Стресс у ребенка

Содержание
  1. 10 признаков стресса у ребенка
  2. 1. Регресс
  3. 2. Страхи
  4. 3. Агрессивность
  5. 5. Проблемы со здоровьем
  6. 6. Беспокойный сон
  7. 7. Снижение успеваемости
  8. 9. Изоляция
  9. 10. Компульсивные признаки
  10. Как распознать признаки стресса у детей?
  11. Причины стресса у детей
  12. Основные симптомы стресса
  13. РЕГРЕСС
  14. СТРАХИ
  15. АГРЕССИВНОСТЬ
  16. Перепады настроения и беспокойный сон
  17. Проблемы со здоровьем
  18. Снижение успеваемости
  19. ИЗОЛЯЦИЯ
  20. Стресс у ребенка
  21. Стадии стресса
  22. Причины возникновения детского стресса
  23. Признаки стресса у детей
  24. Последствия стресса у ребенка
  25. Лечение стресса у детей
  26. Профилактика стресса у ребенка
  27. Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции
  28. Стресс: клинические проявления
  29. Общие причины (источники) стресса у современного ребенка
  30. Последствия стресса у детей и подростков
  31. Преодолеваем стресс у ребенка быстро и правильно
  32. Причины появления стресса у детей
  33. Причины стресса в подростковом возрасте
  34. Способы преодоления стрессовых ситуаций
  35. Новости
  36. Триггер стресса: слишком мало сна
  37. Триггер стресса: проблемы с деньгами
  38. Триггер стресса: ссоры родителей
  39. Триггер стресса: стресс родителей
  40. Триггер стресса: друзья
  41. Триггер стресса: школа
  42. Триггер стресса: скука
  43. Триггер стресса: неправильное питание
  44. Триггер стресса: изменения в привычной жизни
  45. Триггер стресса: слишком много гаджетов
  46. Триггер стресса: многозадачность

10 признаков стресса у ребенка

Стресс у ребенка

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов… Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

1. Регресс

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если вдруг, неожиданно начал бояться, расспросите, с чего это он взял, что страшно. Приведите в пример детей, которые не боятся. Ну и купите ночник со звездочками.

 Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

 4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота,расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей.Не ограничивайтесь дежурным вопросом«Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

 8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка вбоязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например,хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Как распознать признаки стресса у детей?

Стресс у ребенка

Детский стресс. Да, и такое бывает, и это явление встречается довольно часто. Многие родители наверняка думают, что стресс появляется в жизни с возрастом, а жизнь наших детей можно назвать практически беззаботной. Но это далеко не всегда так. Чтобы вовремя распознать стресс и способствовать тому, чтобы он прошел бесследно, нужна помощь родителей и иногда специалиста.

Слово «стресс» имеет английское происхождение и в переводе означает «давление, нагрузка, напряжение». Основные причины возникновения стресса — это физические, эмоциональные и интеллектуальные перегрузки.

Если взрослые обычно легко могут определить у себя наличие стресса, то дети не понимают, что с ними происходит и не знают, как избавиться от плохого настроения.

Естественно, главная задача родителя в этой ситуации — вовремя заметить признаки стресса у ребенка и помочь малышу справиться с проблемами.

Яна Москвина Психолог-консультант клуба «Магис Дети»

Причины стресса у детей

Детский стресс обычно возникает, как реакция на новую для ребенка ситуацию, если малыш сталкивается с чем-то непривычным, тем, чему пока не может противостоять.

Причины могут быть самые разные: трудности и напряженные отношения в семье, несчастные случаи и травмы, появление в семье нового ребенка, переезд, чрезмерные нагрузки в учебных учреждениях, расставание с близкими, потеря домашнего животного и т.д.

Основные симптомы стресса

В разном возрасте стресс проявляется по-разному. По каким же признакам можно определить его наличие у детей?

  • У малышей до 2 лет — это повышенная раздражительность, потеря аппетита и ухудшение сна
  • У детей дошкольного возраста — повышенная требовательность и частое проявление негодования, регрессия к детским привычкам, усиленные детские страхи, агрессивное и плохое поведение, дефекты в речи, гиперактивность или, наоборот, уменьшение активности, уход в себя.
  • У школьников младших классов — головные боли, тошнота, быстрая утомляемость, плохое, агрессивное или вызывающее поведение, ложь и обман, регрессия к детским привычкам, расстройства без конкретной причины, чрезмерное беспокойство о своем здоровье, педантизм или максимализм, повышенная тревожность, волнения и страхи, падение успеваемости, дефекты речи и нервный тик, нарушения сна и потеря аппетита.

Научными исследованиями доказано, что с возрастом риск надвигающейся депрессии увеличивается. В 17 лет он в 4 раза выше, чем в 8-12 лет.

РЕГРЕСС

Регресс проявляется в том, что у ребенка появляются привычки, свойственные поведению в более раннем детстве: сосание пальца, плач, когда уходит мама, чрезмерное требование внимания. Что делать в этом случае? Не мешайте ребенку «возвращаться в детство», достаточно просто уделить ему больше внимания, проявить ласку и заботу.

СТРАХИ

Повышенная тревожность, волнения и проявления страхов (ребенок везде закрывает двери, включает свет, проверяет замок) являются явными признаками стресса. Самый лучший способ справиться с этим — вовлечь ребенка в игру, лучше всего, творческую.

Творческие занятия не только помогают разрядиться, но и позволяют ребенку выразить внутренние страхи и эмоции, поделиться своими мыслями в образной форме.

Прекрасно избавляют от страхов занятия песочной терапией, рисованием, лепкой, декоративным творчеством.

АГРЕССИВНОСТЬ

Внезапно появившиеся признаки агрессивного поведения у дружелюбного и спокойного ребенка (грубость, резкий разговор, разбрасывание вещей) говорят о сильном стрессе.

Агрессивное поведение невозможно просто запретить, важно дать правильный выход накопившейся отрицательной энергии ребенка. Для таких целей идеально подходят физические нагрузки: занятия спортом и фитнесом, единоборства, подвижные игры.

Не забывайте анализировать поведение ребенка в спокойных разговорах с ним наедине.

Перепады настроения и беспокойный сон

Резкие смены настроения и проблемы со сном должны насторожить родителя. Для начала стоит поговорить по душам и выяснить причины беспокойства ребенка, попытаться научить понимать и правильно выражать свои эмоции.

Избавлению от тревожности и плохого сна помогут расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика, йога, упражнения на развитие воображения и фантазии, ароматерапия. Будьте внимательны к режиму дня ребенка и его питанию.

Проблемы со здоровьем

Симптомы заболеваний (тошнота, головная боль, боли в животе) могут быть вызваны нервным перенапряжением. Проверьте психологический климат в семье и школе, оцените нагрузки и требования, которым подвергается ребенок. Возможно, стоит пересмотреть режим и занятость ребенка и при необходимости обратиться к помощи психолога.

Снижение успеваемости

О плохом психоэмоциональном состоянии ребенка говорят такие симптомы, как нарушения памяти и внимания, трудности с воображением и потеря интереса к ранее увлекающим ребенка вещам.

Обязательно интересуйтесь делами ребенка и в школе, и за ее пределами, не ограничиваясь дежурными вопросами. Поощряйте ребенка даже за незначительные достижения, будьте внимательны к его потребностям.

Оказывайте поддержку и помощь в выполнении сложных заданий.   

ИЗОЛЯЦИЯ

Проявляется в том, что ребенок становится тихим, замкнутым, уходит в себя и отказывается от занятий, которые раньше ему были интересны, стремится к одиночеству и избегает контактов. Если у ребенка нет желания общаться, не настаивайте сразу и дайте ему немного времени.

Если же желание есть, но ребенок испытывает сложности при установлении контакта, помогите ему подружиться со сверстниками. Создайте ситуацию, удобную для общения и непринужденной игры, например, занятия в спортивной секции или творческой студии со сверстниками.

С проблемами также помогут справиться групповые коммуникативные тренинги, например, занятия песочной терапией.

При обнаружении одного из симптомов стресса обязательно следуйте рекомендациям:

  1. Обратите внимание на режим дня ребенка и обеспечьте полноценное и регулярное питание. Исключите кофе и перекусы вместо основного приема пищи.
  2. Добавьте в режим дня физические нагрузки и упражнения для мышечной релаксации.
  3. Проявляйте интерес к занятиям ребенка и беседуйте с ним об этом.
  4. Попросите других членов семьи быть внимательными к ребенку.
  5. Обеспечьте удобное и комфортное место для занятий.
  6. Не оказывайте давление! Будьте терпимы.
  7. Помогите ребенку расслабиться и отвлеките его посещением кафе, парка развлечений, приятной прогулкой или игрой.

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка

Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. 

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.

Стадии стресса

Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Причины возникновения детского стресса

Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

– Переезды и расставания с близкими людьми

– Развод родителей

– Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

– Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

– Буллинг (травля со стороны сверстников)

– Резкая смена режима или распорядка дня

– Начало и конец учебного года

– Экзамены и подготовка к ним

– Увлечение агрессивными компьютерными играми

– Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Признаки стресса у детей

Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

– Частая смена настроения

– Агрессия 

– Нарушение режима сна

– Энурез

– Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

– Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

– Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

– Замкнутость

– Кошмарные сны и фобии

– Стремление все контролировать

– Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне) 

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.

Последствия стресса у ребенка

Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль. 

Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.

Лечение стресса у детей

Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.

Помощь самих родителей. Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.

Терапевт. Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.

Психотерапия. Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать.

Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья.

Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.

Физиотерапия. В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.

Профилактика стресса у ребенка

Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку.

Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.  

Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции

Стресс у ребенка

1) Международное общество «Стресс под контролем», Москва, Россия; 2) ЛДЦ «Лапино», Москва, Россия; 3) НИО неврологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия; 4) Кафедра физической культуры РАНХ и ГС, Москва, Россия;

5) МЦ «Унисон», Москва, Россия

Физическое здоровье ребенка не отделимо от его эмоционального состояния.

Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в более старшем возрасте.

В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия, а также рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте.

Стресс: клинические проявления

Стресс – это не просто волнение или нервное напряжение, это системный нейроэндокринный ответ, который активируется в первую очередь сочетанным действием симпатической нервной и эндокринной систем [1, 2].

Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков [3–5]:

  • перепады настроения и раздражительность;
  • повышенная тревожность и чувство опасения;
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в т.ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
  • трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
  • суетливость и проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в т.ч. с родителями.

Перечисленные симптомы различны по интенсивности и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.

Важно! Стресс может представлять опасность и становиться проблемой, когда у ребенка нарушается адаптация и имеет место плохой контроль стресса.

Общие причины (источники) стресса у современного ребенка

  1. Важные (значимые) жизненные изменения (психотравмирующие события, личностные потери, хронические конфликты в семье, агрессивность отца, развод родителей, потеря работы и другие виды стресса у родителей [5, 6]; расставание с близкими друзьями, переезд семьи, хронические заболевания или инвалидность родителей) [7, 8].
  2. Трудности взаимоотношений в социуме: если некоторые конфликты – это нормально и время от времени это здоровая характеристика человеческих взаимоотношений, то хронические и нерешенные конфликты, которые характеризуются трудностями взаимоотношений, служат причиной значимого персонального стресса и представляют собой серьезный риск развития, например, сердечно-сосудистых нарушений и заболеваний [9].
  3. Условия учебы и академический стресс (загруженность ребенка уроками, конфликты с учителями и школьные дидактогении, расставание с родителями у дошкольников).
  4. Окружающие (средовые факторы): в результате экологических стрессов дети испытывают больший риск инфекционных, аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных психосоматических расстройств [10]. Также дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Последствия стресса у детей и подростков

Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. Субъективное восприятие стресса в сочетании с индивидуальными (генетические, биологические, психологические) различиями в поведении могут приводить к развитию негативных психологических, соматических и поведенческих последствий стресса.

Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25% [9, 11, 12].

Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов.

Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети.

Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

У детей и подростков тревожные расстройства представлены широким спектром клинических проявлений (табл. 1).

Тревожные расстройства дебютируют в раннем детстве (3–5 лет) или подростковом возрасте. Тревожные расстройства – психические расстройства, которые на протяжении первых двух десятилетий жизни связаны с нарушением формирования адаптации в обществе, а также развития когнитивной и поведенческой сферы (неуспеваемость в школе и отсутствие профессиональных достижений/несостоятельность) [13].

Тревожные расстройства могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях и патологических состояниях у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков; синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (мигрень и головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатального поражения нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др. Симптомы тревожного расстройства могут быть распределены на три основные группы:

  1. Симптомы эмоциональных нарушений – постоянное беспокойство, грусть, раздражительность и гневливость, ощущение разочарования и недоволь…

Е.С. Акарачкова, Д.В. Блинов, О.В. Котова, Е.В. Травникова, Е.В. Царева

Преодолеваем стресс у ребенка быстро и правильно

Стресс у ребенка

08.06.2018

4

117716

Ребёнок, живущий социальной жизнью, ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно.

Подростка тоже может постигнуть стресс. Как уберечь ребёнка от него?  Психологи советуют играть. Простые и эффективные игры помогут снять нервное напряжение у ребёнка,  избавиться от тревог и научат выражать эмоции.

Поэтому родители должны знать, что делать, если у подростка стресс, и как уберечь его.

Причины появления стресса у детей

Многие знают, как влияет стресс на ребёнка. Поэтому необходимо выяснить причины возникновения недуга и признаки стресса:

  • 0-2 года. Разлука с родителями, особенно с мамой. Постоянные переезды с места на место, которые сказываются на режиме дня.
  • 2-4 года. Частое отсутствие мамы и папы, их развод, появление нового человека в семье.
  • 4-7 лет. Конфликты в семье. Поход в детский сад, где ребёнок на долгое время остается без родителей, в окружении незнакомых людей. Невозможность нормально общаться с воспитателями и другими детьми в саду.

Причины стресса в подростковом возрасте

  • Рождение брата или сестры. Родители все время и внимание уделяют младенцу, из-за чего у старшего ребёнка может возникнуть ревность к младшему. Он не может адекватно и правильно оценивать действия родителей.
  • Смена места жительства, проблемы со сном, конфликты с друзьями, усталость, которая возникла из-за обучения.
  • Долгое отсутствие или смерть близкого человека или питомца.
  • Факторы из внешнего мира (телевизор, интернет, окружающие люди).
  • Развод родителей.

Способы преодоления стрессовых ситуаций

Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:

  • Разрешите детям напрыгаться.

Ещё вчера Вы ругали любимое чадо за прыгание до потолка на кровати? Вы были не совсем правы. Психологи заявляют, что прыжки идеально снимают психологический стресс.

Во время прыжка уходит напряжение, стопа чувствует опору, а «невесомость» чудесным образом оказывает положительной воздействие на стволовые клетки мозга. С каждым прыжком тревог и забот в душе ребёнка дошкольного возраста становится все меньше.

Отведите его в игровой центр на батут, который  идеально подойдет для снятия стресса.

Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем.  Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи.

Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску.

Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка.

Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка. Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!

  • Отпустите стресс по течению.

Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки.

Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению.

Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.

  • Соберите гирлянду дружбы.

У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие.

  Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы.  Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.  

Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.

Испытав сильный стресс, ребёнок закрывается, создаётся впечатление, что он боится чувствовать даже положительные эмоции. «Разморозьте» его с помощью работы пальцев. Окуните их в краску, и пусть подросток поставит несколько отпечатков. Затем включите фантазию, просите его дорисовать любимых сказочных героев, зверюшек, да что угодно.

Чтобы ребёнок не фокусировался на плохих событиях в прошлом и не тревожился за будущее, важно научить его осознанно ощущать себя в настоящем. Время от времени задавайте вопрос: «Ты где?».

Ответ должен состоять из нескольких предложений и начинаться со слов: «Я здесь». Объясните, что нужно говорить об ощущениях, запахах, звуках. Ответ может быть таким: «Я здесь.

Сижу на кухне за столом, приятно пахнет только что приготовленным пирогом, читаю маме книгу, с улицы доносится музыка».

Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.

Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.

Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.

Новости

Стресс у ребенка

Слишком активный образ жизни может повлиять на здоровье вашей семьи.

Исследования показывают, что длительный стресс может привести к тому, что организм начнет вырабатывать слишком много кортизола – гормона, который повышает аппетит. В итоге, это может привести к перееданию. Именно так стресс может заставить вас обратиться к еде – самому доступному источнику комфорта.

Решение: Каждый день старайтесь расслабляться всей семьей. Даже 10 минут. Перелистывайте журналы, разговаривайте, или просто гуляйте – делайте все, что поможет вам отдохнуть и зарядиться энергией.

Триггер стресса: слишком мало сна

Любой человек из-за недосыпа может быть усталым и капризным. Из-за недостатка сна у человека замедляется метаболизм и повышается аппетит. А это значит, что вы, скорее всего, переедите, съедите что-то вредное и будете пассивным.

Решение: Заставьте всех спать! Займитесь чем-то расслабляющим перед сном – например, чтением книги. Определите длительность сна для каждого члена семьи в соответствии с его возрастом:

  • Дети младше 6 лет: 11-13 часов,
  • Младшие школьники: 10-11 часов,
  • Подростки: 8-10 часов,
  • Взрослые: около 8 часов.

Триггер стресса: проблемы с деньгами

Если вас беспокоят финансовые трудности, от этого могут страдать и ваши дети. Старшим детям будет не хватать походов в кино или новых ботинок, а дети младшего возраста просто будут чувствовать, что в семье проблемы.

Решение: открыто говорите о проблемах, но старайтесь быть оптимистичнее: «В этом году мы не сможем никуда поехать на каникулы, но давайте придумаем, как весело провести время в нашем городе». Пусть дети знают, что скоро все наладится.

Триггер стресса: ссоры родителей

Когда родители ссорятся, дети нервничают. Особенно это касается детей до 10 лет, у которых дом, прежде всего, ассоциируется с безопасностью.

Решение: если ваш ребенок расстраивается, когда слышит ваши ссоры с партнером, признайте это. Расскажите ему, что иногда люди ссорятся, но важно то, что все всегда, в итоге, налаживается.

Триггер стресса: стресс родителей

Дети реагируют на стресс так же, как и их родители. Они повторяют за вами, когда вы слишком поздно ложитесь спать, едите на ходу или просто становитесь раздражительными.

Решение: Покажите своим детям, как справляться со стрессом на своем примере. Помните, что в самые сложные моменты жизни важно уметь расслабляться и заботиться о себе. Так вы подадите хороший пример детям и сами почувствуете себя лучше.

Триггер стресса: друзья

Начиная с третьего или четвертого класса самооценка детей в большей степени зависит от отношения к ним сверстников. Поэтому обидные слова или травля могут стать причиной возникновения стресса.

Решение: Обратите внимание, если ваш ребенок жалуется, что его друзья «злые», или становится все более и более раздраженным. Старайтесь общаться с ним открыто, чтобы вы знали, что происходит в его жизни. Если вы заметили, что ребенок подавлен или не хочет общаться, обсудите ситуацию с медицинским работником.

Триггер стресса: школа

В нашем конкурентном обществе даже маленькие дети иногда беспокоятся о том, чтобы хорошо учиться и преуспевать в спорте.

Решение: Помогите своему ребенку найти занятие по душе, в котором он преуспевает. Поощряйте его прилагать максимум усилий и постоянно практиковаться. Отмечайте даже его небольшие успехи. Помогайте ему правильно организовать процесс обучения. Попробуйте составлять список дел на неделю, чтобы ребенок мог вычеркивать пункты и видеть, как многого он достиг.

Триггер стресса: скука

Детям необходима системность и постоянная стимуляция. Если им будет нечего делать после школы, они могут начать испытывать тревожность. Все это может вылиться во вредным привычкм – например, поедание фастфуда или слишком большое количество времени за компьютером.

Решение: Внеучебные формы деятельности, а также занятия спортом ежедневно в течение часа помогут занять детей в свободное время днем в достаточном объеме.

Триггер стресса: неправильное питание

Если дети пропускают приемы пищи или заменяют их перекусами, им сложно оставаться энергичными в течение всего дня.

Решение: Придерживайтесь трехразового питания с двумя перекусами в день – это работает для большинства семей. Кроме того, исследования показывают, что дети, которые кушают вместе с семьей несколько раз в неделю, как правило, счастливее и едят более здоровую пищу.

Триггер стресса: изменения в привычной жизни

Дети младше 6 лет не могут диагностировать у себя стресс. Если они чувствуют, что что-то идет не так, они просто начинают странно себя вести. Любое изменение в жизни – новая школа, переезд, новая работа мамы или папы – может перевернуть их мир с ног на голову. Такие изменения могут стать стрессом и для самих родителей, и для братьев и сестер ребенка.

Решение: Придерживайтесь нескольких ежедневных ритуалов: ужин в одно и то же время, сказка перед сном, дневная прогулка. Дети, которые знают, чего ожидать, чувствуют себя комфортнее, так же, как и все остальные члены семьи.

Триггер стресса: слишком много гаджетов

Нам кажется, что мы отдыхаем, когда играем в видеоигру, смотрим телевизор или проводим время в социальных сетях, но это не так. Чтение книги или живое общение расслабляют куда больше. Кроме того, когда мы проводим время перед экраном телевизора или другого устройства, то часто злоупотребляем вредными перекусами.

Решение: Ограничьте время, которое ваша семья проводит за экраном телевизора, двумя часами в день. И не позволяйте членам семьи есть перед телевизором. Когда вы отвлекаетесь на просмотр программы или игру, вы не думаете о размере порции, о том, насколько вы сыты, и не общаетесь с членами своей семьи.

Триггер стресса: многозадачность

Подростки могут казаться счастливыми и спокойными, когда переписываются с друзьями или слушают музыку во время выполнения домашнего задания. Но многозадачность – это более утомительный и напряженный процесс, чем вы думаете.

Решение: Поговорите со своими детьми-подростками о том, что стоит полостью сосредотачиваться на той задаче, которую они выполняют, и о том, как правильно расставлять приоритеты. Это отличный шанс помочь им проводить меньше времени с гаджетами.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: