Внутренняя речь

Содержание
  1. Внутренняя речь
  2. Внутренняя и внешняя речь
  3. Внутренняя речь по Выготскому
  4. Проблема внутренней речи
  5. Разговор с самим собой: зачем нам внутренняя речь и может ли томограф читать наши мысли
  6. Что значит «думать словами»?
  7. Большинство людей действительно могутинициироватьсловесный диалог у себя в голове, но это не значит, что все наши мысли вербальные. У разных людей может быть от 0 до 75% мыслей, выраженных словами.
  8. О чем мы говорим сами с собой?
  9. Так что беседовать с самим собой во время учебы или решения сложных задач может быть полезно для усвоения материала.
  10. Откуда берется внутренняя речь?
  11. Дети, у которых были воображаемые друзья,меньше используютэгоцентрическую речь, чем другие.
  12. Что происходит с мозгом, когда мы говорим сами с собой?
  13. Можно ли прочитать вербальные мысли других людей?
  14. Непонятно, как группировать намерения, интересы, планы и мысли о себе — в общем, всё, чем обычно наполнен наш внутренний мир.
  15. Внутренняя речь человека – что такое, проблема, особенности
  16. Что такое внутренняя речь?
  17. Особенности внутренней речи человека
  18. Итог
  19. Внутренняя речь человека и ее особенности
  20. Соотношение внутренней и внешней речи
  21. Особенности внутренней речи

Внутренняя речь

Внутренняя речь

Внутренняя речь человека – это сложный, полностью неизученный феномен, изучаемый психологией, общим языковедением, философией. Внутренняя речь в психологии – это скрытая вербализация, сопутствующая процессу мышления.

Данное проявление представляет соотношение мыслительных операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия, а также сознания. Проще говоря, это словесное мыслительное функционирование. По сути, мысли человека способны «трудиться» и без словесных элементов.

Однако на деле вербальные структуры объединяют мыслительное оперирование с наружной средой, социумом, решением вопросов личностного плана и задач общественного характера. Мысленную речь нередко представляют в качестве «обслуживающего» механизма внешнего общения и всех деятельных операций субъекта.

Следовательно, внутренняя речь выказывает себя в качестве беззвучного инструмента, сокрытой вербализации, зарождающейся при мыслительном функционировании. Она представляет производную форму звуковой речи, сознательно адаптированной к выполнению в уме мыслительных функций.

Внутренняя и внешняя речь

Различают 3 разновидности форм коммуникативного взаимодействия посредством языковых структур, а именно внешняя, письменная и внутренняя.

Чем отличается внешняя речь от внутренней? Первая – обращена наружу, к окружающим людям. Благодаря ней, индивиды транслируют мысли, внутренняя же – это беззвучная речь, отражает то, что субъект мыслит. Обе эти разновидности коммуникаций взаимосвязаны. Проще говоря, внешняя речь для окружения, а внутренняя – для себя.

Особенности внутренней речи заключаются в ее исключительности, то есть она не отражает в памяти внутреннюю, не предшествует ей. Она зарождается в возрастном периоде семи лет и происходит от эгоцентрической, направленной наружу, речи малышей.

Эгоцентрическая коммуникация посредством языкового компонента у ребенка являет собой речь направленную вовнутрь по психическому функционированию и по конструкции – устремленную наружу. С началом школьного периода возникает трансформация эгоцентрической коммуникации во внутреннюю.

Вдобавок, происходит различение двух речевых операций: эгоцентрической коммуникации и отграничение речи для окружения и для себя, из единой речевой операции.

Характеристика внутренней речи представлена следующими особенностями: краткостью, обрывочностью, фрагментарностью. Если бы существовала возможность сделать запись внутреннего разговора, то он выдался бы непонятным, бессвязным, обрывочным, неузнаваемым в сравнении с внешним.

Коммуникация, направленная вовне, преимущественно осуществляется в форме диалога, который всегда предполагает зрительное принятие собеседника, его языка жестов и акустическое понимание интонационного аспекта беседы. Вместе взятые перечисленные две особенности внешней коммуникации допускают взаимодействие при помощи намеков понимание недосказанности.

Внутренняя речь человека не является исключительно разговором про себя. Выполняя функцию регулировки и планирования, она характеризуется иным, нежели внешняя коммуникация, сокращенным строением.

По смысловому значению коммуникация “про себя” никогда не означает предмет и не несет сугубо номинативный характер. Одним словом, она в себя не включает «подлежащее». Она отображает, что конкретно нужно сделать, куда следует направить действие.

По строению она, оставаясь сжатой и аморфной, сберегает свою предикативную направленность, определяя лишь план дальнейшего предложения, суждения или схему дальнейшей операции.

Особенности внутренней речи представлены нижеприведенными характеристиками: беззвучностью, обрывочностью, обобщенностью, вторичностью (образованностью от внешней коммуникации), большей скоростью (в соотнесении с внешней), отсутствием необходимости в строгом грамматическом оформлении.

Зачастую непосредственно речевые структуры в ходе коммуникации “про себя» замещаются слуховыми, зрительными. Существуют взаимозависимости и проявления внешнего общения и коммуникации “про себя”. Во-первых, перед звуковой подачей мысли человек во внутреннем разговоре составляет схему или план будущего высказывания.

Во-вторых, письменному преподнесению, в основном, предшествует произнесение слов, фраз мысленно, в ходе которого возникает отбор максимально подходящих структур и расстановка пауз вытекающего письменного высказывания.

В-третьих, при помощи проведения электрофизиологического исследования обнаружено присутствие в процессе протекания внутренней коммуникации скрытой артикуляции.

Следовательно, коммуникация «про себя» для осуществления внешнего разговора выполняет нужную подготовительную функцию.

Внешнее коммуникативное взаимодействие бывает устным либо письменным. Первое – являет собой звучащую речь, характеризующуюся относительно свободными нормами в отношении к требованиям образцовых языковых средств. Она охватывает: говорение (трансляция акустических речевых сигналов, несущих некоторую информацию) и слушание (понимание акустических речевых сигналов, а также их прием).

Устная речь воплощается в двух направлениях: обиходном (разговорном) и публичном. Дабы их дифференцировать применяется термин «речевая ситуация», который обозначает массу обстоятельств, влияющих на реализацию речевого общения, его структуру и содержание.

Это обуславливает существование следующих определений публичной коммуникации.

Прежде всего, публичной коммуникацией именуется вид устного взаимодействия, которому присущи такие элементы речевых условий: многочисленная аудитория, официальность мероприятия (концерт, собрание, урок, лекция, заседание и пр.).

Обиходной коммуникацией именуется разновидность устного взаимодействия, речевые условия которого формирует: небольшое количество слушателей и повседневная обстановка (то есть не официальная).

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л.

Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю интериоризации.

Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует.

Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию.

Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Проблема внутренней речи

Проблематика внутренней речи по сей день относится к довольно сложным и до конца неизведанным вопросам. Изначально ученые полагали, что внутреннее общение по своему строению подобно внешнему, разница состоит исключительно в отсутствии звукового сопровождения, поскольку это речь беззвучная, «про себя». Однако современные изыскания доказали ошибочность описываемого утверждения.

Внутреннюю речь нельзя воспринимать в виде беззвучного аналога внешнего общения. Она разнится существенными особенностями собственной структуры, прежде всего, обрывочностью и свернутостью.

Индивид, пользующийся внутренней коммуникацией для разрешения какой-либо задачи, понимает, какая проблема поставлена перед ним, что позволяет исключать все, что именует задачу. В чистом итоге остается исключительно то, что надобно совершить. Проще говоря, предписание, каким надлежит быть следующему действию.

Эта характеристика внутренней речи часто именуется предикативностью. Она акцентирует, что важно не определить предмет общения, а поведать что-то о нем.

Внутренняя речь нередко эллиптична, так в ней индивид пропускает те элементы, которые для него представляются понятными. Кроме словесных формул, во внутреннем общении используются образы, планы и схемы.

Проще говоря, внутри себя субъект может не называть предмет, а представить его.

Нередко она выстраивается в форме конспекта или оглавления, то есть человеком намечается тематика размышлений и опускается то, что надлежит сказать, по причине известности.

Внутреннюю речь и обусловленную ею скрытую артикуляцию следует рассматривать в качестве инструмента целенаправленного отбора, обобщения и фиксации информации, полученной при помощи ощущений.

Отсюда огромную роль внутренняя коммуникация играет в процессе наглядной и словесно-понятийной мыслительной деятельности.

Помимо этого, в выработке и функционировании произвольных действий индивида она также задействована.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Разговор с самим собой: зачем нам внутренняя речь и может ли томограф читать наши мысли

Внутренняя речь

Массовый интерес к феномену внутренней речи начался с твита. Кайл из Сиэтла написал, что у одних людей есть внутренний монолог, а другие думают с помощью абстрактных невербальных мыслей — и большинство представителей каждой группы не знают о существовании другой. Пост быстро распространился и многих заинтересовал. Люди обсуждали, как устроена их внутренняя речь.

Одна девушка рассказала, что с тех пор, как она узнала об этом явлении, пробовала им пользоваться, но это всегда заканчивалось тем, что она говорила вслух сама с собой.

«Например, когда я читаю, я вижу структуру предложения. В моей голове каждое предложение имеет форму. И еще я двигаю губами, когда читаю. По сути, я проговариваю вслух, но неслышно».

Другая женщина сообщила, что всегда думала, будто внутреннюю речь придумали авторы фильмов или книг, чтобы объяснить психологический мир персонажей.

А как всё работает на самом деле? Внутренняя речь в виде вербального монолога с самим собой — повсеместное явление или люди мыслят не словами?

Что значит «думать словами»?

Рассел Холберт, американский психолог и специалист по внутренней речи, утверждает, что людям доступно пять видов внутреннего опыта:

  1. Внутренняя речь — разговор с самим собой, прослушивание внутреннего голоса, часто похожего на ваш собственный.
  2. Внутреннее видение — представление места или предмета, о котором человек думает.
  3. Несимволизированное мышление — например, проявление интереса или намерения до того, как мы начинаем более подробно думать, в том числе словами.
  4. Переживание чувств — эмоциональный ответ, который часто сопровождается физиологическими реакциями и содержит в основном оценку ситуаций.
  5. Сенсорное осознание — обращение внимания на какой-то аспект (зрительный или слуховой) окружающего мира, не по собственному желанию, а из-за того, что он привлек наше внимание через сенсорные каналы.

Чтобы выявить это, ученые выдавали участникам эксперимента специальное устройство из бипера и наушника, которое нужно было носить постоянно. Бипер подавал сигнал в наушник с рандомной периодичностью, и испытуемым нужно было записать всё, что происходило у них в голове на тот момент.

Большинство людей действительно могут инициировать словесный диалог у себя в голове, но это не значит, что все наши мысли вербальные. У разных людей может быть от 0 до 75% мыслей, выраженных словами.

Интересно, что люди с потерей слуха используют внутренний язык жестов. Одна женщина так описывает свой опыт:

«У меня в голове есть „голос“, но он не основан на звуке. Я либо вижу знаки из языка жестов, либо изображение, либо напечатанные слова».

Исследователь внутренней речи Чарльз Фёрнихоф считает, что важен возраст, в котором человек потерял слух. Если это случилось при рождении, то, скорее всего, будет так, как описывается выше. Если после двух лет, то вариаций может быть гораздо больше — начиная от вербальных мыслей, но без звука, и заканчивая обычной внутренней речью, если слух был потерян в зрелом возрасте.

Монеточка на пальцах: интервью с жестовым певцом Антоном Залозным, который адаптирует современную музыку для глухих и слабослышащих

Внутренняя речь может принимать разные формы, но при этом она повсеместна — и, видимо, крайне важна для функционирования психики человека.

О чем мы говорим сами с собой?

В одном исследовании ученые опросили 380 молодых людей, о чем они думают в данный момент. Испытуемых просили составить список вербальных мыслей, к которым они обычно обращаются, а затем исследователи распределили ответы по группам.

Выяснилось, что чаще всего люди думают о себе: оценивают себя, размышляют об эмоциях, внешности, отношениях, будущем, мнении других людей о себе, гипотетических ситуациях и т. д. Вторая по частоте группа мыслей была посвящена другим — в основном семье, людям в целом и друзьям.

Чаще всего люди используют внутреннюю речь, чтобы планировать, вспоминать, мотивировать себя, решать проблемы и моделировать будущие разговоры. Также внутренняя речь важна для когнитивных процессов, требующих от нас сильной вовлеченности.

Британские исследователи выяснили, что благодаря проговариванию про себя задачи кажутся нам менее сложными, и мы выполняем их лучше. Вероятно, дело в том, что мы удерживаем информацию в рабочей памяти в основном путем ее внутреннего повторения.

Другие ученые выяснили, что внутренняя речь помогает переключаться между разными заданиями.

Так что беседовать с самим собой во время учебы или решения сложных задач может быть полезно для усвоения материала.

Интересно, что обращение к себе на «ты» более действенно, чем «я»-высказывания — вероятно, потому, что дополнительно мотивирует к действиям.

Чтобы понять, почему так происходит, разберем, как внутренняя речь формируется в детстве.

Откуда берется внутренняя речь?

Одна из главных теорий развития внутренней речи принадлежит советскому психологу Л. С. Выготскому.

Он считал, что в раннем детстве большую роль в поведении ребенка играют слова матери и других близких взрослых: «Помой руки», «Давай вместе соберем игрушки», «Пожалуйста, успокойся». Здесь речь и мысли ребенка имеют интерпсихический характер — то есть направлены на другого человека, сильно зависят от взаимодействия с миром.

Но по мере взросления и становления высших психических функций (к ним относятся мышление, память, внимание и другие), ребенок учится сам регулировать свое поведение.

Тут появляется эгоцентрическая речь — внешняя, но направленная не на других людей, а на самого себя.

Представьте себе ребенка, который играет и бубнит что-то себе под нос: «Ага, вот это положим сюда, а потом машина поехала сюда».

Выготский в своих экспериментах показал, что, если задачи для ребенка усложняются, эгоцентрической речи становится больше. Это подтверждают и современные исследования. Иногда часть задач такой речи могут брать на себя друзья, которых ребенок сам себе придумывает.

Дети, у которых были воображаемые друзья, меньше используют эгоцентрическую речь, чем другие.

С возрастом ребенок учится контролировать свое поведение всё лучше и лучше, и эгоцентрическая речь постепенно переходит во внутреннюю — этот процесс называется интериоризацией.

Он завершается к школьному возрасту.

При этом речь меняет свою форму: из развернутой и синтаксически сложной внешней она переходит в свернутую внутреннюю — и начинает выполнять те же функции: регулирует поведение и облегчает выполнение задач.

Интериоризация считается важным механизмом перехода от натуральных психических функций, которые даны нам от рождения (например, непроизвольное внимание) к более сложным функциям, владение которыми необходимо взрослому, чтобы жить в обществе.

Во внутренней речи о самом себе редко есть второстепенные члены предложения и даже подлежащее, а используются в основном сказуемые (это свойство называется предикативностью): «Надо купить хлеба», «Пойду посплю». Внутренняя речь становится более заточенной под конкретного человека, ведь ее коммуникативная функция — а вместе с ней необходимость в развернутых и всем понятных предложениях — исчезает.

Личные смыслы слов во внутренней речи преобладают над социальными, а значения нескольких слов могут смешиваться. Например, смысл слова «дом» может меняться с каждым переездом в новую квартиру независимо от того, сколько времени человек проживет в этом месте. И каждый раз, когда он думает: «Пора домой», ему не нужно объяснять самому себе, где этот дом находится.

Что происходит с мозгом, когда мы говорим сами с собой?

Многое о функциях и устройстве внутренней речи может рассказать нейровизуализация. Чтобы посмотреть, что происходит с мозгом во время внутреннего монолога, используют два разных подхода:

  • человек произносит одни и те же слова вслух и про себя,
  • участник исследует свободное блуждание мыслей.

Оба подхода имеют и преимущества, и недостатки. Например, во время выполнения первого типа заданий исследователь не может контролировать, точно ли испытуемый произносит слово или думает о чем-то своем. А второй тип заданий не обязательно связан с внутренней речью: размышляя, человек может и использовать внутреннюю речь, и представлять себе образы, и переживать эмоции.

С помощью первого подхода ученые обнаружили, что, когда человек намеренно произносит что-то про себя или вслух, активна нижняя лобная извилина (область Брока). Она же работает и у людей с потерей слуха, когда они используют внутренний язык жестов.

Интересно, что во время внутренней речи активируется еще и дополнительная моторная кора, которую обычно связывают с работой мышц ого аппарата, а у людей с потерей слуха — зоны, отвечающие за движения рук. Это значит, что во многом внутреннюю и внешнюю речь обеспечивают одни и те же участки мозга.

Второй подход помог связать внутреннюю речь с сетью пассивного режима мозга: она активируется, когда мы позволяем мысли блуждать «самостоятельно».

Американские и австрийские ученые выяснили, что в таком рассредоточенном и несфокусированном состоянии у людей происходят озарения, когда они находят ответы на мучившие их до этого вопросы. Можно предположить, что часть таких инсайтов генерируется в виде словесных мыслей, и именно таким образом внутренняя речь связана с состоянием пассивной работы мозга.

О сети пассивного режима пока что известно немного, но мы знаем, что она может быть очень важна для конструирования ощущения «я», построения ментальных карт сознания других людей и формирования чувства времени. То есть, кроме творческих инсайтов, она может отвечать и за экзистенциальные абстракции.

Выходит, появление вербальных мыслей «из ниоткуда» связано с сетью пассивного режима, а вот их намеренное удержание с лобно-теменной сетью. То есть если мы пользуемся внутренней речью, чтобы побыть наедине с собой, то активны одни зоны мозга, а в ситуации, когда внутренняя речь помогает решать задачи, — другие.

Когда мы используем внутреннюю речь, чтобы повторить что-то про себя или проиграть важный разговор в голове, она похожа по организации на внешнюю.

При этом такая речь активизирует зоны мозга, связанные с направленным вниманием, контролем, планированием поведения и готовностью к реальному физическому действию, — помогает собраться и действовать.

А когда внутренняя речь появляется как бы сама по себе, она связана с обширной и очень важной для нашего психического здоровья сетью пассивного режима мозга.

Можно ли прочитать вербальные мысли других людей?

Как же использовать это на практике? Возможно ли, зная, как активируется мозг, восстановить внутреннюю речь человека?

Эти идеи давно витают в научном и предпринимательском сообществе.

Илон Маск, основавший компанию Neuralink, говорит, что преследует не только утилитарные цели вроде создания имплантов для пациентов с травмами мозга, но и хочет «улучшить» людей.

Например, с помощью вживления чипов в мозг научить нас обмениваться мыслями напрямую. Идея, достойная классиков фантастической литературы, — но так ли она далека от реальности?

Исследователи несколько десятилетий пытались выяснить по паттернам активации, что происходит во внутреннем мире человека.

Общая идея экспериментов по декодированию активации мозга такова: человеку показывают какие-то объекты (скажем, ботинок или лошадь), а ученый видит с помощью сканера функциональной МРТ, какой паттерн активации соответствует этой картинке.

После этого компьютер обучают связывать два параметра и узнавать, что видит испытуемый, лишь по активности мозга. Этот же принцип применили для визуализации снов человека.

Спящих в сканере участников эксперимента будили, спрашивали, что им только что снилось, и на основе этого обучали компьютер привязывать активность мозга к содержанию сна.

Проблемы начинаются, когда ученые пытаются классифицировать паттерны активации мозга, соответствующие чему-то более сложному, чем просто зрительный опыт.

Непонятно, как группировать намерения, интересы, планы и мысли о себе — в общем, всё, чем обычно наполнен наш внутренний мир.

Кроме того, эксперименты по декодированию работы мозга обычно проводятся на отдельных данных для каждого человека. Так что когда мы попробуем применять стандартный способ «читать мысли» для всех, результат не будет точным, ведь работа мозга у разных людей может слегка различаться.

Но ученых это не смущает, и эксперименты по расшифровке мыслей продолжаются. Кроме научного, они имеют и прикладное значение: например, чтение мыслей поможет понять, что происходит с внутренним миром человека в коме и в других сложных клинических состояниях.

Внутренняя речь человека – что такое, проблема, особенности

Внутренняя речь

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи. Однако интернет-журнал psytheater.com попробует справиться с этим.

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму мышления, когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой ой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности.

Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем.

Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д.

Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней.

Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им.

Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации.

Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

Внутренняя речь человека и ее особенности

Внутренняя речь

Внутренняя речь – это явление, которое в настоящее время считается недостаточно изученным и разработанным. Обычно это связывают с отсутствием общепринятого определения внутренней речи.

В современном языкознании выделяют несколько разработанных подходов к определению понятия внутренней речи, основными трактовками которого являются следующие понятия:

  • внутренняя речь – это протекающие «в уме» процессы планирования и контроля речевых действий человека; с этой точки зрения, внутренняя речь близка по значению с мышлением и может быть представлена как одна из форм реализации мышления;
  • внутренняя речь – это проговаривание, которое осуществляется беззвучно («про себя»), возникает в определённых обстоятельствах (как правило, при затруднениях в принятии решений) и выполняет функции планирования и контроля речевых действий; в подтверждении достоверности данного определения приводится обнаруженный советским психологом А. Н. Соколовым аргумент, который заключается в том, что внутренняя речь сопровождается «скрытой» артикуляцией (то есть мелкими моторными движениями);
  • внутренняя речь – это один из этапов внутреннего программирования, который выступает в качестве фазы порождения речевого высказывания и представляет его семантическую схему; с этой точки зрения, внутренняя речь аналогична планированию, замыслу и соотносится, в первую очередь, с общением (а не с мышлением, как в первых двух трактовках).

Замечание 1

Таким образом, сейчас недостаточно отчётливо выделено понятие внутренней речи, поэтому различные авторы расходятся в её определении.

Соотношение внутренней и внешней речи

Как правило, внутреннюю речь рассматривают как явление, противоположное внешней речи. Наиболее распространенным разграничением внешней и внутренней речи понимается так, что внешняя речь произносится вслух, вовне, а внутренняя речь умалчивается, проговаривается «про себя».

Однако данная позиция не является абсолютной (хотя она и наиболее показательна), например, при возникновении затруднений при решении каких-либо задач внутренняя речь может произносится вслух.

Другой часто встречающийся способ разграничения внешней и внутренней речи заключается в выполнении ими различных функций.

Внешняя речь предназначена для реализации коммуникативной функции, то есть она используется как средство общения между людьми.

Внутренняя речь служит выполнению сигнификативной (различительной) функции, то есть она, сопровождая когнитивные психические процессы человека и его мыслительную деятельность, позволяет обозначать и различать какие-либо явления.

Однако разграничение и по этому признаку не является исчерпывающим, поскольку внутренняя речь может выражать не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющие.

Следовательно, не только определение понятия внутренней речи, но и её отграничение от внешней речи не установлено точно в современном языкознании. В большей степени эту задачу решает выделение и анализ особенностей внутренней речи.

Особенности внутренней речи

Анализируя в своих исследованиях феномен внутренней речи, советский психолог Л. С. Выготский выделял следующие особенности внутренней речи:

  • внутренняя речь характеризуется особым синтаксисом;
  • во внутренней речи смысл слова преобладает над его значением;
  • во внутренней речи используют особые способы объединения, сочетания слов и значений.

Особенность синтаксического строя внутренней речи заключается в её сокращенности, фрагментарности, отрывочности, которые в большей степени заметны при сравнении со внешней речью. Однако стремление внутренней речи к сокращению и опусканию слов неравнозначно стилю, используемому в телеграфном стиле и ему подобных.

Внутренняя речь синтаксически характеризуется, в первую очередь, опусканием подлежащего и связанных с ним слов при сохранении сказуемого и связанных с ним слов.

Аналогичная ситуация возникает при общении в группе, все члены которой знают о подлежащем. Например, при ожидании на остановке автобуса люди опустят подлежащие и зависимые от него слова и скажут просто «идёт».

То есть в данной ситуации необходимым и достаточным считается только сказуемое.

Смыслом слова называют довольно сложный и динамичный компонент семантики слова, который представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникновение которых в нашем сознании обусловлено словом.

Значением же слова является устойчивый и точный базовый компонент его семантики, оно неизменно и постоянно при всех возможных изменениях смысла.

Во внутренней речи в качестве постоянного правила действует превалирование смысла над значением, то есть конкретной фразы над общим словом.

Образование слов во внутренней речи осуществляется преимущественно агглютинативным способом, что означает образование слов путём присоединения к их корню (основе) аффиксов. Это способствует воздействую производящего слова звуковых изменений.

Кроме того, при образовании слов во внутренней речи распространён лексико-семантический способ, который заключается в придании слову нового значения. При этом зачастую в одно или несколько слов заключают большое смысловое содержание.

Ярким примером этого словообразования выступает название произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» , под которыми поначалу понимают умерших, но числящихся живыми крепостных крестьян. Однако в течение произведения данное словосочетание приобретает у читателей новое значение, хотя в тексте самого произведения прямо об этом написано не было.

Также довольно часто наблюдаются сокращения слов, отсечение морфем, объединение двух слов в одно сложное и так далее.

Замечание 2

Таким образом, на основе изучения и разработки описанных выше особенностей внутренней речи можно сделать вывод о том, что внутренняя речь представляет динамическое, неустойчивое, текучее явление, которое осуществляется одномоментно и мелькает между более оформленными и стойкими крайностями речевого мышления: словом и мыслью.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: