Суицидальное поведение

Содержание
  1. Психологическая помощь при суициде, попытке суицида и суицидальном поведении
  2. Какое поведение считается суицидальным
  3. Психологическая помощь при суицидальном поведении
  4. Суицидальное поведение подростков
  5. Попытка суицида: психологическая помощь пациенту
  6. Психологическая помощь при суициде
  7. Телефоны организаций, которые оказывают помощь при суициде
  8. Лечение суицидального поведения
  9. Типы и виды суицидального поведения
  10. Причины суицидального поведения
  11. Выявление суицидального поведения
  12. Признаки суицидального поведения несовершеннолетних и детей
  13. Диагностика суицидального поведения
  14. Профилактика суицидального поведения у подростков
  15. Суицидальное поведение: особенности заболевания и лечение
  16. Суицидальное поведение: лечение
  17. Профилактика суицидального поведения
  18. Диагностика суицидальных тенденций
  19. Суицид среди подростков
  20. Подростковый суицид: протест или отчаяние
  21. Причины самоубийств: факторы риска
  22. Профилактика суицида среди подростков. Защитные факторы

Психологическая помощь при суициде, попытке суицида и суицидальном поведении

Суицидальное поведение

По данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд совершается один суицид, а ежегодно происходит всего более 800 тысяч суицидов. При этом мужчины совершают суициды вдвое чаще, чем женщины, а женщины в четыре раза чаще совершают покушения на самоубийства, чем мужчины.

Обратитесь за помощью!

Если у вас или близкого человека возникло ощущение, что не стоит жить, появились мысли о самоубийстве — скорее обратитесь за помощью к специалистам.

В России ежегодно происходит в среднем 19,5 случаев суицида на каждые 100 тысяч жителей страны, но ситуация сильно различается по регионам: если в Москве совершается в среднем от 4 до 6 суицидов на каждые 100 тысяч жителей, то в Сибири и на Дальнем Востоке происходит более 30, а на Алтае, в Бурятии, Туве и Ненецком автономном округе и на Чукотке — более 60 случаев суицида на каждые 100 тысяч человек.

Эти показатели могли бы быть намного ниже, если бы родственники людей, которые предпринимают попытки совершения суицида, своевременно заметили психологические проблемы своих близких и обратились за психологической помощью к специалистам. Несмотря на то, что по статистике только одна из 20 попыток самоубийств заканчивается смертью, нельзя слепо надеяться, что суицидальное поведение не приведет к трагическому концу.

Какое поведение считается суицидальным

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий.

У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание.

Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.

Психологическая помощь при суицидальном поведении

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение.

Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту.

Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни.

Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.

Суицидальное поведение подростков

Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков.

Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы.

Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.

Оценить тревожные психологические отклонения в детском и подростковом возрасте без помощи психологом или психотерапевтов довольно сложно: дети часто смешивают игру и реальную жизнь, и суицидальные намерения могут остаться незамеченными.

Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.

Склонность родителей к депрессиям, психозам и другим психическим расстройствам также повышает вероятность суицида у подростка. Плохие отношения с родителями также увеличивают вероятность появления суицидальных настроений. Есть и еще один важный фактор, провоцирующий у подростков психологическую неуравновешенность и опасные психологические изменения — это интернет-зависимость.

Если подросток практически перестал общаться с «реальными» друзьями и целыми днями сидит в интернете, это очень тревожный сигнал. Интернет-зависимость сродни наркотической зависимости и также может довести подростка до непоправимой трагедии.

Есть один очень важный момент: зачастую подростки воспринимают смерь нереально — не как конец жизни, а просто как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни.

Есть и еще один важный фактор, с которым необходимо считаться: суицидальное поведение у подростков заразительно.

Если кто-то из молодежных кумиров, друзей или знакомых совершает суицид, это часто провоцирует всплеск суицидальных настроений у целой группы молодежи, и в результате может произойти целый ряд трагедий, обусловленных групповым поведением.

Если подросток начинает проявлять агрессию, замыкается в себе, теряет аппетит или перестает следить за своей внешностью, если он слишком долго сидит в интернете — это признак того, что пора обратиться к помощи психолога.

Опасными признаками являются также нелюдимость подростка, отсутствие у него друзей, правонарушения, участие в неформальных группировках, неосознанные стремления причинить себе боль (грызет ногти и пальцы, выдергивает волосы, часто появляются порезы, царапины и ушибы), а также склонность к безрассудному риску — например, чрезмерное увлечение экстремальными видами развлечений.

Осложнить ситуацию может сложная обстановка в семье (развод родителей, появление отчима или мачехи, конфликты между родителями или близкими родственниками и т.п.).

Признаки того, что у подростка начинает формироваться суицидальные наклонности, могут быть следующими:

  • Пассивность и безразличие к происходящему.
  • Низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своим положением среди сверстников и своим внешним видом.
  • Неумение найти себе интересное занятие или увлечение.
  • Психологические или эмоциональные нарушения: неуравновешенность, агрессивность, импульсивные поступки, психологический дисбаланс
  • Психические нарушения: депрессии, навязчивые идеи, фобии и т.п.
  • Мрачные настроения, трагические мысли, разговоры о смерти, повышенный интерес к смертям и трагедиям в кино, литературе и новостях.
  • Негативная оценка настоящего и пессимистические настроения относительно будущего
  • Социальное отторжение (отсутствие друзей в школе, плохие отношения с родителями, издевательства сверстников и т.п.).
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость.
  • Прием наркотиков, «спайсов», каких-либо токсических веществ или алкоголя.

Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка не следует терять время и нужно срочно обратиться к помощи психолога. Психолог определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить невозможно.

Если случилась очень острая ситуация, единственным выходом из которой подросток считает уход их жизни, то в этом случае необходима экстренная консультация психотерапевтов или психиатров, которая может потребовать психотерапевтического или медикаментозного лечения. Своевременное оказание медицинской помощи поможет не только предотвратить трагедию, но и вернуть пациента к нормальной полноценной жизни.

Попытка суицида: психологическая помощь пациенту

Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.

На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться.

Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса.

На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации.

Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации.

Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.

Психологическая помощь при суициде

Если близкие не проявили должного внимания к суициденту и не сумели предотвратить трагедию, то в этом случае родственникам тоже могут потребоваться психологические консультации. Такие трагедии как суицид всегда вызывают у близких чувство вины за бездействие и в свою очередь могут привести к депрессии и глубоким эмоциональным расстройствам.

В случае если суициденту удалось выжить после инцидента, задача психотерапевта заключается в том, чтобы защитить пациента от повторения суицидальных покушений и членовредительства, улучшить его субъективное восприятие качества жизни и перспектив на будущее, а также снизить чувство безнадежности ситуации и бессмысленности жизни, которое толкнуло его на отчаянный шаг.

Необходимо также помнить, что лучше всего решить любые психологические проблемы может только специалист, поэтому при первых же тревожных признаках у кого-то из близких не стоит терять время и нужно немедленно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту. Раннее выявление психологического дисбаланса и возможных психических отклонений поможет пациенту преодолеть психологический кризис и избавит в будущем от многих проблем.

Телефоны организаций, которые оказывают помощь при суициде

ОрганизацияТелефонСайт
Кризисная линия доверия (круглосуточно)8 (800) 100-49-94
«Горячая линия» Центра экстренной психологической помощи МЧС России (Москва)8 (495) 626-37-07
Государственная скорая психиатрическая помощь (Москва)8 (495) 620-42-30
Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева (Москва), приемное отделение8 (495) 952-91-61Сайт
Психиатрическая клиническая больница № 4 имени П.Б. Ганнушкина (Москва), справочная8 (495) 963-11-02Сайт
Центральная клиническая психиатрическая больница (Москва), приемный покой8 (495) 614-19-11Сайт

Лечение суицидального поведения

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение включает в себя мысли о самоубийстве, попытки покончить с собой и собственно суицид. В основном эта проблема возникает у подростков и молодежи в возрасте 15-25 лет. Взрослые люди лишают себя жизни преимущественно после 70 лет.

Лишь небольшой процент самоубийц имеет серьезные психические отклонения. Чаще всего к такому радикальному решению проблем прибегают лица с незначительными нарушениями, вызванными затяжной депрессией, или имеющие импульсивный характер. Важно вовремя выявить симптомы суицидального поведения у своего близкого, особенно ребенка, чтобы успеть предотвратить страшные последствия.

Типы и виды суицидального поведения

Существует 2 вида проявлений суицидального поведения:

1. Внутренние.

  • Пассивные мысли.Человек задумывается о смерти, но не о самоубийстве. Он считает, что жить ему незачем, его уход никого не расстроит. Появляются фантазии о том, что жизнь внезапно оборвется, например, во сне.
  • Замыслы.Появляются конкретные мысли о суициде. Больной выбирает способ самоубийства, задумывается о месте и времени действия.
  • Намерения.Принимается окончательное решение. Человек начинает воплощать свой замысел.

Эти три этапа могут завершиться за несколько минут или растянуться на месяцы и даже годы.

2. Внешние.

  • Истинные.К желанию покончить с собой приводят долгие размышления о смысле жизни и существующих проблемах. Самоубийство кажется единственным выходом. Решение о суициде продуманное и осознанное. Больной никому не говорит прямо о своих мыслях, поэтому его смерть часто становится полной неожиданностью для окружающих. Хотя по его поведению можно заподозрить, что что-то не так.
  • Демонстративные.Заключаются в намеках и открытых угрозах совершить суицид. В этом случае самоубийца обычно не собирается сводить счеты с жизнью. Он лишь хочет быть услышанным окружающими или получить от них что-то. Такой человек не умеет идти на диалог, выстраивать нормальные отношения. Если попытки обратить на себя внимание заканчиваются смертью, это, как правило, трагическая случайность.
  • Скрытые.Такие поведенческие проявления присущи тем, кто не решается сознательно причинить себе боль или понимает, что самоубийство – это не выход. Тем не менее больные стараются приблизить смерть, часто неосознанно. Они занимаются экстремальными видами спорта, водят машину в состоянии алкогольного опьянения или на высокой скорости, перебегают оживленные трассы, подсаживаются на наркотики.

Причины суицидального поведения

Множество факторов влияет на желание человека покончить с собой. Их можно разделить на 5 групп.

1. Личные взаимоотношения:

  • детские психологические и физические травмы;
  • жестокое или равнодушное отношение родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  • случаи суицидов среди близких;
  • проживание вместе с алкоголиками, наркоманами, тяжелыми больными;
  • непонимание со стороны близких, конфликты в семье;
  • развод и расставание с любимым;
  • развод родителей;
  • смерть близкого;
  • измена партнера;
  • несчастная или неразделенная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • непринятие собственной сексуальной ориентации или пола;
  • пережитое сексуальное насилие.

2. Социальное взаимодействие:

  • проблемы и травля в коллективе;
  • избыточные нагрузки на работе и учебе;
  • невозможность наладить контакт с окружающими;
  • влияние со стороны групп и лиц, восхваляющих смерть;
  • вынужденная социальная изоляция.

3. Антисоциальное поведение:

  • боязнь уголовной ответственности;
  • попытка избежать позора из-за совершенного поступка;
  • стремление к самонаказанию.

4. Материально-бытовые трудности:

  • потеря работы;
  • потеря денег;
  • низкий материальный достаток в семье;
  • проживание в неблагоприятных бытовых условиях.

5. Физическое состояние:

  • хронические боли;
  • неизлечимые патологии;
  • особенности внешности;
  • психические заболевания.

Существует множество других причин суицидального поведения. Совокупность нескольких факторов увеличивает риск возникновения желания покончить с собой.

Выявление суицидального поведения

Если внимательно присмотреться к близкому человеку, можно заметить признаки, указывающие на его склонность к самоубийству. Поведение суицидентов бывает разным, но его неестественность всегда бросается в глаза.

Чаще всего решивший покончить с собой становится замкнутым и молчаливым, стремится оградиться от всех. Он теряет интерес к окружающему, плохо реагирует на внешние раздражители. Ему присуща безэмоциональность, неадекватные поступки и высказывания.

Нередко проявляется непривычная агрессивность, расчетливость и хладнокровие. Некоторые становятся гиперактивными, беспричинно веселыми, суетливыми. Приподнятое настроение быстро сменяется вялостью. Пропадает аппетит. Из-за ночных кошмаров возникают нарушения сна.

Человек, склонный к суициду, начинает часто говорить о смерти и самоубийстве. Он прямо или косвенно намекает на свое решение уйти из жизни. Появляется интерес к книгам и фильмам с мотивами смерти. Потенциальный самоубийца постоянно просматривает депрессивные изображения и слушает грустную музыку. Он часто находится В состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Суицидент ищет в интернете и печатных изданиях информацию о способах самоубийства. В его личных вещах можно найти большое количество таблеток или отравляющих веществ. Подготовка к смерти также заключается в приведении в порядок дел, примирении с врагами, раздаривании вещей, имеющих личную ценность.

Признаки суицидального поведения несовершеннолетних и детей

Детям более свойственны импульсивные действия. Неокрепшая психика вкупе с неумением справляться с проблемами может привести к печальным последствиям из-за любой сложной ситуации. До 14 лет обычно происходят спонтанные самоубийства. Подростки же тщательно готовятся к ним.

К счастью, только 1 случай суицидального поведения из 100 закачивается летальным исходом. Но все же необходимо внимательно относиться к ребенку с подобными наклонностями. Если вовремя не решить проблемы, приведшие к желанию покончить с собой, попытки самоубийства будут повторяться. И чем глубже депрессия, тем серьезней будет душевная травма.

Ребенок, задумавшийся о смерти, постоянно грустит и плачет. Он запирается в своей комнате, отказывается общаться с родственниками и друзьями. Пропадает интерес к играм и другим занятиям, которые раньше доставляли удовольствие. Возникает раздражительность и враждебность.

Учащаются пропуски школьных занятий. Ребенок перестает выполнять домашние задания, у него резко снижается успеваемость. Пропадает сон и аппетит. Возможны периодические жалобы на физическое недомогание, например, на головную боль.

Наличие хотя бы 2-3 симптомов должно насторожить родителей и учителей. В этом случае необходимо сразу же обратиться за помощью к психологу. Специалист оценит тяжесть депрессии и уровень риска суицида, поможет разобраться с проблемами.

Диагностика суицидального поведения

Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.

1. Личностные факторы.

  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в собственных силах;
  • острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
  • необходимость понимания и поддержки от окружающих;
  • трудности в принятии решений;
  • несамостоятельность;
  • неадекватная реакция на неудачи;
  • склонность к самобичеванию;
  • неумение выстраивать отношения в обществе;
  • инфантильность.

2. Ситуационные факторы:

  • неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
  • частая смена жилья, учебы, работы;
  • систематическое употребление спиртных напитков;
  • участие в сектах;
  • значимые юбилейные даты;
  • попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.

На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:

  • позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
  • боязнь причинить себе боль;
  • сильная привязанность к кому-либо;
  • родительские обязательства;
  • повышенное чувство долга и ответственности;
  • принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
  • наличие мечты и планов на будущее.

Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.

Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:

  • оценка по шкале депрессии;
  • оценка по шкале агрессии;
  • методика для выявления и предупреждения самоубийств;
  • анализ рисунков;
  • изучение личных страниц в соцсетях;
  • метод незаконченных предложений;
  • психологические игры.

Профилактика суицидального поведения у подростков

Алгоритм действий должностных лиц при подозрении на суицидальное поведение несовершеннолетних

Ребенок, решивший покончить с собой, сначала делится с друзьями. Они, в свою очередь, редко рассказывают об этом взрослым. Поэтому необходимо доносить до детей информацию о том, как важно о таких случаях сообщать школьному психологу или родителям. Также можно позвонить в антикризисный центр.

Если родители замечают тревожные признаки в поведении сына или дочери, им следует создать дома спокойную обстановку, окружить ребенка заботой и вниманием. Не нужно бояться расспрашивать о проблемах. Как показывает практика, подростки обычно охотно делятся переживаниями, если о них поинтересоваться. Главное, избегать излишнего давления, не быть чересчур настойчивым.

Если ребенок заговаривает о самоубийстве, нужно воспринимать его слова всерьез. Важно внимательно выслушать и выяснить, что именно натолкнуло его на эти мысли.

Родителям также необходима работа с психологом. Специалист объяснит особенности психологии поведения в определенном возрасте, даст рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с подростком. Также предоставит информацию по оказанию экстренной психологической помощи.

Даже если кажется, что кризис миновал, не нужно пускать ситуацию на самотек. Только квалифицированный специалист сможет сказать, решена проблема или нет.

Грамотный психолог легко установит контакт с подростком и выяснит причины суицидального поведения. Индивидуальное консультирование поможет справиться с психологическими травмами и найти выход из сложившейся ситуации.

При стойких отклонениях может понадобиться лечение у детского психиатра.

Поддержка родных и близких играет важную роль в спасении человека с признаками суицидального поведения. Но часто этого бывает недостаточно. Порой сложно подобрать нужные слова, вызвать доверие, дать правильный совет. Поэтому необходимо обращаться к квалифицированному психологу. С помощью грамотного специалиста риск попытки самоубийства сводится к минимуму.

Суицидальное поведение: особенности заболевания и лечение

Суицидальное поведение

Депрессивные состояния в настоящее время сравнивают с самыми серьезными заболеваниями. Люди в депрессии требуют постоянного внимания, наблюдения у психолога, поскольку данное состояние часто приводит к самоубийствам.

Суицид – это комплекс действий, направленных на лишение себя жизни от неестественных причин (вскрытие вен, удушение, огнестрельное ранение, прием препаратов, отравление ядами).

Оно включает в себя завершенный суицид (действия, которые привели к смерти),  попытки суицида (задуманный суицид, но который не привел к смерти), суицидальные наклонности (нанесение порезов, прием витаминов с целью привлечь к себе внимание).

Имеется интересный факт, который говорит о том, что самоубийцами чаще становятся мужчины.

С давних времен в христианстве самоубийство считалось одним из самых тяжких грехов, а люди, лишившие себя жизни, обязательно попадали  в ад.

Суицидальное поведение: лечение

Для начала нужно своевременное предупреждение суицидального поведения.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать больному антидепрессанты и любые другие препараты. Нужно вовремя заподозрить мысли о суициде, попытки или изменение в поведении и обратиться к специалисту, для диагностирования нервно – психической сферы человека.

Профилактика суицидального поведения

Профилактика делится на два этапа.

К первому  относятся мероприятия по профилактике суицидального поведения в школе, на работе:

  • воспитание позитивной личности;
  • совершенствование уровня социального состояния.

Ко второму  этапу относятся:

  • факторы риска и их выявление;
  • выявление личностей, имеющих психические расстройства;
  • устранение всех имеющихся рисков, обильное общение, помощь в решении проблем.

Кроме этого, следует вовремя выявить личностей, склонных к суицидам. Установить с ними контакт и взаимопонимание. Необходимо  также правильно общаться с такими людьми: не спорить, внимательно слушать, так как они хотят, чтобы их выслушали, обсудили то, что, по их мнению, и привело к такому поступку.

Если вы стали свидетелем попытки суицида, нельзя проявлять агрессию, а следует  внимательно слушать больного. Нужно попытаться выяснить, что привело его к такому поступку, и как он решал ранее такие проблемы, как с ними справлялся. Ни в коем случае нельзя оставлять такого больного одного.

С ним нужно все время разговаривать, вплоть до прибытия профессиональной помощи. Иногда оказывается, что пока прибудет помощь, больной может привязаться к вам и довериться, тогда он будет разговаривать только с вами даже в присутствии психолога и спасателей.

Этот фактор стоит учитывать при столкновении с такой ситуацией.

Диагностика суицидальных тенденций

Суицидальное поведение

Самоубийство (суицид) явление сложное и неоднозначное, границы которого довольно сложно провести. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно кончают жизнь самоубийством более 800 тыс. человек (частота самоубийств составляет 10,5 на 100 тыс.

населения, 15,0 для мужчин и 8,0 для женщин), однако большинство специалистов считают эту цифру сильно заниженной. Согласно существующим данным на каждого человека, совершившего самоубийство, приходится 20 суицидальных попыток.

Суицидальные попытки остаются важнейшим фактором риска совершения самоубийства в дальнейшем. Самоубийства совершаются людьми на протяжении всей жизни, однако, в возрасте от 15 до 29 лет они становятся второй по значимости причиной насильственной смерти, уступая только гибели в автодорожных происшествиях.

Мужчины совершают самоубийство достоверно чаще, чем женщины (1,6:1), однако для суицидальных попыток ситуация обратная.

Суицид среди подростков

В подростковом возрасте значительно увеличивается школьная нагрузка. Ребенок большую часть времени находится в стенах учебного заведения, на глазах педагогов, воспитателей, психологов. Именно от них во многом зависит психологическая атмосфера в образовательной организации.

Педагоги являются важнейшим звеном первичной профилактики аутоагрессивного, в том числе суицидального поведения детей и подростков. Именно они могут первыми заметить изменения, которые начинают происходить  в поведении ребенка.

От их своевременной и правильной реакции во многом зависит дальнейшее развитие событий.

По мнению ведущих специалистов, суицидальное поведение – это процесс, который чаще всего протекает в несколько этапов:

  • антивитальные переживания;
  • пассивные суицидальные мысли;
  • активные суицидальные мысли;
  • суицидальные намерения, разработка плана;
  • поиск и подготовка средств для его осуществления;
  • суицидальные попытки;
  • завершенный суицид.

Под влиянием острых или длительных психотравмирующих ситуаций, у человека возникают антивитальные переживания (“жизнь не имеет смысла”, “ничего хорошего уже не будет”, “я не нужен никому”, “не жизнь, а существование” и т.п.).

Затем могут формироваться пассивные суицидальные мысли (“хорошо бы, если бы сбила машина”, “если бы уснуть и не проснуться”).

На следующем этапе начинают формироваться активные суицидальные мысли: человек интересуется способами самоубийства, обдумывает более подходящий для себя, принимает решение о совершении суицида.

Далее происходит более детальная разработка плана – выбирается место, время, конкретный способ, могут предприниматься действия, чтобы попытке никто не помешал.

Далее может следовать непосредственная суицидальная попытка, которая в случае “неудачи” может быть неоднократной.

Психофизиология  детского и подросткового возраста обуславливают особенности суицидального поведения в этот период.

Общая незрелость эмоционально-личностной сферы, несформированность жизненных целей, временной перспективы, самосознания, представлений о смерти как о конечном событии, отсутствие понимания необратимости своих действий и другие нормативные особенности, делают подростков более уязвимыми к суицидальным проявлениям.

Подростковый суицид: протест или отчаяние

Суицид среди подростков может иметь различный психологический подтекст и выступать как:

  1. способ избежать трудностей или справиться с безвыходной с точки зрения ребенка ситуацией;
  2. месть: “вы еще об этом пожалеете”;
  3. способ получить внимание и помощь близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам нельзя говорить, то есть быть специфическим способом коммуникации;
  4. акт протеста против чего-то или кого-то.

Переживания подростка могут недооцениваться с высоты опыта взрослых, расцениваться как несерьезные, “детские”. Для ребенка же значимость этих переживаний может быть очень высока, они зачастую приравниваются к “концу света”.

Подростки не всегда могут адекватно оценить последствия самоповреждающего поведения, из-за этого несуицидальное самоповреждение часто приводит к смерти и выглядит как суицид. Аутоагрессия в этом возрасте может стать опасной для жизни и здоровья и все это из-за недопонимания потенциальной летальности.

Подростковый суицид часто идет рука об руку с некоторыми видами девиантного (отклоняющегося)  поведения – прогулами занятий, употреблением алкоголя или наркотиков, побегами из дома, правонарушениями;

Подросткам часто свойственны повышенная восприимчивость, внушаемость, импульсивность в принятии решений, что часто приводит к некритичному копированию поведения, модного в субкультурах, в интернете, среди кумиров. Тема смерти, суицида часто романтизируется и идеализируется в подростковой культуре.

Наиболее частый механизм суицидального поведения в подростковом возрасте – аффективный.

Причины самоубийств: факторы риска

Суицидальные мысли представляют собой довольно частые переживания, которые встречаются у ребят подросткового возраста.

Подавляющее большинство из них, к счастью, никогда не переходят к суицидальному поведению.

Какие существуют факторы, повышающие степень суицидального риска? На что нужно направить внимание специалистов и близких людей, чтобы помочь подростку и предотвратить самоубийство?

Следует обратить внимание, что чем больше факторов риска, тем больше вероятность появления у человека суицидального поведения. С другой стороны, их отсутствие совсем не означает, что подросток не сможет свести счеты с жизнью.

Личностные

  • Наличие попыток самоубийства в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, чем серьезнее они были, чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
  • Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
  • Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
  • Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
  • Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности  др.
  • Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
  • Асоциальное поведение;
  • Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
  • Повышенные требования к себе, перфекционизм;
  • Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
  • Перенапряжение, усталость, астенизация;
  • Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
  • Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
  • Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
  • Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
  • Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.

Семейные

  • Психические заболевания в семье;
  • Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
  • Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
  • Конфликтная обстановка в семье;
  • Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и, как следствие, недостаточная интеграция ребенка в социум;
  • Жестокое обращение и насилие в семье;
  • Ригидность семьи, жесткое следование установленным нормам;
  • Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
  • Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
  • Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов (“не выносить сор из избы”), в том числе психического неблагополучия.

Социальные

  • Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
  • Потеря (утрата) родных и близких;
  • Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
  • Травля (буллинг) со стороны сверстников;
  • Наличие в истории жизни травматических ситуаций. На фоне новых сильных стрессов может произойти ретравматизация, реактивация чувства отчаяния, покинутости и беспомощности;
  • Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)

Факторы риска специфичные для школьной среды:

  • Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);
  • Чувство отвергнутости, стигматизация в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);
  • Высокие учебные требования;
  • Стигматизация ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.

Профилактика суицида среди подростков. Защитные факторы

Наличие факторов риска уравновешивается так называемыми защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью.

Среди защитных факторов выделяют:

Личностные

  • Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;
  • Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;
  • Экстравертированность (в понимании поиска внешних советов и помощи при возникновении трудностей);
  • Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;
  • Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;
  • Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;
  • Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.

Семейные

Семейная поддержка, характеризующаяся высокой сплоченностью и гибкостью семьи.

Социальные

Развитая сеть социальной поддержки:

  • Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;
  • Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или значимым человеком;
  • Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);
  • Чувство, что тебя слышит и принимает с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;
  • Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).

Защитные факторы, специфичные для образовательной среды

  • Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;
  • Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;
  • Наличие протокола действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;
  • Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле;
  • Обучающие курсы для развития коммуникации между преподавателями и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;
  • Информирование учеников о серьезности проблемы травли, личной и юридической ответственности за такое поведение;
  • Разрешение проявлений горевания в случае, если в образовательной организации произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;
  • Создание сети школьной поддержки, выделение специалиста, специально обученного по теме работы с суицидальным поведением, “поддерживающей фигуры”, к которому может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;
  • Обучение воспитателей и персонала школы;
  • Сотрудничество образовательной организации с психолого-педагогической службой города, организация профилактических мероприятий;
  • Наличие информации для педагогов и учащихся, основанной на научных данных (методички, брошюры, литература, веб-ресурсы).

На фоне суицидальных мыслей, депрессии, душевной боли поведение людей меняется, особенно если они уже приняли роковое решение. Вовремя распознанные “тревожные сигналы” могут помочь предотвратить суицидальную попытку.

Вербальные сигналы тревоги:

  • Фразы, в которых проскальзывает нежелание жить: “скоро все закончится”, “я больше не буду никому обузой”, “пора выпиливаться из реальности”, “надоело жить, лучше уйти”, “тебе больше не придется обо мне волноваться”.
ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: