;
  • внутрисемейные отношения, например, конфликты между родителями, постоянные ссоры и скандалы, развод родителей, манипулирование ребенком в целях воздействия на супругу/супруга и прочие.

Патогенез

Объяснение проявлений страхов у детей связано с изменениями психики возрастного характера. Основную роль играют фантазия и воображение ребенка, под их воздействием происходит трансформация внешней информации в новые образы.

Начинается проявление фантазии с 2-3-хлетнего возраста, достигая пика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Детские страхи более интенсивные, разнообразные и необычные, чем любые другие.

Ребенок не способен оценить ситуацию критически и объективно оценить свои эмоции, поэтому страхи так легко зарождаются и укрепляются в детском сознании.

Содержательная сторона страха характеризует значимую сферу жизни ребенка для каждого конкретного возрастного периода, например, младенчество – страх разлуки с мамой, дошкольники – страх темноты, животных или выдуманных персонажей, школьники – социальные боязни.

Классификация

Пожалуй, самое широкое распространение получило деление страхов у детей на:

  • биологические – основанные на инстинкте самосохранения;
  • социальные – основанные на межличностных контактах.

Детские страхи классифицируются по объекту проявления, причинам, продолжительности проявления и особенностям, а также по интенсивности.

Самая распространенная классификация выделяет следующие виды:

  • сверхценные. Появляются в результате работы фантазии, считаются самыми распространенными;
  • навязчивые. Основываются на конкретной ситуации из жизни и порождают панику, например, боязнь собак или высоты;
  • бредовые. Не могут быть объяснены с точки зрения логики.

Симптомы страхов у детей

В разном возрасте страхи и тревожность ребенок проявляет по-разному. Симптомы характерные для новорожденного – беспокойство, запрокидывание ручек, вздрагивания, общее напряжение.

Страхи у детей в возрасте до полугода, как правило, вызваны громким звуком или ярким светом, быстрым приближением чего-то большого и незнакомого или потерей опоры. С 6-7 месяцев и до трех лет отмечается страх одиночества от долгого отсутствия мамы.

С 8 месяцев и до полутора лет – страх перед незнакомыми людьми.

Начиная с 2 лет, ребенок может бояться отдельных предметов, объектов или ситуаций. После 3 лет дети начинают бояться наказаний или недостатка внимания родителей, в связи с наступлением возраста осознанного течения межличностных контактов.

Для дошкольного возраста характерны такие страхи, как темнота, осуждение окружающих, боязнь сказочных или вымышленных персонажей, опасных объектов и предметов. В младшем школьном возрасте проявляются страхи межличностного характера – публичные выступления, получение плохой отметки, осуждение, высмеивание, отвержение.

В возрасте 6 лет могут начать появляться страхи аварий, катастроф различного характера, болезней, пожаров и даже смерти. Под воздействием страха у ребенка часто пропадает аппетит, нарушается сон, появляются различные боли, например, мышечные, головные, сердечные, суставные.

Осложнения

Самым сложным и опасным осложнением детского страха является его переход в состояние фобии. Они выражаются в интенсивных реакциях организма в виде беспокойства и паники. Отличаются устойчивым иррациональным поведением в ответ на ситуации или объекты, которые не несут настоящей угрозы. Фобии не поддаются коррекции в отличие от страхов.

Детские страхи способны перейти в форму невроза навязчивых состояний – навязчивое повторение действий и мыслей.

Под воздействием детских страхов в подростковом возрасте у характера проявляются черты мнительности, неуверенности и тревожности.

Таким образом отсутствие реальной помощи и внимания родителей, педагогов и психологов у детей формируются ограничения в поведении в виде избежания некоторых ситуаций, а также затруднения в социальной адаптации.

Диагностика детских страхов

Диагностика страхов у детей носит характер клинической беседы. Ребенок, как правило, после знакомства и установления контакта не скрывает своих тревог, открыто рассказывая о ситуациях, вызывающих беспокойство.

Диагностический процесс интенсивности страха и тревожности основывается на психодиагностических методиках:

  • опрос – для каждой возрастной категории разработаны специфические опросные листы и формы взаимодействия со специалистами, например, для подростков – без контакта со специалистом, а для детей дошкольного возраста – в форме личной беседы;
  • проективные методы применяются для обнаружения неосознанных страхов, скрываемых защитными механизмами. Используется в диагностике дошкольников. Это такие формы, как рисуночные тесты, тесты проектирования ситуаций и диагностические сказки. Отсутствие в них структурированных вопросов позволяет создать обстановку доверия между пациентом и специалистом и обмануть защитные механизмы организма, а также преодолеть боязнь осуждения у пациента.

Обращение к специалистам

Наличие страхов у ребенка служит поводом обращения к врачам – психолог, психиатр, психотерапевт. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококвалифицированные специалисты в данной области.

Здесь к детскому здоровью относятся как к важнейшей миссии, поэтому прием ведут врачи высшей категории с огромным опытом работы. Они знают практически все о детском здоровье и спецификах заболеваний у детей.

Врачи клиники стоят на защите здоровья детей 365 дней в году. Мы располагаемся в самом центре Москвы.

Лечение страхов у детей

Помощь маленьким пациентам в борьбе с их страхами основывается на создании благоприятной домашней обстановки с целью поддержания ощущений безопасности и спокойствия. В качестве дополнительного лечения страхов у детей используется психотерапия. Она нацелена на осознание и преобразование эмоций негативного спектра: боязнь, тревога, беспокойство.

Наилучшим эффектом пользуется комплексная терапия, включающая в себя:

  • семейное консультирование. Имеет своей целью выявить причины, способствующие появлению и поддержанию страха у ребенка. Здесь имеет место обсуждение методов воспитания и досуга детей, а также особенности отношений внутри семьи. Специалист должен дать родителям рекомендации по способам общения с ребенком и вопросам коррекции родительского поведения. Эта стадия призвана наладить комфортные домашние условия для коррекции страхов у детей;
  • психотерапия в данном случае носит исключительно индивидуальный характер. За счет беседы в доверительной обстановке изначально происходит обсуждение страхов. Доверительный диалог снимает эмоциональную напряженность. Далее наступает период переработки страхов. Здесь уместен метод сказкотерапии, при помощи которого про страх сочиняется сказка, где он оказывается побежден, или визуального его облачения при помощи лепки/рисования, в итоге страх должен быть ритуально уничтожен или переделан;
  • лекарственная терапия становится необходима при запущенных формах и наличии осложнений. Начало приема седативных препаратов совпадает с началом комплексного лечения, при этом способы приема и дозы определяются лечащим врачом индивидуально.

Таким образом, своевременное обращение к специалистам за лечением детских страхов вносит большую часть успеха в борьбу со страхом у ребенка. Однако для его выявления родители должны быть максимально внимательны к своему ребенку.

Профилактика детских страхов

Профилактика страхов у детей – это половина успеха в борьбе с их появлением.

В качестве профилактики появления страхов у собственного ребенка родители должны придерживаться следующих правил:

  • установление и поддержание доверительных отношений с ребенком;
  • отказ от линии воспитания в виде доминирования родителя;
  • отказ от применения физической силы;
  • отказ от показа собственных тревог и опасений;
  • правильная организация досуга ребенка.

Правильный досуг ребенка должен отвечать следующим принципам:

  • максимум подвижных игр, творческих занятий и общения в коллективе;
  • отказ от просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • минимизация времени, когда ребенок находится в одиночестве.

Такие простые меры способны навсегда избавить вашего ребенка от появления тревог и страхов, ненужных опасений и боязней. Полноценность личности вашего ребенка во взрослом возрасте зависит от безмятежности детского возраста, поэтому проблема детских страхов так важна и актуальна. Родители должны быть очень внимательны и корректны со своими детьми.

Как записаться к врачу

Основным принципом работы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) является охрана здоровья маленьких пациентов. Квалифицированные психологи, педиатры готовы вам предложить адекватные методики лечения для возвращения деткам здоровья, а родителям – спокойствия.

Чтобы получить консультацию интересующего вас специалиста, необходимо записаться на прием. Сделать это можно через онлайн-форму на сайте, по телефону 8+7(495)995-00-33или при личном визите в клинику по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок д.10, станция метро Маяковская.

Статьи

20 Окт 2020

В современном обществе  анорексия стала  одной из  глобальных проблем среди подростков, особенно среди девочек. По мнению экспертов, легкая форма расстройства имее…

15 Апр 2020

2020 год ознаменовался пандемией нового коронавируса SARS-CoV-2. Свое шествие по планете он начал с рыбного рынка в китайском городе Ухань в конце ноября 2019 года, охватив за неск…

13 Мар 2020

Воспаление, протекающее в тонкой кишке, называется энтеритом у детей.

12 Мар 2020

Глаукома у детей: причины, методы лечения

Глаукома у детей – это целая группа болезней глаза, характерными особенностями которой являются повышение внутриглазного давления и дефекты зрения, развивающиеся на фоне данного…

Детские страхи — как помочь ребенку не бояться

Страхи у детей

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит.

«Мама, я боюсь, что паук заползет ко мне в кровать», «не выключай свет, я боюсь темноты»… Детские страхи появляются внезапно и часто развиваются в возрасте около двух-трех лет. Именно тогда, когда ребенок учится самостоятельности и начинает понимать, что мир не всегда безопасен.

Психологи успокаивают: детские страхи естественны, не несут угрозы для психики и проходят обычно в течение трех-четырех недель. Попробуем разобраться в причинах и методах преодоления детских страхов.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Типы детских страхов

  • Сверхценные / воображаемые

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением.

Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации).

Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Чего нельзя делать, если ребенок боится?

Прежде, чем рассказать, как можно помочь ребенку справится со страхами, стоит отметить, чего нельзя делать, чтобы не навредить:

Не высмеивайте страхи ребенка, так вы только усугубите проблему и подорвете доверие в семье. Даже, если страх иррационален отнеситесь к нему серьезно, мягче говорите о том, почему бояться не стоит.

  • Не называйте ребенка «трусом».
  • Не ставьте в пример других детей, которые «ничего не боятся».
  • Избегайте внутрисемейных конфликтов и психотравмирующих ситуаций.
  • Не запугивайте ребенка несуществующими угрозами: «будешь кричать — тебя заберет Баба-Яга».

Как помочь пережить детские страхи?

  • Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
  • Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти.

    Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».

  • Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.

  • Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
  • Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
  • Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.

Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: