Супервизия

Супервизия в психологии – это что такое? Формы и техники проведения супервизии

Супервизия

В профессиональной деятельности прогресс также является важным компонентом к успеху и психологическому балансу. Поэтому для многих специальностей и выработана программа по улучшению рабочих навыков. Для большинства профессий предусмотрено повышение классификации, курсы или стажировки. Все они способствуют какому-то прогрессу в рабочей деятельности человека, подталкивая его к развитию.

Особенности обучения специалистов

Психология и терапия пошла в этом направлении дальше и предусмотрела для своих подопечных отрасль продуктивного профессионального роста – это супервизия в психологии.

Такой компонент способен помочь как в рабочей практике, так и в личных душевных переживаниях. Выполняет такую роль супервизор – специально обученный профессионал в сфере психотерапии.

Его главной задачей является оказание помощи и поддержка своему менее опытному коллеге.

В России и странах СНГ психологическая супервизия как отдельная профессия рассматривается довольно редко, так как индивидуально отведенных курсов или факультетов по этому направлению нет.

Но это не является препятствием для изучения такой специальности самостоятельно или в программе общей психологии. Многие высококвалифицированные супервизоры обучаются за пределами России или проходят практику за рубежом.

Поэтому и в нашей стране возможно найти профессионального специалиста в этой категории и получить его помощь и поддержку в собственном рабочем процессе.

Итак, супервизия в психологии – это универсальная система профессиональной помощи специалистов, помогающая росту в дальнейшей карьере.

Также её могут называть котерапией, которая основывается на работе нескольких высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы. Это помогает при помощи супервизора объективно посмотреть на свои проблемы в работе.

Также это помогает разделить ответственность за их устранение с квалифицированным котерапевтом.

Преимущества помощи специалиста в затруднительных ситуациях

На данный момент можно выделить несколько точных аспектов поддержки супервизора:

  • создавать способы нахождения собственных потенциальных возможностей в психологии;
  • глубже разбираться в тонкостях и особенностях работы с клиентами, лучше понимать их проблемы и эмоциональное состояние;
  • разбираться в эффективности собственных методик лечения, анализировать их действие и правильность сопоставления с основами психологии и терапии;
  • осознавать собственное эмоциональное состояние при проблемах клиента и реакцию на них.

Объектом супервизии является квалифицированный специалист в сфере психологии или терапии, проходящий практику или стажировку по своему направлению. Практикующий профессионал может обратиться за помощью к такой системе для повышения квалификации или решения собственных проблем в личной жизни, которые отражаются на его деятельности.

Помимо этого, специалист в области супервизии должен:

  • держать постоянный контакт со своим подопечным и следить за его эмоциональным фоном;
  • содействовать развитию терапевта, способствовать раскрытию возможностей в профессиональной деятельности;
  • сохранять собственную позицию и безэмоциональную оценку по отношению к специалисту;
  • оказывать поддержку по восстановлению целостности психотерапевта и его личности.

Процесс супервизии способен устранить эмоциональную заторможенность или регресс, избавить начинающих психотерапевтов от профессионального одиночества. Эта методика также способна повысить эффективность рабочего процесса и устранить последующие ошибки в нём.

В практике такого метода помощи специалистам существует три формы:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Они распределяются на количество участников, их роль во всём процессе и временной промежуток, который необходим для устранения проблем.

Очная категория супервизии

Первая форма считается самой обширной и глубокой. Сеансы по её принципам могут проходить в групповом, семейном или индивидуальном формате. В котерапии такого характера супервизор проводит сеанс очно и наблюдает за специалистами и их клиентами. Такая форма должна согласовываться с пациентами и их психологом для предотвращения проблем с нарушением конфиденциальности.

Очную форму супервизии можно разделить на подвиды:

  • личностная (с присутствием клиента во время сеанса котерапии);
  • групповая (при взаимодействии пациента или семьи и психотерапевтов), чаще всего употребляется при проблемных пациентах;
  • пространственная;
  • временная.

Личностная котерапия проводится во взаимодействии специалиста и его супервизора. Также в процессе участвует пациент или семья. Главными задачами такой терапии являются совместное определение проблем у клиента и поиски их решения.

Групповая супервизия считается самой продуктивной из всех её форм. Принцип её действия заключается в занятиях с одним пациентом или семьей, где котерапевт распределяет индивидуальные задания между каждым специалистом.

Например, на приём к психотерапевту пришла семейная пара, одному участнику необходимо определить отношения между супругами, второму – определить стиль общения, третьему – главные проблемы, существующие между ними.

Таким образом можно достичь полного определения причин разлада в семье, их осознания всеми специалистами, найти методы их лечения. Также участники групповой супервизии получают новый опыт и навыки.

Пространственная котерапия применяется при обучении психотерапевта общению с пациентами. Во время сеанса супервизор может находиться как в комнате (подбадривая специалиста и подталкивая его в нужном направлении), так и вне её (не вмешиваясь в основной процесс).

Временная форма котерапии зависит от срочности проведения психоанализа со специалистом (отсроченная или немедленная).

Преимущества и недостатки очной терапии

Достоинства такой супервизии:

  1. Более эффективные сеансы.
  2. Меньшее количество приёмов.
  3. Минимальные материальные затраты из-за непродолжительности супервизии.
  4. Совокупность техник обучения психотерапии по отношению к специалисту.
  5. Более доверительные отношения контактируемых лиц.

Каким бы ни был привлекательным и полезным такой способ психотерапии, у него есть и множество минусов:

  1. При работе неопытного специалиста с пациентом нарушается конфиденциальность процесса лечения, что в последующем может негативно отразиться на психическом состоянии клиента.
  2. Выработка зависимости в принятии решений у терапевта от своего более опытного коллеги.
  3. Излишнее внимание к рабочему процессу супервизора, которое мешает естественному течению событий.

В очной форме, как и во всех остальных, есть свои достоинства и недостатки. Но на сегодня такой метод котерапии считается самым обширным и правильным, когда у специалиста есть множество проблем как профессионального характера, так и личного.

Заочная форма супервизии

Принципы её работы заключаются в удаленном решении проблем, без тесного контакта с другим профессионалом. Заочная форма супервизии может проходить как в индивидуальном сеансе, так и в групповом. Специалист собирает материалы своей психотерапевтической работы и предоставляет их супервизору для проведения анализа его деятельности и выявления недочетов в работе.

Сам котерапевт не принимает участия в рабочей деятельности своего подопечного и не проводит исследования его пациентов. Это делает эту форму самой оптимальной для долгосрочного сотрудничества со специалистом.

Также анализ доклада психотерапевта может разбираться в присутствии других его коллег, что помогает получить больше опыта в работе, но не навредить эмоциональному состоянию пациента, исследуя его ситуацию дистанционно.

Совокупность этих форм

Очно-заочная разновидность пока что не имеет широкой распространенности в мире, но тем не менее и она считается действенной. Эта супервизия в психологии чаще всего применяется для семейных пар, у которых разобраться в проблемах неопытному специалисту бывает достаточно трудно.

Для такого сеанса котерапии необходима оборудованная комната с зеркальным стеклом, группа профессионалов в этой области, начинающий терапевт и семейная пара, дающая согласие на такой сеанс.

В ходе проведения супервизии, испытывая трудности в работе, специалист может обратиться к своим более опытным коллегам по телефону для проведения консультации.

Такая котерапия не только помогает психотерапевту самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности, но и при неудачах чувствовать себя лучше и получать поддержку от терапевтов. Она развивает в начинающем специалисте уверенность в своих силах и вырабатывает опыт.

Чтобы психотерапевту правильно определиться с формой социальной супервизии, которая в дальнейшем будет способствовать самому эффективному решению проблем, необходимо обратить особое внимание на специфику, затрудняющую профессиональную деятельность, и самые подходящие методы её устранения.

Точную оценку степени тяжести случая сможет дать лишь опытный специалист-психотерапевт. Самостоятельно распознать все свои ошибки в профессиональной деятельности невозможно.

Для тяжелых случаев подойдут только индивидуальные занятия, которые способствуют быстрому решению проблем.

А вот в незначительных ошибках можно обойтись только заочной консультацией, благодаря которой котерапевт сможет направить специалиста в нужное русло.

Виды психологической супервизии

На начальном этапе введения такого метода терапии определяется способ, который будет более продуктивным для специалиста. Очная и заочная форма разделяется на несколько основных и самых глобальных категорий. В общем существует две разновидности котерапии:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Отличаются такие супервизии техниками применения по отношению к специалисту и проблемами, которые должен решить более квалифицированный коллега.

Индивидуальная форма

Эта супервизия в психологии заключается в повышении навыков специалиста с меньшим опытом работы. Основными задачами формы такого характера являются: развитие и поддержка профессиональных знаний, способы их применения на практике, разбор и решение проблем личного характера, которые могут повлиять на лечение пациента.

Также индивидуальный подход к такой психотерапии дает повышение уверенности специалиста в своих силах, способность проводить сеансы лечения клиента самостоятельно в дальнейшей практике и возможность повышать свою компетентность в профессии. Супервизор и его подопечный постоянно взаимодействуют между собой во время индивидуальной работы и делят ответственность за лечение пациента между собой.

Сеансы психотерапии такого характера должны проводится раз в 1-2 месяца. В течение положенного времени супервизор должен составлять отчёты о проделанной работе со своим клиентом и следить за динамикой. Сеансы не заканчиваются до тех пор, пока сотрудник не приобретет все необходимые навыки по работе с клиентами и не научится контролировать свои эмоции в профессии.

При возникновении новых проблем в профессиональной деятельности терапевт опять может прибегнуть к помощи супервизора. Как отмечают многие психологи, такие сеансы всегда пойдут на пользу специалисту, проводить их следует регулярно.

Помощь супервизора может понадобиться даже в тех случаях, когда на первый взгляд никаких проблем у психотерапевта нет, а лечение пациентов всегда проходит успешно.

Опытный профессионал сможет анализировать методы, которые применяет в работе специалист, и его общее эмоциональное состояние, обобщить полученные наблюдения.

Благодаря индивидуальной супервизии:

  • сотруднику уделяется должное внимание;
  • все проблемы личного характера, которые психотерапевт не хочет или стесняется указывать при группе людей, будут разбираться конфиденциально;
  • специалист, находящийся на стадии адаптации, лучше поймёт все наставления и советы более опытного профессионала.

Групповая форма

Способствует приобретению навыков по работе в команде. Сеансы супервизии в психотерапии, проведенные в коллективе, способны дать человеку больше знаний обо всех имеющихся проблемах клиента.

Всё то, что не смог понять или недопонял один специалист, может распознать другой.

Супервизор в ходе таких совещаний лишь раздаёт задания подопечным, следит за их выполнением и в последующем формулирует выводы о проделанной коллективом работе.

Любая форма помощи специалистам способна устранить проблемы и недочёты в профессиональной деятельности. Какой именно способ супервизии назначит психотерапевт, будет зависеть от особенностей рабочего процесса, личности человека и его эмоционального фона, который проявляется в профессии.

Супервизия

Супервизия

Супервизия – это метод профессиональной подготовки, который помогает росту в дальнейшей карьере. Данный метод чаще используется среди психотерапевтов и психологов, а также в группах юристов, учителей, социальных работников и других специалистов.

Зачастую это обмен воззрениями специалистов касательно определённого клинического случая. В этом значении рассматриваемый термин сходен с понятием «консилиум врачей». Буквально описываемый термин означает «надзор». Однако сегодня принято употреблять его в несколько ином смысле.

Под термином «супервизия» ныне понимается «наставничество». Его можно считать ценностно-смысловым костяком любого специализированного психотерапевтического обучения.

Итак, супервизия в психологии это раздел психотерапевтического образования, наряду с тренинговым анализом и теоретической подготовкой.

Что это такое

В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.

Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности.

Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии.

Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.

Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности.

В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, имеющим субъективные поведенческие паттерны, личный опыт,  приобретённые профессиональные навыки, знания.

Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.

Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь.

Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.

Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.

Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.

Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника.

В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии.

Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.

Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.

Сегодня супервизия психолога консультанта применима во всех отраслях психологической помощи. При этом она осуществляется равным образом, как для  начинающих, так и для практикующих психотерапевтов со стажем практики.

её цель заключается в оттачивании профессионализма, приумножении компетентности,  нахождения собственного стиля работы, позволяя объединять профессиональные  навыки, субъективный опыт.

Помимо того наставничество способствует развитию  умения отграничивать рабочий процесс, заключающийся в помощи клиенту, от собственных установок, переживаний касательно профессионального взаимодействия.

Зачем нужна супервизия

Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.

Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.

Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.

Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:

– улучшения понимания пациентов;

– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;

– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;

– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;

– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.

Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.

Можно выделить три ключевые функции наставничества:

– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;

– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;

– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).

Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант. Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества.

Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.

Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:

– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;

– проблемы самовосприятия и самопонимания;

– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;

– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);

– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.

Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Место супервизии в психологии, что это такое, её роль и разновидности

Супервизия

В английском языке слово супервизия означает надзор. В психологии этот термин используется в более широком значении. Супервизия — это процесс наблюдения, курирование деятельности менее опытного терапевта.

Старший коллега наблюдает за процессом его работы, отмечает достоинства наблюдаемого и его профессиональные недостатки, помогает исправлять недочёты.

Супервизия подразумевает оказание поддержки специалистам так называемых «помогающих» профессий, требующих взаимодействия с людьми и их проблемами. Это один из важных этапов обучения неопытных психологов и терапевтов.

С тех пор как возникло такое явление, как психоанализ, стала ощущаться необходимость в супервизорской помощи.

Оставаясь один на один с собой, без помощи более опытных коллег, терапевт рисковал оказаться в замкнутом круге мыслей, которые могли стать причиной нервного расстройства и срывов, а также существенно помешать нормальной и продуктивной работе. Первым явлением супервизии в литературе принято считать книгу Зигмунда Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».

На практике роль супервизоров исполняли психоаналитики терапевтов. В начале ХХ века в некоторых странах были созданы институты, которые на профессиональном уровне обучали будущих психоаналитиков.

С развитием теории и практики психоанализа супервизирование было выделено в самостоятельную отрасль психоанализа, так как стала очевидна необходимость отделять личные переживания от историй пациентов.

В настоящее время в некоторых странах уже существуют специальные школы, готовящие супервизоров первого и второго порядка (супервизоры для супервизоров).

В середине ХХ века процесс супервизии заключался в изучении записей психоаналитических сессий. С развитием психологии совершенствовалось также явление супервизии.

Сегодня для неё используются все достижения техники — аудиозаписи сеансов, общение по скайпу, видеосъемка. Такой подход позволяет супервизору проводить анализ деятельности супервизируемого, не присутствуя на сеансе.

Это значительно облегчает работу, ведь редко какой пациент согласиться рассказывать о своих сокровенных переживаниях перед большой аудиторией.

Современная супервизия все чаще опирается не только на мировосприятие и философию супервизора, но также на его чувства, ощущения, позволяющие ему осознавать себя «здесь и сейчас». Таким образом, расширяется арсенал супервизора, для более полного анализа деятельности супервизируемого.

Так как супервизия является сотрудничеством профессионалов, в ней всегда есть место творческому началу. Её больше не связывают с каким-нибудь определённым направлением или теорией в психоанализе, предпочитая гармонично объединять техники из разных школ. Такой подход получил название «эклектической» модели.

Что такое супервизия?

В психологии супервизию понимают как один из методов преддипломной подготовки будущих специалистов, а также профессиональное наблюдение и помощь малоопытным терапевтам: психиатрам, психологам, тренерам.

Супервизия направлена на развитие и улучшение теоретических и практических знаний терапевта в различных областях его деятельности (например, клинической психологии, психотерапии). Супервизоры проводят консультации и анализ поведения супервизируемых, оценивают эффективность и уместность выбранных ими методов.

При этом супервизию нельзя считать полноценным учебным процессом или формой обучения, при которой опытный специалист делится знаниями о тонкостях профессии, используемых методиках и практиках.

При обучении, между учителем и обучающимися устанавливаются особые отношения, в которых существенное значение придаётся прямым указаниям опытного специалиста и его вмешательство в деятельность ученика.

При супервизии между супервизором и супервизируемым устанавливаются отношения иного рода, направленные на сотрудничество и развитие. Супервизор не контролирует деятельность супервизируемого, а обучает его при помощи консультаций.

Также супервизия не может считаться психотерапией для супервизируемого.

Его личные переживания и проблемы в частной жизни не входят в сферу интересов и задач супервизии и могут использоваться только в тех случаях, когда существенно влияют на профессиональную деятельность супервизируемого.

Смешение супервизии и психотерапии может свести на нет все усилия супервизора и серьёзно повредить процессу. В том случае, если супервизируемому необходима помощь психотерапевта, ему нужно обратиться к другому специалисту, а не своему супервизору.

Функции супервизии

Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.

Супервизии:

  • развивают умение лучше понимать пациентов;
  • позволяют лучше разобраться в нюансах и оттенках терапевтических взаимоотношений, путём анализа сеансов с клиентом и супервизором;
  • дают возможность оценить, насколько удачно подбираются техники и методы терапии, применяются ли они своевременно и уместно, оказывают ли должное влияние на пациента;
  • учат правильно структурировать консультационные взаимодействия и во время сессий, и во всей работе в целом;
  • помогают обнаружить и использовать потенциальные возможности супервизируемого наилучшим образом.

Супервизия становится существенным источником поддержки как для начинающих терапевтов, так и для опытных психологов.

В психологии выделяют три основные функции супервизий:

  1. Образовательная или формирующая. Она отвечает за выработку навыков, умений, способностей супервизируемого.
  2. Поддерживающая или тонизирующая. Супервизии помогают противостоять негативному влиянию проблем пациента.
  3. Направляющая или нормативная. С помощью супервизий психолог учится контролировать и отслеживать свою личность, устраняя недостатки, мешающие в работе (слепые пятна, предрассудки, уязвимости).

Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:

  • состоянии супервизируемого как эмоциональном, так и общем, и его влиянии на работу. Состояния могут касаться конкретного случая в работе терапевта, так и проявляться в процессе прохождения супервизии;
  • отношениях терапевта с пациентом и супервизором. Они анализируются на выявлении динамики проявлений характерных для терапевта аспектов деятельности;
  • впечатлениях супервизора, возникающие в процессе проведения супервизий. Они могут быть простыми ощущениями, предположениями и относиться как к самому терапевту, так и к особенностям его работы во время сессий с пациентом.

Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник. Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии.

Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.

Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.

  1. Взаимная оценка участников супервизии, определение сильных сторон и слабостей. На первом этапе супервизируемый нуждается в установлении контакта со своими чувствами, устранении страха перед пациентом и возможной неудачей или профессиональной несостоятельностью. На этой стадии супервизор работает с проекциями и помогает преодолеть страхи, тревожность и неуверенность в себе. Его роль в это время достаточно активна, она возлагает на него большую ответственность и требует проявления инициативы. На первой стадии супервизия во многом схожа с процессом обучения — особенно в области отношений между супервизором и его подопечным.
  2. На второй стадии супервизируемый учится полноценно использовать ресурсы: собственные и окружающие. Также он обучается удерживать контакт со своими ощущениями и клиентом. На этом этапе подопечный часто попадает в довольно сильную зависимость от мнения супервизора. При этом он, может, как явно запрашивать его оценку, так и избегать её. Чрезмерная тревога, страх негативной оценки может вызвать определённые трудности на данном этапе.
  3. На третьей стадии супервизии терапевт обретает умение устанавливать и поддерживать контакт с пациентом, убеждается в эффективности психотерапевтических сессий, повышает качество психотерапевтического вмешательства. Зависимость от оценки супервизора может проявляться в чувстве вины за неудачи и несовершенство. Тревога и страх оценки или собственной неудачи, некомпетентности может блокировать развитие терапевта. Супервизору необходимо провести работу по устранению страха, легализовать его. Также важна чуткость к этой теме, возможность открытого проявления чувств и их обсуждения. Супервизор должен акцентировать внимание подопечного, что основной задачей супервизии является помощь, а не критика. Благодаря правильно выстроенным отношениям в паре «супервизор-супервизируемый» терапевт всё больше обретает уверенность в своих профессиональных возможностях.
  4. На финальном этапе супервизий молодой специалист обретает уверенность в себе, формирует свой профессиональный стиль работы. Происходит отдаление его от супервизора: терапевт теперь уверено действует самостоятельно и не нуждается в постоянном одобрении и подсказках супервизора. Отношения между супервизором и его подопечным переходят на уровень сотрудничества на равных.

На протяжении всех этапов супервизии необходима особая чуткость супервизора ко всем возможным проявлениям, сложностям и проблемам, возникающим у супервизируемого, умение направлять его развитие тактично и уверенно.

Формы супервизий

Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:

Индивидуальная

Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым.

При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора.

Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль. Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого.

Групповая

При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.

Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам. Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.

Что такое Супервизия? Супервизия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Супервизия

В буквальном смысле слова супервизия расшифровывается как “надзор”. Но сегодня профессионалы понимают этот термин несколько по-другому: ныне супервизия стала синонимом наставничества. Супервизию не случайно называют “терапией терапии”, ведь она является смысловым и ценностным ядром любой профессиональной психотерапевтической подготовки.

Зачем вообще нужна супервизия? Когда будущий терапевт заканчивает обучение и проходит обязательную терапевтическую практику, необходимо, чтобы кто-то наблюдал за тем, чтобы тот не навредил ни себе, ни своим клиентам. Супервизор берет своего протеже под опеку и полностью несет за него ответственность.

Посессионно анализируя его индивидуальные навыки работы, стиль, методы работы с клиентом, супервизор стремится к разрешению проблем, возникающих во время того или иного сеанса и, если требуется, направляет супервизирумого на индивидуальную терапию.

Так или иначе, супервизия всегда идет с терапией рука об руку: сегодня они по праву считаются двумя сторонами одной медали.

Прошлое и настоящее

Еще в середине прошлого столетия супервизия ограничивалась устным изучением избранных записей психоаналитических сессий.

Сегодня супервизия использует все современные технологии: звуковые записи сеансов, общение с супервизируемым по скайпу, видеосъемку… Супервизия XXI века не только опирается на индивидуальное внутреннее мировосприятие супервизора и его персональную философию, но и акцентирует внимание на чувствах и ощущениях, которые происходят “здесь и сейчас”.

Будучи сотрудничеством двух профессионалов, более опытного и менее опытного, современная супервизия всегда является творческим процессом. Сегодня она не связывается с какими-то определенными психоаналитическими теориями.

Супервизия сегодняшнего дня ориентирована на интеграцию различных терапевтических моделей.

На текущий момент всё более и более популярной становится “эклектическая” супервизионная модель, где воедино соединяются техники самых разных школ и направлений.

Стадии супервизии

Так или иначе, супервизия символизирует собой эволюцию от самоидентификации к достижению автономии. Супервизия стадиальна: часто для иллюстрации ее стадий используется аналогия с игрой в шахматы.

Сперва обе стороны оценивают друг друга, обозначая взаимные слабые и сильные стороны. Это стадия предвкушения и ожидания, часто сопровождающаяся тревогой со стороны супервизируемого насчет собственной компетентности.

Затем, в миттельшпиле, происходит постепенное вовлечение супервизора в игру. Подопечный супервизора оказывается крайне зависим от его оценки. Первоначальное чувство всемогущества может смениться чувством вины за собственное несовершенство. Но, так или иначе, в итоге будущий психоаналитик или психотерапевт все увереннее и отчетливее формирует для себя ответ на вопрос “кто я такой”.

И в конце наступает эндшпиль. Наступает фаза сепарации: супервизируемый постепенно отделяется от супервизора. Начинающий терапевт обретает возможность действовать самостоятельно, а не полагаться во всем на своего наставника. Главенствующим принципом становится принцип коллегиальности, когда и учитель, и ученик ставят во главу угла сотрудничество на равных.

Сегодня супервизия — это не только возможность оценить со стороны себя как специалиста, но и способ сформировать свою профессиональную идентичность. Так или иначе, не зря говорится, что лишь в глазах другого человека можно обнаружить свое собственное отражение.

Его трудно отследить в повседневности, так как кажется, что это “нормально”, что это мы, что это я и есть.
Когда ты отвлекаешься, то есть сознательно или несознательно перестаёшь участвовать, выскакивает автоматическое поведение и начинает управлять подсознание — это проявляется незрелым поведением… Читать дальше

В психотерапии много субъективного. Чтобы понять, в нужном ли направлении он с клиентом или группой движется, терапевт опирается на то, что говорит клиент, улавливает феномены, чтобы оценить изменения, верит в его слова о новых подходах к жизни и её восприятию.

Но есть и объективные способы увидеть… Читать дальше

Существует масса тренингов, семинаров “как поверить в себя”, “как достичь успеха” и так далее, но реальный успех и счастье в жизни не могут быть достигнуты без состояния внутреннего счастья и целостности. Есть специальные люди, которые могут помочь себя собрать и пересобрать, войти и пройти. Самостоятельно… Читать дальше

Случай из практики (пол, возраст, факты о клиенте могут быть изменены произвольно, любые совпадения случайны).

Снится мне сон. Я плыву в лодке по реке, лодка небольшая, но крепкая. Течение не быстрое, и ощущение в целом, комфортное. И тут вижу женщину в воде. Она барахтается и зовёт на помощь. А плыву… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Супервизия”!

Супервизия в психологии: программы, этапы группового обучения

Супервизия

Продвижение в рабочем процессе — важное условие для карьерного роста. Чтобы не останавливаться в развитии, постоянно улучшать способности, можно воспользоваться программами по совершенствованию рабочих навыков. Контролировать подобные практики должен опытный человек. Супервизия в психологии — курирование и обучение менее опытных коллег особенностям рабочего процесса.

Суть

Супервизорство в психологии — методика преддипломной подготовки будущих специалистов. Она помогает в развитии, улучшении знаний исследователя в психотерапии или клинической психологии.

Супервизия должна решать 3 задачи:

  1. Поддерживать консультанта в сложных ситуациях.
  2. Повышать навыки консультанта в области профессиональной оценки психических процессов, состояния клиента.
  3. Защита клиента.

Супервизия — методика оценки себя как специалиста, которая позволяет разработать собственную профессиональную идентичность.

История изучения

Первые упоминания о супервизии и подобных практиках связаны с развитием психоаналитического направления. Ученые, которые занимались его разработкой, расширением теоретической базы — Д. Мейер, П. Дэвид, Д. Джейкобс.

Разделение самоанализа и супервизии произошло в начале XX века. Тогда появились первые требования к супервизору. Он должен:

  • учитывать реакцию на клиента и правильно истолковывать ее;
  • различать задачи терапевтического процесса, супервизии.

В 20 годах XX века начали открываться институты психоанализа. Там проходили обучение будущие психоаналитики.

К 30 годам XX века появился интерес к развитию супервизорских практик. Первые из них использовались при социальной работе с индивидами. задача человека, который пользовался ими, заключалась в установлении контакта с клиентом, изучении его слабых и сильных сторон. Одновременно с этим была разработана теория супервизии, основателями которой являются Кадушин, Робинсон.

Для России введение супервизорской практики будет полезно, но сам процесс подготовки супервизоров не развит. Связано это с отсутствием научных исследований в этой области, обязательных требований.

Функции и цели

Функции:

  1. Нормативная. Практика позволяет контролировать, отслеживать личность. При этом важно устранить недостатки, которые мешают работе, — уязвимости, предрассудки, слепые пятна.
  2. Тонизирующая или поддерживающая. Супервизия должна помогать противостоять негативному эффекту от проблем пациента.
  3. Образовательная. Практика способствует выработке умений, навыков, способностей ученика психолога.

Цели:

  1. Помощь в обнаружении, рациональном использовании возможностей ученика (супервизируемого).
  2. Обучение правильному проведению консультаций, взаимодействию участников и руководителей.
  3. Получение оценок относительно методов терапии, учет успешности их применения.
  4. Развитие умений для понимания пациентов в разных ситуациях.
  5. Изучение взаимоотношений за счет проведения множества сессий между супервизором и клиентами.

Супервизия — источник поддержки для опытных психологов, начинающих терапевтов.

Виды и модели

Разновидности:

  1. Индивидуальная. Подразумевает прямое обучение супервизируемого. Ученик может уточнять интересующий момент, лучше развиваться, но становится отчасти зависимым от учителя. Чтобы не допустить этого, процесс обучения должен проходить согласно определенным правилам, с достижением одной цели. При этом не должно быть строгого контроля.
  2. Групповая. Обучение проводится одновременно с несколькими людьми. Оптимальный размер группы — до 7 человек. Главное преимущество — возможность использования большего количества методик, практик. Одновременно с этим возникает обратная связь между участниками.

Модели супервизии:

  • специфические ориентированные;
  • развивающие;
  • эволюционные;
  • интегративные.

Модели — методы, в рамках которых проводится обучение.

Этапы

Стадии:

  1. Ожидание, предвкушение. Обе стороны последующего диалога оценивают друг друга, находят слабые, сильные стороны. На этом этапе супервизоры часто испытывают тревогу относительно собственного профессионализма. Первую стадию можно охарактеризовать процессом классического обучения ученика учителем.
  2. Вовлечение обеих сторон в игру. Подопечный зависит от оценки супервизора. Чувство совершенства может быстро смениться неуверенностью, волнением. Вторая стадия позволяет научить начинающего психолога использованию ресурсов.
  3. Эндшпиль. Это фаза сепарации. Ученик начинает отдаляться от учителя, может действовать основываясь на личных знаниях.

Конечный этап приводит к тому, что учитель и ученик начинают сотрудничать на разных условиях для достижения общего результата или дальнейшего развития.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: