Умение договариваться

Содержание
  1. Умение договариваться
  2. Искусство общения
  3. Развитие умения договариваться
  4. Этапы подготовки процесса переговоров
  5. Простые правила и техники по развитию в себе навыков ведения переговоров
  6. Как научиться договариваться с людьми в любой ситуации
  7. Искусство договариваться
  8. Какой он — человек умеющий договариваться
  9. Как научиться договариваться с кем угодно
  10. #1. Тщательно готовьтесь
  11. #2. Белые начинают и выигрывают
  12. #3. Составьте повестку переговоров
  13. #4. Фиксируйте все на бумаге
  14. #5. Избавьтесь от нужды
  15. #6. Берите оппонента «измором»
  16. #7. Избегайте двусмысленностей и проясняйте недопонимания
  17. #8. Задавайте вопросы
  18. Примеры открытых вопросов:
  19. #9. Будьте дружелюбны и корректны
  20. #10. Нет — это новое да
  21. 10 привычек дипломата, которые помогут тебе правильно говорить с людьми
  22. 1. Не показывать своих желаний
  23. 2. Вести себя соответственно своему статусу
  24. 3. Соблюдать установленные правила
  25. 4. Правильно реагировать на неприятности
  26. 5. Не ставить себя выше других
  27. 6. Вести себя сдержанно
  28. 7. Меньше говорить — больше слушать
  29. 8. Обращать внимание на детали
  30. 9. Учиться новым и не забывать старые уловки
  31. 10. Оценивать ситуацию
  32. Как договориться с любым человеком на своих условиях
  33. Как научиться договариваться с людьми
  34. Компромисс
  35. Понимать, слышать, слушать и настаивать
  36. Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом? Советы и рекомендации учителю
  37. Умеют ли дети договариваться?
  38. Причины детской недоговороспособности
  39. Как развить умение договариваться
  40. Основные направления работы
  41. Игровая деятельность для развития умения договариваться
  42. Игры для детей «Учимся договариваться»
  43. Советы по формированию детской договороспособности
  44. Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

Умение договариваться

Умение договариваться

Жизнь людей в обществе насыщена всевозможными ситуациями, в том числе и конфликтными. Обществоведы отмечают, что это явление или даже особенность вполне закономерны. Несогласие точек зрения разных людей на одну и ту же проблему и способы её разрешения – это естественно.

При этом довольно часто получается так, что одна проблема требует своего решения сразу несколькими людьми или целым коллективом, так как затрагивает интересы многих людей. В подобной ситуации не обойтись без умения договариваться, то есть поиска совместными усилиями взаимно приемлемого решения.

В противном случае общественные отношения разных уровней рискуют превратиться в сплошной неразрешимый конфликт.

Искусство общения

Любая серьёзная (а главное – денежная) рабочая должность требует от занимающего её человека умения общаться с разными людьми, то есть договариваться.

Существуют такие профессии, в которых положительный исход переговоров не просто привлечёт новых партнёров или позволит переговорщику материально обогатиться, он спасёт человеческие жизни.

Например, талантливых переговорщиков приглашают на важнейшие мероприятия: договориться с террористами о судьбе заложников, стать третейским судьёй в локальном межгосударственном политическом конфликте.

Все публичные профессии требуют освоения дипломатического искусства – умения договариваться. К этой категории можно отнести политиков, бизнесменов, артистов. Им часто приходится общаться с разными людьми и отвечать на различные неудобные вопросы, но по долгу профессии они обязаны осваивать психологические приёмы самоконтроля и общения с окружающими.

Однако разрешить спор может научиться любой человек. Выйти из конфликтной ситуации, дипломатично разрешив проблему и сохранив репутацию, должен каждый уважающий себя человек.

Конфликт возникает в любой сфере, он может затронуть отношения в семье, рабочем коллективе, на улице (в любом общественном месте). Даже мелкие бытовые ссоры требуют своего грамотного разрешения.

Поэтому нужно готовиться к подобным ситуациям заранее, чтобы всегда правильно использовать умение договариваться.

Развитие умения договариваться

Если человек решает приучить себя к мирному разрешению возможных конфликтных ситуаций, он должен разработать план, расписать его, запомнить и ежедневно тренировать умение договариваться с людьми.

Здесь можно воспользоваться такой методикой:

1. Разговору нужно уделить время.

2. Необходимо заранее подготовить условия.

3. Высказать собственные аргументы и дать сказать собеседнику.

4. Прийти к взаимовыгодному решению.

Уметь договориться – это в совокупности корректно высказанная собственная позиция по данному вопросу, выслушанное мнение визави, уважение к нему, учёт его психологических особенностей, доброжелательный настрой. Важно совместно искать решение. Однако, прежде чем призывать кого-то к сотрудничеству, нужно чётко сформулировать собственные ожидания.

При этом, выражая свои цели, нужно их аргументировать. Схема послания собеседнику имеет следующий вид: «Я хочу» + обоснованное продолжение «Ты сделай».

Например, как родитель может договориться с ребёнком: «Я хочу, чтобы твоё поведение в школе и дома изменилось к лучшему» + «Нужно иметь своё мнение, но обязательно прислушивайся к мнению старших (преподавателей и родителей)».

Очевидно, что при выработке компромиссного решения необходимо узнать мнение собеседника о том, что ему предложено и что он сам хочет получить на выходе. При этом нужно не продавливать свою позицию, а доказывать её эффективность с помощью фактов, примеров, здравого смысла.

Основа будущей договорённости – это компромисс, а также умение понимать, способность слушать и слышать, отстаивать своё мнение.

У каждой стороны есть свои интересы, желания, которые трансформируются, видоизменяются в процессе переговоров. На выходе получается такое решение, которое устроит всех заинтересованных в этом.

Достижение общего согласия возможно с помощью компромисса, то есть путём определённых уступок.

Важно понимать, что поиск компромисса – это очень сложное занятие.

Для овладения искусством договариваться в первую очередь необходимо работать над собой, собственными реакциями, вырабатывать навыки терпения, выдержки, самоконтроля.

Необходимо заранее продумать уступки, которые, вероятно, понадобятся при выработке решения, выгодного всем. Не стоит зацикливаться на мелочах и взаимных упрёках, обидах, нужно сосредоточиться на главном.

Этапы подготовки процесса переговоров

Умение найти компромисс и на его основе прийти к согласию – это действительно сложная задача, навыки для решения которой необходимо вырабатывать в себе беспрестанно. Даже самые опытные переговорщики готовятся к очередной встрече заранее, продумывают каждую деталь.

Как отмечают исследователи, прежде чем договориться с другим человеком, нужно в первую очередь настроить самого себя, договориться с самим собой. Можно даже подготовить себя «учительским» методом, то есть записывать всё необходимое. Зафиксированное новое знание (по сути, алгоритм будущих действий) послужит фундаментом самоподготовки.

Нужно искренне ответить на следующие вопросы:

1. «Как понять собеседника и что мешает это сделать именно мне?»

2. «Как отличить нейтральные эмоции и ощущения от отрицательных/положительных?»

3. «Как найти подход к конкретному человеку, что может помочь?»

После первого этапа – самоподготовки, следует заняться вторым этапом, подготовкой непосредственно самого процесса будущего разговора.

Простые правила и техники по развитию в себе навыков ведения переговоров

Первое правило при подготовке к переговорам – это соблюдение паритета сторон. Не зря появилось устойчивое выражение «собраться за круглым столом». То есть никто изначально не занимает более выгодного по отношению к другим участникам положения, не осуществляет давления своим статусом (социальным, профессиональным, материальным, возрастным, гендерным).

Перед началом процедуры достижения договорённости необходимо не упускать ни на секунду из головы мысль о том, что главная цель – найти компромисс. Поэтому общение при любом стечении обстоятельств должно быть корректным, вежливым.

Основные правила, помогающие договориться:

1. Каждый высказывается свободно, никто никого не перебивает и слушает мысль до конца.

2. Необходимо уважать своего визави.

3. Недопустимо давить на оппонента, навязывать своё мнение, угрожать.

4. Стоит заострять внимание на положительных сторонах беседы: говорить о достижениях, преимуществах.

5. Главное «орудие» переговорщика – это убедительная аргументация, неоспоримые факты, спокойный и выдержанный тон общения.

6. Опираясь на дипломатические приёмы, можно и лицо сохранить, и суметь договориться даже с непростым собеседником.

7. Не пренебрегать импровизацией, но и не возлагать на неё серьёзных надежд.

Самый типичный пример – это практически неразрешимый конфликт «отцов и детей». Когда у повзрослевшего ребёнка появляются собственные интересы, зачастую учёба отходит на задний план. Любой ответственный родитель ставит цель – вернуть хорошую успеваемость ребёнка. Очевидные действия родителя – беседа, которая должна закончиться определённой договорённостью.

Чтобы найти компромисс, необходимо выяснить причины такого поведения, мотивы, учесть интересы ребёнка. Обязательно нужна дополнительная информация о собеседнике, так проще договориться. А также полезно просто представить самого себя на его месте и осознать его психологическое состояние.

Когда картина предстанет в полном объёме, нужно приступать к поиску компромисса.

Практические советы от профессионалов (по У. Юри)

1. Золотое правило, записанное в Библии: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтоб поступали с тобой».

2. Самоконтроль – верный путь к успеху. Главное не опускаться ниже уровня собственного достоинства, не уподобляться агрессивным собеседникам.

3. Не стоит обвинять оппонента в собственных неудачах, просто нужно всегда иметь запасной вариант итогового соглашения, который станет хорошей альтернативой изначально желаемому результату.

4. Не нужно воспринимать будущий разговор как схватку или войну, лучше настраиваться на положительное и дружелюбное общение.

5. Необходимо всегда пользоваться моментом, не вспоминать или предугадывать, а действовать, исходя из настоящего, быть в сегодняшнем дне.

6. Уважать надо любого собеседника, с которым необходимо договориться. Всегда нужно быть дружелюбным, участливым, располагать к себе. Так и репутация останется не очернённой.

7. Всегда нужно ориентироваться на положительный исход разговора для всех участников. Необходимо избегать «игры с нулевой суммой», то есть когда один выиграл ровно на столько, на сколько проиграл другой, и наоборот. Каждый в итоге должен выиграть, так и будет достигнута договорённость.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как научиться договариваться с людьми в любой ситуации

Умение договариваться

Люди должны научиться слышать друг друга, принимать позицию другого и уметь договариваться. Иначе человеческая жизнь превратится в бесконечный поток ссор и конфликтов.

Безусловно, они происходят в любой семье, обществе, но нужно научиться эффективно решать спорные вопросы при помощи диалога, с целью достижения компромисса. Решение, которое устраивает обе стороны конфликта, является итогом искусства договариваться.

Прийти к компромиссу иногда сложнее, чем решить проблему в одностороннем порядке. Это замкнутый круг, который обостряет следствие кризиса, а не устраняет причину.

Искусство договариваться

С ранних лет человеку приходится попадать в конфликтные ситуации. Уже во время детских игр во дворе он осознает, что не все ровесники мыслят, как он, и точка зрения на одни и те же поступки разная.

Вскоре приходит понимание, что спорные ситуации лучше решать спокойно. В этой статье мы рассмотрим несколько правил, как договариваться с людьми дипломатичным путем, не обижая других и не унижая себя.

Что объединяет политиков, бизнесменов, успешных людей и артистов? Это способность четко и убедительно говорить. Можно заметить, что ни один журналист своими пикантными вопросами не смог кого-то из них поставить в неловкое положение, они всегда аккуратно выходят из ситуации и оказываются «победителями».

Козырем их побед являются правильно подобранные слова, метафоры, эмоции, фразы и жестикуляция. Это – мастерское владение психологическими приемами и словом. Умение договариваться – это целое искусство, которое нужно освоить.

Поэтому публичные люди – прекрасные дипломаты, они легко находят подход к любому человеку, умеют строить конструктивный диалог, легко решают возникшие разногласия. Обычному человеку есть чему поучиться у них.

Какой он — человек умеющий договариваться

Поговорим о том, как навести психологический мост с окружающими, так как без этого сложно научиться ладить с людьми. Реакция другого человека очень сильно зависит от вашего поведения. Благодаря простейшим действиям, например, расстегнув пиджак или распрямив скрещенные до этого руки, вы добьетесь того, что собеседник ослабит свою защиту.

А тот, с кем вы сумели наладить контакт, с большей вероятностью станет откровенничать с вами, поскольку будет чувствовать себя комфортнее. Взаимопонимание способствует доверию; благодаря взаимопониманию вы строите между собой и собеседником своего рода психологический мост.

Беседа наверняка пойдет более конструктивно, а ваши слова будут звучать убедительнее. Вот три совета, которые помогут вам наводить психологические мосты между вами и окружающими.

1.

Чтобы научиться договариваться с людьми, повторяйте жесты и движения собеседника. Если у человека, с которым вы разговариваете, одна рука в кармане, тоже засуньте руку в карман. Если он во время разговора помахивает рукой, через пару секунд тоже взмахните рукой и т. п.

2.

Приведите свою речь в соответствие с его речью. Постарайтесь придерживаться того же темпа речи, что и у вашего собеседника. Он говорит медленно, расслабленно, и вы замедлите свою речь. Он тараторит — ускорьте темп.

3.

Повторяйте его ключевые слова. Если человек, с которым вы беседуете, часто использует какие-то слова или фразы, позаимствуйте их у него для разговора. Например, он говорит: «Это предложение невероятно выгодно обеим сторонам», чуть позже в беседе можете сказать: «Мне нравится, что это предложение сулит всем такие невероятные выгоды…» Но следите, чтобы это не выглядело передразниванием.

И помните: явное копирование жестов и движений желаемого результата не принесет. Чтобы ловко находить общий язык с людьми, достаточно воспроизвести отдельные аспекты поведения или речи. Попрактиковавшись, вы сможете применять этот эффективнейший прием с большой пользой для себя.

Позднее, когда вы будете готовы сделать четвертый шаг, ваш собеседник начнет нервничать, и это позволит вам изменить стратегию. Но изначально вовсе не следует добиваться того, чтобы он нервничал и беспокоился.

Ведь ваша цель — договариваться с людьми, создать атмосферу, в которой человек почувствует себя неловко только в том случае, если он действительно провинился. Тогда реакции и жесты, вызванные волнением и беспокойством, будут следствием его обмана, а не неблагоприятной агрессивной обстановки.

Работа настоящих детекторов лжи основана на отклонении так называемой базовой линии, соответствующей нормальному уровню тревоги человека, проверяемого на аппарате. И вам, если это возможно, стоит воспользоваться этой полезной идеей.

Задайте вопрос, который, по вашему убеждению, вызовет конкретную реакцию, похожую на предполагаемую. Конечно, для этого нужно знать, имеются ли в обычном репертуаре этого человека какие-то индивидуальные модели и шаблоны поведения.

Если вы не слишком хорошо знаете своего собеседника, проследите за его реакцией на вопрос, ответить на который не составляет никакого труда и напряжения, и используйте эту реакцию как эталон. Например, если человек, что бы ни говорил, постоянно чуть заметно помахивает рукой, вам следует знать об этой его привычке.

Ваша поза должна быть расслабленной и ни в коем случае не угрожающей либо агрессивной; внимательно следите и за позой собеседника. В этом вам помогут описанные выше подсказки, базирующиеся на языке жестов

Как научиться договариваться с кем угодно

Умение договариваться

Навык ведения переговоров «прокачивается» всю жизнь — начиная с раннего детства, когда мы убеждали воспитательницу, что не будем есть кашу с комочками. Во взрослом возрасте на кону стоят более серьезные вещи, и необходима специальная подготовка, чтобы «продавить» нужное решение, но при этом сохранить хорошие отношения с собеседником. 

Как проводить переговоры в свою пользу — разбираемся дальше.

#1. Тщательно готовьтесь

Лучшая импровизация — заранее спланированная. 

Руководитель исследовательского проекта по переговорам в Гарвардском университете Роджер Фишер в книге «Переговоры без поражения» утверждает: если в ходе встречи вы чувствуете, что зря тратите время, причина — в недостаточной подготовке. 

Профессор Фишер советует придерживаться правила 4Р:

  • выделить цель переговоров (Purpose)
  • определить результат, которого вы хотите достичь в конце встречи — продукт (Product)
  • составить список участников встречи и реальных лиц, принимающих решения (Participants) 
  • описать процесс проведения переговоров (Process)

Создатель обучающей системы Coach2100 Джим Кэмп в книге «Сначала скажите “нет”» советует еще до старта переговоров тщательно прописать миссию встречи — и придерживаться ее даже в те моменты, когда напряжение зашкаливает. Автор утверждает, что для каждой конкретной встречи миссию нужно формулировать в соответствии с болью и ценностями оппонента. 

Как это выглядит на примере:

Вы представляете компанию, которая занимается установкой электронных касс. Вскоре открывается новое заведение, и вы собираетесь на переговоры с управляющим.

Боль клиента: для старта работы заведению необходима электронная касса.

Плохая миссия: Я продам кассу, получу деньги и в дальнейшем буду зарабатывать на обслуживании оборудования.

Хорошая миссия: С помощью своего продукта я помогу заведению открыться, сократить расходы и упростить работу команды.

#2. Белые начинают и выигрывают

Международный эксперт по продажам Грант Кардон в книге «В 10 раз больше» советует: не бойтесь проявлять инициативу, удерживать фокус внимания на себе и управлять ходом встречи. По мнению специалиста, в сильной позиции находится тот, кто начинает переговоры.

Кардон советует в первую очередь изложить свою точку зрения — и уже потом искать идеальное решение на основании фидбека противника.

Однажды эксперт вел переговоры с клиентом, который хотел навязать свои условия сделки. Кардон сразу заявил, что ценит готовность собеседника озвучить предложение. Но при этом попросил дать ему возможность предоставить собственные материалы, после чего оппонент сможет сообщить, если условия не подходят.

Благодаря этой технике Грант Кардон перехватил инициативу, а у клиента сохранилось ощущение, что именно он руководит процессом.

#3. Составьте повестку переговоров

Перед встречей подготовьте план, в котором пропишите возникшие проблемы и укажите людей, принимающих решения. Это поможет избежать лишних разговоров.

Кэмп советует включать в план следующие пункты:

  • проблемы, которые стали причиной переговоров
  • личный опыт: как эти сложности влияют на вашу деятельность, какие решения могли бы улучшить ситуацию
  • что вы хотите получить от этой встречи

Как это выглядит на примере:

Главный бухгалтер готовится к общему собранию менеджеров. На встрече ему нужно провести переговоры с другими руководителями, чтобы устранить препятствия в работе.

Его повестка переговоров будет выглядеть так:

#4. Фиксируйте все на бумаге

Это лучший способ избежать недопониманий. Как только вы озвучили условия сделки — запишите их и разложите перед каждым участником встречи. Так вы убедитесь в отсутствии разночтений и разногласий, а предмет переговоров превратится из абстрактного в реальный, который уже жаль потерять. 

Кроме того, если переговоры разбиты на несколько этапов, стоит фиксировать в виде follow up итоги каждой встречи. Это поможет всем участникам быстро войти в ритм, вспомнить, на чем остановилось обсуждение в прошлый раз, сверить ориентиры и ключевые договоренности. 

#5. Избавьтесь от нужды

Случалось ли вам приходить в магазин голодным и бесконтрольно сгребать в тележку ненужные продукты? 

Похожая ситуация может произойти в переговорах, если вы заинтересованы в их положительном исходе сильнее, чем ваш противник. 

Главный принцип ведения переговоров — «Не нуждаюсь в этой сделке». В противном случае оппонент воспользуется вашей потребностью и сыграет на этом, предложив менее выгодные условия.

Как это выглядит на примере: 

Кандидат приходит на собеседование после длительного перерыва в работе. Он ищет место smm-специалиста с окладом 2Х и пятидневкой в офисе. После череды неудач соискатель получает оффер: должность офис-менеджера с функциями smm на оклад 1,5Х, но с возможностью карьерного роста через год.

Это не совсем те условия, на которые он рассчитывал, но из-за позиции нужды (кандидат давно без работы, первый оффер за долгое время) соглашается. Если бы у него была финансовая подушка и несколько запланированных встреч с другими работодателями — соискатель вряд ли принял бы такое предложение.

#6. Берите оппонента «измором»

Если переговоры зашли в тупик, и взаимовыгодное решение найти не получается — это не повод отказываться от сделки, считает Грант Кардон. Чтобы выйти из безнадежной ситуации, эксперт советует пользоваться техникой «да, но».

Длительная встреча изматывает всех участников переговоров. Не стоит усиливать напряжение категорическими отказами — лучше согласитесь и с помощью «но» уточняйте пункты, которые хотите изменить. Продолжайте обсуждение, ищите новые варианты, вовлекайте оппонента в поиски решения проблемы. 

Эксперт по арабо-израильскому конфликту Ванесса Сэйман советует использовать трюки для разрядки атмосферы. 

Сэйман приводит в пример ситуацию, когда во время тупиковых переговоров она «случайно» опрокинула на стол стакан с водой. Пока оппоненты сообща решали проблему мини-потопа, напряжение ушло, но осталась сплоченность в результате командной работы. После этого переговоры сдвинулись с мертвой точки.

#7. Избегайте двусмысленностей и проясняйте недопонимания

Люди воспринимают мир субъективно, и зачастую то, что вы имеете в виду, отличается от того, как ваши слова понимает собеседник. Важную роль играют тембр и громкость голоса, форма обращения, умение слушать и не перебивать, невербальные сигналы. А также учитывайте различия менталитета, если проводите переговоры с иностранными партнерами.

По мнению Роджера Фишера, непонимание или превратное толкование слов может стать причиной возникновения неприязни. Рациональный поиск решения, которое удовлетворит всех участников, становится невозможным — и переговоры терпят неудачу. 

Наиболее распространенный пример — культурные различия. Допустим, в ходе переговоров с партнерами из Греции вы оценили какое-то предложение привычным жестом — поднятым вверх большим пальцем. Но для греков это требование замолчать в оскорбительной форме.

Роджер Фишер утверждает: основа ведения деловых переговоров — это умение корректно управлять тремя областями: восприятием, эмоциями и общением.

#8. Задавайте вопросы

Джим Кэмп рекомендует прямо спрашивать собеседника обо всех деталях сделки и уточнять интересующие вас моменты.

Правильные открытые вопросы помогут получить больше информации о предмете переговоров, настроении и стремлениях оппонента.

Кроме того, в режиме «активного слушания» вы располагаете к себе собеседника и можете случайно обнаружить реальную боль, которую он хочет решить с помощью этой сделки. 

Примеры открытых вопросов:

  • С какими проблемами вы столкнулись?
  • Какие результаты нашего сотрудничества вы хотели бы увидеть?
  • Чем вы рискуете, если ситуация не обернется в вашу пользу?
  • Какие приоритеты вы для себя определили?
  • В какие сроки вы хотели бы решить проблему?
  • Что еще мы должны знать, прежде чем двигаться дальше?
  • Кто еще причастен к этому решению?
  • Что может повлиять на успех этой сделки?

#9. Будьте дружелюбны и корректны

Роджер Фишер советует придерживаться стратегии обезличивания проблемы. Не проецируйте на личность оппонента эмоции, которые вы испытываете из-за разногласий на встрече.

Будьте спокойны и доброжелательны в любой ситуации. По мнению Гранта Кардона, чем больше человек нервничает и отказывается что-то делать, тем выше вероятность, что он в итоге согласится. Положение контролирует тот, кто сохраняет хладнокровие.

Если ваш оппонент теряет самообладание и позволяет себе некорректные высказывания — не ввязывайтесь в скандал. Дайте человеку время, чтобы прийти в себя, и продолжайте дискуссию в нормальном ритме. Конечно, можно ответить противнику в том же тоне, но что будет полезнее в перспективе?

Если вы сохраняете спокойствие, когда оппоненты эмоционируют, то можете перехватить инициативу и контроль над переговорами, считает Грант Кардон.

#10. Нет — это новое да

Джим Кэмп уверен: заключение сделки на переговорах достигается с помощью слова «нет». Не бойтесь обидеть оппонента — вы пришли на встречу не за этим, и он, скорее всего, тоже. 

Собеседника также поощряйте говорить вам «нет» — по мнению Кэмпа, это дарит иллюзию контроля над ситуацией, и противник расслабляется.

Слово «нет» не разрушает переговоры, а помогает улучшить условия и дает простор для поиска новых взаимовыгодных решений. Если требования оппонента не позволяют вам получить желаемое — смело говорите «нет».

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Как это выглядит на примере:

Вы сдаете в аренду коммерческое помещение. Потенциальный арендатор пытается вдвое «сбить» предложенную вами цену, ссылаясь на экспертную оценку риелторского агентства, о которой вы слышите впервые. 

Вполне нормально сказать «нет» и взять паузу в обсуждении, чтобы проверить сомнительный факт, после чего изменить свою позицию.

Подписывайтесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку!

Последние материалы

Что поменялось в образовании с появлением радио, телевидения и интернета.

10 привычек дипломата, которые помогут тебе правильно говорить с людьми

Умение договариваться

Когда от твоих слов и действий буквально зависит жизнь и благополучие миллионов человек, у тебя вырабатываются особые привычки, манера общения, мимика и ещё много чего.

Они помогают тебе не упасть в грязь лицом и не потащить за собой целое государство.

И пусть дипломатия — это сложнейший процесс, в котором могут преуспеть только лучшие из лучших, попытаться развить в себе некоторые из навыков будет весьма полезно каждому человеку.

1. Не показывать своих желаний

Умение скрывать свои истинные намерения у дипломатов почти в крови. Если твой оппонент знает твои цели и желания, то он с лёгкостью может надавить на тебя. Эта аксиома работает абсолютно во всех случаях, даже когда тебе необходимо что-то приобрести или продать.

Когда ты сможешь убедить продавца или покупателя в том, что им самим выгодно работать именно с тобой, то уже ты будешь владеть ситуацией и устанавливать свои правила.

Если ты продаёшь, то пусть знают, что покупателей у тебя полно, и они должны поспешить с оплатой. А если покупаешь — пусть знают: ты можешь позволить себе выбирать сколько угодно, ведь вариантов полно, и пусть они сами покажут, что их товар лучше.

И делать так нужно, даже если выбора у тебя нет. Особенно если выбора нет.

2. Вести себя соответственно своему статусу

Полностью оказаться от стереотипов человечество не сможет никогда. Плохо это или хорошо — неважно. Важно уметь пользоваться стереотипами и соответствовать своему статусу, если ты хочешь добиться от человека желаемого. Статус в социуме есть у всех — на его основе у людей появляется к тебе уважение или, наоборот, неуважение.

Помни, что все думают, будто они хорошо разбираются в людях, а это значит, что они будут не готовы к неожиданному ответу или поведению, которое бы не соответствовало твоему статусу. Используй это для достижения своей цели.

3. Соблюдать установленные правила

В любой социальной группе есть свои правила поведения. И прежде чем войти в новый круг общения или начинать взаимодействовать с людьми из разных групп, было бы неплохо узнать, как и почему именно так они ведут себя с другими.

Чтобы зайти за своего, подстраиваться придётся часто — для этого дипломаты для начала наблюдают и только потом начинают действовать. Выясни, что люди обсуждают, над какими шутками смеются и как относятся друг к другу, и только потом начинай вливаться в коллектив. Так ты никогда не станешь изгоем или же объектом насмешек и издёвок.

4. Правильно реагировать на неприятности

У всех бывают тяжелые моменты в жизни: неудачи на работе и учёбе, разрыв отношений да и просто банально плохие дни. Но все эти трудности не должны выбивать из колеи, а если быть более точным — не должны отражаться на нашем общении с другими.

Умение скрывать свои эмоции при неудаче — это тонкое искусство, но весьма полезное. Пусть окружающие знают, что тебя ничто не может сломить, все неудачи ты переносишь стойко да и вообще не считаешь их серьёзными.

5. Не ставить себя выше других

Суть любых переговоров — умение договориться, а высокомерие этому никак не способствует. Все дипломаты без исключения относятся к оппонентам с уважением, даже если в глубине души они их недолюбливают или откровенно презирают.

Пытаясь всем вокруг доказать свою исключительность, ты только покажешь, что на самом деле ничем не лучше других. Пусть за тебя говорят твои поступки и личные достижения, а пустое чванство никому не нужно.

6. Вести себя сдержанно

Люди бывают разные — как умные, так и невежды, как воспитанные, так и совсем отморозки. Но их поведение и слова не должны тебя задевать и тем более выводить из себя. Агрессия порождает агрессию и показывает, что ты ничем не лучше своего оппонента. Помни: правда за тобой. И как бы тебя ни выводили, ты прав, а значит, и злиться незачем.

7. Меньше говорить — больше слушать

Ну это уже самый заезженный совет из всех, но он самый рабочий, так что не упомянуть его было бы преступлением.

Длинные речи никому не нравятся, людям сложно на них сфокусироваться и понять, что же ты хочешь им сказать. Старайся сам задавать больше наводящих вопросов и лучше давай комментарии к чужим словам.

Так ты будешь контролировать беседу, а значит, сможешь направлять её в нужное русло.

8. Обращать внимание на детали

Для удачных переговоров важна каждая мелочь, ведь любое неправильное слово или неловкий жест уже может настроить собеседника против тебя. Следи за своими словами и обращай внимание на то, как говорит с тобой оппонент, на то, как он держит руки, как смотрит на тебя и на чём он делает акцент. Всё это поможет выработать правильную тактику в беседе и добиться желаемого без конфликтов.

9. Учиться новым и не забывать старые уловки

Ты не всегда будешь лучше, чем твой соперник. Проиграть достойному человеку не зазорно, а вот не вынести ничего нового из своего проигрыша — это позор.

Помни: знать всё на свете — невозможно, а учиться — никогда не поздно. Для карьеры дипломата остановиться в развитии подобно смерти, а значит, ты не должен бояться получать новый опыт, пусть даже процесс будет не самым приятным.

10. Оценивать ситуацию

Сбор информации и составление полной картины происходящего — одна из важнейших аксиом в дипломатии. Если ты знаешь о ситуации больше оппонента, то с легкостью сможешь убедить его в своей правоте. И наоборот: когда информации не хватает, очень сложно составить полную картину и сделать необходимые выводы.

6 причин, почему тебе следует подумать, прежде чем говорить

Как договориться с любым человеком на своих условиях

Умение договариваться

Люди должны научиться слышать друг друга, принимать позицию другого и уметь договариваться. Иначе человеческая жизнь превратится в бесконечный поток ссор и конфликтов.

Безусловно, они происходят в любой семье, обществе, но нужно научиться эффективно решать спорные вопросы при помощи диалога, с целью достижения компромисса. Решение, которое устраивает обе стороны конфликта, является итогом искусства договариваться.

Прийти к компромиссу иногда сложнее, чем решить проблему в одностороннем порядке. Это замкнутый круг, который обостряет следствие кризиса, а не устраняет причину.

Как научиться договариваться с людьми

Общаясь с человеком, мы внимательно прислушиваемся как к смыслу сказанных им слов, так и на тембр его голоса, и даже интонацию. Это важно, если вы хотите научиться находить общий язык с людьми.

То есть, иными словами, человек может одно и то же слово сказать по-разному, и оно будет нести разную смысловую нагрузку, здесь важную роль играет интонация.

Старайтесь говорить ровно и размеренно, естественно, для горячих споров вы можете использовать быстрый темп речи, но в других ситуациях советуем вам говорить медленнее.

Порой нас переполняют эмоции, в таких случаях контролировать себя невозможно, но все же глубоко вдохните и постарайтесь в голове выстроить связную фразу, и только потом превращайте ее в слова.

Чтобы уметь договариваться с людьми, старайтесь избегать двусмысленности, в частности это касается деловой встречи. Четкий, размеренный разговор поможет сделать акцент на более важные моменты.

Немаловажную роль играет и зрительный контакт с собеседником, то есть в этом случае вам будет понятно, достигли ли вы взаимопонимания или нет. Обязательно делайте паузы во время разговора, дайте вашему собеседнику время на разжевывание полученной информации.

Контролируйте себя во время разговора, т.к. сильная жестикуляция руками приводит собеседника в дискомфорт, так как люди не могут следить за жестикуляцией и одновременно слушать, следовательно, постоянные движения рук сильно отвлекают от слов. Поэтому будьте умеренны в жестах.

Если вы хотите расположить собеседника к разговору, старайтесь делать ему искренние комплименты, постарайтесь, чтобы ваши слова не звучали как обыкновенная лесть.

Собеседника следует слушать внимательно, не стоит искать ответы на его предположения, пока он говорит, и тем более не перебивайте его. Ведь тем самым вы либо рискуете упустить какую-то информацию либо напроситься на конфликт, и тот и иной вариант не выгоден для вас.

Мы надеемся, что эти советы помогут вам научиться договариваться с людьми и у вас не будет проблем с общением.

Компромисс

Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих.

Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте.

Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.

Понимать, слышать, слушать и настаивать

Наверняка многие руководители, сидя за столом переговоров, искренне хотят найти всех устраивающее решение. Но попытки срываются, потому что на первых минутах становится понятно, что договориться просто невозможно. И, к большому сожалению, они не пытаются возобновить диалог снова.

Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом? Советы и рекомендации учителю

Умение договариваться

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период.  К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство.

Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам.

Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.  

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Причины детской недоговороспособности

Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников.

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

  • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
  • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
  • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
  • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.    

К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.  

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований.

В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период.

Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

Как развить умение договариваться

Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Игровая деятельность для развития умения договариваться

На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.

Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования.

    Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».

  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.

  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно.

Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата.

Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению.

Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» —  на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами  — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности)  и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Советы по формированию детской договороспособности

Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай.  Вот несколько рекомендаций для учителя.  

Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
  • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения.

    Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты». 

  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.

       

  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.

Скачать рекомендации для распечатки.

В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

  • «Культура поведения и такт»;
  • «Речевой этикет. Школьный этикет»;
  • «Поступки человека и его характер»;
  • «Как решить конфликт»;
  • «Как повлиять на поведение другого человека»;
  • «Что делать с обидой».

Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».

Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».

Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими. 

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: